ВАЗ-1111 «Ока»: история создания советского «кей-кара»
Ока — в сознании многих отечественных автолюбителей воспринимается как автомобиль несерьезный и в чем-то даже ущербный. В народе принято потешаться над владельцами этой машины, а уж сколько анекдотов про нее выдумано — не счесть. Между тем по своей конструкции и функциональности, ВАЗ-1111 был весьма достойным автомобилем, ничем не уступающий импортным аналогам.
ВАЗ-1111 Ока
Финальный вариант дизайна в пластилиновом макетеИстория ВАЗ-1111 началась с инициативного проекта инженеров Серпуховского мотоциклетного завода (СМЗ) по созданию микролитражного автомобиля для инвалидов. В кооперации со специалистами НАМИ в 1981 году они построили первый опытный экземпляр переднеприводного микроавтомобиля НАМИ-0231. Машина получилась откровенно сырой и к серийному выпуску совершенно неприспособленной. Потребность в таких автомобилях в СССР была довольно серьезная, не менее 20 тысяч автомобилей в год. Однако свободных производственных мощностей СМЗ не имел. Как следствие Минавтопром принял решение подключить к проекту Волжский и Камский автозаводы.
Основная конструкторская работа легла на плечи специалистов АвтоВАЗа. Инженеры СМЗ занимались разработкой элементов ручного управления для людей с ограниченными возможностями, а специалисты КамАЗа помогали в испытаниях и доводке машины. В то же время проект получил обозначение ВАЗ-1111 Ока.
Ока проектировалась по современной, общемировой компоновочной схеме с поперечно расположенным силовым агрегатом, независимой передней подвеской МакФерсон и кузовом типа хэтчбек. Специалисты пришли к мнению, что для машины подобного класса наиболее оптимальным будет 2-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного охлаждения. Для максимального удешевления конструкции и унификации, мотор для Оки получили путем «распиливания» 4-цилиндрового двигателя ВАЗ-2108 пополам. Полученный агрегат рабочим объемом 649 см3 выдавал 29 л.с., что на тот момент казалось весьма достаточным.
В пару к мотору разработали оригинальную, полностью синхронизированную и частично унифицированную с «восьмерочной» коробкой — 4-ступенчатую механическую КП. Подвески единообразны с ВАЗ-2108, что благоприятно отразилось на управляемости. Тормоза традиционные — спереди дисковые, сзади барабанные. Рулевое управление реечное — без усилителя.
Кузов проектировали с оглядкой на зарубежные аналоги. К примеру одним из референсов послужил японский Daihatsu Cuore (Mira) первого поколения. Экстерьер выполнили в прямолинейном, лишенных каких-либо излишеств дизайне — с незатейливой светотехникой, зато с регулируемыми из салона зеркалами, стеклоочистителем и подогревом на заднем стекле. Салон без излишеств, вмещал четырех человек. При этом посадочное место и ширина дверей были подобраны таким образом, дабы обеспечить удобную посадку людей с поврежденным опорно-двигательным аппаратом.
В целом у команды создателей получился сбалансированный, полноценный, хоть и небольшой автомобиль. Полноценный в данном случае означает то, что ВАЗ-1111 уверенно себя чувствовал не только в городе, но и на загородном шоссе. Кроме того он был способен перевезти четырех человек или 340 кг груза, при этом расходуя не более 5-6 литров на 100 км.
Автомобиль для народа
Автомобиль получил довольно удобный вход, а за счет повышенной высоты крыши не сильно обременял рослых седоковКак и предполагалось по плану, ВАЗ-1111 Ока поступил в серийное производство сразу на трех заводах: КамАЗе, АвтоВАЗе и реконструированном СеАЗе (бывший СМЗ). Камский автозавод справился чуть быстрее и наладил производство машины в 1988 году. Вскоре производство выделили в отдельное предприятие ЗМА (Завод микролитражных автомобилей), где Ока выпускалась до 2006 года. На ВАЗе машину выпускали с 1988 по 1995 год, позднее ограничившись производством основных компонентов. На СеАЗе автомобиль собирали дольше всех — с 1989 по 2008 год. Всего суммарно на трех заводах произвели около полумиллиона машин, что делает ВАЗ-1111 одним из самых массовых микролитражных автомобилей отечественного производства.
