Как отремонтировать редуктор переднего моста на ВАЗ 2121 (Нива)?
Автомобиль ВАЗ Нива 2121 – это первый отечественный автомобиль повышенной проходимости, который стал действительной удобным и комфортным внедорожником. Просто автомобили, что могли передвигаться по бездорожью были и раньше, но внутри них находится было мучительно неудобно, как пример можно вспомнить тот же УАЗ 469. Салон там действительно спартанский, а когда едешь по ухабинам риск встречи головы и потолка необычайно велик из-за конструкции подвески. К тому же в то время иметь УАЗ могли только военные, в свободной продаже его не было. Но Нива 2121 это совсем другое кино.
Нива 2121
Этот автомобиль получил полностью новый салон, местами, конечно, позаимствованный из других моделей ВАЗа. Подвеска здесь мягонькая, сделать ее такой удалось потому, что здесь отсутствует рама, но несущий кузов. Оба моста здесь ведущие, автомобиль получил четырех ступенчатую коробку передач и довольно надежную раздаточную коробку. Из-за небольшого багажника пришлось придумать куда класть запасное колесо, чтобы не сокращать пространство багажника. Положили его под капот, сконструировав под него подставку так, чтобы оно клалось сверху и не занимало место.
Редуктор моста
У ВАЗ Нива 2121 все мосты ведущие, так как это полноценный внедорожник, где каждое колесо вращается от двигателя. Однако, мосты здесь все же имеют различия: задний просто ведущий, а передний ведущий и управляемый. Конструкционно эти два моста объединяет наличие картера и наличие редуктора. Выглядят они здесь почти одинаково, но нас интересует редуктор переднего моста.
В целом каждый редуктор имеет идентичное назначение: воспринимать крутящий момент. Крутящий момент, что создает двигатель, первой воспринимает сцепление и коробка передач.
После нее идет раздаточная коробка, которая распределяет крутящий момент на два карданных вала, который упираются в редуктор. Он же воспринимает момент и поворачивает его на 90 градусов, вращая каждую полуось с колесом.
Передний редуктор ВАЗ Нива 2121
Состоит редуктор автомобиля ВАЗ Нива 2121 из таких элементов:
- Ведущая шестерня.
- Ведомая шестерня.
- Шестерни каждой полуоси.
- Сателлиты.
Если редуктор начинает выходить из строя, то это определяется сразу же по звуку. Есть такое выражение – “воет мост”. Это износившиеся шестерня начинают плохо входить в зацепление и создает такой протяжный звук при разгоне, который похож на завывание собаки.
Ремонт редуктора
Сегодня ремонт редуктора обычно сводится к покупке и установке нового. Раньше, в нашу советскую бытность, на авто рем. заводах чинили практически все, и сточенные зубья редуктора наплавляли и восстанавливали. Сегодня же никто этим не занимается, а просто проводят замену. Тем не менее сначала нужно провести дефектовку шестерен, чтобы определить правдиво ли утверждение, что редуктор ВАЗ Нива 2121 износился и требует замены. Д
ля снятия редуктора нам потребуется снять весь мост авто. Поэтому мы должны разобраться в том, как его разобрать и снять с машины.
Сначала нам нужно определиться с местом ремонта – это должная быть хорошая удобная яма или высокий подъемник. Первым делом мы снимаем защиту двигателя, так как она прикрывает большую часть днища в передней части авто. Затем мы откручиваем и снимаем штангу у стабилизатора поперечной устойчивости, а у поперечины мы должны снять растяжки. Следующий наш шаг – это отсоединение амортизаторов от нижних рычагов подвески. Следом откручиваем от фланца ведущей шестерни карданный вал и аккуратно отводим его в сторону, возможно, для этого его потребуется провернуть. Не бойтесь, если вы вручную провернете коленчатый вал ничего страшного не произойдет и не сломается.
Теперь нам нужно специальным устройством сжать пружины подвески и сразу же снять т шаровые опоры с нижнего рычага. Плавно отпустив зажимы пружин снимаем и их. Также нужно снять тяги от поворотных рычагов. Теперь нужно снять колпак и открутить аккуратно гайку подшипника. Это же выполняется и с другой стороны подвески ВАЗ Нива 2121. Теперь нужно отсоединить крепление глушителя на коробке передач и в задней части двигателя и снять глушитель.
Теперь нам нужно отвернуть гайки крепления кронштейна поперечины подвески подушек крепления двигателя. Отвернуть болт, который крепит правый кронштейн к двигателю и две гайки, которые крепят передний мост. Мост при этом желательно поддерживать.
Теперь, когда мост ВАЗ Нива 2121 снят его нужно закрепить за стенде. Теперь нам нужно снять крышку и вынуть шарнир, так же важно не сорвать уплотнительную прокладку. У картера моста нужна снять штампованную крышку и еще одну прокладку. Все, перед нами открылись шестерни редуктора, и мы его можем вынимать. При этом не стоит снимать нижнюю крышку картера, потому что может вытечь масло и облить вас. Вынимать шестерни также нужно аккуратно, так как они весят немало.
autodont.ru
Ремонт переднего моста нива и усиление заднего моста нивы
Прежде чем произвести ремонт переднего моста, давайте разберемся из чего же он состоит. Передний мост нива шевроле можно представить, как главная передача, которая устанавливается в одном картере. Подшипники редуктора, шестерни главной передачи идентично у заднего и переднего моста нива. С низу и спереди передний картер будит закрыт крышками уплотнённый прокладками и совершенно литой.
Давайте разберем более подробно как производить ремонт переднего моста.
Как происходит замена масла
Каждые сорок пять тысяч километров по регламенту нужно производить в редукторе замену масла. Для этого нам понадобится:
- ключ на семнадцать.
- Емкость куда можно слить старое масло.
- На семнадцать шестигранник.
Лучше всего на автомобиле масло менять после того как он немного поработает так сказать на горячую.
После того как автомобиль прогрели, отворачиваем сливную пробку и сливаем масло в специально приготовленную емкость, затем пробку заворачиваем обратно.
