Самостоятельный ремонт и замена блока предохранителей на ваз 2107 карбюратор и инжектор
Электрооборудование любого автомобиля не обходится без предохранителей (предохранителей) и ВАЗ 2107 не исключение. Благодаря этим элементам электропроводка защищена от повреждения в случае неисправности или выхода из строя того или иного потребителя.
Назначение предохранителей ВАЗ 2107
Суть предохранителей в том, что при превышении проходящего через них тока вставка, расположенная внутри, перегорает, тем самым предотвращается нагрев, плавление и воспламенение проводки. Если элемент пришел в негодность, его необходимо найти и заменить на новый. Как это сделать и в какой последовательности нужно разобраться подробнее.
На ВАЗ 2107 устанавливались разные предохранители, но назначение у них одно — защита электрических цепей
Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор и карбюратор
При эксплуатации ВАЗ «семерки» владельцы иногда сталкиваются с ситуацией, когда один или перегорает другой предохранитель. При этом каждый автолюбитель должен знать и ориентироваться, где установлен блок предохранителей (БП) и какую электрическую цепь защищает тот или иной элемент.
Где находится
Блок предохранителей на ВАЗ 2107 независимо от системы питания двигателя находится под капотом с правой стороны напротив сиденья пассажира. У узла есть две версии — старая и новая, поэтому для прояснения ситуации стоит остановиться на каждой из них подробнее.
Выбор образца БП не зависит от системы электроснабжения автомобиля.
Блок предохранителей на ВАЗ 2107 находится в моторном отсеке напротив пассажирского сиденья
Старый вариант блока
Старый монтажный блок состоит из 17 защитных элементов и 6 реле электромагнитного типа. Количество переключающих элементов может меняться в зависимости от комплектации автомобиля. Плавкие вставки расположены в один ряд, выполнены в виде цилиндра, удерживаемого при помощи подпружиненных контактов. При таком способе соединения надежность контактов достаточно низкая, так как в момент прохождения больших токов через плавкий элемент нагревается не только он, но и сами пружинные контакты. Последние со временем деформируются, что приводит к необходимости снятия предохранителей и зачистки окислившихся контактов.
Старый монтажный блок состоит из 17 цилиндрических предохранителей и 6 реле
Монтажный блок выполнен в виде двух печатных плат, установленных одна над другой и соединенных перемычками. Конструкция далека от совершенства, так как ее ремонт довольно сложен. Это связано с тем, что не все могут отсоединить платы, а это может потребоваться в случае перегорания дорожек. Как правило, дорожка на плате перегорает из-за установки предохранителя большего номинала, чем необходимо.
Блок предохранителей подключается к электрической сети автомобиля через разъемы. Во избежание ошибок при подключении колодки выполнены разного цвета.
Схема предохранителей ВАЗ 2107 может потребоваться при проведении ремонтных работ
Задняя часть монтажного блока выступает в бардачок, где подходит задний жгут проводов и разъем панели приборов. Нижняя часть блока питания расположена под крышкой и также имеет разъемы разного цвета. Корпус блока выполнен из пластика. Крышка блока прозрачная с нанесенной маркировкой расположения коммутационных аппаратов и плавких вставок.
Верхняя крышка блока предохранителей прозрачная с нанесенными обозначениями мест расположения коммутационных аппаратов и плавких вставок
Таблица: какой предохранитель за что отвечает
Номер предохранителя (номинальный ток) * | Назначение предохранителей ВАЗ 2107 |
F1 (8А/10А) | Задние фонари (свет заднего хода). Предохранитель обратного хода. Мотор отопителя. Предохранитель печи. Сигнальная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка). Электродвигатель очистителя и омывателя заднего стекла (ВАЗ-21047). |
F2 (8/10A) | Электродвигатели стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар. Реле очистителей, омывателей лобового стекла и фар (контакты).![]() |
F3/4 (8А/10А) | Резерв. |
F5 (16А/20А) | Элемент обогрева заднего стекла и его реле (контакты). |
F6 (8А/10А) | Предохранитель прикуривателя ВАЗ 2107. Розетка для переносной лампы. |
F7 (16А / 20А) | Звуковой сигнал. Двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Предохранитель вентилятора ВАЗ 2107. |
F8 (8А/10А) | Указатели поворотов в режиме тревоги. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и сигнализации (в режиме сигнализации). |
F9 (8А/10А) | Противотуманные фары. Регулятор напряжения генератора Г-222 (для деталей автомобилей). |
F10 (8A / 10A) | Комбинация приборов. Предохранитель панели приборов. Контрольная лампа и реле заряда аккумулятора. Указатели поворота и соответствующие контрольные лампы. Сигнальные лампы резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости.![]() |
F11 (8A / 10A) | Стоп-сигналы. Плафоны внутреннего освещения кузова. Предохранитель стоп-сигнала. |
F12 (8А/10А) | Дальний свет (правая фара). Катушка включения реле омывателя фар. |
F13 (8A / 10A) | Дальний свет (левая фара) и контрольная лампа дальнего света. |
F14 (8A / 10A) | Габаритный фонарь (левая фара и правый задний фонарь). Контрольная лампа включения габаритного света. Подсветка номерного знака. Лампа капота. |
F15 (8A / 10A) | Габаритный фонарь (правая фара и левый задний фонарь). Лампа освещения приборов. Лампа прикуривателя. Подсветка перчаточного ящика. |
F16 (8А/10А) | Ближний свет (правая фара). Обмотка включения реле очистителя фар. |
F17 (8А/10А) | Ближний свет (левая фара).![]() |
* В знаменателе для ножевых предохранителей |
Новый блок образца
Преимущество блока питания новой модели в том, что узел свободен от проблемы потери контакта, то есть надежность такого устройства значительно выше. Плюс используются не цилиндрические взрыватели, а ножевые. Элементы устанавливаются в два ряда, а для их замены используются специальные пинцеты, постоянно находящиеся в блоке питания. При отсутствии пинцета вышедший из строя предохранитель можно извлечь с помощью маленьких пассатижей.
Расположение элементов в новом монтажном блоке: R1 — реле включения обогрева заднего стекла; R2 — реле включения дальнего света фар; R3 — реле включения ближнего света фар; R4 — реле включения звукового сигнала; 1 — разъем реле включения очистителей и омывателей фар; 2 — разъем реле включения электродвигателя вентилятора охлаждения; 3 — пинцет для предохранителей; 4 — пинцет для реле
Состояние предохранителей можно оценить по их внешнему виду, так как деталь изготовлена из прозрачного пластика. Если предохранитель перегорел, это легко определить.
Определить целостность предохранителя достаточно просто, так как элемент имеет прозрачный корпус
Внутри нового блока установлена только одна плата, что значительно облегчает ремонт блока. Количество предохранительных элементов в новом устройстве такое же, как и в старом. Реле можно установить 4 или 6 штук, что зависит от комплектации автомобиля.
В нижней части устройства находятся 4 запасных предохранителя.
Как снять монтажный блок
Иногда может потребоваться демонтировать блок предохранителей для его ремонта или замены. В этом случае необходимо подготовить следующий перечень инструментов:
- ключ на 10;
- торцевая головка 10;
- кривошип.
Порядок снятия монтажного блока следующий:
- Сдергиваем минусовую клемму с аккумулятора.
- Для удобства снимаем корпус воздушного фильтра.
- Снимаем разъемы с проводами подходящими к монтажному блоку снизу.
В подкапотном пространстве разъемы с проводами к монтажному блоку подходят снизу
- Перебираемся в салон и снимаем полку для хранения под бардачком, либо демонтируем сам отсек для хранения.
- Снимаем разъемы, которые подключаются к БП из салона.
Снимаем колодки с проводами, которые подключаются к колодке из салона
- Головкой на 10 отверните гайки крепления блока и снимите устройство вместе с уплотнителем.
Блок держится на четырех гайках — откручиваем их
- Собираем в обратном порядке.
Видео: как снять блок предохранителей на ВАЗ 2107
Снятие блока предохранителей старого образца с ВАЗ 2107 своими руками
Смотреть это видео на YouTube
Ремонт монтажного блока
После демонтажа БП, для выявления проблемных мест и ремонта или замены печатной платы потребуется полная разборка узла. Процедуру проводим следующим образом:
- Вынимаем реле и предохранители из монтажного блока.
Чтобы разобрать монтажный блок, сначала нужно снять все реле и предохранители
- Ослабить верхнюю крышку.
Верхняя крышка крепится четырьмя винтами.
- Отверткой поддеваем 2 хомута.
Со стороны разъемов корпус держится защелками
- Сдвиньте корпус блока предохранителей.
После разъединения хомутов сдвигаем корпус блока
- Нажмите на разъемы.
Чтобы снять плату, необходимо отжать разъемы
- Вынимаем блок платы.
Демонтируем плату, вынув ее из корпуса
- Проверяем целостность платы, состояние дорожек и качество пайки вокруг контактов.
Осматриваем плату на наличие повреждений дорожек
- По возможности устраняем дефекты. В противном случае меняем плату на новую.
Восстановление обрыва дорожки
Если на печатной плате обнаружена перегоревшая токопроводящая дорожка, последнюю менять не обязательно — можно попробовать восстановить. Для работы потребуется минимальный набор инструментов и материалов:
- паяльник 40–60 Вт;
- припой;
- кусок проволоки;
- нож.
В зависимости от характера повреждения реставрация проводится в следующем порядке:
- Счищаем ножом лак в месте слома.
Поврежденный участок дорожки необходимо зачистить ножом
- Лужем дорожку и наносим каплю припоя, соединяя место обрыва.
Залудив дорожку, восстанавливаем каплей припоя
- Если дорожка сильно повреждена, то восстанавливаем с помощью куска проволоки, которой соединяем нужные контакты, т.е. дублируем дорожку.
При значительном повреждении гусеницы восстанавливается куском проволоки
- После ремонта собираем плату и блок в обратном порядке.
Видео: ремонт блока предохранителей ВАЗ 2107
Посмотреть это видео на YouTube
Проверка реле
Для проверки реле их снимают с посадочных мест и состояние контактов оценивают по их внешнему виду. Если обнаружено окисление, зачистите его ножом или мелкой наждачной бумагой. Работоспособность переключающего элемента проверяется двумя способами:
- замена на новую деталь;
- путем подачи напряжения на обмотку.
В первом случае все просто: вместо проверенного реле устанавливается новое или заведомо исправное. Если после таких действий работоспособность детали восстановилась, то старое реле пришло в негодность и нуждается в замене. Второй вариант предполагает подачу питания на катушку реле от аккумулятора и прозвонку мультиметром, замыкается контактная группа или нет. При отсутствии коммутации деталь подлежит замене.
Для проверки реле на его обмотку подается напряжение от аккумуляторной батареи, и мультиметром проверяют замкнуты контакты или нет невысокая стоимость устройства (около 100 руб.).
Блок предохранителей салона
Несмотря на отсутствие различий между монтажными блоками «семерок» с карбюраторным и инжекторным двигателем, последние оснащены дополнительным блоком, который устанавливается в салоне под бардачком. Блок состоит из розеток с реле и предохранителями:
- главное реле;
- Реле топливного насоса;
- Реле вентилятора.
Предохранители предназначены для защиты:
- главного реле;
- электрический топливный насос;
- электронный блок управления двигателем.
Блок предохранителей и реле в салоне: 1 — предохранитель, защищающий силовые цепи главного реле; 2 — главное реле; 3 — предохранитель, защищающий цепь постоянного питания контроллера; 4 — предохранитель, защищающий цепь питания реле электробензонасоса; 5 — реле электробензонасоса; 6 — реле электровентилятора; 7 — диагностический разъем
Как снять БП
Для замены коммутационных аппаратов и предохранителей системы управления силовым агрегатом необходимо снять кронштейн, на котором они крепятся. Для этого выполняем следующие действия:
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
- Ключом на 8 отверните две гайки, которыми кронштейн крепится к корпусу.
Кронштейн крепится двумя гаечными гайками на 8
- Демонтируем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъемом.
Открутив гайки, снимаем кронштейн вместе с реле, предохранителями и диагностическим разъемом
- Клещами из блока предохранителей снимаем неисправный защитный элемент и ставим на его место новый того же номинала.
Для извлечения предохранителя вам понадобится специальный пинцет.
- Для замены реле плоской отверткой подденьте разъем с проводами и отсоедините его от блока реле.
Для снятия разъемов с блока реле поддеваем их плоской отверткой
- Ключом или головкой на 8 откручиваем крепления переключающего элемента к кронштейну и демонтируем реле.
Реле крепится к кронштейну с помощью гаечной гайки на 8
- Взамен вышедшей из строя детали устанавливаем новую и собираем узел в обратном порядке.
После удаления вышедшего из строя реле установите на его место новое.