Замена датчика кислорода ВАЗ 2114 своими руками
Назначение у кислородного зонда одно – отслеживать, сколько воздуха выходит вместе с выхлопом, а на основании полученных данных бортовой компьютер регулирует подачу горючего. Располагается он на выпускном коллекторе и крайне редко выходит из строя. Тем не менее рано или поздно наступает момент, когда он отказывает.
Как же происходит замена изношенного датчика кислорода на автомашине ВАЗ-2114? Об этом и многом другом касающемся этой темы, рассказывается в настоящей статье.
Общие сведения
Кислородный датчик, или, как его еще называют, лямбда-зонд, состоит из следующих элементов:
- защитный корпус;
- уплотняющая прокладка;
- отрицательный и положительный электроды.
Во время прохождения выхлопных газов, он нагревается до 350 градусов. Данная температура повышает проводимость электродов, изготовленного из диоксида циркония. Именно это и обеспечивает точность получаемых показаний. Пока зонд нагревается (то есть примерно пять минут) после запуска двигателя, бензин подается на основе показаний других контролирующих устройств.
Где располагается датчик
Чтобы добраться до зонда, потребуется установить машину на рампу или яму. Место его расположения – выхлопная труба.
Если на вашем автомобиле установлен резонатор, то датчик всегда находится перед ним. В любом случае характерный выступающий цилиндрик с торчащим проводом не заметить просто невозможно.
Насколько часто меняют датчик
Поменять зонд придется через 80 000 километров пробега – это требование производителя. В реальности он способен прослужить и вдвое дольше, если:
- регулярно производить осмотр и текущий ремонт автомашины;
- использовать только качественное горючее;
- следить за ошибками, выдаваемыми бортовым компьютером и своевременно их устранять.
Некоторые умельцы научились вообще демонтировать зонд, но допустимо ли так поступать? Просто так его снять – себе дороже. Компьютер в этом случае производит приблизительную оценку потребностей двигателя в топливе, что выливается либо в повышенный его расход, или в снижение мощности (если смесь дается слишком бедная). А вот если перепрошить ЭБУ – от проблемы удается избавиться, но иногда дешевле просто купить новый датчик.
Читайте также: Пошаговая установка защиты от угона на Лада Гранта
Как узнать, что датчик неисправен
Основной симптом – резкое увеличение расхода топлива (рост составляет до 12 литров).
Еще на его некорректную работу указывает нестабильность функционирования силового агрегата на холостом ходу.
Следующие ошибки выдает бортовой компьютер, если полетел кислородный зонд:
- Р0130 – неправильные показания;
- Р0131 – слабый сигнал;
- Р0133 – замедленный отклик датчика;
- Р0134 – данные не поступают совсем;
- Р0135 – поломка нагревателя зонда;
- Р0136 – короткое замыкание.
Во всех случаях, прежде всего, начинают искать обрыв проводки, и лишь если его обнаружить не удастся, приступают к замене зонда.
Почему датчик ломается
Причин ускоренного износа существует немало. Основная проблема – низкокачественный бензин с высоким содержанием тяжелых металлов. Они образуют много копоти, которая быстро покрывает электроды.
Вредит ему и изношенность маслосъемных колечек и колпачков. Из-за этого смазка нередко попадает в горючее и затем в выхлопную трубу.
Опасны:
- подача некорректно составленной топливно-воздушной смеси, чему виной выход из строя других датчиков;
- неотрегулированный угол опережения зажигания – это приводит к перегреву катализатора.
Снятие и установка датчика
Перед заменой обязательно отключите аккумулятор, сняв с него минусовый провод. Если этого не сделать, то любое, даже кратковременное замыкание, приведет к повреждению оборудования или, в лучшем случае, к перегоранию предохранителей.
Если на вашей автомашине смонтирован силовой агрегат на 1,5 литра, то устанавливайте ее на смотровую яму (с домкратом работать очень неудобно). После этого:
- выверните накидным ключом зонд;
- извлеките его из гнезда;
- аккуратно вытащите разъем провода из клеммы;
- установите новый узел.
В машинах с мотором в 1,6 литра датчик расположен иначе. Причем в моделях, сошедших с конвейера, в последние годы их уже 2 штуки, на более ранних – только одна. Здесь, чтобы извлечь дополнительный зонд, придется лезть в подкапотное пространство. Обязательно снимите верхнюю крышку мотора, иначе до выпускного коллектора не доберетесь. Далее:
- скручиваем датчик ключом;
- вытаскиваем;
- отсоединяем кабель от разъема;
- устанавливаем на место новый.
Второй зонд располагается, так как описывалось выше, то есть для его демонтажа потребуется ставить машину на яму.
Реально ли отремонтировать кислородный зонд
Какие-либо действия, направленные на восстановление заведомого сломанного контролирующего прибора, бессмысленны. Другое дело, если произошла утрата контакта или обрыв в проводе, но сам датчик в целом работает.
Некоторые умельцы еще снимают копоть с электродов. Для этого зонд демонтируют и кладут на непродолжительное время в авиационный бензин или уайт-спирит. Через несколько минут его извлекают и протирают мягкой тряпочкой.
Общие рекомендации
При покупке нового элемента, отдайте предпочтение тому, что имеет дополнительный обогрев. Такой зонд начинает корректно работать уже при температуре в 300 градусов, что в итоге обеспечивает более стабильное функционирование двигателя.
В то же время на автомашины, на которые изначально монтировались принудительно подогреваемые кислородные датчики, обычные поставить невозможно, если только не внести определенные изменения в схему.
Чтобы облегчить процедуру замены, рекомендуется перед ней немного прогреть двигатель. В этом случае теплая выхлопная труба слегка расширяется и, соответственно, скрутить зонд окажется гораздо проще. Не забудьте только надеть плотные перчатки, чтобы не обжечься.
Если вы не уверены, какой именно датчик вам необходим – возьмите с собой в магазин старый. Продавец сможет без особого труда подобрать подходящий вариант.Это видео позволит лучше представить себе процесс замены кислородного зонда:
зачем нужна и как сделать
Автор Сергей Жигулин На чтение 2 мин. Опубликовано
Практически все выпускаемые сейчас автомашины оснащены электронными системами контроля и управления работой двигателя. В свою очередь, эти системы напрямую зависят от ряда датчиков, установленных в различных агрегатах автомобиля и передающих необходимые сведения на контрольный блок. Одним из таких датчиков является и лямбда-зонд. О том, как он работает, и о том, как сделать обманку лямбда зонда ваз 2114 — мы и расскажем сегодня.
Лямбда-зонд ваз 2114
Что такое лямбда-зонд и почему он ломается
Лямбда-зонд — это устройство, расположенное в выхлопной системе автомашины и передающее на блок управления данные о количестве чистого кислорода в выхлопе. В зависимости от них, процессор изменяет уровень обогащения смеси и тем самым контролирует работу двигателя.
В большинстве автомобилей устанавливается не один, а два кислородных датчика — один перед катализатором, а второй — сразу после катализатора. Благодаря этому, процессор может не только производить настройку работы двигателя, но и давать оценку эффективности катализатора и, в случае его износа, сообщать владельцу об ошибке.
В ходе работы происходит износ лямбда-зонда, и это не удивительно — ведь работает он в газовой среде, загрязненной копотью и при высокой температуре. Для того, чтобы продлить его срок службы, производители рекомендуют производить очистку датчика каждые 30.000 км. Правда, многие автолюбители забывают об этом, и с течением времени зонд ломается. Починить его практически невозможно, поскольку он не является ремонтопригодным элементом.
Расположение датчика кислорода
Если лямбда-зонд сломался, существует только два решения: либо вместо сломанного датчика установить новый, аналогичный, либо поставить обманку датчика кислорода ваз 2114.
Существующее мнение о том, что можно просто отключить вышедший из строя зонд и ездить только с одним датчиком, крайне ошибочно. Подобное решение может привести лишь к перерасходу топлива и нарушениям в работе мотора.
Как изготовить обманку
Обманка лямбда зонда своими руками ваз 2114 может быть изготовлена тремя различными способами:
- При помощи металлической втулки.
- При помощи электрической схемы.
- При помощи перепрошивки контрольного блока.
Обманка лямбда-зонда
Первый вариант — самый простой. Для него понадобится лишь установить специальную втулку, располагающуюся между датчиком и выхлопной трубой. Правда, для того, чтобы сделать втулку, понадобится токарный станок по металлу либо услуги токаря.
Из другого инструмента и материалов понадобятся:
- набор ключей;
- отвертка;
- заготовка из металла.
Выполняется втулка по следующей схеме:
Следует отметить, что изготавливать втулку лучше всего из жаропрочной стали либо бронзы, поскольку изделия из малоуглеродистой стали могут деформироваться или разрушаться в процессе работы.
Устанавливается готовая втулка следующим образом:
- Автомашина устанавливается на яму либо эстакаду.
- Отключается минусовая клемма от АКБ.
- Выкручивается лямбда-зонд.
- Внутренняя резьба втулки накручивается на внешнюю резьбу датчика.
- Лямбда-зонд с установленной втулкой монтируется на место.
Установка обманки
После подобной процедуры следует запустить двигатель автомобиля. Сигнальный значок, говорящий о неполадке двигателя, должен при этом пропасть. Вызвано это тем, что втулка несколько отодвигает кислородный датчик от струи выхлопных газов, благодаря чему лямбда-зонд «видит» большее количество кислорода.
Вместо втулки можно использовать и электрическую «обманку».
Схема подключения лямбда-зонда
Для того, чтобы ее сделать, понадобится нож, паяльник, паяльные принадлежности, резистор сопротивлением 1 МОм и конденсатор емкостью 1 мкФ. Резистор при этом нужно будет впаять посередине синего провода, соединяющего датчик с его клеммной колодкой, а конденсатор нужно будет припаять одной ножной к синему проводу, прямо перед припаянным резистором (со стороны колодки), а другой ножкой — к белому проводу (также соединяющему датчик с его колодкой).
Электронная обманка лямбда-зонда
Если такой вариант кажется сложным, то можно купить в автомагазине или на рынке уже готовые электронные модули-обманки. Правда, стоить они будут существенно дороже, чем самодельная схема из двух деталек.
Последний вариант обманки — это перепрошивка электронного блока контроля, при котором блокируется поступление сигналов с одного из зондов. Выполнять ее следует только профессионалам, поскольку неправильная прошивка может привести к нарушениям в работе двигателя и некоторых других агрегатов. Кроме этого, восстановить первоначальные значения и возобновить нормальную работу датчиков в дальнейшем может быть весьма проблематично.
Последствия установки обманок
Безусловно, установка обманок может помочь решить проблему с датчиками кислорода, но стоит помнить и о возможных последствиях, к которым она может привести, а именно к:
- поломке датчиков;
- полному выходу из строя датчиков;
- нарушениям в работе двигателя;
- повреждениям бортовой сети;
- поломке контролирующего блока;
- некорректным ошибкам в бортовом компьютере.
По этой причине стоит хорошо подумать перед тем, как устанавливать обманку. А в случае, если будет решено все равно ее установить, сам монтаж следует проводить крайне аккуратно и с учетом всех описанных выше рекомендаций.
Полезное видео
Интересную информацию по данному вопросу вы сможете получить, просмотрев видео ниже:
Датчик кислорода. Как заменить кислородный датчик (лямбда зонда) ВАЗ 2114
Что такое датчик кислорода, или как его еще называют лямбда зонд можно узнать из статьи Датчик кислорода или что такое лямбда зонд. В данной же публикации речь пойдет о том, как заменить этот датчик в случаи его поломки на автомобиле ВАЗ 2114. Технологический процесс замены лямбда зонда на всех автомобилях ВАЗ не представляет особой сложности, так что даже самый рядовой автовладелец сможет выполнить демонтаж и впоследствии монтаж ДК на своем авто.
Необходимые инструменты
- Если датчик был установлен относительно давно, то, как правило, в период эксплуатации автомобиля происходит закипание резьбы, что создает ряд трудностей по его демонтажу. Так что придется вам обзавестись жидкостью WD-40.
- Также понадобятся рожковые ключи на «22», «17», «19»
- Хомут пластиковый для стягивания проводов
Порядок выполнения работ по замене лямбда зонд на ВАЗ 2114
- Вывешиваем автомобиль на подъемник либо ставим его на яму, после чего с помощью ключей на «17» и «19»снимаем защиту двигателя.
- Сверху двигателя находим проводку датчика. Обычно она крепится к патрубку системы охлаждения с помощью пластикового хомута. Разрезаем хомут и отсоединяем клеммы от датчика.
- Теперь ключом на «22» выкручиваем датчик кислорода с выпускного коллектора.
Что делать если датчик кислорода не выкручивается
Если датчик не поддается, рекомендуем использовать следящую инструкцию:
- Жидкость WD-40 обильно разбрызгиваем резьбовую область датчика. После чего ждем пару минут и пробуем выкручивать.
- Если не поддается, запускаем двигатель и даем ему прогреться. После чего слегка поливаем датчик холодной водой, и опять пробуем откручивать.
- Если после этого лямбда зонд не поддается, пробуем еще один способ. С помощью паяльной лампы нагреваем его и пробуем его откручивать, при этом слегка постукивая молотком по его корпусу.
Установка кислородного датчика
Установка датчика кислорода происходит следующим образом:
- Вкручиваем датчик в выпускной коллектор
- Подсоединяем клеммы и крепим жгут проводов к патрубку системы охлаждения.
Обратите внимание, жгут проводов кислородного датчика не должен соприкасаться с металлическими предметами двигателя
Как почистить лямбда зонд на ВАЗ 2110? Чистка кислородного датчика своими руками
Лямбда зонд или кислородный датчик (датчик кислорода) играет важную роль в «жизни» автомобиля. От этого датчика, о существовании которого многие и не догадываются, на самом деле зависит очень много, например: правильная и бесперебойная работа двигателя, расход топлива, мощность силового агрегата и т. д.
Тяжелые условия работы этого датчика со временем сказываются на его состоянии, поэтому неудивительно, что спустя несколько десятков тысяч километров, лямбда зонд начинает «компостировать мозги». Снаружи и во внутренней части лямбда зонда накапливается толстый слой нагара, который собственно и становится причиной перебоев в его работе. Некоторые автомобилисты при первых признаках неисправности сразу же меняют датчик кислорода, хотя, как показывает практика, достаточно просто промыть датчик, используя специальное средство. Как проверить лямбда зонд читайте здесь.
В этой статье вы узнаете, как почистить лямбда зонд ВАЗ 2110 в домашних условиях. Пошаговая инструкция по промывке датчика кислорода позволит вам выполнить чистку этого датчика максимально быстро и эффективно.
Чистка кислородного датчика ВАЗ 2110 — пошаговая инструкция
Для того, чтобы удалить образовавшийся налет состоящий из сажи, копоти и прочих загрязнений, нам понадобится специальная жидкость — ортофосфорная кислота. Ни в коем случае не пытайтесь использовать для чистки лямбда зонда наждачку, щетку по металлу, напильник или другие острые предметы, это приведет к тому, что датчик будет окончательно выведен из строя и все, что вам останется — это заменить датчик кислорода.
1. Для начала необходимо найти ортофосфорную кислоту. Если вам не удалось раздобыть кислоту, используйте преобразователь ржавчины.
2. Далее следует демонтировать лямбда зонд.
3. Аккуратно опускаем рабочую часть (металлический наконечник) в подготовленную жидкость на 15-20 минут.
4. Если загрязнения серьезные — можно воспользоваться зубной щеткой, с ее помощью копоть и нагар удаляются более эффективно.
5. В Инете есть статьи о том, как почистить лямбда зонд, в которых рекомендуется отрезать кончик на «лямбде» для более тщательной очистки, однако я рекомендую делать это лишь в том случае, если обычная чистка датчика кислорода ВАЗ 2110 не дала никаких результатов. После очистки ранее отрезанный кончик необходимо приварить обратно.
6. Когда поверхность датчика очищена и приобрела характерный металлический цвет, промойте лямбда зонд в воде и дайте подсохнуть.
7. Установите «лямбду» на место и проверьте работу.
Если после очистки датчика кислорода ничего не поменялось и мотор по-прежнему работает с перебоями — замените кислородный датчик новым.
На сегодня все, до новых встреч на https://vaz-remont.ru/.
 Лямбда-зонд датчик — проверка и замена своими руками
Выхлопная система автомобиля выполняет достаточное большое количество функций. Прежде всего, она выводит и очищает отработавшие газы от вредных веществ, имеющих неблагоприятное воздействие на атмосферу. Второй функцией выхлопной системы можно назвать снижение сил действия сил, препятствующих выходу выхлопного газа. Ведь быстрая работа выхлопной системы способствует увеличению КПД любого двигателя внутреннего сгорания. Сегодня речь пойдет о самом малом элементе выхлопа автомобиля – лямбда-зонд. Постараемся разобраться, что это, для чего предназначается, как провести его диагностику и замену?
Что такое лямбда-зонд
Лямбда-зонд представляет собой электронный датчик, реагирующий на количество несгоревшего топлива в выхлопной системе автомобиля, который размещается на стыке каталитического нейтрализатора и коллектора. Такое устройство позволяет провести оценку содержания топливовоздушной смеси по составу выхлопного газа двигателя.
Применение данного устройства связано с появлением инжекторного способа подачи топлива в камеру сгорания. Лямбда-зонд оценивает количество не сгоревшего кислорода в отработавших газах и посылает определенный сигнал на электронный блок управления двигателем. ЭБУ принимает решение о том, какую топливовоздушную смесь необходимо подать в камеру сгорания для наиболее эффективной и экономичной работы двигателя. Существует два вида смеси воздуха и бензина, которая всасывается в камеру сгорания: богатая и бедная. Первая определяется большим количеством топлива по отношению к воздуху, а вторая определяется большим количеством воздуха, по отношению к топливу. Компромисс между этими соотношениями позволяет добиться наиболее экономичной работы двигателя с сохранением максимального коэффициента полезного действия.
Датчик лямбда-зонда — устройство и принцип работы
Самым распространенным датчиком кислорода на сегодняшний день является датчик порогового типа. По своей сути он является миниатюрной батарейкой, которая вырабатывает низкое напряжение для создания специального импульса. Датчик имеет два электрода, один из которых омывается воздухом из атмосферы, а второй погружен внутрь выхлопной системы и принимает на себя отработавшие газы. Наиболее эффективная работа датчика обеспечивается после полного прогрева двигателя. Рабочая температура выхлопной системы, при этом, должна находиться в пределах 300-400 градусов Цельсия.
Есть ошибочное суждение предполагать, что датчик лямбда-зонд называется именно «датчиком кислорода». На деле же, датчик никоим образом не реагирует на атмосферный воздух и это подтверждается принципом его действия. Как только в отработавших газах обнаруживается определенное количество несгоревшего топлива, на ячейках гальванического элемента появляется выходное напряжение. Эта величина снимается с контактов устройства и с помощью специальных проводников направляется в электронный блок управления двигателем. По величине напряжения, ЭБУ делает соответствующий расчет и регулирует состав смеси, соответствующий нормальной работе двигателя. Отсутствие напряжения на выходе датчика тоже является определенным порогом, который говорит об определенной бедности топливовоздушной смеси. На основе этих данных, ЭБУ увеличивает количество топлива, тем самым нормализует соотношение количество топлива и воздуха до почти идеальных значений (1:1).
Что касается самых первых датчиков, то они работали на другой основе – резисторе. При наличии или отсутствии несгоревших остатков топлива, резистор менял свое сопротивление, тем самым, давал блоку управления сигнал о регулировке соотношения бензина и воздуха.
Для наиболее эффективного «улавливания» топлива, в системе выхлопа широко практикуется двойная установка датчика. Это означает, что два датчика устанавливаются с разных сторон катализатора, тем самым, уточняют данные, необходимые для ЭБУ.
Признаки неисправности лямбда-зонда
Такой датчик, как и многие другие элементы общей системы автомобиля, тоже подвержен различным поломкам. Отказ в работе лямбда-зонд является не редкостью, поэтому, производители автомобилей предусмотрели специальную функцию для ЭБУ – это введение работы двигателя на аварийный режим. Это связано с тем, что блок управления перестает получать информацию о содержании несгоревших остатков топлива в выхлопе, и начинает подачу топлива и воздуха без коррекции количества.
Данный режим является опасным для двигателя и рассчитан на непродолжительное время и должен быть устранен в кратчайшие сроки. В этом режиме количество бензина, будучи не откорректированным, может попасть в цилиндры в слишком большом количестве и оставлять на стенках определенный нагар. Данный нагар царапает стенки и рано или поздно приведет к ухудшению компрессии. Кроме того, аварийный режим может уменьшить мощность автомобиля и увеличить расход топлива. Поэтому, исправность лямбда-зонд должна поддерживаться постоянно.
Основной причиной неисправности датчика долгое время остается качество топлива. Если быть точным, то есть определенный элемент – тетраэтилсвинец, который разрушает гальваническое покрытие электрода и выводит датчик из строя. В настоящее время, такая проблема постепенно устраняется, так как в бензин перестали добавлять опасный химический элемент.
Диагностика неисправности датчика предельно проста. При включении аварийного режима, необходимо с помощью бортового компьютера или иного другого диагностического устройства выполнить проверку работы всех систем. Чаще всего, лямбда-зонд в системе кодировок инжектора идет под обозначением Р0133, Р0134 или 0135.
Видео — Как проверить лямбда зонд
Замена датчика лямбда-зонд ВАЗ 2114
Рассмотрим замену датчика на автомобиле ВАЗ 2114. Стоит предупредить, что датчик является не самым дешевым, поэтому все работы следует производить с особой аккуратностью, хотя сломать в этом датчике нечего. Другая сторона проблемы заключается в демонтаже старого датчика. Если отнестись к этому процессу несерьезно, можно запросто вызвать необходимость замены катализатора целиком, поэтому будьте осторожны!
Порядок действий
- Во-первых, рекомендуется максимально облегчить задачу, выбрав правильное место проведения ремонтных работ. Для этого, лучше всего, установить автомобиль на смотровую яму.
