ударил по амбициям азиатских автопроизводителей в России
Автор: Хюнджу Джин, Сэмюэл Шен когда-то они надеялись превзойти Германию по размеру, поскольку рубль падает, а продажи автомобилей падают.
Логотип Nissan на выставке Mondial de l’Automobile в Париже, 3 октября 2014 г. REUTERS/Benoit Tessier
Производители, включая японскую Nissan Motor Co, китайскую Great Wall Motor Co и южнокорейскую Hyundai Motor и ее Kia Дочерняя компания Motors в последние годы наращивала инвестиции в Россию и завоевывает там долю рынка за счет европейских и американских конкурентов.
Но резкое падение рубля на этой неделе из-за падающих цен на нефть, из-за которых его потери по отношению к доллару в этом году составили примерно 50 процентов, делает их ближайшие перспективы там явно мрачными.
Поздно вечером во вторник китайская компания Geely Automobile Holdings Ltd, материнская компания которой Zhejiang Geely Holding Group [GEELY.UL] владеет шведской маркой Volvo, предупредила, что ее прибыль в этом году сократится примерно вдвое, отчасти из-за убытков от курсовых разниц в России.
Geely, продажи которой в России резко упали 49процентов за первые 11 месяцев 2014 года, заявила, что поднимает цены в стране и начала «реструктурировать свою деятельность в России с целью снижения финансовых рисков».
Еще до недавнего падения курса рубля прогнозировалось, что продажи автомобилей в России упадут на 15 процентов в этом году и еще на 4 процента в следующем, по данным внутреннего аналитического центра Hyundai и Kia, который ожидает, что общий объем продаж в России в этом году составит 2,37 миллиона автомобилей. по сравнению с 3,25 млн в Германии.
Это замедление происходит как раз тогда, когда некоторые производители наращивают производство.
В августе Great Wall Motor Co., крупнейший производитель внедорожников в Китае, заложил фундамент своего первого автомобильного завода в России стоимостью 3,2 миллиарда юаней (517 миллионов долларов США) с годовой мощностью 150 000 автомобилей.
Во вторник компания заявила, что эти планы остаются в силе, несмотря на рыночные потрясения.
На прошлой неделе японская компания Nissan Motor Co начала производство своей модели X-Trail на своем заводе в Санкт-Петербурге, где она удвоила мощность до 100 000 автомобилей в год, стремясь увеличить долю автомобилей местного производства, которые она продает в России. 90 процентов к 2016 году, с 70 процентов в настоящее время.
Хотя их может утешать тот факт, что падение курса рубля дает сравнительное преимущество автопроизводителям с более высоким уровнем локализации производства и контента, шаткая российская экономика наносит ущерб всей отрасли.
Французская компания Renault, которая является крупнейшим игроком на рынке благодаря своему контролю над ведущим местным автопроизводителем АвтоВАЗ, получает выгоду от того, что у нее самая высокая доля рублевых затрат на автомобили, которые она производит там, на уровне 90 процентов, за ней следуют Hyundai/Kia спаривания, на уровне 68 процентов, согласно отчету Nomura.
Японские производители обычно импортируют большую часть своих автомобилей в Россию, говорится в отчете, хотя более слабая иена помогла компаниям Nissan и Toyota Motor Corp в этом году увеличить продажи в России.
Kia, которая вместе с Hyundai владеет 15 процентами автомобильного рынка России, что делает их вторым по величине продавцом автомобилей в стране, перенаправляет часть автомобилей, которые она обычно импортирует в Россию, с заводов в Словакии и Южной Корее на другие рынки, чтобы избежать продавая их в убыток, сказал представитель компании.
«Мы пытаемся минимизировать потери, перенаправляя автомобили в другие европейские страны», — сказал представитель Kia, отказавшись назвать свое имя или сообщить дополнительные подробности.
Чтобы компенсировать падение курса рубля, Kia также повысила цены на ключевые модели как во втором, так и в третьем квартале, по словам представителя компании.
Киа отказалась от комментариев.
В 2010 году Hyundai инвестировала 500 миллионов долларов в строительство завода недалеко от Санкт-Петербурга, который он делит с Kia и работает на полную мощность. Во вторник компания заявила, что пока не планирует расширять мощности в стране.
Продажи Hyundai и Kia в России упали на 2% и 4% соответственно с января по ноябрь по сравнению с падением рынка на 12%.
«Чем больше мы продаем в России, тем больше мы теряем там денег», — заявил недавно агентству Reuters другой представитель Kia на условиях анонимности, поскольку он не уполномочен общаться со СМИ.
