Замена тормозной жидкости — как поменять тормозную жидкость своими руками?
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Для вас не является секретом то, что многие технологические операции по обслуживанию или ремонту автомобиля, мы с вами в состоянии выполнять своими руками.
Для чего или зачем? Это уже второй вопрос. Хотя и немаловажный. Хотя бы для того, чтобы сэкономить семейный бюджет.
Чтобы быть уверенным на 100%, что диагностика подвески, проверка уровня тормозной жидкости, или непосредственно замена тормозной жидкости проведена в соответствии с требованиями, а не на «глазок».
Содержание
- Зачем менять тормозную жидкость
- Варианты замены тормозной жидкости
- Замена тормозной жидкости с АБС
Зачем менять тормозную жидкость
Прежде, чем ответить вам на вопрос, – как поменять тормозную жидкость, давайте разберемся, зачем её менять.
Тормозная жидкость – предназначена для передачи энергии от главного тормозного цилиндра в рабочие (колесные) тормозные цилиндры и далее на тормозные колодки. Производителем определена периодичность замены тормозной жидкости как средняя величина, по сроку 1,5-2 года или по пробегу авто 30-40 тыс.км. Эта периодичность определена при условии штатного режима эксплуатации конвейерного автомобиля.
Кроме того, замена тормозной жидкости должна проводиться в случаях неисправности тормозной системы, когда по каким-либо причинам, в систему могла попасть влага. Тормозная жидкость, является гигроскопичной, и, впитывая в себя влагу, теряет свои свойства. Тормозная система не является полностью герметичной, и через компенсационные отверстия в нее всё равно попадает определенное количество влаги.
Вторая причина для полной замены ТЖ – это ошибка многих начинающих автовладельцев, связанная с мнением, что тормозные жидкости можно смешивать. Смешивать разные ТЖ можно, но при этом нужно учитывать целый ряд нюансов, как состава жидкости, так и модели двигателя. Долив в небольших количествах возможен, но специалисты настоятельно рекомендуют производить полную замену тормозной жидкости.
Самым правильным решением, является замена тормозной жидкости именно того типа и марки, которую рекомендует производитель. Замена тормозной жидкости своими руками должна начинаться с подробного ознакомления мануала по эксплуатации именно вашего автомобиля.
Варианты замены тормозной жидкости
Первый вариант, о котором мы сразу думаем – это замена тормозной жидкости в автосервисе. Никаких вам гаечных ключей и смотровых ям. В автосервисе существует оборудование для замены тормозной жидкости и специалисты. Если вам совсем не хочется возиться со своим автомобилем, то этот вариант для вас.
Аппарат для замены тормозной жидкости снабжён в комплектации системой переходников, потому может работать со многими моделями автомобилей.
Но, не стоит забывать, что вам проведут только замену тормозной жидкости, не более. Такова тенденция большинства автосервисов – ремонтировать то, на что указал клиент, без лишнего напряжения.
Второй вариант дольше по времени и по вашим трудозатратам. Выгоден он тем, что вы экономите на стоимости замены, и одновременно проводите визуальную диагностику состояния тормозной системы, проверку подвески, исправность амортизаторов и т.д. Ведь это ваш автомобиль, и ваша безопасность. Кто, как не вы позаботится о себе.
Итак, вы выбрали второй вариант – замена ТЖ своими руками. Первое, что нужно сделать – это уточнить в Руководстве по эксплуатации, какая у вашего авто схема (конструкция) тормозной системы. Т.е. диагональная или параллельная схема контуров.
Замену ТЖ следует проводить поочередно в контурах.
- При диагональной схеме контуров: правое заднее колесо, левое переднее, левое заднее и правое переднее колеса.
- При параллельной схеме: правое заднее, левое заднее, правое переднее и левое переднее колеса.
Производить замену ТЖ следует на яме, при снятых колесах, естественно, с соблюдением всех правил безопасности. После замены тормозной жидкости, как правило, следует провести контрольную прокачку тормозов.
Замена тормозной жидкости с АБС
При замене ТЖ в тормозной системе с ABS нужно учитывать некоторые нюансы. Если гидроаккумулятор, блок клапанов, насос конструктивно расположены в одном узле, то замена производится в обычном порядке.
Если же вся система АБС раздельна, то лучшим вариантом будет замена ТЖ в сервисе. Устройство для замены тормозной жидкости позволит провести закачку в тормозную систему под давлением, что снизит вероятность попадания воздуха («завоздушивание») в систему.
Для замены ТЖ в тормозных системах с ESP или SBC в обязательном порядке требуется установка для замены тормозной жидкости. Дело в том, что здесь имеет значение последовательность открытия клапанов гидромодуля. Т.е. своими силами вы просто не сможете произвести замену ТЖ.
Успехов вам при проведении замены тормозной жидкости своими руками.
Замена жидкости в тормозной системе автомобиля своими руками
Состояние рабочей тормозной системы непосредственным образом влияет на безопасность движения.
Эксплуатация автомобиля, имеющего даже на первый взгляд, незначительные неполадки в тормозной системе (прорыв мембраны вакуумного усилителя, писк при торможении при износе тормозных накладок) недопустима.- Как часто нужно менять жидкость в тормозной системе?
- В каких случаях необходимо менять тормозную жидкость?
- Диагностика
- Процедура замены тормозной жидкости на автомобиле с тормозной системой без ABS
- Особенности процедуры замены тормозной жидкости на автомобиле, оборудованном антиблокировочной тормозной системой (ABS).
Практически на всех моделях легковых автомобилей используется гидравлический привод тормозов, когда усилие от педали передается через специальную жидкость к тормозным механизмам.
Как часто нужно менять жидкость в тормозной системе?
Как рекомендует большинство фирм-изготовителей, тормозная жидкость подлежит замене при достижении 50 000 км пробега. Учитывая напряженные условия эксплуатации при экстремальных температурах, частых торможениях в городских условиях, в том числе и на затяжных спусках, тормозную жидкость следует менять не реже одного раза в два года.
В каких случаях необходимо менять тормозную жидкость?
Жидкость также необходимо менять:
- после консервации или длительной (свыше трех месяцев) стоянки
- при любом ремонте или замене деталей главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
- Тормозную жидкость желательно заменять при характерных неисправностях, при которых наблюдается нарушение герметичности тормозной системы, утечка или загрязнение тормозной жидкости частицами грязи, металла или резины
- Если имеет место тугое хождение педали тормоза, обусловленное заклиниванием поршня главного тормозного цилиндра, жидкость также подлежит обязательной замене
- При засорении контуров и других узлов рабочей тормозной системы, а также при попадании влаги (конденсата) или других посторонних жидкостей в гидропривод рабочей тормозной системы.
- Также, жидкость следует заменить, если неизвестны сроки ее предыдущей замены, либо жидкость имеет темный цвет.
Диагностика
Внимание! Перед заменой тормозной жидкости следует убедиться в полной исправности всей тормозной системы.
Пошаговая инструкция:
- Автомобиль устанавливается на подъемник или смотровую яму.
- После чего все детали тормозной системы – контуры, барабаны (если тормозная система барабанная), суппорты, шланги и сливные штуцеры очищаются от грязи. Обратите внимание: Полезно установить автомобиль на домкраты, снять колеса и проверить состояние барабанов, тормозных колодок, если тормозная система барабанного типа, либо проверить состояние дисков и рабочую поверхность накладок, включая их толщину, сравнив ее с рекомендованной толщиной.
- Рабочая поверхность тормозных колодок и накладок должна быть сухой и чистой, без следов замасливания.
- Тормозные диски и барабаны должны быть без задиров, трещин, следов деформации и попадания жидкости. Если имеются следы износа, диски и барабаны следует тщательно промерить штангенциркулем. Если они предельно изношены, их обязательно необходимо заменить. Желательна замена обеих дисков и барабанов на одной оси.
- Тормозные контуры должны быть без вмятин, царапин и следов утечки тормозной жидкости. Следы утечки очень легко заметить, поскольку тормозная жидкость плохо испаряется, оставляя маслянистый след с характерным запахом.
- Если в местах соединения видны следы маслянистой грязи, их следует затянуть специальным гаечным ключом, либо заменить.
- В местах соединения тормозных контуров с резиновыми шлангами, идущими к тормозным механизмам колес также необходима тщательная проверка на следы утечек.
- Если на шлангах имеются следы повреждений, трещин или порезов, необходима их обязательная замена новыми.
- Тормозные цилиндры колес также должны быть без следов утечки тормозной жидкости, а их поршни – свободно без заклинивания должны втягиваться внутрь корпуса.
- Все пружины и резиновые манжеты должны быть без следов трения или повреждений. Все другие механизмы (регулятор тормозных сил, сигнальное устройство, гидронасос, распределитель давления и т.д.) не должны иметь следов повреждения корпуса и утечки жидкости.
- Шток главного тормозного цилиндра должен сдвигаться свободно и без заеданий, а возвратная пружина должна обладать достаточной упругостью, чтобы возвращать его в исходное положение.
- Бачок, уплотнительные прокладки и манжеты должны быть целыми, без надрывов и трещин.
- Обязательно обратите внимание на место крепления ГТЦ к корпусу вакуумного усилителя.
- На некоторых автомобилях при неисправных манжетах, жидкость из главного тормозного цилиндра вытекает в полость вакуумного усилителя. При этом, утечка жидкости обнаруживается только по падению ее уровня в бачке.
Процедура замены тормозной жидкости на автомобиле с тормозной системой без ABS
Вся процедура замены состоит в промывке и наполнении чистой тормозной жидкостью главного тормозного цилиндра с последующей прокачкой всех контуров тормозной системы.
- Лучше всего все работы по замене жидкости производить вдвоем.
Внимание! Не рекомендуется использовать рожковые гаечные ключи во избежание повреждения граней гаек крепящих контуры и сливных штуцеров. Необходимо заранее приобрести специальный ключ 10-го типоразмера (а в некоторых моделях 8-го или 12-го), либо изготовить самостоятельно, выпилив одну из граней на накидном ключе подходящего типоразмера. - Кроме этого понадобится тонкая трубка (подходит от капельницы) для слива жидкости через штуцеры на колесных тормозных цилиндрах. Штуцеры расположены на тормозных цилиндрах каждого колеса.
- Поочередно на каждом колесе откручивая их ключом, предварительно надев трубку на штуцер, опустив другой конец трубки в емкость с тормозной жидкостью, в то время как помощник несколько раз до упора нажимает на педаль тормоза и доливает в бачок новую тормозную жидкость, осуществляем промывку тормозной системы.
- Как только тормозная система заполнится свежей жидкостью, необходимо удалить из нее воздух.
- Для этого помощник снова несколько раз до упора нажимает на тормозную педаль, а затем удерживает ее в нажатом положении. Это необходимо для создания давления в тормозной системе и удаления из жидкости пузырьков воздуха.
- После того, как помощник держит педаль нажатой, снова поочередно откручиваем тормозные штуцеры на каждом из колес.
- Прокачку следует начинать с самого дальнего контура относительно главного тормозного цилиндра. В автомобилях с левым расположением рулевого колеса самый дальний тормозной контур расположен на заднем правом колесе. На автомобилях с правым расположением рулевого колеса прокачка контуров начинается с заднего правого колеса. Далее, прокачка осуществляется по схеме «крест накрест», т.е. следующим будет переднее колесо, находящееся на противоположной стороне.
- Иными словами, на автомобиле, у которого руль находится слева, сначала прокачиваем заднее правое, потом переднее левое колесо. Затем – заднее левое и переднее правое. При этом, обязательно нужно следить за уровнем жидкости в бачке ГТЦ, периодически доливая ее по мере необходимости.
- Процедуру прокачки повторяем до тех пор, пока из ослабленного штуцера не станет течь чистая тормозная жидкость без мельчайших пузырьков воздуха.
- После прокачки штуцер следует затянуть. При этом, помощник продолжает удерживать педаль тормоза. Обратите внимание на то, чтобы шланг был плотно надет на штуцер.
- Подсос воздуха через шланг или отпускание педали тормоза при открученном сливном штуцере недопустимо. Нельзя допускать полного ухода жидкости из бачка главного тормозного цилиндра. В противном случае все придется делать заново.
- Далее, следует удалить воздух из главного тормозного цилиндра. Для этого помощник снова нажимает и удерживает педаль тормоза. В это время, необходимо поочередно откручивая контуры от ГТЦ, добиться выхода воздуха. Как только начинает течь жидкость, крепление контура снова следует затянуть.
- После прокачки желательно проверить работу тормозной системы на стенде или при помощи манометров. Допустимо проверить работу тормозной системы на ровном участке, где отсутствует возможность внезапного появления транспортных средств и людей. Автомобиль разгоняется до 20 км/ч, после чего останавливается резким нажатием на педаль тормоза. При этом, помощник наблюдает, все ли колеса одновременно блокируются. Если автомобиль тормозит неравномерно, наблюдается его занос, увод в сторону, процедуру прокачки необходимо повторить, либо накачать шины до необходимого давления или заменить неисправные детали тормозной системы.
В некоторых моделях автомобилей после прокачки тормозов может гореть контрольная лампа аварийного состояния тормозной системы. Это обусловлено смещением цилиндров на сигнальном устройстве, либо на регуляторе тормозных сил задней оси. Для этого помощник снова нажимает и удерживает тормозную педаль, в то время как вы, поочередно ослабляя крепления контуров на сигнальном устройстве или регуляторе тормозных сил, добиваетесь уравнивания давления в контурах. При этом, контрольная лампа на приборной панели должна погаснуть.
Особенности процедуры замены тормозной жидкости на автомобиле, оборудованном антиблокировочной тормозной системой (ABS)
На сегодняшний день даже самые бюджетные модели автомобилей, выпускаемых в последние годы оборудованы антиблокировочной системой тормозов (Anti-block Braking System). Такая система не позволяет колесам полностью блокироваться при торможении. Ее принцип основан на цикличном нагнетании и сбросе давления в колесных тормозных контурах. Сама система состоит из ЭБУ – электронного блока управления, модулятора давления с управляющими клапанами и датчиков вращения колес. Принцип работы состоит в том, что на основании электрических сигналов, поступающих от каждого колеса, ЭБУ осуществляет изменение давления в тормозных контурах посредством открытия или закрытия клапанов.
Прежде чем начать все работы по замене тормозной жидкости, необходимо понимать принципы работы системы АБС, а также иметь необходимые слесарные навыки. Самостоятельная замена жидкости без специализированных приборов возможна лишь на автомобилях, оборудованных системой АБС первого поколения, в которой гидронасос и клапаны и модулятор давления конструктивно выполнены в одном корпусе. В других случаях, когда система ABS работает с другими системами стабилизации, например ESP, процедуру замены следует выполнять на специальном диагностическом стенде или в специализированном сервисном центре.
Сама процедура по замене жидкости и удалению воздуха из тормозной системы выполняется аналогичным образом, как и на автомобиле, не оборудованном системой АБС, но с некоторыми дополнениями и отличиями:
- Все работы следует выполнять вдвоем. Перед заменой жидкости, желательно прочитать инструкцию или специализированную литературу по вашей модели автомобиля.
- Сначала необходимо найти на щитке предохранитель, отвечающий питание электроники ABS, после чего извлечь его, тем самым отключив систему.
- После того как система заполнена свежей тормозной жидкостью, все ее контуры также нуждаются в прокачке.
- Схема прокачки контуров тормозной системы, оборудованной ABS отличается от обычной.
- Сначала прокачиваются контуры передних колес, затем – контуры задних. На автомобиле с левым расположением рулевого колеса прокачка контуров начинается с правого переднего колеса.
- По мере ухода жидкости из бачка, ее следует доливать до рекомендуемой отметки. После того, как педаль стала упругой, а ее ход уменьшился до 30% от полного нажатия, предохранитель следует установить на место, запустить двигатель, нажав до упора и удерживая педаль тормоза.
- При этом сигнальная лампочка ABS на приборной панели должна погаснуть. После этого необходимо совершить пробный заезд, нажимая и удерживая ногу на тормозной педали. При этом, нога должна ощущать пульсации от работы антиблокировочной системы.
Перед выполнением всех работ обязательно произведите осмотр всех элементов тормозной системы и их соединений. При необходимости, очистите от грязи, устраните имеющуюся течь и замените изношенные или неисправные детали.
Как заменить тормозную жидкость Издание
Исследовать Книга Купить на Amazon
Вы должны промывать и заменять тормозную жидкость в тормозной системе каждые два года. Вы можете заменить тормозную жидкость самостоятельно, но сервисные службы теперь делают это с помощью машин для промывки тормозов. Если вы обнаружите утечку тормозной жидкости или вам нужно прокачать тормоза, вам придется восстановить тормозную жидкость в главном цилиндре до надлежащего уровня. Вот некоторые вещи, которые вы должны знать о покупке и использовании тормозной жидкости:
Всегда используйте тормозную жидкость высшего качества от известного производителя: Многие автомобили требуют либо D.O.T. 3 или D.O.T. 4 жидкость. Т.О.Т. 5 теперь тоже доступен; это большое улучшение, потому что он не ест краску и не впитывает влагу. Недостатком является то, что, поскольку D.O.T. 5 не впитывает его, вода, попадающая в вашу тормозную систему, может образовывать небольшие лужи, которые могут разъедать ваши тормоза.
Воздействие воздуха быстро загрязняет тормозную жидкость: Кислород в воздухе окисляет его и снижает его температуру кипения. Тормозная жидкость также имеет сродство к влаге, и водяной пар в воздухе может смешиваться с тормозной жидкостью, снижая ее температуру кипения и в холодную погоду образуя кристаллы льда, которые затрудняют торможение. Добавление жидкости, загрязненной водяным паром, в вашу тормозную систему может привести к коррозии системы и образованию кислот, которые травят ваши колесные цилиндры и главный цилиндр и загрязняют ваши тормоза, заставляя их работать плохо или вообще не работать. Он также может разрушить жизненно важные части ABS и других дорогостоящих тормозных систем.
Если вы просто собираетесь долить тормозную жидкость в свою систему, купите небольшую канистру подходящего типа, долейте жидкость в главный цилиндр, а остальное либо выбросьте, либо используйте только в экстренных случаях. Материал довольно дешевый, и вашему автомобилю не нужно больше жидкости после того, как вы устраните утечку. Если вы держите банку с небольшим количеством жидкости, воздух, который заполняет оставшееся пространство в банке, загрязняет жидкость, независимо от того, как быстро вы ее закрываете.
Держите тормозную жидкость подальше от окрашенных поверхностей: Если это кажется пугающим, помните, что то же самое можно сказать о скипидаре и жидкости для снятия лака.
Удалите старую грязную жидкость из бачка главного цилиндра.
Используйте для этого дешевую смазку для индейки.
Протрите резервуар безворсовой тканью.
Делайте это, только если вы можете туда попасть.
Залейте новую тормозную жидкость в бачок до отметки «Полный», установите на бачок крышку.
Когда вы прокачиваете тормоза (что вы можете узнать, как это сделать в другом месте на этом сайте), новая жидкость вытесняет старую жидкость из системы. Продолжайте прокачивать тормоза, пока не увидите чистую, прозрачную жидкость, выходящую из прокачного винта.
Эта статья из книги:
- Ремонт автомобилей для чайников, 2-е издание,
Об авторе книги:
Дина Склар — известный специалист по ремонту автомобилей. Она появлялась в сотнях радио- и телешоу, включая шоу NBC Today и NBC Nightly News . Склар читает лекции на международном уровне об экологическом воздействии транспортных средств и активно продвигает программы солнечной энергии в жилых домах. Склар также является автором книги «Покупка машины для чайников».
Этот артикул находится в категории:
- Общий ремонт и обслуживание автомобилей,
Прокачка и промывка систем ABS
Конец колеса
Продавайте эту процедуру как услугу по обеспечению безопасности и доказывайте это
Магазины часто терпят поражение от средств массовой информации за продажу промывочной жидкости для тормозов. Причина, по которой защитники прав потребителей жалуются на это, заключается в том, что в руководстве по эксплуатации редко указывается интервал обслуживания промывочной жидкости в графике технического обслуживания — обслуживание тормозной жидкости обычно выходит за рамки графика обслуживания. Но если вы внимательно прочитаете сервисную информацию и руководство пользователя, инженеры оригинального оборудования говорят, что тормозная жидкость — это элемент, который следует регулярно проверять и заменять в случае загрязнения.
Фрагмент технического обслуживания автомобиля, контрольная крышка тормозной жидкости и жидкости сцепления с черной крышкой и желтой предупреждающей информацией.Теперь анализ тормозной жидкости и, при необходимости, ее замена важнее, чем когда-либо прежде. С 2008 года почти все автомобили поставляются с той или иной формой ABS и включают модуль управления гидравликой, установленный под капотом или на лонжероне рамы. С 2012 года каждый проданный легковой автомобиль был оснащен системой контроля устойчивости, которая добавила клапаны и усложнила гидравлический блок управления.
Гидравлическому блоку управления требуется свежая тормозная жидкость для работы и защиты клапанов и каналов от коррозии. Пакет присадок помогает контролировать pH, кавитацию и вязкость.
Прокачка и промывкаДля замены тормозной жидкости в автомобиле требуется больше инструментов и навыков, чем стеклянная бутылка и прозрачная трубка. Методы старой школы, такие как прокачка двумя людьми или гравитационная прокачка, все еще работают, но они неэффективны при замене больших объемов тормозной жидкости за короткий период времени. Машины и устройства, которые могут приводить в действие или нагнетать давление в систему, могут сделать промывку жидкостью максимально эффективной и прибыльной.
Блоки сброса мощности и давления меняются вместе с системами, которые они обслуживают. В прошлом для сброса давления в системе требовалось всего 15-30 фунтов на квадратный дюйм. Но некоторым новым модуляторам ABS с электронной пропорцией тормоза может потребоваться 50-60 фунтов на квадратный дюйм для прокачки или промывки системы. Если вы не можете заставить свой клапан для сброса давления работать в этих условиях, ознакомьтесь с сервисной информацией о необходимом оборудовании или настройке давления.
Сами по себе гравитационные, ручные или силовые методы прокачки не могут полностью смыть объем жидкости, находящийся в модуляторе АБС. После промывки внутри модулятора может быть до пяти унций грязной жидкости. Единственный надежный способ смыть эту жидкость — использовать диагностический прибор для приведения в действие клапанов в гидравлическом блоке управления. Имейте в виду, что худшая жидкость задерживается в клапанах и каналах ABS из-за их неинтегральной конструкции.
Осмотр и анализОдин только визуальный осмотр жидкости может ввести в заблуждение. Поскольку цвет тормозной жидкости может варьироваться от прозрачного до оттенков синего, даже если тормозная жидкость обесцвечивается, она все равно может соответствовать требованиям к производительности системы. Кроме того, тормозная жидкость в бачке главного цилиндра может иметь совершенно другой вид, чем жидкость, содержащаяся в суппортах.
Определение точки кипения было одним из первых методов определения состояния тормозной жидкости и до сих пор используется для определения количества влаги, поглощенной тормозной жидкостью. Это действительный тест, который используют многие государственные инспекции. Но он не может проверить состояние пакета присадок, который помогает контролировать коррозию в тормозной системе. Этот анализ может быть выполнен с помощью специальных инструментов, которые измеряют содержание воды по прохождению света или электричества через жидкость.
Измерение pH жидкости может определить состояние пакетов присадок во всей тормозной жидкости. Добавки, которые регулируют рН жидкости, имеют ограниченный срок службы и могут поглощать только определенное количество кислоты, прежде чем они истощатся. Когда буферы исчезнут, pH жидкости может быстро возрасти. Проверка pH тормозной жидкости может выполняться с помощью тест-полоски, которую можно использовать для обоснования обслуживания клиентов тормозной жидкостью.
Другой метод заключается в измерении количества меди в тормозной жидкости. Медь используется для покрытия внутренних поверхностей гидравлических тормозных магистралей.