Электросхема ваз 2110
Начинающим автомобилистам, готовым попытаться самостоятельно справиться с проблемами эксплуатации подержанного отечественного автомобиля, поддет полезно разобраться в том, что представляет собой электросхема ВАЗ 2110. Знаменитая «десятка», четырехдверный седан с передним приводом, выпускалась на АвтоВАЗе с 1996 по 2007 годы, а разработана была в середине 80-х. Фактически это означает, что на сегодняшний день речь идет о машине в возрасте примерно 15 лет с конструкцией 30-летней давности. Эксплуатация такого автомобиля связана со значительными рисками выхода его электрооборудования из строя.
Содержание
- Альбом схем электрооборудования
- Состояние цепей
- Контур высокого напряжения
Вернуться к оглавлению
Альбом схем электрооборудования
Собираясь в дорогу, следует убедиться в наличии надлежащего источника сведений о том, как функционирует электрооборудование ВАЗ 2110. Если есть «родная» эксплуатационная документация — все в порядке.
Главный эксплуатационный документ по электрооборудованию — альбом схем. На первой странице приводится перечень жгутов. Это специальная конструкция, состоящая из нескольких изолированных проводов, скрепленных в пучок хомутами, лентой или иным способом, и предназначенная для электрической связи между устройствами. В альбоме приводится полный перечень жгутов с их заводскими номерами и схемы электрических соединений приборов соответственно. Приборы на схемах пронумерованы и в инструкции приведены расшифровки этих номеров.
Жгуты оканчиваются колодками, которые представляют собой блок разъемов, предназначенный для соединения проводов с приборами. Провода в жгутах имеют разный цвет для того, чтобы их можно было легко различать визуально. На схемах цвет проводов обозначается в соответствии с первой буквой его названия:
- Г — голубой;
- Ж — желтый;
- З — зеленый;
- Б — белый;
- Ф — фиолетовый;
- Кор — коричневый;
- С — серый;
- К — красный;
- Ч — черный.
Принципиальная схема включает полное обозначение провода, буквенную кодировку основного и дополнительного цветов и цифровое значение его сечения в квадратных миллиметрах. Например, «ЖЗ 1,5» — это желто-зеленый провод сечением 1,5 кв. мм. У правила «начальной буквы» есть исключение. Провод питания всегда имеет красный цвет и обозначается на схемах буквой «П» — первой буквой в слове «Плюс».
Именно этот провод подает питание с положительной клеммы аккумулятора.
А вот роль провода, подающего питание с отрицательной клеммы, выполняет корпус автомобиля. Так устроена электрическая проводка ВАЗ 2110. С этой точки зрения корпус автомобиля называется «массой». Перед началом любых ремонтных работ в электросистеме «массу» необходимо отключить, то есть снять клемму с отрицательного контакта аккумулятора. И трижды все проверить, прежде чем включать обратно.
Вернуться к оглавлению
Состояние цепей
В случае отказа какого-либо электроприбора начинать надо с проверки контактов. Существует мнение, что электроника — это на 80% наука о контактах. Для этого объяснения есть реальные основания. Обычно причиной неработоспособности того или иного прибора служит нарушение контактов. Если прибор не работает, часто виновата электропроводка. Тогда нужно просто проверить контакты. Для этого достаточно пошевелить соответствующие колодки, разъединить/соединить контактные группы.
Нередко этого оказывается достаточно. Если нет, необходима проверка предохранителей.Предохранитель — это устройство, предназначенное для отключения электрической цепи за счет разрушения специального токоведущего элемента под действием тока, превышающего определенное значение. Начать следует с определения места нахождения нужного предохранителя. Электрическая схема укажет — находится он в основном, дополнительном блоках или в ином месте.
Основной блок предохранителей расположен в панели приборов слева от рулевой колонки. Чтобы получить доступ к нему, надо нажать на защелку и опустить блок вниз. Дополнительные предохранители расположены в салоне справа от панели приборов прямо за облицовкой, закрепленной шурупами.