Дополнительный репортаж Мари Сайто из ТОКИО и Джунхи Ю из СЕУЛА; Под редакцией Тони Манро и Рэйчел Армстронг
Renault, Lada, Hyundai-Kia готовы выиграть от новой стабильности в России
Йорг Шрайбер из компании Mazda — ветеран российского авторынка, но даже он не может вспомнить время, подобное настоящему. Вместо обычного цикла подъемов и спадов высшее региональное руководство японского автопроизводителя видит медленный, устойчивый — почти предсказуемый — экономический рост.
«Я работаю здесь уже несколько лет, и я не могу вспомнить такой период стабильности», — сказал Automotive News Europe руководитель Mazda в России. «Потребительская инфляция находится на рекордно низком уровне в постсоветское время».
Шрайбер, который также является председателем Комитета автопроизводителей AEB, который собирает данные о местном автомобильном рынке, повысил свой прогноз на 2017 год в октябре до 1,58 миллиона автомобилей, что на 11 процентов больше, чем в 2016 году, и в этом году ожидается дальнейшее увеличение. .
Медленный, но устойчивый рост является хорошей новостью для автопроизводителей, таких как Renault-Nissan, который ожидает, что объем продаж на рынке вырастет до 1,8 млн автомобилей в 2018 году, и его российской дочерней компании, производителя Lada АвтоВАЗ, а также Hyundai и дочернего бренда Kia. Эти три доминирующих игрока готовы получить наибольшую прибыль от подъема.
Генеральный директор Renault Карлос Гон даже сделал Россию краеугольным камнем своего среднесрочного плана роста , представленного в середине сентября: «Мы планируем удвоить продажи Lada в России к 2022 году, доведя рентабельность АвтоВАЗа до уровня группы и увеличив долю рынка бренда Renault. до 10 процентов».
Темные дни
Всего год назад все выглядело иначе, когда российский рынок новых автомобилей упал до самого низкого уровня за последнее десятилетие. Убыточный АвтоВАЗ переживал тяжелые времена и нуждался в дополнительных денежных вливаниях от Renault, чтобы залатать дыры в своем балансе.
Тяжелая от накладных расходов марка компании «Лада», названная в честь маневренных одномачтовых речных лодок, использовавшихся в бою древними славянами, выглядела как корабль, которому суждено пойти ко дну Волги.
Renault, имея ограниченные возможности после того, как уже вложила миллиарды в свои российские инвестиции, подписалась на выпуск прав и в конце 2016 года получила контроль над более чем 50 процентами акций АвтоВАЗа. Правила бухгалтерского учета требовали, чтобы она полностью консолидировала результаты АвтоВАЗа в своем отчете о прибылях и убытках. по состоянию на 2017 год, что грозило распространить проблемы российской дочерней компании на Renault и, соответственно, на партнеров по альянсу Nissan и Mitsubishi.
Повышение производства
К счастью, вновь обретенная экономическая устойчивость, основанная на стабильном рубле и низкой инфляции, побудила россиян снова тратить деньги, сказал Шрайбер из Mazda, и прилив поднимает все лодки. В то время как АвтоВАЗ по-прежнему прогнозирует убыток на 2017 год, 16-процентный прирост продаж новых автомобилей в октябре означает, что в этом году он, наконец, может вернуться к убыткам.
Поможет обновленный модельный ряд, финансируемый Renault и возглавляемый седаном Lada Vesta и Granta. Возможно, более важно то, что крупный завод АвтоВАЗа в Тольятти, на юге России, снова гудит, производя половину всех автомобилей марки Renault для внутреннего рынка, а также выпуская пять модельных рядов Lada, а также автомобили для дочерних брендов Datsun и Nissan.
«Глубокая локальная интеграция является ключом к конкурентоспособности, и это стало возможным благодаря объединенному объему глобального альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ в стране», — сказал Дени Ле Вот, председатель Евразийского региона французского автопроизводителя.
Время выбрано удачно: автомобильные компании готовятся к Московскому автосалону, который проходит раз в два года. Некоторые даже начинают инвестировать снова. Mercedes-Benz строит первый в стране завод на окраине Москвы стоимостью более 250 миллионов евро. Там немецкий премиальный бренд планирует ежегодно сваривать, красить и собирать более 20 000 седанов и внедорожников, начиная со следующего года с класса E.