- Откройте капот автомобиля и найдите провода, которые ведут к лямбда-зонд. На «Самаре -2 » такие провода идут в одном хомуте с патрубками охлаждения, поэтому, хомут можно откусить с помощью ножниц или кусачек, тем самым освободив провода.
Внимание! При работе с выхлопной системой автомобиля, дождитесь, когда она полностью остынет, иначе есть риск получить довольно серьезные ожоги.
- Теперь спуститесь под автомобиль и обработайте место соединения датчика с выхлопом при помощи WD-40. Данное действие является обязательным, так как постоянный перепад высоких температур приводит к тому, что датчик и катализатор могли «свариться» друг с другом, что делает их неразъемными. Лишь после того, как болт «отойдет» от выхлопа (следует выждать время), можно приступать к откручиванию лямбда-зонд. Данная операция выполняется при помощи ключей на 19 и 22.
- После демонтажа неисправного датчика, отсоедините его штекерный разъем, и установите на его место новый исправный датчик. Соедините его электрическую часть и установите новый хомут на патрубок охлаждения и проводку датчика.
На этом замена лямбда-зонд завершена. Все же, чтобы не повредить каталитический нейтрализатор, рекомендуется такую работу доверить специалистам из станции технического обслуживания.
Датчик кислорода (лямбда-зонд) ВАЗ 21083, 21093, 21099
В системах управления (ЭСУД) инжекторного 2111 и карбюраторного 21083 с микропроцессорным управлением, двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 применяется датчик измерения концентрации кислорода в отработанных газах (Лямбда-зонд, ДК). Разберем его основные параметры.
Датчик кислорода (Лямбда-зонд) ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099
Назначение датчика кислорода
Датчик кислорода измеряет количество кислорода в отработанных газах. По этим показателям определяется какая, богатая (мало кислорода) или бедная (много кислорода) топливная смесь поступает на данный момент в двигатель. После чего ЭБУ корректирует необходимое количество впрыскиваемого через форсунки в цилиндры двигателя топлива.
Устройство датчика кислорода
Датчик кислорода работает только в паре с каталитическим нейтрализатором. Он состоит из корпуса, чувствительного элемента, способного генерировать напряжение от 500 до 900 мВ, нагревательного элемента, служащего для нагрева чувствительного элемента и проводов с соединительной колодкой. В системах управления двигателем с контроллером GM датчик нагревательный элемент включен постоянно, с контроллерами BOSH и Январь 5 включается при необходимости.
Датчик кислорода 21083, схемаРасположение датчика кислорода на автомобиле
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 датчик кислорода устанавливается в нижней части приемной трубы глушителя (штанов).
Как работает датчик кислорода
Для того чтобы определить длительность открытия форсунок и соответственно объем впрыскиваемого топлива контроллер каждые 7 мс собирает сигналы с датчиков ЭСУД о нагрузке, оборотах двигателя, скорости автомобиля. Данные обрабатывает его программа, в которую в качестве постоянной величины вводится значение Лямбда (стехиометрическое соотношение воздуха и бензина в топливной смеси — 14.7/1). При таком составе топливная смесь сгорает наиболее полно и в воздух попадает меньше вредных веществ. Чтобы блок управления мог проконтролировать состав топливной смеси и скорректировать его в сторону стехиометрического соотношения, ему необходимы данные о составе топливной смеси на данный момент. Эти данные он получает с датчика концентрации кислорода.
Специальное покрытие чувствительного элемента датчика кислорода обладает свойством взаимодействовать с кислородом, имеющимся в выхлопных газах двигателя. Много кислорода в газах – происходит реакция его окисления на поверхности датчика, на контроллер поступает низкое напряжение (50 – 200 мВ). Это означает топливная смесь бедная, необходимо увеличить дозу впрыска. Мало кислорода – на поверхности датчика идут реакции восстановления кислорода, напряжение возрастает до 700 – 900 мВ. Для контроллера это сигнал, что топливная смесь богатая, необходимо ее обеднение.
Датчик кислорода работает только в прогретом как минимум до 300 градусов состоянии. Для вывода датчика на рабочий режим в нем установлен нагревательный элемент. Пока двигатель холодный, контроллер подает на датчик кислорода опорный сигнал 450 мВт, взамен получает сигнал 300-600 мВ. В такой ситуации расчет топливоподачи ведется без учета показаний датчика кислорода, так называемый режим «разомкнутой петли». Учитываются показания только датчиков положения коленчатого вала, датчика массового расхода воздуха, датчика положения дроссельной заслонки, датчика температуры охлаждающей жидкости. Взамен показаний датчика кислорода применяются некие усредненные значения, имеющиеся в программе. Топливная смесь в этом случае несколько переобогащена, но это и требуется для не прогретого двигателя. По мере прогрева датчика его показания выходят за пределы 300 – 600 мВ и контроллер начинает расчет топливоподачи в режиме «замкнутой петли», то есть с учетом показаний датчика кислорода.
Неисправности датчика кислорода
— Поверхность датчика кислорода загрязнена сажей. Это может произойти в связи с постоянным переобогащением топливной смеси из-за пропусков зажигания при неисправности системы зажигания, применения некачественного топлива. В этом случае на контроллер поступает сигнал о том, что топливная смесь бедная, и он увеличивает ее обогащение. Как следствие возрастает расход топлива. Нейтрализатор, дожигающий богатую смесь, перегревается, его соты оплавляются и через некоторое время он выходит из строя.
— Помимо этого выводят из строя датчик кислорода этилированный бензин, масло и тосол попавшие в топливную смесь, пары герметиков, применяемых при ремонте двигателя.
— Одним из первых признаков выхода из строя датчика кислорода является появление неустойчивого холостого хода двигателя (хотя эта неисправность может быть связана с другими причинами), а через некоторое время вообще отказ двигателя работать на холостом ходу.
При появлении признаков неисправности датчика кислорода следует провести его проверку. См. «Проверка датчика кислорода (ДК) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Применяемость датчика кислорода на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 инжектор
ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллером GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)) и нейтрализатором – нормы ЕВРО-2, применяется датчики кислорода GM 2112-3850010-11, BOSH 2112-3850010-40.
ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами BOSH M1.5.4 (2111-1411020-70), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60), Январь 5.1 (2111-1411020-61), VS 5.1 (2111-1411020-62) и нейтрализатором – нормы ЕВРО-2, применяется датчик кислорода BOSH 2112-3850010-20.
ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллером BOSH MР7.0Н (2111-1411020-50) и нейтрализатором – ЕВРО-3, применяется датчики кислорода BOSH 2112-3850010-20 (управляющий) и BOSH 2112-3850010-30 (диагностический).
Примечания и дополнения
— В системах управления инжекторными двигателями автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 под нормы токсичности Евро-3 помимо датчика концентрации кислорода применяется еще один, так называемый диагностический датчик кислорода (ДДК). Он устанавливается в выпускном тракте двигателя автомобиля после нейтрализатора. Принцип действия его аналогичен основному (управляющему) датчику кислорода. Его показания необходимы блоку управления для корректировки состава топливной смеси и контроля за полнотой сжигания отработанных газов нейтрализатором.
— Состав топливовоздушной смеси, при котором происходит наиболее полное ее сгорание в двигателе, называется стехиометрическим. Это соотношение 14.7/1 (14.7 частей воздуха и 1 часть топлива). Его устанавливает контроллер, ориентируясь на показания датчика кислорода. Еще одно название стехиометрического состава топливной смеси – Лямбда, поэтому датчик кислорода называется Лямбда-зонд.
— В ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099 под нормы токсичности Россия-83 с регулировкой СО-потенциометром датчик кислорода отсутствует.
Еще статьи по инжектору автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Регулятор холостого хода инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Датчик массового расхода воздуха инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Датчик температуры инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) инжекторных двигателей автомомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Применяемость контроллеров (ЭБУ) в системах управления инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
Как проверить лямбда-зонд с помощью мультиметра ВАЗ 2114?
Как узнать номер лямбда-зонда ВАЗ 2114?
Для этого откройте капот и отсоедините разъем датчика (он крепится хомутом к патрубку системы охлаждения). Проверка цепи нагревательного элемента. Берем тестер и подключаем его «минус» к двигателю, «плюс» присоединяем к контакту «В». Включаем зажигание и смотрим показания тестера: он должен показать 12 В.
Как проверить лямбда-зонд мультиметром ВАЗ?
Проверка датчика кислорода мультиметром выполняется следующим образом:
- Запускаем четырнадцатый и прогреваем двигатель, чтобы ДК набрал рабочую температуру;
- Заходим в подкапотное пространство на проверяем лямбда-зонд тестером….
- Далее проверяем контакты чувствительных элементов «А» и «С».
Как измерить сопротивление лямбда-зонда?
Как проверить сопротивление :
- Выберите на мультиметре режим измерения сопротивления и диапазон 200 Ом.
- Снимите с блока лямбда — зонд контакты нагревателя (например, в датчике с четырьмя контактами это разъемы 3 и 4).
- Подключите наконечники мультиметра к выходам и посмотрите на показания.
Как понять, что вышел из строя лямбда-зонд?
Внешние признаки выхода из здания Датчик кислорода:
- повышенный расход топлива
- рывки при движении
- неисправный катализатор
- повышенная токсичность выхлопных газов
- наличие кода неисправности (DTC)
Какое напряжение должно быть быть на лямбда-зондах?
при значении Лямбда = 0,9 (обогащенная горючая смесь) напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 0,65 В; 2.при значении лямбда = 1,1 (бедная смесь) напряжение на сигнальном выводе должно быть не более 0,25 В; 3.
Что будет, если выключить лямбда-зонд?
Один из самых простых способов проверки — отключить лямбда – зонд и проверить поведение автомобиля во время движения. Если датчик работает нормально, его отключение приведет к ухудшению динамики и значительному увеличению расхода топлива. Если датчик неисправен, то будет , как и раньше.
Как проверить лямбда-зонд Калина?
Обычно это черный провод. При прогретом двигателе нажмите педаль газа и увеличьте скорость до 3000 об / мин. Удерживайте педаль в этом положении около трех минут. В это время осуществляется нагрев лямбда-зонда .
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Водорастворимый люминесцентный датчик кислорода
Photochem Photobiol.Авторская рукопись; доступно в PMC 2019 25 октября.
Опубликован в окончательной редакции как:
PMCID: PMC6814006
NIHMSID: NIHMS1054946
Департамент биохимии и молекулярной биологии, Школа медицины Университета Мэриленда, США,
, США * Кому следует обращаться по адресу: Центр флуоресцентной спектроскопии, Департамент биохимии и молекулярной биологии, Мэрилендский университет, 725 West Lombard Street, Baltimore, MD 21201, США.Факс: 410-706-8408; ude.dmu.ibmu.sfc@sfc См. другие статьи в PMC, в которых цитируется опубликованная статья.Реферат
Мы разработали водорастворимый люминесцентный зонд для определения растворенного кислорода. Этот зонд основан на (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 , который является сульфированным аналогом известного кислородного зонда (Ru [dpp] 3 ) Класс 2 . Соединение dpp представляет собой 4,7-дифенил-1,10-фенантролин, а dpp (SO 3 Na) 2 представляет собой дисульфированное производное того же лиганда.В водном растворе в отсутствие кислорода (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 демонстрирует время жизни 3,7 мкс, которое уменьшается до 930 нс при равновесии с воздухом и 227 нс на равновесие со 100% кислородом. Константа закалки Штерна – Фольмера составляет 11330 M −1 . Эта высокая константа тушения кислородом означает, что фотолюминесценция Ru (dpp [SO 3 Na] 2 ) 3 Cl 2 тушится на 10% при концентрации кислорода 8.8 × 10 −6 M , или уравновешивание 5,4 торр кислорода. Кислородный зонд, растворенный в воде, демонстрирует минимальные взаимодействия с липидными везикулами, состоящими из дипальмитил-1-α-фосфатидилглицерина, но, по-видимому, взаимодействует с сывороточным альбумином человека. Максимум поглощения около 480 нм, длительный срок службы и большой стоксов сдвиг позволяют использовать этот зонд с простой аппаратурой на основе светоизлучающего диодного источника света, что позволяет измерять кислород в водных растворах с небольшими затратами. Насколько нам известно, это первый практичный водорастворимый кислородный датчик.
ВВЕДЕНИЕ
Тушение флуоресценции кислородом — одно из самых ранних наблюдений в области тушения флуоресценции (1). С тех пор различные флуорофоры с более длительным сроком службы также использовались в качестве индикаторов растворенного кислорода (2,3). Фосфоресцентные порфирины с длительным сроком жизни были разработаны для определения кислорода (4). Одним из наиболее широко используемых датчиков кислорода был рутений- (4,7-дифенил-1,10-фенантролин) 3 , † (Ru [dpp] 3 ) 2+ .Благоприятные оптические свойства этого комплекса привели к значительным усилиям по улучшению характеристик кислородных сенсоров на основе люминесцентного комплекса металл-лиганд (MLC) (6–9). Сенсоры на основе трис-дифенилфенантролина рутения (Ru [dpp 3 ]) 2+ обладают высокой стабильностью и даже могут стерилизоваться паром (10). Для дальнейшего улучшения спектральных свойств этих кислородных сенсоров были разработаны MLC, возбуждаемые зеленым светом (11), а также кислородные сенсоры, которые могут возбуждаться при длине волны выше 600 нм (12,13).Эти длинноволновые кислородные датчики позволяют проводить измерения через кожу (12), что указывает на возможность минимально инвазивного трансдермального зондирования. Возможность минимально инвазивного зондирования подтверждается использованием времени затухания вместо интенсивности (12,14,15), поскольку время затухания можно измерить в мутной среде и через кожу (16).
Во всех вышеупомянутых отчетах флуорофоры были нерастворимы в воде и либо растворялись в растворителях, либо содержались в полимерных носителях. Хотя использование кремния в качестве подложки оказалось полезным для предотвращения помех (17), есть много случаев, когда водорастворимые датчики могут оказаться полезными.Например, пробы воды могут быть смешаны с небольшими количествами водорастворимого датчика, а концентрация кислорода определяется по интенсивности или, предпочтительно, по времени распада, что будет нечувствительно к концентрации зонда. Поскольку концентрация датчика не имеет значения, датчик можно добавить с помощью простой бутылки-капельницы. Еще одно применение водорастворимого датчика кислорода — получение изображений внутриклеточных концентраций кислорода. Для облегчения таких приложений мы разработали водорастворимый комплекс рутения, показанный на.Было обнаружено, что это соединение имеет такие же спектральные свойства и чувствительность к кислороду, что и несульфированный MLC, и поэтому кажется подходящим в качестве водорастворимого датчика кислорода.
Устройство водорастворимого датчика кислорода.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
RuCl 3 и динатриевая соль 4,7-дифенил-1,10-фенантролиндисульфоновой кислоты (dpp [SO 3 Na] 2 ) были получены от Aldrich и использовались без дополнительной очистки. Сефадекс LH-20 был приобретен в Pharmacia.Сывороточный альбумин человека (HSA) и DPPG (дипальмитоил-1-α-фосфатидилглицерин) были получены от Sigma и использовались без дополнительной очистки. Растворы HSA (5 мг / мл) в 0,1 M фосфатном буфере поддерживали при pH 7,2 для всех экспериментов. Липидные везикулы получали обработкой ультразвуком DPPG (2 мг / мл) в 10 мкл M Tris с 50 мкл M KCl при pH 7,5.
Кислородные константы тушения Штерна – Фольмера ( K sv ) и бимолекулярные константы тушения определялись путем варьирования концентрации O 2 в водных растворах, содержащих (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Класс 2 .Кислород (> 99%) был взят из баллона и смешан с аргоном с использованием регулятора массового расхода Linde для получения газов с определенным процентным содержанием O 2 . Подходящий состав предварительно продували через 100 мл H 2 O, а затем барботировали через раствор аналита. Точность газосмесительного устройства указана в пределах ± 1%. Концентрация O 2 в H 2 O была определена путем пересчета состава O 2 на общую растворимость O 2 в H 2 O (0.00125 M при 100% O 2 ).
Синтез (Ru [dpp (SO
3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 · 6H 2 O.Это соединение было синтезировано, как указано ранее, с небольшой модификацией (18). RuCl 3 (57 мг, 0,0276 ммоль) подвергали взаимодействию с 3,5 эквивалентами динатриевой соли 4,7-дифенил-1,10-фенантролиндисульфоновой кислоты (518 мг, 0,0965 ммоль) в 20 мл деионизированной H 2 O и кипятили с обратным холодильником. при перемешивании 2 суток.За это время цвет раствора изменился с темно-зеленого на красный. Раствор охлаждали до комнатной температуры и фильтровали. Растворитель удаляли на роторном испарителе, и твердое вещество повторно растворяли в 5 мл H 2 O. Этот раствор загружали в колонку Sephadex LH-20 (25 × 2 см) и элюировали H 2 O. Первый коричневый и фиолетовый полосы отбрасывали и собирали красную фракцию. Красную фракцию упаривали досуха, получая красное твердое вещество. Характеристика соответствовала литературным данным (18).Следует отметить, что это соединение представляет собой смесь нескольких изомеров. Эти изомеры различаются тем, что заместители SO 3 Na на фенильных кольцах расположены случайным образом. Однако нет никаких доказательств наличия гетерогенной смеси зондов с длительным сроком службы, что подтверждается флуорометрией в частотной области (FD).
Электронные спектры поглощения измерены на спектрофотометре Hewlett Packard HP-8453. Спектры стационарной фотолюминесценции регистрировали на спектрофлуориметре SLM Aminco AB-2 с возбуждением 480 ± 2 нм.Оптическая плотность (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 была на уровне 0,2 или ниже при 480 нм во время всех измерений. Спады фотолюминесценции с временным разрешением были измерены в ФД с помощью приборов, описанных ранее (19). Источником возбуждения служил непрерывный лазер Ar + с воздушным охлаждением (543-AP, Omnichrome), настроенный на линию 488.0 нм. Лазер модулировался по амплитуде с помощью низкочастотного модулятора (K2.LF, ISS) и вводился во флуориметр ISS FD (Koala).Данные были собраны на ~ 20 различных частотах от 7 кГц до 2 МГц. Эмиссия собиралась через фильтр с отсечкой 610 нм (Coming 2-61), и Texas Red со сроком службы 4 нс использовался в качестве эталона срока службы.
Данные о спаде интенсивности ФП были подобраны для одно- и многоэкспоненциальных моделей. Анализ этих распадов проводился с помощью нелинейных процедур наименьших квадратов, описанных ранее (19). Спады интенсивности описывались
где α i — амплитуды каждой компоненты распада, τ i — соответствующие времена затухания, а ∑ α i = 1.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Спектры поглощения и излучения Ru (dpp [SO 3 Na] 2 ) 3 при растворении в воде показаны на рис. Спектры аналогичны спектрам, отображаемым (Ru [dpp] 3 ) 2+ . Поглощение около 480 нм позволяет возбуждать синими светодиодами (LED). Большой стоксов сдвиг является благоприятным свойством этого класса соединений, поскольку он позволяет легко отклонять рассеянный свет. Кроме того, большой сдвиг Стокса обычно означает, что люмофоры не будут самотушаться за счет взаимодействий зонд-зонд.
Спектр поглощения и излучения (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 в воде.
Спектры излучения водорастворимого (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) 2+ показаны на рис. В присутствии растворенного кислорода из воздуха интенсивность уменьшается в 2,9 раза по сравнению с таковой в отсутствие кислорода. В присутствии растворенного кислорода, эквивалентного 100% O 2 , интенсивность уменьшается на 16.В 4 раза по сравнению с раствором, не содержащим O 2 . Гашение кислородом легко обратимо путем удаления растворенного кислорода и полностью обратимо, когда весь кислород удаляется продувкой аргоном.
Спектры излучения (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 показаны в равновесии с аргоном, воздухом и 100% кислородом.
Динамический характер тушения кислородом (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 показан спадом интенсивности ФД ().Считается, что этот процесс гашения происходит из-за передачи энергии с образованием синглета O 2 (5,6,17). В отсутствие кислорода затухание происходит почти по одной экспоненте со временем затухания 3,7 мкс. Однако наблюдалась небольшая компонента с относительной интенсивностью около 1% и временем жизни 0,17 мкс (). Этот короткий компонент, по-видимому, не подвержен влиянию O 2 во всех измерениях, что позволяет нам полагать, что это может быть результатом использования метода FD. Фактически, предыдущие исследования во временной области показывают однородные распады с родственными соединениями Ru (II) (18).
Спады интенсивности в частотной области (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 в равновесии с аргоном, воздухом или 100% кислородом.
Таблица 1.
Анализ интенсивности распада (Ru [dpp (SO 3 Na) 2 ] 3 ) Cl 2 , закаленный диоксидом кислорода в различных биологических средах *
Образец | τ i (мкс) | α i | f i | 〈τ〉 (мкс) † | χR2 | 3.64 | 0,82 | 0,99 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0,166 | 0,18 | 0,01 | 3,61 | 0,213 (21,3) 9039 9039 9039 9039 9039 9039 903 | ||||||||||||
H 2 O, воздух | 0,953 | 0,78 | 0,02 | |||||||||||||
0,075 | 0.22 | 0,933 | 1,55 (37,5) | |||||||||||||
H 2 O, 100% O 2 | 0,227 | 1,0 | 1,0 | 3,30,227 | 39 HSA, ‡ аргон | 5,44 | 0,40 | 0,68 | ||||||||
2,29 | 0,41 | 0,30 | 0,19 | 0,02 | 4,41 | 0,694 (105) | ||||||||||
HSA, ‡ воздух | 3,69 | 0,41 | 9039 9039 9039 | 0,22 | 3,03 | 2,88 (105) | ||||||||||
4,1 | 0,3 | 0,68 | ||||||||||||||
1,12 | 49 | 0,29 | ||||||||||||||
0,238 | 0,2 | 0,03 | 3,12 | 0,566 (244) | ||||||||||||
DPPG128 9039 9039 9039 9039 | ||||||||||||||||
0,171 | 0,21 | 0,01 | 3,73 | 0,235 (19,8) | ||||||||||||
DPPG, § воздух | 0.734 | 0,78 | 0,95 | |||||||||||||
0,148 | 0,22 | 0,05 | 0,702 | 3,01 (23,7) |