Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Тормозные жидкости


По материалам сайта «Иркутский экспресс»

Назначение тормозных жидкостей — передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем.
Температура кипения. Опыт показывает, что рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70ОС при движении по шоссе, 80-100ОС в городе и 100-120ОС на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150ОС и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600ОС. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут.
Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.
У современных тормозных жидкостей температура кипения намного выше критической (то есть 150ОС ), но этим нельзя обольщаться. Вещества, входящие в их состав, по большей части очень гигроскопичны, то есть легко впитывают влагу из воздуха, а резиновые манжеты служат плохой преградой для этого процесса. Точка кипения “увлажненной” жидкости по сравнению с “сухой” намного ниже, она легко падает до критической величины и даже дальше. Поэтому в паспортных данных всегда указывают два значения температуры кипения: без влаги и с содержанием 3,5% воды. Если последняя мала, то в системе с дисковыми тормозами такую жидкость применять не следует.
Морозостойкость. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Принято, что ее вязкость не должна превышать 1800 кв. мм/с при 40ОС для обычного исполнения и 1500 кв.мм/с при -55О С для специального северного. При выборе продукта для использования в условиях суровой зимы на это надо обращать внимание.
Совместимость с уплотнениями. Вещества, содержащиеся в тормозных жидкостях, неизбежно вызывают набухание уплотнительных резиновых манжет, однако это воздействие лимитируется действующими техническими нормативами. Тем не менее и здесь есть обстоятельство, которое надо иметь в виду. На очень старых машинах (более четвертьвековой давности выпуска) могут быть манжеты, резина которых не совместима с жидкостями сегодняшних типов. В системах таких автомобилей поневоле надо использовать спиртокасторовые смеси, как это делалось прежде (на ГАЗ-24 резина прежних типов использовалась до 1985 года).
Антикоррозионные и смазывающие свойства. Для движущихся деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет. Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость. Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.
Закончив перечисление главных свойств тормозных жидкостей, обратимся к реальному ассортименту нашего рынка.
БСК — жидкость из прошлого, представляющая собой смесь бутилового спирта и касторового масла (50 на 50). Внешняя отличительная особенность — красный цвет. У нее очень низкая температура кипения (всего 115ОС), а также плохая морозостойкость (вязкость 2500 кв.мм/с при — 40ОС, что не соответствует эксплуатационным нормам). БСК непригодна для современных автомобилей, тем более с дисковыми тормозами, но хорошо смазывает, вследствие чего в гаражной практике эту жидкость часто используют для смачивания замков, петель и т. п. По назначению эту жидкость применяют только в автомобилях старых типов и сельскохозяйственных машинах.
ГТЖ-22м — одна из ранних и удешевленных попыток освоения новых материалов (сделана на гликолевой основе). Температура кипения и морозостойкость улучшены по сравнению с БСК, но не дотягивают до современных норм. Главные же недостатки — низкие антикоррозионные свойства и повышенная ядовитость. Внешнее отличие — зеленый или защитный цвет. В автомобильной практике сегодня эта жидкость не применяется и не выпускается, но запасы могут случайно встретиться. ГТЖ-22м может смешиваться с более современными жидкостями, поэтому единственная возможность ее использования — доливка системы в экстремальных ситуациях, когда иного выхода нет. Разумеется, затем образовавшуюся смесь надо без промедления заменить доброкачественным продуктом.
“НЕВА” — первенец современного ряда, ныне изрядно устаревший и снятый с массового производства (мелкосерийное кое-где сохранилось). Основные компоненты — гликолевый эфир и полиэфир с добавлением антикоррозионной присадки. Температура кипения составляет 195
О
С без влаги и 138ОС при содержании 3,5% воды. Норматив морозостойкости выдержан “Нева” имеет цвет от светло-желтого до желтого. Главный недостаток — повышенная гигроскопичность, вследствие чего уже через год эксплуатации температура кипения приближается к критической. Только с учетом этого обстоятельства и можно использовать “Неву”, которая не имеет других ограничений к применению на автомобилях любых марок.
“ТОМЬ” разработана на замену жидкости ”Нева” для широкого применения. Цвет — в пределах от светло-желтого до желтого, как у “Невы”. В составе “Томи” — концентрированный гликолевый эфир, полиэфир, бораты, целевые присадки. Температурные свойства продукта улучшены: кипение в “сухом” виде — 220ОС, в “увлажненном” — 155ОС, вязкость при -40ОС не более 1500 кв.
мм/с. Насыщение влагой, близкое к критическому, наступает у этой жидкости примерно через два года работы. В целом по эксплуатационным качествам “Томь” по общепринятой международной классификации удовлетворяет современным нормативам DOT-3 — это массовый, “ширпотребный” класс без каких-либо специальных ограничений по применению.
“РОСА” — продукт, относящийся к наиболее совершенному типу. Основной компонент — борсодержащий полиэфир наряду с присадками специального назначения. Цвет — от светло-желтого до светло-коричневого. Показатели кипения таковы: в “сухом” виде — 260ОС, в “увлажненном” — 165ОС, при этом критический показатель (150ОС) достигается только после трех лет нахождения жидкости в гидроприводе тормозной системы.
Согласно международной классификации “Роса” удовлетворяет всем нормам класса DOT-4, что на сегодня является наиболее высоким уровнем эксплуатационных качеств.
“Роса” без ограничений пригодна для использования в современных отечественных и зарубежных автомобилях.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОДУКТЫ. Сегодня на нашем рынке можно встретить множество импортных тормозных жидкостей (Brake Fluid). Если такая жидкость рекомендована изготовителем для любых машин и при этом имеет маркировку DOT-3 или DOT-4, то ее можно использовать в равной мере и в иномарках, и в отечественных автомобилях. Можно утверждать также, что в состав данного продукта входят различные эфиры, и низкомолекулярные полимеры и целевые присадки. Что же касается эксплуатационных качеств (включая температурные свойства), то при сравнении в соответствующем классе (DOT-З или DOT-4) импортные жидкости примерно идентичны нашей “Томи” или “Росе” и не имеют каких-то особых отличий от них.
\

