Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (инжектор): замена своими руками, признаки неисправности

Содержание:

  1. Расположение
  2. Неисправности
  3. Проверка
  4. Замена

На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.

Расположение

Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.

В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.

Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.

Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.

Расположение

Неисправности

Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

  • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
  • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
  • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора. 

Признаки поломки

Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

  1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
  2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
  3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

Проверка

Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.

Способ проверки

Ваши действия

Первый способ

  • Подключите минусовой конец от вольтметра на двигатель;
  • Включите зажигание;
  • Вольтметром определите, какое напряжение образуется при езде на автомобиле;
  • В норме показатель должен составлять не меньше 12 Вольт, если АКБ полностью заряжена;
  • Если показания заметно меньше, потребуется ремонт или замена ДТОЖ

Второй способ

  • Возьмите мультиметр, включите его в режиме вольтметра;
  • Измерение должно происходить в пределах от 100 Ом до 10 кОм;
  • Возьмите термометр, измеряющий температуру более 100 градусов по Цельсию;
  • Опустите датчик в емкость с жидкостью охлаждения;
  • Начинайте подогревать ОЖ;
  • По мере роста температуры следите за показателями с помощью термометра;
  • Измерьте показатели сопротивления датчика при различных температурах;
  • Либо можете взять кипяток, залить его в емкость, вставить туда рабочий элемент датчика.
    И следите за сопротивлениями датчика, пока температура воды остывает;
  • Сопоставьте показания с таблицей, приведенной ниже

Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.

Температура (в градусах Цельсия)

Сопротивление (Ом)

100 градусов

177

80 градусов

332

60 градусов

667

40 градусов

1459

20 градусов

3520

0 градусов

9420

-20 градусов

28680

-40 градусов

100700

При наличии отклонений от нормы делаем вывод, что датчик уже не выполняет свои функции должным образом, потому требует обязательной замены.

Замена

Замена

Заменить ДТОЖ своими руками на инжекторном ВАЗ 2109 не сложно. Следуйте пошаговой инструкции, чтобы решить возникшие проблемы.

Снятие устройства

  1. Первым делом проверьте состояние предохранителей. Не редко они перегорают, что становится причиной отказа в работе датчика температуры охлаждающей жидкости.
  2. Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет. Проводить замену ДТОЖ на горячем двигателе ни в коем случае нельзя.
  3. Отключите провода, идущие на ваш ДТОЖ. Только делать это нужно в ситуации, когда при включении зажигания стрелка показателя температуры начинает резко поднимается вверх и порой доходит до максимального уровня.
  4. Если же изменений со стрелкой не происходит, виной всему не сам датчик, а провод, идущий к нему.
  5. Если при включении зажигания стрелка начинает опускаться, датчик температуры ОЖ вышел из строя и нуждается в замене.
  6. Снимать половину агрегатов, чтобы добраться до ДТОЖ, не приходится. Доступ к устройству свободный, проблем возникать не должно.
  7. Слейте охлаждающую жидкость из системы. Это отличный повод заодно поменять тосол на новый, если в этом есть необходимость. Если же охлаждающая жидкость свежая, для слива используйте чистую емкость.
  8. Отключите проводку от датчика.
  9. С помощью торцевой головки выкрутите регулятор, чтобы его без проблем снять рукой.
  10. Зачистите место посадки устройства. Так обычно накапливается приличное количество грязи, пыли, которые могут стать причиной некорректной работы нового датчика температуры тосола.
  11. Для очистки воспользуйтесь любой ветошью, которая не оставляет после себя ворс, нитки.
  12. Обработайте гнездо обезжиривателем.
  13. Вставьте новый регулятор. Ошибка многих заключается в том, что якобы для повышения надежности установки они уплотняют датчик герметиком. Делать этого не стоит, поскольку так ДТОЖ может работать только хуже.
  14. Верните на место питающий провод. Только если проверка показала, что в нем есть обрыв или он поврежден, провод лучше сразу заменить. Ремонтировать его изолентой не советуем.
  15. Залейте охлаждающую жидкость обратно в систему. Даже если вы меняли ОЖ пару месяцев назад, лучше заодно заменить ее на свежую. Хуже от этого точно не будет.
  16. Запустите мотор, проверьте в действии новый датчик ТОЖ.

