Особенности механизма сцепления автомобиля Газель
На автомобиле установлено сухое, однодисковое, постоянно включенное сцепление с гидравлическим приводом механизма выключения
Сцепление состоит из алюминиевого картера, муфты выключения с подшипником и вилкой, ведущего диска в сборе (корзины), ведомого диска, главного и рабочего цилиндров, соединенных между собой шлангом и трубкой.
На автомобилях, оснащенных двигателями ЗМЗ-406, и УМЗ-4215 устанавливается только сцепление с диафрагменной пружиной.
Диафрагменное сцепление и привод его выключения: 1 — главный цилиндр привода выключения сцепления; 2 — картер сцепления; 3 — маховик; 4 — фрикционные накладки ведомого диска; 5 — нажимной диск; 6 — опорные кольца; 7 — пружина педали; 8 — диафрагменная пружина; 9 — подшипник выключения сцепления; 10 — шток главного цилиндра; 11 — педаль; 12 — первичный вал коробки передач; 13 — поролоновые кольца; 14 — муфта выключения; 15 — шаровая опора вилки; 16 — кожух; 17 — вилка; 18 — шток рабочего цилиндра; 19 — соединительная пластина; 20 — рабочий цилиндр; 21 — прокачной штуцер; 22 — демпферная пружина; 23 — ведомый дискНа автомобилях с двигателем ЗМЗ-402 возможна установка сцепления как диафрагменного, так и пружинно-рычажного типа.
Ведущий диск (корзина) состоит из кожуха, в котором установлены диафрагменная пружина, опорные кольца и нажимной диск.
Пружина, закрепленная на кожухе, краями давит на нажимной диск.
Ведомый диск состоит из ступицы со шлицевым отверстием и двух дисков, к одному из них приклепаны пластинчатые пружины.
К ним с обеих сторон крепятся фрикционные накладки.
Пластинчатые пружины, имеющие изгибы, способствуют лучшему прилеганию диска и дополнительно сглаживают рывки в трансмиссии при включении сцепления.
Для плавной передачи крутящего момента при трогании автомобиля или переключении передач в окнах дисков установлены демпферные пружины.
Ведомый диск прижимается к маховику двигателя нажимным диском корзины.
Через фрикционные накладки, усиливающие трение, крутящий момент передается на ведомый диск и, далее на первичный вал коробки передач, с которым ведомый диск связан шлицевым соединением.
Для временного отсоединения двигателя от трансмиссии служит привод выключения сцепления.
При нажатии на педаль сцепления, поршень главного цилиндра сцепления перемещается вперед.
Вытесняемая жидкость по трубке и шлангу поступает в рабочий цилиндр, выдвигая из него поршень со штоком.
Шток действует на хвостовик вилки, которая поворачивается на шаровой опоре, другим концом перемещая по крышке подшипника коробки передач муфту выключения сцепления.
Подшипник муфты нажимает на концы лепестков диафрагменной пружины.
Деформируясь, пружина перестает действовать на нажимной диск, который в свою очередь «отпускает» ведомый, и передача крутящего момента прекращается.
Снаружи механизм сцепления закрыт алюминиевым картером со стальным штампованным поддоном (нижней частью картера) (ЗМЗ-402, УМЗ-4215).
Картер шестью болтами и двумя усилителями крепится к блоку цилиндров двигателя.
С другой стороны в картер ввернуты четыре шпильки для крепления коробки передач.
Картер имеет посадочное место для рабочего цилиндра сцепления и окно для установки вилки.
Для увеличения жесткости на нижней части картера сцепления двигателя ЗМЗ-406 устанавливается усилитель.
Сцепление пружинно-рычажное
Пружинно-рычажное сцепление и привод его выключения: 1 — главный цилиндр привода выключения сцепления; 2 — картер сцепления; 3 — фрикционные накладки ведомого диска; 4 — пружина педали; 5 — теплоизолирующая шайба; 6 — пружина внешняя; 7 — пружина внутренняя; 8 — шток главного цилиндра; 9 — педаль; 10 — кожух; 11 — подшипник выключения сцепления; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — первичный вал; 14 — шаровая опора вилки; 15 — сферическая гайка; 16 — вилка; 17 — опорная вилка; 18 — шток рабочего цилиндра; 19 — рабочий цилиндр; 20 — прокачной штуцер; 21 — нажимной диск; 22 — игольчатые подшипники; 23 — рычаг выключения сцепления; 24 — болт маховика; 25 — коленчатый вал; 26 — ведомый диск; 27 — маховикПо принципу действия и конструкции большинства деталей пружинно-рычажное сцепление подобно диафрагменному.
Основное отличие — в конструкции ведущего диска (корзины), который состоит из кожуха нажимного диска, рычагов выключения сцепления и нажимных пружин.
Конструкция ведущего диска обеспечивает передачу крутящего момента через кожух сцепления, а также центровку нажимного диска и его осевое перемещение при выключении сцепления.
Нажимной диск выполнен с тремя выступами, в пазах которых на осях установлены рычаги выключения сцепления.
Рычаги соединены с кожухом сцепления опорными вилками.
На резьбовые части вилок навернуты сферические гайки.
Хвостовики опорных вилок раскернены для предотвращения отворачивания гаек.
Гайки прижимаются к сферическим поверхностям кожуха коническими пружинами.
Шарнирное крепление опорных вилок компенсирует изменение расстояния по радиусу между осями рычагов при выключении сцепления, а также позволяет концам рычагов самоустанавливаться.
Оси рычагов имеют игольчатые подшипники.
В кожухе сцепления выполнены три прямоугольных отверстия под выступы нажимного диска.
Кожух крепится к маховику шестью болтами.
Под кожухом расположены девять пар цилиндрических нажимных пружин.
| Еще совсем недавно можно было легко перечислить все марки автомобилей, которые собирались на территории нашей страны. Это было из за того, что количество марок было минимально, и любой знал, что существуют ВАЗы, ГАЗы и на крайней случай “Москвичи”, а дальше продолжать было, в принципе, некуда.
На сегодняшний день вряд ли имеется человек, который смог бы вспомнить все автомобили, собираемые в России, так как иностранный автопром достаточно успешно шагает по нашим бескрайним просторам. Существует такая позиция во взглядах, что иномарки, собираемые в России, отличаются более низким качеством по сравнению с зарубежной сборкой. Это мнение, конечно, может существовать, но вот соглашаться с ним несколько затруднительно, так как для иностранных производителей репутация очень важна. На нынешний день можно выделить порядка 24 производителей, которые осуществляют сборку около 70 моделей. А также гарантийное обслуживание и ремонт выпускаемых автомобилей. Около тринадцати лет назад в России начали строиться предприятия, которые осуществляли сборку автомобилей в соответствии с полным технологическим процессом. Это обстоятельство было вызвано тем, что импортировать автомобили из других стран было не выгодно. Изначально автомобили собирали из деталей, которые доставляли из-за рубежа. Но затем, когда ценовые различия на таможне были сведены к нулю, процесс пошел по пути производства всех узлов и агрегатов на местах. Следовательно была организована не только сборка, но также и изготовление запчастей.Если затронуть отечественный автопром, то в первую очередь надлежит упомянуть компанию АвтоВАЗ, которая осуществляет изготовление автомобилей под маркой “Lada”. Помимо этого, в Тольятти производится монтаж такого автомобиля, как Chevrolet Niva, который является совместным детищем АвтоВАЗа и General Motors. Что касается Горьковского автомобильного завода, то здесь с конвейера сходят микроавтобусы Соболь, Газель и грузовые автомобили. Мы начали обзор с Поволжья, так как именно здесь всегда размещался центр автомобилестроения. Также в этом регионе находятся основные предприятия, которые производят все комплектующие, необходимые для изготовления автомобилей. Теперь перейдем к центральному региону. Например, в Москве налажено изготовление французской марки Рено. В частности, выпускаются такие модели, как Logan, Fluence, Sandero, Duster и Megane. В свою очередь, Санкт-петербург стал территорией, на которой воздвигнуты следующие авто гиганты: Ford, General Motors, Nissan, Toyota, Hyundai. Благодаря такой обширной автомобильной экспансии, Ленинградскую область окрестили “русским Детройтом”. Юг России – это Таганрогский автомобильный завод, который выпускает такие марки, как Hyundai и Tagaz. Также на заводе налажено изготовление автобусов под маркой Hyundai и производится изготовление тягача Hyundai Hd 500. Помимо этого, стоит упомянуть Калининградскую область, где на заводе Автотор собирают БМВ, Хаммер, Каддилак и т.д. Вышеизложенные марки не отображают собой полный каталог автомобилей, которые производят на территории России. Их количество существенно больше и оно всегда возрастает. Масштабы автомобилистроения в России внушительные и прослеживается тенденция расширения модельного ряда, увеличения мощностей производств, технического обслуживания и ремонта.
Иллюстрированные инструкции по ремонту легковых и грузовых автомобилей. Правила эксплуатации автотранспортных средств. В каталоге практически все импортные и отечественные автомобили. Авто-мануалы постоянно обновляются. Ремонт Renault Duster Описание ремонта Chevrolet Cruze | |
Проблемы со сцеплением Газель
— Причина неисправности
Способ устранения
Неполное выключение сцепления — сцепление «ведет» (передачи не включаются или включаются с трудом): передача включена, а сцепление выключено, вторичный вал коробки передач не должен вращаться
Для проведения проверки необходимо снять карданный вал и вставить в задний картер КПП отдельную скользящую вилку карданного вала, чтобы предотвратить утечку масла
— Наличие воздуха в гидромуфте
Прокачать гидросистему привода муфты, убедиться в перемещении конца вилки не менее 14 мм
— Заклинивание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала
Устранить заедание на шлицах (очистить шлицы)
— Коробление ведомого диска
Заменить ведомый диск или выправить его
— Неодновременное запрессовывание подшипника выключения сцепления на рычагах выключения сцепления
Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления
Неполное включение сцепления — сцепление пробуксовывает (ощущается специфический запах, ухудшается разгон автомобиля, скорость падает, в горку трудно преодолено):
— Ослабление нажимных пружин
Замена пружин на новые
— Смазка фрикционных накладок ведомого диска
Заменить ведомый диск или фрикционные накладки.
При незначительном замасливании поверхность накладок промыть керосином и зачистить мелкой наждачной бумагой
— Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска
Заменить фрикционные накладки или ведомый диск
Заменить маховик или нажимной диск или удалить на них задиры и кольцевые следы механической обработкой с учетом рекомендаций
— Компенсационное отверстие главного цилиндра забито или заблокировано краем манжеты из-за вздутия манжеты
Промыть главный цилиндр рабочей жидкостью или заменить манжету фрикционные накладки ведомого диска
Замена фрикционных накладок
— Износ фрикционных накладок (до заклепок)
Замена ведомого диска или фрикционных накладок
— Заклинивание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Устранение заедания шлицев
— Неодновременное прижатие выжимного подшипника сцепления к рычагам
Отрегулировать взаимное положение рычаги
— Потеря упругости листовых пружин ведомого диска
Заменить ведомый диск
— Заклинивание рычагов выключения сцепления в опорах или выступах нажимного диска в окнах кожуха
Устранение заеданий (сглаживание сопрягаемых поверхностей)
Вибрации и шумы в трансмиссии при движении:
— Поломка или износ деталей демпфирующего устройства ведомого диска
Замена ведомого диска в сборе
9 0002 — Носить фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного демпфераЗаменить фрикционную шайбу или пружину демпфера
«Скрип» и шум в сцеплении при работе двигателя:
— Выход из строя подшипника выключения сцепления
Заменить подшипник.