Перечень тормозных жидкостей, сертифицированных ВАЗом

Марка
Изготовитель
Стандарт
«Роса», «Роса-3», «Роса-DOT-4» АО «Капролактам» ТУ 2451-004-10488057-94
«Spectrol Disk Brake Fluid» DOT-4 (фасованная «Роса») ПКФ «Спектр-Авто» ТУ 2451-004-10488057-94
ТЖ «Томь» АО «Кемеровохимпром» ТУ 6,01-126-82
«Agrip Brake Fluid» DOT-4 Agip Petroli спецификация Agip
«Hudoroulan-408» DOT-4 BASF спецификация BASF
Примечание
. Завод исключил «Неву» из своих карт, но допускает ее применение с ежегодной заменой.

Александр Моисеевич.

Более 2000 руководств
по ремонту и техническому обслуживанию
автомобилей различных марок

 

91. Жидкости для тормозных систем.Состав,св-ва,разновидност

91. Жидкости для тормозных систем. Состав, свойства, разновидности по ГОСТ, методы подбора и применение

Тормозные жидкости должны обладать низкой температурой замерзания,

хорошими антикоррозионными свойствами, иметь высокую смазывающую способность и не воздействовать отрицательно на резиновые изделия.

Выпускаются тормозные жидкости на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.

На касторовой основе выпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60% касторового масла и 40% этилового спирта и окрашена в красный цвет. БСК — это смесь 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранжевый цвет Обе жидкости отвечают всем необходимым требованиям, обладая высокой смазывающей способностью Недостатком является невозможность применения в зимних условиях при температуре воздуха ниже минус 20… 25°С, когда при низких температурах касторовое масло кристаллизуется в виде салообразной массы и в растворе остается практически только спирт. При попадании воды жидкости не пригодны к применению. Жидкость БСК токсична и огнеопасна и требует определенных мер безопасности при использовании.

На глицериновой основе готовят жидкости, содержащие 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта ректификата. По эксплуатационным свойствам такие жидкости аналогичны ЭСК и БСК. Жидкости, содержащие спирты, необходимо хранить в герметичной таре, так как спирт легко испаряется.

На гликолевой основе выпускают автомобильные тормозные жидкости марки ГТЖ-22М и «Нева». Основным компонентом в них является гликоль и его производные. Обладают улучшенными эксплуатационными свойствами за счет введения вязкостных, противоизносных, противокоррозионных и других присадок Низкотемпературные качества этих жидкостей позволяют применять их в системах тормозов круглый год.

Жидкость ГТЖ-22М окрашена в зеленый или зелено-коричневый цвет и принята в качестве единой всесезонной гидротормозной жидкости для отечественных автомобилей всех марок. Не расслаивается при попадании воды, так как этиленгликоли хорошо смешиваются с водой. Устойчива при хранении. Имеет температуру замерзания -65 °С, вязкость -7.9..8.3 мм2/с при 50°С. Недостатком жидкости является се агрессивность к чугуну и невысокие смазывающие свойства.

Жидкость «Нева»- это композиция на основе этилкарбитола с добавлением загустителя и антикоррозионной присадки. Представляет собой прозрачную однородную жидкость от желтого до светло-желтого цвета без осадка. Температура застывания -60°С, кипения -190 °С. По эксплуатационным свойствам «Нева» превосходит ГТЖ-22М, но вызывает разбухание кожи, токсична и огнеопасна. Работоспособна при температурах от минус 50 до +50 °С. При обводнении «Невы» температура кипения резко падает до 120… 140 °С и при этом снижается безопасность автомобиля.

Жидкость «Томь» — всесезонная тормозная жидкость, желтого цвета, представляющая собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты. Имеет низкую гигроскопичность, незначительно снижается температура кипения при попадании воды, хорошие противоизносные и коррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов грузовых и легковых автомобилей

Жидкость «Роса» — на основе борсодержащих соединений с комплексом антиокислительных и антикоррозионных присадок. Применяется для тормозных систем всех типов автомобилей. Работоспособность от минус 50 до +500С, совместима с «Невой».

На нефтяной основе применяется в качестве жидкостей для тормозных систем АМГ-10 и Г Т Н (обе красного цвета). Обладают хорошими низкотемпературными свойствами. Температура застывания для ГТН — минус 63°С, вязкость — 10 mm2/c при 50 °С. Однако необходимо читывать, что при эксплуатации эти жидкости вызывают набухание резины, а поэтому должны применяться, когда уплотнительные детали тормозных систем изготовлены из маслобензостойкой резины.

Кроме того, смешивание любой тормозной жидкости с топливом и маслами недопустимо, так как нефтепродукты разрушают резиновые детали. Запрещается применение смеси спирта и глицерина и других веществ, не рекомендованных к использованию в тормозных системах

Перед заполнением тормозную систему промыть и прокачать растворителями, например ацетоном Жидкости требуют замены в соответствии с правилами по техническому обслуживанию.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *