Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

3.1 Схема стартера автомобиля ваз -2109

Рис. 4 — Схема стартера на ВАЗ — 2109

Таблица 3 — Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения.

Причина неисправности

Метод устранения

При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не

1. Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея

2. Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники

3. Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв

4. Обрыв в цепи питания тягового реле стартера

5. Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания

6.

Заедание якоря тягового реле

7. Неисправно реле включения стартера

8. Обрыв в цепи питания обмотки реле включения стартера

1. Зарядите батарею или замените

2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином

3. Замените тяговое реле

4.Проверьте провода и их соединения в цепи между штекером «50» стартера и аккумуляторной батареи

5. Замените контактную часть выключателя зажигания

6. Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря

7. Зачистите контакты реле. Неисправное реле замените

8. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекером «50» выключателя зажигания и штекером «85» реле

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле не срабатывает

Продолжение таблицы 3

1. Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея

2. Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники

3. Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с аккумуляторной батареей

4. Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах

5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ

6. Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря

7. Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массу

1. Зарядите батарею или замените

2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином

3. Подтяните крепления наконечников провода

4. Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов

5. Зачистите коллектор, замените щетки

6. Замените статор или якорь

7. Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора

При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается

1. Разряжена аккумуляторная батарея

2. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле

1. Зарядите батарею

2. Замените тяговое реле

Продолжение таблицы 3

3. Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов

3. Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается

1. Пробуксовка муфты свободного хода

2. Поломка рычага включения муфты или выскакивание его оси

3. Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины

1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту

2. Замените рычаг или установите на месте его ось

3.Замените муфту

Необычный шум стартера при вращении якоря

1. Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря

2. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода

3. Стартер закреплен с перекосом

4. Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс)

5. Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика

1. Замените стартер

2. Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер

3. Проверьте крепление стартера

4. Затяните винт крепления полюса

5. Замените привод или маховик

Продолжение таблицы 3

6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком

— заедание рычага привода;

— заедание муфты на шлицах вала якоря;

— ослабли или поломаны пружины или тягового реле;

— соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты;

— заедание якоря тягового реле

— неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты «30» и «50»

6.

-замените рычаг;

— очистите шлицы и смажьте их моторным маслом;

— замените муфту или тяговое реле;

— замените поврежденные детали;

— замените тяговое реле или устраните заедание;

— проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправную контактную часть замените

Втягивающее реле стартера на ВАЗ 2109: проверка состояния, замена и ремонт своими руками

Содержание:

  1. Поиск проблемы
  2. Роль элемента
  3. Проверка состояния
  4. Демонтаж

Если ваш автомобиль в какой-то момент перестал заводиться, причина может заключаться во втягивающем реле стартера. Но лучше всего для начала это проверить.

Внешний вид устройства

Поиск проблемы

Если аккумуляторная батарея заряжена, в электроцепи нет нарушений, тогда причина кроется в самом стартере или его компонентах — пусковое и втягивающее реле.

На автомобилях ВАЗ 2109 реле включения стартера служит для активации обмоток и передачи момента вращения от ротора к маховику. Когда двигатель запустился, релюшка рассоединяет привод, отключает питание.

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок.
    Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Схема элемента

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

 

Реле полностью молчит

Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет. 

Ремонт

Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.

Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.

  • Открутите пару болтов, которые удерживают релюху на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычажка;
  • На его место установите новое втягивающее реле, завершив тем самым замену.

Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.

Наиболее уязвимое место этого агрегата — это контакты в месте припайки проводок к клемме. Она может окислиться или просто изначально была некачественной. Потому перед разборкой реле припаяйте контакты паяльником. В большинстве случаев работоспособность релюшки возвращается и не приходится разбирать корпус.

Разобранный элемент

Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.

  1. Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
  3. Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
  4. У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
  5. Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
  6. Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
  7. Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
  8. Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
  9. Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
  10. Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
  11. Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.

Контактные болты

  1. Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
  2. Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
  3. Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.

Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.

Последний этап замены или ремонта — это проверка сопротивлений обмоток.

Если узел работает исправно, вам мультиметр в режиме омметра покажет следующие данные.

Участок замера

Показатель в норме

Между лепестковым контактом и нижним болтом реле

Сопротивление на данном участке должно быть около 0,5 Ом

Между лепестковым контактом и корпусом

При проверке этого участка требуется получить 0,7 Ом с допустимой небольшой погрешностью

Проверка состояния

При существенном отклонении от нормы замените отремонтированное реле, либо проверьте новое. Оно могло оказаться дефектным или поддельным.

 Загрузка …


устройство, особенности выбора, схема подключения, фото

04.02.2023