Отворачиваем пробку для залива масла и заливаем новое трансмиссионное масло эту манипуляцию можно сделать при помощи любого шприца. Масло заливаем до нижнего уровня кромки, специального заливного отверстия, после чего пробку заворачиваем обратно. На этом процесс по замене трансмиссионного масла считается законченным.
Как заменить сальник хвостовика на переднем мосте
Если обнаруживается течь масла, то следует заменить сальник. Для замены нам понадобится:
- Ключ на четырнадцать и тринадцать.
- Набор отверток.
- Молоток.
- Ключ динамометрический.
Перед тем как заменить сальник хвостовика, то есть произвести ремонт нивы своими руками, необходимо заглушить двигатель и выключить передачу, слить из картера переднего моста масло, затем отсоединить передний вал карданный, от ведущей шестерни флаца редуктора моста переднего. Выводим корпус внутреннего шарнира привода передних колес плавно из зацепления со всеми шестернями полуосей. Следует определить момент, когда происходит сопротивления вращению фланца гайки и произвести замену сальника. Назад все устанавливается в обратном порядке, после чего в редуктор заливается масло.
Как произвести замену сальника корпуса и подшипника
Для замены нам нужны будут:
- Бородок
- Молоток любой главное не деревянный
- Герметик также любой лучше прозрачны
- Съёмник для стопорных колец
Снимаем привод передних колес, затем снимаем стопорное кольцо подшипника, с помощью деревянного бруска и молотка все это сбиваем и снимем подшипник вала и корпус.
При помощи бородка и молотка снимаем сальник так называемого внутреннего ШРУСА у переднего колеса.
Смазываем кромку сальника специальным трансмиссионным маслом, а на поверхность с наружи наносим не большей слой герметика.
После проделанной работы аккуратно при помощи молотка запрессовываем сальник обратно в корпус, в обратном порядке устанавливаем снятые детали, если есть необходимость производим замену ШРУСА старого на новый.
Как снять и установить редуктор переднего моста
Как правило его снимают для ремонта и замены, на специальном оборудование и нужно обладать специальными навыками, поэтому ремонт самому в гаражных условиях может привести к не желаемому результату. Поэтому лучше доверить это специалистам.
Для снятия редуктора нам понадобится:
- Ключи строго на двадцать сем, тринадцать и семнадцать.
- Балонник ключ
- Шестигранник желательно на двенадцать
- Молоток
- Шприц чтобы залить трансмиссионное масло
- Зубило
- И любая емкость для масла
Снимаем колеса обязательно передние, сливаем масло из картера, отсоединяем от редуктора карданный вал.
Вынимаем у левой крышки болт крепления отвернув предварительно гайку, к поперечной передней подвеске.
К редуктору моста отворачиваем три гайки на каких крепятся крышки, и снимаем правый привод переднего колеса.
Разворачиваем поворотный кулак, так что бы привод потянулся за ним, отсоединяем редуктор от самого привода, после чего его можно снять. Обратно все устанавливается в обратном порядке, после сбора заливается масло.
Также довольно часто производят усиление заднего моста, нива шевроле требует это так базовая конструкция досталась ей от классических жигулей, а она эксплуатируется в более жестких условиях. Что приводит к деформированию данных узлов, тем самым ресурс подшипников резко снижается также изнашиваются довольно быстро детали заднего редуктора.
Как правило владельцы предпочитают прикладывать это на специалистов или вовсе отказываться так как:
- Если делать это самому будит затрачено много усилий
- Эта процедура довольно дорогостоящая
- Мосты не часто гнутся
- Пропадает тяга
Если всё-таки вы решили произвести усиление заднего моста, нива шевроле скажет вам только спасибо.
И так что следует сделать:
На станину кладем, прижимая ремнем мост чтобы он не ерзал. Далее отрезаем заготовленный профиль, подгоняя его по чулку. Подгоняем профиль с обоих сторон к мосту, распуская углы по краям болгаркой, немного зарезая и загибая молотком приводя ее в трапециевидную форму, при этом смотрим чтобы болты ходили свободно. Затем зажимаем задний мост в кондуктор, после чего берем пятидесятый уголок, толщина которого четверка, и вырезаем из него четыре уха. Все это прихватываем сваркой, болгаркой придаем ей одинаковый вид. И высверливаем отверстия нужного нам диаметра. Усилители, которые привариваются берегут вертикальные отверстия в основании, а, чтобы укрепить горизонтальную плоскость вырезаем и привариваем металлический набалдашник. После всех действий мост подвешиваем и красим. Если непонятно можете посмотреть видео ниже. Конструкция, которая получается это мост, усиленный профилем специальным 60*60*2, который обваривается небольшими швами, с последующим его контролем чтобы плоскости были параллельны, чтобы мост не искривился вовремя сварки. Так как приваривается профиль сверху то это может привести к люфту подвески на четыре с половиной пять сантиметров.
Поэтому если вы задумали усилить мост, посоветуйтесь лучше с специалистом и примите решение, самому произвести весь процесс или доверится специалисту.
expertniva.ru
Ремонт переднего редуктора нива 21213 своими руками
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Вообще, задний редуктор не менялся, менялись чулок, полуоси и сальники.
Алексей aka ALER.
Рег.: 08.01.2005
Тем / Сообщений: 3 / 877
Откуда: Krasnodar
Возраст: 41
Авто: ВАЗ-2131 Вошь 7.9.7, 2009 г.в.; ВАЗ-21214 2008 г.в., ВОШЬ 7.9.7.(фазир. впр.) Престиж 12V214. T-MAX
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 08.01.2005
Тем / Сообщений: 3 / 877
Откуда: Krasnodar
Возраст: 41
Авто: ВАЗ-2131 Вошь 7.9.7, 2009 г.в.; ВАЗ-21214 2008 г.в., ВОШЬ 7.9.7.(фазир. впр.) Престиж 12V214. T-MAX
Рег.: 09.03.2006
Тем / Сообщений: 2 / 400
Откуда: Санкт-Петербург
Авто: Шевроле-Нива-15
Рег.: 14.03.2005
Тем / Сообщений: 2 / 405
Откуда: Челябинск
Возраст: 45
Авто: УАЗ-Патриот классик, была ВАЗ 2131-10 (1.8i)
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Заготовки чулка после изменения в 21214 (см. FAQ) одинаковые. Отличиаются — местом, куда приварены крепления амортизаторов.
