Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

«Масса, объём, плотность»


Вопросы и ответы для подготовки к контрольной

работе № 6 (по теме: «Масса, объём, плотность»)


Список основных вопросов:
1. Что такое инерция?

2. Что такое инертность?

3. Что такое масса тела?

4. Как влияет масса тела на его способность изменять скорость?

5. Что такое плотность вещества? (определение, формула, единицы измерения)

6. Что такое плотность тела? (определение, формула, единицы измерения)

7. Почему плотности различных веществ различны?
Вопросы, ответы и пояснения:
Инерция – это явление сохранения телом постоянной скорости своего движения (или состояния покоя), если на тело не действуют никакие другие тела или их действие скомпенсировано.

(Движение тела в этом случае называется движением по инерции.)


Инертность – это свойство тела изменять скорость своего движения на определённую величину за заданное время (или на заданную величину за определённое время).

Масса тела – это физическая величина, являющаяся мерой инертности тела.

m – масса тела

[ m ] = кг (в системе «СИ» масса измеряется в килограммах).
Чем больше масса тела, тем тело более инертное – его скорость изменить труднее (тело дольше разгоняется и дольше тормозит). Чем меньше масса тела, тем тело менее инертное – его скорость изменить легче (оно быстрее разгоняется и быстрее тормозит).
Рассмотрим процессы изменения скорости двух автомобилей: «Волги» и «Газели», оснащённых одинаковыми двигателями и одинаковыми тормозными системами. Как известно, «Волга» — легковой автомобиль, поэтому его масса, даже в загруженном состоянии, около 2-х тонн. «Газель», будучи микроавтобусом, фургоном или небольшим грузовиком, имеет полную массу 3,5 тонны. При одновременном старте, под действием одинаковой силы тяги двигателя, «Волга» разгоняется значительно быстрее и уходит в «отрыв». По этой же причине и тормозной путь «Волги» будет меньше, чем «Газели», водитель которой должен начинать тормозить заблаговременно, чтобы успеть остановиться в заданном месте.

Таким образом скорость «Газели» изменить труднее, так как масса газели больше массы «Волги», т.е. «Газель» более инертна, нежели «Волга». По этой же причине любой гружёный автомобиль дольше изменяет свою скорость, чем в состоянии без груза.
Плотность вещества – это физическая величина равна отношению массы вещества к его объёму.

В некоторых науках (химия, биофизика и т.п.) часто используются другие единицы плотности, такие как «г/см3». При решении физических задач величины, данные в таких единицах, надо переводить в единицы «СИ». Так как 1 г = 0,001 кг, а 1 см3 = 0,000001 м3, то: .

Плотность тела – это физическая величина равна отношению массы тела к его объёму.
Понятие плотности тела чаще всего применяется к неоднородным телам, т.е. телам, изготовленным из разных материалов, или телам, в состав которых входят различные вещества. В этом случае под «плотностью тела» подразумевается «средняя плотность».


Например, под плотностью сыра понимается отношение массы куска сыра к объёму этого куска, но масса куска включает в себя не только массу собственно продукта, но и массу воздуха (в «дырочках»), и, возможно, массу синтетической оболочки. То же самое — и с объёмом куска сыра.
Формула для плотности тела и единицы измерения плотности тела – такие же, как и для плотности вещества.
Плотности различных веществ различны, потому что в разных веществах:

1) массы молекул разные;

2) промежутки между молекулами разные.
Проиллюстрируем это с помощью рисунков:


  1. 2.

Очевидно, что при большей массе молекул и меньших промежутках между молекулами плотность первого вещества больше плотности второго вещества.

Каталог: content -> distant
content -> Служебная записка №11-3
content -> Әуе кемелерінің халықаралық ұшуын қамтамасыз етуге арналған әуежайларды ашу және жабу қағидасын бекіту туралы
distant -> Что мы знаем о речи, её стилях и типах, о тексте.
distant -> Российский


жүктеу/скачать 49 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

КАТАЛОГ БИОРЕСУРСНОЙ КОЛЛЕКЦИИ Ценных видов рыб

Ценных видов рыб

            В составе Уникальной модульной установки-комплекс (МУК) ЮНЦ РАН находится коллекция редких и исчезающих видов рыб семейства осетровых.  Коллекция постоянно находится в составе МУК, т.к. последняя обеспечивает условия существования коллекции.

Рисунок 1. Общий вид МУК

         Инновационно-экспериментальный аквариальный комплекс развернут для разработки технологий по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов рыб Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. В настоящее время коллекция состоит из В коллекции насчитывается 3 вида: стерлядь,  русский осетр,  шип,  и 3 гибридных формы: гибрид русского и сибирского осетра, гибрид стерляди и белуги, гибрид белуги и стерляди. стерлядь — 94 шт., русский осетр — 46 шт. , шип-13 шт., гибрид белуги и стерляди — 100 шт., гибрид стерляди и белуги — 94 шт. русско-ленский осетр-132 шт. Учет ведется при помощи рыбоводных журналов, инвентаризаций. При обследовании и контроле проводятся морфометрические ислледования (измерение длины, массы, гематологический контроль физиологического состояния, ихтиопатологические обследования), ветеринарный контроль. регулярная визуальная инспекция и др.

Катастрофическое состояние основных популяций осетровых, в которое они вошли в последнее десятилетие прошлого века, характеризуется тем, что для воспроизводства этих рыб уже нет достаточного количества производителей.

Теоретические и практические наработки технологий по некоторым видам осетровых позволяют создать полносистемные товарные хозяйства, базирующиеся на использовании замкнутых установок.

Белуга.

Acipenser huso (L.).

Рисунок

Проходная рыба, населяет бассейны Каспийского, Черного, Азовского и восточную часть Средиземного морей. Спинных жучек 11 — 14, боковых – 41 — 52, брюшных – 9 — 11. В спинном плавнике не менее 60 лучей, обычно 62 — 73. Рыло короткое, заостренное. Нижняя губа посередине прервана. Самая большая из наших промысловых рыб, масса до 1 т, длина до 4,2 м. Известны случаи поимки отдельных особей массой до 1,5 т. Обычная промысловая масса 50 — 80 кг.

Продолжительность жизни очень велика, до 100 лет. Половой зрелости достигает поздно: самки — в возрасте 16 — 18 лет, самцы – 12 — 14 лет. Имеет озимые и яровые расы. Основной промысел сосредоточен в устьях рек, впадающих в Каспийское и Азовское моря.

Нерестилища расположены в русле реки на каменистом грунте, клейкие икринки приклеиваются к камням. Плодовитость очень велика, в зависимости от размеров самки составляет от 360 тыс. до 7700 тыс., в среднем около 700 тыс. икринок. Нерестится в апреле — мае. Инкубационный период продолжается при 12 — 13 °С около 8 сут. Личинки имеют большой желточный мешок; после выклева скатываются в море. Молодь питается мелкими беспозвоночными животными.

Взрослая белуга — типичный хищник, питающийся в море рыбой (сельдь, тюлька, бычки). Крупные особи поедают в северном Каспии даже бельков тюленя.

Шип.

Acipenser nudiventris Lovetzky.

Рисунок

Проходная рыба, обитает в бассейнах Аральского, Каспийского и Черного морей. Достигает больших размеров — 2 м и более. Имеются озимые и яровые расы. В Куру входит яровая форма в марте, озимая — в октябре. В бассейне Арала представлен только озимой формой. В бассейне Каспийского моря распространен более в южной части, в Волгу заходят лишь единичные особи, многочислен в Урале.

Нерестится в апреле — мае на галечниковых грунтах при температуре воды 10 — 15°С. Плодовитость шипа в зависимости от размеров колеблется от 200 тыс. до 1300 тыс. икринок. Половой зрелости самцы достигают в возрасте 6 — 9 лет, самки – 12 — 14 лет. Средняя плодовитость около 600 тыс. икринок. Питается шип в Каспийском море рыбой и моллюсками, в Аральском море — в основном моллюсками, в озере Балхаш — хищничает. Промысловая масса от 12 до 16 кг.

Стерлядь.

Acipenser ruthenus L.

Рисунок

Пресноводная рыба, обитающая в реках и водохранилищах бассейнов Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского морей, Ледовитого океана. Встречается в Оби, Енисее, далее на восток не распространена. Вселена из Северной Двины в Печору, где отмечено ее размножение.

Имеются тупорылая и острорылая формы. Промысловые размеры стерляди 30 — 65 см, масса 0,5 — 2 кг, изредка 80 — 90 см и 3 — 4 кг (как исключение до 8 кг и более). Самцы достигают половой зрелости обычно в 4 — 5 лет, самки — в возрасте 7 — 9 лет при длине 28 — 34 см. Плодовитость колеблется от 6 тыс. до 140 тыс. икринок.

Нерестится в мае, икра клейкая, диаметр 1,9 — 2 мм. Нерест происходит на быстром течении на галечном грунте не каждый год, а обычно через 1 — 2 года. Стерлядь — типичный бентософаг, питается водными беспозвоночными: личинками насекомых, особенно хирономидами. Мигрирует в пределах пресных водоемов, иногда выходит в солоноватые воды за пределы устьевых пространств рек.

Бестер (белуга × стерлядь).

Рисунок

 В начале 60-х годов проведена успешная межродовая гибридизация белуги и стерляди, причем Н. И. Николюкиным получен быстрорастущий плодовитый гибрид, созревающий даже в условиях прудовых хозяйств с непроточной водой.

По внешним признакам бестер занимает промежуточное положение между белугой и стерлядью. Например, число лучей в спинном плавнике у белуги в среднем 62, у стерляди — 40, у гибрида — 51; число лучей в анальном плавнике у белуги 31, у стерляди — 26, у бестера — 28; ширина рта в процентах к длине головы у белуги (данные по сеголеткам) 34, у стерляди — 18,5, у бестера — 28.

В гибриде удачно сочетается быстрый рост белуги и раннее половое созревание стерляди. Самцы бестера созревают на 3 — 4-м году жизни, а самки — на 6 — 8-м году. Для промышленного получения гибридов в низовьях Волги отлавливают самок белуги массой 100 — 120 кг. Полученную от них с применением гипофизарных инъекций икру осеменяют спермой самцов стерляди средней массы 250 — 500 г.

Бестер унаследовал от белуги хищный образ жизни. Темп роста высокий — сеголетки достигают 50 — 100 г, двухлетки — 800 г и более, Его расселяют как в пресные, так и в солоноватые водоемы. Так, в условиях солоноватого Пролетарского водохранилища бестер растет очень быстро, сеголетки достигали 100 г, трехлетки — 2 кг, четырехлетки весной — 4 кг (максимальная масса 5,3 кг, длина 96 см), осенью средняя масса четырехлеток была 6,15 кг.

Русский осетр

Acipenser gueidenstaedtii Brandt et Ratzeburg.

Рисунок

 Обитает в бассейнах Черного, Азовского и Каспийского морей. Проходная рыба, образующая и пресноводную жилую форму. Проходная форма образует яровые и озимые расы. Нерестится в Волге, Урале, Тереке, из Черного моря поднимается для икрометания в Дунай, Днепр, некоторое количество в Риони. Из Азовского моря поднимается в Дон и Кубань.

Созревает в Азовском море: самцы — в возрасте 8 -9 лет, самки — в 10 — 14 лет. Максимальные размеры 230 см и масса до 80 — 120 кг. Средняя промысловая масса 12 — 24 кг. Нерестится весной в мае — начале июня на каменистых россыпях, откладывая от 70 тыс. до 800 тыс. икринок. Инкубация икры продолжается около 90 ч, выклюнувшиеся личинки сплывают вниз по течению. Некоторая часть молоди задерживается в реке на год и более (незначительная часть остается в реке на всю жизнь, образуя речную жилую форму).

 Молодь питается беспозвоночными. У взрослого осетра в Каспийском море пища на 75% состоит из беспозвоночных (хирономиды, нереис, бокоплавы) и на 25% из моллюсков и рыбы (бычки).

Осетра разводят на рыбоводных заводах с целью компенсации ущерба, нанесенного его запасам гидростроительством. Осетр в природе образует гибриды с белугой, шипом, стерлядью, севрюгой.

Севрюга Acipenser stellatus Pallas. Обитает в бассейнах Черного, Азовского и Каспийского морей. Достигает максимальных размеров 220 см и массы 68 кг, средняя промысловая масса 7 — 8 кг. Это ценная промысловая рыба, входящая для нереста в реки, образует яровые и озимые формы.

В Урал яровая форма севрюги поднимается в апреле — мае; озимая заходит в августе — сентябре, зимует в реке и поднимается вверх по течению выше, чем яровая. Наличие яровых и озимых рас позволяет полнее использовать нерестилища.

Нерест происходит на галечниковых грунтах с мая по август (в Куре с апреля по сентябрь). Плодовитость колеблется от 20 тыс. до 362 тыс. икринок, продолжительность инкубации при 23°С — около 50 ч. Половой зрелости севрюга достигает в Куре: самцы — в возрасте 12 — 13 лет, самки – 14 — 17 лет, в Волге: самцы — в 9 — 12 лет, самки — в 12 — 15 лет. Продолжительность жизни до 30 лет

Из Волги молодь скатывается в Северный Каспий в возрасте 2 — 3 мес. Взрослая севрюга питается в море главным образом личинками хирономид, рачками, в Южном Каспии также рыбой. По уловам занимает среди осетровых второе место после русского осетра. Севрюгу разводят на рыбоводных заводах в низовьях Волги, Кубани, Дона.

         Разработаны информационные буклеты, информация о коллекции размещена на сайте. Проводится научно-образовательная деятельность со студентами базовых кафедр профильных ВУЗов (ДГТУ, АГТУ), проведение производственных практик, экскурсионная программа для учеников городских и сельских школ, воспитанников детских домов.


‘Волга: история величайшей реки России’

Невозможно представить Россию и ее историю без Волги, самой длинной реки России и Европы, на берегах которой произошли многие из важнейших политических, экономических и культурных событий страны. Известная как «Мать-Волга», река всегда играла огромную роль в национальном сознании. Сложная и красочная история этой легендарной реки является предметом новой книги профессора Джанет Хартли, почетного профессора международной истории Лондонской школы экономики: «Волга: история величайшей реки России».

«Волга» — это второе исследование профессора Хартли истории России, основанное на физической сущности. В ее знаменитой книге «Сибирь: история народа» этот обширный регион использовался для рассмотрения людей, которые поселились — или были вынуждены поселиться — в месте, которое служило огромной и негостеприимной тюрьмой.

Искусное повествование Хартли о Волге начинается с Хазарского ханства начала 7-го века, населенного тюркскими племенами, которые являются первыми зарегистрированными бенефициарами прибыльного торгового пути Север-Юг по реке. Торговцы-викинги, известные как «русы» или «люди, которые гребут», использовали Волгу для доставки мехов, рабов, пчелиного воска, меда и слоновой кости на юг, в большой торговый центр на Итиле. Русы были «приглашены» к власти над славянскими племенами, а их потомки основали на берегах Волги великие средневековые города-крепости: Углич, Ярославль, Кострому, Тверь.

На противоположном конце Волги, где река впадает в Каспийское море, два века (1240 — 1480) господствовали монгольские завоеватели в своей великой столице Астрахани. Сопротивление монголам, возглавляемое великим князем Московским, помогло объединить раздробленные русские княжества в национальное государство. Окончательный разграбление Казани и Астрахани Иваном Грозным в середине шестнадцатого века стало важным поворотным моментом в истории России и Волги.

Хартли затрагивает эти и другие важные вехи русской истории на протяжении всей книги, но сохраняет сложные социальные взаимодействия и развитие, происходящие вдоль волжского фронта, в центре своего повествования. Она прослеживает Волгу как границу внутренних районов, которая привлекает разбойников, преступников и пиратов и разжигает восстания, подобные восстаниям, возглавляемым Стенькой Разиным, Емельяном Пугачевым и, в конечном итоге, Владимиром Лениным. Хартли также исследует роль реки как материального разделения постоянно расширяющейся империи с запада на восток. Даже когда Россия становится многоэтническим и многоконфессиональным государством, Волга обеспечивает преграду между мусульманами и христианами, русскими и нерусскими и противоборствующими армиями.

По мере развития торговли и технологий в семнадцатом и восемнадцатом веках Волга служит главным каналом товаров и ноу-хау, поддерживая рост Нижнего Новгорода как великого торгового центра империи. Культурные и политические идеи также движутся вдоль реки, и пока интеллектуалы девятнадцатого века изо всех сил пытаются определить национальную идентичность, могучая Волга предлагает вдохновение, используемое музыкантами, поэтами и художниками.

Большевистские пропагандисты находят в Волге богатую метафору триумфа советской техники, «приручившей» великую реку, концепцию, исследованную и Иваном Грозным, и Екатериной Великой во время их встреч с Волгой. Позже Советы возвращаются к символике реки как «Матери» во время Второй мировой войны, когда Красная Армия останавливает нацистов на берегах Волги во время бойни Сталинградской битвы.

«Волга» — чрезвычайно читаемая книга — как для опытного историка России, так и для тех, кто впервые сталкивается с огромным народом и его яркой историей. Формируя свое повествование о приливах и отливах великой реки России, Хартли предлагает ценную информацию о российском мышлении и намекает на то, что может быть в их будущем. «Волга» сочетает в себе выдающиеся академические исследования с мастерским и убедительным повествованием.

Результат — незабываемое путешествие в самое сердце российской социальной, политической и культурной истории.

Картина Ильи Репина 1873 года «Бурлаки на Волге» для многих остается их изображением реки. Викикоммонс

Хотя река Волга никогда не была географической границей между Азией и Европой, во многих отношениях средняя и нижняя Волга действительно проводят линию между христианским, русским, европейским Западом и исламским и азиатским Востоком. «Я в Азии», — заявила Екатерина II в письме к Вольтеру из Казани в 1767 г. Топография земли по обе стороны от средней и нижней Волги усиливает это ощущение водораздела: земля на западном (правом) берегу более холмистая, более возделанная и богаче растительностью; земли восточного (левого) берега низменные, равнинные, преимущественно кустарниковые, простираются до границ Казахстана. Конечно, немецкие переселенцы, которых Екатерина II в 1760-х годах побудила приехать в Поволжье, считали, что тем, кому были пожалованы земли на западной «горной стороне» в Саратовской губернии, повезло — не только потому, что почва была лучше, чем с восточной «луговой» стороны, но и потому, что они не были так подвержены опасным набегам калмыцких и ногайских всадников.

В их глазах река была разделительной линией между европейской цивилизацией и азиатским варварством.

Однако Волга была не просто водоразделом между востоком и западом, Европой и Азией. Это было также место встречи и (в какой-то степени) плавильный котел многих разных народов сначала в многонациональной и многоконфессиональной Российской империи, а затем в Советском Союзе. Астрахань стала домом для армянских, персидских и индийских торговцев, каждый из которых имел свои кварталы, религиозные и торговые здания и свои учреждения. Казань сегодня татарский и русский город; сельская местность к северу, востоку и западу от Казани населена русскими, тюркскими и финно-угорскими народами. В советский период автономные республики были созданы для нерусских народов в 1920-х годов в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, и они все еще существуют в Российской Федерации сегодня (за исключением недолговечной Поволжско-Германской Автономной Республики). Однако во всех республиках проживает значительное количество этнических русских, и сегодня они важны для формирования идентичности в новой России.

Религиозная композиция на Волге сложная. Финно-угорские поселенцы изначально следовали шаманским верованиям, хотя многие обратились, по крайней мере номинально, в православие после того, как стали подданными Российской империи. Правитель и элита Хазарии, вероятно, обратились в иудаизм где-то в начале девятого века. Калмыки юга и юго-востока Поволжья были буддистами (единственными буддистами в Европе). Болгарское государство, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства были или стали мусульманскими. Российское и советское государства осознавали потенциальную угрозу ислама в Поволжье с момента завоевания Казани в 1552 г. История Поволжья отчасти является историей (часто насильственного) обращения в православие Российское правительство и реакция на это местных жителей. Во многих случаях процесс обращения был неполным или, в случае ислама, мог быть обращен вспять. Удаленность большей части поволжской деревни привлекала старообрядцев, то есть раскольников из Русской православной церкви, не принявших изменений в богослужении и практике в середине XVII века. Немецкие поселенцы восемнадцатого века могли быть католиками или протестантами. Поселения на Волге были микрокосмом этнической и культурной сложности Российской империи и Советского государства, и в этом исследовании будут изучены отношения между различными группами людей на Волге, а также между нерусскими и правительством.

Река Волга сыграла ключевую роль в создании и развитии ранних «государств», Российской империи и Советского Союза. Важность торговли и стратегического доступа к Волге и Каспийскому морю привели к соперничеству и конфликту между Хазарией, булгарами и Киевской Русью; а затем между Золотой Ордой (и ее преемником ханством в Казани) и Москвой и другими русскими княжествами на территории нынешней Европейской России. После завоевания Казани и Астрахани цари России приняли титул «царь казанский и астраханский» (и Сибири), а также «царь всея Руси». С этого времени Россию можно считать «империей», хотя западный титул «император», а не царь, был принят Петром I только в 1721 г. Среднее и Нижнее Поволжье были первыми значительными нерусскими и нехристианские земли, где должна была установить и осуществлять контроль Российская империя. Во многом они служили испытательным полигоном, а затем образцом имперской (и отчасти советской) политики в отношении нерусских народов.

Крупнейшие казачьи восстания конца семнадцатого и восемнадцатого веков были по сути волжскими восстаниями, когда повстанческие армии Стеньки Разина и Емельяна Пугачева плавали вверх и вниз по реке и грабили важные волжские города. Поселения по обоим берегам Волги были разграблены кочевниками-кочевниками с востока и юга. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков регион был охвачен сельским и городским сопротивлением и восстаниями. Имперское правительство и Советское государство ответили подавлением мятежных подданных и усилением их административного контроля, а также усилением своего культурного и образовательного присутствия в регионе. Имперская Россия и Советский Союз были в значительной степени сформированы опытом управления землями, приобретенными в шестнадцатом веке на Волге.

Волга стала ключевым местом конфликта в двадцатом веке и сыграла ключевую роль в создании и выживании Советского государства. Река и несколько ключевых волжских городов сыграли решающую роль в определении исхода Гражданской войны в России 1918–1922 годов. Самара на короткое время стала центром сопротивления новому советскому государству, а города на средней и нижней Волге имели жизненно важное стратегическое значение как для белых, так и для красных. Неспособность белых армий соединиться на Волге во многом определила исход Гражданской войны. Во Второй мировой войне Сталинградская битва сыграла решающую роль в разгроме немецкой армии и выживании Советского Союза. И тогда, и после этого она преподносилась как величайшая из всех «патриотических» жертв, принесенных советским народом. Река Волга под Сталинградом считалась в 1942–43 как ключевой рубеж, Рубикон, который немцы не должны переходить. Часть огромного мемориального комплекса битвы показывает, что немецкие солдаты переходят реку только как побежденные и деморализованные военнопленные.

Наконец, Волга стала предметом поэзии, литературы и искусства и помогла сформировать чувство русской идентичности через общий опыт общения с рекой. Оды конца XVIII века Екатерине II не только прославляли реку, но и «приручали» ее в честь правительницы. В девятнадцатом веке писатели, художники и туристы полностью «открыли» Волгу как нечто уникальное и особенное для России и всех россиян. Волга стала «Волгой-матерью» и защитницей русского народа. Однако «мрачное величие» Волги, как выразился Бремнер в первой цитате этой главы, также было общей темой русской поэзии, литературы и искусства. Знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» использует этот образ для изображения эксплуатации и страданий простых людей в позднецарской России. Сталинградская битва закрепила особое значение реки как преграды, защищавшей Советское государство и всех его людей, русских и нерусских, от тех, кто желал их уничтожить, и это нашло отражение в современных ему стихах и популярных песнях.

Переход от отношения к реке как к границе с «другим» (Азией) к восприятию ее как символа русскости внутри России отчасти является отражением эволюции русской идентичности, в которой Волга играла значительную роль . Однако это также река многих нерусских народов, и она фигурирует в поэзии и прозе как нерусских, так и русских. Волга сегодня играет такую ​​же важную роль в идентификации татар в Татарстане как «волжских татар» и потомков Болгарского государства, как и в русской идентичности.

Река имеет огромное значение для всех, кто живет на ее берегах, а также для русских и нерусских, живших в составе Российской империи и Советского Союза. Река, по словам популярной «Песни о Волге» в фильме 1938 года «Волга, Волга», была:

Могучая водами, как море,
И так же, как наша Родина – свободна.

Выдержка из книги Джанет М. Хартли «Волга: история величайшей реки России», опубликованной издательством Yale University Press. © 2021 Джанет М. Хартли. Используется с разрешения. Все права защищены. Сноски удалены для удобства чтения.

Для получения дополнительной информации о Джанет М. Хартли и ее книге посетите сайт ее издателя здесь.

Project MUSE — Принуждение и обращение: Насилие и массовое крещение народов Поволжья, 1740-55

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Критика: исследования истории России и Евразии 4. 3 (2003) 543-569



[Доступ к статье в формате PDF]

Paul W. Werth


Эта статья касается того, что можно считать последним шагом в христианизации Европы. За короткий 15-летний период в середине 18 в. подавляющее большинство анимистических народов Поволжья, а также часть его мусульман были обращены в православие. 1 Большинство историков этих обращений согласятся, что сила и запугивание были решающими элементами в поразительном численном успехе этой миссионерской кампании. Так, татарский историк Файзулхак Габдулхакович Ислаев утверждает, что с 1741 года «насилие стало государственной политикой в ​​организации миссионерской работы». 2 В несколько более скромной формулировке Михаил Ходарковский утверждает, что при императрице Елизавете (1741-62) имперское правительство «сделало новый упор на применение силы и законодательных указов, а не на проповедь христианского учения». 3 Жалобы новообращенных подтверждают, что некоторые нехристиане действительно стали жертвами насилия. В чувашской челобитной 1745 г., например, описывается, как некий протоиерей «вместе с другими священниками и крестьянами Дудинского монастыря, придя ночью в дома чувашей, и схватив их, чувашей, с женами и детьми, нещадно избил их и крестят их против их воли, а также на дорогах ловят чувашей и подвергают тех чувашей насильственному обращению». 4 Сам факт того, что официальные запреты на применение силы [End Page 543] в вопросе обращения так часто повторялись, косвенно свидетельствует о том, что насилие было более чем случайным.

Моя цель в этой статье, тем не менее, состоит в том, чтобы усложнить эту упрощенную картину инициированной государством кампании миссионерского насилия. При этом я не утверждаю, что эти массовые крещения были в основном мирными и добровольными, и уж тем более не утверждаю, что духовные интересы — признание частью новообращенных истин Православия и превосходства над другими религиозными системами — представляли собой центральный фактор более чем простого горстка новообращенных. Тем не менее, важно признать, что ни Православная Церковь, ни имперское правительство открыто не санкционировали применение насилия в вопросе обращения, а, наоборот, настаивали на том, что сила и принуждение не могут привести к законному обращению. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что на практике успех государства в крещении стольких нерусских был обусловлен, прежде всего, его способностью установить набор стимулов — некоторые из них, несомненно, отрицательные, — достаточных для привлечения иноверцев к купели «добровольно» — то есть по собственному желанию. Насилие, которое имело место, лучше всего объясняется не государственной инициативой и санкцией, а неспособностью Санкт-Петербурга осуществлять адекватный контроль над действиями своих подчиненных, которые, вытесняя официально санкционированные миссионерские методы, руководствовались либо большим миссионерским рвением (в случае нескольких видных иерархов) или желанием использовать обращение как способ облегчения эксплуатации нерусских сельских жителей для личного обогащения. По сути, центральные власти имели гораздо больше полномочий для инициирования и прекращения миссионерской кампании, чем для управления ее проведением.

Источники миссионерского порыва

За завоеванием Казани в 1552 г. последовало обращение в православие по крайней мере части нерусских жителей, 5 но на протяжении большей части периода до XVIII века ни государство, ни церковь много сделала для содействия обращению. Временами между православными монастырями и соседними неправославными общинами велась ожесточенная борьба, которая вызывала отвращение у некоторых нерусских и настраивала их против христианства. 6 Но эти конфликты, явно затрагивающие экономические [End Page 544] вопросы (главным образом земельные), а не религиозные, вполне могли быть нетипичными. 7 В любом случае, ни эти монастыри, ни православная иерархия в целом не способствовали организованному обращению в XVII веке.

Тем не менее, развитие Православия в 17 веке в конечном итоге породило более сильный миссионерский импульс.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *