Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиле ЗИЛ-1З1 и его модификациях. Схема системы зажигания показана на рис. 1. Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей СН-307В проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, выключателя зажигания ВКЗ50 и добавочного резистора СЭЗ26, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя.

Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.

Катушка зажигания Б118 (рис. 2 ◄-) экранированная, герметизированная. В отличие от других катушек зажигания один конец вторичной обмотки соединен внутри с корпусом катушки.

Добавочный резистор (рис 3 -►) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах. Нихромовая спираль З смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.

Концы спирали соединены с выводными клеммами 1, укрепленными на изоляционных втулках 2, установленных в металлическом дне корпуса. При замене спирали добавочный резистор снимают с автомобиля.

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора)

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающей среды не выше 70˚ С и не ниже минус 60° С.

В условиях эксплуатации он не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется.

для проверки работоспособности коммутатора на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)

Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменяя частоту вращения датчика-распределителя от 20 до 1600 мин-1, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разрядниках.

При использовании генератора вместо датчика на генераторе устанавливается выходное напряжение синусоидальной формы амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрообразование на разряднике, подключенном непосредственно к катушке зажигания.

Отсутствие искрообразования указывает на неисправность коммутатора, который необходимо заменить.

Срабатывание защиты коммутатора от аварийного повышения напряжения питания происходит при частоте вращения валика датчика-распределителя 1000 мин-1 или частоте сигнала генератора 135 Гц путем плавного повышения напряжения питания до полного прекращения искрообразования, но не более 23 В.

При проверке работоспособности приборов бесконтактной системы зажигания на автомобиле, необходимо снять крышку экрана датчика-распределителя, вытащить из центрального гнезда крышки распределителя высоковольтный провод; установив зазор между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана распределителя 4 — 6 мм, включить зажигание, и повернуть коленчатый вал стартером или рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин-1.

Наличие искрового разряда в зазоре указывает на исправность системы зажигания в целом.

При отсутствии искры в зазоре надо отсоединить от датчика низковольтный разъем, идущий на вход «Д» коммутатора, и прикоснуться вилкой разъема к любой точке в бортовой сети автомобиля, находящейся под напряжением 12 В (вывода добавочного резистора, вывода «+» аккумуляторной батареи).

Наличие искры в зазоре между торцом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана указывает на неисправность датчика-распределителя, а отсутствие искры — на неисправность других приборов.

Датчик-распределитель (см рис. 4 ◄-) экранированный, работает совместно с катушкой зажигания Б118, предназначен для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, для автоматического регулирования опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального момента зажигания.

Снятие датчика-распределителя с двигателя

Снять датчик-распределитель с двигателя можно двумя способами:

— отсоединить крепление кронштейнов свечных проводов, отверну эти провода от свечей, отсоединить провода низковольтного и высоковольтного выводов на датчике-распределителе и, отвернув два болта крепления датчика-распределителя к блоку, снять его с двигателя вместе со свечными проводами и их кронштейнами,

— отвернуть низковольтный и высоковольтный провода от клемм датчика- распределителя, отвернуть болты (см. рис 4 ◄-) и снять крышку 8 экрана. Затем вынуть свечные провод датчика-распределителя и, отвернуть болт 20 крепления регулировочных пластин, снять датчик-распределитель с двигателя. Надо соблюдать осторожность, чтобы не уронить болт 20 и шайбы в двигатель.

Разборка датчика-распределителя зажигания

Для разборки датчика-распределителя зажигания надо закрепить его в тисках за корпус 16 и, отвернув болт крепления экрана 9 к корпусу, его, предохраняя резиновые уплотнительные кольца от выпадения или повреждения.

Снять крышку 10 и бегунок 11, отвернуть два винта 15 и вынуть статор в сборе с помощью бородка или отвернуть. С помощью бородка выбить штифт 23 из валика 3, снять втулку 24 в сборе с шайбой и вынуть валик З в сборе с центробежным регулятором и ротором 14. После этого из корпуса 16 вынуть опорный подшипник 25 с пластикой.

Для снятия ротора 14 с валика, надо вынуть фильц 28 и отвернуть винт 27.

Пружина 26 регулятора легко снимается со стоек с помощью плоскогубцев или отвертки.

Проверка деталей датчика-распределителя

После разборки все детали датчика-распределителя необходимо промыть керосином или бензином и насухо протереть салфеткой. После этого их надо тщательно осмотреть.

На крышке 10 распределителя не допускается наличие трещин, сколов, прогаров высоковольтных выводов и других дефектов. Надо проверить свободу перемещения уголька в гнезде, крышки и заменить его при сильном износе.

Затем необходимо проверить люфт валика З в корпусе 16 и, при его наличии, выпрессовать две втулки 29, заменив их. При наличии дефектов пружин 26 их необходимо также заменить.

Для проверки работоспособности ротора 14 к клемме обмотки и к пластине низковольтного вывода надо подсоединить тестер или контрольную лампу с батареей и определить отсутствие обрыва обмотки.

При наличии обрыва обмотки ротор надо заменить.

Сборка датчика распределителя

Перед началом сборки смазать поверхность валика З моторным маслом, установить на него ротор 14 и закрепить винтом 27. Затем капнуть на винт 27 2—3 капли моторного масла и поставить в отверстие ротора фильц 28.

Установить, в случае если они снимались, пружины 26 на стойки пластик.

далее в корпус 16 установить опорный подшипник 25, смазав его и устанавливаемую на него сверху опорную шайбу, смазкой Литол-24.

Затем вставить валик З в сборе с ротором в корпус 16, надеть на нижний его конец шайбу и втулку 24 и установить в отверстие на валике штифт 23, раскрепив его с помощью керна.

Установить в корпус 16 статор 13, расположив его клеммами с проводами вверх. При этом пластину низковольтного вывода, протерев ее спиртом, расположить напротив клеммы 4 корпуса 16. Закрепить статор двумя винтами 15.

Установить на валик бегунок 11 и закрыть распределитель крышкой 10, совместив пазы в крышке и корпусе 16.

Проверив наличие резиновых уплотнительных колец в корпусе 16, установить на корпус экран 9 и закрепить его болтами 19. После этого надо заполнить масленку 2 смазкой Литол-24.

При сборке клеммы 4 надо, чтобы провод 7 был припаян к контакту 9, а экранирующая оплетка 1 хорошо заправлена и зажата шайбами 4 и 5.

Для проверки работоспособности датчика-распределителя его необходимо установить на испытательный стенд и проверить.

— характеристики центробежного автомата;

— максимальное напряжение на низковольтном входе, которое должно быть 45 В при частоте вращения валика 1600 мин-1.

Датчик-распределитель должен обеспечивать амплитудное значение выходного напряжения, имеющего форму, близкую к синусоидальной, не менее 1,4 В на эквиваленте нагрузки 3,9 кОм при частоте вращения валика 20 мин-1.

Установка датчика-распределителя зажигания на двигатель

Установку датчика распределителя зажигания на двигатель проводят в порядке, обратном его демонтажу. Метка шкива коленчатого вала должна совпадать с риской 9 на указателе установки момента зажигания.

Система зажигания ЗИЛ-131

Двигатель оборудован экранированной, герметичной аккумуляторной системой зажигания, состоящей из катушки зажигания Б 102-Б, распределителя зажигания Р102, свечей зажигания Ч407 и высоковольтных проводов в экранирующих шлангах и коллекторах, а также замок зажигания

Дополнительное сопротивление SE102 включено последовательно с катушкой, которая автоматически закорачивается при пуске для компенсации падения напряжения аккумуляторной батареи, связанного с включением стартера.

Дополнительное сопротивление не герметизировано, поэтому крепится выше уровня брода.

Распределитель Р102 герметичный, экранированный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опережения зажигания.

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от вида используемого топлива применяется октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых крепится болтами к корпусу распределителя, а вторая — к корпусу привода (на цилиндрический блок).

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и, соответственно, поворот корпуса распределителя.

Для обеспечения доступа к высоковольтным розеткам на крышке распределителя крышка защитного колпачка выполнена съемной и крепится тремя болтами.

Для доступа к прерывателю снимается вся защитная крышка, которая, в свою очередь, также крепится тремя болтами к корпусу распределителя.

При разборке экрана обратите особое внимание на сохранность прокладок.

Вводы проводов низкого и высокого напряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми кольцами для уплотнения штуцера корпуса распределителя, на нем сделан паз, в который уложено уплотнительное резиновое кольцо.

