Вариаторная коробка передач: принцип работы и неисправности 🥇
В мире существует великое многообразие коробок переключения передач, при этом некоторые из них считаются безобидными, а некоторые серьезно недолюбливают в автомобильном сообществе. Если послушать некоторых “бывалых“ автоэкспертов, то они скажут бежать от вариаторных коробок передач как можно дальше.
Читай также: Коробка “Автомат“: принцип работы и основные проблемы
Сегодня мы разберемся в том, что же из себя представляет вариаторная коробка передач и так ли все плохо с ее надежностью. Вариаторные коробки также называют бесступенчатыми, или же можно встретить обозначение таких коробок, как CVT. У каждого производителя вариаторная коробка имеет свое название, но глобальный принцип работы от этого не особо меняется.
Изначально вариатор является способом передачи крутящего момента при помощи клиновидного ремня и двух раздвижных шкивов. При этом если говорить об автомобильном вариаторе, то его конструкция является чуть более сложной.
Принцип работы вариатора
Вариаторная коробка передач: советы по уходу, плюсы и минусы / depositphotos
Читай также: Как ездить на автомате: инструкция как правильно трогаться и тормозить
Когда увеличиваются обороты двигателя, то гидротрансформатор передает крутящий момент на первичный вал, который связан с двигателем. На этом валу установлен специальный шкив, который при воздействии на поверхность привода начинает сходиться.
После этого, из-за силы трения между клиновидным ремнем и шкивом, крутящий момент передается на ведомый шкив, который уже связан с приводом колес. Когда половинки ведомого шкива максимально сведены, то это можно условно классифицировать как низшую передачу. При повышении оборотов, диаметр ведущего и ведомого шкивов меняются и соответственно происходит изменения передаточного числа, которое максимально увеличивается.
Задняя передача на вариаторной коробке обеспечивается присоединением планетарного механизма к ведомому валу. Регулировку диаметров ведущего и ведомого шкива обеспечивает специальная электронная система
Виды автомобильных вариаторов
Вариаторная коробка передач: советы по уходу, плюсы и минусы / depositphotos
Читай также: Классификация коробок передач: виды и особенности эксплуатации
На сегодняшний день существуют вариаторы двух типов:
- клиноременные
- клиноцепные.
Клиноременные вариаторы, соответственно передают крутящий момент при помощи специального ремня, в то время, как клиноцепные, передают крутящий момент за счет специальной цепи, при ее точечном контакте с коническими дисками.
Плюсы и минусы вариаторов
Вариаторная коробка передач: советы по уходу, плюсы и минусы / depositphotos
Читай также: Что такое Типтроник: принцип работы, плюсы и минусы
Вокруг вариаторов ходит очень много слухов и легенд, которые, как правило, отпугивают людей от покупки автомобиля с CVT. У данной коробки, как и у всех остальных есть свои плюсы и свои минусы, исходя из которых каждый сам для себя делает выбор о необходимости покупки авто с вариатором.
Главные плюсы вариатора:
- плавность переключений
- экономичность
- тишина в салоне во время работы
- скорость переключения передач
Минусы вариатора:
- Граничный порог мощности
- Плохая переносимость резких стартов и езды по бездорожью
- Обслуживание этой коробки зачастую приходится делать чаще, чем ее конкурентов, а цена на это обслуживание – дороже.
Чтобы ездить на авто с вариатором долго и счастливо, необходимо соблюдать несколько простых правил:
Своевременное обслуживание коробки и регулярная замена масла.
Стоит понимать, что обычное масло ATF для гидромеханических автоматов абсолютно не подходит для вариаторной коробки передач
Бережная эксплуатация вариатора. Эта коробка не любит резких стартов и агрессивной езды в принципе. Также вариатор очень чувствителен к перегреву, поэтому стоит вовремя прочищать радиаторы охлаждения трансмиссии и не перегружать коробку.
Граничный уровень нагрузки на коробку вариатор можно узнать из инструкции по эксплуатации автомобиля.
Подпишись на наш Telegram-канал, если хочешь первым узнавать главные новости
Вам также может быть интересно:
- Как правильно тормозить двигателем
- Как тронуться с места на механике: 3 действенных способа
- Как часто менять масло в коробке передач: что нужно знать
- Теги:
- коробка передач
- советы
- автомат
- виды
- вариатор
Устройства коробки вариатор (CVT), принцип работы
Что такое вариатор? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте вспомним, сколько скоростей имеют механическая и автоматическая коробки передач.
Итак, вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, которая даёт водителю возможность изменять передаточное число не рывками, а плавно, в соответствии с оборотами двигателя и внешней нагрузкой, что позволяет использовать мощность мотора максимально эффективно и обеспечить комфорт во время движения.
На современные автомобили устанавливают вариаторы двух типов: клиноременной и тороидный, хотя в технике подобных конструкций существует великое множество.
Вариаторы клиноременного типа известны достаточно давно. Главными деталями этого вариатора являются раздвижные шкивы и трапецеидальный в сечении ремень, который их соединяет. Если в ведущем шкиве сдвинуть его половинки, они вытолкнут ремень наружу подобно попавшему между ними клину (именно потому данный вариатор имеет такое название).
При этом радиус шкива, с которым работает ремень, увеличится, что, в свою очередь, приведёт к увеличению передаточного отношения. Если же половинки ведомого шкива раздвинуть, ремень уйдёт внутрь, а радиус его работы уменьшится, что повлечёт за собой уменьшение передаточного отношения. При работе обоих шкивов в промежуточном положении передача будет прямой.Устройство клиноременного вариатора
Схема клиноременного вариатора
1 — маховик с демпфером крутильных колебаний, 2 — фрикцион заднего хода, 3 — промежуточная передача, 4 — вариатор, 5 — электронный блок управления, 6 — гидравлический блок управления, 7 — фрикцион переднего хода, 8 — планетарный механизм
Составляющими клиноременного вариатора являются одна или две ременные передачи, в которых шкивы образуются из конических дисков, которые за счёт своего сдвигания или раздвигания способны изменять диаметр и, соответственно, передаточное число. Различные автопроизводители выпускают вариаторы, отличающиеся друг от друга конструктивными особенностями.
Чтобы автомобиль сдвинулся с места, используют обыкновенное сцепление или же компактный гидротрансформатор, который блокируется вскоре после начала движения. Управление дисками, из которых состоят шкивы, происходит при помощи электронной системы из сервоприводов, а также датчиков и блока управления.
Начнём с того, что попроще. Почему ремень имеет клиновидную форму? Трапециевидный в разрезе ремень входит в шкивы только боковыми своими поверхностями, оставаясь при этом в хорошей сцепке с ними.
Каким образом изменяется передаточное число? Ведущий шкив, который вращается при помощи коленвала, устроен таким образом, что под воздействием центробежных сил его щёки плавно сжимаются и выталкивают трапециевидный ремень всё дальше от центра шкива. При этом ведомый шкив, напротив, разжимается, и ремень погружается всё глубже, приближаясь к центру шкива. Чем выше у двигателя обороты, тем сильнее сжимается ведущий и разжимается ведомый шкив, что приводит к изменению передаточного числа от коленвала к ведущему мосту.
Тороидный вариатор
Схема тороидного вариатора
1 — гидротрансформатор, 2 — шестерни заднего хода, 3 — ведущие диски, 4 — ролики, 5 — ведомые диски, 6 — насос
Тороидный вариатор имеет другое устройство. Он состоит из дисков и роликов, которые передают крутящий момент от диска к диску. Чтобы изменить передаточное число, необходимо поменять положение роликов и радиусы, по которым ролики обкатываются вокруг дисков. И поскольку основное усилие сосредотачивается в пятне контакта, поворот роликов требует применения особых устройств, способных преодолеть силу, с которой ролик прижимается к диску.
К примеру, в вариаторе Extroid от Ниссан применяется специальная система, в которой управляемый при помощи электроники гидравлический прецизионный механизм передвигает обоймы с роликами вниз или вверх на микроскопические величины, а ролик, из-за возникшего относительно дисков сдвига, поворачивается далее самостоятельно.
Клиноременной и тороидный вариаторы: особенности и слабые места
Принцип устройств, называемых ныне вариаторами, не является новоизобретённым. Идеи о бесступенчатых трансмиссиях приходили в головы конструкторов ещё тогда, когда на транспорте начали применяться поршневые ДВС. А развитие современных технологий производства материалов и достижения электроники позволили усовершенствовать конструкции вариаторов, которые сегодня получают всё большее распространение на автомобильном транспорте. При этом принцип их работы, несмотря на новые конструкторские находки, остаётся неизменным.
Несмотря на множество исследований и испытаний, современные вариаторы пока не удалось избавить от некоторых проблем, которые весьма существенно влияют на их работу.
Так, «слабым звеном» в работе клиноременного вариатора является ремень, а в тороидном – пятно контакта ролика с диском, в котором сила давления может достигать десяти тонн. С этими проблемами пытаются бороться путем использования специальных высокотехнологичных материалов, что в значительной степени повышает надёжность вариаторов, приближая её к показателям надёжности гидромеханических автоматов.
Современным рекордом для вариатора клиноременного типа является двигатель мощностью в 220 л.с. и 300 Нм, на которые способен шестицилиндровый двигатель Audi A6, оснащённой трансмиссией Multitronic. Тороидный вариатор-рекордсмен установлен на Nissan Gloria и Cedric, оснащённых 3-литровыми двигателями Extroid с показателями 240 л.с. и 310 Нм.
Несмотря на невозможность применения бесступенчатых передач на грузовиках, их применение на легковых автомобилях, по мнению экспертов, имеет большое будущее, которое обеспечат совершенствующиеся технологии производства материалов.
Сравнение динамических характеристик автомобилей, оснащённых вариаторами, может вызвать недоумение: на одной и той же модели легкового автомобиля разгон без вариатора происходит быстрее, чем с вариатором. Казалось бы, повышенная эффективность использования мощностей двигателя должна привести к противоположному результату! Оказывается, в случае адекватной настройки блока, разгон автомобиля с вариатором происходит, всё же, быстрее, чем без него.
А недовольство некоторых автомобилистов объясняется привычкой слышать при разгоне нарастающий шум мотора, тогда, как в случае установки вариатора этот звук остаётся равномерным. Многие фирмы идут в этом вопросе навстречу пожеланиям и настраивают блок таким образом, чтобы не лишать водителей привычного радующего слух шума разгоняющегося мотора.В завершение хотим отметить, что, в сравнении с традиционными коробками-автоматами, вариаторы являются значительно более совершенным типом трансмиссии. Их преимущество проявляется в значительно более высоких показателях динамики разгона, экономии топлива, плавному процессу езды. Весте с тем, конструкция вариаторов проще, чем у автоматических коробок, что сказывается на их стоимости и надёжности. Думается, что оснащённые вариаторами автомобили достаточно скоро вытеснят машины с «автоматами» и заметно потеснят «механику».
механических вариаторов скорости «VARIO» — МОТИВ — Каталоги в формате PDF | Техническая документация
Добавить в избранное
{{requestButtons}}
Выдержки из каталога
Список компонентов стр. 3Технические характеристики стр. 4-5 Принципы работы стр. 6Стр. производительности. 7 СмазкаМонтажные позиции стр. 10Условия продажи и гарантии стр. 11 Размеры стр. 8-9 >
VARIO основан на планетарной передаче с переменным передаточным числом. Двигатель вращает внутренние солнечные кольца 10 (насаженные на вал двигателя) и 11, которые, прижатые тарельчатыми шайбами 12, передают вращение на конусные диски сателлитов 7. Эти сателлиты соприкасаются с внешним неподвижным наружным кольцом 9.и внешнее подвижное кольцо 6, и сообщают вращение водилу 8 (заодно с выходным валом), с которым они соединены через подшипник скольжения-сателлит 3. При вращении ручки управления подвижное кольцо 6 вращается и приводит в движение осевое смещение; это движение…
легенда: P > 1 [кВт] входная мощностьn > 1 [об/мин] входная скоростьn > 2 [об/мин] выходная скоростьM > 2 [Нм] выходной крутящий момент >
литров маслаVARIO SVARIO M VARIO L VARIO являются поставляется с минеральной смазкой ISO VG 460, с количеством масла для позиций B3-B5. Вследствие принципа работы, основанного на трении сателлитов, соответствующая смазка необходима для правильного срока службы и эффективности VARIO. Строго рекомендуется, кроме того, чтобы избежать смешивания двух разных типов масла. Если вы меняете тип масла, сначала убедитесь, что вы очистили VARIO с помощью соответствующего химического растворителя. > Пробка сапуна Пробка уровня Пробка заливного отверстия Все модели VARIO поставляются с пробками заливной горловины, пробками уровня и пробками сапуна. Перед запуском вы…
ПРЕТЕНЗИИ 2.1. Претензии по количеству, весу, массе брутто и цвету или претензии по недостаткам и дефектам качества или соответствия, которые Покупатель может обнаружить при доставке товара, должны быть поданы не позднее, чем через 7 дней после их обнаружения. под страхом признания недействительным.СТАТЬЯ 3 ДОСТАВКА 3.1. Любая ответственность за ущерб, возникший в результате полной или частичной задержки или невыполнения доставки, исключается. 3.2. Если иное не сообщено Клиенту в письменной форме, условия перевозки должны быть рассчитаны на условиях франко-завод. СТАТЬЯ 4 ОПЛАТА 4.1. Любые задержанные или нерегулярные платежи влекут за собой мотив…
ОБЩИЙ КАТАЛОГ VARIO SERIES 09 06 REV.00 ОБЛАСТЬ ДИСТРИБЬЮТОРА Motive s.r.l. Via Artigianale, 110/112 25010 Montirone (BS) — Италия Тел.: +39 030 2677087 — Факс: +39 030 2677125 Интернет-сайт: www.motive.it Электронная почта: [email protected] >
Все каталоги и технические брошюры MOTIVE
Преобразователь частоты NEO-WiFi
24 страницы
АСИНХРОННЫЕ ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ СЕРИИ DELPHI
36 страниц
Коническо-цилиндрический редуктор ENDURO
50 страниц
Цилиндрические редукторы ROBUS
71 Страницы
Редуктор на валу STON
63 страницы
общий каталог
24 страницы
Червячные редукторы BOX и предварительные ступени STADIO
28 страниц
НАНО-ОЛЕО И НЕО-ОЛЕО
8 страниц
ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ СЕРИИ NEMA BOX
20 страниц
NANO — привод с регулируемой скоростью, для однофазной сети и трехфазных двигателей, до 2,2 кВт
12 страниц
НЕО-ВЕНТ — блок управления всасыванием и вентиляцией воздуха
8 страниц
NEO-COMP
8 страниц
NEO-SOLAR
8 страниц
NEO-PUMP
8 страниц
Однофазные двигатели MONO
8 страниц
Архивные каталоги
Трехфазные электродвигатели DELPHI
36 страниц
Червячные редукторы BOX и предварительные ступени STADIO
28 страниц
Двигатели однофазные «МОНО»
4 страницы
Сравнить
Удалить все
Сравнить до 10 продуктов
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ / ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР СКОРОСТЕЙ ИЛИ МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР?
Перейти к основному содержанию
Катерина СпеджоринКатерина Спеджорин
Владелец компании Presso VAR-SPE Srl ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ВАРИАТОРЫ СКОРОСТИ
Опубликовано 10 октября 2019 г.
+ Подписаться
Различные клиенты спрашивают нас, в чем разница между гидравлическим и механическим вариатором: мы подумали создать сводную таблицу с основными характеристиками
ВАРИАТОРЫ VARSPE: принцип работы
Var-Spe Гидравлический вариатор скорости имеет главный контур, состоящий из первичного и вторичного насосов.
Оба блока размещены в одном корпусе и смонтированы на фиксированном распределительном валу.
Регулировка скорости осуществляется путем регулировки эксцентриситета первичного насоса, поэтому поток масла направляется на вторичный насос (с фиксированным эксцентриситетом). Последний, соединенный с выходным валом, приводит в движение скорость, прямо пропорциональную полученному потоку масла. Так, максимальный эксцентриситет первичного насоса соответствует максимальной скорости вращения выходного вала, меньший эксцентриситет будет соответствовать меньшей скорости вращения выходного вала.
МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР: Принцип работы
Система механической трансмиссии с регулируемой скоростью основана на передаче мощности за счет трения между движущейся частью (приводимой в движение управляющей скоростью), ведущим и ведомым валами.
Два вариатора изменяют скорость двумя разными способами, но у наших вариаций есть эти преимущества:
VAR-SPE Преимущества:
1. Легкое обслуживание
1. .0179 : полностью смазанный контур создает масляную пленку, которая ЗАЩИЩАЕТ от износа все внутренние компоненты, минимальное ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — это замена масла, что обеспечивает ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ДОЛГИЙ СРОК ДОЛГОВЕЧНОСТИ гидравлического вариатора, внутренние компоненты не имеют МЕХАНИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ ..БЕЗ ТРЕНИЯ
2. БЕЗОПАСНОСТЬ вариаторов Varspe: каждый ВАРИАТОР оснащен предохранительными клапанами, которые задействованы в случае блокировки машины.