Замена бендикса на стартере ваз 2109 своими руками
Бендикс стартера (настоящее название — обгонная муфта) — это деталь, предназначенная для передачи крутящего момента от стартера двигателю автомобиля, а также для его защиты от высоких рабочих оборотов, на которых работает мотор. Бендикс стартера — это надежная деталь, и ломается она достаточно редко. Как правило, причина поломки — естественный износ ее внутренних деталей или пружин. Чтобы выявить неисправности, разберемся сначала с устройством и принципом работы бендикса.
Устройство и принцип работы
Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы. Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.
В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.
Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:
Внутренняя часть бендикса
- Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
- Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
- Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
- В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
- Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
- Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.
Как проверить бендикс стартера
Если не крутит бендикс стартера, то проверить его работу можно двумя способами — визуально, сняв его с машины, и “на слух”. Начнем описание с последнего, как более простого.
Как указывалось выше, основная функция бендикса — войти в зацепление с маховиком и раскрутить двигатель. Поэтому, если в момент запуска двигателя вы слышите, что электродвигатель стартера крутится, а из места, где он находится, раздаются характерные металлические лязгающие звуки — это первый признак неисправности бендикса.
Так что далее требуется демонтаж стартера и снятие разбор бендикса, дабы детально его осмотреть и определить повреждения. Процедура снятия и замены описана нами ниже.
И так, бендикс сняли, необходимо провести его ревизию. В частности, проверить, крутится ли он только в одну сторону (если в обе, значит, он подлежит замене) и не съелись ли зубья. Также убедиться не ослабилась ли пружина. Еще следует снять вилку с бендикса, проверить ее целостность, следы износа, при необходимости она подлежит замене. Кроме этого, обязательно проверьте, есть ли люфт на валу якоря. Если он имеет место, то бендикс следует заменить.
Возможные причины поломки
Как упоминалось выше, вращение шестерни возможно только в направление вращения якоря стартера. Если возможно вращение в обратном направлении — это явная неисправность, то есть, бендикс подлежит ремонту или замене. Причин этому может быть несколько:
- Уменьшение диаметра рабочих роликов в обойме вследствие естественного износа. Выходом из положения служит подбор и покупка шариков аналогичного диаметра. Некоторые автолюбители вместо шариков используют другие металлические предметы, например, кусочки сверла. Однако все же не советуем заниматься самодеятельностью, а купить шарики необходимого диаметра.
- Наличие на одной из сторон ролика плоских поверхностей, образовавшихся вследствие естественного износа. Рекомендации по ремонту аналогичны предыдущему пункту.
- Стачивание рабочих поверхностей ведущей или ведомой обоймы в тех местах, где они соприкасаются с роликами. В этом случае ремонт вряд ли возможен, поскольку такую выработку удалить невозможно. То есть, необходимо производить замену бендикса.
Обратите внимание! Зачастую лучше произвести полную замену бендикса, чем ремонтировать его. Это обусловлено тем, что его отдельные части изнашиваются приблизительно одинаково. Поэтому, если вышла из строя одна часть — скоро выйдут из строя и другие. Соответственно, опять придется ремонтировать агрегат.
Еще одна причина поломки — износ зубьев шестерни. Поскольку это происходит по естественным причинам, то ремонт в данном случае невозможен. Необходимо произвести либо замену упомянутой шестерни, либо бендикса целиком.
Поскольку стартер не только испытывает сильные нагрузки, но и контактирует с внешней средой он поддается таким раздражителям как: влага, пыль, грязь и масло, то пробуксовка на свободном ходу может случатся и по причине отложений в его пазах и роликах. Признаком такой неисправности является шум якоря во время запуска стартера и неподвижностью коленвала.
Как поменять бендикс на стартере
Как правило, для того, чтобы поменять бендикс, необходимо снять стартер и разобрать его. В зависимости от модели машины процедура может иметь свои особенности. Опишем алгоритм с момента, когда стартер уже снят и для замены бендикса предстоит разобрать его корпус:
Ремонт бендикса
- Открутить стягивающие болты и вскрыть корпус.
- Открутить болты, крепящие втягивающее реле, после чего извлечь последнее. При ремонте желательно все внутренности почистить и помыть.
- Снять непосредственно бендикс с оси. Для этого необходимо сбить шайбу и выковырять ограничительное кольцо.
- Перед тем, как установить новый бендикс, ось обязательно необходимо смазать температурной смазкой (однако без излишеств).
- Как правило, самая сложная процедура заключается в установке стопорного кольца и шайбы. Для решения этой проблемы мастера пользуются разными методами — распирают кольцо рожковыми ключами, используют специальные струбцины, раздвижные пассатижи и так далее.
- После того, как бендикс будет установлен, промажьте все трущиеся детали стартера высокотемпературной смазкой. Однако не переборщите с ее количеством, ведь излишки будут только мешать работе механизма.
- Перед установкой выполните проверку стартера. Для этого воспользуйтесь проводами для “прикуривания” машины в зимний период. С их помощью подайте напрямую напряжение от аккумулятора. “Минус” подсоедините к корпусу стартера, а “плюс” — к управляющему контакту втягивающего реле. Если система исправна — должен раздаться щелчок, а бендикс выдвинуться вперед. Если этого не произошло — необходимо провести замену втягивающего.
Несколько советов от опытных водителей
Приведем для вас несколько советов от опытных автомобилистов, которые помогут вам избежать возможных проблем и неудобств при ремонте или замене бендикса:
- Перед установкой нового или отремонтированного бендикса всегда проверяйте его работоспособность и привод агрегата.
- Все пластиковые шайбы должны быть целыми.
- При покупке нового бендикса желательно иметь при себе старый с тем, чтобы удостовериться в их идентичности. Зачастую похожие детали имеют мелкие отличия, которые визуально не запоминаются.
- Если вы разбираете бендикс в первый раз, желательно записывать процесс на бумаге или складывать отдельные части в порядке их демонтажа. Или пользуйтесь мануалом с фотографиями, приведенными выше видеоинструкциями и так далее.
Цена вопроса
Напоследок стоит добавить, что бендикс — недорогая запчасть. Например, бендикс ВАЗ 2101 (а также других “классических” ВАЗов) стоит около 5…6$, каталожный номер — DR001C3. А цена бендикса (ном. 1006209923) для машин ВАЗ 2108-2110 — 12…15$. Стоимость бендикса для автомобилей FORD марок Focus, Fiesta и Fusion — около 10…11$. (кат. ном. 1006209804). Для машин TOYOTA Avensis и Corolla бендикс 1006209695 — 9…12$.
Таким образом, зачастую для бендикса ремонт нецелесообразен. Проще купить новый и попросту заменить его. Тем более, что при ремонте отдельных его частей велика вероятность быстрого выхода из строя других.
Бендикс слизывает зубья на Маховике либо не достает до него.
Jenek
Завсегдатай
#1
#1
Бендикс слизывает зубья на Маховике либо не достает до него.
Парни помогите с проблемой.
Позавчера поставил 2ую коробку которую сам собирал, попутно воткнул 2110 маховик с 08 венцом под мой стартер, и сцепление от приоры Luk. Стартер под 3 шпильки. Втулка для стартера в КПП в норме, не люфтит.
На картере набито 21093 если память не изменяет, в картере 3 отверстия под датчики. Я их закрыл заглушками.
Проблема в следующем, при первом же запуске начало грызть маховик (грохот пипец), первые 3-4мм зубьев маховика.
Бендикс на стартере только чуть касается маховика, но заводится (Но так ездить не дело)
Думал может втягивающее не до конца выстреливает. Основной +на стартер дает 12.6В, на втягивающее через Реле 8.6Впри прокрутке.
В гараже поменял втягивающее на старое со своего старого стартера, такая же беда. Только утром оно еще и заклинело.
Понес стартер на диагностику, весь прочистили, смазали, вкинул старое втягивающее, поменял Бендикс на новый.
Проверил на стенде, все хорошо, втягивающее вытягивает полностью и крутится бендикс.
Прихожу на стоянку, закидываю стартер, прикручиваю на все болты как положено. Кручу и он не достает до маховика на новом бендиксе, на старом хоть чутку доставал вот и грыз.
В чем проблема ???
