Как проверить ротор стартера мультиметром и другими способами
Как проверить ротор стартера
Пусковое устройство любого автомобиля нуждается в тщательной заботе и периодической проверке. Уметь самостоятельно диагностировать ту или иную неисправность многого стоит. Узнаем, как проверить ротор стартера или якорь пускового устройства.
Основные неисправности
Содержание
- 1 Основные неисправности
- 2 Ремонт ротора
Принято считать, что главными неисправностями ротора являются:
- Сработка шипов под втулки;
- Межвитковое замыкание;
- Замыкание на массу;
- Ослабление коллекторных выходов.
Очевидно, что перечисленные выше сбои служат причиной дефекта самого пускового устройства. Соответственно, это приводит к проблемам с системой зажигания.
Внимание. Неисправности подобного толка в один миг не решаются, они требуют от человека конкретных действий.
Как проверить стартер своими руками
Как правило, одна часть неисправностей легко решается опытными автовладельцами самостоятельно, а другая – с помощью специалистов.
В любом случае, как бы не проводилась наладка, нужны инструменты и кое-какое оборудование.
Вариант проверки | Действие | |
---|---|---|
Проверьте ротор на износ или повреждение из-за соприкосновения с обмоткой возбуждения | При необходимости замените ротор | |
Проверьте поверхность коммутатора | Если поверхность грязная или обгорела, обработайте ее наждачной шкуркой или на токарном станке в пределах указанных допусков или восстановите наждачной бумагой № 500 или № 600. | |
Проверьте диаметр коммутатора | Если диаметр коммутатора меньше предельного значения, замените ротор. | |
Измерьте биение коммутатора | Биение коммутатора: стандарт (новый): 0-0,22 мм; предельный износ — 0,05 мм. Если биение коммутатора в пределах допуска, проверьте, нет ли угольной пыли или латунных крошек между ламелями. Если биение коммутатора больше допустимого, замените ротор. | |
Проверьте величину углубления слюды | При необходимости прорежьте слюду ножовочным полотном и доведите глубину до нормы. Если предельного значения выдержать нельзя, замените ротор. Величина углубления слюды коммутатора должна быть равна: стандарт (новый) — 0,5-0,8 мм; предельный износ: 0,2 мм. | |
Проверьте, есть ли проводимость между ламелями коммутатора | Если между какими-либо ламелями имеется обрыв, замените ротор. | |
Положите ротор на стенд и поднесите ножовочное полотно к сердечнику ротора | Если полотно притягивается к сердечнику или вибрирует при вращении сердечника, ротор закорочен. Замените ротор. | |
При помощи омметра убедитесь, что нет проводимости между коммутатором и сердечником катушки ротора и между коммутатором и валом ротора | Если же проводимость есть, замените ротор. | |
1. Вал, 2. Сердечник, 3. Коммутатор
Ремонт ротора
Практически любая неисправность ротора пускового устройства может привести к созданию большой проблемы. Однако чтобы устранить её, одной диагностики мало. Нужно определить конкретное место замыкания, хорошенько прочистив контакты и протестировав импеданс мультиметром в режиме Ом.
Главное – изолировать участок проблемы. Можно воспользоваться супер клеем и асбестом, который поможет клеевому составу мгновенно застыть.
Якорь или ротор стартера
Если проблемное место определить не получается, то используется такой вариант. Все ламели соединяются вместе. Для этого используется проволока из мягкого металла – медная, к примеру. Затем подаётся напряжение на краткий период времени – можно воспользоваться сварочным аппаратом, соединённым к массе якоря и коллектора. Если в каком-либо месте будет наблюдаться дуга, и это место выгорит после подачи тока, значит, оно и есть место короткого замыкания.
Хуже всего, когда наблюдается замыкание между витками. Дефект можно найти и исправить только с помощью ППЯ. Это специальное оборудование, трансформаторный аппарат, который эффективно диагностирует якорь.
Как правило, межвитковое замыкание происходит на видимых участках, что позволяет заметить проблему. Что касается причины такой ситуации, то её следует искать в потерявших форму обмоточных проводах. Безусловно, достаточно будет устранить все помехи, на отремонтированный участок обязательно нанести слой лака, чтобы создать некую защиту.
Понятно, что КЗ повлияет непосредственно на коллектор. Его пластины при сильном замыкании выгорят, он целиком разрушится. Нужна пайка. Рекомендуется хорошенько зачистить поверхность, чтобы пайка дала наибольший эффект.
Зачистку можно проводить с помощью бормашинки. Ею эффективно зачищаются контакты петушков, провода и поверхности.
В качестве материала для пайки желательно применять стандартное олово. Рекомендуется хорошенько прогреть перед операцией паяльник. Он, к тому же, должен быть с массивной головкой и выдавать не менее 100 Вт.
Как проверить якорь стартера
Стартер уже еле-еле вращает двигатель, Вы сняли его, разобрали, но никаких видимых неисправностей не обнаружили, остается только выяснить исправен ли якорь.
Фото якоря стартера
К основным неисправностям можно отнести:
- пробой обмотки на корпус;
- межвитковое замыкание обмотки;
- распайка коллекторных выводов.
Проверка якоря стартера заключается в измерении сопротивления между корпусом ротора и обмотками. Прибор для проверки якорей стартеров подойдет любой, меряющий сопротивление. Оно должно быть в идеале порядка нескольких МОм, но могу точно сказать, что стартер будет нормально работать и при 100 Омах, хоть это и не хорошо. Это следует из закона Ома I=U/R, ток утечки при данном сопротивлении будет ничтожным. Большое влияние на работу стартера будет оказывать гораздо меньшее сопротивление изоляции, порядка от нуля до нескольких Ом.
Если стартер работал последнее время под большой нагрузкой, то вполне возможно смешение пластин ротора или обмотка якоря стартера, сместилась относительно корпуса ротора, что может привести к такому замыканию. В этом случае замкнутые обмотки будут пропускать значительный ток, что приводит к плачевным последствиям.
Для определения места короткого замыкания внимательно осмотрите места выхода обмоток из корпуса, чаще всего замыкание случается именно в этих местах. Видно это будет по искровому разряду в этом месте и копоти.
Ремонт якоря стартера начните с удаления короткого замыкания (будет капля или спайка), далее зачищаем место КЗ и делаем проверку якоря меряя сопротивление прибором. Если КЗ не исчезло снова производим осмотр выявляя подозрительные места, затем снова ремонт и проверка якоря стартера.
Если все в порядке изолируем обмотку от корпуса, например эпоксидной смолой.
Однако место КЗ не всегда бывает видно, в этом случае есть такой способ, весьма эффективный, но может как помочь, так и навредить. Для этого используем сварочный аппарат. Коллектор обматываем зачищенным медным проводом (у якоря с торцевым коллектором обматываем по месту контактов обмотки)и касаемся электродами корпуса ротора и обмотанного коллектора. При проскакивании искры место короткого замыкания выгорает, что хорошо, а иногда спаивается. Зачищаем место и заливаем каким-нибудь пропиточным высокотемпературным лаком, типа «цепон лак» или можно бакелит.
Бывает конечно, что КЗ не исчезает или до него трудно добраться и единственный выход удалить неисправность, это перемотка якоря стартера, то здесь могу только сказать, что к такому методу ремонта можно прибегнуть только если у вас какой-то особенный стартер и на него не найти подходящий якорь. Все таки проще его просто купить, так как это будет надежнее.
Проверить якорь стартера на наличие межвиткового замыкания, можно при помощи прибора проверки якорей — ППЯ. Я им никогда не пользовался и как прозвонить якорь стартера с помощью него можно прочитать в инструкции к нему. Принцип работы и описание прибора для самостоятельной сборки можно посмотреть тут.
Стартеры воздушной турбины
— система запуска авиационных двигателей
На рис. 2 показан вид стартера воздушной турбины в разрезе. Стартер приводится в действие путем подачи воздуха достаточного объема и давления во входное отверстие стартера. Воздух проходит в корпус стартовой турбины, где он направляется на лопатки ротора сопловыми лопатками, заставляя ротор турбины вращаться. Когда ротор вращается, он приводит в движение редуктор и механизм сцепления, который включает в себя шестерню ротора, планетарные шестерни и водило, узел обжимной муфты, узел выходного вала и приводную муфту. Узел обжимной муфты включается автоматически, как только ротор начинает вращаться, но отключается, как только приводная муфта вращается быстрее, чем сторона ротора. Когда стартер достигает этой скорости выбега, действие обгонной муфты позволяет зубчатой передаче останавливаться накатом. Выходной вал в сборе и приводная муфта продолжают вращаться, пока работает двигатель. Привод переключателя ротора, установленный в ступице ротора турбины, настроен на размыкание переключателя турбины, когда стартер достигает скорости отключения. Размыкание переключателя турбины прерывает подачу электрического сигнала на пусковой клапан. Это закроет клапан и перекроет подачу воздуха к стартеру.
Корпус турбины содержит ротор турбины, привод переключения ротора и компоненты сопла, которые направляют впускной воздух на лопасти ротора. В корпус турбины встроено защитное кольцо ротора турбины, предназначенное для рассеивания энергии осколков лопаток и направления их выброса с малой энергией через выхлопной тракт в случае выхода из строя ротора из-за чрезмерного разгона турбины.
Корпус трансмиссии содержит редукторы, компоненты сцепления и приводную муфту. В корпусе трансмиссии также имеется резервуар для смазочного масла. [Рисунок 3] Обычное техническое обслуживание стартеров воздушных турбин включает проверку уровня масла, осмотр детектора магнитной стружки на наличие металлических частиц и проверку на наличие утечек. Масло можно добавлять в поддон картера трансмиссии через отверстие в стартере. Этот порт закрыт вентиляционной пробкой с шаровым клапаном, который позволяет выпускать отстойник в атмосферу во время нормального полета. В корпусе также имеется смотровой манометр, который используется для проверки количества масла. Магнитная сливная пробка в сливном отверстии коробки передач притягивает любые частицы железа, которые могут быть в масле. Стартер использует турбинное масло, такое же, как и двигатель, но это масло не циркулирует по двигателю.
Рисунок 3. Стартер воздушной турбины |
Внутренний корпус зубчатого венца содержит узел ротора. Корпус переключателя содержит переключатель турбины и кронштейн в сборе. Для облегчения установки и снятия стартера к монтажной площадке на двигателе прикручен монтажный переходник. Быстросъемные хомуты соединяют стартер с монтажным адаптером и впускным каналом. [Рисунок 3] Таким образом, стартер легко снимается для технического обслуживания или капитального ремонта путем отсоединения электропровода, ослабления зажимов и осторожного отсоединения приводной муфты от привода стартера двигателя при извлечении стартера.
Путь воздуха проходит через комбинированный регулирующий и запорный клапан давления или выпускной клапан, который регулирует все давление в воздуховоде, поступающем во впускной воздуховод стартера. Этот клапан регулирует давление рабочего воздуха стартера и перекрывает подачу воздуха в двигатель при выключении. За выпускным клапаном находится пусковой клапан, который используется для управления подачей воздуха в стартер. [Рисунок 4]
Рисунок 4. Клапан регулирующий и запорный |
Регулятор давления и запорный клапан состоит из двух узлов: клапана регулирования давления и управления клапаном регулирования давления. [Рисунок 5] Узел регулирующего клапана состоит из корпуса клапана, содержащего дроссельный клапан. [Рисунок 5] Вал дроссельной заслонки через кулачковый механизм соединен с сервопоршнем. Когда поршень приводится в действие, его движение по кулачку вызывает вращение дроссельной заслонки. Наклон кулачковой дорожки предназначен для обеспечения небольшого начального хода и высокого начального крутящего момента при срабатывании стартера. Наклон направляющей кулачка также обеспечивает более стабильную работу за счет увеличения времени открытия клапана.
Рисунок 5. Регулирующий и запорный клапан в положении «включено» используется для остановки действия рукоятки управления в выключенном положении. [Рисунок 5] Рукоятка управления соединяет управляющий клапан, который измеряет давление, с поршнем сервопривода, а сильфон соединен воздушной линией с отверстием для измерения давления на стартере. Включение пускового выключателя подает питание на соленоид регулирующего клапана. Соленоид втягивается и позволяет рукоятке управления повернуться в открытое положение. Рукоятка управления вращается под действием пружины тяги управления, перемещающей тягу управления к закрытому концу сильфона. Поскольку регулирующий клапан закрыт, а выходное давление незначительно, сильфон может полностью растянуться пружиной сильфона. Когда рукоятка управления поворачивается в открытое положение, шток управляющего клапана открывает управляющий клапан, позволяя восходящему воздуху, который подается к управляющему клапану через соответствующий фильтр и ограничитель в корпусе, поступать в сервопоршневая камера. Дренажная сторона пилотного клапана, который выпускает воздух из камеры сервопривода в атмосферу, теперь закрыта штоком пилотного клапана, и поршень сервопривода перемещается внутрь. [Рисунок 5] Это линейное движение сервопоршня преобразуется во вращательное движение вала клапана с помощью вращающегося кулачка, таким образом открывая регулирующий клапан. Когда клапан открывается, давление на выходе увеличивается. Это давление возвращается к сильфону через линию измерения давления и сжимает сильфон. Это действие перемещает стержень управления, тем самым поворачивая рукоятку управления и постепенно перемещая стержень пилотного клапана от камеры сервопривода, чтобы выпустить его в атмосферу. [Рисунок 5] Когда выходное (отрегулированное) давление достигает заданного значения, количество воздуха, поступающего в сервопривод через дроссель, равно количеству воздуха, выбрасываемого в атмосферу через выпускное отверстие сервопривода; система находится в состоянии равновесия. Когда выпускной клапан и пусковой клапан открыты, отрегулированный воздух, проходящий через входной корпус стартера, сталкивается с турбиной, заставляя ее вращаться. Когда турбина вращается, зубчатая передача активируется, и внутренняя шестерня сцепления, навинченная на винтовой винт, движется вперед при вращении; его зубья челюсти входят в зацепление с зубьями внешней шестерни сцепления, приводя в движение выходной вал стартера. Сцепление имеет обгонную муфту, что облегчает принудительное зацепление и минимизирует вибрацию. При достижении скорости отключения стартера пусковой клапан закрывается. Когда подача воздуха к стартеру прекращается, внешняя шестерня сцепления, приводимая в движение двигателем, начинает вращаться быстрее, чем внутренняя шестерня сцепления; внутренняя шестерня сцепления, приводимая в действие возвратной пружиной, отключает внешнюю шестерню сцепления, позволяя ротору остановиться накатом. Внешний вал сцепления продолжает вращаться вместе с двигателем. Процедуры поиска и устранения неисправностей, перечисленные на рис. 6, применимы к системам запуска воздушных турбин, оснащенным комбинированным клапаном регулирования давления и запорным клапаном. Эти процедуры следует использовать только в качестве руководства, и они не предназначены для замены инструкций производителя.
Рисунок 6. Процедуры поиска и устранения неисправностей системы стартера воздушной турбины СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ Стопорные кольца стартератоваров на странице: 102448 Применяемые фильтры:
Войти для заказа 0 Войти для заказа 100 Войти для заказа 100 Войти для заказа 0 Войти для заказа 100 Войти для заказа 91 Войти для заказа 100 Войти для заказа 2 Войти для заказа 0 Альтернативный продукт SDK0045S 2 Войти для заказа 100 Войти для заказа 0 Войти для заказа 0 Войти для заказа 0 Войти для заказа 0 Войти для заказа 100 Войти для заказа 0 Войти для заказа 0 Войти для заказа 0 Войти для заказа 100 Войти для заказа 61 Войти для заказа 100 100 Войти для заказа 56 Войти для заказа 0 Популярные запросы: 0001125012 | 0121615002 | Д6РА | 0001109205 | 0001125001 | 0123515003 | D6G3 | 0001241001 | D7R53 Все названия производителей, номера, символы и описания используются только в информационных целях. Стартер |