Автомобили — ProvinceInfo
Цена по возрастаниюЦена по убываниюРейтинг по возрастаниюРейтинг по убываниюНазвание по возрастаниюНазвание по убыванию
Honda Dio AF 35 ZX
25,000 р.
64 км/час
100
33.20 сек.
Рофл (Невский)
3.45/5 Голосов: 22
ЗАЗ-968 «Запорожец»
35,000 р.
120 км/час
100
31.95 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.81/5 Голосов: 43
ВАЗ-1111 «Ока»
55,000 р.
130 км/час
100
24.60 сек.
АвтоМакс (Невский)
2.73/5 Голосов: 45
ВАЗ-2101
60,000 р.
155 км/час
100
19.90 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.86/5 Голосов: 42
ИЖ Юпитер-5
60,000 р.
131 км/час
100
8.30 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.63/5 Голосов: 40
Москвич-2140
68,000 р.
117 км/час
100
19.90 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.00/5 Голосов: 21
Москвич Святогор
86,000 р.
175 км/час
100
11. 50 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.22/5 Голосов: 50
ВАЗ-2106
91,000 р.
147 км/час
100
17.30 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.06/5 Голосов: 32
ВАЗ-2104
92,000 р.
147 км/час
100
17.40 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.30/5 Голосов: 30
ИЖ 21251
100,000 р.
140 км/час
100
18.55 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.40/5 Голосов: 5
ГАЗ-24 «Волга»
102,000 р.
145 км/час
100
18.80 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.00/5 Голосов: 32
ВАЗ-2108
106,500 р.
157 км/час
100
12.80 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.50/5 Голосов: 12
ВАЗ-2107
115,000 р.
150 км/час
100
16.65 сек.
АвтоМакс (Невский)
4. 12/5 Голосов: 34
ВАЗ-2109
118,000 р.
154 км/час
100
12.90 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.50/5 Голосов: 8
ВАЗ-2110
133,000 р.
179 км/час
100
13.30 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.15/5 Голосов: 13
ВАЗ-21099
133,000 р.
156 км/час
100
13.75 сек.
АвтоМакс (Невский)
ВАЗ-21124
150,000 р.
182 км/час
100
12.40 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.44/5 Голосов: 16
ГАЗ-3110 «Волга»
157,000 р.
175 км/час
100
13.50 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.50/5 Голосов: 24
ВАЗ-2113
163,000 р.
184 км/час
100
11.30 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.73/5 Голосов: 15
ВАЗ-2114
176,000 р.
161 км/час
100
12.71 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.54/5 Голосов: 24
ВАЗ-2115
189,000 р.
161 км/час
100
12.75 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.27/5 Голосов: 11
ГАЗ-3102
200,000 р.
150 км/час
100
АвтоМакс (Невский)
4.50/5 Голосов: 6
Lada Priora
293,000 р.
183 км/час
100
10.70 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.71/5 Голосов: 24
Peugeot 406
310,000 р.
239 км/час
100
8.40 сек.
Рофл (Невский)
3.84/5 Голосов: 55
Chevrolet Lacetti
315,000 р.
184 км/час
100
11.50 сек.
Рофл (Невский)
4.00/5 Голосов: 19
УАЗ 469
320,000 р.
120 км/час
100
28. 11 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.00/5 Голосов: 4
Renault Megane
330,000 р.
218 км/час
100
8.40 сек.
Рофл (Невский)
4.29/5 Голосов: 14
LADA Granta
350,000 р.
183 км/час
100
12.10 сек.
АвтоМакс (Невский)
2.50/5 Голосов: 12
Renault Logan
355,000 р.
176 км/час
100
12.10 сек.
Рофл (Невский)
3.13/5 Голосов: 16
Audi 80 Avant (B4)
360,000 р.
204 км/час
100
9.90 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.64/5 Голосов: 22
Peugeot 207
400,000 р.
194 км/час
100
10.85 сек.
Рофл (Невский)
3.83/5 Голосов: 6
Skoda Superb
425,000 р.
209 км/час
100
8.60 сек.
Рофл (Невский)
4. 75/5 Голосов: 16
Yamaha XT660
450,000 р.
160 км/час
100
4.53 сек.
Мир Авто (Мирный)
3.75/5 Голосов: 20
Mazda 3
500,000 р.
201 км/час
100
8.70 сек.
Рофл (Невский)
4.11/5 Голосов: 9
Lada Largus
500,000 р.
165 км/час
100
13.05 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.80/5 Голосов: 5
ГАЗель БИЗНЕС
500,500 р.
130 км/час
100
16.70 сек.
100
л.
МирБус (Мирный)
4.79/5 Голосов: 28
Chevrolet Niva
540,000 р.
180 км/час
100
13.60 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.00/5 Голосов: 12
Lada 4×4 Urban
546,800 р.
159 км/час
100
16.60 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.57/5 Голосов: 7
УАЗ Хантер
550,000 р.
135 км/час
100
15.20 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.60/5 Голосов: 10
Chevrolet Cruze
560,000 р.
199 км/час
100
8.60 сек.
Рофл (Невский)
3.36/5 Голосов: 11
УАЗ Патриот
565,000 р.
153 км/час
100
15.10 сек.
100
л.
АвтоМакс (Невский)
3.53/5 Голосов: 15
BMW 535i (E34)
590,000 р.
231 км/час
100
7.90 сек.
Рофл (Невский)
4.53/5 Голосов: 64
Volkswagen Golf IV
600,000 р.
200 км/час
100
9.95 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.14/5 Голосов: 7
Nissan Leaf
605,000 р.
150 км/час
100
11.70 сек.
100
ед. заряда
Рофл (Невский)
3.75/5 Голосов: 20
УАЗ-2206 «Буханка»
620,000 р.
119 км/час
100
23.30 сек.
АвтоМакс (Невский)
4.31/5 Голосов: 13
Honda Accord
710,000 р.
221 км/час
100
9.60 сек.
Рофл (Невский)
4.67/5 Голосов: 27
Nissan 200SX
710,000 р.
234 км/час
100
7.05 сек.
Рофл (Невский)
4.44/5 Голосов: 9
Mazda RX-8
720,000 р.
234 км/час
100
7.05 сек.
Рофл (Невский)
3.90/5 Голосов: 10
Honda Civic Type-R
Контейнер
251 км/час
100
6.10 сек.
Контейнер
4.67/5 Голосов: 15
Ford Focus 3
825,000 р.
204 км/час
100
9.00 сек.
Рофл (Невский)
4.07/5 Голосов: 14
Toyota Supra (A80)
850,000 р.
251 км/час
100
5. 15 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.62/5 Голосов: 37
Yamaha XJ6
850,000 р.
231 км/час
100
2.90 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.53/5 Голосов: 30
Lada Vesta
852,900 р.
187 км/час
100
10.00 сек.
АвтоМакс (Невский)
3.41/5 Голосов: 32
Volkswagen Polo
865,000 р.
193 км/час
100
10.48 сек.
Рофл (Невский)
4.04/5 Голосов: 23
Kia Rio
879,900 р.
193 км/час
100
10.50 сек.
Рофл (Невский)
3.00/5 Голосов: 10
Subaru Forester XT
880,000 р.
216 км/час
100
7.15 сек.
Рофл (Невский)
4.46/5 Голосов: 24
Skoda Rapid 2020
933,000 р.
195 км/час
100
10.70 сек.
Рофл (Невский)
3. 75/5 Голосов: 8
Chevrolet Suburban
955,000 р.
186 км/час
100
10.23 сек.
159
л.
Рофл (Невский)
4.57/5 Голосов: 23
ГАЗ-3309
960,000 р.
89 км/час
100
24.26 сек.
105
л.
Тихий огонёк (Мирный)
2.00/5 Голосов: 2
ГАЗ М-20 Победа
Контейнер
105 км/час
100
37.35 сек.