Распределитель герметичный, так как предназначен для работы под водой (при преодолении брода).

Во избежание ускоренного обгорания контактов прерывателя, повреждения высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей под воздействием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, его внутреннюю полость принудительно вентилируют ; для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов.

Распределитель вентилируется фильтрованным воздухом.

Работа распределителя с приглушенной вентиляцией не допускается.

Центробежный регулятор опережения зажигания имеет следующую характеристику:

Число оборотов ролика в минуту

400

800

1200

1600

Угол опережения вдоль вала распределителя в градусах

0,5–9,5

11,5–14,5

16–19

16–19

— При скорости вращения распределительного валика ниже 400 об/мин характеристика регулятора не регулируется.

Для снижения уровня радиопомех от системы зажигания в крышке трамблера установлен комбинированный контактный уголь с омическим сопротивлением от 8000 до 13000 Ом.

Емкость конденсатора распределителя должна быть в пределах 0,27-0,35 мкФ.

Катушка зажигания Б102-Б герметичная, экранированная, крепится к щиту кабины над распределителем.

Катушка имеет две низковольтные клеммы, одна из которых ВК подключена через добавочное сопротивление СЭ102 к короткозамыкающей клемме замка зажигания, вторая Р используется для подключения катушки к распределителю.

Свечи зажигания SNZ07 экранированные, герметичные, имеют резьбу М14 Х 1,25 на резьбовой части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18Х 1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входят:

уплотнительная резиновая втулка 1, уплотняющая ввод провода в свечу зажигания, керамическая изолирующая втулка 2 экрана и встроенная в нее керамическая вставка 3 с демпфирующим сопротивлением от 1000 до 7000 Ом.

Этот резистор предназначен для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечей зажигания.

Контакт проволоки с электродом вставки осуществляется с помощью контактного устройства КУ-20А или КУ-20Э.

Как показано на рисунке, на конец высоковольтного провода, выходящего из экранирующего шланга, надевается резиновая уплотнительная заглушка, после чего провод вводится в контактное устройство.

Жила провода, оголенная на длине 8 мм, вставляется в отверстие втулки, развальцовывается в дне керамического стакана контактного устройства и распушивается так, чтобы контактное устройство зажималось на проводе .

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,6 мм.

Свеча является одним из самых ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния во многом зависит надежность всей системы.

При образовании нагара на вилке создается утечка тока, что приводит к снижению вторичного напряжения. Обгорание электродов вызывает увеличение пробивного напряжения искрового промежутка свечи.

Напряжение пробоя в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, что приводит к пропуску зажигания.

При наличии перебоев в розжиге в первую очередь нужно проверить зазор между электродами и при необходимости отрегулировать его.

Провода высоковольтные марки ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и сердечник из семи нержавеющих проволок.

Провода заключены в экранирующие герметичные рукава типа РГ внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей до сборных коллекторов и внутренним диаметром 25 мм от коллекторов до распределителя.

Для уменьшения длины высоковольтного провода от катушки до распределителя на экране распределителя установлен экранирующий уголок.

Все отдельные соединения шлангов уплотнены резиновыми манжетами, а соединения шлангов большого диаметра уплотнены коническими алюминиевыми кольцами.

Контакт высоковольтных проводов с центральными электродами свечей осуществляется с помощью контактных устройств.

Выключатель комбинированный зажигания и стартера ВК21-Э предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Он установлен на лобовом щите кабины.

Переключатель имеет три положения, два из которых фиксированные. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I — клемма К3 (зажигание) включается поворотом ключа по часовой стрелке (см. схему).

Положение II включает клеммы К3 (зажигание) и СТ (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II не фиксируется, возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Уход за системой зажигания

Уход за катушкой зажигания, распределителем и проводами.

Соединители концевые низковольтные предназначены для проводов марки ПГВАЭ сечением 1,5 мм² (ГОСТ 9751-61) с экранирующей оплеткой.

При сборке штекерного разъема жилу провода ПГВАЭ необходимо зачистить на длину 17 мм, собрать с частями разъема таким образом, чтобы все провода жилы вошли во втулку, вытянуть жилу до упора изоляцию провода в контактную втулку, отделить концы жилы и припаять их припоем ПОС-30 или ПОС-40 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагрева во избежание повреждения изоляционной втулки и провода изоляция.

Припой должен выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и должен обеспечивать герметичность запаянного отверстия контактной втулки.

При заполнении торцов экрана он не должен быть перетянут; для его закрепления экранирующую оплетку провода необходимо поместить между шайбами ​​разъема, а выступы на одной из шайб загнуть на другую шайбу, затем закрепить экран на втулке штекерного разъема с зажим.

После завершения монтажа всех проводов и системы вентиляции проверьте и убедитесь, что все гайки низковольтных клемм и вентиляционной арматуры, а также болтовые соединения распределителя затянуты до упора.

При затяжке стяжных болтов, крепящих крышку экрана и экран, не перетягивайте их, так как герметизация стыков крышки с экраном и экрана с корпусом конструктивно надежно обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами при конце металлические поверхности соприкасаются в местах герметизации;

Дальнейшая затяжка болтов не улучшает герметичность, а лишь неизбежно приведет к срыву резьбы или отрыву головки болта; также при заворачивании низковольтных контактов разъемов высоковольтных клемм не следует их перетягивать; герметичность в клеммах и разъемах обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами при завинчивании гаек до упора.

При заполнении штекерных разъемов необходимо следить за правильностью подключения выводов катушки зажигания в соответствии с маркировкой клемм (ВК и П).

Если установка производится при включенном зажигании, то подключать провода к разъему ВК нужно в последнюю очередь.

При затяжке гаек низковольтных разъемов удерживать экранирующую оплетку за хомут, не допуская ее перекручивания.

В процессе эксплуатации необходимо поддерживать контакты прерывателя в исправном состоянии (т. е. содержать их в чистоте и регулировке).

Необходимо следить за смазкой трущихся деталей; чрезмерная смазка распределителя вредна, так как может привести к быстрому износу контактов прерывателя при попадании на них масла и выходу из строя распределителя.

Необходимо следить за чистотой распределителя и его частей, особенно изолирующих частей (крышка, бегунок, клеммы и т.п.).

После каждой, даже частичной разборки распределителя необходимо обеспечить его герметичность путем правильной укладки резиновых уплотнительных колец и затяжки креплений соединений экран-корпус, крышки экрана-экрана, гаек крепления высоковольтную арматуру и низковольтный штекерный разъем до упора, контроль за своевременной заменой изношенных резиновых уплотнительных колец на новые (прикреплены к распределителю), а также затяжку штуцеров вентиляционных патрубков впуска и выпуска воздуха до упора, не затягивая при этом гайки и болтовые соединения.

Необходимо следить за надежностью соединения высоковольтных проводов с клеммами крышки и катушки распределителя, а также проводов с контактами разъема.

Необходимо следить за надежностью всех соединений экранирующих деталей на двигателе. Необходимо предохранить пластиковые детали от поломки (крышки бегунок и угольки в крышке трамблера).

Необходимо следить за тем, чтобы топливо и масло из двигателя не попадали в трамблер.

Необходимо следить за герметичностью всей системы зажигания, следя за затяжкой накидных гаек шлангов высоковольтных проводов, разъемов и деталей экрана.

Катушка зажигания должна быть защищена от механических повреждений.

Для ТО-2 необходимо:

  • 1. Закрутить крышку масленки на один оборот для подачи смазки на ролик-распределитель.
  • 2. Протрите пластиковую крышку распределителя чистой, сухой или пропитанной бензином тканью.
  • 3. Осмотрите кулачок и, если он загрязнен, протрите его тряпкой, смоченной в бензине.
  • 4. Смажьте ось рычага измельчителя одной каплей масла, используемого для смазки двигателя, двумя-тремя каплями этой же смазки втулку кулачка (предварительно сняв ползунок и сальник под ней), кулачковый фильтр пропитан специальной смазкой, и добавлять ее не требуется.
  • 5. После смазки убедитесь, что рычаг на оси не заедает; для этого нажмите на рычаг пальцами и отпустите его. Отпущенный рычаг должен быстро вернуться (под действием пружины) и контакты должны сомкнуться со щелчком.

Если контакты не замыкаются или рычаг движется медленно, необходимо устранить заедание в условиях ремонтной мастерской и отрегулировать натяжение пружины прерывателя в пределах 500-650 г, сняв рычаг и осторожно подогнув пружину в том или ином направлении.

  • 6. Проверить чистоту контактов прерывателя: при необходимости удалить грязь и масло с контактов, протерев контакты смоченной в чистом бензине замшей, затем потянув за рычаг, дать испариться бензину и протереть контакты чистой, сухая замша.

Вместо замши можно использовать любой материал, не оставляющий волокон на контактах, а вместо бензина для протирки контактов можно использовать спирт.

  • 7. Проверить состояние рабочей поверхности контактов, и только в случае большого перехода металла с одного контакта на другой, и если образовавшийся бугорок на контакте не дает возможности измерить зазор между контактами , очистите их.

Очистите контакты тонкой (около 1 мм) абразивной пластиной или мелкой наждачной бумагой для стекла. Запрещается использовать для очистки контактов наждачную бумагу, надфиль и другие средства, кроме указанных выше.

При возникновении перебоев в работе двигателя ни в коем случае нельзя зачищать контакты прерывателя, если предварительно не установлено, что прерывания вызваны прерывателем.

При зачистке контактов удалите выступ на одном из них. Контакты не следует чистить до полного устранения (углубления) кратера на другом контакте. После зачистки промойте контакты, высушите их, как описано выше, и отрегулируйте зазор между ними.

При зачистке контактов необходимо срезать их плоскости, выдерживая необходимую параллельность, чтобы при работе контакты касались друг друга всей плоскостью (без зазора между ними)

При каждом снятии распределителя с автомобиля необходимо проверять настройку зажигания.

  • 8. Заезд и регистрация; при необходимости отрегулируйте зазор между контактами. Зазор между контактами должен быть в пределах 0,3-0,4 мм.

Регулировать зазор необходимо в следующем порядке:

  • а) повернуть ролик распределителя до тех пор, пока выступ кулачка не прижмет площадку рычага так, чтобы между контактами установился наибольший зазор; ослабить винт крепления неподвижной контактной стойки и повернуть эксцентрик (расположенный на вилке стойки) с помощью отвертки так, чтобы щуп толщиной 0,4 мм плотно вошел в зазор между контактами в) затянуть винт, фиксирующий неподвижную контактную стойку и снова проверьте зазор щупом; щуп должен быть чистым; его следует протереть бензином перед использованием.
  • 9. При необходимости (в случае полного износа контактов) допускается замена рычага прерывателя и контактной стойки один раз в течение всего гарантийного срока распределителя, комплект которых входит в ЗИП.

При замене рычага используйте ключ, поставляемый с распределителем.

10. Проверить состояние резиновых уплотнительных колец, при необходимости заменить.

За весь гарантийный срок допускается двукратная замена уплотнительных колец, два комплекта которых прилагаются к автомобилю.

Установка высоковольтного провода в гнездо крышки катушки зажигания. Правильная установка высоковольтного провода в гнездо крышки катушки зажигания имеет важное значение для работы системы зажигания.

В случае длительной работы двигателя с не до конца вставленным проводом в гнездо катушки возникает искрение между наконечником провода и высоковольтной клеммой, заделанной в пластмассовую крышку.

В результате может сгореть пластик в розетке, снизиться электрическая прочность пластика и даже катушка зажигания может не работать.

Ниже приведена процедура проверки установки высоковольтного провода в гнездо крышки катушки зажигания:

  • 1. Измерьте длину провода от конца наконечника до конца накидной гайки шланга. , прижатый к наконечнику провода. Эта длина должна быть 70-75 мм.
  • 2. Осмотрите конец провода с наконечником. Удалите остатки припоя на наконечнике, которые мешают вставить наконечник в гнездо.
  • 3. Проверить наличие двух уплотнительных резиновых колец на проводе, ввести провод до упора в гнездо крышки катушки зажигания, затянуть штуцер и накидную гайку экранирующего шланга.

Если длина провода от конца наконечника до конца накидной гайки шланга, прижатого к наконечнику, меньше 70 мм, провод необходимо переустановить. для этого необходимо:

1. Снимите крышку экрана трамблера, выньте провод из центрального гнезда крышки трамблера и, открутив штуцер и накидную гайку шланга, вытащите провод из экрана распределителя .

