Тосол или антифриз. Что выбрать?
Фев 04
- 04.02.2014
Такое разделение на тосолы и антифризы существует только в странах бывшего СНГ. И то и другое относится к охлаждающей жидкости. И вопрос этот, сам по себе, не очень правильно поставлен, потому что однозначного ответа на него нет. А все потому, что это одно и то же. Да бывает разных цветов, разных производителей, разный по качеству, но тосол и антифриз подразумевают абсолютно одинаковые понятия – незамерзающую охлаждающую жидкость. Ведь, как только на дорогах появились первые автомобили, их производители приступили к поиску вещества способного заменить воду в системе охлаждения. Потому, что очень хлопотно было эксплуатировать автомобили при отрицательных температурах. Уже довольно давно, во всем мире для изготовления антифризов используют этиленгликоль. Но у него есть одно любопытное свойство: в чистом виде он замерзает при температуре — 12 градусов, но, стоит добавить к нему, всего лишь 2 % воды и смесь будет превращаться в лед только при -20 градусах мороза.
Для того, чтобы стало понятнее нужно немного окунуться в историю и лексикологию. Слово «антифриз» происходит от латинского «анти» — против и английского «фриз» — замерзать, вот и получилось, что это жидкость против замерзания на английском языке. Тосол же появился на заре развития автомобилестроения в СССР, когда отечественный автопром, имеющаяся охлаждающая жидкость уже не устраивала, ее нужно было модернизировать. Тогда и была создана усовершенствованная модификация, под названием «тосол», где «тос» — сокращение от «технологии органических соединений». Вот и получается, что «тосол» — это государственный стандарт в бывшем СССР, а не отечественный «антифриз», как многие считают. Назвать его торговой маркой тоже нельзя, потому что выпускали его несколько производителей.
Сейчас, хотелось бы остановиться на таком моменте, многие автолюбители не осознают степень влияния охлаждающей жидкости на работу двигателя. Большинство даже не представляет, что у них залито в систему охлаждения. И, очень напрасно, ведь от правильного выбора охлаждающей жидкости напрямую зависит, техническое обслуживание автомобиля в целом. По данным компании Arteko 22% поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому правильный выбор охлаждающей жидкости поможет не только сохранить средства, но и уберечь ваш автомобиль.
Так все-таки, что выбрать — тосол или антифриз? Ведь эти жидкости не боятся отрицательных температур, если происходит замерзание, то они не дают произойти разрыву блока цилиндров изнутри. А различия заключаются в температуре кипения и в теплопроводности жидкости. Это значит, что они отличаются составом и эксплутационными характеристиками. Известно, что антифриз закипает при температуре в 120 градусов, тосол же, закипает при 105-110. Вроде разница не настолько и велика, но если брать тяжелые летние условия, стояние в пробках — то эти несколько градусов могут оказаться решающими.
Антифризы различных производителей имеют одну основу – либо этиленгликоль, либо пропиленгликоль и еще пакет присадок, который выступает ингибитором коррозии. Различаются они смазывающими и антикоррозийными свойствами, агрессивным отношением к сальникам, патрубкам, прокладкам и другим деталям. Внешне антифризы отличаются цветом, который им придают красители. Они могут быть: красными, синими, зелеными. Определенный цвет позволяет смешивать антифризы по цвету, но разных производителей. Но, если смешать разные по цвету антифризы, то они могут вспениться и выпадет осадок.
При выборе охлаждающей жидкости необходимо, в первую очередь руководствоваться рекомендациями завода изготовителя. Как известно нарушение требований к эксплуатации может привести к поломке автомобиля. Да, это произойдет не сразу возможно, а через какой — то временной промежуток, но любая поломка приносит много неприятностей своим владельцам. Во избежание всего этого надо строго следовать инструкциям завода изготовителя и не подвергать автомобиль не нужным экспериментам.
И еще одно, у наших автолюбителей сложилось превратное мнение об этих жидкостях. Многие считают, что раз антифриз – это импортный продукт, то и качества он будет более высокого, а тосол – отечественный продукт, то и качества будет низкого. Это утверждение в корне неверно, потому что сейчас многие отечественные производители называют свой товар «антифризом», что вполне обоснованно. Но здесь все зависит от добросовестности производителя, можно купить товар импортного производства, но совсем ненадлежащего качества. А, утверждение, что в иномарки можно лить только антифриз не выдерживает никакой критики. В иномарки нужно лить просто качественную охлаждающую жидкость, а как ее название – не важно.