Самостоятельная замена ДТОЖ — процесс достаточно простой. Вам не придется тратить деньги на услуги автосервиса, плюс получите необходимый опыт по ремонту автомобиля своими собственными руками.

 Загрузка …


Датчик указателя температуры ОЖ ВАЗ 2108, 2109, 21099

Указатель температуры охлаждающей жидкости в щитке приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций получает информацию о температуре ОЖ в системе охлаждения с датчика, установленного в блок цилиндров двигателя.

Это датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ 106.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Место установки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными или инжекторным двигателями он ввернут в торец блока цилиндров, над картером коробки передач. К нему идет всего один провод («минусовой»).

Датчик указателя температуры ВАЗ 2108, 2109 место установки на двигателе
2. Устройство датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ 106 имеет латунный корпус с гайкой под ключ на «21». Резьбовая часть корпуса выполнена в виде конуса, для уплотнения и герметизации датчика в посадочном отверстии. На дне корпуса датчика (омываемого ОЖ) установлена «таблетка» полупроводникового терморезистора. Она прижата токоведущей пружиной. Пружина одним концом упирается в полупроводник другим в контактную часть датчика с выводом под провод. Пружина изолирована от стенок датчика.

3. Принцип действия датчика указателя температуры.

Принцип действия датчика указателя температуры основан на работе установленного в нем полупроводникового терморезистора. Когда температура ОЖ низкая – сопротивление терморезистора высокое – ток, протекающий через датчик небольшой — стрелка указателя температуры в щитке приборов отклонена влево. По мере прогрева жидкости сопротивление терморезистора падает – сила тока увеличивается — стрелка на указателе температуры поднимается.

4. Применяемость датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными и инжекторным двигателем, автомобили 10-го семейства, Самара-2 (2113, 2114, 2115) и пр.

5. Неисправности датчика указателя температуры.

При возникновении проблем с датчиком указателя температуры сам указатель в щитке приборов начинает показывать неверную информацию. Необходимо определить конкретную причину: неисправен датчик или указатель. Для этого включаем зажигание, снимаем провод с датчика и касаемся им «массы». Если датчик неисправен, стрелка указателя переместится влево к началу шкалы. Если стрелка неподвижна, необходимо для начала проверить электрическую цепь указателя температуры ОЖ или заменить его исправным.

«Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости»

6. Характеристики датчика ТМ 106.

Пределы измерения температуры: 45-140º

Номинальное напряжение: 12 В

Сила тока: 0,25 А

Чувствительный элемент: терморезистор

Масса: 45 гр

7. Схема подключения датчика ТМ 106.

См. «Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 имеется еще один датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Он устанавливается в патрубок, идущий от термостата к двигателю. По его показаниям блок управления ЭСУД определяет температуру ОЖ в системе охлаждения. Это один из параметров, по которому блок управления рассчитывает величину впрыска, угол опережения зажигания, напряжение в системе зажигания.

— В системе охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик – датчик включения вентилятора системы охлаждения двигателя. Он расположен на правом бачке радиатора, по его сигналу включается вентилятор на радиаторе. В системе охлаждения инжекторного двигателя такой датчик отсутствует. Там включением вентилятора ведает блок управления по сигналу с ДТОЖ.

Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Перегревается двигатель, причины

— Белый дым из глушителя, причины

— Проверка термостата

— Неисправность: уходит антифриз

— Схема — работа термостата системы охлаждения двигателя

— Постоянно работает вентилятор на радиаторе, что делать?

Подписывайтесь на нас!

купить Датчики на Лада Самара %20(2108,%202109) 1300 в нашем автомагазине

     

Дом / Каталог запчастей Лада / Самара%20(2108,%202109)/ 1300 / Датчики

Взгляните на наш выбор запчастей Датчики для Лада Самара %20(2108,%202109) 1300. Мы предоставляем гарантию, чтобы вы могли с уверенностью заказывать. Выберите из продуктов или категорий ниже, чтобы сузить выбор в Датчики. Или просто сообщите нам марку, модель и год выпуска вашего автомобиля, чтобы получить более индивидуальный список.

0

Марка / номер детали Изображение Имя Цена
HELLA
6PT 009 107-151

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Цвет корпуса : Красный
Размер резьбы : M16x1,5
Количество портов : 1
Тип крепления : Болтовой
Номинальное напряжение [В] : 12
Размер ключа : 19
Тип датчика : Датчик NTC
Диапазон температур [°C] : 25
Диапазон температур [°C] : 80
Сопротивление [Ом] : 2053
Сопротивление [Ом] : 238
EBERSPÄCHER
90.028.03

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Цвет: красный
Цвет корпуса: красный
Размер резьбы: M16x1,5
Количество полюсов: 1
Диапазон температур [°C] : 25
Диапазон температур [°C] : 80
Сопротивление [Ом] : 2053
Сопротивление [Ом] : 238
Размер ключа : 19
БЕРУ
0824121093

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер ключа: 19 мм
Размер резьбы: M 16 x 1,5
Количество портов: 1
Цветовая маркировка: красный
КВИНТОН ХЕЙЗЕЛЛ
XTT3

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: конус M16 x 1,5
Размер ключа: 19
Количество полюсов: 1
Цвет корпуса: черный
HERTH+BUSS ELPARTS
70511515

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: M16 x 1,5
Цвет: красный
Размер ключа: 19
Тип порта: 1 x 6,3 мм
Тип крепления: Муфта лезвия
РЕХ
3. 40.001

Датчик температуры охлаждающей жидкости
РЕХ
3.70.001

Датчик температуры охлаждающей жидкости
РЕХ
3.70.006

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Ограничение производителя : für Kühler
Точка переключения [°C] : 92
Размер ключа : 29
Цвет : Серый
Тип порта : 2
МЕТЦГЕР
0
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Количество полюсов: 1
Размер резьбы: M 16×1,5
Цвет: красный
МАГНИТИ МАРЕЛЛИ
171916011010

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер ключа: 19
Размер резьбы: M16x1,50
Количество полюсов: 1
ФАСЕТКА
7. 3000

Датчик температуры охлаждающей жидкости; Датчик, температура охлаждающей жидкости; Датчик, температура охлаждающей жидкости
QH International
XTT3

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: конус M16 x 1,5
Размер ключа: 19
Количество полюсов: 1
Цвет корпуса: черный
ВЕМО
В24-72-0028

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Количество полюсов: 1
CALORSTAT by Vernet
WS2509

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: M16x1,5
СТАНДАРТ
52400

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: конус M16 x 1,5
Размер ключа: 19
Количество полюсов: 1
Цвет корпуса: черный
СТАНДАРТ
STT012

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: конус M16 x 1,5
Размер ключа: 19
Количество полюсов: 1
Цвет корпуса: черный
СТАНДАРТ
WS1001

Датчик температуры охлаждающей жидкости
Размер резьбы: конус M16 x 1,5
Размер ключа: 19
Количество полюсов: 1
Цвет корпуса: черный
ПАТРОН
PE13059

Датчик температуры охлаждающей жидкости; Датчик, температура охлаждающей жидкости; Датчик, температура охлаждающей жидкости
СТАНДАРТ
14085

Датчик импульса зажигания
Тип датчика: Датчик Холла
ЭРА
330082

Датчик температуры охлаждающей жидкости
для артикула: 330082
SIDAT
38. 649

Расходомер воздуха
КВИНТОН ХЕЙЗЕЛЛ
QM649

Расходомер воздуха
МАГНИТИ МАРЕЛЛИ
213719618019

Расходомер воздуха
Режим работы: электрический
QH International
QM649

Расходомер воздуха
СТАНДАРТ
19708

Расходомер воздуха
Ограничение производителя : Bosch
Тип корпуса : без корпуса
Количество полюсов : 5
СТАНДАРТ
19818

Расходомер воздуха
Ограничение производителя : Bosch
Тип корпуса : с корпусом
Количество полюсов : 5
СТАНДАРТ
EAM033

Расходомер воздуха
Ограничение производителя : Bosch
Тип корпуса : без корпуса
Количество полюсов : 50019
СТАНДАРТ
EAM120

Расходомер воздуха
Ограничение производителя : Bosch
Тип корпуса : с корпусом
Количество полюсов : 5
СТАНДАРТ
MAFS096

Расходомер воздуха
Ограничение производителя: Bosch
Тип корпуса: с корпусом
Количество полюсов: 5
СТАНДАРТ
MAFS200

Расходомер воздуха
Ограничение производителя : Bosch
Тип корпуса : без корпуса
Количество полюсов : 5
FISPA
38. 649

Расходомер воздуха

© 2022 Allparts.me предлагает полный онлайн-каталог оригинальных, оригинальных и неоригинальных запасных частей от самых разных производителей. AP предлагает качественные запасные части и предоставляет уникальные элементы, которые помогают улучшить характеристики автомобиля. Попробуйте также службу поиска номерных знаков DMV.

Главная | Свяжитесь с нами

       Рейтинг: 4,5 из 5 (783 отзыва)

Ауди запчасти | запчасти Акура | запчасти БМВ | Бьюик запчасти | запчасти Ситроен | Запчасти Шевроле | Додж запчасти | Фиат запчасти | запчасти Форд | запчасти для джипов | запчасти GMC | запчасти Hyundai | запчасти Хонда | запчасти Мазда | Киа запчасти | Лексус запчасти | запчасти для Линкольна | запчасти Мерседес | запчасти Мицубиси | запчасти Ниссан | запчасти Опель | запчасти для пежо | Понтиак запчасти | Рено запчасти | запчасти Шкода | Субару запчасти | запчасти Сузуки | запчасти Тойота | запчасти Фольксваген | Вольво запчасти

Какие датчики стоят на ваз 2109 инжектор.

Датчик температуры охлаждающей жидкости как проверить на ВАЗ и иномарках

Если вы заметили, что указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 показывает неверное значение, то есть необходимость его проверить. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для контроля температуры двигателя. Разумеется, на работу системы охлаждения в автомобиле ВАЗ 2109 этот датчик никак не влияет. На работу системы охлаждения влияет термостат и датчик на радиаторе, который включает вентилятор охлаждения радиатора при температуре
охлаждающей жидкости более 90 градусов. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен только для ИНДИКАЦИИ температуры двигателя на панели приборов ВАЗ 2109. Однако это тоже важно, вы как водитель должны знать температуру своего двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 представляет собой терморезистор, то есть электрический элемент, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры. В инструкции по эксплуатации ВАЗ 2109 сказано, что для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости его необходимо снять, затем поместить в стакан с водой известной температуры и измерить его сопротивление. Как всегда разработчики пошли по самому сложному пути: чтобы достать датчик из двигателя, необходимо слить антифриз до уровня датчика (а это не очень просто сделать, учитывая, что придется снимать некоторые вид сливного шланга), съездить куда-нибудь нагреть воду и проверить, позже вернуться в машину, прикрутить датчик на место и снова залить антифриз.

Можно сделать гораздо проще: взять три резистора — один 600 Ом, второй 160 Ом, третий 100 Ом. Эти резисторы будут имитировать у нас датчик температуры. Открываем капот, снимаем фишку с датчика температуры и подносим к аккумулятору. Вставляем резистор на 600 Ом одним концом в массу аккумулятора, а на другой конец ставим микросхему датчика.


Заходим в салон и включаем зажигание — стрелка указателя температуры должна показывать около 50 градусов.


Затем вместо резистора 600 Ом вставляем резистор 160 Ом — стрелка термометра должна показывать 90 градусов.



На третьем резисторе номиналом 100 Ом стрелка термометра должна показывать более 100 градусов.
Если при подключении резисторов и их замене указатель температуры показывает указанные выше значения (могут незначительно отличаться) — значит и провод от датчика к указателю, и сам указатель исправны. Обратите внимание, что если при езде на автомобиле более 10 минут, то есть на вероятно прогретом двигателе, а стрелка не показывает температуру, то датчик температуры у вас действительно неисправен и требует замены, стоит недорого, около 2-3$ и продается в любом автомагазине.
Если подключить резисторы между массой и разъемом датчика, а при включенном зажигании стрелка стоит на месте, то дело не в датчике. Нужно проверить провод от датчика к указателю и сам указатель температуры.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — часть системы управления двигателем (ECM) инжекторных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. На основании его показаний блок управления (ЭБУ) определяет тепловое состояние двигателя и рассчитывает требуемый объем топливной смеси для впрыска и обеспечения нормальной работы.

Расположение датчика температуры

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторными двигателями датчик устанавливается в патрубок выхода охлаждающей жидкости между термостатом и головкой блока.

Устройство ДТОЖ

Термистор — резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого изменяется при повышении или понижении температуры. При нагревании сопротивление уменьшается, при охлаждении увеличивается. Например, при плюс 100 гр. — сопротивление 180 Ом, при минус 40 — сопротивление 100700 Ом. С одной стороны датчика расположены два контакта, с другой (находится в потоке теплоносителя) чувствительный элемент.

Принцип работы ДТОЖ ВАЗ 2108i, 2109i, 21099i

После поворота ключа в замке зажигания блок управления подает напряжение на ДТОЖ через резистор с постоянным сопротивлением внутри блока. Так как датчик температуры терморезисторный, то и напряжение, подаваемое с ЭБУ, будет сразу меняться вместе с ним в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. По падению напряжения блок управления рассчитывает температуру двигателя и, соответственно, количество впрыскиваемого топлива. Падение напряжения будет большим на холодном двигателе (больше топлива) и небольшим на прогретом (меньше топлива). По мере прогрева двигателя количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уменьшается.

Помимо запуска по показаниям датчика температуры, блок управления корректирует работу двигателя на холостом ходу, принимает решение о обогащении топливной смеси в режимах средней и высокой нагрузки, изменяет угол опережения зажигания в ту или иную сторону, поворачивает включается и выключается вентилятор системы охлаждения.

Неисправности ДТОЖ

Выход из строя датчика температуры не позволяет ЭБУ правильно рассчитать дозу топлива, требуемую двигателем в данный момент, а это, в свою очередь, приводит к невозможности запуска двигателя, особенно в морозы, перебоям в его работа на холостом ходу и в движении, повышенный расход топлива. Кроме того, неисправность ДТОЖ может быть одной из причин перегрева двигателя (несвоевременное включение вентилятора системы охлаждения) или наоборот длительного его прогрева.

В некоторых случаях при неисправности датчика температуры система управления двигателем переходит в резервный режим работы. В этом случае при запуске ЭБУ считает температуру двигателя равной нулю, расчет зависимости объема впрыскиваемого топлива от прогрева двигателя будет вестись по времени его работы, а не по показания датчика температуры, вентилятор системы охлаждения будет постоянно включен. Загорится лампочка на панели приборов и система самодиагностики запишет код ошибки в память блока управления.

Не следует сразу менять датчик на новый; необходимо сначала проверить разъем подключения датчика и провода, идущие к нему. Если в пути возникнет неисправность, можно снять разъем с датчика и доехать до места ремонта в режиме ожидания ЭБУ.

Применяемость ДТОЖ

ВАЗ 2108, 2109, 21099 — ДТОЖ 2112-3851010 (23. 3828).

Примечания и дополнения

— Резистор — элемент электрической цепи с сопротивлением. Они позволяют контролировать и регулировать напряжение и силу проходящего через них электрического тока. Единицей сопротивления является Ом.

Современные автомобили имеют микроконтроллер для управления работой всех систем автомобиля. Для того чтобы микроконтроллер мог получать информацию от различных узлов автомобиля, на них устанавливается большое количество различных датчиков. Один датчик показывает температуру в салоне, другой отвечает за выбросы выхлопных газов, третий следит за положением фар, четвертый определяет, сидит водитель в кресле или нет, и так далее. Доходит до маразма: лампочка ближнего света автомобиля перегорает, а он не заводится. Контроллер выдает ошибку, которую тоже не так просто расшифровать. Оно и понятно — это хлеб сервисных центров автопроизводителей.
В этом плане старые ВАЗ 2109 выглядят очень привлекательно: в них очень мало электроники. И да, это очень примитивно. Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости — не беда, не работает генератор — тоже проблема, езди пока не сядет аккумулятор. Для современных иномарок это невозможно: контроллер увидит неисправность, заглушит двигатель и потребует от водителя устранить неисправности.
По сравнению с инжекторной моделью карбюраторный Ваз 2109 имеет меньшее количество датчиков. Из них реально влияет на работу двигателя только один — датчик Холла. Остальные датчики нужны для информирования водителя о состоянии систем автомобиля, либо для включения/выключения исполнительных механизмов.
Перечислим датчики карбюратора ВАЗ 2109:
1. Датчик Холла
2. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
3. Датчик давления масла.
4. Датчик включения вентилятора.
5. Датчик мощности заднего хода.
6. Датчик мощности стояночного тормоза.
7. Концевой выключатель дроссельной заслонки.
8. Датчик скорости.
* Многие ошибочно утверждают, что карбюратор ВАЗ 2109 имеет датчик холостого хода. Это не правда. Карбюратор ВАЗ 2109 имеет электромагнитный клапан холостого хода. Клапан это не датчик, это исполнительный механизм. Он не подает свой сигнал, а получает управляющее напряжение от неработающего экономайзера.
1. Я бы назвал ваз 2109 самый главный датчик.

Без него двигатель автомобиля не заведется. Удалите все остальные датчики — машина будет работать. Без датчика Холла не получится. Назначением датчика Холла является передача импульсов о вращении распредвала электродвигателя на переключатель. Датчик предназначен для определения момента образования искры выключателем. Без него не будет искры и соответственно двигатель не заведется. Датчик установлен в корпусе распределителя зажигания ВАЗ 2109и подключен напрямую к выключателю. В случае неисправности мы можем легко заменить его.
2.Предназначен для отображения температуры двигателя на панели.


Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее ДТОЖ) представляет собой термосопротивление, то есть сопротивление, изменяющееся с изменением температуры. Двигатель холодный — сопротивление ДТОЖ большое и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не двигается. По мере прогрева двигателя сопротивление ДТОЖ падает и стрелка указателя поднимается вертикально вверх. Если указатель температуры перестал показывать температуру двигателя, необходима проверка ДТОЖ.
3. предназначен для информирования водителя о наличии давления масла в системе смазки двигателя ВАЗ 2109.


Классические модели ВАЗ 2109 показывают давление масла в диапазоне от 0 до 5 атмосфер. Ваз 2109 показывает только НАЛИЧИЕ давления масла, без указания его значения.
4. устанавливается в радиатор системы охлаждения двигателя и предназначен для включения вентилятора при температуре охлаждающей жидкости выше 90 градусов.


Датчик включения вентилятора представляет собой обычный термовыключатель, замыкающийся при температуре выше 90 градусов и открываться при более низких температурах.
5. Предназначен для включения фонарей заднего хода при включении задней передачи. Это тоже штатная клемма, которая замыкается на массу при включении водителем задней передачи Ваз 2109.
6. Датчик стояночного тормоза просто включает лампу индикации парковки на панели приборов ВАЗ 2109. Он же обычный концевой выключатель , приводимый в действие рычагом стояночного тормоза.
7. Концевой выключатель дроссельной заслонки предназначен для определения того, нажата педаль газа или нет. Подключен к экономайзеру принудительного холостого хода.

В автомобиле ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости играет очень важную роль. Без него система не будет работать должным образом, что может привести к перегреву или переохлаждению машины.
Поэтому, если есть какие-то проблемы с датчиком, то их нужно диагностировать заранее, чтобы потом не было поздно. На ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости легко проверить самостоятельно.

Тест датчика


Существует два способа проверки.
Для проверки датчика температуры первым способом необходимо:

  • Подключить «минус» вольтметра к двигателю.
  • Включите зажигание.
  • С помощью вольтметра определить, какое напряжение высвобождается при движении автомобиля.
  • ​ Важно, чтобы это напряжение было не менее 12 В (при заряженном аккумуляторе).

Примечание: в противном случае вам придется либо ремонтировать, либо заменять датчик на новый.

Второй способ проверки более надежен.
Для его реализации необходимо:

  • Перевести мультиметр в режим вольтметра. Напряжение следует измерять в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм.
  • Возьмите термометр, который может изменять температуру до 100 градусов и выше.
  • ​ Опустите датчик в емкость с .
  • Разогрейте. При этом следует постоянно следить за температурой, в чем поможет градусник.
  • Измерьте сопротивление датчика при различных температурах.

Примечание. Этот метод можно немного изменить. Налейте в емкость кипяток и погрузите в нее только рабочую часть датчика. Следите за сопротивлением датчика по мере охлаждения воды.

Возможные неисправности датчика


Датчик температуры обычно устанавливается между головкой и термостатом. Он имеет два контакта.
Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Итак, первый нужен для дачи показаний блока управления.
Второй включает вентилятор.

Примечание: рядом находится одноконтактный датчик, который обычно путают со вторым.

Основное назначение датчика — охлаждение жидкости, так как чем она холоднее, тем она богаче. топливная смесь. Однако в некоторых случаях датчик работает некорректно.
Рассмотрим возможные проблемы:

  • Нарушен электрический контакт, расположенный внутри датчика, либо на нем небольшая трещина. В первом случае датчик сгорает полностью.
    Во втором продолжает работать, но из-за слабого контакта выдает неверные или неточные данные.
  • Пробой изоляции. Если проводка будет плохо изолирована, то это может привести к небольшому замыканию, и в результате датчик перегорит.
  • Обрыв проводов возле датчика. В результате датчик теряет способность воздействовать на вентилятор.
    Поэтому второй не включается когда надо. В результате машина перегревается.

При этом машина может некоторое время работать без датчика. Не получая от него ответа, компьютер автоматически впрыскивает в систему жидкость с нулевой температурой.
В летнее время выход из строя датчика будет малозаметен. Однако зимой эта проблема очень заметна — в мороз пуск будет очень затруднен.

Симптомы


Следующие признаки «говорят» о том, что нужен новый датчик:

  • может запуститься в любой момент, даже если двигатель не перегрет. Хотя работать он должен только тогда, когда он нужен, то есть при перегреве мотора.
  • Трудно завести машину при горячем двигателе. Система охлаждения должна регулировать температуру, однако из-за неисправного датчика не получает сигнал о замене.
  • Автомобиль расходует намного больше топлива, чем раньше.
    Он просто перегружен из-за продолжения движения на горячем двигателе. Собственно, для этого она и тратит лишний бензин.

Замена датчика

ДТОЖ есть на каждом автомобиле. Как правило, его замена проводится на всех машинах по одному и тому же принципу.
Для замены на «девятку» необходимо:

  • Проверить предохранители. Возможно, они неисправны. Как правило, если перегорели предохранители, то датчик не сможет нормально функционировать.

Примечание: Любой ремонт машины разрешается проводить только после ее полного остывания.

  • Отсоединить провод от ДТОЖ. Делать это нужно только в том случае, если при включении зажигания стрелка температуры быстро поднимается вверх (часто она достигает максимально возможного значения).
    Если со стрелкой при ее отключении изменений не произошло, то проблема не в датчике, а в проводе.
  • При этом, если эта стрелка падает при зажигании, то датчик вышел из строя, поэтому его срочно нужно менять.
  • Доступ к датчику свободный, то есть добраться до него можно легко и быстро, сняв при этом минимум деталей двигателя.
  • Слейте антифриз, так как в процессе работы он может измениться.

Примечание. Лучше всего использовать прозрачный резиновый шланг, чтобы увидеть, как быстро вытекает жидкость. При использовании другого шланга в системе может остаться некоторое количество жидкости.

  • Отсоедините разъем проводки от датчика.
  • ​ Используя торцевую головку, отвинтите датчик так, чтобы его можно было легко снять.
  • Снимите датчик.
  • Тщательно очистите место, где она находилась, от пыли и грязи.

Примечание: для этого нужно использовать любую тряпку, главное, чтобы она не оставляла ниток.