  • 2. Надеть уплотнительные резиновые кольца на провод, осторожно протянуть провод в экранирующем шланге в сторону выхода на катушку зажигания и установить первое резиновое кольцо 2 от конца провода на расстоянии 50 мм.
  • 3. Вставьте провод 1 в гнездо катушки зажигания. Провод должен входить в розетку до упора: конец провода должен защелкнуться в пазе клеммы высоковольтной катушки.

Удерживая провод рукой, вставьте фитинг 3 и затяните. Затем переместите второе уплотнительное кольцо 4 на штуцер, затяните накидную гайку 5.

  • 4. Другой конец экранирующего шланга 6 подсоедините к высоковольтному выводу распределительного щита и вставьте провод в центральное гнездо распределительного щита. крышку распределителя до упора.
  • 5. Установите крышку экрана, затяните болты и накидные гайки шланга экрана.

Уход за свечами зажигания. При повторении ТО-1 свечи необходимо вывернуть и проверить их состояние.

1. Проверить зазор между электродами проволочным щупом. Использование плоских щупов недопустимо, так как при плоском щупе измерение дает неверный результат (измеренный зазор меньше фактического).

Если искровой промежуток больше 0,6 мм, его необходимо отрегулировать только подгибанием бокового электрода.

При изгибе центрального электрода происходит разрушение юбки изолятора свечи зажигания.

Перед регулировкой зазора надфилем электроды желательно слегка подпилить для получения кромок, так как при наличии тупых кромок значительно возрастает напряжение, необходимое для пробоя разрядника.

Зазор должен быть отрегулирован в пределах 0,5-0,6 мм. При эксплуатации зимой целесообразно устанавливать зазор 0,5 мм.

  • 2. Если изолятор свечи покрылся копотью и копотью, то свечу необходимо очистить на специальном свечном очистителе.
  • 3. Съемные части свечи (керамическая изолирующая втулка экрана и вкладыш) необходимо протереть чистой ветошью, смоченной в бензине.
  • 4. Если резиновая уплотнительная втулка сильно деформирована или потеряла эластичность, следует установить новую втулку, входящую в состав запасных частей (допускается замена втулки один раз в течение гарантийного срока свечи зажигания).
  • 5. При завинчивании и выкручивании свечи используйте только свечной ключ.

Если при откручивании накидной гайки шланга от свечи при прогретом двигателе сама свеча выворачивается из головки, то не следует пытаться удерживать ее пассатижами у экрана.

Свечу лучше выкрутить и потом, придерживая свечным ключом за шестигранник корпуса, открутить гайку.

Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не более 2,5 кгм, момент затяжки свечи должен быть не более 3,5 кгм.

  • 6. При установке свечи зажигания на двигатель необходимо проверить наличие и состояние уплотнительного кольца.

При нормальной работе свечей зажигания на двигателе юбка изолятора должна быть коричневой. Светло-желтый (почти белый) цвет изолятора свидетельствует о значительном перегреве свечи.

Тепловые характеристики свечи зажигания СНЗ07 полностью соответствуют условиям эксплуатации данной свечи зажигания на двигателе во всех режимах Нормальной работы последнего.

В частности, свеча зажигания не создает калильное зажигание при длительной работе двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке.

Явление так называемого «выбега» двигателя, то есть работа двигателя после выключения зажигания, часто принимаемое за калильное зажигание, обычно не имеет ничего общего с аномальным перегревом свечи свечей зажигания и полностью устраняется, если дать прогретому двигателю поработать непродолжительное время перед выключением зажигания. на холостом ходу.

Значительное «биение» указывает на наличие большого количества нагара в головке блока.

Не следует допускать длительной работы на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля на малой скорости на пятой передаче, так как в этом случае юбка изолятора свечи зажигания покрывается нагаром, возникают перебои в работе свечи зажигания ( при последующих пусках холодного двигателя) и загрязненная поверхность изолятора смачивается топливом.

При закопченных свечах (при засохшем нагаре на юбках изолятора) запуск холодного двигателя затруднен; при смачивании поверхности изолятора топливом запуск двигателя невозможен.

Правильная работа свечей зажигания сильно зависит от теплового состояния двигателя. При низких температурах воздуха двигатель необходимо утеплить (использовать изолирующий капот, закрыть жалюзи радиатора).

После запуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном нагреве свечей могут возникнуть перебои в их работе.

При движении после длительной остановки следует использовать длительные ускорения перед переключением на более высокие передачи.

Свечи зажигания могут работать прерывисто и в тех случаях, когда не соблюдаются правила запуска двигателя или когда во время движения они позволяют обогащать рабочую смесь топливом, закрывая воздушную заслонку карбюратора.

Бесконтактная система зажигания ЗИЛ-131

Бесконтактная экранированная система зажигания устанавливается на автомобиль ЗИЛ-1З1 и его модификации

Схема системы зажигания представлена ​​на рис. 1.

Система состоит из катушки зажигания Б118, датчика-распределителя 4902.3706, транзисторного коммутатора ТК200-01, свечей зажигания СН-307В, высоковольтных проводов в экранирующих шлангах и коллекторах, замка зажигания ВКЗ50 и дополнительного СЭЗ26. резистор, который автоматически замыкается накоротко при запуске двигателя.

Для защиты радиоприема от помех, создаваемых системой зажигания, в цепь питания системы зажигания включен фильтр подавления радиопомех ФР82Ф.

Катушка зажигания B118 (рис. 2) экранированная, опломбированная. В отличие от других катушек зажигания, один конец вторичной обмотки внутренне соединен с корпусом катушки.

Резистор добавочный (рис. 3) неэкранированный, предназначен для ограничения электрического тока, протекающего в цепях системы зажигания в рабочем и аварийном режимах.

Катушка нихромовая 3 смонтирована на фарфоровом изоляторе 4 в штампованном металлическом корпусе 5.

Концы спирали присоединены к выводным клеммам 1, установленным на изолирующих втулках 2, установленных в металлическом днище корпуса.

При замене катушки добавочный резистор снимается с автомобиля.

Переключатель транзисторный предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыв первичной цепи катушки зажигания в нужный момент путем включения высокоомного сопротивления выходного транзистора)

Транзистор выключатель устанавливается на левой стенке в кабине автомобиля и может работать только при температуре окружающего воздуха не выше 70°С и не ниже минус 60°С.

Не ремонтируется в условиях эксплуатации и заменяется при выходе из строя.

Для проверки работоспособности выключателя на стенде необходимо собрать схему бесконтактной системы зажигания (рис. 1▲)

Включив напряжение питания (12,6 ± 0,6) В и изменив скорость датчик распределения от 20 до 1600 мин -1 наблюдается устойчивое искрение на разрядниках.

При использовании генератора вместо датчика на генератор устанавливается синусоидальное выходное напряжение с амплитудой 2 — 10 В и, изменяя частоту вращения генератора от 2,6 до 213 Гц, можно наблюдать устойчивое искрение на искре разрыв соединен непосредственно с катушкой зажигания.

Отсутствие искрения указывает на неисправный выключатель, который необходимо заменить.

Выключатель защиты от аварийного повышения напряжения питания происходит при частоте вращения вала распределителя 1000 мин -1 или частоте сигнала генератора 135 Гц плавным повышением напряжения питания до полного прекращения искрения, но не более 23 В.

При проверке работоспособности устройств бесконтактной системы зажигания на автомобиле необходимо снять крышку экрана датчика-распределителя, вытащить высоковольтный провод из центрального разъема распределителя крышка; установив зазор между концом высоковольтного провода и корпусом экрана распределителя 4 — 6 мм, включить зажигание и провернуть коленчатый вал стартером или рукояткой со скоростью не менее 40 мин -1 .

Наличие искрового разряда в промежутке свидетельствует об исправности системы зажигания в целом.

При отсутствии искры в разрыве отсоединить низковольтный разъем от датчика, идущего на вход «Д» выключателя, и прикоснуться штекером разъема к любой точке бортовой сети автомобиля, находящейся под напряжением при 12 В (выход добавочного резистора, «+» вывод аккумуляторной батареи).

Наличие искры в зазоре между концом наконечника высоковольтного провода и корпусом экрана свидетельствует о неисправности датчика-распределителя, а отсутствие искры — о неисправности других устройств.

Датчик-распределитель (см. рис. 4) экранированный, работает совместно с катушкой зажигания В118, предназначен для контроля работы коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой последовательности, для автоматической регулировки угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для установки начального угла опережения зажигания.

