Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы устранения
Появление черного дыма из выхлопной трубы можно встретить у всех типов двигателей, работающих на дизеле, бензине или сжиженном газе. Если вы заметили, что у вас идет черный дым из выхлопной трубы, то это может означать, что у вашего автомобиля есть проблемы с зажиганием или с топливовоздушной смесью. Черный выхлоп, в первую очередь говорит о наличие проблем в топливной системе. В этой статье расскажем о причинах его появления и как можно исправить эту проблему.
Причины появления черного выхлопа:
- Низкое качество топлива. Черный дым может свидетельствовать о плохом качестве топлива. Если вы заметите его из выхлопной трубы, то проверьте качество топлива, и если оно действительно плохое — избавьтесь от него.
- Воздушный фильтр засорен и не справляется со своими функциями. Расходный элемент системы двигателя может прийти в негодность из-за ненадлежавшего качества или несвоевременной замены.
- Забился инжектор. Частой причиной может быть попросту забившийся инжектор. Он не может нормально подавать топливо. Вследствие этого происходит накопление давление, а потом сильный вспрыск, часто с излишками. Двигатель будет работать нестабильно, и обороты будут «плавать».
- Многие автомобили оснащены автоматизированной системой, и она следит за различными циклами при помощи датчиков. Если датчик неисправен, то он либо не даст вообще запустить автомобиль, либо будет подавать большое количество топлива. Что именно сломалось в автомобиле, поможет вам подсказать сотрудники сервисных центрах.
- Топливный насос. Он обычно располагается у инжекторов в баке, и бывали случаи, когда он подавал увеличенное давление. Из-за чего именно он увеличивал давление, расскажут на СТО.
Как исправить работу выхлопной системы?
Начинающим водителям, которые заметили черный дым из выхлопа карбюраторного или инжекторного бензинового двигателя, вам следует обратиться в мастерскую. Но самостоятельно вы можете:- Прочистить инжекторы. Можно снять топливную рейку и прочистить, а также воспользоваться специальными средствами, которые добавляются в бензин. Но после таких манипуляций можно избавиться от черного дыма из выхлопной трубы. Чистку рекомендуют проводить раз в 60−70к км.
- Заправляйте автомобиль на другой АЗС, если появились сомнения в качестве топлива;
- Проведите замену топливного и воздушного фильтра;
- Осуществите проверку форсунок и карбюратора;
- Проверьте давление в камерах сгорания, и получите данные с номинальным значением.
- Следите за собственным стилем вождения: если вы экстремально водите с резкими стартами и торможениями на высоких скоростях не позволяет топливу эффективно выгорать.
Если ничего не делать…
Если вы только единожды заметили темный цвет выхлопа, то это не значит что нужно паниковать и сразу выполнять список действий, описанный выше. Если это превратилось в систематическую проблему, которую часто вы видите, то в таком случае, она требует вмешательства. Иначе, сбой в работе топливного насоса может привести к переливу топлива и гидравлическому удару, потому что смесь не будет обогащена кислородом в должной мере. А для дизельных авто, последствия могут быть фатальными, вплоть до разрыва цилиндров.
Дым из выхлопной трубы: причины и решения
Автор admin На чтение 12 мин Просмотров 142 Опубликовано
При работе двигателя внутреннего сгорания автомобиля возможно появление дыма из выхлопной трубы. Если двигатель стал работать нестабильно, стал троить и появился дым из выхлопной трубы, то это может быть связано с неисправностями в системах двигателя. Не всегда наличие дыма свидетельствует о неисправности двигателя и необходимости дорогого ремонта.
Содержание
- Почему появился дым из выхлопной трубы
- Дымит двигатель белым
- Не дым, а пар
- Попадание в цилиндры охлаждающей жидкости
- Как определить причины белого дыма из выхлопной трубы
- Диагностика появления белого дыма
- Дым из выхлопной трубы синего или сизого цвета
- На что обратить внимание
- Причины
- Маслосъёмные и компрессионные кольца
- Маслосъёмные колпачки
- Износ центральной поршневой группы
- Дымит двигатель черным
- Инжекторные бензиновые двигатели
- Почему дизельный двигатель дымит черным
- Заключение
Почему появился дым из выхлопной трубы
В исправном состоянии двигатели современных автомобилей должны работать стабильно, не выпуская из выхлопной трубы никакого дыма.