Вован
я не понял твой вопрос. Из него получается, что тебе поменяли в сервисе РМП на сломанный (!) шнивский. Как так может быть? Я тоже не могу разобраться.
Алексей aka ALER.
Рег.: 09.03.2006
Тем / Сообщений: 2 / 400
Откуда: Санкт-Петербург
Авто: Шевроле-Нива-15
Рег.: 14.03.2005
Тем / Сообщений: 2 / 405
Откуда: Челябинск
Возраст: 45
Авто: УАЗ-Патриот классик, была ВАЗ 2131-10 (1.8i)
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Нижняя крышка РПМ и длинная и крепится к стабилизатору поперечной устойчивости? Это основное или даже единственное нынче отличие РПМ Шнивы от нивского. Что именно ставили на ОПП ВАЗ в крокодил в 2005-м году, я не знаю, но вполне допускаю, что такую переделку они выполнили.
Если нижняя крышка РПМ длинная, то знай, что это больное место ШН, у них она постоянно ломается. Можно заказать где-нибудь стальную, в точности такой же формы. В Москве, говорили, она бывает в магазинах сети Кемп, но я только слышал об этом.
Алексей aka ALER.
Рег.: 14.03.2005
Тем / Сообщений: 2 / 405
Откуда: Челябинск
Возраст: 45
Авто: УАЗ-Патриот классик, была ВАЗ 2131-10 (1.8i)
Имя: Алексей
Рег.: 05.03.2005
Тем / Сообщений: 61 / 4064
Откуда: Москва, САО
Возраст: 39
Авто: Шнива 2016 г.в. 70 ткм
Выложу сюда свой отчет о вчерашнем ремонте РЗМ
Имеем: гул заднего моста при движении «полунакатом» на скоростях от 80 и выше, т.е. когда машина и не разгоняется и не тормозит двигателем. Этакая грань.
Кардан в данной проблеме не виноват — он был снят и подвергнут ремонту (замена крестовин + балансировка), не помогало, хотя без кардана гул появлялся только на 120 и слабенький.
Необходимо: заменить главную пару. (редуктору — 140 ткм)
Куплено:
— главная пара 3,9 в Дожде за 1700 р.
— распорная втулка
— регулировочные кольца от 2,55 мм до 3,35 мм с шагом в 0,1 мм — всего 8 штук, покупал в Руси (ходить туда надо с микрометром )
— прокладка + герметик
— (нуждЫ в замене подшипников я не увидел)
Как снимать редуктор и разбирать его я описывать не буду, это можно почитать в любой книжке. Опишу только подбор регулировочного кольца под ведущую шестерню главной пары.
Как известно есть два способа — с помощью оправки и с помощью пятна контакта.
У меня был еще один вариант — использую старую пару (еще раз напомню, что подшипники я не менял). У меня на ведущей шестерне было написано -12, а на новой -20, т.е. мне старое регулировочное кольцо надо было заменить на новое толщиной на 0,08 мм тоньше ((-12)-(-20)=08)
Но я решил проделать всю операцию с начала до конца (к тому же не известно правильно ли мне на заводе установили старую шестерню 8 лет назад)
Способ такой: надеваем задний подшипник на ведущую шестерню без регулировочного кольца (он там садиться с преднатягом), но насаживаем его не до конца, а так что бы оставался зазор соответствующий наибольшей толщине регулировочного кольца, т.е. 3,5-4,0 мм
Засовываем ведущую шестерню в редуктор, и без распорной втулки собираем дальше — передний подшипник, маслоотражательное кольцо, фланец, шайба, гайка хвостовика.
Устанавливаем дифференциал (ведомую шестерню) в редуктор.
Дальше технология такая — затягивая гайку хвостовика по 20 градусов, мы запрессовываем задний подшипник на ведущую шестерню уменьшая зазор между оными в среднем на 0,07 мм. После каждой подтяжки проверяем пятно контакта с обоих сторон ведомой шестерни. После достижения желаемого результат разбираем редуктор, и подбираем (подсовыванием) какое кольцо подходит в получившейся зазор между шестерней и подшипником. И используем следующее кольцо по размеру в сторону увеличения, т.е. если у нас влезает кольцо толщиной 2,7 мм, то собирать надо с кольцом 2,8 мм — оно все равно еще конкретно подожмется распорной втулкой. Потом собираем редуктор «начистую», т.е. с кольцом, распорной втулкой и т.д. — всё как положено. И еще раз проверяем пятно контакта на собранном редукторе.
P.S. Пятно контакта я проверял согласно мануала используя краску серебрянку, та что для дисков (более подходящего в гараже я ничего не нашел )
P.P.S. Преднатяг подшипников дифференциала я выставлял штангенциркулем по манулу.
P.P.P.S. По моему (у меня нет динамометрического ключа) при сжимании распорной втулки мне пришлось приложить усилие побольше чем в мануале написано Но потом, когда втулка стала бочкообразной, она сжиматься стало явно полегче Т.е. «Главное — начать» (с)
Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:
Самое важное забыл:
Сегодня разогнялся до 110 — гул пропал
Надеюсь на долго (тьфу-тьфу-тьфу и тук-тук-тук. )
Рег.: 05.01.2005
Тем / Сообщений: 2 / 230
Откуда: Нижний Новгород
Возраст: 36
Авто: ВАЗ-21213 1997 г.в.
Ну и я отчитаюсь. Надо сказать, что редуктор я стал перебирать скорее из интереса, и в укор всем тем, кто делал большие глаза и говорил, что это очень сложно и сейчас этим никто не занимается.
Надо сказать, что это вобщем-то даже и просто оказалось.
Из спец. приспособ я использовал только микрометр, штангенциркуль, динамометрический ключ и безмен.
Итак, в один не очень прекрасный день, я отъезжал от магазина. Сдав задним ходом, я не дожидаясь полной остановки машины, включил первую и отпустил сцепление. «Бум» — сказал машина. «Бум, бум, бум». Нива, надо сказать, машина терпеливая. Все лето отец ездил с текущим сальником корпуса внутреннего ШРУСа, причем тек он так хорошо, что когда я менял левый Шрус, и сливал масло из редуктора, оттуда вытекло. да ничего оттуда не вытекло. К сожалению, залить-то я масло туда залил, но уже поздно. Ибо только отсутсвие масла может убить такой надежный узел, как редуктор.
Доехав до дома, а затем до сервиса (хорошая машина нива, у брата даже с треснутым корпусом раздатки доехала до дома), уже по дороге поставил диагноз — включение блокировки уменьшало количество стуков на порядок, что говорило о «прокручивании чего-то спереди».
На счастье, в гараже валялся старый братишкин РПМ, который и было решено восстанавливать.
Конечно, сначала была все же идея редуктор купить, но при цене 5600, этот сомнительного происхождения агрегат, без следов мастики на ГП и здоровым люфтом в зацеплении (это то, что увиделось на глаз), решил, что просто собранный редуктор даже без особых регулировок — будет не хуже магазинного.
Старый РПМ был убит капитально — фотографии ГП выложу попозже, для раздела ужастиков. Выкрошенные зубья оставили неизгладимые впечатления на стенках картера. Гуляющая ведущая шестерня профрезеровала коробку дифференциала, на подшипниках были рытвины и расслоения металла.
Слегка очистив РПМ от грязи снаружи и протерев от масла внутри, я забрал его и все необходимые зч домой на балкон, чтобы делать в тепле.
Также снял нижнюю крышку, в области ведущей шестерни оказалось значительное количество обломанных зубьев.
Из зч я приобрел естественно ГП, коробку дифференциала из-за того, что была просажена одна шейка и комплект подшипников. По мелочи — прокладки, регулировочные кольца.
Шестерни дифа я оставил старые, хотя и зря — их износ не удалось компенсировать установкой толстого регулировочного кольца, поэтому остался люфт.
Стоимость запчастей составила примерно 4’400.
Старые подшипники снимаются достаточно легко, и с коробки дифф., и с ведущей шестерни, достаточно двух монтажных лопаток.
Одним из важных моментов при сборке является подбор толщины регулировочного кольца ведущей шестерни. Данную процедуру я аппроксимировал, что конечно же не правильно, но для эксперимента сойдет. Исходя из того, что редуктор собирается в старом картере, а значит его база не меняется, я сделал допуск, что толщина подшипников ведущей шестерни неизменна — об этом говорится в статье в ФАКе. Таким образом, надо учиьывать только новую поправку, выгравированную на новой шестерне.
С таким методом подсчета, мне необходимо было установить кольцо, на 10 соток меньше, чем предыдущее. Предудыщее оказалось ровно 3мм, что было измерено микрометром.
Надо сказать, что в одном из автомагазинов, я нашел кировский набор для регулировки редуктора, в который входит оправка для измерения базы картера, а также бокового зазора и преднатяга пошипников — короче как в заводском мануале. Цена его — 2200р, что в общем-то недорого на мой взгляд. Однако из него действительно нужна только оправка, поэтому на этот раз я не стал его брать.
Взяв кольцо 2.90 и напрессовав большой подшипник через выколотку, я заколотил внутренние чашки, используя в качестве оправки старые кольца подшипников.
Затем, я взял шестерню и установив ее на место, поставил малый подшипник, фланец и от руки затянул конструкцию.
Собрав дифференциал — установил его на место и протянул гайки крепления шестерни — без тисков сделать это просто с коробкой дифф. нереально — момент достаточно большой. Была мысль посадить болты на резьбовой герметик, но нигде упоминания о необходимости этого не нашел.
Притянув по черновому дифференциал гайками крепления постелей, отнял у ребенка пальчиковые краски, гуашь, белую. Кисточкой нанес на несколько зубьев и покрутил. На стороне переднего хода пятно было удовлетворительное, на стороне заднего — похуже, но тоже ничего. Надо сказать, что лучше всего пятно становится видно, когда прокручиваешь за фланец, придерживая ведомую шестерню и при засохшей краске — потому что сарую несколько «свозит», а сухую протирает до металла.
Итак, пятно контакта было неплохим, но надо бы колечко потолще. Однако, спрессовать подшипник с ведущей шестерни не удалось — монтажные лопатки без тисков не помогли, а сколотить там не подступишься. Экспресс забег по близлежащим магазинам также не позволил найти подходящего съеменика — слишком тонкие зацепы нужны — в мануале какая-то хитрая оправка применена.
Вобщем, решил пока забить — все равно эксперимент.
Собрал шестерню как надо — с распорной втулкой, новым маслоотражателем. Установил сальник.
Кстати, недавно знакомый сервисмен сказал мне, что он перед установкой сальника извлекает пружинку, раскручивает ее (она скручена хвост-в-хвост) отрезает парочку витков и снова скручивает. Утверждает, что такой подтянутый сальник держит много лучше и дольше.
И тут случилась засада — затягивая динамометрическим ключем гайку хвостовика и удерживая фланец от проворачивания монтажкой за вставленные болтики, я достиг усилия в 20кгсм, однако втулка «не пошла», подшипники не затянулись и присутствовал люфт эдак в 10 мм.
Все кончилось тем, что ключ соскочил, заехал мне по ноге, и я в этот день больше к редуктору не подходил
На след. день я привлек товарища, перевезя к нему в гараж редуктор. В двоем, с помощью труб мы докрутили гайку хвостовика до исчезновения люфта в подшипниках, а затем аккуратно дотянули, контролируя безменом момент на прокурчивание фланца — если тянуть безменом за конец веревки, намотанной на фланец — должно быть 7-9 кг.
