Карданные валы в сборе отбалансированы на заводе-изготовителе. Поэтому необходимо сохранить при разборке и последующей сборке взаимное расположение деталей, иначе при движении автомобиля могут возникнуть вибрации.
Заметка На части выпускаемых автомобилей устанавливаются передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей.
Разбирайте и собирайте такие валы аналогично соответствующим операциям для приводов передних колес (см. тут).
1. Тщательно очистите детали.
2. Нанесите зубилом метки, определяющие взаимное положение вилок карданного шарнира.
3. Обработайте проникающей смазкой места установки стопорных колец.
4. При помощи молотка и бородка сдвиньте стопорное кольцо и…
5. …снимите стопорное кольцо специальным съемником или круглогубцами.
6. При помощи съемника сдвиньте подшипники в вилках карданного шарнира так, чтобы один из подшипников частично вышел из проушины вилки.
Заметка При отсутствии съемника используйте молоток и оправку подходящего диаметра, чтобы…
…сдвинуть вилку относительно подшипника.
7. Извлеките подшипник из проушины вилки трубным (газовым) ключом или…
8. …зажав его в тисках.
9. Снимите вилку-фланец.
10. При помощи бородка извлеките второй подшипник, установив вилку-фланец на торцовую головку подходящего диаметра.
11. Аналогичным образом разберите второй шарнир вала.
12. Нанесите метки, определяющие взаимное положение скользящей вилки карданного шарнира и вала.
13. Отверткой отогните лапки обоймы сальника и…
14. …сдвиньте обойму по валу.
15. Снимите скользящую вилку.
16. При необходимости снимите сальник, поддев его отверткой.
17. Очистите и осмотрите все снятые детали. Оцените состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовины, сальников. Если указанные детали повреждены или изношены, замените крестовину в сборе.
18. Перед сборкой шарнира шлицевой отверткой тщательно очистите проточки в проушинах для стопорных колец.
19. Удалите старую смазку со шлицевого соединения и внутренних поверхностей корпусов подшипников.
20. Нанесите смазку Фиол-2У или аналогичную.
21. Устанавливайте детали в порядке, обратном снятию, совместив метки, нанесенные перед разборкой.
Карданный вал Нива Шевроле, а также его особенности
Нива Шевроле выпускается уже более десяти лет и имеет массу поклонников среди автомобилистов. Это настоящий внедорожник, однако не лишенный недостатков. Частенько проблемы владельцам доставляет вышедший из строя карданный вал.
Содержание
Особенности автомобиля
Составляющие кардана
Снятие и установка заднего карданного вала
Как снять промежуточный кардан?
Особенности автомобиля
Шевроле Нива имеет заводское обозначение ВАЗ 2123. Эта машина задумывалась для смены морально устаревшей модели Ваз 2121. Однако, оба автомобиля выпускаются сегодня на заводе Ваз и каждый из них находит своего покупателя. В Шевроле Нива ВАЗ 2123 больше комфорта для водителя и пассажиров. Старшая же Нива Ваз 2121 лучше проявляет себя на серьезном бездорожье. Кроме того, у нее более высокий передний свес, поэтому она может штурмовать довольно крутые подъемы.
У обеих машин постоянный полный привод и раздатка с понижающей передачей. Конструктивно Шевроле Нива Ваз 2123 и обычная Нива Ваз 2121 имеют много общих узлов. Машины довольно просты в обслуживании, а замена некоторых деталей, вышедших из строя, не является непосильной задачей для бывалого автомобилиста.
Ваз 2123
Сегодня Шевроле Нива Ваз 2123 выпускается с современным дополнительным оборудованием. В частности, на машину ставят:
ABS;
Подушки безопасности;
Усилитель руля;
Кондиционер.
В своей ценовой категории этот автомобиль практически не имеет конкурентов с идентичным внедорожным потенциалом. Однако, многие ругают маломощный двигатель, доставшийся ей от модели Ваз 2121. Его лишь слегка доработали. Этому мотору явно не хватает мощности. Она составляет всего 80 лошадиных сил, что по современным меркам мало даже для компактного городского автомобиля, не говоря уже о полноценном внедорожнике. Отсюда и довольно высокий расход бензина. Кроме того, на экономичность отрицательным образом влияет и то, что полный привод является постоянным.
Качество сборки Шевроле Нива Ваз 2123 в последние годы значительно улучшилось. Запчасти всегда в наличии, а сервисов, готовых обслуживать этот автомобиль, по всей стране предостаточно.
Составляющие кардана
Ваз 2123 или Шевроле Нива, как и ее предшественница Ваз 2121, имеет как задний, так и передний карданный вал. Оба узла достаточно надежны. Карданный вал Шевроле Нива состоит из таких элементов, как:
Вал;
Две крестовины;
Скользящая вилка;
Уплотнителей и деталей крепления.
Задний карданный вал Нивы
Снятие и установка заднего карданного вала
Прежде чем снимать задний карданный вал Шевроле Нива необходимо установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и отпустить ручник. Для того чтобы сохранить балансировку карданного вала после установки его обратно на автомобиль, нужно при снятии пометить, краской или кернером, положение корпуса вала и держателя крестовины вала ведущей шестерни дифференциала.
Перед снятием болтов и хомутов крепления заднего конца карданного вала к заднему дифференциалу необходимо пометить взаимное расположение держателей и крестовины карданного шарнира.
Промежуточный этап пройден. Теперь, чтобы снять кардан откручиваем болты и снимаем хомуты заднего карданного шарнира. Чтобы карданный вал не проворачивался в момент ослабления болтов фланца, надо продеть отвертку через держатель крестовины. Прикрепляем крышки игольчатых подшипников к корпусу крестовины скотчем или изоляционной лентой, чтобы избежать их падения когда карданный вал будет сниматься.
Опускаем карданный вал, а именно, его заднюю часть. После этого извлекаем кардан, вернее, его переднюю часть из раздаточной коробки. Сняв кардан, картер раздатки оборачивают обычным полиэтиленовым пакетом. Это нужно для недопущения потерь трансмиссионной жидкости, а также недопущения загрязнений внутренних элементов снятого карданного вала.
Устанавливая кардан обратно на свое место, нужно пользоваться хомутами держателей крестовины. Необходимо снять полиэтиленовый пакет с раздаточной коробки и тщательно протереть освободившуюся поверхность. Потом вводят карданный вал в раздаточную коробку. Далее, берут кардан за заднюю часть и устанавливают его в исходное положение. При этом необходимо следить, чтобы совпали установочные метки. Если они не совпадают, то проворачивают задние колеса и добиваются совмещения меток фланца ведущей шестерни и меток, которые нанесены на кардан. Снимают скотч или изоляционную ленту, которая крепила крышки подшипников, и устанавливают новые хомуты, а также болты. Так снимают и устанавливают карданный вал.
Как снять промежуточный кардан?
Промежуточный кардан снимают с Шевроле Нива для ремонта, когда требуется замена крестовины, а также при выполнении других операций, в случае если его присутствие на автомобиле может мешать успешной работе.