Место под стартер точить глупо, да и точить нужно дакуя.
dinar
Абориген
#2
#2
на инжекторной машине лучше не использовать стартер без редуктора ….. иначе придётся использовать некислый акум … в морозы ))) тебе пожоже про то что венец сделан под 8 бендикс наврали ))) попробуй на 9 зубов ))
ivan-racer
Местный
#3
#3
Если маховик 2110 с венцом 2108, то нужно использовать ТОЛЬКО Редукторный стартер, иначе обгонная муфта стартера задевает за корзину, и либо клинит, либо ломает втулку стартера!
Попробуй подменный Редукторный стартер! и втулку проверь!
Jenek
Завсегдатай
#4
#4
Это ты говоришь про стартер у которого втулка внутри колокола стартера?
Jenek
Завсегдатай
#5
#5
Маховик брал на Клуб турбо, новый не облегченный.
Jenek
Завсегдатай
#6
#6
Суть в том что шестеренка бендикса не достает маховика. На редукторном стартере она дальше находится?
vasek
Местный
#7
#7
Jenek написал(а):
Суть в том что шестеренка бендикса не достает маховика.
Нажмите для раскрытия…
иначе обгонная муфта стартера задевает за корзину, и либо клинит,
На редукторном стартере она дальше находится? она меньше размером
SaWJET
Абориген
#8
#8
Jenek написал(а):
Суть в том что шестеренка бендикса не достает маховика. На редукторном стартере она дальше находится?
Нажмите для раскрытия…
Если речь о 08-14 стартерах, то шестерня на тех же самых местах — стартеры в сборе взаимозаменяемы.
SaWJET
Абориген
#9
#9
Еще проверить бы, не получается ли так, что бендикс просто ударяется о венец и отлетает назад. Скорей всего dinar прав, у тебя 10 маховик и венец тоже 10тый.
Jenek
Завсегдатай
#10
#10
dinar написал(а):
на инжекторной машине лучше не использовать стартер без редуктора . …. иначе придётся использовать некислый акум … в морозы ))) тебе пожоже про то что венец сделан под 8 бендикс наврали ))) попробуй на 9 зубов ))
Нажмите для раскрытия…
11 зубовый бендикс войдет в венец 10ый?
ivan-racer написал(а):
и втулку проверь!
Нажмите для раскрытия…
Jenek написал(а):
Втулка для стартера в КПП в норме, не люфтит.
Нажмите для раскрытия…
Перед установкой коробки, вкинул стартер на КПП которая еще лежала на поло, прикрутил на 1 шпильку стартер, якорь не люфтил.
Сегодня завел с толкача, поехал в гараж.
Что сделал:
Замерил расстояние от плоскости КПП куда крепится стартер до торца зубьев маховика. Приложил Штангель на плоскость стартера замерил при полном выходе бендикса. Все четко, если бендикс весь выйдет как положено то он будет в маховике на половину как и должен быть.
Значит потом, снял со стартера втягивающее. Поставил стартер, затянул. Вытянул вилку вручную, дабы с имитировать втягивающее, бендикс уперся в маховик, чуть чуть крутанул маховик отверткой, бендикс вошел, как и в родной маховик — четко. Подал +на стартер, но бендикс не удержал, его сразу отстрелило с маховика.
Получается втягивающее никуя не вытягивает толком, ему не хватает мощи чтобы протолкнуть бендикс в маховик или хз чего.
Ну мало того, так на бендиксе, ни одного косяка нету касания шестеренки бендикса о маховик. Он просто нульцевый.
dinar
Абориген
#11
#11
а кто сказал что он войдёт ( бендикс в венец ) ? тебе первое что сказали что корзина больше в диаметре и может за корпус бендикса задевать . .. гадать что ты там накосячил и в чём !!!! никому не интересно … отстрелило его наверное потому что ты всунул его непойми с каким перекосом )))
я давно езжу на 10 маховике и корпуса коробок меняю вместе со стартером когда мне хочется … всё работает … хоть с 8 корпусом и 9 зубым бендиксом хоть с 10 корпусом и тем же 9 зубым бендиксом … а то что ты в первом посте написал я проходил лет так с 10 назад поставив 10 маховик с обычным стартером )))
UFO61
Абориген
#12
#12
Втягивающее-вытягивающее, ну как можно так не догонять!
Блин долго читать, автор, была у меня такая борода. Догнал сразу. Тебе надо стартер с бендиксом (а менно нас интересует его обгонная муфта) меньшего диаметра. Дело не в количестве зубцов, если ты не перепутал ничего. Венец и бендикс должен быть восьмым, сцепа приора — обгонная муфта цепляет за корзину.