Снять датчик трамблера с двигателя можно двумя способами:

  • — отсоедините крепление скоб свечных проводов, отвернув эти провода от свечей зажигания, отсоедините провода низковольтной и высоковольтной клемм на датчике трамблера и, отвернув два болта крепления трамблера датчика к блоку, снимите его с двигателя вместе со свечными проводами и их кронштейнами,
  • — отвернуть низковольтный и высоковольтный провода от клемм датчика-распределителя, отвернуть болты (см. рис. 4) и снять крышку 8 экрана.

Затем снимите свечной провод датчика трамблера и, отвернув болт 20 крепления регулировочных пластин, снимите датчик трамблера с двигателя.

Будьте осторожны, чтобы не уронить болт 20 и шайбы в двигатель.

Разборка датчика распределителя зажигания

Для разборки датчика распределителя зажигания необходимо закрепить его в тисках на корпусе 16 и, открутив болт крепления экрана 9 к корпусу, предохранить от падения резиновые уплотнительные кольца вне или повреждения.

Снимите крышку 10 и бегунок 11, отверните два винта 15 и снимите статор в сборе с помощью биты или отвинтите его.

Бортом выбить палец 23 из ролика 3, снять втулку 24 в сборе с шайбой и снять ролик 3 в сборе с центробежным регулятором и ротором 14.

После этого вынуть опорный подшипник 25 с пластиной из корпуса 16.

Для снятия ротора 14 с валика необходимо снять войлок 28 и открутить винт 27.

Пружина регулятора 26 легко снимается со стоек пассатижами или отверткой.

Проверка деталей датчика-распределителя

После разборки все детали датчика-распределителя необходимо промыть керосином или бензином и насухо вытереть салфеткой.

После этого их необходимо внимательно осмотреть.

На крышке 10 распределителя трещины, сколы, прогары высоковольтных клемм и другие дефекты не допускаются.

Необходимо проверить свободу перемещения угля в гнезде, крышке и заменить ее при сильном износе.

Затем необходимо проверить люфт ролика 3 в корпусе 16 и, если он есть, выпрессовать две втулки 29, заменив их. Если пружины 26 неисправны, их также необходимо заменить.

Для проверки работоспособности ротора 14 к клемме обмотки и к пластине низковольтного вывода необходимо подключить тестер или контрольную лампу с аккумулятором и определить отсутствие обрыва обмотки.

При обрыве обмотки ротор необходимо заменить.

Датчик распределителя в сборе

Перед сборкой смажьте поверхность ролика 3 моторным маслом, установите на него ротор 14 и закрепите винтом 27.

Затем нанесите 2-3 капли моторного масла на винт 27 и установите фильтр 28 в отверстие ротора. .

Установить, если они были сняты, пружины 26 на пластиковые стойки.

Далее установить опорный подшипник 25 в корпус 16, смазав его и установленную поверх него опорную шайбу смазкой Литол-24.

Затем вставьте ролик 3 в сборе с ротором в корпус 16, наденьте на его нижний конец шайбу и втулку 24 и установите штифт 23 в отверстие на ролике, раскрепив его стержнем.

Установить статор 13 в корпус 16, расположив его выводами проводами вверх.

При этом, протерев низковольтную клеммную колодку спиртом, расположите ее напротив вывода 4 корпуса 16. Закрепите статор двумя винтами 15.

Установите бегунок 11 на ролик и закройте распределитель крышкой 10, совместив пазы в крышке и корпусе 16.

Проверив наличие резиновых уплотнительных колец в корпусе 16, установите экран 9 на корпус и закрепите его болтами 19. После этого заполните масленку 2 смазкой Литол-24.

При сборке вывода 4 необходимо, чтобы провод 7 был припаян к выводу 9, а экранирующая оплетка 1 хорошо продета и зажата шайбами ​​4 и 5.

Для проверки работоспособности датчика-распределителя необходимо установить на испытательный стенд и протестировать.

  • — характеристики центробежной машины;
  • — максимальное напряжение на входе низкого напряжения, которое должно быть 45 В при скорости ролика 1600 мин -1 .

Датчик-распределитель должен обеспечивать значение амплитуды выходного напряжения, близкое к синусоидальному, не менее 1,4 В при эквиваленте нагрузки 3,9 кОм при частоте вращения ролика 20 мин -1 .

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *