люфт и другие неисправности. Узнаем как устранить или отрегулировать?
Рулевое управление – неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая – это рулевая рейка. Люфт ее недопустим. О неисправностях и признаках поломки данного механизма – далее в нашей статье.
Характеристика
Рулевое управление выполняет несколько функций:
- Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
- Передает вращательный момент на колеса через привод.
- Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.
Главная составляющая данного механизма – это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный рулевой механизм. Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел. Почему рейка так популярна? Данный механизм отличается простым устройством и высоким КПД. Благодаря конструктивным особенностям, может устанавливаться на автомобили с передним и задним приводом, а также на машины с независимой подвеской.
Признаки неисправности
Как определить, что вышла из строя рулевая рейка? Люфт — не единственный признак. Так, при повороте руля водитель прикладывает больше усилий, чем требуется. Конечно, здесь есть свои нюансы (ведь различают приводы с усилителем и без). Так, на рулевом управлении с гидравлическим приводом вы заметите характерный гул насоса. Иногда это сопровождается утечкой рабочей жидкости из бачка. Что касается механических приводов, звук поворота останется прежним. Однако руль станет заметно более тугим. Это первый признак того, что вышла из строя рулевая рейка. Люфт при вращении колес может возникать на обоих типах привода – механическом и гидравлическом. Еще одна причина – течь сальника рейки. В этом случае на узле будут видны характерные потеки, как на фото ниже.Это говорит о том, что механизм привода пришел в негодность. Проблема решается установкой нового сальника/пыльника либо заменой элемента в сборе.
Почему образуется люфт?
В большинстве случаев эта проблема связана с состоянием дорожного покрытия. Ведь каждую неровность на себя принимает не только подвеска, но и рулевой механизм. Так, при частой езде по ямам наблюдается люфт вала рулевой рейки. Многое зависит и от стиля вождения. Чтобы максимально сберечь рейку, нужно хорошо оттормаживаться перед ямами. Но и это не дает гарантию на то, что вскоре не появится люфт. Езда через лежачих полицейских, бетонные стыки и другие неровности просто гробят рейку. Нагрузка на редуктор возрастает в десятки раз. Спустя 10-15 лет на автомобиле появляются проблемы с рулевым управлением. Кстати, по достижении этого срока зарубежные автопроизводители рекомендуют менять рейку. Но проблема в том, что найти новую деталь на такой старый автомобиль очень трудно. А ремкомплекты не всегда спасают. Как устранить люфт в рулевой рейке? Один из верных способов – это так называемая подтяжка рулевого механизма. Конечно, ресурс редуктора от этого не увеличится. Однако на некоторое время вы можете забыть о постоянных дёрганьях руля и ездить с комфортом.
Какова норма
Производителями заложен стандарт, при котором люфт тяги рулевой рейки считается нормальным. Так, этот показатель составляет не больше десяти градусов. Измерить это можно на СТО, при помощи люфтометра. Данный инструмент представлен на фото ниже.Устройство устанавливается на руль и на колеса. При их вращении определяется свободный зазор. Если он выше нормы (то есть больше десяти градусов), требуется регулировка люфта рулевой рейки. Эту операцию, в отличие от замеров, можно сделать своими руками. Ниже мы рассмотрим, как это сделать.
Как подтягивается рулевая рейка?
Люфт, который выше нормы, можно снизить путем регулировки редукторного механизма. Для этого подтягивают соответствующий винт. Он находится в торцевой крышке рейки. Для удобства используйте яму или эстакаду. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом (в любом случае нам нужен доступ к рейке снизу автомобиля). Так, выставляем ровно передние колеса и приступаем к подтяжке. Предварительно делаем метку и снимаем контргайку. Ключом на 18 поджимается рулевая рейка. Люфт должен постепенно уменьшаться. Важно не делать резких движений. Сперва закручиваем болт на 15-20 градусов. Проверяем реакцию руля. Если результат не удовлетворил, повторяем процедуру еще раз. В идеале после затяжки нужно произвести пробный заезд. Стук рейки должен пропасть, а при повороте руль должен легко возвращаться на свое место.
Подводные камни
С какими проблемами автомобилист может столкнуться, производя операции по подтяжке рулевого механизма? Первое – это угол поворота. Чем сильнее затянута рейка, тем меньше градус поворота передних колес. Соответственно, снижается маневренность автомобиля. Второй момент – это усилия, прилагаемые на вращение руля. Чем сильнее закручивается гайка, тем туже руль. Особенно это заметно на автомобилях с механическим типом привода (это отечественные «десятки», «тренашки» и иномарки начала 90-х годов). Что касается машин с гидроусилителем, здесь нагрузка возрастает на насос. Внутри системы увеличится давление жидкости. Возможно, потечет шланг или манжеты. Если вы чувствуете, что руль стал сильно тугим и слабо возвращается в нейтральное положение, необходимо ослабить гайку. Ездить на сильно затянутой рейке не рекомендуется. Это повлечет за собой износ ряда других элементов.
Эффективно ли?
Статистика говорит, что затяжка редуктора рулевой рейки действительно помогает убрать люфт. Однако в 20 процентах случаев проблема на этом не решается. Прежде всего это связано с большим износом самой передаточной пары привода. Это зубчатая рейка и шестерни. Также причины люфта могут заключаться в износе шарниров рулевых тяг либо в ослабленном креплении рулевой сошки. Поэтому не всегда настройка рейки дает эффективный результат. Так, при наличии подобных симптомов специалисты рекомендуют проверить состояние узлов передней подвески. Не должно быть люфта на рулевых тягах, шаровой опоре и рычагах подвески. Заодно рекомендуется проверить амортизатор. Его шток должен исправно ходить. На подвеске типа «МакФерсон» его замена усложняется тем, что элемент идет в сборе с пружиной. Для ее демонтажа используется специальный пресс.
Заключение
Итак, мы выяснили, как убрать люфт в рулевой рейке, почему он возникает и какие есть подводные камни регулировки. Данный механизм напрямую влияет на безопасность движения. Поэтому при выявлении неисправности не стоит откладывать ремонт или регулировку рулевой рейки.
Как подтянуть рулевую рейку и убрать люфт своими руками
Реечные рулевые механизмы обладают существенными преимуществами перед прочими типами на относительно лёгких транспортных средствах. Это высокая точность управления, простота и компактность конструкции, возможность достаточно простого сопряжения со всеми классами усилителей руля.
Содержание статьи:
- 1 Первые симптомы неисправности рулевого механизма
- 2 Особенности регулировки рулевой рейки
- 2. 1 Как прыгает рулевой вал
- 2.2 Где идет подтягивание рейки
- 2.3 Как подтянуть
- 2.4 Как убрать люфт
Надёжность и долговечность также удовлетворительные, но во многом зависят от своевременного ухода и регулировочных работ. Одна из них – устранение подтяжкой возникающего люфта во внутреннем зацеплении, что возможно на ряде производящихся механизмов.
Первые симптомы неисправности рулевого механизма
Любой рулевой механизм предназначен для передачи усилия от вращения рулевого колеса на перемещение тяг рулевой трапеции. Важно делать это незамедлительно, чтобы машина реагировала на малейшие смещения руля. Производители стремятся минимизировать люфты в рулевом управлении, в идеале свести их к нулю.
По теме: Как устроен и работает гидроусилитель
Так и происходит, современные устройства имеют беззазорную конструкцию. Но со временем наступает неизбежный износ трущихся деталей, от чего не спасают даже самые совершенные смазочные материалы. Автоматические регулировки также не всегда способны помочь, в сочленениях возникают люфты.
Любой люфт в нагруженной знакопеременной силой конструкции обязательно вызовет возникновение стуков. Именно это и является основным проявлением прогрессирующей неисправности.
Источники стука существуют в разных точках изношенной рулевой системы:
- между шаровыми наконечниками и их обоймами в концевых шарнирах и местах сопряжения тяг с рейкой рулевого механизма;
- ослабшие крепёжные соединения, например, рулевые рычаги и сошки, пальцы наконечников в проушинах, крепление корпуса рейки с кузову или подрамнику;
- ступичные подшипники и элементы подвески, непосредственно к рулевому управлению не относящиеся, но обеспечивающие поворот управляемых колёс;
- направляющие втулки в местах выхода рейки из корпуса;
- увеличенный зазор в подшипниках входного вала;
- люфт в зубчатом соединении ведущей шестерни и рейки.
Стуки могут возникать как при рулении, так и просто при прямолинейной езде по неровностях, которые существуют всегда, на самой гладкой дороге.
Чтобы выбрать зазор в доли миллиметра, сильно сотрясать подвеску не потребуется, достаточно малейшего отклонения, а стук всегда отчётливо различим на фоне общего акустического комфорта в целом исправного автомобиля.
Вторым симптомом будет появление увеличенного углового свободного хода рулевого колеса. Такое будет наблюдаться при любом возникновении зазора, но сильно раздражать начнёт при критической его величине.
Особенно опасно такое явление с точки зрения нарушения управляемости автомобиля. Машина неадекватно отреагирует на действия по объезду препятствия, а при попытке стабилизировать её в случае срыва колёс в скольжение возникнут большие затруднения.
Особенности регулировки рулевой рейки
Регулировке, то есть ремонтному воздействию без замены деталей, подлежит лишь зазор в основном зацеплении входного вала с зубчатой рейкой. Но не всегда, поскольку упоры рейки обычно снабжены компенсационной пружиной. Иногда увеличение её натяга временно помогает устранить стуки.
Как прыгает рулевой вал
Продольная компенсация люфта вала мало где предусмотрена, он установлен на двух радиально-упорных подшипниках. Но если они выполнены коническими или в конструкции предусмотрено изменение их положения вдоль оси вала, то «прыжков» ведущей шестерни поперёк рейки можно избежать регулировкой. Износ подшипников будет скомпенсирован.
Важно не перетянуть их, что намного сократит ресурс и увеличит усилие поворота руля. Подшипники обычно входят в состав ремкомплектов и меняются при переборке.
Где идет подтягивание рейки
Для устранения зазора непосредственно между рейкой и ведущим валом с шестерней используется перемещение скользящего упора, по которому движется рейка в своей центральной части.
Зазор может увеличиться по причине:
- износа зубчатого зацепления рейки с шестерней;
- износа направляющих втулок, из-за чего свободу получит вся рейка;
- продавливания сухаря упора регулировочной гайки.
В первом случае подтягивать особенно опасно, поскольку величина зазора зависит от угла поворота руля. В положении движения прямо износ сочленения максимален, а по краям останется в исходном состоянии. Если затянуть в середине – в крайних положениях руль будет подклинивать.
Прочие случаи допускают регулировку с сохранением эффекта на несколько тысяч километров пробега. Но долговременное улучшение возможно лишь при переборке или замене механизма.
Как подтянуть
Машина вывешивается на подъёмнике или подставках до полного освобождения управляемых колёс.
- с регулировочного узла удаляется заглушка, если она предусмотрена конструкцией конкретного автомобиля;
- используя спецключи, ослабляется контргайка (при наличии), после чего заворачивается регулировочная до пропадания люфта в механизме;
- оценивать зазор можно поворачивая колесо или вращая руль;
- не допускается ощутимое увеличение сопротивления вращения в любом положении колёс, от упора до упора.
Не всегда возможен компромисс между наличием зазора и подклинивании рейки. При неравномерном зазоре отрегулировать механизм невозможно. Особенно если регулировки уже неоднократно проводились.
Как убрать люфт
Радикальный способ устранения люфта – замена ремкомплекта механизма или рейки в сборе. Только так гарантированно обнулятся зазоры при сохранении плавного вращения руля.
Устранить люфты в реечном механизме простой регулировкой возможно в ограниченном числе случаев и на очень короткое время. Проверять результат следует при неработающем двигателе, иначе трение компенсирует усилитель руля.
Поэтому если машина имеет большой пробег без ремонта, а при попытке регулировки не получается найти компромисс между высоким трением рейки и наличием люфтов, то лучше замена в сборе.
В продаже имеются как механизмы производителей для афтермаркета, так и восстановленные в заводских условиях оригинальные изделия.
Как устранить люфт в руле
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
1 — 20 из 57 сообщений
курмстон
·Премиум-участник
j4yk
·Зарегистрировано
быстрый25
·Уииии! 2 колеса это весело!
сармбрек
·Зарегистрировано
Адам7
·Оплата вперед
курмстон
·Премиум-участник
V1СОХРАНЕНО
·Зарегистрировано
CntrlSwitch
·Навязчивый карполсив
ДеннисVR97
·Зарегистрировано
футболмания688
·Зарегистрировано
Зарядное устройствоX3
·Премиум-участник
курмстон
·Премиум-участник
Полигон
·НОТАДСМ
курмстон
·Премиум-участник
кельвинТурбо
·Древний дух зла
футболмания688
·Зарегистрировано
футболмания688
·Зарегистрировано
курмстон
·Премиум-участник
кельвинТурбо
· Древний дух зла
будущееvr4man
·Моя машина — денежная яма
1 — 20 из 57 Сообщений
- Это старая тема, возможно, вы не получите ответа и, возможно, старая тема возрождается. Пожалуйста, рассмотрите возможность создания новой темы.
Присоединяйтесь, чтобы спрашивать и комментировать!
Продолжить с Facebook
Продолжить через Google
или зарегистрироваться с электронной почтой
Верх
Ремонт гидроусилителя руля
Давным-давно в далеком гараже молодой техник искал ремонт системы рулевого управления. Он обнаружил, что есть много вещей, которые могут пойти не так с реечным рулевым механизмом. Рулевое колесо вибрирует на скорости выше 45 миль в час; руль не возвращается в центральное положение после поворота; колеса вибрируют, когда автомобиль наезжает на кочку; нет силовой помощи; и это УТЕЧКА.
Молодой техник знает, что описание каждого состояния и его вероятной причины занимает много страниц, и выбирает другой подход. Он проводит оценку каждого компонента, входящего в состав реечного рулевого механизма с гидравлическим усилителем, и видов отказов, которые могут возникнуть. Систему можно разбить на три основных компонента: рулевая колонка, гидравлический насос и трубопроводы, а также реечный рулевой механизм. У техника есть зубчатая рейка для ремонта.
Редуктор состоит из четырех основных компонентов, расположенных в корпусе рулевого механизма – реечной передачи, рулевых тяг, поворотного клапана и силового цилиндра. Рейка представляет собой прямозубую линейную шестерню. Шестерня установлена под углом к рейке и имеет косозубый нарез. Косозубая шестерня обеспечивает более плавную работу шестерни. Шестерня приводит в движение рейку прямолинейно, поворачивая поворотный кулак подвески. С этим компонентом очень мало вещей, которые могут пойти не так. Наиболее важной частью является регулятор натяжения, расположенный под ведущей шестерней. Имеется регулировочный винт с контргайкой. Слишком туго и руль не вернется в центр. Слишком свободный и слишком большой люфт в рулевом колесе.
Рулевые тяги напрямую соединены с зубчатой рейкой. Шаровой шарнир соединяет рулевую тягу со стойкой, а конец стержня шины, который также является шаровым шарниром, прикрепляет другой конец к поворотному кулаку. Когда шаровой шарнир изнашивается или повреждается, люфт в шарнире вызывает вибрацию или вибрацию колеса. Шаровая опора имеет резьбовое крепление к стойке. Требуется специальный инструмент, чтобы снять шаровую опору со рейки, не повредив уплотнение силового цилиндра. Рулевая тяга со стороны пассажира обычно больше всего изнашивается и повреждается, потому что она находится со стороны бордюра, где колесо может выдержать больше ударов.
Поворотный клапан крепится к ведущей шестерне с помощью торсиона. Торсион соединен с поворотным клапаном. Управляющая втулка надевается на поворотный клапан и направляет поток жидкости к силовому цилиндру. Втулка управления вращается вместе с поворотным клапаном по мере того, как ведущая шестерня поворачивается рулевым колесом.
При повороте рулевого колеса торсион скручивается, заставляя поворотный клапан открывать возврат к насосу гидроусилителя рулевого управления. Затем давление перемещает силовой цилиндр влево или вправо. Когда рулевое колесо находится в прямом положении, давление одинаково с обеих сторон силового цилиндра. Втулка управления должна позволять поворотному клапану открывать обратный канал для возврата жидкости в резервуар насоса. Если управляющая втулка вращается вместе с поворотным клапаном, возврат жидкости и усиление не происходит. В реальном мире это называется утренней тошнотой, потому что это состояние исчезнет после того, как автомобиль прогреется. Эта поломка обычно вызвана износом уплотнений на управляющей втулке канавки в корпусе. GM решила проблему, сделав корпус поворотного клапана из чугуна, чтобы заменить полностью алюминиевый корпус стойки.
Силовой цилиндр представляет собой поршень двойного действия, который перемещает поворотные кулаки через шаровые шарниры и рулевые тяги. Сапоги являются единственной защитой цилиндра. Если пассажирская сторона обрезана или повреждена, чтобы позволить воде и мусору попасть в стойку, вскоре последует выход из строя торцевого уплотнения. Если сторона водителя порезана или повреждена, износ рейки, шестерни и регулятора приведет к чрезмерному люфту рулевого колеса. В силовом цилиндре есть еще один элемент, и это уравновешивающая трубка. Он позволяет воздуху перемещаться из стороны в сторону узла стойки, когда поршень перемещает стойку. На большинстве стоек трубка находится внутри корпуса. Если трубка засорится, это может привести к тому, что пыльник оторвется от корпуса стойки.
Реечная передача зависит от гидравлического насоса с приводом от двигателя и гидравлических линий. Большинство отказов насосов вызвано вытеканием масла. Первым признаком низкого уровня масла в насосе является металлический рычащий звук при повороте рулевого колеса. Если помпа заедает, это означает большие проблемы для поликлинового ремня.
Самое важное, что нужно знать о рулевой колонке, это наличие в ней подушки безопасности. Перед выполнением любого ремонта рулевой колонки необходимо отключить подушку безопасности. В большинстве случаев это можно сделать, удалив предохранитель, питающий систему. Соединение проводки часовой пружины для подушки безопасности может также содержать проводку для органов управления на рулевом колесе. Подушка безопасности всегда будет иметь желтый разъем. Некоторые могут иметь четырехпроводной разъем. Этот разъем предназначен для двухступенчатых подушек безопасности. После того, как вы отключили систему, следующим шагом будет отсоединение подушки безопасности.
Некоторые системы имеют функцию переменной помощи, чтобы компенсировать чрезмерную помощь на более высоких скоростях автомобиля. Это может быть достигнуто за счет снижения давления и расхода гидравлической жидкости с помощью электромагнитного клапана. Другие системы используют магнитное поле для изменения усилия, прикладываемого для поворота рулевого колеса.
Следующий шаг — использование электродвигателя для усиления рулевого управления. Эта система в настоящее время используется на автомобилях Chevrolet Malibu и New Jetta от Volkswagen. Большой особенностью электрической системы является отсутствие потери помощи при остановке двигателя. Далее следует адаптировать электрическую помощь для управления по проводам.