Контейнер
4.42/5 Голосов: 12
Volvo 850 R
1,000,000 р.
245 км/час
100
6.43 сек.
Рофл (Невский)
4.44/5 Голосов: 9
Mazda RX-7 (FD)
1,090,000 р.
251 км/час
100
5.75 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.38/5 Голосов: 24
BMW 750i (E38)
1,100,000 р.
240 км/час
100
7.75 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4. 47/5 Голосов: 32
ГАЗ-3302 Тент
1,170,000 р.
120 км/час
100
25.61 сек.
Тихий огонёк (Мирный)
4.00/5 Голосов: 1
ГАЗ-3302 Будка
1,335,000 р.
120 км/час
100
25.61 сек.
Тихий огонёк (Мирный)
5.00/5 Голосов: 1
КАвЗ-3270
1,350,000 р.
90 км/час
100
19.85 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
5.00/5 Голосов: 2
Skoda Octavia
1,380,000 р.
218 км/час
100
8.30 сек.
Рофл (Невский)
4.13/5 Голосов: 16
Kia Optima
1,380,000 р.
243 км/час
100
7.65 сек.
Рофл (Невский)
4.30/5 Голосов: 27
Subaru BRZ
1,420,000 р.
226 км/час
100
7.90 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.33/5 Голосов: 9
ГАЗель NEXT
1,500,000 р.
130 км/час
100
17.30 сек.
Тихий огонёк (Мирный)
4.10/5 Голосов: 10
ПАЗ-32053 (бензин)
1,500,000 р.
90 км/час
100
24.15 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
4.14/5 Голосов: 7
ПАЗ-32054 (бензин)
1,600,000 р.
90 км/час
100
24.20 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
4.14/5 Голосов: 7
ПАЗ-32054 (дизель)
1,700,000 р.
94 км/час
100
24.25 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
4.20/5 Голосов: 5
Audi A3 Sedan
1,750,000 р.
227 км/час
100
6.75 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.16/5 Голосов: 38
Toyota Camry (XV55)
1,780,000 р.
226 км/час
100
7.50 сек.
Рофл (Невский)
4.28/5 Голосов: 25
ПАЗ-4234 (дизель)
2,150,000 р.
93 км/час
100
24.50 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
4.00/5 Голосов: 7
Chevrolet Tahoe LTZ
2,340,000 р.
200 км/час
100
8.90 сек.
Рофл (Невский)
4.42/5 Голосов: 24
КАвЗ-685М
2,450,000 р.
90 км/час
100
21.40 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
3.00/5 Голосов: 1
Lexus IS 350 F
2,500,000 р.
249 км/час
100
5.65 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.57/5 Голосов: 7
KIA Stinger GT
2,610,000 р.
271 км/час
100
5.35 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.71/5 Голосов: 24
BMW M5 (E60)
2,735,000 р.
260 км/час
100
4.65 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.44/5 Голосов: 71
Audi Q7 V12 TDI
2,880,000 р.
250 км/час
100
5.45 сек.
100
л.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.74/5 Голосов: 27
BMW 850C Si
Контейнер
267 км/час
100
5.72 сек.
Контейнер
4.00/5 Голосов: 4
ЗИЛ 133540
Контейнер
99 км/час
100
34.15 сек.
170
л.
Контейнер
3.50/5 Голосов: 2
BMW M3 (E46)
3,000,000 р.
250 км/час
100
5.25 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
3.00/5 Голосов: 4
Subaru WRX STi (VA)
3,000,000 р.
254 км/час
100
5.25 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.25/5 Голосов: 4
BMW M3 (E92)
3,160,000 р.
281 км/час
100
4.40 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.29/5 Голосов: 24
Камаз 54115
Контейнер
100 км/час
100
32. 50 сек.
500
л.
Контейнер
1.33/5 Голосов: 3
Audi Q7 TDI
4,015,000 р.
251 км/час
100
6.40 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
3.79/5 Голосов: 14
BMW M4 (F82)
4,250,000 р.
281 км/час
100
4.20 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.54/5 Голосов: 26
Volvo XC90 T5
4,465,000 р.
237 км/час
100
6.50 сек.
Рофл (Невский)
4.53/5 Голосов: 15
Honda NSX
Контейнер
271 км/час
100
5.60 сек.
Контейнер
4.60/5 Голосов: 5
ПАЗ-4230 «Аврора»
4,550,000 р.
121 км/час
100
19.70 сек.
105
л.
МирБус (Мирный)
4.50/5 Голосов: 2
BMW M6 (F13)
4,600,000 р.
280 км/час
100
4. 20 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
3.91/5 Голосов: 11
Лаз 695Н
4,695,000 р.
86 км/час
100
23.95 сек.
154
л.
МирБус (Мирный)
3.80/5 Голосов: 5
BMW S1100RR
5,400,000 р.
325 км/час
100
1.85 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.40/5 Голосов: 10
ЛАЗ-4207
5,500,000 р.
113 км/час
100
25.40 сек.
230
л.
МирБус (Мирный)
5.00/5 Голосов: 3
Alfa Romeo Giulia
Контейнер
308 км/час
100
4.30 сек.
Контейнер
3.65/5 Голосов: 20
ЛиАЗ 5256.00-11
5,750,000 р.
105 км/час
100
25.55 сек.
238
л.
МирБус (Мирный)
3.67/5 Голосов: 3
КАвЗ-4238 «Аврора»
5,890,000 р.
119 км/час
100
20. 90 сек.
170
л.
МирБус (Мирный)
3.50/5 Голосов: 2
KAMAZ-5490 NEO
5,900,000 р.
112 км/час
100
25.30 сек.
760
л.
Тихий огонёк (Мирный)
4.67/5 Голосов: 9
ЛАЗ-5207
6,000,000 р.
100 км/час
100
29.00 сек.
230
л.
МирБус (Мирный)
4.33/5 Голосов: 3
BMW X5 M (F85)
6,210,000 р.
285 км/час
100
4.30 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.68/5 Голосов: 44
ЛиАЗ 5256.40
6,250,000 р.
105 км/час
100
25.50 сек.
238
л.
МирБус (Мирный)
2.67/5 Голосов: 3
Cadillac CTS-V
Контейнер
320 км/час
100
3.80 сек.
Контейнер
3.78/5 Голосов: 37
Ferrari 348 GTB
Контейнер
281 км/час
100
5. 50 сек.
Контейнер
4.40/5 Голосов: 5
Renault Magnum
6,500,000 р.
118 км/час
100
25.90 сек.
1445
л.
Тихий огонёк (Мирный)
0.00/5 Голосов: 0
Audi RS6 Avant (C7)
6,820,000 р.
285 км/час
100
3.70 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.75/5 Голосов: 36
Audi S8 Plus
7,782,000 р.
305 км/час
100
3.85 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.63/5 Голосов: 24
Nissan GT-R (R35)
7,800,000 р.
315 км/час
100
3.15 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.09/5 Голосов: 33
BMW X6 M (F86)
7,885,000 р.
280 км/час
100
4.20 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.19/5 Голосов: 21
Scania Topline
7,950,000 р.
121 км/час
100
24. 70 сек.
1200
л.
Тихий огонёк (Мирный)
0.00/5 Голосов: 0
Лиаз 4292
8,210,000 р.
85 км/час
100
25.40 сек.
200
л.
МирБус (Мирный)
3.67/5 Голосов: 3
Lexus LX570
8,315,000 р.
219 км/час
100
7.60 сек.
Рофл (Невский)
4.38/5 Голосов: 13
Ikarus 256.54
8,750,000 р.
121 км/час
100
23.05 сек.
300
л.
МирБус (Мирный)
5.00/5 Голосов: 1
ЛиАЗ 5256.00
9,000,000 р.
95 км/час
100
25.55 сек.
238
л.
МирБус (Мирный)
3.57/5 Голосов: 7
BMW M5 (F90)
9,240,000 р.
305 км/час
100
3.35 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.20/5 Голосов: 51
Volvo VNL
9,980,000 р.
119 км/час
100
23.10 сек.
1140
л.
Тихий огонёк (Мирный)
4.33/5 Голосов: 6
МАЗ-203
10,000,000 р.
106 км/час
100
22.57 сек.
300
л.
МирБус (Мирный)
4.67/5 Голосов: 12
Ikarus 250.59
10,250,000 р.
115 км/час
100
24.90 сек.
250
л.
МирБус (Мирный)
4.67/5 Голосов: 12
Audi RS6 Avant (C8)
10,500,000 р.
285 км/час
100
3.30 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
4.21/5 Голосов: 14
ЛиАЗ-677М
10,650,000 р.
75 км/час
100
19.20 сек.
300
л.
МирБус (Мирный)
3.92/5 Голосов: 12
Audi R8
14,000,000 р.
334 км/час
100
3.10 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
5.00/5 Голосов: 1
Scania R500
14,150,000 р.
121 км/час
100
24.10 сек.
1100
л.
Тихий огонёк (Мирный)
4.00/5 Голосов: 1
Acura NSX
14,300,000 р.
309 км/час
100
3.10 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.33/5 Голосов: 3
Mercedes-AMG GT R
15,000,000 р.
318 км/час
100
3.55 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
3.22/5 Голосов: 9
Tesla Model S Plaid
16,000,000 р.
322 км/час
100
2.41 сек.
100
ед. заряда
Мир Авто (Мирный)
4.00/5 Голосов: 33
BMW M8 Competition
17,000,000 р.
312 км/час
100
3.25 сек.
Mercury-Auto (Приволжск)
3.33/5 Голосов: 3
Ferrari 488 GTB
17,350,000 р.
330 км/час
100
3.10 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.08/5 Голосов: 12
Lamborghini Urus
22,450,000 р.
309 км/час
100
3.60 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.17/5 Голосов: 12
Rolls Royce Wraith
26,000,000 р.
253 км/час
100
4.50 сек.
Мир Авто (Мирный)
3.67/5 Голосов: 6
Mclaren 720S
31,720,000 р.
340 км/час
100
2.90 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.00/5 Голосов: 9
Ferrari LaFerrari
77,600,000 р.
385 км/час
100
2.80 сек.
Мир Авто (Мирный)
4.58/5 Голосов: 24
Bugatti Chiron
91,000,000 р.
427 км/час
100
2.37 сек.
Мир Авто (Мирный)
3.03/5 Голосов: 29
История ВАЗ 1111
ВАЗ-1111 Ока — городской автомобиль, разработанный в России в 1988 году на АвтоВАЗе с двухцилиндровым двигателем SOHC рабочим объемом 750 куб.см. Автомобиль разработан АвтоВАЗом, но так и не поступил там в серийное производство. Вся продукция поставлялась на завод СеАЗ в Серпухове и ЗМА в Набережных Челнах (ранее принадлежавший КАМАЗу, ныне принадлежащий СеверстальАвто). Были планы начать производство на новом заводе в Елабуге, которые так и не были реализованы. Автомобиль также производится в Азербайджане Гянджинским автозаводом).
Название происходит от реки Оки в России, на которой расположен Серпухов.
Этот чрезвычайно дешевый, легкий и простой автомобиль взял на себя шлейф ЗАЗ Запорожец, изгоя автомобильной промышленности СССР. Запорожец был разработан в 1975 году как «народный автомобиль» и почти десять лет служил своему предназначению как бюджетный транспорт и повод для жестоких шуток. Была только одна советская машина попроще, и это была спецмашина для инвалидов СЖД. Изначально, когда инженеры Серпуховского завода придумали проект «Оки», они обратились к вазовским коллегам.
Крошечный автомобиль должен был стать заменой СЖД и имел простой мотоциклетный двигатель. Андрей Розов, один из ведущих инженеров ВАЗа, спроектировал новый с нуля, но затем было принято решение внедрить вместо него «разрезанный пополам» 4-цилиндровый двигатель ВАЗ 2108. Это был 1983 год, и первый советский переднеприводный автомобиль 2108 был готов выйти на рынок; так инициатива «Ока» быстро стала очередным проектом «народного автомобиля», тем, который «по карману каждому заводскому инженеру».
Вдохновением для Юрия Верещагина, дизайнера экстерьера ВАЗа, создавшего Оку, стал японский Daihatsu Cuore. Жестко ограниченный спецификациями проекта, он делал свою работу, не веря в то, что машина дойдет до серийного производства.
Тем не менее, его сравнительно удовлетворительные технические характеристики и низкая цена (на данный момент он продается примерно за 3500 долларов) позволили ему сделать плодотворную карьеру в неспокойные годы.
По состоянию на 2006 год распространяется четыре версии Оки: базовая ВАЗ 11113 Ока производства ЗМА (Набережные Челны) или завода СеАЗ (33 л.с., 125 км/ч макс., 3,2 л на 100 км), «кастомная ВАЗ 11301 Астро (49л.с.) и ВАЗ 11113-27 Toyma — малолитражка коммерческого использования с грузовым отсеком вместо двух задних сидений.
В своей очевидной роли городского автомобиля «Ока» считается крайне немодной и является явным свидетельством невозможности купить что-либо дороже. Тем не менее, он широко используется местными службами доставки. Его маневренность на дороге и скорость разгона (весьма удивительная для его привлекательности) не позволили ему занять место Запорожца в фольклоре (который находит свое удовольствие в неуклюжести и медленной скорости первого).
Однако его небольшие размеры и вес порождают множество забавных (и часто правдивых) историй о том, как несколько мужчин уносят Оку с места стоянки.[править]
Как и его собратья VW Beetle, он часто привлекает настроения владельца, поэтому различные доработанные и тюнингованные версии неизбежно выставляются на местных фестивалях экзотических автомобилей.
На 2007 год заводом-изготовителем запланирован рестайлинг; это не повлияет ни на что, кроме кузова, освещения, дизайна интерьера и функций. Сообщается, что у Оки-2 и Оки-3, концепт-каров Lada, которые разрабатываются годами, нет никаких положительных перспектив.
С 2007 года американская компания Oka Auto USA, базирующаяся в Лас-Вегасе, штат Невада, предлагает электрические автомобили Okas для рынка электромобилей в США (NEV) под названием Oka NEV ZEV. Чтобы соответствовать правилам NEV, скорость электрической Оки ограничена 25 милями в час.
Новый кроссовер ВАЗ-1111 «Ока» 2022-2023 представлен как дешевая замена X-Trail и Tucson для России
by archyde
Компания АВТОВАЗ сегодня находится в нестандартном положении. Благодаря уходу некоторых конкурентов и резкому сокращению производства в целом по стране Волжский автомобильный завод смог занять 40% рынка. Но именно это открывает перед компанией дополнительные возможности для развития. В частности, отсутствие конкурентов позволяет запускать продукты, которые ранее не пользовались спросом из-за наличия более качественных и популярных автомобилей. Так, в России сейчас не производят такие кроссоверы, как Nissan X-Trail, Hyundai Tucson и ряд других. НО Volkswagen Tiguan и Skoda Karoq покинули нашу страну. Благодаря этому АвтоВАЗ получает возможность войти в совершенно новую для себя нишу.
Отечественный дизайнер показал, какой может быть модель, которая составит конкуренцию Tucson и X-Trail. Он создал серию рендеров с новым кроссовером ВАЗ-1111 Ока 2022-2023 гг. Причина, по которой использовалась именно эта марка, а не Lada, заключается в том, что активное развитие модельного ряда со временем приведет АвтоВАЗ к необходимости запуска отдельных суббрендов для каждого семейства. А Оку, возможно, возродят для будущих кроссоверов. Подход, использующий суббренды для отдельных семейств, используется многими компаниями. Так вот, это наиболее характерно для китайских производителей.
