Разбираемся с передней балкой «Газели» – чинить или менять на новую?
Легкие грузовики Горьковского автомобильного завода известны не только в России, но и в других странах СНГ. Дебютировав в 1994 году, они выпускаются до сих пор, пройдя через несколько рестайлингов.
«Газель» известна своей дешевизной, неприхотливостью в ремонте, а главное, она способна долгое время терпеть перегрузки, благодаря огромному запасу прочности. Секрет отечественного автомобиля прост – конструктивные особенности ходовки у него родом из СССР. В то время перегрузы были делом обычным.
Какой легкий коммерческий транспорт зарубежного производства способен еще терпеть такое обращение, как «Газель»? Спору нет, что касается двигателей и коробок передач, да и общей надежности, иномарки лучше. Да только их нужно эксплуатировать в соответствии с грузоподъемностью.
Такую «Газель» можно и перегрузить раза в два. Фото: Youtube.com
Стоит «забить» на обслуживание и зарубежные грузовики начнут ломаться. Вернуть их на линию часто обходится дорого, особенно «свежие» модели. А для «Газели», как шутят водители и их владельцы, запчасти продаются ведрами.
Конечно, не все так радужно, да и качество деталей для отечественных автомобилей часто удручает. Зато если есть возможность загнать машину на эстакаду, то ее можно отремонтировать самостоятельно, пользуясь нехитрым набором инструментов.
Сегодня разговор пойдет про переднюю балку «Газели». Вообще, подвеска у отечественного грузовика рессорная, как в старые-добрые времена. Соответственно, балка простейшая, литая.
Снятая передняя балка. Фото: Youtube.com
Сломать этот узел сложно, разве что в серьезном ДТП, а вот выработка тут бывает. Как правило, в передней балке приходится менять шкворни, которые соединяют эту деталь с поворотными кулаками.
Если изначально узел качественный, а владелец автомобиля обслуживает его, то заметный люфт появляется в среднем на отметке в 100 000 км пробега.Уход за подвеской в основном заключается в шприцевании (смазке) движущихся соединений. Если этого не делать, то шкворни придется менять уже после 20 тыс. км. Занятие это, при всей своей простоте на первый взгляд, достаточно трудоемкое, грязное и требующее физической силы.
Шкворни и особенности их замены
Если при диагностике передней подвески «Газели» обнаружены люфты в местах соединения балки и поворотных кулаков, автомобилю необходим ремонт. Если случай не запущенный, то хватит простой замены шкворней.
Некоторые владельцы «Газелей», как правило, использующие их для своих хозяйственных нужд, рекомендуют ремкомплекты нового образца. В них вместо бронзовых втулок идут игольчатые подшипники.
Ремкомплект для замены шкворней. Фото: Youtube.com
С одной стороны, использование такого комплекта упрощает дальнейшие ремонты балки. Не нужно мучиться, выбивая бронзовые втулки, потом брать развертку для новых… Игольчатые подшипники легко вставляются и демонтируются, их нужно только смазать.
Но для рабочих «Газелей», которые ежедневно на линии, такой «тюнинг» не подходит. Втулок хватит до 100 тысяч километров пробега при условии шприцевания. Игольчатых подшипников – обычно на 20 000. Они просто уничтожают шкворень, твердости которого не хватает.
Следующий нюанс – если за грузовиком не ухаживали, то есть, не смазывали подвески, то выбить шкворни может и не получиться. Придется снимать переднюю балку полностью, выпрессовывать или нагревать неподдающиеся детали. Нередко проблему усугубляют «прикипевшие» гайки – их приходится срезать «болгаркой».
Самостоятельная замена шкворней
Многие владельцы «Газелей» предпочитают ремонтировать автомобили своими руками. Если передняя подвеска обслуживалась, то заменить шкворни можно без снятия балки.
Интересный способ вывешивания передка автомобиля. Фото: Youtube.com
Желательно найти подходящую яму, эстакаду или подъемник. Это не обязательно, но тогда появится простор для действий. Некоторые используют специально сваренные для этой цели металлические козлы, а автомобиль забрасывают на него обычным погрузчиком.
Если приходится работать без ямы или эстакады, то передок следует поднять на домкратах и подставить подпорки. Потом снимаются колеса и суппорты. Не нужно забывать и о демонтаже тяг.
Дальнейшие действия зависят от состояния соединений. Если подвеска регулярно шприцевалась, то шкворни, скорее всего, получится выбить. Иногда помогает прогрев газовой лампой. После извлечения шкворня, поворотные кулаки снимаются. Теперь из них нужно выбить бронзовые втулки.
Лучше всего зажимать деталь в тиски. Можно обойтись и без них, но это сложно и травмоопасно, плюс существует возможность повредить посадочное отверстие.
Сначала снимаются колеса. Фото: Youtube. com
Чаще всего выколачивают втулки мощной отверткой – загибают края, а потом используют подходящую приспособу. На подготовленное и очищенное место нужно поставить новые детали. Вколачивать их рекомендуется через специальную проставку, чтобы не повредить.
Далее проходимся разверткой на 25 мм. Так втулки подготавливаются (высверливаются) под установку ремонтных шкворней. В процессе работ главное не переусердствовать. В противном случае деталь сядет неплотно и все придется переделывать через несколько тысяч км пробега.
Во время работы развертку нужно обязательно смазывать машинным маслом, а всю стружку убирать.
После установки втулок останется только вернуть поворотные кулаки на место, вбить шкворни, подсоединить тяги, суппорты и колеса.
Вообще, вся работа на словах простая, но нюансов по ходу ее выполнения может возникнуть множество.
Рулевые тяги сравнительно просто снимаются специальной приспособой. Фото: Youtube.com
Если выбить шкворни без снятия балки не получится, придется ее демонтировать. Для этого нужно открутить еще амортизаторы и рулевую тягу с рычагом. Работа по выбиванию шкворней со снятой передней балкой пойдет проще.
Проверка люфтов
Перед тем, как приступать к работам по ремонту подвески, нужно провести ее диагностику. Сделать это можно как самостоятельно, так и на СТО. Лучше обратиться к профессионалам – это недорого, плюс сразу проведут диагностику всей подвески.
Есть ряд косвенных признаков, по которым опытный водитель может сам определить необходимость ремонта балки:
✅ Протектор шин на передней оси начинает неравномерно изнашиваться
✅ В подвеске появляются стуки
✅ Управление автомобилем становится не таким четким, как раньше
Если есть возможность вывесить передок «Газели», то определить износ шкворней или самой балки несложно. Достаточно попробовать подвинуть колесо в вертикальной плоскости туда и обратно. Если виден люфт более 2 мм, то нужно принимать меры.
Конечно, автомобили Горьковского завода способны еще долго ездить и с разбитой передней подвеской. Только рано или поздно такое отношение приведет к ДТП.
Уход за подвеской
Чтобы передняя балка выхаживала не меньше 100 000 км, как и шкворни в ней, нужно ее шприцевать раз в 15 000 км, причем делать это следует старательно, не пропуская ни одного узла. К сожалению, современные водители часто пренебрегают этой процедурой.
Смазки много не бывает. Фото: Youtube.com
Чем именно смазывать шкворневые соединения – тут единого мнения нет. Можно использовать густое масло или литол. Последняя смазка лучше – она остается в соединениях дольше.
Что делать, если разбило балку
Если переднюю подвеску долго не обслуживать, то заменой шкворней можно проблему и не решить. Бывает, что разбивает саму балку, точнее, отверстия в ней. Не всегда нужно искать новую деталь.
Можно попробовать расточить балки под втулки. Кто-то пытается исправить ситуацию сваркой. Все это помочь может, но обычно тысяч на 15-20 км, не больше.
Стоит ли покупать новую переднюю балку для «Газели»? Смотря какая ситуация. Если можно обойтись заменой шкворней, лучше именно это и сделать. Новые балки, к сожалению, не всегда отличаются качеством.
Втулки нужно забивать аккуратно. Фото: Youtube.com
Найти хорошую деталь – это лотерея, часть из них изготавливают в гаражных условиях из плохо закаленной стали. Специалисты рекомендуют искать передние балки б/у от «Газелей» до 1999 года выпуска. Они закаленные и очень редко бывают разбитыми.