Удерживать фланец надо монтажкой через два карданных болта, причем расстояние между отверстиями на фланце — разное, поэтому если неправильно установить лопатку между болтами она будет упираться не на оба болта, а на один болт и фланец, но так во-первых можно оторвать грязеотражательное кольцо, а во-вторых так болт ломается на раз.
После установки ведущей шестерни, мы установили ведомою с дифференциалом. Я сначала поставил на постели только подшипники, затем завернул постели от руки, несильно, и завернул гайки. Таким образом я гарантированно «попал в резьбу». Кстати, на мой взгляд имеет смысл пометить, какая постель откуда, т.к. имхо они на заводе протачиваются «по месту».
Сначала я завернул гайку со стороны шестрерни, так, что она поджала внешнее кольцо подшипника и шестерню к ведущей, затем немного ослабил, простучал пластиковым молотком по шестерне, чтобы она отошла обратно, и вновь притянул. Затем завернул другую гайку, которая дается много проще — закрутить гайку через хобот корпуса справа — очень сложно — у меня рука туда чудом пролезла.
Довернув ее до подшипника, я дотянул ее еще на пару зубьев до появления нужного бокового зазора в зацеплении шестерен.
Далее, для создания преднатяга пришлось немного подумать — во-первых, пластина, которую я использовал для вращения гаек — уже гнулась, а во-вторых, для измерения расстояния между крышками подшипников надо было выбрать две точки, между которыми расстояние можно измерить повторно — сами по себе они достаточно неаккуратно отлиты, и слишком много закруглений. Первую проблему я решил, найдя толстый металлический уголок — он идеально входил в зубья, и его было легко вращать.
Для того, чтобы точно замерить расстояние — я ввернул в крышки болтики крепления стопорных скобок — без скобок, почти до упора и так, чтобы было удобно мерять по их внешним краям.
С помощью этих приспособ и удалось достичь необходимых 0.08-0.13 мм.
На этом сборка закончилась, ну еще конечно нижняя крышка с прокладкой+герметиком (пропускаю между пальцами), ну и внешняя крышка.
В результате сборки обнаружил, что пятно контакта ушло еще, как-будто осело кольцо большого подшипника. Но пересобирать не стал.
В сервисе взяли 2000 за переустановку РПМ.
На данный момент проехал около 200 км, не шумит, ездит
И что примечательно — в трансмисии отсутствует «бум», который жил со мной уже долгие годы.
Так что результатом я в принчипе доволен, посмотрим, сколько проживет.
Рег.: 18.01.2007
Сообщений: 10
Откуда: С-Пб
Возраст: 36
Авто: Nissan Datsun Cherry 79 г.в., Нива 2121 94 г.в. продана
kalina-2.ru
Ремонт и регулировка редуктора передний и задний оси
Содержание статьи:
Редукторы одни из самых уязвимых узлов Нив всех поколений. Средняя проходимость до первой поломки составляет 100 тыс. км. Редукторы одни из самых уязвимых узлов Нив всех поколений. Средняя проходимость до первой поломки составляет 100 тыс. км.
Прежде чем приступить к ремонту, необходимо выявить неисправность. Провести операцию возможно тремя способами:
1. Исключите посторонние звуки (дорожное полотно, траффик и т.д.). Постепенно разгоняясь, достигните скорости 90 км/ч, после чего плавно затормозите двигателем. Зафиксируйте характер шума, моменты его появления и исчезновения. На ровном участке трассы разгонитесь до 90 км/ч, выключите зажигание, повернув ключ на одно деление. Продолжайте движение накатом до полной остановки. Если звуковое сопровождение не соответствует предыдущему опыту, нельзя исключить выход из строя подшипников дифференциала или ведущей шестерни, а также шестерен редуктора.
2. Поставьте автомобиль на ручной тормоз, запустите мотор. Увеличивая обороты, проанализируйте шумы. Их совпадение с первой частью предшествующего испытания свидетельствует об отсутствии явных неисправностей в редукторе.
3. Для точной локализации шума поднимите авто. Раскрутите колеса, используя четвертую передачу.
Замена масла
В зависимости от характера ремонта или обслуживания процесс сопровождается снятием детали с машины или без него. Операция, предшествующая прочим вмешательствам, -замена масла. Проводится на разогретом авто, проехавшем не менее 10 км.
Независимо от расположения узла спереди или сзади, удаление жидкости производится через сливное отверстие. Так, на примере переднего моста следует:
открутить пробку с помощью шестигранного ключа.
Подставив емкость, слить отработанную субстанцию.
Наполнение свежим маслом осуществляется шприцом через заливное отверстие, предварительно освобожденного от болта 17 мм ключом.
Как снять редуктор
Для удобства сервисные операции проводятся в поднятом состоянии.
Демонтируйте задний карданный вал, открутив по четыре гайки вилки к фланцам редуктора и вала привода задней оси.
Аналогичную работу проведите на передней половине кардана.
Передняя ось
Для замены редуктора переднего моста и последующего ремонта снимите растяжку подвески, выкрутив заднее и переднее крепления.
Отверните настроечную гайку ступицы и снимите крепление амортизационной стойки снизу.
Используя упор, освободите от рычага нижнюю шаровую опору.
Вытяните хвостовик.
Отверните крепление моста и опору ДВС (ключ на 19).
Выкрутите крепеж крышки подшипникового механизма внутреннего шарнира и кронштейна моста к картеру.
Подденьте крышку подшипника корпуса внутреннего шарнира, предварительно отсоединив от кронштейна крепления моста Нивы 2121.
Извлеките корпус из редуктора до полного снятия привода.
а
Установив подпор, последовательно отделите от левого кронштейна мотора (возможны отличия при независимом креплении).
А также кронштейна блока цилиндров.
Придерживая, снимите узел с крепления редуктора переднего моста.
Видео
Задняя ось
Отверните крепление полуоси к фланцу балки.
И отогните стопорные пластины.