Categories: Статьи
2388
0
может ли охлаждающая жидкость замерзнуть и при какой температуре
Опубликовано: 21.04.2022
Время на чтение:
Количество прочтений: 6709
Содержание
- Причины замерзания охлаждающей жидкости
- Если вдруг антифриз замерз
Антифризом можно считать все незамерзающие жидкости (в отличие от воды), которые предназначены для использования в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС). В состав охлаждающих жидкостей входят пропиленгликоль или этиленгликоль. Это двухатомные спирты, которые имеют высокие температуры кипения, гигроскопичны (поглощают влагу) и плохо воспламеняются при температурах до +200 °С. Еще одной составляющей охлаждающей жидкости является дистиллированная вода. Ею разбавляют концентрат антифриза, чтобы готовый состав имел определенный рабочий температурный режим. Также в состав входят присадки, которые не позволяют антифризу разрушать систему охлаждения (патрубки, радиаторы, шланги) изнутри.
Причины замерзания охлаждающей жидкости
Заводской антифриз используется в системах охлаждения авто и замерзает при средней температуре -40 °С, но, к сожалению, некоторые производители охлаждающей жидкости для ДВС поставляют на рынки некачественную продукцию. Нередко встречаются случаи, когда уже при температуре -25 °С Ваш антифриз, а точнее вода, которая присутствует в составе, может замерзнуть. Есть большая вероятность, что это приведет к выходу из строя системы охлаждения, срыву патрубков и резиновых трубок, появлению трещин в металлических элементах системы (вплоть до разрыва радиатора и головки блока цилиндров).
Если вдруг антифриз замерз
Желательно использовать в системе охлаждения мотора только качественный антифриз. Но что делать, если охлаждающая жидкость все же замерзла?
- В первую очередь следует переместить транспортное средство в теплое место. Это может быть теплый гараж, где существует отопление, станция технического обслуживания и прочее.
- Потом необходимо подогреть немного воды до состояния кипения и облить кипятком все патрубки и резиновые соединения, которые относятся к системе охлаждения. Расширительный бачок также желательно обдать горячей водой.
- С помощью бытового или строительного фена согрейте систему охлаждения двигателя, начиная с расширительного бачка.
- После оттаивания системы полностью поменяйте охлаждающую жидкость. Слейте отработанный состав и залейте новый качественный продукт.
Почему производители рекомендуют менять охлаждающую жидкость каждые 3–5 лет? Справедливый вопрос, если учитывать то, что температура замерзания антифриза не меняется. Ответ заключается в том, что присадки, которые входят в состав охлаждающей жидкости, теряют свои свойства. Они перестают обеспечивать защиту от коррозии и изнашивания внутренних поверхностей системы охлаждения. При долгом использовании антифриза можно заметить, что он заметно помутнел и приобрел коричневый оттенок. Это и есть металлические частицы двигателя, которые были разрушены действием спиртов. Также не следует слишком сильно разбавлять концентрат водой в целях экономии. Это приведет к повышению температуры замерзания антифриза.
Почему прямой антифриз замерзает при температуре выше 50% при смешивании с водой?
Как бы странно это ни звучало, это правда. Смесь пятьдесят на пятьдесят этиленгликоля и воды не замерзнет, пока температура не упадет примерно до 34 градусов ниже нуля по Фаренгейту (-37 градусов по Цельсию), в то время как чистый антифриз замерзнет примерно при 11 градусах выше нуля (-12 градусов по Цельсию). . Давайте посмотрим, что здесь происходит.
Бывает, что смешивание почти всего с водой снижает температуру замерзания ниже нормального значения воды в 32 градуса по Фаренгейту (0 градусов по Цельсию). В принципе, вы можете добавить в охлаждающую жидкость двигателя соль, сахар, кленовый сироп или аккумуляторную кислоту, и все они будут работать в той или иной степени, но по очевидным причинам это не рекомендуется.
На заре автомобилестроения в качестве антифриза иногда использовали сахар и мед. Позже стал популярен алкоголь, но он слишком быстро выкипает. В наши дни мы используем бесцветный жидкий химикат под названием этиленгликоль, который не испаряется. Коммерческий антифриз также содержит ингибиторы ржавчины и яркий краситель, помогающий обнаруживать утечки в системе охлаждения и, что немаловажно, придавать ей технологически сложный вид.
Способность растворенных в воде веществ защищать от замерзания связана с фундаментальной разницей между расположением молекул в жидкостях (таких как вода) и в твердых телах (таких как лед).
В воде, как и во всех жидкостях, молекулы свободно скользят, как масса смазанных маслом тел на оргии. Они слабо притягиваются друг к другу, но не соединены в фиксированных положениях, как в большинстве твердых тел. Вот почему вы можете наливать жидкость, но не твердое тело.
Таким образом, для того, чтобы жидкая вода замерзла, молекулы должны замедлиться и занять очень правильное, жесткое положение, которое они должны занимать в кристалле льда. Если дать достаточно времени, чтобы найти эти положения, то есть если молекулы достаточно постепенно замедляются за счет постепенного охлаждения, вода способна образовывать довольно большие куски льда.
И это именно то, чего мы боимся, потому что при замерзании вода расширяется, и возникающее давление может привести к разрыву охлаждающих каналов в блоке цилиндров. Инородные молекулы в воде, такие как, например, этиленгликоль, мешают этому процессу замораживания двумя способами.
Во-первых, просто загромождая место, они мешают молекулам воды попадать именно в те места, которые необходимы для образования кристалла твердого льда. Это как если бы военная строевая группа пыталась выстроиться, а по полю бегала толпа мирных жителей. Вставая на пути, инопланетные молекулы мешают кристалликам льда расти и становиться такими большими и однородными, как им хотелось бы. Даже если вода замерзнет, в результате получится слякоть из мелких кристаллов льда, а не единый, твердый как камень айсберг с треском двигателя.
Но основное влияние посторонних молекул на замерзание воды заключается в том, что они не дают воде замерзнуть до температуры ниже нормальной. Происходит следующее: молекулы этиленгликоля «разбавляют» воду, тем самым уменьшая количество молекул воды, которые могут собраться в одном месте и сформировать кристалл льда. Из-за этого мы должны еще больше замедлить молекулы воды, продолжая снижать температуру, чтобы их было достаточно, чтобы собраться вместе в виде кристалла льда.
Почему тогда чистый этиленгликоль замерзнет при более высокой температуре, чем 50-процентная смесь с водой? Он замерзает быстрее, потому что молекулам этиленгликоля мешают молекулы воды, так же как молекулам воды мешают молекулы этиленгликоля. Это работает в обе стороны.
Вода снижает температуру замерзания этиленгликоля, точно так же, как этиленгликоль снижает температуру замерзания воды. Таким образом, этиленгликоль, смешанный с водой, не замерзнет так легко, как в чистом виде. Да, можно сказать, что вода удерживает антифриз от замерзания.
❓🧪 Как разбавить концентрат антифриза и выгодно ли это?
Автомобильная охлаждающая жидкость доступна в виде концентрата и готового к использованию антифриза. Из первого можно самостоятельно приготовить второе. Чтобы из концентрата получить действительно незамерзающую жидкость, его необходимо разбавить водой в определенной пропорции. От него зависит, при какой температуре готовый антифриз начнет кристаллизоваться. В этом материале мы поговорим о том, что такое концентрат антифриза, можно ли его заливать в чистом виде в систему охлаждения автомобиля, как его разбавлять, какой водой пользоваться и вообще выгодно ли это делать.
Состав концентрата антифриза
Концентрат антифриза представляет собой практически чистый этиленгликоль. Практически, потому что большинство концентратов содержат около 5% воды. Этиленгликоль — это разновидность спирта. Отличается способностью смешиваться с водой. Также температурный диапазон кипения и замерзания концентрата значительно шире, чем у воды — от -13°С до +196°С.
Пусть вас не пугают такие скромные морозы. Конечно, это лучше, чем вода. Но это не предел для этиленгликоля. Вся магия концентрата в том, что при добавлении воды этот порог может повышаться до -70°С. Этого достаточно для работы двигателя с жидкостным охлаждением практически в любой точке нашей планеты.
Когда мы покупаем готовый антифриз, это не что иное, как концентрат, разбавленный водой. В этом случае вопросы качества воды и соотношения компонентов решает производитель. Естественно, не бесплатно. Но об этом позже.
Концентрат в систему охлаждения
Даже не знаю, приходит ли кому в голову заливать чистый концентрат антифриза в двигатель своей машины. Но поскольку такая возможность есть, кратко рассмотрим этот вопрос. Не используйте неразбавленный концентрат антифриза. И вот почему.
Для начала, потому что это невыгодно. Стоимость 1 литра качественного концентрата составляет примерно 5 долларов. Допустим, объем системы охлаждения в вашем автомобиле составляет 4 литра. Это означает, что вы потратите 20 долларов. Если купить готовый антифриз, то те же 4 литра обойдутся вам всего в 10 долларов. В два раза дешевле.
Не забывайте, что температура замерзания концентрата всего -13°С. Это слишком мало для многих регионов. Да. Концентрат не ведет себя как вода при замерзании. Он не превращается в лед, который расширяется и разрушает систему охлаждения изнутри. При кристаллизации этиленгликоль превращается в густую «кашу», которая не может циркулировать по системе охлаждения и выполнять свою работу.
Подробнее о температуре замерзания
Вода замерзает при 0°C. Концентрат антифриза при -13°C. Смешивая воду и концентрат, можно получить охлаждающую жидкость с температурой замерзания от -4°С до -70°С. В таблице ниже показано, как это работает.
Температура замерзания и пропорции | ||
Этиленгликоль, % | Вода, % | Температура замерзания, °С |
0 | 100 | 0 |
10 | 90 | -4 |
20 | 80 | -7 |
30 | 70 | -30 |
40 | 60 | -25 |
50 | 50 | -40 |
60 | 40 | -60 |
65 | 35 | -70 |
70 | 30 | -60 |
80 | 20 | -40 |
90 | десять | -25 |
100 | 0 | -13 |
Диаграмма
Обратите внимание, что до 65% концентрации этиленгликоля температура замерзания увеличивается, а затем снова снижается. Если учесть экономическую выгоду, то из этой таблицы нам нужна только верхняя ее часть.
Как развести концентрат антифриза: 3 способа
Не все владеют процентами и пропорциями, что усложняет применение таблицы на практике. Специально для вас я приведу три конкретных примера, на основании которых вы легко сможете приготовить антифриз из концентрата с точной температурой замерзания.
Пример 1. Метод 50 на 50
Это самый простой способ. Если смешать этиленгликоль с водой в равных пропорциях, то получится антифриз с температурой замерзания -40°С. Этого достаточно даже для многих северных регионов планеты. Поэтому, если у вас зимой температура воздуха никогда не опускается ниже -35°С, используйте этот способ.
Допустим, объем системы охлаждения вашего автомобиля составляет 4,75 литра. Для приготовления антифриза этим методом вам понадобится около 2,5 литров концентрата и столько же воды.
Пример 2. Для температуры -20°C
Рассмотрим более сложный пример. Допустим, вам нужен антифриз с температурой замерзания -20°С, а объем системы охлаждения автомобиля составляет 5,3 литра. В таблице такой температуры нет. И объем «неудобный» для расчетов. Когда нужного вам значения температуры нет в таблице, берите ближайшее доступное. В данном примере это -25 °C. Соотношение концентрата и воды составляет от 40 до 60 процентов.
Для решения этой задачи нужна школьная пропорция:
- 3 литра это 100% требуемой охлаждающей жидкости
- ? литров 40% этиленгликоля
Эта пропорция позволит узнать, сколько нужно концентрата. Решается по следующему принципу: 40×5,3/100=2,12 литра. Остальной объем – вода: 5,3 – 2,12 = 3,18 литра. Для простоты можно округлить. Возьмите 2,2 литра концентрата и 3,2 литра воды.
Пример 3. Для пропорций в долях или частях
Пропорции разбавления концентрата водой иногда указывают на таре, но не в процентах, а в долях или частях. Как приготовить антифриз, если вы хотите использовать рекомендации производителя на этикетке? Допустим, для получения жидкости с температурой замерзания -25°С производитель рекомендует смешивать 1 часть этиленгликоля и 1,5 части воды. А объем системы охлаждения вашего автомобиля составляет 4,8 литра. Как решить эту проблему?
Еще раз посмотрим на пропорцию:
- 8 литров охлаждающей жидкости это 2,5 (1 + 1,5 части)
- ? литров этиленгликоля 1 часть
Аналогично предыдущему примеру считаем, сколько вам нужно концентрата: 1 × 4,8/2,5 = 1,92 литра. Остальное вода: 4,8 — 1,92 = 2,88 литра. Для простоты приготовления округлим: 1,9 л концентрата и 2,9 л воды. Можно и проще: 2 литра этиленгликоля и 3 литра воды. Вы получите 5 литров охлаждающей жидкости с температурой замерзания -25°C.
О воде
Вода так же важна, как и концентрат антифриза
Качество воды для разбавления концентрата антифриза очень важно. Плохая вода может привести к тому, что система охлаждения вашего автомобиля засорится и быстро засорится. В итоге это станет одной из причин перегрева двигателя (остальные подробно описаны в отдельной статье по ссылке).
Чтобы избежать этих проблем, я рекомендую использовать дистиллированную воду. Если не знаете, где ее купить, берите питьевую воду, которая продается в продуктовых магазинах. Категорически не рекомендую брать воду из колодца, колодца, городского водопровода.
О льготе
Что выбрать: концентрат или готовый антифриз?
Я могу перечислить три преимущества, которые вы можете получить, самостоятельно изготовив антифриз из концентрированного этиленгликоля:
- Температура замерзания . Производители готовых антифризов часто завышают этот показатель на этикетках своей продукции. Если вы приготовите охлаждающую жидкость своими руками, то точно будете уверены, что она не замерзнет.
- Экономия денег . Когда вам нужно обслуживать только один автомобиль, особой финансовой выгоды вы не увидите. Если вам нужно заменить охлаждающую жидкость на нескольких автомобилях, а еще у вас есть бесплатная вода, экономия будет ощутимой.
- качество антифриза . Зависит от этиленгликоля и воды, используемых производителем.