- неполное сгорание топлива
- недостаточный количество подаваемого в двигатель воздуха
- попадание в цилиндры двигателя масла или охлаждающей жидкости: антифриза, тосола или воды.
В результате неполного или неправильного сгорания топлива повышается уровень оксида углерода в выхлопных газах. Выхлопные газы насыщаются частичками сажи, что может быть причиной появления чёрного дыма из выхлопной трубы.
СажаПопадание охлаждающей жидкости в цилиндры приводит к испарению этой жидкости. В зависимости вида охлаждающей жидкости, дым может иметь определённый цвет.
Появление дыма из выхлопной трубы может быть вызвано разными причинами и неисправностями в других системах. Например, нарушение правильной работы системы охлаждения может быть причиной перегрева двигателя. Это может вызвать износ маслосъёмных колец и попадание масла в цилиндры. Сгорание масла приводит к появлению сизого дыма из выхлопной трубы.
ПерегревПо цвету продуктов сгорания из выхлопной трубы можно косвенно судить о причинах и выявить какие системы двигателя неисправны. Для точного выявления неисправности следует выполнить диагностику двигателя.
Дымит двигатель белым
Не дым, а пар
Появление белого дыма из выхлопной трубы необязательно является поломкой автомобиля. Если на холодную дымит двигатель, нужно учитывать погодные условия и время года. Нормальным является появление белого дыма во время прогрева двигателя на холостых в холодную, морозную погоду. В этих условиях из выхлопной трубы выходят выхлопные газы, в состав которых входят водяной пар. Водяной пар выхлопных газах образуется из двух источников:
- водяной пар, содержащийся в воздухе, который поступает цилиндры для сгорания топлива и
- водяной пар, образующийся при сгорании в цилиндрах двигателя углеводородного топлива: бензина, дизельного топлива или газа.
При выходе из двигателя в выхлопную трубу и из выхлопной трубы в атмосферу водяной пар начинает конденсироваться и приобретает белый цвет. Это является причиной появления белого дыма из выхлопной трубы. Во время прогрева двигателя можно заметить, как из выхлопной трубы начинают капать капли воды. Эти капли образуются при конденсации водяных паров в продуктах сгорания топлива. Интенсивность образования водяного зависит от нескольких факторов:
- состава топлива – чем больше в топливе молекул водорода, тем больше образуется водяного пара
- влажности воздуха – чем больше влаги поступит с воздухом в цилиндры, тем больше водяного пара будет присутствовать продуктах сгорания топлива
- температура окружающей среды – при более низкой температуре окружающей среды интенсивность конденсации водяного пара увеличивается. Поэтому если прогревать двигатель летом, то никакого белого дыма не будет.
Появление белого дыма в тёплую погоду или на прогретом двигателе может свидетельствовать о том, что охлаждающая жидкость попала в цилиндры. Это может возникнуть из-за неисправности прокладки головки блока цилиндров. Охлаждающая жидкость или вода начинает интенсивно испаряться в цилиндрах и превращаться в пар.
Попадание в цилиндры охлаждающей жидкости
Иногда при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры кроме белого дыма образуются ещё и сизый. Это может быть причиной того, что двигатель дымит на холостых оборотах синим оттенком. Его можно спутать с дымом, который образуется при сгорании масла цилиндрах. Есть простой способ убедиться и определить природу этого дыма. Масляные выхлопные газы имеют резкий запах жжёного масла. Пар не имеет никакого запаха и быстро рассеивается. Выхлопы с содержанием продуктов сгорания масла рассеиваются гораздо дольше.
Простой способ определить наличие в выхлопных газах масла, это приложить к выхлопной трубе салфетку или бумагу белого цвета. Капли воды конденсируются на бумаге и образуют не жирные пятна. Эти пятна быстро высыхают и не оставляют следов. При попадании масла в цилиндры, на листе будут оставаться чёрные масляные пятна, которые нельзя перепутать с водой.
Охлаждающая жидкость попадает в цилиндры при деформации головки блока цилиндров в результате её перегрева или в результате появления трещины в корпусе блока цилиндров. Выхлопные газы могут выходить в систему охлаждения и образовывать в контуре охлаждения, так называемые, газовые пробки. Газовые пробки препятствуют нормальной циркуляции охлаждающей жидкости и могут привести к перегреву двигателя. Чтобы диагностировать появление газовой пробки и выход выхлопных газов в рубашку охлаждения нужно:
- Открыть масляный бачок
- Убедиться в отсутствии масляной плёнки на поверхности охлаждающей жидкости и стенках бачка
- Убедиться в отсутствии запаха выхлопных газов в расширительном бачке
Будьте осторожны! Открытие расширительного бачка на горячем двигателе может привести к резкому вскипанию и разбрызгиванию кипящей охлаждающей жидкости из бачка.
Далее необходимо запустить двигатель автомобиля. Расширительный бачок должен быть открытым.
Как определить причины белого дыма из выхлопной трубы
- Одной рукой возьмитесь за патрубок, идущий к радиатору. Он расположен сверху в лёгкой доступности. Начинайте сжимать и разжимать его.
- Посмотрите в расширительный бачок. Если в бачке образовываются пузыри и появляются белый дым, а уровень охлаждающей жидкости начинает резко увеличиваться или уменьшаться, то вероятнее всего в блоке цилиндров образовалась трещина и выхлопные газы выходят в рубашку охлаждения.
- Если после останова двигателя уровень охлаждающей жидкости начинает снижаться в расширительном бачке, то это означает, что она уходит в цилиндры.
Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры может привести к ей проникновению в поддон картера и смешение с моторным маслом. При смешении моторного масла и охлаждающей жидкости образуется эмульсия. Она имеет серый или жёлто-коричневый цвет. При работе двигателя с таким маслом может возникнуть опасность выхода его из строя.
Чтобы диагностировать эту неисправность следует:
- открыть пробку залива масла в двигатель
- проверить наличие на пробке и стенках головки жёлтой, коричневой или серый пены.
- появление пены свидетельствует о попадании охлаждающей жидкости в масло. Цвет масла в нормальном состоянии – чёрный
- проверьте уровень масла двигателя. Извлеките щуп для измерения уровня масла. В случае попадания охлаждающей жидкости, на щупе также будет налет из жёлтой или коричневой пены
Диагностика появления белого дыма
Если всё перечисленные признаки наблюдаются, то выполните следующие действия:
- Необходимо открутить свечи зажигания. Свеча зажигания, в цилиндр которой, попала охлаждающая жидкость будет отличаться от остальных. Она будет наиболее чистой. Это объясняется тем, что охлаждающая жидкость, при попадании в цилиндры, смоет весь нагар с неё.
- Поставьте автомобильный режим парковки или стояночный тормоз.
- Поверните коленвал чтобы поршень этого цилиндра находился как можно ниже, то есть в нижней мёртвой точке.
- С помощью автомобильного компрессора или другим способом создайте в цилиндре избыточное давление воздуха.
- Следите за уровнем жидкости в расширительном бачке.
Если уровень в бачке увеличился, то можно считать, что именно через этот цилиндр выхлопные газы попадают в систему охлаждения.
Дым из выхлопной трубы синего или сизого цвета
При работе двигателя внутреннего сгорания на холодную или в горячем состоянии возможно появление дыма, который имеет синеватый или сизый оттенок. Причиной такого цвета является моторное масло, попавшее в цилиндр. В результате этого масло сгорает, и продуктами сгорания является токсичный, со специфическим запахом, синий дым.
Одновременно с дымом сине-белого цвета из выхлопной трубы могут вылетать капельки масла. Их можно легко обнаружить на белой салфетке или бумаге.
На что обратить внимание
В первую очередь следует проследить за расходом моторного масла:
- если на каждые 100 км пробега расход масла находится в диапазоне от 400 до 500 мл — это может привести к появлению синего дыма в моменты ты повышенных нагрузок на двигатель.
- если расход масла на 100 км пробега составляет от 500 до 1000 мл – сизый дым из выхлопной трубы будет выходить и при низких нагрузках на двигатель. При максимальных нагрузках интенсивность выхода дыма из выхлопной трубы будет выше. Дым будет плотным сильным запахом. Это свидетельствует по необходимости ремонта.