Рывком сдвиньте полуось, держась за колесо, прикрученное реверсной стороной.
Удалите 8 болтов крепления редуктора заднего моста.
Разборка
Редукторы обоих мостов имеют схожую конструкцию, что позволяет рассмотреть процесс разборки на примере одного из них.
Предварительно элемент очищается от грязи и закрепляется на верстаке.
Снимите крышку и прокладку с картера редуктора.
Открутите стопорную пластину гаек подшипников. Накерните исходное положение крышек.
Выньте болты крышки правого подшипника, применяя 17 мм ключ.
Затем располовиньте ее с последующим снятием регулировочной гайки,
кольца подшипника.
Повторите процедуру для элементов слева.
Демонтируйте коробку дифференциала с содержимым.
Извлеките ведущую шестерню с комплектующими. Вытащите распорную втулку.
С помощью выколотки снимите внутреннее кольцо.
Раскрепите фланцевое соединение, вставив два болта в отверстия.
Подденьте отверткой сальник ведущей шестерни ГП.
Удалите оставшиеся детали.
Посредством съемника или зубила разберите дифференциал Нивы 21214.
Выньте ось, полуосевые шестерни и опорные шайбы.
Восстановление
Обратная сборка осуществляется только после дефектовки всех деталей. Отсутствие одного или нескольких зубьев, наличие трещин, задиров, износа на подшипниках является показанием для замены на новые.
При монтаже соблюдают осевые и зазоры зацепления, люфт и моменты сопротивления, преднатяг подшипников – все механизмы редуктора Нивы должны свободно вращаться.
Видео ремонт редуктора
Видео 2
nivaexpert.ru
Ремонт редуктора заднего моста Ваз 2121 Нива
Когда понадобился гражданский автомобиль повышенной проходимости, в 1977 году появился ВАЗ Нива. Основное назначение – проехать там, где дорог не существует совсем. Все в конструкции было направлено на проходимость, что снизило до минимума комфорт авто. Вторичное явление – слабое качество некоторых деталей и узлов при огромной выносливости всего авто в целом.
Особенности ходовой
У ВАЗ Нива 2121 (21213 и т.д.) оба моста – ведущие, что позволяет автомобилю качественно преодолевать бездорожье или распутицу. Мощность двигателя передается каждому колесу через редукторы. Их у Нивы два: задний ведущий и передний ведущий/управляемый.
Эти узлы считаются одними из самых «болезненных». При активной эксплуатации авто в экстремальных условиях первая поломка случится примерно на 100 000 км. Современный рынок и сервис предлагает сразу покупать новый узел. Однако ремонт вполне доступен и своими руками.
Определение поломки
Сломанный редуктор, как любой другой узел, имеет специфические признаки дефекта. Грамотный автомеханик легко определит даже конкретный тип проблемы. Обычному автовладельцу также стоит знать эти признаки, чтобы не тратиться на автосервисы. Звуковой способ определить повреждение редуктора:
- Следует выбрать дорогу с максимально качественным покрытием без трафика. Нужно постепенно разогнаться до 90 км/ч и плавно затормозить. В это время – зафиксировать появление посторонних шумов. Повторить разгон до 90 км/ч, выключить двигатель и во время качения прислушаться. Если звук отличается, то вполне возможна поломка.
- Поставить авто на ручной (парковочный) тормоз, запустить двигатель и на нейтральной передаче постепенно увеличивать обороты. Если шумы совпадают с первым испытанием, то редуктор, скорее всего, в норме.
Более точное определение неисправности возможно на подъемнике, когда колеса вращаются свободно. Этот способ лучше знают специалисты из сервисов. Для его использования нужен опыт и понимание того, что нужно услышать.
Редуктор переднего моста
Передний редуктор Нивы 21213 отличается от заднего: расположение, способ крепления и конструкции. Для того чтобы его демонтировать, придется поднять авто. В дальнейшем разбор идет по следующей схеме:
- Снять растяжку подвески переднего моста (выкрутить оба крепления).
- Отвернуть настроечную ступичную гайку и снять нижнее крепление амортизационной стойки.
- Установить упор и освободить от рычага шаровую опору (нижнюю).
- Вытащить хвостовик.
- Отвернуть опору ДВС и крепление моста.
- Выкрутить крепление крышки подшипника внутреннего шарнира и кронштейна картера к мосту.
- Поддеть крышку и извлечь корпус из редуктора.
- С помощью подпора отделить от левого кронштейна мотора и блока цилиндров. Снять редуктор с креплений переднего моста.
После этого можно разобрать сам редуктор и уже точно определить характер повреждений.
Задний мост
Ниже также будет описана схема демонтажа узла. Конкретный ремонт редуктора заднего моста ВАЗ 2121 Нива требует конкретики. Кратко описать каждую возможную неисправности и ее устранение просто невозможно. Поэтому схема снятия заднего узла:
- Отвернуть крепление полуоси.
- Отогнуть стопорные пластины.
- Сдвинуть полуось.
- Снять болты крепления и вынуть узел.
Как видно задний узел снимается гораздо проще. Остается только закрепить его на верстаке и разобрать. Однако все равно нужно помнить, что деталь весьма тяжелая и перемещать аккуратно.
Полезное видео
Возможные повреждения
Вариантов дефектов может быть множество. Деталей внутри узла достаточно. Чаще всего откалываются зубья шестерен, изнашиваются подшипники или появляются трещины, зазубрины в элементах. Все они подлежать замене. Починить такие повреждения фактически невозможно.
djeeprus.ru
Редуктор переднего моста нива шевроле
Нива шевроле имеет передний мост, в который входит дифференциал и главная передача, которые устанавливаются в одном картере, который имеет литой корпус, который закрывается крышкой, и уплотнена прокладкой, который совершенно одинаковый с задним мостом. Согласно регламенту, в редукторе не обходимо производить замену масла каждые сорок пять тысяч километров.
Периодически приходится снимать редуктор переднего моста, нива шевроле требует своевременного обслуживания.
Замена редуктора
Чтобы произвести замену или ремонт, редуктор необходимо снять, и для того чтобы это сделать нужно обладать необходимыми навыками и инструментом, так если это делать в гараже, то желаемого вами результата скорей всего вы не добьётесь. Поэтому если дело дошло до замены или ремонта, то лучшем вариантом будет если вы обратитесь к специалисту. Если всё-таки вы решили произвести замену сами, то вам потребуется определенный набор инструментов:
- Шестигранник на двенадцать
- Ключи на 17, на 27, и 13
- Молоток с зубилом
- Любой шприц чтобы было удобно залить трансмиссионное масло, так же желательно подготовить любую емкость чтобы слить туда уже отработанное масло.
Когда весь инструмент у вас под рукой можно приступать к снятию:
- Первым делом снимаем у автомобиля 2121 или другого, передние колеса
- Берм емкость и туда сливаем отработанное масло с переднего моста редуктора
- После чего от переднего моста редуктора отсоединяем передний вал карданный
- Отворачиваем гайку, и вынимаем болты крепления
- У переднего колеса снимаем привод
- У перечной передней подвески отворачиваем несколько гаек которые крепят крышку внутренних шарниров левого привода
- Поворотный кулак разворачиваем, так чтобы потянул привод за собой
- Провода от редуктора отсоединяем
- Его снимаем
- После чего производим замену масла
- Когда процедура по замене завершена все устанавливаем в обратном порядке
Для экономии топлива, по твердым и сухим дорогам, на Нива Шевроле, можно отключать передний мост. Но чтобы достичь наибольшей экономии, производитель рекомендует производить движение с постоянным приводом, но с умеренной скоростью. Но если вы всё-таки решили отключить, то производите движение избегайте, грязи, снега, песка, и старайтесь буксировки прицепа или буксировки на стальные сцепки. Отключив передний мост, вы обеспечите снижение потерь механических в трансмиссии, тем самым износ шин и редуктора.
expertniva.ru
Снятие, ремонт и замена заднего редуктора Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Перед снятием очищаем редуктор от грязи. Демонтированный редуктор устанавливаем на верстак. |
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления стопорной пластины регулировочной гайки правого подшипника коробки дифференциала… |
…и снимаем пластину. |
Аналогично снимаем стопорную пластину регулировочной гайки левого подшипника.
Кернером помечаем расположение крышек подшипников коробки дифференциала на картере редуктора. |
Накидным ключом «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки правого подшипника коробки дифференциала… |
…и вынимаем болты. |
Снимаем крышку правого подшипника. |
Вынимаем регулировочную гайку… |
…и снимаем наружное кольцо подшипника коробки дифференциала. |
Аналогично снимаем крышку, вынимаем регулировочную гайку и снимаем наружное кольцо левого подшипника коробки дифференциала.
Если подшипники коробки дифференциала не меняем, то помечаем их наружные кольца для того, чтобы не перепутать при сборке.
Снимаем коробку дифференциала в сборе с ведомой шестерней главной передачи, внутренними кольцами, сепараторами и роликами подшипников. |
Из картера редуктора вынимаем ведущую шестерню в сборе с регулировочным кольцом, внутренним кольцом, сепаратором и роликами заднего подшипника и распорной втулкой. |
Снимаем распорную втулку. |
Нанося удары молотком через выколотку по внутреннему кольцу заднего подшипника редуктора,… |
…снимаем внутреннее кольцо с сепаратором и роликами. |
Снимаем регулировочное кольцо ведущей шестерни. |
Извлекаем из гнезда картера редуктора сальник (см. тут).
Вынимаем маслоотражатель… |
…и внутреннее кольцо переднего подшипника с сепаратором и роликами. |
Выколоткой выбиваем наружное кольцо переднего подшипника ведущей шестерни… |
…и вынимаем его. |
Перевернув картер, аналогично выбиваем наружное кольцо заднего подшипника ведущей шестерни.
Для разборки дифференциала…
…съемником спрессовываем внутреннее кольцо подшипника коробки дифференциала. |
При отсутствии съемника вставляем зубило между торцем внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала.
Нанося удары по зубилу, сдвигаем внутреннее кольцо подшипника. |
В образовавшийся зазор вставляем две мощные отвертки (или монтажные лопатки) и спрессовываем… |
…внутреннее кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Аналогично спрессовываем внутреннее кольцо другого подшипника.
Зажав коробку дифференциала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…
…накидным ключом «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления ведомой шестерни к коробке дифференциала. |
Молотком с пластмассовым бойком сбиваем ведомую шестерню с коробки дифференциала… |
…и снимаем шестерню. |
Вынимаем ось сателлитов. |
Проворачивая сателлиты, вынимаем их из коробки дифференциала. |
Вынимаем полуосевые шестерни… |
…и их опорные шайбы. |
Перед сборкой промываем детали редуктора в керосине и осматриваем их. Проверяем состояние зубьев шестерен главной передачи. Повреждения хотя бы одного зуба (выкрашивание, задиры рабочей поверхности) недопустимы. Мелкозернистой шкуркой устраняем незначительные повреждения оси сателлитов, шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий в коробке дифференциала. При серьезных повреждениях деталей заменяем их на новые. При обнаружении даже незначительных повреждений поверхностей опорных шайб шестерен полуосей заменяем шайбы на новые (с подборкой толщины шайб). Подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями. Плохое состояние подшипников является причиной шума и заедания зубьев шестерен.
Внутренние кольца подшипников коробки дифференциала с сепараторами и роликами напрессовываем на коробку подходящим отрезком трубы. Закрепляем ведомую шестерню на коробке дифференциала.
При сборке дифференциала смазываем трансмиссионным маслом шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлитами и устанавливаем их в коробку дифференциала. Проворачиваем сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения сателлитов с осью отверстий в коробке дифференциала, и вставляем ось сателлитов. Осевой зазор каждой шестерни полуоси не должен превышать 0,1 мм. При увеличенном зазоре заменяем опорные шайбы шестерен полуосей новыми – большей толщины. Момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Н.м (1,5 кгс.м) – шестерни проворачиваются рукой.
Проверяем легкость вращения шестерен дифференциала. |
Подходящей по диаметру инструментальной головкой (отрезком трубы) запрессовываем в гнездо картера наружное кольцо переднего подшипника. |
Аналогично запрессовываем наружное кольцо заднего подшипника.
Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника. При замене главной пары редуктора или подшипников ведущей шестерни подбираем регулировочное кольцо. Для этого изготавливаем приспособление из старой ведущей шестерни: привариваем к шестерне пластину длиной 80 мм и шлифуем пластину в размер 50–0,02мм относительно торца шестерни (плоскости прилегания регулировочного кольца).
Приспособление, изготовленное из старой ведущей шестерни. |
Протачиваем (или обрабатываем мелкой шкуркой) место установки заднего подшипника на ведущей шестерне для того, чтобы внутреннее кольцо подшипника устанавливалось по скользящей посадке. На изготовленное приспособление устанавливаем внутреннее кольцо заднего подшипника с сепаратором и роликами и вставляем приспособление в картер. Затем устанавливаем внутреннее кольцо переднего подшипника с сепаратором и роликами и фланец ведущей шестерни. Проворачивая за фланец шестерню для правильной установки роликов подшипников, затягиваем гайку крепления фланца моментом 7,9–9,8 Н.м (0,8–1,0 кгс.м).
Закрепляем картер на верстаке так, чтобы его привалочная плоскость располагалась горизонтально. Устанавливаем лекальную линейку в постели подшипников ребром для того, чтобы касание линейки постелей происходило по линии.
Набором плоских щупов определяем величину зазора между линейкой и пластиной приспособления. |
Толщину регулировочного кольца определяем по разнице между зазором и отклонением от номинального положения новой шестерни (с учетом знака отклонения).
Маркировка отклонения от номинального положения (в сотых долях миллиметра со знаками «плюс» или «минус») нанесена на конической части хвостовика шестерни. |
Например, измеренный зазор равен 2,90 мм, а на шестерне нанесено отклонение от номинального положения –15. Переводим отклонение в миллиметры: –15 x 0,01 = –0,15.
Требуемая толщина регулировочного кольца составит: 2,90–(–0,15) = 3,05 мм.
Устанавливаем регулировочное кольцо требуемой толщины на новую ведущую шестерню. Извлекаем приспособление из картера редуктора и снимаем внутренние кольца переднего и заднего подшипников с сепараторами и роликами.
Подходящим отрезком трубы напрессовываем на новую ведущую шестерню внутреннее кольцо заднего подшипника с сепаратором и роликами. |
Вставляем ведущую шестерню в картер редуктора. Устанавливаем новую распорную втулку, внутреннее кольцо переднего подшипника с сепаратором и роликами и маслоотражатель. Смазав рабочую кромку нового сальника смазкой Литол-24, запрессовываем его в гнездо картера. Устанавливаем фланец ведущей шестерни.
Застопорив фланец, постепенно затягиваем гайку его крепления динамометрическим ключом до момента 118 Н.м (12 кгс.м). |
Предварительный натяг подшипников ведущей шестерни контролируем динамометром,…
…периодически проверяя момент сопротивления подшипников вращению ведущей шестерни. |
Если момент сопротивления вращению оказался менее 157 Н.см (16 кгс.см) – для новых подшипников, а для подшипников после 30 км пробега – менее 39,2 Н.см (4 кгс.см), то подтягиваем гайку крепления фланца, не превышая момент затяжки. После этого вновь проверяем момент сопротивления вращению ведущей шестерни.
Если момент сопротивления оказался более 197 Н.см (20 кгс.см) – для новых подшипников, а для приработанных подшипников – более 59,0 Н.см (6 кгс.см), то предварительный натяг подшипников превышен.
В этом случае необходимо заменить чeрезмерно деформированную распорную втулку новой и повторно провести сборку и регулировку.
Устанавливаем в картер редуктора дифференциал в сборе с подшипниками и регулировочные гайки так, чтобы они соприкасались с наружными кольцами подшипников. Затягиваем болты крышек подшипников требуемым моментом.
Из стальной пластины шириной 49,5 мм и толщиной 3–4 мм изготавливаем специальный ключ для затяжки регулировочных гаек.
Регулировку бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи и предварительный натяг подшипников коробки дифференциала проводим одновременно, в несколько этапов.
Штангенциркулем измеряем расстояние между крышками подшипников. |
Заворачиваем левую регулировочную гайку (со стороны ведомой шестерни) до полного устранения зазора в зацеплении шестерен главной передачи.
Заворачиваем правую гайку до упора и подтягиваем ее на 1–2 зуба гайки. |
Затягивая левую гайку, устанавливаем требуемый боковой зазор 0,08–0,13 мм в зацеплении шестерен главной передачи.
При этом зазоре, покачивая ведомую шестерню, пальцами руки ощущаем минимальный люфт в зацеплении шестерен, сопровождающийся легким стуком зуба о зуб.
При затяжке гаек крышки подшипников коробки дифференциала расходятся и расстояние между ними увеличивается.
Для установки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала последовательно и равномерно затягиваем обе регулировочные гайки подшипников до достижения расстояния между крышками 0,15–0,20 мм. Установив предварительный натяг подшипников, окончательно проверяем боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен измениться. Для этого,…
…медленно проворачивая ведомую шестерню на три оборота, пальцами контролируем люфт в зацеплении каждой пары зубьев. |
Если зазор в зацеплении окажется больше требуемого (0,08-0,13 мм) , то вращением регулировочных гаек приближаем ведомую шестерню к ведущей или отодвигаем, если зазор меньше. Чтобы при этом сохранить установленный предварительный натяг подшипников, ведомую шестерню перемещаем, подтягивая одну из регулировочных гаек и ослабляя другую на тот же угол.
После регулировки устанавливаем стопорные пластины регулировочных гаек и закрепляем их болтами.
lada-niva.ru