PSA планирует начать сборку в этом квартале фургонов Citroen SpaceTourer/Jumpy и Peugeot Traveller/Expert. «Важно расширить модельный ряд брендов Peugeot и Citroen, поскольку рынок начинает восстанавливаться», — сказал Кристоф Бержеран, операционный директор PSA в регионе. «Это первый шаг.» Фургон будет производиться вместе с седанами Citroen C4 и Peugeot 408 на заводе в Калуге, Россия, который управляется совместно с Mitsubishi. Японский автопроизводитель возобновил производство внедорожника Pajero Sport в ноябре прошлого года после двухлетнего перерыва.
Смена топ-10
Когда рынок новых автомобилей достиг своего пика в 2,94 миллиона автомобилей в 2012 году, все 10 ведущих брендов продали 100 000 автомобилей и более, а Lada лидировала с продажами более полумиллиона. За ним стояло относительно тесное поле конкурентов, включая тройку традиционных европейских брендов в лице Renault, Volkswagen и Skoda, а также Ford и Chevrolet из США и четырех азиатских производителей во главе с Hyundai и Kia.
Однако затем последовали четыре трудных года для российской автомобильной промышленности, когда объемы продаж сократились более чем вдвое и составили менее 1,43 миллиона автомобилей в 2016 году, что стало худшим результатом более чем за десятилетие. К тому времени Ford и Chevrolet выпали из топ-10, а Opel уже ушел с рынка. Среди автопроизводителей, которые лучше всего пережили этот затянувшийся спад продаж, были Hyundai и Kia благодаря огромному успеху их моделей местного производства. Спортивный Hyundai Solaris, созданный на базе Accent и заимствующий внешний вид концепта RB с московского автосалона 2010 года, имеет аккумулятор большей емкости для холодного запуска, а также 4 литра стеклоочистителя для смывания всей слякоти и отложений во время снегопадов.
За шесть коротких лет Solaris превратился из совершенно новой модели в самый продаваемый автомобиль в России в 2016 году, затмив даже главную рабочую лошадку Lada и четырехкратную модель № 1 — Granta. В то время как Solaris потерял первое место в рейтинге в прошлом году, Hyundai-Kia может успокоиться, зная, что Kia Rio готов подняться на первое место по результатам продаж за 11 месяцев. Что объединяет Solaris и Rio, так это их происхождение: каждый из них производится на заводе группы в Санкт-Петербурге. Это одно из первых полномасштабных производственных предприятий иностранного автопроизводителя в стране, вплоть до вырубки и штамповки рулонного листового металла, чтобы обеспечить более высокое качество и лучший контроль над затратами.
Наряду с дистрибьютором стали Hyundai Hysco и производителем запчастей Hyundai Mobis, Hyundai-Kia удалось убедить 11 своих корейских поставщиков инвестировать в близлежащие заводы по производству компонентов, чтобы гарантировать высокий уровень локализации. С добавлением внедорожника Creta в 2016 году на три модели, построенные на его заводе в Санкт-Петербурге, приходится чуть более 14 процентов продаж новых автомобилей в России.
«Hyundai и Kia много инвестировали во время кризиса, были очень агрессивны в своем маркетинге и купили долю рынка не только с точки зрения стимулов, но и с точки зрения дилерских точек и присутствия», — сказала Татьяна Христова, аналитик российского рынка IHS Markit.
Местный лидер
В конечном итоге на рынке по-прежнему доминируют Lada и Renault, которые контролируют совокупную долю рынка в 28 процентов. Это число возрастает до 36 процентов, если включить продажи родственных альянсов Nissan, Infiniti, Datsun и Mitsubishi.
Renault также обещает и дальше поддерживать Lada. Если и существовали какие-либо остаточные опасения, что Renault может постепенно лишить Lada инвестиций, чтобы превратить АвтоВАЗ в расширенную производственную базу, выпускающую продукцию под брендами альянса, Гон развеял их в сентябре прошлого года.
Седан Vesta, выпущенный в 2015 году и построенный в Ижевске на Западном Урале, занимает третье место по продажам в России после Granta, несмотря на то, что он на 50 процентов дороже своего брата. Не отстает от Весты на 8-м месте в рейтинге продаж и Рентген. Кроссовер является первой полностью новой Lada, которая будет производиться на сборочной линии в Тольятти с 2004 года. Между тем,
Renault добилась успеха благодаря кроссоверу Kaptur, который заимствует европейский стиль своего собрата (в Европе продается как Captur), но использует ту же платформу субкомпактного Dacia Duster B0, которая лежит в основе моделей для развивающихся рынков. В Renault говорят, что небольшой внедорожник был спроектирован так, чтобы справляться с пересеченной местностью и плохими дорожными условиями в России.
Обновления включают увеличение дорожного просвета на 200 мм (по сравнению со 170 мм у европейского Captur), усиленную подвеску и полный привод. «Все это сделает Россию одним из ключевых рычагов роста плана», — сказал Ле Вот из Renault. Если все пойдет хорошо, к концу 2022 года Россия станет крупнейшим рынком для Renault Group, затмив даже Францию, на которую в настоящее время приходится пятая часть ее общего объема продаж.
Взлеты и падения
Даже если они меньше выиграют от восстановления рынка, другие автопроизводители также справляются лучше. После того, как руководители заявили, что убытки за последние несколько лет исчислялись сотнями миллионов, Volkswagen Group ожидает, что бренд VW, наконец, выйдет на уровень безубыточности в прошлом году, отчасти из-за восстановления рубля.
Христова из IHS рассчитывает, что меньший немецкий конкурент VW, Opel, вернется с такими моделями, как кроссоверы Crossland X и Grandland X, которые используют одну платформу с автомобилями нового владельца PSA Group. Генеральный директор Opel Михаэль Лохшеллер не исключил возвращения своего автопроизводителя в Россию.
GM может однажды сделать то же самое, сказала Христова, даже если пройдет много лет, прежде чем американский автопроизводитель сможет восстановить доверие среди дилеров, возмущенных его внезапным решением уйти с рынка в 2015 году. GM сохраняет присутствие в России. однако через миноритарную долю в совместном предприятии в Узбекистане, которое переименовывает автомобили Chevrolet для беспошлинного экспорта в Россию под недавно созданным брендом Ravon.
Большой загадкой в России была неспособность Форда набрать обороты. Несмотря на совместное предприятие с местным партнером Sollers и местную производственную базу, включающую три автосборочных завода в России, Ford испытывает трудности. Его рыночная позиция поднялась с третьего в 2009 году на 10-е сегодня, когда продажи некогда популярного компактного автомобиля Focus упали. «Focus когда-то был российским национальным автомобилем, но Ford опоздал с автомобилями B-сегмента [малолитражные], и эту нишу заняли Hyundai Solaris, Kia Rio и Lada Vesta», — сказала Христова из IHS.
Во время кризиса Ford Sollers был вынужден провести «серьезное и агрессивное» сокращение расходов на своих заводах, в том числе уволить персонал, сообщил Automotive News Europe ее генеральный директор Адиль Ширинов. Сейчас Ford Sollers набирает персонал, поскольку продажи внедорожников и фургонов Transit растут. По словам Ширинова, в этом году Ford снова станет прибыльным в России. Он планирует обогнать местного автопроизводителя ГАЗ и стать ведущим производителем фургонов в стране, поднявшись со второго места сейчас, через «один-два года», сказал он. Он также сказал, что для Ford крайне важно вернуться в пятерку лидеров продаж автомобилей в стране. «Иначе нас не будет», — сказал Ширинов.
Устойчивый рубль
Путь к этой точке был далеко не гладким для автопроизводителей. Израсходовав большую часть своих валютных резервов для поддержания курса рубля в условиях экономических санкций и падения цен на нефть, центральный банк России в конце 2014 года был вынужден отпустить валюту в свободное плавание. Последующее резкое обесценивание валюты вынудило Mazda поднять цены. автомобилей, таких как CX-5, в несколько раз и почти на 50 процентов в целом — в то время ничего необычного не было, сказал глава Mazda в России Шрайбер.
Хорошо настроенные на финансовые события, русские рано запаниковали, и доверие потребителей было «полностью подорвано», сказал он. Даже сегодня многие по-прежнему перемещают свои деньги между двумя-тремя банковскими счетами, деноминированными в разных валютах, чтобы защитить свои сбережения от очередного падения курса рубля. Опережающие индикаторы указывают на то, что с тех пор экономика адаптировалась к постоянно более низким ценам на нефть и газ, которые являются наиболее важными экспортными статьями России. Хотя поначалу это было болезненно, свободно торгуемый рубль сделал страну более устойчивой в долгосрочной перспективе. «Русские готовились к этому много лет, но это всегда опасный шаг», — сказал Шрайбер. «На поверхности есть реальные фундаментальные изменения в правительстве и денежно-кредитной политике, которые были вызваны обстоятельствами».