Как самому подтянуть рулевую рейку Логан, Сандеро ⋆ I Love My Car
Renault Ремзона Рульове управління
Стук в рулевом механизме ни к чему хорошему не приводил. Один из методов удаления шума и люфтов – принудительное уменьшение зазора между зубчатой рейкой и шестерней. Подтянуть рулевую рейку Рено Логан необходимо для компенсации ее износа. Чтобы это выполнить, необязательно обращаться в автосервис или частным мастерам.
Стучит рулевая рейка Логан, для чего ее подтягивают
Принципиальная схема рулевого управления с ГУР Рено Логан.
Рулевая рейка представляет собой целый механизм, с вращающимися и трущимися деталями. В процессе длительной эксплуатации детали, между которыми происходит трение, подвергаются износу, стачиваются и между ними появляется расстояние или люфт.
При люфтах зубчатый вал в рейке начинает стучать на мелких неровностях, а рулевое управление становится менее отзывчивым. Чтобы компенсировать этот люфт, рейку необходимо подтягивать.
Если проигнорировать протяжку, то срок службы механизма заметно снизится, так как ударные нагрузки ускоряют износ рулевого управления в разы.
Как проверить рулевую рейку Renault Logan
Чтобы это сделать, необходимо выставить машину на подъемник или поднять переднюю часть при помощи домкрата. Затем выполнить следующий порядок действий:
- Возьмитесь за колесо по горизонтали и качайте.
- Если прослушиваются небольшие люфты и стуки, попросите помощника зажать рукой рулевую тягу и повторите процедуру.
- Если стуки прекратились, то люфт именно в рейке, а если нет, то стучит рулевой наконечник.
- Чтобы убедиться, что стук происходит именно от рейки, возьмитесь за рулевую тягу и покачайте в вертикальной плоскости. Если люфт прослушивается, то проблема действительно в реечном механизме.
Последний (контрольный) способ – открутить рулевые наконечники с поворотных кулаков, взяться за них и снова попытаться покачать. Возможно, проблема кроется далеко не в рейке. Но наличие стуков подтверждает обратное.
[stextbox id=’alert’]Внимание! Люфт в рейке необязательно сопровождается стуком, поэтому если управление машины не изменилось, а стуков нет, рейку все равно нужно проверять хотя бы раз в полгода. Это нужно для профилактики и ее протяжки. [/stextbox]
Как подтянуть рейку Рено Логан самостоятельно
Суть регулировки сводится к тому, чтобы поджать регулировочную гайку и прижать саму рейку к зубчатому колесу, тем самым компенсируя выработку.
Протяжка происходит через пластиковую втулку и пружину, чтобы не повредить механизм. Процесс этот не бесконечный и в конечном итоге водителя все равно будет ждать ремонт или замена механизма.
Принципиальная конструкция системы выбора люфта в рулевой рейке Рено Логан.Порядок действий:
В районе трубок гидроусилителя руля, необходимо нащупать регулировочную гайку и проверить ее состояние. Находится она сзади рейки.
Регулировочная гайка находится на тыльной стороне рейки со стороны моторного отсека. Показано на снятом механизме.Если гайка утоплена в картер рулевого механизма, то регулировка такого механизма не имеет смысла. Для этого лучше отремонтировать рейку. В этом случае может быть разрушена прижимная втулка рейки под пружиной и болтом.
Если болт не утоплен или его еще можно протянуть, возьмите шестигранный ключ на 10 мм и подтяните регулировочный болт на некоторый градус. Перед тем как вставлять ключ, рекомендуется при помощи шила очистить посадочное место регулировочного болта.
После протяжки рекомендуется повращать руль в разные стороны, и проверить, отсутствует ли закусывание. Руль должен вращаться без затруднений. Неплохим способом проверки будет поворот колеса руками до максимума.
Если колесо после отпускания слегка вернулось назад, то рейка не перетянута, но недостаточную затяжку вычислить сложнее.
Если люфт остался, попробуйте протянуть еще на 10-30%. Обязательно контролируйте усилие на руль. Можно посадить помощника на водительское место для упрощения задачи.
Как подтянуть рулевую рейку на Рено Дастер, Сандеро, Меган
Если машина оснащена гидро- или электроусилителем руля, то, по-прежнему, разницы при выполнении данной процедуры не будет. Протяжка рулевой рейки происходит одинаково на Рено Логан, Меган, Дастер и других моделях, так как большая часть деталей взаимозаменяема, а другая часть – имеет схожую конструкцию.
Поэтому регулировка рулевой рейки на многих других машинах Renault, Nissan, Lada происходит по тому же принципу.
Когда помогает подтяжка рейки
Не стоит рассматривать подтяжку рейки как панацею. Если рулевая рейка начала стучать, то никакая протяжка ей не поможет, а вот в случае с потерей управляемости при небольших пробегах или как одна из мер профилактики, протяжка рейки имеет смысл, если выполнена грамотно.
Новая рулевая рейка Рено Логан с гидроусилителемПротягивать ее нет никакого смысла, если она изношена уже достаточно сильно, имеет громкий стук на неровностях, а регулировочный болт закручен до упора. В последнем случае имеет смысл снять механизм, разобрать, отремонтировать и собрать обратно.
Для полного восстановления рейки отлично подходит фирменный ремкомплект RE 9018 KIT, куда входят уплотнители, втулки и сальники.
Устранить всевозможные стуки в рулевом механизме при помощи протяжки невозможно. Но слегка улучшить состояние рулевой рейки, и немного поднять срок –– вполне. Следует помнить, что подтяжкой рейки мы лишь откладываем неизбежный ремонт. Поэтому заменить полноценный ремонт такой легкой процедурой не получится.
#renault #renault logan #логан #регулировка #рейка #ремонт #рено Search for:Недавні записи
- Помилка Р0299 на Ford Focus 2017 Ecoboost 1. 0 та 1.5 л
- Швидко сідає акумулятор. Сульфатація?
- Рено, Дачія Логан, двигуни K7J, K7M. Ривки при розгоні
- Ремонт рульової рейки KIA Ceed (Hyundai/KIA)
- Реставрація, ремонт лівої опори двигуна Volkswagen, Skoda, Audi, Seat
Позначки
2019 ATF BMW Chevrolet code dacia Focus Ford Hyundai Kia renault Skoda Subaru SUV toyota Volkswagen Ауди Дэу Ланос Ниссан Форд Шкода внедорожники выбор дастер замена заміна история кроссовер логан масло новости обзор опель ошибка премьера рейтинг ремонт рено сузуки тюнинг фильтр фольксваген цены шевроле
Останні коментарі
Популярне за тиждень
Как подтянуть рулевую рейку на Рено Логан видео: фото и видео
Допустим, при повороте руля влево-вправо слышится стук. Этот стук может появляться и при движении по плохой дороге. А издавать сам звук в каждом случае будет рейка, неплотно прилегающая к шестерне. В картер рулевого механизма всегда вкручена гайка-упор, закручивая которую, уменьшают зазор между рейкой и шестернёй. В общем, подтяжка рулевой рейки Рено Логан выглядит так же, как в других авто – гайку надо поджать, при этом желательно не перестараться.
Содержание
- 1 О комплектациях с ГУР
- 2 Комплектации без ГУРа
- 2.1 Подготовка
- 2.2 Регулировка (подтяжка рейки)
- 3 Проводим регулировку правильно
- 4 Стук рейки, пример на видео
О комплектациях с ГУР
Рассмотрим ситуацию:
- Авто находится на яме;
- Двигатель выключен;
- Рейка при поворотах руля издаёт стук.
Не спешите с регулировкой! Гайка в комплектациях с ГУР действительно есть, но крутить её будет нежелательно.
Отчётливо видны два шланга ГУРа
Попробуйте завести мотор и подождать секунд 10. Интенсивность всех стуков, издаваемых при повороте руля, должна понизиться. Так работает ГУР, и это – нормально! Можно спокойно эксплуатировать автомобиль дальше.
Перед тем, как подтянуть рулевую рейку Рено Логан с ГУРом, всегда отгибают жестяную шайбу. Гарантия после этого теряется. Шайба приклёпана по краю гайки и упирается в борта картера. Иногда помогает замена жидкости в ГУР, но только, если она уже давно не менялась и потеряла свои свойства.
Комплектации без ГУРа
Давайте посмотрим, как выглядит механизм рулевой рейки вживую. Гайка расположена под стрелкой (см. фото).
Здесь находится гайка-упор
Саму гайку можно крутить шестигранником «на 10». Всё просто: вращение вправо соответствует уменьшению зазора.
Подготовка
Автомобиль придётся загнать на яму – других вариантов нет. Застопорите задние колёса ручником.
По две гайки на каждой стороне
Сначала надо снять защиту картера. Берём торцовый ключ «на 10» и откручиваем 6 винтов (по 2 на каждой из трёх сторон). Без помощника тут будет обойтись сложно.
Регулировка (подтяжка рейки)
Выемка в гайке будет закрыта пробкой, резиновой или пластиковой. Пробку надо удалить.
Обведено местоположение гайки
Саму гайку из-под днища не видно. Найдите её в точке, обведённой кружком (см. фото).
Местоположение гайки надо нащупать рукой. Так проводится подтяжка рулевой рейки Рено Логан, а также Лады Ларгус и всех вазовских новинок.
Когда гайка нащупана и пробка снята, возможны варианты:
Чтобы дотянуться до гайки, проще будет поддомкратить левое колесо и снять его. Дальше используется торцовый ключ.
А ещё перед тем, как подтянуть рулевую рейку Рено Логан, многие поступают так: болгаркой в днище делают выемку «10 на 10 см». Этот метод лучше не использовать.
Проводим регулировку правильно
Конечно, лучше выполнять всю работу с помощником. Рейку настраивают шаг за шагом:
- Гайку поворачивают вправо на 10-20 градусов;
- Помощник пусть вращает руль;
- Если стук слышится, проводят шаг 1.
На последнем шаге гайку затягивают, повернув её ещё на 10 градусов. Желаем успеха.
Стук рейки, пример на видео
Renault/Dacia Sandero Особенности рулевого управления
Автомобили Renault/Dacia Sandero оснащены реечным рулевым управлением
Большинство автомобилей оснащены гидроусилителем руля.
Рулевой механизм состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с рычагами поворотных кулаков передней подвески.
Элементы автомобильного рулевого управления: 1 — руль; 2 — рулевая колонка; 3 — левый поворотный кулак в сборе со ступицей; 4 — левый наконечник рулевой тяги; 5 — промежуточный вал; 6 — болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику; 7 — корпус рулевого механизма; 8 — сливная магистраль гидроусилителя; 9- бачок гидроусилителя; 10 — линия заправки гидроусилителя; 11 — напорная магистраль гидроусилителя; 12 — датчик давления жидкости гидроусилителя; 13 — насос гидроусилителя; 14 — подрамник; 15 — правый наконечник рулевой тяги; 16 — правый поворотный кулак в сборе со ступицейРулевой механизм установлен на подрамнике передней подвески и крепится к нему двумя болтами.
В картере рулевого механизма рейка прижимается к валу-шестерне пружиной через упор.
Боковой зазор между шестерней и рейкой регулируется вращением регулировочной пробки, сжимающей пружину.
Регулировка осуществляется при сборке рулевого механизма на заводе.
Рулевой механизм состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рулевой рейкой и рычагами поворотных кулаков.
Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразъемный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира ввинчивается в отверстие в рейке.
В средней части рулевой тяги имеется шестигранник под ключ «на 13», а на внешнем конце резьба, на которую накручивается конец тяги.
Наконечник рулевой тяги имеет неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, который заложен внутри него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, но концы разные.
Место соединения рулевой рейки и шаровой опоры рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Крышка фиксируется стальным одноразовым хомутом на корпусе рулевого механизма, а крышка удерживается на рулевой тяге пружинным хомутом — при этом узкий пояс крышки должен совпадать с пазом, выполненным на рулевой тяге.
Вал рулевой колонки крепится к валу рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
Рулевое колесо крепится на шлицах в верхней части вала рулевой колонки.
Рулевая колонка крепится к кронштейну поперечины, расположенному под панелью приборов.
В состав системы ГУР входят: рулевой механизм, насос, радиатор охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные патрубки магистралей.
Насос приводится в действие ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него под высоким давлением подается в распределительное устройство, расположенное в корпусе рулевого механизма и механически связанное с валом рулевой колонки.
Поршень гидроцилиндра закреплен на зубчатой рейке рулевого механизма.
При повороте руля распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной линией насоса, а другую камеру со сливом.
При этом за счет разности давлений рабочей жидкости поршень гидроцилиндра перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги, а кулачковые рычаги поворачивают управляемые колеса автомобиля.
При выходе из строя гидроусилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но увеличивается усилие на руле.
— Причина неисправности
Способ устранения
Повышенный люфт и стук в рулевом колесе:
— Ослабление болтов крепления рулевого механизма
Подтянуть болты износ карданного шарнира
Заменить рулевой вал
Затрудненный поворот руля:
— Проскальзывание ремня привода насоса ГУР
Заменить ремень
— Повреждение ремня привода насоса
Заменить ремень
— Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановить уровень до нормального перегибы или заменить шланги
— Недостаточное давление насоса ГУР
Заменить насос
— Повышенная внутренняя утечка в нас
Заменить насос
— Утечки жидкости из рулевого механизма
Заменить неисправные детали
Нечеткий возврат рулевого колеса в среднее положение:
— Затрудненный поворот внутренних шарниров или наконечников рулевых тяг
Заменить наконечники рулевых тяг
— Деформация рулевой рейки
Заменить рулевой механизм
— Заменить рулевой механизм
повреждение подшипника
Заменить рулевой механизм
— Перекрученные или поврежденные шланги ГУР
Устранить перегибы или заменить шланги
— Повреждение клапана регулировки давления
Заменить клапан регулировки давления
— Повреждение подшипника вала ротора насоса
Заменить насос
Шум (стук) в рулевом управлении:
— Ослабление болтов крепления рулевого механизма
Подтянуть болты
— Ослабление рулевых тяг или шаровые опоры наконечников рулевых тяг
Подтянуть гайки
— Износ шаровых опор
Заменить изношенные детали
Повышенный уровень шума насоса ГУР:
— Недостаточный уровень рабочей жидкости
Восстановление уровня жидкости до нормы
— Попадание воздуха в гидросистему
Удаление воздуха
— Ослабление болтов крепления насоса
Подтяжка болтов
Проверка рулевого управления рулевое управление
При осмотре особое внимание следует обратить на состояние защитных кожухов и резьбовых соединений.
Порванные, треснувшие резиновые сапоги необходимо заменить, иначе попадающие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут узлы из строя.
На автомобилях с гидроусилителем руля проверьте состояние трубопроводов и шлангов.
Поворачивая руль от упора до упора, необходимо проверить на слух:
- — надежность крепления рулевого механизма и руля;
- — отсутствие зазоров во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
- — надежность затяжки и стопорения шарниров рулевых тяг и гаек пальцев шаровых опор;
- — отсутствие заеданий и помех, препятствующих вращению руля.
Проверка состояния защитных чехлов наконечников рулевых тяг
Замена порванных, треснутых чехлов
Резко поворачивая руль в обе стороны, проверяем (с помощью ассистента) визуально и на слух крепление рулевого механизма
Перемещение по болтам крепления (стрелки на рисунке) механизма и удары не допускаются.
Также необходимо проверить наличие люфта в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.
Наконечники, петли с заметным люфтом требуют замены
Проверка люфта рулевого колеса
Для этого потребуются: линейка, мел или проволока для разметки
Установка передних колес в положение «лицом вперед»
Установите линейку так, чтобы ее конец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась внешней поверхности обода рулевого колеса.
Не меняя положения линейки, поверните руль вправо, пока передние колеса не начнут поворачиваться.
В этом положении нужно поставить метку на ободе руля (или зафиксировать проволокой или пластиковым хомутом)
Не меняя положения линейки, повернуть руль влево до начала поворота передних колес.
В этом положении ставим вторую метку на ободе руля
Измеряем расстояние между метками по ободу. Оно не должно превышать расчетного значения.
Если свободный ход руля больше, необходимо найти и устранить причину.
Люфт не должен превышать 5°
Для рулевого колеса с наружным диаметром 360 мм люфт не должен превышать 15-17 мм.
6 причин, почему рулевое колесо туго поворачивается и решения
Рулевое колесо является важной частью механизма управления автомобилем. Без него вы не сможете повернуть, перестроиться, объехать выбоину или маневрировать на парковочном месте. Такая проблема, как туго крутится руль , очень опасна как для вас, так и для других автомобилей на дорогах, поскольку может привести к авариям. Представьте себе, что вам нужно перестроиться в другую полосу или повернуть на шоссе или оживленной улице, но руль заедает или поворачивается слишком медленно. Это так же смертельно, если вы едете по коварной горной дороге.
Нет ранних признаков того, что рулевое колесо туго поворачивается. Обычно, когда вы оказываетесь в такой ситуации посреди пробки, бывает уже слишком поздно. Узнайте распространенные причины того, что руль плохо поворачивается, как решить проблемы и как предотвратить их появление.
Вы можете столкнуться с тем, что рулевое колесо трудно поворачивать на низких скоростях , а затем проблема чудесным образом несколько облегчается, когда вы ускоряетесь, просто потому, что вы, скорее всего, замедляетесь при повороте. Это не означает, что вы должны игнорировать проблему тугого поворота руля, так как она точно не исчезнет сама по себе.
Когда возникает эта проблема, вы можете быть уверены, что в вашей системе рулевого управления с усилителем есть сбой. Это может быть жидкость, насос или поликлиновой ремень. Все эти вещи работают вместе, чтобы уменьшить сопротивление колеса во время поворота. Когда какая-либо из этих вещей или все они не работают должным образом, вам будет трудно поворачивать руль из-за высокого уровня сопротивления.
Пропуск планового обслуживания в сочетании с естественным износом некоторых компонентов являются наиболее распространенными причинами жесткий руль . Поэтому лучше всего не отставать от планового технического обслуживания, иначе, как только вы обнаружите, что заклинил руль посреди оживленной дороги или на шоссе, вы ничего не сможете сделать.
Жидкость гидроусилителя рулевого управления утечка Достаточное количество жидкости гидроусилителя рулевого управления имеет решающее значение для работы системы гидроусилителя рулевого управления. Предоставлено: Auto Exhausts & TyresДля работы системы гидроусилителя руля вам необходимо достаточное количество специальной жидкости, называемой жидкостью для гидроусилителя руля. Эта жидкость служит каналом, через который мощность передается от рулевого колеса к рулевому механизму автомобиля для поворота колес. Он также служит для смазки и защиты движущихся частей системы от перегрева и коррозии.
Наиболее распространенная причина того, что рулевое колесо туго поворачивается, — это недостаточное количество жидкости гидроусилителя руля в системе. Скорее всего, это произойдет, если из трещины в области шланга под давлением вытечет жидкость или если эта область ослабнет.
Жидкость просачивается через эту трещину, тем самым снижая давление в системе и заставляя насос гидроусилителя руля работать с большей нагрузкой, чтобы компенсировать потерю давления. В результате руль не получает достаточного запаса жидкости для свободного поворота, и вам придется прикладывать гораздо больше усилий, чем обычно.
Долив жидкости в бачок гидроусилителя руля решит проблему на некоторое время, и автомобиль может некоторое время двигаться, но утечку необходимо устранить. В противном случае это в конечном итоге приведет к выходу из строя насоса гидроусилителя руля, что может стать дорогостоящей заменой.
ПОДРОБНЕЕ
- Простой способ снять подушку безопасности с рулевого колеса
- Почему руль шумит при повороте?
Если при осмотре вы обнаружите, что жидкость для гидроусилителя заполнена, но по-прежнему с трудом поворачивается, , то следующим вероятным виновником является загустевшая жидкость для гидроусилителя руля. Это неизбежная проблема, которая возникает со временем.
Как и все другие типы жидкостей в автомобиле, жидкость для гидроусилителя руля не имеет бесконечного срока службы, и со временем она собирает грязь и мусор. Поэтому крайне важно регулярно менять его в соответствии с рекомендованными производителем интервалами. Невыполнение замены в течение указанного периода означает, что жидкость загустеет и потеряет способность должным образом смазывать систему.
Загущенная жидкость гидроусилителя руля все еще может позволить вам повернуть руль, но для этого вам придется приложить гораздо больше усилий, а рулевое колесо, которое трудно поворачивать в авариях, требующих мгновенного рулевого управления, может поставить под угрозу вашу безопасность. Единственное решение — вымыть старую жидкость из системы и залить новую, свежую жидкость для гидроусилителя руля.
Неисправный насос гидроусилителя руляСистема гидроусилителя руля состоит из двух основных частей: реечной передачи и, во-вторых, насоса гидроусилителя руля. Насос гидроусилителя руля перекачивает жидкость системы рулевого управления к реечному механизму. Когда вы поворачиваете руль, регулирующий клапан в системе пропускает жидкость к шестерне, что позволяет вам поворачивать руль без особых физических усилий. Когда руль поворачивается, шестерня движется против рулевой рейки, которая приводит в движение четыре колеса в том направлении, в котором вы движетесь.
Кроме того, основная роль насоса гидроусилителя рулевого управления заключается в поддержании оптимального уровня давления в системе, чтобы рулевое колесо можно было поворачивать плавно, не прикладывая больших усилий. Если по какой-либо причине насос выйдет из строя, «силовая» часть вашей системы рулевого управления также выйдет из строя, и вам будет трудно поворачивать рулевое колесо.
Неисправный насос не заблокирует колесо полностью, но для этого потребуется гораздо большее усилие, что может быть опасно при резком повороте в экстренной ситуации.
Насос гидроусилителя руля рассчитан на тысячи миль пробега, хотя иногда он может преждевременно выйти из строя. Прежде чем выйти из строя, неисправный насос гидроусилителя руля часто будет издавать скулящий или стонущий звук, особенно во время резкого поворота. Так как помпа приводится в действие ремнем, по мере увеличения оборотов двигателя этот звук также будет громче и чрезмернее.
Тем не менее, насос может выйти из строя из-за ослабленных или поврежденных разъемов насоса. Поэтому, прежде чем сразу же заменить насос гидроусилителя руля, проверьте, не виноват ли он. Замена помпы будет стоить вам от 100 до 200 долларов, если вы сделаете это самостоятельно, и около 500 долларов, если вы обратитесь за профессиональной помощью.
Плохая рулевая рейкаРулевая рейка является важной частью реечной передачи. Роль рулевой рейки заключается в том, чтобы прикрепить руль к механизмам, которые поворачивают колеса в нужном вам направлении. Рулевая рейка соединена с рулевым колесом через ряд валов и U-образных шарниров. Эти детали и сама стойка просто изнашиваются после длительной езды.
Если вы чувствуете, что руль с трудом поворачивается после того, как вы только что завели автомобиль, но по мере продолжения движения руль будет поворачиваться более плавно, проблема определенно связана с рулевой рейкой. Это происходит из-за того, что рейка нагревается во время работы двигателя, позволяя смазке осесть. Вы можете продолжать движение в этом состоянии, но если оставить изношенную рейку как есть, проблема усугубится.
Вы заплатите от 650 до 1200 долларов за замену рулевой рейки, детали которой будут стоить от 350 до 830 долларов, а работа — от 280 до 360 долларов. Цены на запчасти сильно различаются в зависимости от конкретной марки и модели вашего автомобиля.
Поврежденный поликлиновой ремень>> Поиск дешевых подержанных автомобилей у надежных японских продавцов? Щелкните здесь <<
Еще одна распространенная причина того, что рулевое колесо плохо поворачивается, — это треснувший или оборванный поликлиновой ремень. Этот ремень отвечает за многие важные функции в двигателе, в том числе за работу насоса гидроусилителя руля. Ремень стареет и изнашивается со временем, потому что он работает все время, пока вы ведете машину.
По мере ослабления, растрескивания и износа руль начинает проявлять признаки жесткости.