Несмотря на то, что кроссовер «Ока» пока представлен как концепт, вероятность появления такого автомобиля высока. Это связано не только с тем, что в России освободились целые ниши. АвтоВАЗ, согласно ранее объявленному заявлению, должен в ближайшее время увеличить годовой объем производства до 500 000 автомобилей. Добиться такого результата без запуска новых моделей невозможно. Также следует учитывать, что китайские компании постепенно увеличивают долю присутствия на российском рынке. Поэтому АвтоВАЗу необходимо уже сейчас создавать продукцию, способную конкурировать с моделями из Китая.
Кроме того, российская компания в последнее время неоднократно заявляла о намерении создать кроссовер. Но одним подобным автомобилем АвтоВАЗ, скорее всего, не ограничится. Более того, как отмечалось ранее, для компании сейчас открыты целые ниши, в которых отсутствует конкуренция. Кроме того, АвтоВАЗ весной получил доступ к лицензионным технологиям Renault, что сокращает как время, так и затраты, необходимые для разработки нового кроссовера.
Дизайн
Представленная модель отдаленно напоминает многие кроссоверы типа Tucson. Однако он скорее напоминает своих потенциальных конкурентов, выпущенных несколько лет назад. Но это не значит, что применяемая конструкция уже устарела. Кроссовер имеет «свежий» вид, который выделит его среди одноклассников.
Новый ВАЗ-1111 «Ока» 2022-2022 годов выполнен в спортивном стиле: его боковые и передние части кузова имеют волнообразную форму, что не характерно для таких моделей. У кроссовера опорные стойки сильно наклонены назад, что в сочетании с покатой крышей и капотом улучшает аэродинамику и, как следствие, снижает расход топлива. Также представленная модель оснащена большим лобовым стеклом, что положительно скажется на обзорности из салона.
Кроссовер получил плоский капот. Но его резкий изгиб в районе головной оптики и зауженные фары, соединенные между собой декоративной вставкой со светодиодными лентами, придают автомобилю несколько агрессивный вид. В то же время на серийной Оке это сочетание, вероятно, не будет реализовано. В частности, кроссовер должен лишиться центральной вставки со светодиодными лентами, которую заменит узкая полоска решетки радиатора.
Спортивный стиль новинки подчеркивает передний бампер. Большую его часть занимают 2 воздухозаборника: верхний, имеющий трапециевидную форму и дополненный крупной сеткой, и нижний с горизонтальными планками. По бокам от них расположены овальные вентиляционные отверстия, по периметру которых натянуты светодиодные ленты. Снизу передний бампер прикрыт пластиковой накладкой, которая переходит в расширители колесных арок. Российская новинка может похвастаться достаточно большим клиренсом.
Задняя часть кузова кроссовера ВАЗ-1111 «Ока» 2022-2023 не имеет таких плавных изгибов, как остальные. Здесь разработчик разместил развитое крыло с дополнительным стоп-сигналом и большими светодиодными фонарями. Корма дополнена декоративной накладкой, имитирующей тонкий диффузор. Задний бампер, обтянутый черным пластиком, расположен над землей выше, чем передний. Это положительно скажется на проходимости представленного кроссовера.
Технические характеристики
Пока неизвестно, на базе какой платформы может быть построен представленный кроссовер. Ранее ходили разговоры о том, что АвтоВАЗ создаст аналогичный автомобиль на базе Весты или «тележки» В0. Но недавно появилась информация, указывающая на то, что Волжский автомобильный завод может начать производство модели на базе платформы CMF-B, которую компания позаимствовала у Renault.
Независимо от выбранного типа троллейбуса будущий кроссовер будет оснащаться только двигателями ВАЗ. Представители АвтоВАЗа еще в 2021 году заявляли, что компания адаптирует собственные двигатели под французскую платформу. Учитывая габариты нового кроссовера ВАЗ-1111 Ока 2022-2023, можно предположить, что даже в базовой модификации он не будет оснащаться 1,6-литровым агрегатом. По умолчанию представленная модель получит 1,8-литровый двигатель, развивающий до 122 л.с. Не исключено, что для средней и топовой модификаций кроссовера будет подготовлена 145-сильная версия этого двигателя.
Скорее всего, базовые версии представленной модели будут иметь передний привод. А вот более дорогие модификации получат полный привод, который также будет позаимствован у Renault (точнее, у Duster).