Вышедший из строя предохранитель легко отличить по его виду. Перегоревший элемент обычно находится на виду. В автомобиле необходимо иметь ремонтный комплект предохранителей разных номиналов. Использовать так называемые «жучки» в виде обрезков медной жилы в высшей степени не рекомендуется из-за опасности выхода из строя всей электросистемы и даже возгорания автомобиля. Электрика ВАЗ 2110 прихотлива и не любит вольностей.
Если предохранители в порядке, следует продолжить поиск неисправности. В этом случае понадобится мультиметр. Определив маркировку провода, ведущего к неработающему прибору, нужно будет найти его в автомобиле, а с помощью мультиметра проверить сопротивление всей цепи от аккумулятора до прибора.
Если есть обрыв, нужно найти его и устранить проблему. Это же относится к очевидным неполадкам вроде перегоревшей лампочки, которую можно просто заменить (пару запасных ламп всегда надо иметь в запасе).
Вернуться к оглавлению
Контур высокого напряжения
Особой заботы требуют высоковольтные провода, которые передают импульсы высокого напряжения от катушки зажигания к свечам. Их особенность состоит в том, что они выходят из строя постепенно. Например, двигатель троит при повышенной влажности, при образовании конденсата, а подсохнет — работает нормально. Так называемый плавающий эффект, который труднее всего диагностируется. Помимо народных методов (протирание сухой тряпкой, разбрызгивания масляных и силиконовых спреев), для диагностики состояния высоковольтных проводов полезно проверить их сопротивление с помощью мультиметра. Делать это нужно так:
- Включить мультиметр в режиме омметра.
- Снять провод со свечи, затем с катушки зажигания.
- Подсоединить мультиметр к концам провода.
- Снять показания.
Проверить нужно будет каждый провод. Информация о нормативном сопротивлении обычно указана на самом проводе. Согласно нормативам, высоковольтные провода должны иметь сопротивление от 3,5 до 10 кОм (зависит от типа провода).
В случае выхода из строя одного замене подлежит весь комплект, поскольку по одному высоковольтные провода менять не рекомендуется.
youtube.com/embed/RUl65pclHjA» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Электросхема ВАЗ 2110 инжектор и карбюратор 8 и 16 клапанов: замена электрооборудования и проводки
Базовые принципы
Независимо от того, установлен в вашем ВАЗ 2110 карбюратор или инжектор, базовые принципы в прокладывании проводки одинаковые. Найти схему электропроводки совсем не трудно, главное – разобраться в ней. Собственно, по месту расположения проводка есть подкапотная и салонная.
Ее базовые принципы одинаковы, и сводятся к тому, что:
- какое бы устройство автомобиля, работающее на электричестве, вы не взяли, его соединение будет однопроводным. Причем, создатели ВАЗ 2110 с самого начала предусмотрели, что как на схемах в руководстве по эксплуатации, так и в реалиях цвета проводов будут четко распределены. Проще говоря — все электрооборудование подключено с помощью проводов четко определённого цвета. К каждому агрегату идет свой жгут проводов, заключенных в колодки. Естественно, сделано это для того, чтобы тому, кто занимается ремонтом своими руками, было проще разобраться в этом хитросплетении. Таким образом, подкапотная замена проводки становится более понятной. Совет: если у вас небольшая проблема с конкретным оборудованием, и нужна замена всего одного провода, лучше не жадничать, и не менять его на первый попавшийся. Купите полный жгут и замените именно на провод нужного цвета – вам же самим будет потом проще;
- провод, подающий питание на плюсовую клемму аккумулятора, всегда в красной оплетке, желательно также его цвет не менять. Во всех схемах его обозначают как «П», то есть – плюс;
- а вот роль «минуса» (по другому – массы) отведена автомобильному кузову;
- все выводы любых потребителей электричества напрямую соединены с кузовом;
- каждая система, к которой подключена электрика, имеет собственный жгут проводов.
Схема электропроводки
У ВАЗ 2110 постоянно, если аккумулятор подключен, все электрооборудование под напряжением. Вот почему, собственно, перед началом любого ремонта (особенно если он связан с электрической частью автомашины) настоятельно рекомендуется АКБ отсоединить.
Карбюраторный автомобиль
Когда с конвейера только начали сходить первые ВАЗ 2110, их комплектация включала карбюратор, который впоследствии сменил инжектор, как более современная и надежная система, обеспечивающая экономичную стабильную работу двигателя. Проводка двигателя с карбюратором включает в себя практически те же системы жизнеобеспечения автомобиля, что и с инжектором.
Более того, если вы, к примеру, решите поменять карбюратор на инжектор, у вас не возникнет особых проблем, вы сможете установить все электрооборудование довольно легко. Дело в том, что как в более старых ВАЗ 2110, так и в современных, подкапотная электрика почти не отличается.
Электрическая схема карбюраторного автомобиля
Более того, подкапотная проводка имеет идентичные штекера. Конечно же, при подобной переделке своими руками лучше всего поменять весь жгут проводов, поскольку старые могут иметь незаметные глазу дефекты и неполадки.
Единственное, что вам придется добавить, устанавливая инжектор, а с ним и необходимые узлы, — это проложить дополнительный провод от бензонасоса к бортовому компьютеру.
Такая замена будет оправдана, поскольку карбюратор – это уже устаревшая деталь автомобиля. Он и менее надежен, и не в силах обеспечить такую точную подачу топливной смеси.
Электросхема проводки ВАЗ 2110 карбюратор
В жгуте проводов панели приборов вторые концы проводов белого, черного, оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены между собой в одних точках. Изгибы проводов в местах входа в жгут показывают направления их прокладки в жгуте.
Полную схему одним файлом смотрите далее (клик для увеличения):
1 – блок-фара 37 – комбинация приборов 2 – датчик износа колодок передних тормозов 38 – выключатель заднего противотуманного света 3 – датчик включения электродвигателя вентилятора 39 – контрольная лампа противотуманного света 4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя 40 – контрольная лампа обогрева заднего стекла 5 – звуковой сигнал 41 – часы 6 – генератор 42 – выключатель обогрева заднего стекла 7 – датчик уровня масла 43 – подрулевой переключатель 8 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора 44 – колодка для переключения проводов при установке блок-фар другого типа 9 – контроллер отопителя 45 – выключатель освещения приборов 10 – выключатель клапана рециркуляции 46 – выключатель зажигания 11 – лампа подсветки рычагов управления отопителем 47 – колодки для подключения жгута проводов очистителей фар 12 – коммутатор 48 – розетка для переносной лампы 13 – концевой выключатель карбюратора 49 – плафон направленного света 14 – датчик контрольной лампы давления масла 50 – выключатель сигнала торможения 15 – свечи зажигания 51 – плафон освещения салона 16 – электромагнитный клапан карбюратора 52 – блок бортовой системы контроля 17 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 53 – датчик указателя уровня топлива 18 – распределитель зажигания 54 – выключатель аварийной сигнализации 19 – катушка зажигания 55 – датчик ремня безопасности водителя 20 – стартер 56 – прикуриватель 21 – электродвигатель вентилятора отопителя 57 – лампа подсветки пепельницы 22 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя 58 – выключатель лампы освещения вещевого ящика 23 – датчик скорости 59 – колодка для подключения бортового компьютера 24 – выключатель света заднего хода 60 – лампа освещения вещевого ящика 25 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя 61 – боковой указатель поворота 26 – клапан рециркуляции 62 – выключатель в стойке передней двери 27 – датчик уровня тормозной жидкости 63 – выключатель в стойке задней двери 28 – колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла 64 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза 29 – аккумуляторная батарея 65 – фонарь освещения багажника 30 – электродвигатель омывателя ветрового стекла 66 – датчик температуры воздуха в салоне 31 – датчик уровня омывающей жидкости 67 – наружный задний фонарь 32 – датчик уровня охлаждающей жидкости 68 – внутренний задний фонарь 33 – электродвигатель очистителя ветрового стекла 69 – фонарь освещения номерного знака 34 – монтажный блок 70 – колодка для подключения элемента обогрева заднего стекла 35 – колодки для подключения жгута предупредительного света 71 – колодка для подключения дополнительного сигнала торможения 36 – переключатель наружного освещения
Инжекторная «десятка»
Кроме той проводки, которая предусмотрена для ВАЗ 2110- карбюратор, «десятка» — инжектор укомплектована также рядом плавких предохранителей, которые защищают почти всю ее от возможности замыкания.
Конструктивно не предусмотрены предохранители только для подачи электрики релейным проводом от аккумулятора, в цепи запуска машины и зажигания, а также для провода, идущего к генератору.
Электрическая схема инжекторного автомобиля
Кроме того, инжектор (в отличие от карбюратора) – более сложная система, и чтобы починить ее своими руками, нужно хорошо в ней разбираться. Контролер в этой системе проводки «считывает» работу всех систем, тем самым определяя и задавая многие показатели – расчет топливной смеси и т.п.
Схема ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов
1 – блок-фара 2 – датчики износа колодок передних тормозов 3 – звуковой сигнал 4 – вентилятор системы охлаждения 5 – выключатель света заднего хода 6 – аккумуляторная батарея 7 – генератор 8 – датчик контрольной лампы давления масла 9 – датчик уровня масла 10 – свечи зажигания 11 – форсунки 12 – регулятор холостого хода 13 – колодки электронного блока управления 14 – датчик положения дроссельной заслонки 15 – датчик положения коленчатого вала 16 – модуль зажигания 17 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (для комбинации приборов) 18 – стартер 19 – колодка диагностики 20 – датчик температуры охлаждающей жидкости (для системы управления двигателем) 21 – датчик скорости 22 – реле включения бензонасоса 23, 35, 39 – плавкие предохранители 24 – электробензонасос 25 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя 26 – клапан рециркуляции 27 – вентилятор отопителя 28 – насос омывателя ветрового стекла 29 – датчик уровня омывающей жидкости 30 – датчик уровня тормозной жидкости 31 – датчик уровня охлаждающей жидкости 32 – моторедуктор стеклоочистителя
33 – дополнительный резистор вентилятора отопителя 34 – реле включения питания системы впрыска 36 – клапан продувки адсорбера 37 – датчик массового расхода воздуха 38 – реле включения вентилятора системы охлаждения 40 – переключатель наружного освещения 41 – датчик детонации ВАЗ-2110 инжектор 42 – датчик концентрации кислорода (подогреваемый лямбда-зонд) 42* – СО-потенциометр (ставится на машинах, эксплуатируемых на этилированном бензине; в этом случае датчик концентрации кислорода не устанавливается) 43 – контрольная лампа противотуманного света 44 – контрольная лампа обогрева заднего стекла 45 – выключатель противотуманного света 46 – выключатель обогрева заднего стекла 47 – комбинация приборов 48 – монтажный блок 49 – датчик уровня топлива 50 – выключатель зажигания 51 – регулятор яркости подсветки приборов 52 – подрулевой переключатель 53 – лампа подсветки рычагов управления отопителем 54 – выключатель аварийной сигнализации 55 – электронный блок управления отопителем; 56 – выключатель клапана рециркуляции 57 – блок индикации бортовой системы контроля 58 – боковые указатели поворота 59 – датчик температуры для системы отопления 60 – плафон освещения салона 61 – передний плафон освещения салона 62 – розетка для переносной лампы 63 – электронные часы 64 – выключатели в стойках передних дверей 65 – выключатели в стойках задних дверей 66 – лампа освещения вещевого ящика 67 – выключатель освещения вещевого ящика 68 – прикуриватель 69 – лампа освещения пепельницы 70 – выключатель стоп-сигнала 71 – элемент обогрева заднего стекла 72 – наружные задние фонари 73 – внутренние задние фонари 74 – лампы освещения номерного знака 75 – лампа освещения багажника
Полную схему одним файлом смотрите далее (клик для увеличения):
Выявление поломок
На самом деле поиск неисправности проводки необходимо начинать искать в контактах.