Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

втулок, щеток, бендикса. Цена на ремонт

Ремонт

Опубликована 12:45, 05/09/2019

Замена втулок стартера ВАЗ-2109 становится необходимой при сильном осевом биении. Эту проблему можно обнаружить во время запуска – обороты и мощность двигателя снижаются.

Чтобы проверить состояние втулок, придется полностью разбирать стартер, так как по-другому определить их пригодность не представляется возможным. Работа несложная, поэтому ее можно легко выполнить самостоятельно в своем гараже, не прибегая к посторонней помощи и без применения специального инструмента. Если техобслуживание автомобиля давно не проводилось, понадобятся новые втулки, а также щетки.

Устройство стартера

Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала. Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи. Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:

  • Редукторные;
  • Безредукторные.

И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Стартеры с редуктором хороши тем, что могут обеспечивать вращение коленчатого вала, необходимое для запуска двигателя, даже при сильно разряженной аккумуляторной батарее.

 

редукторный стартер

Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.

Безредукторные стартеры оказывают непосредственное воздействие на вращение шестерни.

Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля. 

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.


Узел

Особенности

Электромотор

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Тяговое реле

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Втулки

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Устройство

Любой стартер автомобилей ВАЗ работает по принципу электродвигателя и состоит из следующих деталей:

  • корпуса – он выполнен в виде пустотелого металлического цилиндра, в нем размещаются детали электромотора;
  • статора с обмоткой – неподвижная часть электрической машины, располагается в корпусе вдоль его стенок;
  • ротора (по-другому называется якорем) – является движущейся частью стартера, представляет собой вал, на котором собраны металлические пластины, внутри них расположена обмотка.
    Якорь крутится во втулках, которые ему служат опорой, на валу якоря так же располагается коллектор, состоящий из наборных пластин;
  • втягивающего реле – оно служит для выполнения сразу двух задач: соединяет и разъединяет электрическую цепочку, за счет сердечника передвигает бендикс, позволяя ему зацепится с маховиком ДВС;
  • бендикса – шестеренки, располагающейся на валу ротора. Она сцепляется с маховиком, передавая ему вращение от ротора при запуске двигателя;
  • щеточного узла – представляет собой четыре щетки в корпусе, каждая щетка контактирует с якорным коллектором, за счет чего и создается электромагнитное поле в электродвигателе.

Помимо стандартных пусковых механизмов для автомобилей промышленностью также производятся редукторные стартеры, они отличаются наличием дополнительного редукторного устройства.

Снятие стартера

Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.

Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.

Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.

Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.

После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.

Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.

Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых немного отличаются.

Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или

оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.

Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.

Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.

Технология замены

Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед. После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля. 

Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу. Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки. 

Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так. Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик. В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще. 

Отправиться в магазин за новеньким метчиком. Метчик снабжен тремя канавками в которые необходимо вставить гвозди подходящего размера. Это нужно сделать таким образом, чтобы их концы выпирали за торец метчика примерно на 10 мм. Получившуюся конструкцию необходимо постараться вставить во втулку с поломанным концом метчика. Получиться может не сразу, однако при должном упорстве операция легко выполнима. После этого можно пробовать выкручивать обломок и снова пытаться вывернуть втулку.

 Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.

Втулки

Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Замена стартера цена

Работу по замене стартера ВАЗ можно произвести как самостоятельно, так и доверить ее автосервису.

В основном такая операция стоит недорого, к тому же занимает немного времени, особенно, если за это дело берутся опытные специалисты. Цена замена стартера на вазовских автомобилях зависит от региона, от сложности самой модели. Например, в Москве или Санкт-Петербурге работа будет стоить дороже, чем в каком-нибудь районном центре. Также на карбюраторной «девятке» стартер несколько проще заменить, чем на Ладе Гранте с 16-клапанным инжекторным двигателем – до пускового устройства двигателя на Гранте добраться сложнее.

Автор статьи

Андрей Савинов

Журналист, автор статей на avto-idea.ru

Ремонт стартера 5712.3708 ВАЗ-2109

Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике, сняв левый брызговик двигателя (стартер можно снять и сверху — из моторного отсека)

Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи.

Снятие стартеров 5712.3708 и 29.3708 аналогично

Эту операцию покажем на примере 5712.3708.

 

Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.

Отверните гайку крепления и снимите провод с контактного болта тягового реле стартера.

Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера.

Отверните третью гайку крепления стартера сверху отсека двигателя

Выньте стартер из картера сцепления

Стартер устанавливают в порядке, обратном снятию.

Разборка стартера

В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.

Отверните гайку с нижнего контактного болта.

Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.

Отверните два винта крепления тягового реле.

Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле

Выньте якорь и пружину из тягового реле

Снимите уплотнительное кольцо

С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного

Ограничительное кольцо фиксируется стопорным кольцом, установленным под ним.

Снимите стопорное кольцо.

Снимите ограничительное кольцо.

Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку.

Снимите стопорное кольцо а затем регулировочные шайбы.

Отверните гайки стяжных шпилек.

Снимите крышку со стороны коллектора

Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.

Снимите щеткодержатель.

Примечание 1 – изолированные щетки 2 – неизолированные щетки

Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю.

При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.

Снимите корпус со статором.

Снимите пластмассовый упор рычага.

Выньте якорь из крышки со стороны привода.

Снимите промежуточную опору с вала якоря.

Снимите стопорное кольцо с привода стартера

Детали привода стартера:

1 – шестерня 2 – рычаг привода 3 – обгонная муфта 4 – тарельчатая шайба

Снимите тарельчатую шайбу.

Снимите упорную шайбу.

Снимите муфту с рычагом.

Снимите упорное кольцо.

Отверните два винта крепления крышки тягового реле.

Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.

Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток 2 – якорь 3 – корпус 4 – крышка 5 – контактные болты

Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле

Снимите крышку тягового реле.

Снимите уплотнительное кольцо

Выньте контактную пластину в сборе со штоком.

Снимите со штока возвратную пружину.

Снимите стопорное кольцо.

Снимите изолирующую шайбу.

Снимите контактную пластину.

Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток)

Снимите изолирующую втулку.

Снимите шайбу.

Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе

Выньте из крышки контактные болты

Дефектовка и ремонт стартера

Очистите все детали стартера.

Проверьте состояние обмотки статора.

Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус.

Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки.

Замените обмотку или статор.

Таким же образом проверьте вторую обмотку.

Обмотки статора можно проверить мегомметром.

Подсоедините один контакт к выводу, а другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.

Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой.

При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды – проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой.

Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь.

При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу.

Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь.

Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь.

Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В.

Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря.

Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».

В этом случае надо заменить якорь. Примечание к операции 6 Обмотки якоря можно проверить мегомметром.

Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм.

При меньшем сопротивлении замените якорь.

Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке.

Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.

Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала.

Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод.

При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору.

Если на этих деталях появились трещины, замените их.

Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря.

При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления.

Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.

Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.

Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий.

Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.

Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы

Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра.

Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель.

Вставьте щетки в щеткодержатели.

В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).

Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле.

Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С.

Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле.

Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты.

В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина 2 – прямоугольные головки контактных колец

Осмотрите контактные болты.

Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.

При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной.

Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

Сборка стартера

Соберите стартер в обратном порядке с учетом следующего.

Надежно припаяйте выводы обмоток к клеммам тягового реле.

Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря…

втулки задней крышки и промежуточной опоры

наконечник якоря тягового реле.

Стартер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *