Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Стали известны перспективы выпуска в России новых автомобилей «Ока»

Свежий МК 7368

Поделиться

В России могут возродить еще один национальный автобренд, исчезнувший ровно двадцать лет назад: глава Минпромторга Денис Мантуров анонсировал возможную реинкарнацию микроавтомобиля «Ока». Эта машина, разработанная в 1980-е, была самым дешевым из новых автомобилей в российской продаже. Какая платформа может сейчас послужить основой для «Оки» 2020-х и будет ли такая машина пользоваться спросом — выяснил «МК».

«Оку-2» 1998 года так и не выпустили. Фото: ru.wikipedia.org

По словам Мантурова, правительство России в нынешних условиях поддерживает восстановление отечественных брендов в автопроме. За автомобили особо малого класса (он же в международной классификации «А», не путать с мотоциклетной категорией) в поздне- и постсоветском автопроме «отвечали» две марки: запорожская «Таврия» (ранее «Запорожец») и продукт перестроечной вазовской разработки «Ока». Этот последний бренд и предложено в перспективе также возродить.

— Скорее всего, речь идет лишь о начальном этапе рассмотрения подобного проекта, — предполагает аналитик автомобильного рынка Дмитрий Фролов.

— В течение нескольких месяцев можно ждать двух ключевых объявлений: о том, где предполагается выпускать новый автомобиль, и о платформе, которая будет взята за основу. И здесь неожиданностей нас, скорее всего, не ждет: как и в случае с «Москвичом», платформа, по крайней мере, на первых порах, будет лицензионной, причем разработки одной из незападных стран.

Напомним, основой для «Москвичей» на данный момент являются автомобили модельного ряда китайской корпорации JAC. О точном «прототипе» новой «Волги» пока официально не объявлено, однако рассматриваются также китайские платформы. Что же касается «Оки», то здесь «тренд может поломаться», отмечает собеседник «МК». Поскольку платформой для нее может выступить и некитайская модель.

— Особенность российского авторынка в отличие, скажем, от европейского и японского в том, что микролитражки у нас могут пользоваться спросом только как максимально бюджетное решение, — добавил Фролов. — У нас не существует, как у японцев, законодательных преференций для малогабаритных автомобилей.

Нормативы улично-дорожной сети тоже не дают преимуществ маленьким авто в отличие от Европы: у нас попросту нет таких узких улиц в старинных частях городов. А раз так, маленький автомобиль будут предпочитать прежде всего из-за цены. Так и было с «Окой», которая в годы после кризиса 1998 года оказалась ценовым чемпионом, стоила временами примерно 1500 долларов США.

Сейчас автомобиль, сделанный по максимально бюджетной формуле, могут предложить прежде всего производители из Индии: именно там производятся и продаются наиболее спартанские конструкции, напомнил эксперт. Однако решающее значение будет иметь российская нормативная база: ультрабюджетные «коробочки на колесах» из Индии не вписываются в технический регламент Таможенного союза и потому не могут сейчас получить одобрение типа транспортного средства и другие необходимые для производства бумаги.

— Сама по себе идея вернуть «Оку» — сверхдешевую и простую швейную машинку на колесах — вполне интересная, — оценивает эксперт по подержанным автомобилям Алексей Островский. — Если изучить, как этот процесс происходил около 40 лет назад, то мы первым делом вспомним народное прозвище «Оки» среди механиков: «полвосьмого». Действительно, двигатель этой автомашины представлял собой половину блока ВАЗ-2108, а многие компоненты были унифицированы с другими моделями ВАЗа. На тот момент эта элементная база была вполне современной. От японских микромоделей взяли компоновку, немного внешний вид — но также с вазовскими ноу-хау. Например, запасное колесо, по примеру «Нивы», было под капотом.

Автомобиль вышел весьма спартанским по меркам даже 1990-х годов и производил впечатление «коробочки на колесах», что внушало многим водителям страх на дорогах. Пассивная безопасность, как было подтверждено журналистским краш-тестом, оказалась несравнимо более низкой, чем у иномарок (впрочем, примерно соответствовала «Жигулям», машине более высокого класса). Преимуществами были оптимальная компоновка — даже люди ростом около 190 см чувствовали себя за рулем микролитражки комфортно.

— Единственное большое сомнение — в том, что такая формула автомобиля сейчас востребована хоть кем-то, кроме собственно небогатых и непритязательных автомобилистов, — продолжает Островский. — Так или иначе, простая и спартанская модель не пройдет по современным нормам безопасности и экологичности: это и сгубило «Оку» в середине нулевых, когда запретили карбюраторные двигатели, а применение современных и разработка более безопасного кузова ставили крест на дешевизне машины.

Теоретически можно было предположить, что правительство может решиться на «антикризисное» снижение требований к новым автомобилям, выпускаемым в России, — так что примерный аналог «Оки» 40-летней давности мог бы получить паспорт транспортного средства. Однако, резюмирует эксперт, куда проще поверить, что речь пойдет о небольших по размеру, возможно, бюджетных по «начинке», но соответствующих современным требованиям автомобилях на индийских или китайских платформах. Покупателями для которых могли бы стать прежде всего сервисы каршеринга и доставки.

Причем в последней из этих категорий — «пиццевозов» — спрос сейчас во много раз превышает предложение: те курьерские службы, что не хотят или не могут покупать «Лады», сметают на вторичном рынке все появляющиеся в регионах «Матизы» и аналогичные микролитражки. Но возьмут ли эти службы автомобиль за пару миллионов — а такой может быть стоимость новой «Оки», сделанной по всем требованиям безопасности, — большой вопрос.

Подписаться

Авторы:

Министерство промышленности и торговли РФ Правительство РФ Россия США Индия

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29048 от 14 июня 2023

Заголовок в газете: Своя «Ока» — владыка

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Троица: что можно, а что строго запрещено делать в большой православный праздник

    Фото 48552

    Псков
  • В батальоне «Крым» рассказали об использовании Украиной тактики НАТО

    31091

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Жители Подмосковья выступили против благоустройства лесов

    17685

    Московская область

    Евгения Вокач

  • Погибший рязанский бизнесмен Цыганов совершил около 1800 прыжков с парашютом

    17163

    Рязань

    Александр Кирюшкин

  • Спортсмен Александр Рудаков и его жена найдены мёртвыми в Рязани

    15163

    Рязань

    Александр Кирюшкин

  • В Ярославской области на трассе М8 погиб известный шоумен

    Фото 14332

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

«Ока 2.

0»: хромой экономике – инвалидный автомобиль — Свободная Пресса

«Привидение с мотором», «бешеная табуретка», «чебурашка» — это всё про автомобиль «Ока», который внезапно может вернуться на российские дороги. По крайней мере, Минпромторг РФ в лице своего шефа считает идею возрождения советской марки достойной внимания и поддерживает её. А ещё — готов рассмотреть вопрос оперативно, как только отечественные автоконцерны подготовят соответствующее предложение. Об этом сообщил глава министерства Денис Мантуров в преддверии ПМЭФ.

«Мы будем всячески поддерживать тех коллег из автопрома, кто выйдет с такими предложениями, готовы рассмотреть вопрос оперативно. Потому что первая ласточка — это „Москвич“ в дополнение к „Ладе“, за ним будет „Волга“, надеюсь, уже в следующем году», — сказал чиновник.

Народ энтузиазма министра, мягко скажем, не понял.

«Ока» умерла своей смертью, зачем её воскрешать?». «Она, что, так хорошо себя зарекомендовала? Господин Мантуров сам на ней ездить будет? Или это только для народа?». «Всех представителей власти пересадить на „Оку“!» — таково мнение большинства. Здравой эта идея кажется немногим, да и то — с оговорками: «Сделайте „Оку“ как мини-купер и её будут сметать из автосалонов. Только ценник должен быть реальный, а не космический». «Компактные городские автомобили без наворотов очень нужны. Но стоить они должны не более полумиллиона». Такие комментарии тоже есть, но они в явном меньшинстве, что не удивительно.

Читайте также

Либералы готовят Россию к натовской оккупацииВласти КНР защищают своих производителей, и пока Россия не будет поступать так же, нашей экономике ничего не светит

«Ока» не была мечтой отечественных автомобилистов. Да и не должна была ею становиться. Это детище отечественного автопрома появилось на свет из-за того, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постоянно критиковали Министерство автомобильной промышленности (МАП) за неудовлетворительную работу по обеспечению инвалидов личным транспортом. Поэтому в начале 1980-х было решено создать микролитражный автомобиль с приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями. Он многократно дорабатывался и переделывался. В конечном итоге появилась «Ока» — легковушка I группы особо малого класса.

Она была разработана общими усилиями советских конструкторов, с Волжского автомобильного завода — в том числе. Выпускалась с 1988 по 2008 год на ВАЗе, в Набережных Челнах и в Серпухове. Всего было произведено 700 тысяч машин. В ноябре 2008-го выпуск пришлось остановить, поскольку производство стало нерентабельным. Тут, конечно, можно попенять, что правительство тогда сделало ставку на строительство зарубежных сборочных заводов, так как сочло развитие отечественного автопрома бесперспективным. Но была и ещё одна причина прекращения выпуска «Оки». После введения в РФ экостандарта «Евро-2» для вредных веществ в выхлопах возиться с модернизацией «бешеной табуретки» никто не захотел. К тому же, несмотря на то, что цена на автомобиль не повышалась, спрос падал, «Ока» не выдерживала конкуренции с иномарками.

Впрочем, в 2013 году АвтоВАЗ заявлял о намерении возродить микролитражку, но словами дело и ограничилось. Да и сейчас наши сограждане ещё не настолько отчаялись, чтобы покупать морально устаревший металлолом. Кстати, интересно, почему наше правительство стало так часто оглядываться в прошлое, вместо того, чтобы взять курс на создание чего-то нового, отвечающего современным стандартам? Социолог и автомобилист Мария Домарёва полагает, что на это приходится идти не от хорошей жизни:

— Возродить бренд — задача несложная. Достаточно по имеющимся чертежам выпустить серию и прикрепить к модели знак компании. А что изменится под капотом или насколько автомобиль будет соответствовать современным критериям безопасности в российских погодных условиях? Эти вопросы почему-то опускаются. Например, еще год назад требования по безопасности упростили, разрешив новым автомобилям игнорировать системы ABS, ESP и «ЭРА-ГЛОНАСС». Пока рано говорить о последствиях: статистика за 2022 год показывает нам динамику уменьшения общего числа ДТП на «старых дрожжах». Но как она будет меняться после значительного ввода в эксплуатацию автомобилей без привычных систем безопасности, например, антиблокировочной системы тормозов, которую поставляла немецкая компания Bosch, пока неясно.

Гонка в условиях возникшего дефицита автопрома понятна: сейчас те компании, которым удастся быстро спроектировать недорогой отечественный автомобиль, даже возродив его «из глубины веков», получат неплохую прибыль. А тут все средства хороши. Даже игнорирование безопасности.

Читайте также

Запад ищет «русский след» в таинственных авариях подводных кабелейЗачем секретнейшей базе подлодок в Оленьей губе понадобилось боновое противодиверсионное заграждение

«СП»: Откуда в правительстве тоска по советскому опыту?

— Полагаю, что тоска связана с невозможностью договориться с прежними партнерами, как это часто делалось в СССР. Ведь, как ни крути, но народный автомобиль «Жигули» — это итальянский Fiat 124, а прообразом первого «Москвича» стала британская модель Ford Prefect, потом замененная на «трофейный» «Опель-Кадет». И если своего ABS и прочего за все это время в России не разработано, сложно ожидать его в условиях дефицита. Впрочем, возможно, его быстро устранит китайский автопром. Время покажет. И вообще, советский опыт — это совокупность собственных достижений в различных отраслях науки и техники плюс умение договориться с капиталистами при низком уровне воровства и откатов. А когда экономика строится исключительно на показухе, она держится ровно столько, сколько могут работать станки и машины, которые куплены или собраны, но не разработаны в России, — считает эксперт.

А ведь не обязательно реанимировать почившую в бозе «Оку». Стоит посмотреть, что есть у соседей, готовых сотрудничать с Россией без оглядки на санкции, — например, у Ирана и Китая. И с их помощью заткнуть дыру на российском авторынке, если таковая образовалась. А тем временем накрутить хвост российским автоконцернам, чтоб форсированными темпами начали разработку отечественных авто по заданным характеристикам. Что сейчас востребовано? Компактное недорогое эргономичное авто с продуманной системой безопасности? Задача поставлена. В случае неисполнения — спросить по всей строгости. А если успех — пусть директор завода (или его владелец) дырочку для ордена готовит. Между прочим, это проверенный советский метод.

И раз уж в верхах так полюбили оглядываться в прошлое, может, не мелочиться с «Окой», а воссоздать куда более престижный бренд ЗИС (завод имени Сталина)? Вот только где тогда окажется министр Мантуров?

Импортозамещение

Летчик Попов: Россия обновила SSJ собственными силами и стала независимой от Запада

Белоусов назвал параметры технологического развития России к 2030 году

«Ростех» сообщил о скором старте серийных поставок МС-21

Эксперт Гусаров: Шумиху вокруг нехватки расходников для Superjet раздули мелкие эксплуатанты

Все материалы по теме (355)

лучших 500+ фотографий автомобилей [Впечатляющие] | Скачать изображения и фотографии автомобилей

500+ лучших фотографий автомобилей [Захватывающие] | Download Car Images & Pictures — Unsplash
  • ФотоФотографии 10k
  • Стопка фотографийКоллекции 172k
  • Группа людейПользователи 2. 2k

спорткар

bmw

900 10 джип

ламборгини

мерседес

водитель

ауди

старинный автомобиль

автомобиль

красный автомобиль

диск

старая машина

Hyundai Motor Group

Связаться с Hyundai Motor Group ↗

Спонсировано

Автомобильные изображения и фотографииsuvgenesis gv60

Эрик Маклин

9001 0 автомобильная дорогаасфальтированная дорога

Sven D

долина огня шоссе СШАгрунтовая дорога

Грэм Дженкинс

Ньюкасл-апон-ТайнеВеликобританияприпаркованная машина

Джоуи Бэнкс

транспортные средстваСан-Франциско2016 mustang gt

Олав Тведт

Hd фоткиHq фон фотографииHd автомобили обои

Unsplash logo Unsplash+

При сотрудничестве с Rowen Smith Hyundai Motor Group

Свяжитесь с Hyundai Motor Group ↗

Sponsored

electric carenvironmentally дружественныйгибридный автомобиль

Кэмпбелл

движениеHd черные обоиstulsa

Dan Gold

Винтажные фоныHd оранжевые обоиclassic

Лэнс Аспер

спортивный автомобильклассический автомобильбыстрый автомобиль

Дхива Кришна

Hd lamborghini wallpapersfastHd желтые обои

Логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Tabea Schimpf 900 11

Unsplash+

Разблокировать

Изображения пустыниegyptoutdoors

Джош Берквист

luxuryautom4

Hyundai Motor Group

Свяжитесь с Hyundai Motor Group ↗

Sponsored

kiawaitev6

Ville Kaisla

Hd серые обоиaudiaudi r8

Adam Stefanca

фаравтомобильHd красные обои

Евгений Чеботарев

torontocanadaontario

Un splash logo Unsplash+

В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

Разблокировать

прокат автомобилейпрокат автомобилейлизинг

Роберто Никсон

m3f80 m3bmw m3

Изображения и фотографии автомобилейsuvgenesis gv60

Долина огня Шоссе СШАгрунтовая дорога

Hd фоткиHq фон фотографииHd автомобили обои

электрический автомобильэкологически чистыйгибридный автомобиль

движениеHd черные обоиstulsa

спорткарклассический автомобильбыстрый автомобиль

Пустыня фотоЕгипетна улице

Hd серые обоиaudi audi r8

torontocanadaontario

прокат автомобилейпрокат автомобилейлизинг

автомобильдорогаасфальт

ньюкасл-апон ТайнеВеликобританияприпаркованный автомобиль

транспортных средствСан-Франциско2016 mustang gt

машина на стоянкетранспорттранспорт

Винтажные фоныHd оранжевые обоиклассические

Hd lamborghini обоибыстрыеHd желтые обои

роскошьавто4

kiawaitev6

фаравтомобильHd красные обои 9 0011

m3f80 m3bmw m3

Изображения и фотографии автомобилейsuvgenesis gv60

Ньюкасл-апон-ТайнВеликобританияприпаркованный автомобиль

автомобиль припарковантранспорттранспорт

Пустыня фотоЕгипетна улице

Hd серый обоиaudiaudi r8

автомобильдорогаасфальт

транспортные средстваСан-Франциско2016 mustang gt

электрический автомобильэкологически чистыйгибридный автомобиль

движениеHd черные обоиstulsa

спортивный автомобильклассический автомобильбыстрый автомобиль 90 011

роскошьautom4

фаравтомобильHd красные обои

m3f80 m3bmw m3

Долина Огня Шоссе Юнайтед штатыгрунтовая дорога

Hd картинкиHq фон фотоАвтомобили hd обои

Винтажные фоныHd оранжевые обоиclassic

Hd lamborghini wallpapersfastHd желтые обои

kiawaitev6

torontocanadaontario

прокат автомобилейпрокат автомобилейлизинг

Unsplash logo

Сделай что-нибудь потрясающее

100+ Cars Pictures | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

100+ Cars Pictures | Скачать Free Images на Unsplash
  • ФотоФотографии 10k
  • Стопка фотографийКоллекции 4. 6k
  • Группа людейПользователи 551

трафик

автомобиль

мустанг

bmw

порше

jdm

спортивный автомобиль

дорога

супра

старые автомобили

лам borghini

автомобили обои

логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Allison Saeng

Unsplash+

разблокировать

screensaverrender3d render

Peter Broomfield

Car images & imagesbaltimoreСветлые фоны

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Joey Banks

United Statessan franciscovehicle

Campbell

autoHd чёрные обоиstulsa

Marek Pospíšil

Автомобили фоныHd автомобили картинкиHq фоновые изображения

Joshua Koblin

Hd ferrari wallpaperssupercarfast

Логотип Unsplash Unsplash+

В сотрудничестве с Ahmed

Unsplash+

Разблокировать

Изображения и фотографии автомобилейпарковкатранспортные средства

Дхива Кришна

Hd серые обоиmercedesHd windows wallpapers

Håkon Sataøen

amgamg gtrsportscar

Дима Панюков

georgiaracingbenz

Stefan Rodriguez 900 11

Hq фон фото hd обоишеви

Alex Suprun

bmw-museummunichgermany

Unsplash logo Unsplash+

В сотрудничестве с Мартином Санчесом

Unsplash+

Разблокировать

Зима фото и картинкисвалкаHd снег обои

Кенни Элиасон

Summer images & imagesmotionmean

Евгений Чеботарев

torontocanadaontario

Chris Nguyen

costa mesalamborghini newport beachwheel

Roberto Nickson

Drivingrainr8

Ivana Cajina

usacincinatticity life

Unsplash logo Unsplash+

In сотрудничество с Joe Eitzen

Unsplash+

Unlock

кожаная обивка автокресла

Olav Tvedt

спорткарСвадебные фоныНорвегия

заставкарендеринг3D рендеринг

amgamg gtrsportscar

georgiaracingbenz

bmw-museummunichgermany

Summer images & imagesmotionmean

вождениедождьr8

кожаобивкаавтокресло

спортивная машинаСвадебные фоныНорвегия

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Автомобиль фото и картинкиbaltimoreСветлые фоны

СШАСан-Францискотранспортное средство

Автомобили фоныHd автомобили картинкиHq фоновые изображения 0010 Зимние изображения и картинкиСвалкаHd снег обои

torontocanadaontario

costa mesalamborghini newport beachwheel

usacincinatticity life

screensaverrender3d render

hd ferrari wallpaperssupercarfast

hd серые обоиmercedeshd windows wallpapers

bmw-museummunichgermany

toron tocanadaontario

вождениеrainr8

спорткарСвадебные фоныНорвегия

изображения и картинки автомобилейbaltimoreСветлые фоны

autoHd черные обоиstulsa

Изображения и картинки машинавтостоянкаавтомобили

amgamg gtrsportscar

Hq фоновые изображенияHd обоишеви

зима картинки и картинкисвалкаHd снег обои

costa mesalamborghini newport beachwheel

кожанаяобивкаавтокресло

–––– –––– – ––– – –––– – ––– – –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *