Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Механизм управления раздаточной коробкой передач

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системе управления трансмиссией автомобиля. Механизм управления раздаточной коробкой передач имеет шток управления, на котором установлена пружина и вилка включения переднего моста с ограничительным штифтом, входящим в паз штока с возможностью перемещения по штоку при сжатии пружины. На конце штока управления выполнено два выступа. На штоке включения понижающей передачи закреплен плоский рычаг, который при движении штока управления на ход включения переднего моста контактирует с выступом на штоке управления и через поворотный рычаг перемещает шток понижающей передачи, а шток понижающей передачи с вилкой имеет возвратную пружину, установленную в корпус раздаточной коробки. Механизм управления раздаточной коробкой передач может быть снабжен моторедуктором, воздействующим зубчатой шестерней на шток управления, выполненный в виде зубчатой рейки. Достигается упрощение управлением раздаточной коробкой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системе управления трансмиссией автомобиля.

Известен механизм управления раздаточной коробкой передач, содержащий шток переднего моста с вилкой, шток понижающей передачи с вилкой, шток включения понижающей передачи и поворотный рычаг [1].

Шток управления с вилкой включения переднего моста при ручном воздействии на него включает или выключает передний мост. Шток включения понижающей передачи при ручном воздействии на него перемещает через поворотный рычаг шток понижающей передачи с вилкой и включает или выключает понижающую передачу.

Недостатком данного механизма является неудобство в управлении и большая трудоемкость управления раздаточной коробкой.

Технический результат, достигаемый заявленным решением, заключается в автоматизации управления раздаточной коробкой передач с целью снижения нагрузки на водителя.

Указанный результат достигается тем, что:

1. Механизм управления раздаточной коробкой передач имеет шток управления, на котором установлена пружина и вилка включения переднего моста с ограничительным штифтом, входящим в паз штока, с возможностью перемещения по штоку при сжатии пружины, а на конце штока управления выполнено два выступа, на штоке включения понижающей передачи закреплен плоский рычаг, который при движении штока управления на ход включения переднего моста начинает контактировать с выступом на штоке управления и через поворотный рычаг перемещает шток понижающей передачи, а шток понижающей передачи с вилкой имеет возвратную пружину, установленную в корпус раздаточной коробки.

2. Механизм управления раздаточной коробкой передач по п.1 снабжен моторедуктором, воздействующим зубчатой шестерней на шток управления, выполненный в виде зубчатой рейки.

Заявленное техническое решение иллюстрируется чертежами, где:

Фиг.1 и Фиг.2 — Механизм управления раздаточной коробкой передач.

Фиг.3 — Установка моторедуктора со штоком в виде зубчатой рейки.

Фиг.4 — Прототип.

1. Механизм управления раздаточной коробкой имеет шток управления 1, на котором установлена пружина 2 и вилка включения переднего моста 3 с ограничительным штифтом 4, входящим в паз штока, с возможностью перемещения по штоку 1 при сжатии пружины 2, а на конце штока управления выполнено два выступа А и Б, на штоке включения понижающей передачи 5 закреплен плоский рычаг 6, который при движении штока управления 1 на ход включения переднего моста начинает контактировать с выступом А на штоке управления и через поворотный рычаг 7 перемещает шток понижающей передачи 8, а шток понижающей передачи 8 с вилкой 14 имеет возвратную пружину 9, установленную в корпус 10 раздаточной коробки.

2. Механизм управления раздаточной коробкой передач по п.1 снабжен моторедуктором 11, воздействующим зубчатой шестерней 12 на шток управления, выполненный в виде зубчатой рейки 13.

1. Работает механизм управления раздаточной коробкой передач следующим образом. При ручном воздействии на шток управления 1, шток перемещается, через пружину 2 воздействует на вилку 3, включает передний мост.

При включенном переднем мосте вилка включения переднего моста 3 упирается в корпус раздаточной коробки. Паз в штоке управления позволяет дальнейшее перемещение штока управления 1. Шток управления сжимает пружину 2, а ограничительный штифт 4 скользит в пазу штока управления. Шток управления контактирует выступом А с плоским рычагом 6, перемещает шток включения понижающей передачи 5 и через поворотный рычаг 7 перемещает шток понижающей передачи 8 с вилкой 14, сжимает возвратную пружину 9, установленную в корпус 10, включает понижающую передачу. Выключение понижающей передачи производится движением штока управления 1 в обратном направлении. Шток управления 1 выступом Б контактирует с плоским рычагом 6, перемещает шток включения понижающей передачи 5 и через поворотный рычаг 7 перемещает шток понижающей передачи 8 с вилкой 14, возвратная пружина 9 разжимается, выключает понижающую передачу, включает прямую передачу, а при дальнейшем движении шток управления 1 краем паза контактирует с ограничительным штифтом 4, передвигает вилку 3, выключает передний мост.

2. Механизм управления раздаточной коробкой передач по п.1 и управляющим штоком в виде зубчатой рейки 13 работает следующим образом. При подаче электрического тока на моторедуктор 11, зубчатая шестерня 12 начинает вращаться и перемещает шток управления 13, пружина 2, воздействуя на вилку 3, включает передний мост, а при дальнейшем движении управляющего штока включается понижающая передача аналогично работе механизма по п.1. Выключение понижающей передачи и переднего моста производится подачей электрического тока обратной полярности на моторедуктор 11, при этом шестерня 12 моторедуктора вращается в обратную сторону и перемещает шток управления 13.

Источник информации

[1] Журнал «За рулем» №10, октябрь 2013, стр. 70-74 — прототип.

1. Механизм управления раздаточной коробкой передач, содержащий вилки, штоки, поворотный рычаг, отличающийся тем, что механизм имеет шток управления, на котором установлена пружина и вилка включения переднего моста с ограничительным штифтом, входящим в паз штока, с возможностью перемещения по штоку при сжатии пружины, а на конце штока управления выполнено два выступа, на штоке включения понижающей передачи закреплен плоский рычаг, который при движении штока управления на ход включения переднего моста начинает контактировать с выступом на штоке управления и через поворотный рычаг перемещает шток понижающей передачи, а шток понижающей передачи с вилкой имеет возвратную пружину, установленную в корпус раздаточной коробки.

2. Механизм управления раздаточной коробкой передач по п.1, отличающийся тем, что он снабжен моторедуктором, воздействующим зубчатой шестерней на шток управления, выполненный в виде зубчатой рейки.

findpatent.ru

Механизм управления коробкой передач ЯМЗ

Механизм переключение передач

Опыт эксплуатации коробок передач свидетельствует о большом влиянии механизма управления коробкой на ее работоспособность и долговечность.

Механизм управления коробкой передач можно разделить на следующие структурные составляющие: элементы управления, размещенные внутри коробки передач, внешние элементы, устанавливаемые непосредственно на ней и вне ее (дистанционное управление). Последние элементы являются естественной принадлежностью автомобиля при компоновке кабины над двигателем.

Изучение процесса переключения передач в коробке передач позволило найти способы уменьшить силу включения и повысить четкость фиксации передач путем изменения характеристики пружинно-шариковых фиксаторов штоков верхней крышки.

В исходной конструкции фиксаторов максимальная сила на штоке, создаваемая пружиной, складывалась с силой синхронизации. Изменив профиль фиксаторной канавки, удалось уменьшить силу переключения передач на 10-12°C без уменьшения силы фиксатора.

Значительные трудности в управлении коробкой передач возникли при эксплуатации автомобилей МАЗ, где система управления включает в себя обе внешние составляющие по приведенной выше классификационной схеме. Из-за применения дистанционного привода на этих автомобилях была создана новая конструкция внешних элементов управления, устанавливаемых на коробке передач.

Сравнение исходной и новой конструкций головки механизма управления показывает, что новый механизм имеет ряд преимуществ, основными из которых являются: повышенная жесткость и надежность вследствие изменения конструкции картера; применение конструкции закрытого типа с подачей смазки от коробки передач; меньшее число шарнирных соединений и упрощенная кинематика; устранение регулировки при монтаже и в процессе эксплуатации; наличие дополнительного фиксатора нейтрального положения.

www.dymz.ru

Механизм управления коробкой передач

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции органов управления коробкой передач, например, сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции. Механизм содержит рычаг управления 1 с вилкой 2, шарнирно соединенный с валом 3, систему тяг и рычагов, состоящую из двух частей 5 и 6, каждая из которых связана шарнирно с рычагом 1 и переключающим штоком коробки передач, при этом одна часть 5 выполнена с возможностью линейного перемещения штока, а другая 6 — с возможностью вращения и имеет промежуточный блок. Новым в механизме является то, что промежуточный блок выполнен в виде двуплечего рычага 7 Г-образной формы, имеющего на одном плече сферический шарнир, в котором свободно размещен палец 9, шарнирно соединенный с вилкой 2 рычага 1, при этом другое плечо двуплечего рычага 7 шарнирно связано с системой тяг и рычагов 6. В зависимости от направления перемещения, задаваемого рычагом пальцу 9 через систему тяг и рычагов, производится поворот или линейное перемещение штока коробки передач. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 В 60 К 20 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4 146842,/:3()-1 1 (22) 21. 12.87 (46) 80.12.89 Бк)л. X 48 (i 2) И. Il. Русинов, Д. И Кожучцко, А. Л. Могиленский, A. В. IОрченко и В. Г Кузьминои (58) 629.118 (088.8) (56) Комбайн самоходный зерноуборочный

«Äîí-1500». Описание и инструкция по эксплуатации 11О «Ростсельмаш», 1982, с. 186, рис. 12(). (54),М(.ХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ 11Е Р! ., 1Ас) (57) И собр т. и сс отнсни1сн к мац иностроению, в астности к конструкции органов нранлс нця кор юбкой пере:(снохи зя иствс и III>l х >а IIIH н. )It 1ь и зооос гс ц я упрощс ние конструкции. Меx» ни м содержит рычаг 1 управления с вилкой 2, шарнирно ссндиненный с валом 3, ÄÄSUÄÄ 1532342 А1 систему тяг и рычагов, состоящую из двух частей 5 и 6, каждая из которых связана шарнирно с рычагом 1 и переключающим штоком коробки передач, при этом одна часть 5 выполнена с возможностью линейного перемещения штока, а другая 6— с возможностью вращения и имеет промежуточный блок. Новым в механизме является то, что промежуточный блок выполнен в виде двуплечего рычага 7 Гобразной формы, имеющего на одном плече сферический шарнир, в котором свободно размгщен палец 9, шарнирно соединенный с вилкой 2 рычага 1, при этом другое плечо двуплечего рычага 7 шарнирно связано с системой тяг и рычагов 6. В зависимости от направления перемещения, задаваемого рычагом пальцу 9 через систему тяг и рыЯ чагов, производится поворот или линейное перемещение штока коробки передач. 4 ил.

1532342

Фо рм ула и зо о р(тени.) ЗС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции органов управления коробкой передач, например, сельскохозяйственных машин.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На фиг. изображен механизм управления коробкой передач в нейтральном положении, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1, на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 1.

Механизм управления коробкой передач сстоит из рычага 1; правления, жестко сВНзанного с вилкой 2, которая охватывает вал 3, например шестигранной формы, и соединена с ним шарнирно посредством оси 4, жестко связанной с валом 3, что позволяет рычагу 1 проворачиваться вместе с ва )ом 3 вокруl его продольной оси или враси 4, при этом вал 3 неподВижен

>«к. IN)»I Iющего штока коробки передач. а .1!)уl ая (6) с возможностью его поворота. ! .истема тяг и рычагов 6 соединена с валом 3 и рез промежуточный блек. Последний Вып,III() tI ll )ече звуплечего рычага устаi«>B.1с>«

„1!н>г > вбодно разме)цен палс и „, i>»),»I()t ll, It чо дву плечс г . .û÷ I га 7 н)арн»:,—,

t t 1)i)It H() с систем(>й тя г и рычагоВ 6 .B

В нейтр,ет

ВертИКВЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПрИ ЭТОМ О íaходятся в >. Вой п.)оскости с о

Механизм .правления коробкой передач работает следук>щнм образом.

PI,iuaI 1 с вилкой 2 выводят из нейтраль)гого положения и перемещают вокруг оси 4 ! «Вл во,»

Затем рычаг перемещают вокруг продольной оси вала 3 («вперед», назад») . при этом вилка 2, охват )вающая вал 3, проворачивает его вокруг уп

От вала 3 перемещение получает c ис Baìà тяг и рычагов 5, сообщающа>) шток коробки передач линейное перемещение. )Змес-.: с вилкой 2 перемеща ;ся iaкже ось с шарнирно установленным на ней В;

Однако на сферическии:.«)рни; 10 палец 9 не воздей Tâóåò, пocaçëьку р).;чаг и палец 9 переме>цаются в плоробки передач

Механизм упр B.aåíèÿ коробкой передач преи.зу(цественно

),ой, шарнг,)H(сгор(>й рычаг переключения передач 1, при этом одно плечо двуг(лечего рычага снабжено сферическим шарниром, в котором свободно размещен палец, а другое — связано с системой тяг и рычагов.

1532342

А-А

Состанитель В Яковлев

1 (,(. р . l (эиид, pd Тек ред И Верее Корректор г1 Бескид

1и,:: » »1 Тираж 528 Подписное

11 (11П11 1 ..ирственного комитета по изобретениям и открытиям при ГI(НТ ((.(.Р

I 13035, Москва, Ж —35, Раушская наб, д. 4,5, Iрои|в .е, иио издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул Гагарина, 101

   

findpatent.ru

Механизмы управления коробками передач — Энциклопедия по машиностроению XXL

Картер коробки передач состоит из собственно картера и крышек верхней, передних, задних и боковых. Верхняя крышка часто объединяется с картером механизма управления коробкой передач (см. фиг. 41 и 43, б).  [c.59]

Промежуточный механизм управления коробкой передач (МАЗ) Регулировочный рычаг тормозов колес (КрАЗ)  [c.179]

Смазать подшипники муфты выключения сцепления, вал вилки выключения сцепления и промежуточный механизм управления коробкой передач смазкой 1-13,  [c.260]


Давление в смазочной системе ограничивается предохранительным шариковым клапаном, установленным в корпусе механизма управления коробкой передач. Остальные элементы коробки передач смазываются за счет разбрызгивания масла, стекающего из подшипников первичного вала. Масло заливают в картер коробки  [c.23] Разборка, сборка и регулировка механизма управления коробкой передач  [c.124]

Отвернуть болты и снять с туннеля механизм управления коробкой передач.  [c.124]

Необходимость регулировки механизма управления коробкой передач может возникнуть й двух случаях  [c.125]

Неправильная установка рулевого механизма на автомобиль, при которой вал и рулевая колонка будут изогнуты, вызовет повышенные усилия на рулевом колесе и в механизме управления коробкой передач, а также может вызвать поломку и повышенный износ деталей рулевого механизма.  [c.191]

При сборке и регулировке механизма управления коробкой передач М-20 необходимо учесть следующие ос( бенности. В отверстие вала устанавливают пружину, которая отжимает вал в направлении от рулевого колеса. Верхний кронштейн устанавливают на колонке рулевого управления с осевым зазором между торцом и уступом на валу 12—13 мм. Нижняя опора вала пере- ключения передач сделана, как и у автомобиля Моек-. вич -4021  [c.263]

Регулировку механизма управления коробкой передач производят изменением длины тяг с помощью навертывания и отвертывания вилок. При этом необходимо добиться, чтобы передвижением любого рычага в нейтральное положение происходило полное выключение передачи. После регулировки вилку на тягах тща- тельно стопорят,  [c.263]

Рис. 121. Механизм управления коробкой передач автомобиля ГАЗ-21. Волга-
Механизм управления коробками передач легковых автомобилей ГАЗ-21 Волга и Москвич -408 при не-  [c.216]

При техническом обслуживании трансмиссии автомобилей проверяют и регулируют сцепление, механизм управления коробки передач и привода включения переднего моста, осевой зазор вала ведущей шестерни ведущего моста, боковой зазор между зубьями главной передачи и осевой зазор в подшипниках дифференциала.  [c.196]

Проверка и регулировка 1 коробок передач, раздаточных коробок и карданных передач. Уход за коробкой передач и раздаточной коробкой заключается в своевременной проверке креплений, смене масла и смазке соединений, проверке и регулировке механизма управления коробки передач и привода включения переднего моста.  [c.199]

Механизм управления коробкой передач регулируют после его снятия. Регулировка механизма управления и переключения передач  [c.199]

Рис. 44. Механизм управления коробкой передач автомобиля ЗАЗ-966
Регулировка коробок передач и раздаточных коробок. Для регулировки механизма управления коробкой передач автомобиля ГАЗ-21 Волга (см. рис. 87)  [c.186]

Механизм управления коробкой передач (см. рис. 71) состоит из рычага переключения, ползунов, вилок, стопоров (фиксаторов) и замков. У грузовых, а также у легковых автомобилей довоенных выпусков рычаг переключения установлен на шаровой опоре в крышке короб.чи передач. Нижний конец рычага входит в вырезы вилок переключения, непосредственно на которые он и действует при переключении. Вилки жестко укреплены на ползунах 18, 20 и 22, которые могут перемещаться в горизонтальных сверлениях крышки коробки передач.  [c.128]

Для того чтобы обеспечить полное включение шестерен на всю длину зубьев и предотвратить самопроизвольное выключение и включение шестерен при работе трактора в механизме управления коробкой передач, имеются фиксаторы 9. При включении передачи фиксаторы 9 входят в углубления ползунов 11 и удерживаются в них пружинами. Только усилие водителя, приложенное к рычагу 5, может вывести ползун 11, а следовательно, и шестерни из фиксированного положения.  [c.310]

При техническом обслуживании Л 1 производится смазка шарнирных соединений механизма управления коробкой передач, проверка уровня масла в картере коробки п проверка крепления коробки.  [c.177]

Привод механизма управления коробкой передач автомобиля ЗАЗ—968 Запорожец (рис. 44) регулируют следующим образом  [c.133]

Рис. 45. Механизм управления коробкой передач автомобиля Москвич-412

Механизм управления коробкой передач (рис. 45) автомобиля Москвич-412 проверяют и регулируют следующим образом  [c.135]

Механизм дистанционного управления коробкой передач Промежуточный механизм управления коробкой передач Шарниры тяг управления коробки передач Опорные шарниры опрокидывания кабины Картер коробки передач  [c.117]

Рис. 73. Механизм управления коробкой передач автомобиля Москвич-2141
Для чего нужны коробки передач автомобилей и тракторов 2. Отчего зависит число ступеней в коробке передач 3. Какие типы механизмов управления коробками передач используют на тракторах и автомобилях 4. В чем преимущества и недостатки гидротрансформатора перед механической коробкой передач  [c.273]

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ  [c.140]

Механизм управления коробкой передач служит для установки шестерен-кареток или блокировочных муфт (при наличии шестерен постоянного зацепления) в рабочее или нейтральное положение их фиксации в данных положениях предотвращения их самопроизвольного включения и выключения, а также предотвращения одновременного включения двух передач. При одновременном включении двух передач в кинематической цепи коробки передач получается внутренний замкнутый контур, при попытке вращения которого произойдет резкое возрастание напряжений на зубьях шестерен и валах, приводящее к их поломке.  [c.140]

Вместе с тем наличие пружинных фиксаторов не является еще полной гарантией предотвращения самопроизвольного выключения шестерен под нагрузкой. С течением времени усилие пружин фиксатора уменьшается, а в связи с неравномерностью износа зубьев шестерен возможно возникновение осевого усилия на вилках 15, которое далее передается на валик 14, стремясь сдвинуть последний, отжимая пружинный фиксатор. Кроме того, пружинный фиксатор не может предотвратить выкрашивание зубьев шестерен, наблюдаемое при попытках включения передачи при неполностью выключенной муфте сцепления. Вследствие этого в большинстве механизмов управления коробками передач применяется блокировочное устройство, запирающее фиксаторы при работе трактора и исключающее возможность переключения передач при неполностью выключенной муфте сцепления.  [c.142]

Механизм управления коробкой передач выполнен по схеме, представленной на рис. 12.2, г. Он состоит из трех прямоугольных ползунов 5 (рис. 12.3, а и в) с приваренными к ним вилками 4 переключения кареток валов / и 55 и прямоугольного ползуна 42 с приваренным поводком 45 для переключения ка-  [c.145]

Механизм управления коробкой передач (см. рис. 12.5), за исключением вилок управления и их направляющих осей, смонтирован в верхней крышке 2 картера. Коробка передач управляется одним рычагом 6, нижний конец которого может перемещать один из четырех прямоугольных ползунов 10, управляющих вилками включения. На нижних сторонах ползунов выполнены пазы, в которые входят призматические отростки головок управляющих вилок 34  [c.148]

Механизм управления коробкой передач  [c.213]

Конструкция коробок передач. Четырехступенчатая коробка передач грую-ного автомобиля имеет чугунный литой картер 18 (рис. 101, а), который шпильками прикреплен к каргеру сцепления. Сверху картер закрыг крышкой 26, в ней размещен механизм управления коробкой передач. С левой стороны картера на высоте, соответствующей нормальному уровню масла, выполнено маслозаливное отверстие. Для слива масла служит отверстие в нижней части картера.  [c.132]

Механизм корсбки передач заключен в чугунный картер, прикрепленный бслтами к картеру редуктора. Сверху картер корсбки передач закрывается крышкой 36, в которой размещен механизм управления коробкой передач.  [c.92]

Сборка, установка и регулировка механизма управления коробкой передач. После установки рычага механизма управления в корпус следует затянуть до упора гайку рычага и защплинтовать. При этом перемещение рычага должно быть легким и без заеданий.  [c.286]


mash-xxl.info

Механизм управления автоматической коробкой передач

Рис. 3.107. Механизм управления автоматической коробкой передач

Проверка рычага селектора

Рис. 3.108. Рычаг селектора

Проверьте упоры и стопоры кулачков на отсутствие износа.

Проверьте втулки рычага селектора АКПП на отсутствие износа или повреждения.

Проверьте пружину на отсутствие повреждения или износа.

Проверьте наконечник стержня в сборе на отсутствие износа.

ПРИМЕЧАНИЕ

При проведении технического обслуживания системы блокировки рычага селектора АКПП следуйте приведенным ниже инструкциям и процедурам регулировки, чтобы обеспечить правильность работы системы.

Процедура установки блокировочного кулачка

Рис. 3.109. Установка блокирующего кулачка ключа замка зажигания расположен в положении «В»

Переместите блокирующий кулачок рычага селектора АКПП в направлении «А» и удерживайте его рукой в этом положении (см. рис. 3.109).

Проверьте, что блокирующий кулачок ключа замка зажигания расположен в положении «В» и удерживается упорным штифтом (рис. 3.109).

Процедура регулировки троса блокировки рычага селектора и троса блокировки ключа замка зажигания

Рис. 3.110. Положение блокирующих кулачков

Проверьте, что оба блокирующих кулачка установлены в положение, показанное на рисунке 3.110.

Установите тросы блокировки рычага селектора и ключа замка зажигания в указанном положении. При этом другой конец троса блокировки ключа замка зажигания должен быть зафиксирован в замке зажигания, а трос блокировки рычага селектора – на педали тормоза в соответствующем положении.

Временно подсоедините оба троса к рычагу селектора АКПП, как показано на рисунке 3.111.

Надежно закрепите каждый трос на штифте соответствующего блокирующего кулачка.

Проверьте, что наконечник троса блокировки рычага селектора касается штифта блокирующего кулачка рычага селектора, затем зафиксируйте гайкой внешнюю оплетку троса на кронштейне, а наконечник троса – шайбой и шплинтом.

Слегка нажмите на блокирующий кулачок ключа замка зажигания в направлении, указанном стрелкой «Q».

Рис. 3.111. Тросы рычага селектора

Слегка потяните трос блокировки ключа замка зажигания в направлении, указанном стрелкой «G», чтобы натянуть трос, и затем зафиксируйте внешнюю оплетку троса гайкой (см. рис. 3.111).

Убедитесь, что наконечник троса блокировки ключа замка зажигания надет на штифт блокирующего кулачка ключа замка зажигания и затем зафиксируйте его шайбой и стопором. При этом проверьте, что трос блокировки рычага селектора закреплен на блокирующем кулачке рычага селектора, как показано на рисунке 3.112.

Процедура проверки правильности установки блокировки рычага селектора АКПП

Когда рычаг селектора АКПП находится в положении «Р», то при отпущенной педали тормоза кнопка блокировки на рычаге не может быть нажата (рычаг селектора АКПП не может перемещаться из положения «Р» в другое положение). Кнопка блокировки срабатывает в остальных положениях рычага селектора АКПП (кроме «Р»).

Если педаль тормоза нажата (ход педали в пределах 15–25 мм), когда рычаг селектора АКПП в положении «Р», то кнопка блокировки срабатывает без ограничений и рычаг селектора плавно перемещается из положения «Р» в другое положение.

Если педаль тормоза отпущена, рычаг селектора АКПП плавно, без заеданий перемещается в положение «Р» из любого другого положения.

Педаль тормоза должна перемещаться во все положения плавно, без заеданий.

Когда ключ замка зажигания в положении «LOCK», кнопка блокировки на рычаге селектора АКПП срабатывает даже при отпущенной педали тормоза.

Ключ замка зажигания не поворачивается в положение «LOCK», когда рычаг селектора АКПП установлен в положение, отличное от «Р».

Если рычаг селектора АКПП установлен в положение «Р», ключ замка зажигания поворачивается в положение «LOCK» без заедания.

Указания к техническому обслуживанию

Рис. 3.112. Проверка троса блокировки рычага селектора

Слегка потяните трос блокировки рычага селектора в направлении, указанном стрелкой «Е», чтобы создать зазор 2–4 мм между блокирующими кулачками ключа замка зажигания и рычага селектора АКПП, и затем зафиксируйте гайкой внешнюю оплетку троса на кронштейне. После этого проверьте, что зазор соответствует диапазону 2–4 мм (см. рис. 3.112).

ПРИМЕЧАНИЕ

Если указанный зазор не соответствует диапазону 2–4 мм, нажмите на педаль тормоза сильнее, чем требуется для разрешения перевода рычага селектора АКПП из положения «Р» в другое положение.

Проверьте отсутствие провисания троса блокировки ключа замка зажигания.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если трос блокировки ключа замка зажигания провисает, то ключ замка зажигания не может быть вынут из личинки замка зажигания и рычаг селектора АКПП может переместиться из положения «Р» в другое положение, даже если ключ замка зажигания установлен в положение «LOCK».

Рис. 3.113. Положение блокирующих кулачков ключа замка зажигания и рычага селектора

Перед и после выполнения указанных процедур блокирующие кулачки ключа замка зажигания и рычага селектора не должны распологаться в одинаковом положении, как показано на рисунке 3.113.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если блокирующие кулачки ключа замка зажигания и рычага селектора расположены в одинаковом положении, то перевод рычага селектора АКПП из положения «D», «3», «2», «L» в положение «Р», «R», «N» с усилием может привести к повреждению соответствующих деталей.

Переведите рычаг селектора АКПП из положения «D», «3», «2», «L» в положение «Р», «R», «N» после поворота блокирующего кулачка ключа замка зажигания в указанном стрелкой «А» направлении.

Переведите рычаг селектора АКПП из положения «D», «3», «2», «L» в положение «Р», «R», «N» после поворота блокирующего кулачка рычага селектора в указанном стрелкой «А» направлении при нажатой педали тормоза.

Установка устройства блокировки ключа замка зажигания

Может возникнуть ситуация, когда ключ замка зажигания не может быть вынут из личинки замка зажигания из-за неправильной установки троса блокировки ключа. Для предотвращения возникновения указанной ситуации следуйте приведенным ниже указаниям при проведении технического обслуживания.

Сборка замка зажигания и троса блокировки ключа замка зажигания

Замок в сборе установлен на рулевой колонке. Установите личинку замка зажигания на замке рулевой колонки в положение «LOCK».

Подсоедините трос блокировки ключа к замку зажигания и закрепите установочным винтом.

Сборка троса блокировки ключа замка зажигания и рычага селектора АКПП

Установите рычаг селектора АКПП в положение «Р».

Рис. 3.114. Схема подсоединения троса блокировки ключа замка зажигания

Подсоедините трос блокировки ключа замка зажигания, как показано на рисунке 3.114, затем временно закрепите внешнюю оплетку троса гайкой (М8) так, чтобы регулировочная пластина внешней оплетки троса перемещалась усилием втягивания последнего.

Удерживая наконечник троса блокировки ключа замка зажигания и регулировочную пластину внешней оплетки троса, переместите их в направлении, указанном стрелками «F», так, чтобы на участке «В» отсутствовал изгиб или провисание троса.

ПРИМЕЧАНИЕ

Не тяните трос в указанном стрелкой «X» направлении, чтобы убрать провисание троса. Это может привести к ситуации, когда ключ замка зажигания не может быть вынут из личинки замка зажигания.

Затяните гайку (М8) крепления трос блокировки ключа замка зажигания.

carmanz.com

Ступенчатая коробка передач. Устройство и принцип действия

Механическая коробка (переключения) передач (МКПП или МКП) — разновидность коробки передач, механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную. Названа так, поскольку весь её основной функционал реализуется исключительно за счёт механических устройств, без применения гидравлических или электрических элементов (в отличие от гидромеханической или электромеханической трансмиссий, содержащих в своей конструкции, соответственно, гидравлические и электрические элементы).

Ступенчатые простые коробки передач широко применяются в трансмиссиях транспортных средств, так как отличаются простотой конструкции и надежностью в эксплуатации. К коробкам передач этого вида предъявляются следующие требования:

  • высокие тягово-динамические качества ТС
  • высокая прочность, жесткость, надежность и долговечность
  • высокий КПД, особенно на наиболее употребляемых передачах
  • легкость управления и бесшумность работы
  • надежное фиксирование включенной и выключенной передач, недопущение одновременного включения двух передач
  • малые размеры и масса

Предъявляемые требования определяют рациональную конструкцию коробки передач и ее отдельных частей.

На большинстве изучаемых колесных транспортных средствах устанавливаются пятиступенчатые трехходовые простые коробки передач (пять ступеней для движения вперед и одна ступень заднего хода). Число «ходов» коробки передач соответствует числу подвижных элементов, с помощью которых осуществляется включение тех или иных передач.

Пятиступенчатая коробка передач имеет 3 вала:

  • ведущий 7, связанный при помощи сцепления с коленчатым валом двигателя
  • ведомый 5, установленный соосно с ведущим валом 7 и соединенный с карданной передачей
  • промежуточный вал 6 с закрепленными на нем шестернями

Валы установлены на подшипниках качения в картере, служащем одновременно и масляным резервуаром, с наливным, контрольным и сливным отверстиями, а также вентиляционным устройством. В картере закреплена ось с установленным на ней на подшипниках блоком 7 шестерен ЗХ. Шестерня 17 выполнена заодно с ведущим валом и находится в постоянном зацеплении с соответствующей шестерней 16 промежуточного вала, в результате чего промежуточный вал получает от ведущего вала вращение с постоянным передаточным числом, которое определяется отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей. Шестерни ведомого вала (кроме шестерни I передачи и ЗХ) находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, но установлены на ведомом валу свободно (могут вращаться относительно вала, но не перемещаться вдоль него). Поэтому, хотя промежуточный вал при работе двигателя и включенном сцеплении будет вращаться, вращение к ведомому валу, а следовательно, и к ведущим колесам движителя передаваться не будет (нейтральное положение).

Рис. Схема пятиступенчатой коробки передач

Включение передач обеспечивается двумя синхронизаторами — 2 и 3 и шестерней 4 I передачи и ЗХ, которые установлены на ведомом валу на шлицах и могут перемещаться вдоль вала. Механизм переключения передач содержит рычаг управления, валики (штоки) с вилками, перемещающими синхронизаторы и каретку 4, фиксаторы и предохранительное замковое устройство, установленные в крышке коробки передач. Синхронизаторы имеют зубчатые венцы, которые при включении передач входят в зацепление с соответствующими зубчатыми венцами шестерен постоянного зацепления, что обеспечивает передачу вращающего момента на ведомый вал и далее к ведущим колесам движителя. Передаточное число между промежуточным и ведомым валами определяется отношением числа зубьев шестерни ведомого вала к числу зубьев шестерни промежуточного вала. Передаточное число между ведущим и ведомым валами, т. е. общее передаточное число коробки передач представляет собой произведение двух передаточных чисел, одно из которых — между ведущим и промежуточным валами, а другое — между промежуточным и ведомым валами.

Чем больше передаточное число коробки передач, тем больше при одном и том же вращающем моменте двигателя вращающий момент, передаваемый к ведущим колесам, а скорость движения ТС соответственно меньше. На I передаче, когда передаточное отношение самое большое, обычно осуществляют трогание ТС с места и первоначальный разгон, а также движение в особо трудных условиях. Включение I передачи обеспечивается передвижением шестерни 4 вперед и введением ее в зацепление с шестерней 8 промежуточного вала. По мере улучшения условий движения осуществляется включение более высоких передач с меньшими передаточными числами, когда не требуется значительного увеличения тяговой силы на ведущих колесах, а скорость движения ТС возрастает.

Высшей в приведенной схеме коробки передач является V передача, которая получается соединением ведущего 1 и ведомого 5 валов при помощи зубчатых венцов ведущего вала и синхронизатора 2; передаточное число в этом случае равно единице (прямая передача).

При движении ТС на прямой передаче промежуточный вал коробки передач вращается вхолостую.

Задний ход обеспечивается перемещением шестерни 4 назад и введением ее в зацепление с одной шестерней блока 7 3Х. Другая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 11, жестко связанной (закрепленной с помощью шпонки) с промежуточным валом.

Вращающий момент передается от ведущего вала к ведомому через следующие детали:

  • при включении I передачи — через шестерни 16, 17, 8 и 4
  • II — через шестерни 16, 17, 9, 10 и синхронизатор 3
  • III — через шестерни 16,17, 12, 13 и синхронизатор 3
  • VI — через шестерни 16,17,14, 15 и синхронизатор 2
  • V — через шестерню 16 и синхронизатор 2
  • ЗХ — через шестерни 16, 17, 11, блок шестерен 7 и шестерню 4

Для более плавного зацепления и бесшумной работы шестерни постоянного зацепления обычно выполняют косозубыми. Углы и направление наклона зубьев на различных парах шестерен подбирают так, чтобы осевые силы на валах получались наименьшими. Эти осевые силы обычно воспринимаются радиальным шариковым подшипником, устанавливаемым на одном из концов вала. Другой конец вала опирается на роликовый цилиндрический подшипник. Этим предотвращается возникновение дополнительных напряжений в подшипниках в результате теплового удлинения валов. Гнезда подшипников закрываются крышками с уплотнительными прокладками. В случае выхода конца вала наружу в крышках устанавливают уплотнения, предотвращающие вытекание смазки. Этому же способствуют маслосгонные канавки на валах.

Смазывание деталей в коробке передач осуществляется разбрызгиванием при вращении шестерен или с помощью масляного насоса. Для смазывания используют специальные трансмиссионные масла.

Коробка передач обычно крепится к картеру сцепления и устанавливается вместе с двигателем на эластичных опорах на раме.

Для примера на рисунке приведен продольный разрез коробки передач автомобиля КамАЗ.

В последнее время наблюдается тенденция к установке на транспортных средствах большой грузоподъемности, предназначенных для тяжелых условий работы, дополнительной коробкой передач — понижающей или ускоряющей (в некоторых случаях — одновременно обеих). Наличие понижающей дополнительной коробки передач, обычно устанавливаемой за основной в одном и том же картере, позволяет увеличить общее передаточное число между двигателем и ведущими колесами при движении на всех передачах в основной коробке передач. Ускоряющая дополнительная коробка передач, устанавливаемая обычно перед основной в одном с нею картере, позволяет увеличить скорость движения ТС и уменьшить вращающие моменты на валах основной коробки передач. Кроме того, в основной коробке передач устанавливают 2 промежуточных вала, а шестерни постоянного зацепления выполняют прямозубыми, что позволяет уменьшить размеры и массу коробки передач.

Рис. Коробка передач (продольный разрез) автомобиля КамАЗ:
1 — ведущий вал; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3 — регулировочная прокладка; 4 — шток рычага; 5 — опора штока; 6 — пружина; 7 — опора рычага переключения передач; 8 — ось блока шестерен ЗХ; 9 — блок шестерен ЗХ; 10 — роликоподшипник; 11 — верхняя крышка; 12 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 13 — задний шарикоподшипник ведомого вала; 14 — втулка; 15 — фланец крепления карданного вала; 16 — крышка подшипника; 17— сферический роликоподшипник; 18 — промежуточный вал; 19 — картер коробки передач; 20 — ведомый вал; 21 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 22 — картер сцепления; 23 — вилка выключения сцепления; 24 — вал вилки выключения сцепления; 25 — муфта выключения сцепления

ustroistvo-avtomobilya.ru

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ — СНЯТИЕ И УСТАНОВКА — МегаЛекции

Снятие

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму ззли эстакаду (см. с. 21, ♦’Подготовка автомобиля к ТО и ремонту »).

2. Отсоединяем провода от вы­водов выключателя заднего хода (см. с. 107, -Выключатель фонаря заднего хода — снятие и установка, проверка»).

3. Снизу автомобиля наносим проникающую смазку на шарниры тяг и болты крепления механизма.

4. Отсоединяем хомут крепле­ния приемной трубы от кронштей­на на коробке передач (см. с. 96, «Система выпуска огработавшзо зтззов — замена»)

5. Отсоединяем поперечину задней опоры двигателя от шпаки кузова (см. с. 60, «Опоры еззлорого агрегата — замена»).

6. Опускаем удлинитель короб­ки до упора.

7. Торцовым ключом на 12 « отворачиваем четыре болта креп­ления механизма зз опускаем меха­низм до упора, вынимая рычаг пе­реключения передач из отверстия в кузове.

 

8. Плоскогубцами вынимаем шплинты, снимаем шайбы и отсо­единяем тяги управления от рыча­гов механизма.

 

9. Снимаем механизм, выводя его назад и влево из пространства между днищем и удлинителем.

Установка

Установка всех снятых дета­лей выполняется в обратной по­следовательности.

4. Вынимаем ось. На один ко­нец оси нанесены шлицы А.
5. Потянув вверх, снимаем ры­чаг.

После установки проверяем четкость включения передач и при необходимости регулируем взаим­ное положение деталей механизма (см. с. 107, «Механизм управления коробкой передач — регулировка»).

ВТУЛКИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ — ЗАМЕНА

Разборка

1. Снимаем механизм управле­ния коробкой передач (см. с. 108, «Механизм управления коробкой передач — снятие и установка»).

2. Очишаем и промываем по­верхность механизма керосином или уайт-спиритом.

3. В направлении выключателя фонаря заднего хода выколоткой вьшрессовываем ось рычага управ­ления.

6. Извлекаем из отверстий ры­чага две пластмассовые втулки и заменяем новыми.

7. Из проточки корпуса меха­низма вынимаем пластмассовый вкладыш рычага переключения.



mm

8. Для снятия ступицы рычага управления снимаем резиновую заглушку оси.

 

9. Перевернув корпус механиз­ма. ключом на 13 мм ослабпяем за­тяжку’ гайки крепления клина, удер­живающего рычаг. Для того чтобы не повредить резьбу при следую­щей операции, устанавливаем гай­ку так, чтобы она выступала над торцом клина.

12. Снимаем ступицу.

10. Выколоткой из мягкого ме­талла выпрессовываем клин.

11. Отворачиваем гайку и, повер­нув рычаг, вынимаем клин.

 

13. Ключом на 13 мм ослабтяем гайку клина крепления поводка верхнего избирательного рычага.

16 Поддев тонкой шлииевой от­верткой, вынимаем из корпуса ме­ханизма управления две втулки Б оси ступицы и две втулки В оси рычага управления переключате­лем передач.

 

Сборка

Сборка механизма управления коробкой передач выполняется в обратной последовательности.

9.2.9


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *