где находится, как снять, замена
Стартер ВАЗ 2109 имеет классическую конструкцию электродвигателя со щёточным узлом, обмоткой, редуктором и возвратным электромагнитным реле. Принцип работы механизма состоит в раскрутке коленчатого вала двигателя до полного запуска цикла зажигания – возгорания топливной смеси в цилиндрах и включения генератора. Питание стартера в общей электроцепи автомобиля происходит от аккумуляторной батареи постоянного тока, после срабатывания привода коленвала, когда его крутящий момент становится больше, чем скорость вращения маховика, втягивающее возвратное реле даёт импульс на возвратную муфту, отключая приводной узел.
Штатные стартеры на модели ВАЗ 2108, 2109 и модификации 21099 «Самара» – взаимозаменяемы и подходят к любой из этих модели как по техническим характеристикам, так и по установочным креплениям. За всё время производства модели ВАЗа этой серии комплектовались в основном тремя типами стартера с оригинальными номерами:
- 3708 – базовая версия с кольцевым коллектором и приводом роторного типа.
- 3708 – модернизированная версия предыдущего с цилиндрическим коллектором, мощностью в 1,3 Квт и силой тока в 60 А.
- 3708 – усовершенствованный стартер для семейства «Лада-Самара» с металлокерамической втулкой для рабочей части вала якоря мощностью в 1,5 Квт и значением силы тока на холостом ходу в 80 А.
Различия в конструктивных особенностях этих стартеров небольшие – изменения были внесены в элементы коллекторных узлов, приводов бендикса и некоторых материалов втулок, выполненных из металлокерамики. Версия 5712.3708 позже была оснащена редуктором привода планетарного типа.
Сравнительные характеристики штатных стартеров ВАЗ 2109
Содержание
- Сравнительные характеристики штатных стартеров ВАЗ 2109
- Типичные неисправности стартера
- Снятие и установка стартера ВАЗ 2109
423.3708 | 5712.3708 | |
---|---|---|
Номинальная мощность | 1,3 КВТ | 1,55 Квт |
Максимальна сила тока при запуске двигателя | 250 А | 370 А |
Потребляемая сила тока при срабатывании реле | 500 А | 700 А |
Потребляемая сила тока на холостом ходу | 60 А | 80 А |
Типичные неисправности стартера
Все поломки стартерных механизмов делятся на два типа: механические и электрические. При выходе из строя рабочих элементов шестерёнок бендикса, маховика (их износу, либо повреждению зубьев), нарушению работы рычага привода, обгонной муфты, возвратной пружины – причина поломки механическая, при этом стартер ремонтопригоден. Изношенная деталь подлежит замене.
Нарушения режима работы в электрике стартера сложнее: сгоревшая обмотка коллектора или якоря, сломанный редуктор, изношенные щётки восстановлению не подлежат, в этом случае меняют весь механизм в сборе на новый. Единственная деталь в электроцепи, которую можно заменить без последствий – это втягивающее реле. Часто сбои в электрике происходят в результате попадания влаги, загрязнений, из-за чего возможно падение мощности, короткие замыкания и окисление контактов. Такого рода неисправности устраняют чисткой электрических элементов с последующей обработкой специальными антикоррозийным составом.
Характерные признаки неисправности стартера:
- При включении зажигания (подачи тока с АКБ) стартер не крутит, слышен щелчок, пуска двигателя не происходит: возможная причина – выход из строя реле, поломка редуктора, заклинивание шестерёнок передаточных узлов бендикса или маховика, короткое замыкание щёток.
- Стартер запускается медленно с потерей мощности оборотов вала и посторонним скрежетом – механическое повреждение передаточных звеньев, обрыв обмотки в коллекторе или якоре, загрязнение внутренних узлов.
- После запуска двигателя стартер продолжает работу – выход из строя втягивающего реле, поломка возвратной пружины или обгонной муфты.
- Зажигание не срабатывает, либо срабатывает с запозданием и последующей потерей мощности, недостаточной для поворота коленчатого вала – нарушения в электроцепи, окисление клемм, обрывы в обмотке якоря.
- Стартер не реагирует на поворот ключа в замке зажигание – не поступает ток с аккумуляторной батареи: нарушены контакты на клеммах АКБ, либо она разряжена.
