Когда появился первый автомобиль в России: кто создал машину, история
История создания автомобилей в России считается весьма многогранной. Именно в этой стране было создано одно из первых самодвижущихся транспортных средств. Это была самокатка Кулибина, придуманная изобретателем еще в 1791 году. Когда же именно появился первый автомобиль в России? Первые модели попали в страну из Европы. При этом российское транспортное средство сконструировали в Петербурге в конце девятнадцатого века.
Содержание
Как появился первый российский автомобиль
История создания первой российской машины началась в Петербурге. Это произошло в ноябре 1752 года. Там впервые была продемонстрирована четырехколесная коляска, которая могла перемещаться без помощи лошадей и прочих тягловых животных. Конструкция была выполнена в виде стального механизма, который приводился в движение особым устройством и мускульными усилиями человека.
Помимо водителя, с помощью коляски можно было перевозить еще двух пассажиров. При этом скорость транспортного средства достигала 15 километров в час. Создателем машины был обыкновенный крепостной крестьянин Шамшуренков Леонтий Лукьянович. Конечно, механизм еще не относился к автомобилям, однако это уже была не телега.
Еще сильнее к созданию автомобиля приблизился известный русский конструктор Иван Петрович Кулибин. Механизм, придуманный изобретателем, включал трехколесное шасси с установленным двухместным пассажирским сидением. Сам водитель стоял за сидением и должен был давить на педали, связанные с механизмом вращения колес.
Конструкция Кулибина отличалась тем, что в ее структуру входили почти все ключевые элементы автомобилей будущего. Именно этот изобретатель использовал в своей повозке механизм переключения передач, руль, подшипники, тормоза.
Зарождение автопрома в XIX веке
Первые автомобили в России были завезены из Европы. В тот период все технические новинки попадали в Петербург именно оттуда. В 1891 году машину привез из Франции редактор издания «Одесский листок» Навроцкий.
В девяностые годы девятнадцатого века в России начало появляться все больше авто и мотоциклов. В 1898 году в Петербурге даже были проведены первые гонки, в которых принимали участие технические новинки той эпохи. Однако сами авто и запчасти к ним были импортными. При этом первая машина в России была создана в конце девятнадцатого века.
Вклад Фрезе и Яковлева
Первый русский автомобиль появился в Петербурге. Его создал не один человек, а сразу два энтузиаста, а именно – Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе. Яковлев специализировался на производстве бензиновых и керосиновых двигателей. При этом Фрезе занимался изготовлением экипажей. Несмотря на определенный опыт, создание авто для этих конструкторов стал настоящим прорывом.
Изобретение прошло успешные испытания в мае 1896 года. После этого его представили на выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде. Конструкция обладала двухместным кузовом и могла развивать скорость до 20 километров в час.
Впоследствии было даже организовано предприятие «Фрезе», задачей которого было налаживание выпуска легковых и грузовых авто. В первой половине двадцатого века там было изготовлено несколько экземпляров. Также компания выпустила троллейбус и первый электропоезд. Однако в основе производственных процессов все так же лежали импортные запчасти, а потому наладить серийный выпуск так и не удалось.
Первой компанией, которая смогла выпускать авто с отечественными деталями, стал «Русский автомобильный завод Пузырева». В 1911 году тут изготовили модели «28-34» и «28-40». Российские дороги в тот период оставляли желать лучшего. Потому авто было довольно крепким и тяжелым. Его изготавливали со значительным дорожным просветом. Также на заводе были изобретены кулачковые муфты, которые использовались для переключения скоростей. Все рычаги управления при этом располагались в кузове.
Тем не менее, до революции наладить полноценное производство автомобилей в России так и не удалось. К примеру, на заводе «Руссо-Балт» было собрано около 10 авто. Однако в их основе по-прежнему применялись импортные детали. Революция внесла значительные коррективы в ход истории. При этом началась новая эпоха изготовления машин, которые уже были советскими.
Массовый ввоз импортных авто в Россию
В течение 1901 года в Российскую империю было ввезено 40 авто и 7 мотоциклов из других стран. При этом в 1905 году объем импорта составил 103 машины. К 1908 году этот показатель увеличился до 1365 автомобилей. Однако массовый ввоз начался в период Первой мировой войны. Свой собственный автопром в России еще отсутствовал. При этом потребность в машинах для военных целей все возрастала.
Создание первого автомобиля в России датируется девятнадцатым веком. Его авторами считаются изобретатели Фрезе и Яковлев. Несмотря на появление первого авто в тот период, массовое производство машин удалось наладить значительно позже. Потому транспортные средства длительное время импортировались.
от игрушки для китайского императора до трёхколёсного экипажа Карла Бенца — этот вид транспорта навсегда изменил жизнь людей
Само по себе слово «автомобиль» представляет собой соединение греческого слова «аутос» («сам») и латинского слова «мобилис» («подвижный»). То есть автомобиль можно перевести как «самодвижущийся». История этого, такого привычного нам транспорта составляет всего лишь несколько веков, но она действительно представляет интерес.