Пойди в магаз и посмотри на десятый венец и десятый стартер, потом на восьмой венец и восьмой стартер. Потом на корзину восьмую и приоровскую. Надеюсь что-нибудь в голову придёт. Все хотят готовые ответы на очень простые и ясные вопросы. У меня редукторного восьмого стартера не было отродясь (для своего я собрал бендикс хендмейд), думаю у редукторного восьмого стартера будет как раз меньше диаметром обгонная муфта. Бери штанген и ищи стартер у которого обгонная муфта бендикса меньше твоей миллиметров на 7-10…
Jenek
Завсегдатай
#13
#13
dinar написал(а):
отстрелило его наверное потому что ты всунул его непойми с каким перекосом )))
Нажмите для раскрытия. ..
С каким перекосом? Если якорь стартера центрируется во втулке КПП, стартер закреплен на шпильках.
UFO61 написал(а):
Тебе надо стартер с бендиксом (а менно нас интересует его обгонная муфта) меньшего диаметра.
Нажмите для раскрытия…
Об этом даже и не думал. Спасибо.
dinar
Абориген
#14
#14
втулки тоже имеют люфт если что ))
Jenek
Завсегдатай
#15
#15
Я же в самом начале писал, что проверял ее еще на снятой кпп. Закрепив стартер на шпильки, и проверял якорь, люфтит или нет.
Jenek
Завсегдатай
#16
#16
dinar написал(а):
пс посчитай сколько зубцов на венце на твоём и на новом … всё станет ясно…
Нажмите для раскрытия…
Одинаково, 128.
UFO61 написал(а):
Тебе надо стартер с бендиксом (а менно нас интересует его обгонная муфта) меньшего диаметра. Дело не в количестве зубцов, если ты не перепутал ничего. Венец и бендикс должен быть восьмым, сцепа приора — обгонная муфта цепляет за корзину.
Пойди в магаз и посмотри на десятый венец и десятый стартер, потом на восьмой венец и восьмой стартер. Потом на корзину восьмую и приоровскую. Надеюсь что-нибудь в голову придёт. Все хотят готовые ответы на очень простые и ясные вопросы. У меня редукторного восьмого стартера не было отродясь (для своего я собрал бендикс хендмейд), думаю у редукторного восьмого стартера будет как раз меньше диаметром обгонная муфта. Бери штанген и ищи стартер у которого обгонная муфта бендикса меньше твоей миллиметров на 7-10…
Нажмите для раскрытия…
Новый бендикс, который я поменял на стартере, обгонная муфта по диаметру 49.5мм, на старом была 52мм. Со старым он цеплял маховик (чуть чуть), с новым не цепляет, даже касания нету на зубьях и на самой обгонной муфте.
На старом бендиксе на обгонной муфте видны касания о корзину по периметру.
UFO61
Абориген
#17
#17
Ну и сейчас цепляет? У меня на память обгонная муфта около 47 мм. диаметром.
Jenek
Завсегдатай
#18
#18
Пошел к этим ремонтникам которые стартер мне делали, поменял на старый бендикс у которого муфта 52.5 мм, поставил он как и раньше чутку цепляет маховик. А новый бендикс был 49 мм и не цеплял, не знаю почему.
Короче вкинул на старую кпп маховик 08 + сток сцепа. Запас до корзины составил 8мм. При муфте 52.5 мм.
Высчитал на новой коробке со сцепой от приоры, муфта должна быть 46.5 мм.
Пришел в магазин, взял редукторный стартер, померил, там муфта 49 мм.
Взял стартер от 2110, с колоколом который для интереса,замерил муфту 49 мм. Пошел в магаз где торгуют запчастями к генам и стартерам, в надежде подобрать. Никуя такого не нашел. Если только брать 2 бендикса и собирать из него один.
Вот твой бендикс откуда? Он так и был на этом стартере с завода или ты отдельно покупал стартер. Бля **** меня он вообще в корень, сучара.
Jenek
Завсегдатай
#19
#19
Вот Он след касания
Я только не могу понять, почему он на муфте 49мм не цеплял маховик и даже касания не было, а на муфте 52.