Диагностику электрических причин неисправностей можно произвести, не снимая стартер, с помощью специального оборудования (микрометром или тестером) замерив показатели мощности и силы тока на якоре, контактах втягивающего реле и возвратной муфте. Первый признак электрической поломки – падение напряжения во время пуска.
Срок эксплуатации стартера зависит от количества полных запусков системы зажигания и условий работы. При низких температурах его износ происходит быстрее: масло в двигателе становится вязким, поэтому электрическая цепь, редуктор и движущие узлы испытывают повышенную нагрузку. Частый запуск с недостаточным зарядом АКБ автомобиля также может приводить к нарушению работы реле, преждевременному износу обмотки коллектора, на якоре и щёточного узла.
Снятие и установка стартера ВАЗ 2109
Перед работой необходимо отключить аккумуляторную батарею, сняв клемму «минус».
- Снять контакты с торцевой крышки стартера, открутив болты на клеммах:
- Колодку жгута с проводкой снять и отвести в сторону:
- Для доступа к нижним креплениям стартера снять поддон картера, отвернув четыре болтовых соединения:
- Затем отвернуть две гайки на нижнем креплении стартера
- Верхнюю гайку на стартере открутить в последнюю очередь
- После этого механизм снимают с креплений:
Новый или восстановленный стартер устанавливают строго в обратном порядке. При монтаже важно не повредить изоляционный слой на проводке, проследив состояние клемм на предмет образования окислов.
Ремонт стартера 5712.3708 ВАЗ-2109
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике, сняв левый брызговик двигателя (стартер можно снять и сверху — из моторного отсека)
Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи.
Снятие стартеров 5712.3708 и 29.3708 аналогично
Эту операцию покажем на примере 5712.3708.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления и снимите провод с контактного болта тягового реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера.
Отверните третью гайку крепления стартера сверху отсека двигателя
Выньте стартер из картера сцепления
Стартер устанавливают в порядке, обратном снятию.
Разборка стартера
В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.
Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.
Отверните гайку с нижнего контактного болта.
Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.
Отверните два винта крепления тягового реле.
Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле
Выньте якорь и пружину из тягового реле
Снимите уплотнительное кольцо
С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным кольцом, установленным под ним.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите ограничительное кольцо.
Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку.
Снимите стопорное кольцо а затем регулировочные шайбы.
Отверните гайки стяжных шпилек.
Снимите крышку со стороны коллектора
Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.
Снимите щеткодержатель.
Примечание 1 – изолированные щетки 2 – неизолированные щетки
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю.
При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
Снимите корпус со статором.
Снимите пластмассовый упор рычага.
Выньте якорь из крышки со стороны привода.
Снимите промежуточную опору с вала якоря.
Снимите стопорное кольцо с привода стартера
Детали привода стартера:
1 – шестерня 2 – рычаг привода 3 – обгонная муфта 4 – тарельчатая шайба
Снимите тарельчатую шайбу.
Снимите упорную шайбу.
Снимите муфту с рычагом.
Снимите упорное кольцо.
Отверните два винта крепления крышки тягового реле.
Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.
Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток 2 – якорь 3 – корпус 4 – крышка 5 – контактные болты
Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле
Снимите крышку тягового реле.
Снимите уплотнительное кольцо
Выньте контактную пластину в сборе со штоком.
Снимите со штока возвратную пружину.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите изолирующую шайбу.
Снимите контактную пластину.
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток)
Снимите изолирующую втулку.
Снимите шайбу.
Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе
Выньте из крышки контактные болты
Дефектовка и ремонт стартера
Очистите все детали стартера.
Проверьте состояние обмотки статора.
Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус.
Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки.
Замените обмотку или статор.
Таким же образом проверьте вторую обмотку.
Обмотки статора можно проверить мегомметром.
Подсоедините один контакт к выводу, а другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.
Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды – проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой.
Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу.
Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь.
Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь.
Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В.
Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря.
Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».
В этом случае надо заменить якорь. Примечание к операции 6 Обмотки якоря можно проверить мегомметром.
Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм.
При меньшем сопротивлении замените якорь.
Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке.
Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.
Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала.
Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод.
При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору.
Если на этих деталях появились трещины, замените их.
Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря.
При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.
Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления.
Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.
Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.
Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.
Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы
Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра.
Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель.
Вставьте щетки в щеткодержатели.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).
Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С.
Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле.
Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты.
В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина 2 – прямоугольные головки контактных колец
Осмотрите контактные болты.
Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.