От тех же ремонтников можно узнать интересную статистику по эксплуатации «неродных» передних балок. Часто их приходится менять вместе со шкворнями – сырая сталь, ничего не поделаешь.
Ремонт передней балки «Газели» дело несложное. А чтобы делать это как можно реже, нужно периодически шприцевать подвеску. К сожалению, покупка новой балки – это не панацея, а скорее лотерея.
Ремонт передних балок грузовых автомобилей на все типы отечественных авто
Чем мы занимаемся?
Наше малое предприятие занимается ремонтом балок, а так же реставрацией посадочных мест под шкворень на любые типы балок.
В каком виде мы принимаем работу?
Балки принимаются в снятом, чистом виде без опорных дисков (только с одними цапфами).
Процесс работы
Краткий процесс разборки, дефектовки, подгонки ремонтных шкворней и замены втулок на цапфах:
— разборка балки начинается с удаления клиньев. Каждый второй случай выбивания клиньев проблемный, клин плющится, но не выходит, это наша проблема, мы удалим клинья не повредив посадочного места.
— второе действие — это удаление шкворня с помощью пресса. Именно выпрессовка, а не выбивание! При выбивании, та сторона шкворня по которой приходится удар расплющивается и с каждым последующим ударом шкворень будет тяжелее выходить из тела. Находятся умельцы которые нагревают балку и продолжают выбивать шкворень, особенно в тех случаях когда балка находится на машине. Увеличенный или раздутый шкворень расширяет балку, в конечном итоге после того как выбили шкворень, место в балке будет увеличено. В лучшем случае можно подобрать увеличенный шкворень, в худшем (практика показывает именно это) балку приходится растачивать и втулить под стандартный шкворень. Поэтому балка устанавливается на пресс (усилие 50 тонн) и шкворень выдавливается. Даже при таком усилии пресса шкворень не всегда срывается с места, в этом случае мы нагреваем балку резаком, одновременно создавая давление на шкворень. Особенно проблемными являются МАЗовские балки с цилиндрическими шкворнями диаметром 50 мм. Шкворень в этих балках сидит с натягом в 0,05 мм и не стопорится клином. В заводских условиях шкворень охлаждается в жидком азоте и собирается. В условиях мастерских собрать а соответственно и собрать балку без пресса практически невозможно, так как цапфа на балку собирается с дистанционными шайбами, резинками, что усложняет задачу. Поэтому цапфа предварительно собирается на соосник который на 0,2-0,4 мм меньше шкворня, а шкворень запрессовывается сверху соосника одновременно выталкивая его не смещая при этом дистанционных шайб и резинок.
— после выпрессовки шкворня балка зачищается мелкой шкуркой от ржавчины и мереется размер. Если посадочное место под шкворень увеличено больше чем на 0.05 мм то подбирается ремонтный шкворень. Ремонтный шкворень устанавливаем не более 0.3 мм. Ошибочным считается что ремонтные шкворня «не ходят», значит не соблюдена технология «подгонки» шкворня на балке, а так же зазора между шкворнем и втулкой. Если посадочное место увеличено более чем на 0.3 мм, то мы можем восстановить под стандартный размер. Балка устанавливается на станок, ловится ее угол наклона с точностью 0.5* на отечественные и 0.2 на импортные авто. Место под шкворень растачивается с толщиной втулки 2 — 2.5 мм. Во втулке фрезеруется место под клин, запрессовывается и разворачивается под размер шкворня. Эта технология разработана не нами, это с успехом применялось в советских рем. мастерских и 100% себя оправдало!
Балку отремонтируем, если не надо растачивать данные балки
Из отечественных авто балки под стандартный шкворень не растачиваются: газель и бычок старого образца где диаметр шкворня 30 мм и меньше. Так как показала практика, что тело после расточки маловато для втулки!
Оцените материал
( 53 Голосов )
Как проверить и отремонтировать шкворень газели
Проверка проводится с отрегулированными передними ступичными подшипниками
Поднять переднее колесо домкратом.
Поверните колесо вертикально.
Если чувствуется люфт (верхняя наружная кромка тормозного суппорта смещается более чем на 0,5 мм — это расстояние можно измерить, например, с помощью индикатора), то шкворень и втулки изношены и подлежат замене .
Установите автомобиль на колеса и с помощью щупа измерьте зазор между верхней проушиной поворотного кулака и втулкой балки передней подвески.
Максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм.
Устранить зазор от 0,15 до 1 мм, подобрав соответствующий комплект прокладок, устанавливаемых между верхней проушиной поворотного кулака и бобышкой балки передней подвески.
Если зазор больше 1 мм, замените упорный подшипник.
Разборка и ремонт шарнирного соединения
Поднять переднюю часть автомобиля.
Снимите передние колеса и поместите упоры под балку.
Ключом «на 10» отвернуть два болта крепления верхней крышки шкворневого подшипника
Снять крышку верхнего шкворневого подшипника с масленкой.
Головкой «на 19» откручиваем два болта крепления тормозного суппорта.
Снимите суппорт и обвяжите его проволокой, чтобы не мешал.
Для удобства снимаем амортизатор (см. Замена амортизатора).
Плоскогубцами откручиваем гайку крепления поперечной тяги к рычагу
Ключом «на 24» откручиваем гайку крепления поперечной тяги к рычагу. Гайку следует оставить на резьбе пальца
Используя маятник как опору, «натягиваем» палец, упирая монтажную лопатку в поперечное звено.
Ударив молотком по рычагу, выдавливаем палец.
Открутив гайку, вынимаем штифт из отверстия поперечной тяги.
Ключом «на 10» отвернуть два болта крепления и снять нижнюю крышку подшипника шкворня
Ключом или головкой «на 17» отвернуть гайку стопора шкворня.
Молотком из мягкого металла выбиваем стопор
Оправкой из мягкого металла выбиваем шкворень сверху вниз
Снимаем поворотный кулак .
Снимите защитный колпачок с упорного подшипника.
Снимите резиновое уплотнительное кольцо с верхней проушины поворотного кулака.
Выпрессовка втулок поворотного кулакаЗажимаем поворотный кулак в тиски и выбиваем втулки из его проушин через оправку
Выпрессовка втулок шкворняЗачищаем выступы поворотного кулака и запрессовываем в них новые втулки с помощью оправки.
Выколотка для ремонта поворотного кулакаSweepРазвертка для развертывания втулок шкворня
Развёртка втулок шкворня развёрткойРазворачиваем обе втулки развёрткой на диаметр 25+0,053+0,020 мм за один проход, чтобы обеспечить соосность втулок
Промываем все детали в керосине. Смажьте шкворень и его стопор смазкой Литол-24.
Собираем шкворневое соединение в следующей последовательности:
Вставляем шкворень в нижнюю проушину кулака, при этом смазочная канавка шкворня должна располагаться снизу, а плоская поверхность для стопора обращена к продольной оси автомобиля .
Ставим подпятник на шкворень.
Установка шкворня и его подшипникаУстанавливаем поворотный кулак на балку, контролируя совмещение отверстий через верхнюю проушину кулака.
Переместите шкворень вверх, пока его плоская поверхность не совпадет с отверстием для стопора.
После установки крышек нагнетаем соединение смазкой Литол-24.
Окончательно собираем все детали в обратном порядке и регулируем схождение.
Смазка шарнирного соединения
Смазка шарнирного соединения через 10 тонн лет. км.
На смотровой канаве работать удобнее.
Тщательно протираем тряпкой верхнюю и нижнюю масленки шкворней.
Масляным шприцем нагнетаем смазку Литол-24 или ФИОЛ в верхнюю масленку
Масляным шприцем нагнетаем смазку в нижнюю масленку до появления ее из зазоров стыков
Если смазка не вышло хотя бы из одного зазора, следует «прокачать» соединение смесью моторного масла и керосина в пропорции 1:1 и затем смазать.
