Лапки корзины сцепления: пошаговая инструкция по регулировке на автомобилях КАМАЗ
Регулировка лапок корзины сцепления (КС) – естественная процедура, которой периодически подвергается трансмиссия грузового автомобиля КАМАЗ. Она необходима для обеспечения комфортного и безопасного для транспортного средства трогания и служит для переключения коробки переменных передач.
Необходимый инструментарий для технического обслуживания
Корзина сцепления – важный элемент трансмиссионной системы грузового автомобиля КАМАЗ, и ее периодическое техобслуживание является обязательным условием выполнения работ по техобслуживанию транспортного средства.
Перед началом работ по регулировке лапок КС на автомобиле КАМАЗ необходимо предварительно обеспечить наличие инструментальной инфраструктуры:
1) набора ключей;
2) ровной поверхности для процедуры регулировки;
3) клея на основе силикона.
Методика регулировки: пошаговые действия
Предлагаем пошаговую инструкцию по выполнению работ, связанных с регулировкой лапок КС КАМАЗ.
Шаг 1. Демонтаж КПП.
Для проведения регулировки лапок корзины сцепления следует на смотровой канаве или яме демонтировать коробку переменных передач. Для облегчения действий и обеспечения безопасности сервисменов желательно применить специальную лебедку для автосервисных работ.
С помощью гаечного ключа откручиваются крепежные болты КПП, обеспечивающие ее крепление к кузову транпортного средства. Для окончательного демонтажа коробки передач с крепежных шпилек отворачиваются винты.
Шаг 2. Мониторинг исправности узла.
После демонтажа КПП обязательно необходимо провести мониторинг исправности его компонентов (во избежание поломки агрегата в дальнейшем из-за предельного или функционального износа компонентов):
- выжимного подшипника;
- муфты;
- пружинного механизма (используемого для оттяжки).
Шаг 3. Демонтаж нажимного элемента и мониторинг его исправности.
Путем отворачивания винтов, крепящих нажимной диск к маховику двигателя, осуществить его демонтаж. При этой процедуре следует поддерживать ведомый диск. Выполнить мониторинг наличия неисправностей системы.
Особое внимание следует уделить выжимному подшипнику, который должен вращаться свободно и при вращении не издавать посторонних звуков, свидетельствующих о повышенном трении.
Шаг 4. Замена (при необходимости) изношенных деталей трансмиссии.
При необходимости замены компонентов трансмиссионной системы (подсистемы сцепления), следует обеспечить наличие запчастей и произвести демонтаж старых и монтаж новых элементов.
Шаг 5. Регулировка лапок КС.
С использованием плиты с ровной поверхностью произвести регулировку лапок корзины сцепления.
Важно отметить: не следует демонтировать КС с дополнительного маховика!
- Регулировка осуществляется в соответствии с рабочей поверхностью нажимного диска: с помощью гаечного ключа вращать винты, предназначенные для регулировки. Необходимо добиться того, чтобы сферические выступы (верхние границы их внутренних сторон) располагались относительно нажимного диска (его рабочей поверхности) на расстоянии, не превышающем 4,1 см. В идеале расстояние должно составлять 4,0 см. В этом случае регулировка лапок КС признается корректной.
- Промониторить эффективность и работоспособность лапок посредством спецпластины: сферические выступы должны иметь контакт со спецпластиной, смонтированной на ступице.
- В финале работы следует до упора затянуть крепежные винты.
После завершения процесса регулировки лапок КС совершить сборку узла в обратной последовательности.
Финальная регулировка сцепления
После завершения цикла работ будет целесообразным осуществить общую, комплексную регулировку сцепления ТС.
- Закрутить крепежные винты пневмоусилителя привода и промониторить его герметичность.
- При визуальной негерметичности привода необходимо ликвидировать ее путем герметизации клеем на основе силикона.
- Прокачать гидравлическую систему привода.
- Промониторить функционирование пружинных компонентов, служащих для оттяжки педали сцепления и вилочного рычага сцепления. При необходимости следует избавиться от дефектов в работе узла.
- Отрегулировать свободный ход муфты и педали сцепления(при необходимости).
- Обеспечить масляную смазку подшипника муфты, вилки.
- Промониторить и обеспечить наличие и объем уровня техжидкости в бачке привода.
- Удалить из пневмогидроусилителя конденсат (при его наличии).
Регулировка сцепления и его привода
Строительные машины и оборудование, справочник
Регулировка сцепления и его привода
Регулировка сцепления может потребоваться в случае замены отдельных изношенных деталей перед установкой сцепления на двигатель. При этом проверяется положение упорного кольца рычагов выключения, чтобы обеспечить одновременное действие всех рычагов выключения и их правильное положение относительно нажимного диска. Для проверки нажимной диск в сборе с кожухом и рычагами выключения устанавливается на контрольную подставку или на маховик со вставкой, обеспечивающей установочный размер А = 28,9…29,1 мм. Размер В должен быть равен 51,7…52,3 мм, а биение торца Т2 упорного кольца относительно торца — не более 0,2 мм. При нарушении положения упорного кольца надо произвести регулировку при помощи регулировочных гаек до восстановления в нужных пределах размера В. При завертывании регулировочных гаек размер В увеличивается, а при отвертывании — уменьшается. После монтажа сцепления на двигателе биение торца упорного кольца не должно превышать 0,5 мм.
Рис. 1. Проверка и регулировка положения упорного кольца рычагов выключения сцепления:
1 — болт; 2 — регулировочная гайка; 3 — запорная пласуинэ; 4 — упорное кольцо рычагов выключения; 5 — нажимной диск; 6 — рычаг выключения; 7 — контрольная подгтавка
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Применительно к сцеплению, устанавливаемому на автомобиле Урал-4320, размер В после регулировки должен быть в пределах 53,7…54,3 мм, биение торца Т2 упорного кольца относительно торца Т, — не более 0,4 мм.
Регулировка привода сцепления автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 включает регулировку зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра, а также регулировку свободного хода рычага 8 вилки выключения сцепления.
Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируют эксцентриковым пальцем, который соединяет толкатель с рычагом педали в положении, когда возвратная пружина прижимает педаль сцепления к верхнему упору. В этом положении надо повернуть эксцентриковый палец так, чтобы свободный ход педали от верхнего упора до касания толкателем поршня при слабом нажатии на педаль составил 6… 12 мм. Замеры надо производить по перемещению середины площадки педали.
Свободный ход рычага вилки выключения сцепления регулируют сферической гайкой на конце штока. Для регулировки отвертывают контргайку, а затем вращением сферической гайки добиваются, чтобы свободный ход рычага, замеренный по его концу в месте упора штока, составлял 3,1… 4,7 мм, что обеспечивает необходимый зазор между упорным кольцом рычагов выключения и торцом подшипника муфты выключения сцепления.
Суммарный свободный ход педали сцепления в результате проведения указанных регулировок должен находиться в пределах 30…42 мм. При исправном и правильно отрегулированном приводе управления сцеплением полный ход штока пневмогидравлического усилителя должен быть не менее 24 мм.
Полный ход педали привода сцепления на автомобиле Урал-4320 регулируют при помощи винта ограничителя хода педали. Полный ход педали должен составлять 195 мм. Этой величины добиваются, выворачивая или заворачивая регулировочный винт ограничителя: при ввертывании винта ход увеличивается, а при отвертывании — уменьшается.
Регулировка свободного хода педали привода сцепления на этом автомобиле осуществляется изменением длины тяги выключения сцепления. Свободный ход педали должен быть в пределах 30…40 мм.
Если необходима регулировка, то отсоединяют тягу от рычага вала вилки выключения сцепления и, отвернув контргайку, вращают вилку на конце тяги. Для увеличения свободного хода вилку отворачивают, а для уменьшения — вворачивают.