Внимание! На современных автомобилях устанавливается каталитический нейтрализатор или катализатор. Это устройство задерживает выход капель масла с выхлопными газами. Поэтому дым может казаться менее плотным. Наличие масла в выхлопных газах резко снизит ресурс катализатора и приведёт к скорому выходу его из строя. Замена катализатора на новый очень дорогостоящая процедура.
При появлении синего дыма в выхлопных газах незамедлительно следует установить причину и провести ремонт.
Причины
Причинами попадания пути попадания масла в цилиндр может быть две
- Масло недостаточно качественно снимается со стенок цилиндра маслосъёмными и компрессионными кольцами. Оставшееся на стенках цилиндра масло сгорает в камере сгорания и отводится выхлопную трубу, образуя сизый дым.
- Второй путь попадания масла в цилиндры – через маслосъёмные колпачки. Маслосъёмные колпачки предназначены для съёма масла со штоков впускных и выпускных клапанов.
Маслосъёмные и компрессионные кольца
Маслосъёмные и компрессионные кольца могут со временем износится и залечь. В результате этого кольца недостаточно эффективно снимают масло со стенок цилиндра. Это приводит к последующему сгоранию масла и появлению дыма. Исправить эту проблему может раскоксовка колец. На авторынке можно найти специальные средства для раскоксовки колец, которые удаляют отложения на кольцах – кокс. Однако, это всего лишь временное решение проблемы так как кольца потеряют упругость и проблема может снова повториться.
Важно периодически контролировать цвет выхлопных газов и произвести своевременный ремонт и замену колец, пока это не привело к капитальному ремонту двигателя.
Маслосъёмные колпачки
Маслосъёмные колпачки представляют собой уплотнительные элементы, которые снимают масло со штоков клапанов. Их низкое качество или неисправность этих деталей приводит к просачиванию масла в цилиндры.
Точно установить причину возникновения голубого дыма из выхлопной трубы возможно только на станции технического обслуживания, произведя разбор двигателя.
Износ центральной поршневой группы
Кроме износа колец и маслосъёмных колпачков причиной появления сизого дыма может быть износ поршня или цилиндра. Появление на этих деталях глубоких задиров сопровождается снижением компрессии. Проверить компрессию можно установив вместо свечи зажигания манометр. Если детали центральной поршневой группы изношены незначительно, то двигатель будет дымить только на «холодную». После прогрева произойдёт уменьшение зазоров в результате температурных расширений и дым из выхлопной трубы может пропасть. Однако, если износ довольно значительный, с ростом температура зазоры между деталями центральной поршневой группы останутся достаточными для поступления масла в цилиндры. Кроме того, масло с повышением температуры снижает свою вязкость и увеличивает текучесть. В таком случае, интенсивность дымления двигателя в горячем состоянии будет даже выше, чем в холодном.
На турбированных двигателях причиной дымления может быть износ подшипников турбокомпрессора.
Дымит двигатель черным
Клубы чёрного дыма из выхлопной трубы свидетельствуют о богатой топливно-воздушной смеси. В двигатель поступает мало воздуха и много топлива. Топливо, при этом, не успевает полностью сгореть, то есть окислиться из-за недостатка кислорода. В результате этого углеводороды, которые присутствовали в топливе, превращаются в углерод и окись углерода. Именно углерод придаёт выхлопным газом чёрный цвет. Такие выхлопные газы очень токсичные и опасные для окружающей среды. При этом, даже катализатор не справляется с нейтрализацией дыма и, как писали выше, может выйти из строя. Чёрный дым может появляться появится как у дизельных, так и бензиновых двигателей. Основной причиной является неисправность или разрегулированность системы подачи топливовоздушной смеси. Если неисправность заключается в системе зажигания, то, кроме появления чёрного дыма, двигатель может начать троить.
Инжекторные бензиновые двигатели
Очень часто причиной черного дыма является засорение инжектора мусором. Это приводит к нарушению его способности нормально впрыскивать топливо в камеру сгорания. Подача топлива может происходить импульсно, при этом будут наблюдаться плавающие обороты двигателя на холостом ходу. Специалисты рекомендуют, в такой ситуации, провести промывку инжектора. Это можно сделать с помощью снятия топливной рейки или с использованием специальных средств, которые добавляются в топливо.
В случае загрязнения инжектора рекомендуется обязательно сделать диагностику и посмотреть коды записанных в контроллере ошибок .
Причинами подачи большого количества топлива в цилиндры могут быть неполадки во всех компонентах системы начиная от топливного насоса и заканчивая различными датчиками. Поэтому необходимо провести диагностику двигателя.
Почему дизельный двигатель дымит черным
Появление дыма из выхлопной трубы у дизельных двигателей связано с принципом воспламенения топливно-воздушной смеси. Воспламенение осуществляется из-за высокого давления в цилиндре без участия свечей зажигания. Поэтому даже при нормальной работе дизельные двигателя могут производить небольшое количество тёмно-синего дыма.
В современных дизельных двигателях устанавливают сажевый фильтр. Установка такого фильтра является требованием для выполнения экологических норм. Сажевый фильтр задерживает частички сажи, не давая им выходить в атмосферу. Поэтому, одной из причин дымления дизельного двигателя является поломка сажевого фильтра. Для решения данной проблемы зачастую требуется заменить сажевый фильтр на новый.
Следующей вероятной неисправностью может являться топливный насос высокого давления и форсунки. Эти устройства могут давать перерасход топлива в цилиндры, что вызовет его неполное дожигание. Неполное сгорания топлива, как говорилось выше, есть причина образования чёрного дыма.
Заключение
В заключении в таблице ниже сведены причины появления дыма из трубы определенного цвета и способы их решения.
Цвет дыма | Причина | Способ решения |
Белый | Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры через трещину в блоке цилиндров, прокладку, головку | Проверить наличие жёлтой пены в масле, газов в расширительном бачке охлаждающей жидкости. При их наличии требуется ремонт |
Синий, сизый, серый | Попадание масла в цилиндры из-за: выхода из строя маслосъёмных колпачков, залипания или износа колец, задиров на поршне или цилиндре | Раскоксование колец, замена колец, капремонт двигателя |
Черный | Перелив топлива, разрегулировка зажигания, загрязнение инжектора и системы подачи топлива, выход из строя сажевого фильтра | Прочистка топливной системы, замена сажевого фильтра, при необходимости замена топливного насоса |
Выхлопной дым: когда вам следует беспокоиться, а когда ничего не стоит
Навигация
Дым из выхлопной трубы, как правило, безобидный, но это может быть верным признаком того, что вашему двигателю требуется некоторое внимание. Наш гид должен помочь очистить воздух от любого фиаско с выхлопной трубой, которое у вас может быть. Автомобильные выхлопные трубы, то есть.
Цвет и объем дыма
Цвет дыма, выходящего из выхлопной трубы, может помочь вам определить, есть ли у вас серьезная проблема. Наименее опасный цвет, который можно увидеть из выхлопной трубы, — черный. Если из выхлопной трубы идет черный дым, это верный признак того, что либо ваш автомобиль сжигает слишком много топлива, либо засорилась обратная топливная линия. Это довольно простые и дешевые исправления, просто убедитесь, что вы не игнорируете их.
Далее идет белый, серый или синий дым. Эти цвета дыма гораздо сложнее диагностировать, так как их труднее визуально различить. Самое главное здесь – это объем. Если ваш автомобиль испускает большие облака белого, серого или голубого дыма, которые не могут быстро рассеиваться в воздухе, мы настоятельно рекомендуем вам как можно скорее обратиться за помощью к профессионалу.
С другой стороны, если ваш автомобиль испускает постоянное, похожее на пар облако дыма, нас это не должно беспокоить. Как правило, вы видите скопление конденсата в выхлопной системе, который быстро рассеивается в воздухе, когда покидает выхлопную трубу. Вы, скорее всего, испытаете этот симптом зимой, когда ваши холодные детали двигателя внезапно нагреваются работающим двигателем.
Дурной запах
Вы, вероятно, слышали эти запахи, исходящие от старого автомобиля, едущего впереди вас. Если ваш автомобиль издает поразительно неприятный запах, мы советуем отнести его в сервис. Но, пожалуйста, не суйте свой нос в выхлопную трубу — если есть проблема, вы почувствуете ее запах с водительского места и поймете, что это серьезно.
Если вы не уверены
Отнесите на общий осмотр. Ваш механик сможет лично оценить дым из вашей выхлопной трубы намного лучше, чем мы могли бы это сделать через Интернет. Просто помните, что черный дым не является признаком чего-то слишком вредного, но это не значит, что вы его игнорируете. Белый, серый или синий дым труднее диагностировать, но мы бы не беспокоились, если бы его не было в большом количестве из выхлопной трубы.
И, как всегда, если вам нужна какая-либо услуга или у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к Leith Chrysler Jeep в удобное для вас время. Наши обученные механики, скорее всего, смогут сообщить вам по телефону, считают ли они симптомы проблемы с вашим автомобилем.
Подписаться
Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать обновления.
Когда нужно заменить ремень ГРМ? Ремень ГРМ 101
Видеорегистраторы: единственный достоверный свидетель
цветов дыма из выхлопной трубы и их значение
Перейти к основному содержаниюНе можете найти то, что ищете? Забронируйте автомобиль прямо сейчас!
29 мая 2019 г.
Современные автомобили горят чище, чем когда-либо, поскольку для защиты окружающей среды принимаются все более совершенные меры по борьбе с загрязнением окружающей среды, а это означает, что вы никогда не увидите дыма, выходящего из выхлопной трубы вашего нового автомобиля Kia. Если вы это сделаете, это может указывать на серьезную проблему с двигателем. Позвольте нам помочь вам определить, что может быть не так в Hanson Kia! На этой странице мы составили список трех цветов выхлопного дыма, который вы когда-нибудь увидите, исходящий из вашего автомобиля. Каждый цвет может указывать на определенную проблему. Итак, взгляните на выхлопные газы вашего автомобиля, а затем ознакомьтесь с информацией, которую мы собрали для вас ниже.
3. Черный дым из выхлопной трубы
Черный дым из выхлопной трубы, вероятно, указывает на то, что в двигатель добавляется слишком много бензина , что приводит к обогащению топливно-воздушной смеси. Эта проблема также может вызывать такие симптомы, как сильный запах бензина при работе, снижение расхода топлива и даже неровный холостой ход.
Чаще всего это вызвано негерметичными топливными форсунками, которые постоянно добавляют слишком много топлива в двигатель. Или у вас могут быть такие проблемы, как забитая обратная топливная магистраль или неисправный регулятор давления топлива. Нашим талантливым техническим специалистам несложно исправить состояние богатого топлива, и это важное решение, если вы хотите, чтобы ваш двигатель работал долго. Загляните в Hanson Kia в ближайшее время, если вы столкнулись с этой проблемой на своем автомобиле.
2. Синий дым из выхлопной трубы
Голубовато-серый дым вырывается из выхлопной трубы, когда двигатель сжигает значительное количество масла. По мере старения большинство двигателей начинают сжигать немного масла, но недостаточно, чтобы создавать видимые выбросы выхлопных газов. Если ваш автомобиль начал выделять синий дым из выхлопной трубы , возможно, ваш двигатель сжигает много масла. Это не только означает, что вам нужно будет часто доливать масло в двигатель, чтобы поддерживать правильную смазку, но и означает, что у вас есть некоторые повреждения глубоко внутри вашего двигателя.
Эта проблема чаще всего вызвана плохими уплотнениями клапанов или поршневыми кольцами, из-за которых масло просачивается в камеры сгорания вашего двигателя. Это также может быть вызвано плохим положительным клапаном вентиляции картера. Так как это важные компоненты глубоко в двигателе, вам нужно немедленно отремонтировать их.
1. Белый дым из выхлопной трубы
Если дым из выхлопной трубы белый и тонкий, это, скорее всего, означает, что в двигателе сгорает охлаждающая жидкость. Точно так же, как когда ваш двигатель начинает сжигать масло, это означает, что вам нужно добавить охлаждающую жидкость в систему, чтобы поддерживать ее уровень. Однако этот симптом может указывать на еще большую проблему. Если охлаждающая жидкость попадает в камеры сгорания вашего двигателя, это почти всегда вызвано пробитой прокладкой головки блока цилиндров. Это может быть вызвано даже трещинами в блоке цилиндров или головке цилиндров — все капитальные ремонты.
Помните: особенно в холодные дни у большинства автомобилей из выхлопной трубы будет идти немного белого дыма, когда двигатель прогревается и сжигает водяной пар, скопившийся за ночь в выхлопе.