Семейная вражда 15 из 32 Трофеи 7 -е Апрель 2023 | PS4 | C РАНГ | 1 4 10 | 8,44% | |
Набор для вечеринки Jackbox 3 4 из 20 Трофеи 7 -е Апрель 2023 | PS4 | D РАНГ | 0,99% | ||
Якудза: Как дракон 12 из 63 Трофеи 5 -е Апрель 2023 | PS5 | D РАНГ | 0 0 12 | 13,73% | |
34 из 46 Трофеи 21 ст март 2023 | PS5 | РАНГ | 1 10 23 | 19,78% | |
Мэдден НФЛ 23 8 из 24 Трофеи 4 -е Февраль 2023 | PS5 | РАНГ | 0,71% | ||
НБА 2K23 24 из 46 Трофеи 5 -е Январь 2023 | PS5 | РАНГ | 0 4 20 | 1,15% | |
Бродячий 7 из 25 Трофеи 21 ул Октябрь 2022 | PS5 | E РАНГ | 30,85% | ||
Fall Guys: Абсолютный нокаут 14 из 35 Трофеи 3 -й Сентябрь 2022 | PS5 | А РАНГ | 1 1 12 | 0,79% | |
ФИФА 22 3 из 38 Трофеи 1 ст июнь 2022 | PS4 | E РАНГ | 2,11% | ||
Притча Стэнли: Ультра Делюкс 9 из 12 Трофеи 11 -й Май 2022 | PS5 | B РАНГ | 25,07% | ||
Уно 8 из 13 Трофеи 10 -й Май 2022 | PS4 | B РАНГ | 4,48% | ||
НБА 2K22 43 из 46 Трофеи 26 апрель 2022 | PS5 | РАНГ | 2 10 31 | 0,46% | |
LEGO Звездные войны: Сага о Скайуокере 23 оф. 46 Трофеи 15 апрель 2022 | PS5 | B РАНГ | 1 1 21 | 15,16% | |
Суперзлодеи LEGO DC • Нет данных 59 из 76 Трофеи 30 число Март 2022 | PS4 | РАНГ | 1 1 57 | 12,77% 5,84% | |
Grand Theft Auto V 34 из 78 Трофеи 20 -е Март 2022 | PS5 | РАНГ | 1 3 30 | 5,47% 1,01% | |
Безымянная гусиная игра 7 из 25 Трофеи 16 -й март 2022 | PS4 | C РАНГ | 28,15% | ||
Цивилизация Сида Мейера VI • Нет данных 16 из 98 Трофеи 14 -е Март 2022 | PS4 | РАНГ | 1 3 12 | 3,64% 0,71% | |
Кредо Убийцы Валгалла 60 из 93 Трофеи 12 th Март 2022 • Платина в 7 месяцев, 1 неделя | PS5 | РАНГ | 1 15 43 | 18,29% 1,23% | |
Пережаренный 2 5 из 55 Трофеи 17 -е Февраль 2022 | PS4 | E РАНГ | 15,49% 3,16% | ||
Кровавый 2 из 40 Трофеи 5 -е Январь 2022 | PS4 | E РАНГ | 21,65% 13,85% | ||
Бэтмен: Лечебница Аркхэм 41 из 48 Трофеи 9 -й Декабрь 2021 | PS4 | РАНГ | 0 15 26 | 14,67% | |
Grand Theft Auto: Сан-Андреас Все 35 Трофеи 29 th Ноябрь 2021 • Платина в 2 недели, 3 дня | PS5 | S РАНГ | 5 8 21 | 16,40% | |
LEGO Коллекция Гарри Поттера: 5-7 классы Все 49 Трофеи 9 th Ноябрь 2021 • Платина в 1 неделя, 2 дня | PS4 | S РАНГ | 2 12 34 | 38,41% | |
Ремейк Final Fantasy VII 13 из 54 Трофеи 30 -й Октябрь 2021 | PS4 | D РАНГ | 0 0 13 | 14,27% | |
Коллекция LEGO Harry Potter: 1-4 классы Все 37 Трофеи 29 th Октябрь 2021 • Платина в | PS4 | S РАНГ | 4 14 18 | 24,87% | |
Мафия II 9 из 68 Трофеи 5 -е Сентябрь 2021 | PS4 | E РАНГ | 23,61% 5,09% | ||
Мафия • Нет данных 31 из 44 Трофеи 1 ст Сентябрь 2021 | PS4 | B РАНГ | 1 2 28 | 17,47% | |
Спайро 3: Год Дракона Все 41 Трофеи 27 th Август 2021 • Платина в 1 неделя, 3 дня | PS4 | S РАНГ | 4 9 27 | 34,19% | |
Спайро 2: Ярость Рипто! Все 30 Трофеи 17 th Август 2021 • Платина в 6 дней, 8 часов | PS4 | S РАНГ | 5 12 12 | 36,35% | |
Дракон Спайро Все 37 Трофеи 8 th Август 2021 • Платина в 6 дней, 17 часов | PS4 | S РАНГ | 3 17 16 | 45,60% | |
Чужой: Изоляция 6 из 51 Трофеи 6 th Август 2021 | PS4 | E РАНГ | 6,11% | ||
НБА 2K21 Все 46 Трофеи 31 ул июль 2021 • Платина в 5 месяцев, 2 недели | PS5 | S РАНГ | 3 10 32 | 0,68% | |
Горизонт Нулевой Рассвет 77 из 79 Трофеи 7 th Июль 2021 • Платина в 3 недели, 1 день | PS4 | РАНГ | 2 10 64 | 29,04% 5,00% | |
Обновленная версия Marvel’s Spider-Man Все 79 Трофеи 23 р-д Май 2021 • Завершенный в 6 месяцев, 1 неделя | PS5 | S РАНГ | 5 19 54 | 63,05% 20,33% | |
Бог войны Все 37 Трофеи 19 th Май 2021 • Платина в 4 недели, 14 часов | PS4 | S РАНГ | 5 9 22 | 28,21% | |
Последний из нас, ремастеринг 47 из 50 Трофеи 18 th Май 2021 • Платина в 3 месяца, 3 недели | PS4 | РАНГ | 7 17 22 | 5,15% 3,01% | |
MLB Шоу 20 Все 26 Трофеи 28 th Апрель 2021 • Платина в 2 месяца, 3 недели | PS4 | S РАНГ | 6,34% | ||
Лос-Анджелес Нуар Все 63 Трофеи 20 th Апрель 2021 • Завершенный в 2 месяца, 1 неделя | PS4 | S РАНГ | 8 10 44 | 15,85% 11,30% | |
Майнкрафт Все 127 Трофеи 16 th Апрель 2021 • Завершенный в 2 месяца, 1 неделя | PS4 | S РАНГ | 11 36 79 | 11,61% 0,58% | |
Симс 4 Все 51 Трофеи 28 th Март 2021 • Платина в 6 часов 42 минуты | PS4 | S РАНГ | 2 7 41 | 6,80% | |
Звездные войны Джедаи: Павший Орден • Нет данных Все 40 Трофеи 27 th Март 2021 • Платина в 2 недели, 3 дня | PS4 | S РАНГ | 3 11 25 | 22,80% | |
Мэдден НФЛ 21 Все 29 Трофеи 11 th Март 2021 • Платина в 1 месяц, 2 недели | PS5 | S РАНГ | 6 7 15 | 4,27% | |
Последний из нас, часть 2 26 из 28 Трофеи 16 th Февраль 2021 • Платина в 3 недели, 2 дня | PS4 | РАНГ | 7 8 10 | 27,65% 4,40% | |
Игровая комната Астро Все 46 Трофеи 2 nd февраль 2021 г. • Завершенный в 2 месяца, 1 неделя | PS5 | S РАНГ | 5 13 27 | 50,61% 35,49% | |
Призрак Цусимы 53 из 77 Трофеи 18 th Январь 2021 • Платина в 1 неделя, 4 дня | PS4 | РАНГ | 2 9 41 | 41,60% 1,59% | |
Uncharted: Утраченное наследие Все 50 Трофеи 6 th Январь 2021 • Платина в 16 часов 49 секунд | PS4 | S РАНГ | 2 11 36 | 20,63% | |
Uncharted 4: Путь вора 66 из 68 Трофеи 5 th Январь 2021 • Платина в 1 неделя, 21 час | PS4 | РАНГ | 1 9 55 | 9,77% 0,89% | |
Киберпанк 2077 Все 45 Трофеи 26 th Декабрь 2020 • Платина в 2 недели, 1 день | PS4 | S РАНГ | 1 17 26 | 10,77% | |
Uncharted 3: Обман Дрейка, обновленная версия 54 из 59 Трофеи 13 -й 901:57 декабря 2020 г. Разное |