Содержание
- 1 Древние прототипы автомобиля
- 2 Электромобили XIX века
- 3 «Официальный» первый автомобиль Бенца
- 4 Готлиб Даймлер и его двигатель
- 5 Первые автомобили в России
Древние прототипы автомобиля
Первым, кто снабдил телегу паровым двигателем (хотя некоторыми исследователями это первенство оспаривается), был член иезуитской миссии в Китае Фердинанд Вербист. Он создал, при содействии местных китайских мастеров, свою машину в 1672 году и довольно подробно описал её в книге «AstronomiaEuropea». Эта машина не предназначалась для человека, её длина составляла всего 65 сантиметров. И вообще Фердинанд Вербист создал её как игрушку для тогдашнего китайского императора.
Предположительно именно так выглядела машина Вербиста
В Европе первые паросиловые самоходные кареты стали появляться только в XVIII веке. В числе первых известных европейских изобретателей, отметившихся на этом направлении — француз Николя-Жозеф Кюньо. Свою трёхколёсную модель Кюньо продемонстрировал впервые на публике в 1770 году. Её копия, кстати, до сих пор хранится в Парижской Консерватории искусств и ремёсел. Хотя модель можно было назвать на то время «чудом техники», её посчитали непрактичной — работа над проектом была заброшена. И надо признать, что с практичностью действительно были проблемы — конструкция двигалась всего со скоростью 5 километров час, то есть со скоростью пешехода.
Паровой автомобиль-тягач Николя Кюньо
Известна также модель паровой кареты, которая была построена в 1784 году Вильямом Мердоком. А ещё чуть позднее, в 1801 году, появилась полноразмерная восьмиместная машина Ричарда Тревитика, на которой изобретатель, как указывают источники, ездил по английскому графству Кембриджшир.
Подобные транспортные средства какое-то время были в моде и на протяжении следующих лет последовательно усовершенствовались. В частности, были разработаны такие новшества как многоступенчатая трансмиссия, ручной тормоз и более удобное рулевое управление.
Некоторые из английских самоходных конструкций на паровых двигателях даже имели коммерческий успех, но потом общественность стала возмущаться — эти машины ездили слишком быстро и нередко сбивали людей. В результате в Англии в 1865 году был принят LocomotiveAct — странный закон, предписывающий каждому владельцу паровой машины нанимать специального человека, который будет бежать перед машиной с красным флажком и дуть в сигнальную дудку. Никто, естественно, не желал кататься со скоростью пешехода под постоянный звук дудки. LocomotiveAct на десятилетия приостановил развитие автомобилей в Англии. Отменили этот закон только в 1896 году. И до этого момента усилия английских инженеров и изобретателей были брошены в основном на эксперименты с железнодорожным транспортом.
Locomotiveact сделал поездки на самодвижущихся машинах очень неудобными для англичан
Русские изобретатели тоже в XVIII веке отметились на ниве создании паровых самодвижущихся машин. Есть, например, сведения об изобретении крепостного крестьянина Вятской губернии Леонтия Шамшуренкова — это была четырёхколёсная коляска с педальным приводом, развивающая скорость до 15 километров в час. Он показал в 1752 году данное транспортное средство легендарному учёному Михаилу Ломоносову. Кроме того, Леонтием Шамушенковым был разработан первый верстометр (счётчик, измеряющий пройденный путь).
Позже, в 1780-ых годах, известный русский конструктор и инженер Иван Кулибин начал работу над каретой с педалями. И в 1791 году его трёхколёсный самоходный экипаж был готов — по некоторым данным он развивал скорость до 16,2 километров в час. Здесь уже были многие узлы, характерные для современных автомобилей — коробка передач, маховое колесо, подшипники.
В своём экипаже Кулибин ездил по улицам Петербурга. К сожалению, государство не усмотрело потенциала в этой разработке, и дальнейшего развития она не получила. Незадолго до своей смерти Кулибин начал проект по совмещению парового двигателя с своей педальной «самокаткой», но он так и не был завершён.
Портрет Ивана Кулибина, за которым закрепилось прозвище «нижегородский Архимед»
Электромобили XIX века
Сейчас очень активно обсуждается в СМИ тема электромобилей — это считается очень перспективным, энергоёмким и экологичным направлением. Удивительно то, что первый электрический мотор был сконструирован ещё Йедликом Аньошем в 1827 или в 1828 году. Также он сделал одну маленькую модель электромобиля, опередив своё время.
Одна из конструкций на электрическом моторе Йедлика Аньоша
Исследования Аньоша продолжили американец Томас Дэвенпорт и шотландец Роберт Андерсон. Андерсону в 1830-ых гг. удалось создать полноценную самоходную электрическую карету, однако этот тип транспорта и электродвигатели в целом были признаны его современниками неперспективными и малоэффективными.
«Официальный» первый автомобиль Бенца
В целом имеются сведения о четырёхстах с лишним конструкций, которые теоретически могут претендовать на звание первого автомобиля. Для разрешения этого спорного вопроса специалистами было сформулировано четыре необходимых критерия. Первый критерий — разработка конструкции, второй — оформление патента или другого документа, закрепляющего право на изобретение. Третий критерий — существование реальной работоспособной модели и проведение её испытаний на публике. И наконец последний критерий — организация более или менее массового производства.
И получается, что первым все критерии выполнил немецкий инженер Карл Бенц. Он запатентовал свою разработку в начале 1886 года. И ещё 1885 году Карл показывал жителям Мангейма свой трёхколёсный самодвижущийся экипаж. Впрочем, эта демонстрация обернулась провалом. Шум двигателя автомобиля Бенца, когда тот ехал по городу, сильно испугал лошадь мясника. Она поскакала во весь опор, опрокинув телегу с товарами. Карл вынужден был приобрести испорченный товар, а автомобиль поставил на место и продолжил работать над ним.
Вот он — самый первый автомобиль Карла Бенца!
Большое значение для популяризации автомобиля сыграла супруга Карла Берта. Летним утром 1888 года она вместе с двумя сыновьями просто «угнала» машину мужа — на ней женщина отправились в населённый пункт Пфорцхейм.
Путешествие выдалось нелёгким. Бензин тогда возможно было приобрести лишь в специальных лавках, где он продавался как средство для устранения пятен. Возникшие в пути поломки исправлялись подручными средствами — например, для того, чтобы прочистить засорённый бензопровод, Берта воспользовалась булавкой со шляпки. А ленточка с этой же шляпки была использована для того, чтобы закрепить некоторые элементы системы зажигания. Всякий раз, спускаясь под горку, Берта волновалась — вдруг не сработает тормоз, сделанный из дерева. Несколько раз путешественники делали остановку и упрашивали сапожников дополнительно обить его кожей. Цепи привода задних колёс повредились и стали соскакивать — поэтому пришлось сделать остановку ещё и в мастерской кузнеца.
Когда путешественники достигли пункта назначения, жители Пфорцхейма сбежались к трёхколёсной «безлошадной повозке», чтобы просто посмотреть на неё. Об автопробеге Берты написали газетчики, заинтересовал их и сам автомобиль. Берта, можно сказать, доказала его практическую полезность, и с этого момента Карл Бенц начал своё восхождение к славе. А в 2008 году в честь легендарной поездки дорога из Мангейма в Пфорцхейм протяжённостью в 80 километров была названа Мемориальной трассой имени Берты Бенц.
Берта Бенц едет на машине мужа (реконструкция)
В автомобиле Бенца, запущенном в массовое производство в том же 1888 году, стоял бензиновый двигатель с водяным охлаждением объёмом 1,7 литра. В этом автомобиле также было воплощено электрическое зажигание. А управлялся он при помощи руля в виде буквы «Т». Максимальная скорость, которую мог развить такой автомобиль, составляла всего 19 километров в час.
Изделия Бенца вскоре стали пользоваться значительным успехом. К 1900 году он продал больше двух тысяч автомобилей и стал самым крупным на то время автопроизводителем на планете. Разумеется, покупать машины могли только богатые люди, так как стоили они недёшево. И тогда их воспринимали в основном не как средство передвижения, а как способ показать свой статус (впрочем, и сегодня эта тенденция прослеживается).
Надо сказать, что изобретение Бенца и последующий бум автомобилестроения привёл к самым различным переменам в жизни людей. Например, он спровоцировал резкий рост нефтяной промышленности, а также рост производства минеральных смазочных материалов.
Ещё в 1896 году американец Уильям Брайан стал первым кандидатом в президенты, который провёл предвыборную кампанию, общаясь с толпой из автомобиля. А, допустим, в 1899 году в американском штате Огайо самодвижущийся фургон стали использовать для перевозки заключенных — в общем, количество перемен, которые так или иначе связаны с автомашинами, росло с каждым годом.
Готлиб Даймлер и его двигатель
Говоря об истории автомобилей, обязательно стоит упомянуть такую личность, как Готлиб Даймлер. Даймлер ещё в 1883 году получил патент на свой двигатель внутреннего сгорания, пригодный, как оказалось, для различных видов транспорта. А чуть позднее этот изобретатель тоже переключился на создание и продажу автомобилей.
Автомобиль Даймлера — первый запатентованный четырёхколёсный автомобиль с ДВС
В последующие два десятилетия паровые, электрические и бензиновые модели активно конкурировали между собой (и при отсутствии чётких стандартов в отношении дизайна это привело к потрясающему разнообразию автомобилей). Лишь в 1910-ых годах бензиновые ДВС стали доминировать практически безраздельно.
Карл Бенц и Готлиб Даймлер ни разу так и не встретились лично, а предприятия, которые они основали (Benz und Co и Deimler Geselschaft), серьёзно конкурировали друг с другом. Но в 1926 году всё-таки произошло их слияние, которое заложило основу для появления легендарного бренда «Mercedes Benz». Логотипом союза двух фирм стала звезда с тремя лучами. Этот логотип придумал Даймлер, и сегодня его можно увидеть на любом автомобиле Mercedes.
Логотип Mersedes придумал когда-то сам Готлиб Даймлер
Первые автомобили в России
В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде промышленники Евгений Яковлев и Пётр Фрезе представили первый сконструированный в Российской империи автомобиль. Идея его создания пришла Фрезе и Яковлеву, когда они были в 1893-м году в США. Там, на одном из мероприятий, они внимательно осмотрели машину Карла Бенца, и она впечатлила их своей великолепной конструкцией.
Российским промышленникам понадобилось около трёх лет, чтобы обойти всевозможные патентные преграды и сделать оригинальный автомобиль. Вес его составил около 300 килограмм. А мощность установленного сюда бензинового двигателя была равна двум лошадиным силам. Благодаря такому двигателю автомобиль мог ехать без дозаправки десять часов, а его скорость могла достигать значения 21 километр в час. Передач тут было всего лишь две: вперёд и «холостой ход». Назад это транспортное средство двигаться не могло.
Подрамники машины, изготовленной на фабрике Яковлева и Фрезе, были сделаны из деревянного бруса, а колёса с резиновыми шинами во многом напоминали каретные. Двигатель на машине располагался сзади, под кузовом. Кроме того, автомобиль был оснащён карбюратором. В передней же части располагались два свечных фонаря и сигнальный рожок.
Машина Яковлева и Фрезе — очень продвинутая для своего времени модель
Автомобиль продемонстрировали Николаю II, но он не проявил к новинке особого интереса. После выставки автомобиль (он, кстати, стоил очень дорого, дороже, чем многие западные аналоги) вернули в Москву, где следы его теряются — по факту от него остались только два фото.
Компаньоны не смогли развить свой успех и создать действительно большую автомобильную империю как у Бенца или Форда. В частности, этому помешала скорая смерть Евгения Яковлева (а именно он отвечал в этом тандеме за всю «изобретательскую» часть бизнеса). Это вынудило Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно, было невыгодно с экономической точки зрения. В конечном итоге в 1910 году он продал своё производство Русско-Балтийскому заводу.
Документальный фильм «Как мы изобрели мир: автомобили»
Когда появились первые автомобили в России?
Когда в России появились первые автомобили? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самом понятии, что такое автомобиль.
Что такое автомобиль
Слово «автомобиль» состоит из двух частей. «Авто» — имеет греческое происхождение и означает «сам», а «мобиль» в переводе с латыни означает «движение».
Оказывается, автомобиль — это устройство, которое может передвигаться самостоятельно. То есть эта конструкция должна иметь свой двигательный механизм — паровой, газовый, электрический, бензиновый, дизельный — неважно какой, лишь бы с его помощью крутились колеса. Итак, первый автомобиль в России появился как раз тогда, когда конструкция, придуманная каким-то мастером, могла передвигаться без помощи лошадиной тяги и мускульных усилий человека.
Но все же праотцами отечественного автомобилестроения следует считать тех русских «левшей», которые сумели заставить свои конструкции двигаться без участия лошадей, и не упомянуть о них было бы несправедливо.
Зарождение отечественного автомобилестроения
История первого в России автомобиля началась 1 ноября 1752 года в Санкт-Петербурге. Там впервые была показана четырехколесная коляска, которая могла передвигаться без помощи лошадей и других тягловых животных. Это был стальной механизм, приводимый в движение воротами особой конструкции и мускульными усилиями одного человека. Коляска могла перевозить еще двух пассажиров, кроме водителя, при движении со скоростью до 15 км/ч. Конструктором автомобиля был рядовой крепостной крестьянин-самоучка, живший в Нижегородской губернии, Шамшуренков Леонтий Лукьянович. Созданный им механизм, конечно, нельзя считать автомобилем, но и телегой это не было.
Куда ближе знакомому видению автомобиля был русский конструктор Иван Петрович Кулибин.
Экипаж Кулибина
Конструкция, придуманная Кулибиным, состояла из трехколесного шасси, на которое устанавливалось двухместное пассажирское сиденье. Сам водитель, стоя за этим сиденьем, должен был поочередно нажимать на две педали, связанные с механизмом поворота колес. Экипаж Кулибина особенно примечателен тем, что в нем были собраны почти все основные элементы конструкции будущего автомобиля, и именно он впервые применил в своем вагоне переключатель передач, тормозное устройство, подшипники и руль.
Появление первого автомобиля в России
В 1830 году К. Янкевич, который был признанным мастером аффинажного искусства, вместе со своими помощниками собрал «Быстрку» — самоходную колесную машину с паровой машиной . Двигатель имел устройство, основанное на конструкциях паросиловых установок И. И. Ползунова, М. Е. Черепанова и П. К. Фролова. В качестве топлива, по задумке изобретателя, должен был использоваться древесный уголь сосны.
Конструкция представляла собой крытую колесную повозку, в которой предусматривались, помимо места водителя, еще и места для пассажиров.
Однако механизм оказался очень громоздким и сложным в эксплуатации. Поэтому конструкция машины оказалась нежизнеспособной. Тем не менее, это был первый в России отечественный автомобиль, который действительно можно было считать настоящей самоходной машиной с паровым двигателем.
Появление двигателя, способного работать на бензине, дало толчок к дальнейшему развитию автотехники, так как она, благодаря своим относительно компактным габаритам, могла стать источником движущей силы автомобилей будущего.
Первые в России автомобили с ДВС
По мнению некоторых историков-исследователей, первый автомобиль с ДВС был спроектирован в 1882 году в небольшом городке на Волге. Авторами машины были инженеры Путилов и Хлобов. Однако официальных документов, достоверно подтверждающих этот факт, так и не обнаружено. Поэтому считается, что самые первые автомобили в России, оснащенные двигателями на жидком топливе, были завезены из-за границы.
В 1891 году Василий Наворотский, работавший редактором одной из одесских газет, ввез в Россию французский автомобиль «Панар-Левассор». Оказывается, впервые в нашей стране бензиновый автомобиль увидели одесситы.
До столицы Российской империи прогресс в виде бензиновых автомобилей дошел только через 4 года. 9 августа 1895 года в Петербурге увидели первую бензиновую самоходную машину. Чуть позже в столицу привезли еще несколько автомобилей.
Видимо, появление на мировом рынке импортных образцов побудило к действию отечественных инженеров-конструкторов.
Первый русский автомобиль с ДВС
В 1896 году на Нижегородской выставке для всеобщего обозрения был представлен автомобиль полностью отечественной сборки, оснащенный бензиновым двигателем. Автомобиль получил название: «Автомобиль Фрезе и Яковлева», в честь его конструкторов — Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе. Завод Яковлева изготовил для машины трансмиссию и двигатель. Шасси, колеса и сам корпус производились на заводе Frese. Однако нельзя сказать, что появление российского автомобиля стало исключительной заслугой русских инженеров.
Западная модель для русской машины
Скорее всего, Фрезе и Яковлев использовали опыт немецкого конструктора Бенца при создании своего автомобиля, и его автомобиль «Бенц-Виктория» был принят за эталон, который они увидели, когда он посетил выставку в Чикаго в 1893 г., где был выставлен, Внешний вид отечественной машины был очень похож на немецкую модель.
Правда, стоит отдать должное российским инженерам, машина не была абсолютной копией иностранного собрата. Шасси, кузов и трансмиссия отечественного автомобиля были значительно усовершенствованы, что подчеркивалось в прессе того времени, внимательно следившей за новинками в области открытий и изобретений.
Документально подтвержденные параметры отечественной машины, как и чертежи, не сохранились. Все суждения об автомобиле строятся на сохранившихся с того времени описаниях и фотографиях. Собственно, даже неизвестно, сколько машин этой серии вообще было выпущено. Но в любом случае это были первые автомобили в России, с которых началось массовое производство российских автомобилей.
Финиш первой машины на бензине
История автомобиля, собранного Фрезе и его напарником, закончилась быстро. В 1898 января скончался инженер и промышленник Яковлев, что, по сути, стало началом конца и для первенца отечественного автопрома. Смерть компаньона вынудила Фрезе покупать двигатели для автомобилей за границей, что, конечно же, было для него крайне невыгодно. В 1910 году он продал все налаженное производство Русско-Балтийскому заводу.
Тем не менее, тот факт, что первые автомобили российского производства в России появились благодаря Фрезе и Яковлеву, навсегда вписан в историю отечественного автопрома, а РБКИ — это следующий шаг в развитии производства российских автомобилей .
Русско-Балтийский вагоностроительный завод (РБВЗ)
Первая автомобильная марка России, получившая официальное название «Руссо-Балт». Под ним, за год до покупки завода Фрезе, летом 1909 года компания выпустила первый автомобиль собственного производства.
Автомобили этой марки зарекомендовали себя как крепкие и очень надежные, что подтверждается успехами автомобилей, участвовавших в забегах на длинные дистанции, автомобильных соревнованиях и даже в международных ралли. Есть документально подтвержденный факт, что одна из машин, выпуска 1910 под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошел 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонтов. Еще Императорский гараж в 1913 году сделал заказ на две модели автомобилей «К-12» и «С-24».
60% автопарка русской армии составляли машины Руссо-Балта. И завод покупал не только автомобили, но и шасси для использования на бронеавтомобилях.
Важным фактом является то, что практически все детали, узлы и механизмы завода были изготовлены собственными силами. За границей были закуплены только шины, шаровые опоры и датчики давления масла.
РБВЗ выпускал автомобили большими сериями, и внутри каждой из них была практически полная взаимозаменяемость узлов и деталей.
В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю как бронетанковый завод.
Большое чтение | От «Лады» до Китая
После распада Советского Союза российская автомобильная промышленность в 1990-е годы пережила сложный период. Китайские компании впервые появились в начале 2000-х годов, когда рынок только начал открываться. Первые 15 лет были потрачены на эксперименты.
К концу 1990-х стало очевидно, что российскому автопрому нужны серьезные реформы. На всем рынке доминировали три компании: АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ, предлагающие устаревшие и очень простые автомобили: в 2004 году самой продаваемой моделью был седан Lada 2107, реликт 1980-х годов.
Лада 2107 СеданВ то время как две небольшие компании, ориентированные на коммерческие автомобили, ГАЗ и УАЗ, были скуплены местными предпринимателями (читай олигархами), судьбу АвтоВАЗа нужно было решать очень осторожно. Когда-то на огромном заводе в Тольятти работало более 120 000 человек. В конце 2007 года выяснилось, что Renault купила 25 % акций + 1 акцию компании. В то же время были введены новые правила, которые поощряли иностранные компании создавать местные сборочные предприятия. В 2005 г. был принят Указ № 166, который заложил законодательную базу и предоставил набор стимулов для поддержки создания местных производственных компаний. За этим последовал Указ 566 в конце 2006 года, который призвал поставщиков комплектующих последовать их примеру.
Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen и другие подписали необходимые соглашения после экономического кризиса 2008 годаПосле экономического кризиса 2008 года Россия действительно надавила на иностранных автопроизводителей и приступила к исполнению Декрета 166: отменены таможенные льготы на импортные запчасти если автопроизводитель не согласится локализовать до 60% своего производства, инвестировать не менее 500 млн долларов в модернизацию компаний или потратить 750 млн долларов на строительство нового завода. Кроме того, в год должно было выпускаться не менее 300 000 автомобилей. Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen и другие подписали необходимые соглашения. АвтоВАЗ перегрузили в Renault.
При этом китайские автопроизводители остались в стороне. Они полагались на крупноузловую сборку, чтобы обойти высокие таможенные тарифы. Крупноузловая сборка, прозванная «отверточными операциями», означала, что почти полностью готовые автомобили поступали на местные предприятия, где и происходила окончательная сборка. Таким образом, «автомобили» облагались налогом как «запчасти». Новые правила запрещали такие трюки. В то же время рынок новых автомобилей замедлился. Большинство китайских компаний покинули Россию.
Zhongxing
Насколько можно определить, Hebei Zhongxing была первой китайской компанией, официально экспортировавшей свои автомобили в Россию.
Еще в 2003 году новосибирский автодилер «Транссервис» вел переговоры с Beijing Jeep о поставке в Россию китайского Jeep Grand Cherokee. Вскоре выяснилось, что американец специально запретил такую деятельность. Но «Пекинский джип» стал источником вдохновения для «Транссервиса» в названии их новой дочерней компании — «Пекинский джип». По совету официальных лиц BAIC Pekinsky Jeep заключила сделку с Hebei Zhongxing на импорт своего пикапа Admiral.
Заключен договор на поставку 1500 пикапов. Но для доводки тормозов «Адмирала» российским специалистам пришлось посетить Китай. После получения разрешения на омологацию начались местные продажи. Несколько Адмиралов были подарены гаишникам в Новосибирске, единственная претензия которых заключалась в том, что быстро отваливалась крышка бардачка.
ZX LandmarkОднако Zhongxing была вынуждена вступить в ценовую войну с Great Wall, которая начала свою российскую экспансию в 2005 году. Вскоре «Адмирал» был отозван.
Еще одна сделка в 2007 году была заключена между Zhongxing и AMUR. АМУР (ранее УАМЗ) был создан в 1967 году как местный завод по сборке грузовиков ЗИЛ. После распада Советского Союза компания сбилась с пути и обанкротилась в 2003 году. После реорганизации ее новые владельцы искали партнеров по сборке. Чжунсин подписался первым. Однако правительство России отклонило заявку АМУР на получение лицензии на промышленную сборку. К 2008 году Zhongxing ушел с российского рынка.
Great Wall
Great Wall стала первой китайской компанией, начавшей продавать свои автомобили в России.
В интервью Андрей Матвеев, PR-менеджер московской компании Irito, оптимистично оценил перспективы Great Wall на местном рынке в 2006 году: «Мы создали сегмент пикапов в России. В 2004 году было продано всего 1300 единиц. В 2005 году мы продали 4000 автомобилей Great Wall, в том числе 3307 пикапов Deer, и надеемся удвоить наши продажи в этом году». Но Great Wall так и не стала доминирующей, даже в своем сегменте. Лучшим годом стал 2012 год, когда продажи впервые превысили 20 000 единиц. Irito открыла производство в Липецке, которое было запущено в 2014 году.
Но Irito несла очень тяжелый багаж и рухнула в 2018 году, нанеся огромные убытки Great Wall:
Китайская компания заявила об убытках в размере 58,4 млн долларов в «коммерческом споре» с российским автосалоном.
Chery
После сделки с Zhongxing Pekinsky Jeep подумал, что китайский седан также может иметь успех на российском рынке. В кадре появилась Chery. «Транссервис», материнская компания Pekinsky Jeep, открыла в Новосибирске сборочный завод для местной сборки Chery A15. Однако, поскольку российская таможенная политика предусматривала, что импортные детали, которые в конечном итоге должны были быть собраны как готовые автомобили, облагались налогом по той же ставке, что и готовые автомобили, стоимость первых 100 автомобилей, собранных через КД, была даже дороже, чем у импортные готовые автомобили. Chery Automobile осознала, что собирать автомобили в Сибири невыгодно.
Vortex EstinaНо была и другая возможность: «Автотор» в особой экономической зоне Калининграда пользовался специальными налоговыми льготами. Это был местный партнер по сборке BMW, General Motors и Kia. После секретных переговоров в 2006 году она запустила сборку Chery. В 2007 году Chery продала 37 000 автомобилей, быстро увеличив свое присутствие на российском рынке. Однако в марте 2008 года из-за падения курса доллара (операционной валюты «Автотора») компания объявила о прекращении производства автомобилей Chery.
Но Chery быстро нашла еще одного партнера: ТагАЗ, он же Таганрогский автомобильный завод. Он был создан в 1995 году Михаилом Парамоновым, успешным бизнесменом из Ростовской области, который в 1991 году создал банк (!) под названием «Донинвест», за которым последовали 14 различных компаний, занимавшихся различной производственной деятельностью. Интересно, откуда у него финансирование…
Во всяком случае, ТагАЗ, бывший партнер Citroen и Daewoo, работавший с Hyundai и Ssangyong в середине 2000-х, добавил Chery в августе 2008 года. новая торговая марка Vortex. Chery E5 стал Vortex Estina. К нему на короткое время присоединились Tingo (Tiggo) и Corda (A15). В 2009Было продано 5900 моделей Estina. В 2010 году продажи марки Vortex достигли 10 000 единиц! Небольшой рост был зафиксирован в 2011 и 2012 годах.
В 2012 году ТагАЗ был признан банкротом.
Hafei
Вы помните Harbin Hafei, ответвление Корпорации авиационной промышленности Китая? В период с 2002 по 2008 год они предлагали небольшие грузовики, похожие на Suzuki, и небольшие автомобили любопытного вида. На Московском автосалоне 2006 года Ирито представила седан Hafei Princip (переименованный в Hafei Saibao), а также хэтчбеки Simbo и Brio. После продажи 1250 единиц в 2006 году и 2246 единиц в 2007 году Hafei ушел с российского рынка. Видимо, дома были неприятности. Активы Hafei были переданы Changan в 2009 году..
Hafei PrincipHafei RuiyiFAW
Xiali, дочерняя компания FAW, стала первым легковым автомобилем китайской марки, доступным в России. Недолговечная компания Euro-Sino представила на Московской выставке 2004 года хэтчбек Tianjin Xiali 7100 и седан Xiali 7100U. Сведений о продажах нет.
В 2005 году компания FAW обратилась к ЗИЛу с предложением сотрудничества по сборке грузовиков и автобусов в России. Но представители ЗИЛа заявили, что китайские грузовики не подходят для российских дорог, и отклонили предложение.
FAW VelaВ качестве следующего шага FAW обратилась к Irito с просьбой продать их минивэны и небольшие пикапы в России. На российский рынок были представлены такие модели, как минивэны CA6350 и CA6371, а также различные модели с одинарной и двойной кабиной от подразделения FAW Jilin. К 2007 году продажи выросли до 3000 единиц – для сравнения, в 2007 году Volkswagen продал в России столько же своей модели Transporter. присутствие на рынке. Через два года пути Ирито и FAW разошлись.
Причина была проста: у FAW появился второй партнер в России — ЗАО «Вета» (аббревиатура Восточно-Европейского торгового альянса). ЗАО «Вета» выпустила миникар FAW Jinn в 2006 году под названием FAW Vela, за которым последовала компания Zhongxing Landmark под торговой маркой FAW. Год спустя Vela была заменена на Vita производства Tianjin-Xiali.
FAW VitaНа Московском автосалоне 2008 обе компании представляли продукцию FAW! На стенде Irito было два минивэна, тогда как FAW сосредоточилась на малолитражных автомобилях.
К концу 2008 года FAW полностью ушел с российского рынка. Было ясно, что российским покупателям нужны более современные продукты.
FAW через свою местную дочернюю компанию FAW Eastern Europe LLC сосредоточилась на грузовых автомобилях. В 2012-2013 годах была недолгая попытка продать в России седан FAW Besturn B50 и модели FAW Weizhi V2 и V5, но она быстро сошла на нет.
Geely
«Geely произведет в России 100 000 автомобилей», — гласили заголовки в 2007 году. Это был один из многих китайских проектов, которые закончились неудачно. В 2006 году российская дилерская группа «Инком-Авто» подписала соглашение с Geely о местной дистрибуции. Инком-Авто заключил контракт с АМУР в Новоуральске.
До ноября 2008 года было продано около 2000 автомобилей Geely. К тому времени Geely и Инком-Авто расстались, потому что за Geely ухаживала крупнейшая российская автодилерская группа «Рольф». Опять же, были рекламированы огромные планы. Дервейс в Черкесске был настроен на сборку автомобилей.
После кризиса 2008 года Geely решила изменить свою стратегию в России. Сотрудничество с «Рольфом» было отложено, и в 2011 году было создано дочернее предприятие, находящееся в полной собственности. Продажи быстро росли: в 2013 году в России было продано более 27 000 единиц Vision и MK. Впоследствии продажи снова упали до жалких 2000 единиц к 2017 году9.0003
BYD
Прошло почти 10 лет с тех пор, как последний BYD официально продавался в России, хотя компания одной из первых попыталась завоевать российский рынок.
BYD FlyerУвидев успех пикапов Great Wall, Irito искала подходящий китайский семейный автомобиль и нашла его: Byd Flyer! Это должен был быть самый дешевый новый автомобиль на рынке, по цене близкий к несуществующей на тот момент микроавтобусу ВАЗ «Ока». Это было сделано для того, чтобы соблазнить чиновников на льготные таможенные тарифы. Около 2000 единиц было продано в 2005-2006 годах, прежде чем эстафета перешла к Toyota Corolla-подобному седану F3. Byd F3 продавался медленно, но в 2013 году он все еще был доступен. Всего около 9000 штук было продано — большинство в 2008-2009 годах.
Lifan
Вы слышали о Lifan Breez или Lifan Cebrium? Derways (см. Ниже) начал сборку Lifan 520 под названием Breez в 2007 году, за ним последовали Solano (Lifan 620) в 2010 году, Smily (Lifan 320) в 2011 году, Cebrium (Lifan 720) и Murman (Lifan 820). в 2014 году. Внедорожник X60 почему-то не получил нового имени в России. Продажи превысили 20 000 единиц в 2012 году и достигли 27 000 единиц годом позже. До 2018 года Lifan относительно хорошо работал на российском рынке. Проблемы Lifan дома в сочетании с кончиной Derways привели к тому, что Lifan постепенно исчез из чартов продаж.
Lifan SolanoLifan CebriumJianghuai
Anhui Jianghuai имеет успешный сборочный завод в Казахстане, но компания не пыталась экспортировать автомобили с этого предприятия в Россию.
Таким образом, единственный раз, когда Jianghuai официально появился в России, был в 2011 году, когда ТагАЗ, очень яркая компания в городе Таганрог (см. Chery), добавила седан JAC Tojoy как Tagaz C10, а затем Rein как Tagaz C190. Поскольку в апреле 2012 года компания была объявлена банкротом, это сотрудничество не было длительным.
Dongfeng
Помимо недолговечной попытки продать легкие коммерческие автомобили DFSK примерно в 2006 году, компания официально вышла на российский рынок через местную дочернюю компанию ООО «Дунфенг Мотор Рус» в 2014 году с седаном DFM S30 и хэтчбеком h40. Эти модели не оказали никакого влияния на рынок.
Zotye
Zotye открыла местную дочернюю компанию в 2015 году. Модель T600 поступила в продажу в 2016 году, за ней последовала модель T700. Проблемы дома вынудили Zotye остановить продажи в 2020 году.
Tianma
Pekinsky Jeep продал несколько партий пикапов Tianma в 2006 году
Changan
Changan подписал соглашение о сотрудничестве с Irito в 2013 году, предусматривающее продажу 12 000 единиц в России в 2014 году. Реальные продажи составили 1/10 от что. В период с 2016 по 2019 год Changan безрезультатно использовал сборочное производство Irito в Липецке. Продажи начали расти только тогда, когда Changan разорвал отношения с Irito — совокупные продажи CS35, CS35 Plus, CS55 и CS75 составили 2800 единиц в 2019 году.и 7100 единиц в 2020 году.
China Brilliance
Brilliance была компанией, которая собиралась открыть завод в России – в период с 2004 по 2007 год было много объявлений. Ни один из них не был реализован. Ирито безуспешно пытался продать Brilliance Zunchi и Junjie в 2008 году. С середины 2010-х годов в Россию поступает струйка седанов h330 и внедорожников V5 — общий объем продаж составил менее 4000 единиц в период с 2014 по 2021 год, когда продажи окончательно прекратились.
Синкай
Вместе с Great Wall Irito также поставляла пикапы Xinkai в Россию с 2005 по 2008 год. Через год «Инком-Авто» ввез пару сотен пикапов JMC.
Атлант-М был успешным дилером китайских автомобилей в Украине, но не очень в России. В 2007 году Атлант-М импортировал ряд китайских легковых автомобилей:
JMC Baodian | 72 units |
Changfeng Flying | 175 units |
Shuanghuang SCEO | 84 units |
Landwind | 118 units |
Brilliance | 339 units |
Jinbei | 32 units |
Дервейс
Дервейс КовбойКарачаево-Черкесия — одна из национальных республик России со столицей в городе Черкесск. В Черкесске была своя марка водки «Меркурий», которую производили братья Деревы. В 2003 году Mercury создала автомобильную дочернюю компанию под названием Derways. Его первым продуктом был квадратный внедорожник, основанный на румынском Aro. В 2006 году Aro была объявлена банкротом и больше не могла поставлять шасси. Именно тогда Derways переключился на недорогие китайские бренды. Были Derways 31340 Saladon (от Zhengzhou-Nissan), 313130 Land Crown (от Xinkai), Aurora (от Huanghai) и грузовик 233300 Plutus (от Huanghai).