содержание .. 61 62 69 .. ГA3-3307. Гидровакуумный усилитель тормозов (рис. 42) устанавливается в каждом контуре тормозной системы и дает возможность остановить автомобиль с меньшей затратой физической силы водителя. Принцип действия усилителя заключается в использовании разрежения во впускной трубе двигателя для создания дополнительного давления в системе гидравлического привода рабочей тормозной системы. При выходе из строя или нарушении герметичности вакуумного трубопровода или гидровакуумного усилителя резко снижается эффективность торможения. Б следствие нарушения герметичности вакуумной системы во впускную трубу двигателя происходит постоянный подсос воздуха, который настолько обедняет смесь в седьмом и частично в четвертом цилиндрах, что воспламенение ее от искры не происходит. Несгоревшая рабочая смесь смывает смазку с зеркала цилиндра и приводит к сухому трению поршня и поршневых колец о гильзу, а наличие дорожной пыли усугубляет сухое трение и приводит к аварийному, износу деталей в указанных цилиндрах. Гидровакуумный усилитель состоит из камеры усилителя, гидравлического цилиндра и клапана управления. Корпус камеры соединяется с впускной трубой и атмосферой через клапан управления. Работу гидровакуумного усилителя можно уяснить по схеме, приведенной на рис. 43. Если двигатель работает и тормозная педаль не нажата, то разрежение, образующееся во впускной трубе, передается в полости I и II клапана управления и в полости III и IV корпуса камеры усилителя. При этом давление на диафрагму 1 усилителя с обеих сторон одинаково, и она под действием пружины 5 занимает исходное положение. При нажатии на тормозную педаль жидкость из главного цилиндра через трубопровод под давлением подается к гидравлическому цилиндру усилителя. Затем жидкость проходит через отверстие в поршне 14 и направляется к рабочим тормозным цилиндрам колес автомобиля. Одновременно с этим создается давление на поршень 12 клапана управления усилителя. В первоначальный момент давление тормозной жидкости одинаково по всей гидравлической магистрали. При дальнейшем возрастании давления поршень клапана управления преодолеет сопротивление пружины и закроет вакуумный клапан 6. В это время полости I и II разъединяются. При дальнейшем движении поршня открывается атмосферный клапан 7. Атмосферный воздух через воздушный фильтр поступает в полость III гидровакуумного усилителя. Разность давления в полостях III и IV передается через диафрагму и толкатель на поршень 14 цилиндра усилителя, чем и создается дополнительное давление в гидравлической магистрали. При снятии нагрузки с тормозной педали давление в гидравлической магистрали между главным цилиндром и клапаном управления падает. Это дает возможность пружине клапана управления за счет усилия ее сжатия поставить в исходное положение поршень клапана управления. При этом закрывается атмосферный клапан 7 и открывается вакуумный клапан 6. В полостях I, И, III, IV устанавливается одинаковое разрежение. Диафрагма 1 под действием пружины 5, отойдя влево, вместе со штоком вернется в исходное положение. Поршень 14 дойдет да упорной шайбы, при этом откроется клапан 15. Жидкость, вытесненная при торможении в магистраль, возвращается обратно в главный цилиндр, и тормозная система полностью растормаживается. Рис. 42. Гидровакуумный усилитель: 1—диафрагма; 2—корпус; 3—тарелка диафрагмы; 4—толкатель поршня; 5—пружина; 6—вакуумный клапан; 7—атмосферный клапан; 8—крышка корпуса; 9— пружина атмосферного клапана; 10—корпус клапана управления; 11—пружина клапана; 12—поршень клапана управления; 13—перепускной клапан; 14—поршень; 15—клапан поршня; 16—манжета поршня; 17—толкатель клапана; 13— упорная шайба поршня; 19—цилиндр Рис. 43. Схема действия гидровакуумного усилителя. Момент торможения: I, II, III и IV—полости (Наименование позиций на схеме см. рис. 42) содержание .. 61 62 69 .. |
Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель): схема, устройство и особенности
Тормозная система ГАЗ-3309 (дизель), схема которой приведена ниже, отличается простотой и надежностью. Она обеспечивает своевременное торможение грузовика, имеющего высокие показатели проходимости и весьма приличную грузоподъемность. Расстановка ведущих колес по формуле 4х2 рассчитана преимущественно на твердое покрытие, хотя и по бездорожью позволяет перемещаться вполне уверенно. Следовательно, тормоза должны хорошо работать в любых условиях.
Схема тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) с воздухоосушителем
Сама схема представлена на фото ниже.
- Компрессорная установка.
- Резервуар ГЦ.
- Аварийный датчик.
- Фильтр.
- Тормозная конструкция заднего колеса.
- Датчик.
- Выключатель пневмосигнала.
- Глушитель.
- Сливной кран.
- Тормозное устройство фронтальных колес.
- Индикатор критического давления.
- Резервуар воздушный.
- Клапан обратного типа.
- Защитный одинарный клапан.
- Пневмоусилитель.
- Модулятор.
- Контрольный клапан.
- Атмосферный баллон.
- Сушитель воздуха.
- Датчик поршня.
- Тормозной кран с двумя секциями.
Общее описание
При проектировке грузовика, который создавался практически с нуля, было принято решение разработать кардинально новую схему тормозной системы. Дизель ГАЗ-3309 оснастили конструкцией, которая не зависела от предшествующих модификаций. Составляющие элементы ТС условно делятся на три категории:
- Рабочий (основной) узел.
- Тормоз стояночный.
- Запасной блок.
Все системы направлены на одно действие – снижение скорости либо полную остановку автомобиля, в зависимости от подаваемых водителем команд. Немаловажным является тот фактор, что для грузового транспорта тормоза должны быть максимально надежными, гарантирующими остановку транспортного средства в любой ситуации, во избежание аварии с тяжелыми последствиями.
Основная система называется так, потому что эксплуатируется постоянно при движении авто. Любая конструкция тормозов состоит из привода и механики. Первый узел отвечает за активацию системы в нужный период, а механика создает сопротивление движению.
Управление и назначение
Основным органом управления системы тормозов автомобилей ГАЗ-3309 является ножная педаль. Она устанавливается между аналогами сцепления и газа. Нужно отметить, что на предшественниках данный элемент имел очень тугой выжим. Обновленная конструкция лишена этого недостатка полностью, педаль идет мягко и плавно, что сравнимо с зарубежными аналогами.
В грузовике 3309 стояночный и запасной тормоза объединены в один комплект. Это позволило уменьшить количество комплектующих элементов с одновременным упрощением конструкции. Так называемый «ручник» служит для удержания транспортного средства на уклоне при трогании с места либо во время длительных стоянок. Опытные водители знают, что это важный элемент, так как груженую машину очень сложно поймать без отката, даже при небольшом уклоне. Ниже изображена стояночная тормозная система ГАЗ-3309 (дизель).
Схема приведена с пояснениями:
- Фиксатор.
- Рукоять рычажного типа.
- Статичный диск.
- Разжимной элемент.
- Колодки тормозные.
- Толкатель.
- Барабанный механизм.
- Пружина.
- Палец.
- Основной барабан.
Механика
Этот механизм состоит из разнообразных фрикционных деталей, монтируемых в прямой агрегации с колесом. Стояночный аналог в этом месте не агрегирует с главным узлом, имея отдельную конструкцию. Она монтируется на карданном валу с фиксацией при включении. В устройстве и схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) предусмотрены барабанные элементы, поскольку считаются оптимальными для рассматриваемого типа грузовых машин. Кроме самого барабана в конструкцию входят неподвижные колодки ленточной конфигурации, придавливаемые к нему.
Корпусная часть тесно взаимодействует с колесом, вращаясь вместе с ним. Во внутренней части имеются тормозные колодки на пружинах. При нажатии педали они прижимаются к барабану, замедляя его обороты. Фиксируются на ступице автомобиля они при помощи болтового крепления, обеспечивающего максимальное усилие. Материалом изготовления для колодок служит фрикционный сплав, устойчивый к истиранию.
Приводная часть
Привод в схеме тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель) нужен для управления механизмом с последующим совершением определенных манипуляций. На грузовик монтируются механический и гидравлический рабочие приводы, отвечающие за функционирование стояночного и основного узла. Гидропривод выбран не случайно, так как считается оптимальным вариантом для простого грузовика.
Кроме указанной модификации, существуют еще приводы пневматической и электрической конфигурации, которые имеют узкую специализацию, и на автомобилях рассматриваемой серии не эксплуатируются. Ниже, для наглядности, на рисунке изображен колесный тормозной механизм.
Пояснения:
- Колодка тормоза.
- Защита-колпак.
- Резервуар цилиндра.
- Поршень.
- Манжета.
- Поршень ведомый.
- Пружина стяжная.
- Скоба направляющая.
- Щит тормозной.
- Шайба.
- Гайка.
- Пальчиковый эксцентрик.
- Втулки.
- Пластины эксцентрика.
- Метки.
- Люк смотровой.
Особенности
Обзор устройства тормозов грузовиков ГАЗ-3307 и 09 продолжим изучением своеобразной системы сигнализации, оповещающей о неисправности тормозов. Кроме того, в конструкцию входит усилитель гидровакуумного типа с резервуаром и запорным клапаном. Раздельные гидравлические контуры смонтированы на каждой оси транспортного средства. Это дает возможность, при выходе из строя одного контура, обеспечить выполнение возложенных обязанностей, предупреждая возникновение аварийных ситуаций.
Баллонные резервуары отвечают за питание каждого отсека по отдельности, что сделано также в целях безопасности. По ходу контуров предусмотрен встроенный контроллер усилия тормозных сил, служащий для создания требуемого давления, если один из контуров сломается либо потребуется корректировка равного нажатия на каждое колесо. Проще говоря, приспособление не дает удвоить силу давления в рабочем контуре. При этом дистанция хода педали увеличивается, что требует от водителя максимального ее выжима.
Тормозной цилиндр
В полный обзор устройства тормозов грузовика ГАЗ-3307 и 09 следует включить изучение особенностей главного тормозного цилиндра. Он активируется от нажатия педали, создавая за счет небольших поршней требуемое давление в контуре. Этот элемент располовинен для каждого контура. Поршни с плавающими головками являются модификацией перепускного клапана. Во время свободного состояния педали ТЦ связывается с расширительным резервуаром.
При нажатии на педаль поршни начинают движение, садятся на место и плотно перекрываются. Соответственно, прекращается взаимодействие ТЦ и бачка. При нормальной ежедневной работе грузовика уровень тормозной смеси приближен к максимальному показателю, особенно на новых колодках и снятом индикаторе. Ниже приведено изображение тормозного крана, без которого не обойтись при переоборудовании тормозной системы ГАЗ-3309.
Значения:
- Рычажный корпус.
- Парный рычаг.
- Фиксирующий болт.
- Кулачок.
- Рабочая тяга.
- Направляющий элемент.
- Шток для прицепной секции.
- Диафрагма.
- Клапанное седло.
- Клапан впуска.
- Выпускной клапан.
- Выключатель «стопа».
- Выключатель сигнала.
- Диафрагма.
- Шток.
- Корпус.
Усилитель
Этот элемент нужен для того, чтобы создавать добавочное давление в контурах узла. Это дает возможность улучшить качество торможения машины, при этом не требуется максимального усилия для нажатия педали. Принцип действия гидравлического вакуумного усилителя основан на создании дополнительного давления во впускной части силового агрегата, что обуславливает аналогичное действие и в ТЦ.
При поломке механизма качество торможения резко ухудшается, поскольку во впускную трубу двигателя подается постоянный поток воздуха. Это способствует обеднению топливной смеси в части цилиндров. По этой причине автомобиль может заглохнуть. При этом завести его получится только после ремонта тормозной системы ГАЗ-3309 (дизель). Схема устроена таким образом, что при указанной неисправности несгоревшая смесь удаляет смазку и царапает зеркало цилиндра.
Принцип работы
После нажатия педали усилитель гидровакуумного действия улавливает данный маневр, многократно повышая усилие, переправляя его на главный ТЦ транспортного средства. На рабочих контурах поршневые элементы увеличивают давление жидкости в соответствии с силой нажатия педали. Сила давления при этом резко повышается, рабочие цилиндры колес смещают колодки в барабанах ТС.
Если педаль продолжает движение, усилие возрастает и далее, после чего механизмы полностью приводятся в рабочее состояние. Колодки, входя в сцепление с барабанными элементами, замедляют вращение колес с максимальным усилием там, где колесо входит в контакт с дорогой. Тормозная сила противодействует вращательному аналогу, в результате чего машина замедляется.
Для возобновления движения водитель снимает ногу с педали, после чего возвратный пружинный механизм возвращает ее в свободную позицию. Следом за этим элементом освобождаются поршни ТЦ. Колодки отходят от поверхности под усилием специальных пружин. Избыток смазки выдавливается через открытые головки, подается в расширительный бак. При этом показатель давления снижается до минимума.
Как прокачать тормоза на ГАЗ-3309?
Прокачка системы осуществляется следующим образом:
- Хорошо очищают перепускные клапана на цилиндрах колес.
- Отвинчивают крышку налива резервуара ГЦ (главный цилиндров).
- Заполняют бачок тормозной жидкостью. Заливать необходимо состав, предусмотренный инструкцией по эксплуатации.
- Давление в воздушных баллонах должно соответствовать показателю 0,6-0,8 Мпа.
- Прокачивают контур гидропривода передних колес.
- Снимают колпак перепускного клапана правого фронтального тормоза, надевают резиновый шланг, опускают его свободный край в тормозную жидкость, предварительно налитую в стеклянную емкость.
- Отвинчивают перепускной клапан на пол-оборота, выжимают несколько раз педаль тормоза. Гидропривод прокачивают до момента прекращения появления пузырьков в сосуде, куда опущен резиновый шланг.
- Закручивают перепускной клапан при нажатой педали.
- Прокачивают ТЦ левого переднего колеса аналогичным способом.
- Проделывают операцию с элементами заднего привода таким же методом.
- Прокачку выполняют в указанной выше последовательности.
- В бачок ГЦ доливают тормозную жидкость. Уровень должен быть на 1-2 сантиметра ниже максимального указателя на горловине бачка.
Выполняя указанную операцию, необходимо доливать рабочую жидкость, не допуская осушения дна резервуара.
Обслуживание
Профилактические меры по обслуживанию тормозной системы заключаются в периодическом осмотре соединений и уплотнений на предмет прокачки, надежности крепления, общего состояния узла. Чтобы избежать частого ремонта тормозов ГАЗ-3309, следует регулярно менять картридж воздухоосушителя. Кроме того, в зимнее время нужно следить за сливом конденсата, предотвращая его замерзание. Также необходимо обращать внимание на плотность прилегания чехла крана к корпусу и его состояние. Герметичность механизма проверяют при помощи мыльного состава.
Как прокачать тормоза | O’Reilly Auto Parts
Воздух может попасть в тормозные магистрали, в результате чего торможение будет плавным. Это может произойти каждый раз, когда вы работаете с усилителем тормозов или главным цилиндром, колесными цилиндрами или суппортами, или когда тормозные магистрали вашего автомобиля открыты. Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из тормозных магистралей.
Инструкции по прокачке тормозов
Шаг 1. Найдите главный тормозной цилиндр и слейте воду из бачка
Сначала вам нужно определить, в каком порядке линии будут пропускать кровь. В большинстве случаев рекомендуется сначала прокачать тормозную магистраль, самую дальнюю от главного цилиндра, а затем вернуться к ней. На это может повлиять положение системы ABS, поэтому всегда прокачивайте линии в соответствии со спецификациями производителя для вашего автомобиля. В случае с нашим Nitro мы пойдем: правое заднее колесо, левое заднее колесо, правое переднее колесо, левое переднее колесо.Сделай это правильно: Вы заметите, что мы начинаем с поднятого Nitro со снятыми колесами. Подробнее о том, как это сделать безопасно, смотрите в нашем видео о том, как поднять автомобиль домкратом. |
Показать больше Показывай меньше
Делайте это правильно: Немедленно убирайте пролитую тормозную жидкость, так как она обладает высокой коррозионной активностью. |
Показать больше Показывай меньше
Рекомендуется слить большую часть старой тормозной жидкости из бачка, но оставить небольшое количество на дне. Для этого можно использовать простой сифон.Старая тормозная жидкость будет темного цвета, а новая жидкость будет прозрачной.
Запуск с новой тормозной жидкостью в главном цилиндре гарантирует, что жидкость, идущая от главного цилиндра к суппорту или колесным цилиндрам, является новой, свежей жидкостью.
Рекомендуемый интервал замены жидкости см. в руководстве пользователя. Тормозную жидкость следует менять регулярно. Вы можете использовать старую, перелитую через сифон тормозную жидкость из бутыли с приспособлением для прокачки.
Показать больше Показывай меньше
После того, как вы закончите сливать, залейте в главный цилиндр новую тормозную жидкость.Делайте это правильно: Используйте только тормозную жидкость, указанную производителем вашего автомобиля. |
Показать больше Показывай меньше
Теперь наденьте колпачок. Важно убедиться, что главный цилиндр никогда не всасывает воздух и не работает всухую. Жидкость всегда должна закрывать отверстия на дне резервуара.
Показать больше Показывай меньше
Шаг 2: Начните прокачку тормозных магистралей
Подойдите к первому выпускному клапану, снимите колпачок и присоедините накидной ключ. Затем присоедините шланг вашего инструмента для прокачки. Чтобы продемонстрировать этот процесс, мы будем использовать простой инструмент для прокачки одним человеком.
Показать больше Показывай меньше
Расположите шланг и бутылку так, чтобы шланг проходил над выпускным клапаном и спускался в бутыль, и убедитесь, что конец шланга погружен в жидкость, прежде чем открывать клапан.
Показать больше Показывай меньше
Поверните торцовый ключ, чтобы открыть клапан. Вы увидите, как жидкость начнет поступать в шланг.
Показать больше Показывай меньше
Внутри автомобиля медленно и равномерно нажмите на педаль тормоза до упора. Если с вами есть друг, попросите его нажать на педаль тормоза и снова закрыть клапан, прежде чем педаль будет отпущена каждый раз.Выпускной клапан должен быть закрыт, прежде чем позволить поднять педаль тормоза.
Делайте это правильно: Никогда не нажимайте на педаль тормоза при открытом выпускном клапане. |
Показать больше Показывай меньше
Повторите это несколько раз, пока в шланге не останется воздуха, а жидкость не будет больше похожа на новую жидкость из главного цилиндра. Если вы делаете это самостоятельно, несколько раз медленно и равномерно нажмите на педаль тормоза и проверьте шланг на наличие воздуха и свежей тормозной жидкости.
Показать больше Показывай меньше
Когда в шланге не будет воздуха и тормозная жидкость будет выглядеть чистой, закройте выпускной клапан и осторожно снимите шланг, позволяя лишней жидкости стечь в бутылку.
Показать больше Показывай меньше
Шаг 3: Повторите процесс
Установите колпачок на выпускной клапан и перейдите к следующему.Делайте это правильно: Рекомендуется заполнить бачок главного тормозного цилиндра перед установкой каждой тормозной магистрали. Во время прокачки обязательно проверяйте уровень жидкости в главном тормозном цилиндре каждые несколько нажатий тормоза и продолжайте доливать тормозную жидкость по мере необходимости. |
Показать больше Показывай меньше
Если вы не доливаете тормозную жидкость, оставьте крышку на главном цилиндре. Кроме того, следите за количеством жидкости в вашей бутылке, чтобы убедиться, что в ней достаточно места для каждого прокачки, но достаточно жидкости, чтобы конец шланга оставался погруженным.
Показать больше Показывай меньше
Повторив этот процесс для всех четырех тормозных магистралей, заполните главный цилиндр до максимальной отметки и затяните крышку.
Показать больше Показывай меньше
Показать больше Показывай меньше
Дополнительные ресурсы
Жидкость заднего дифференциала следует менять каждые тридцать-шестьдесят тысяч километров. Выполните следующие действия, чтобы изменить его самостоятельно.
Главный тормозной цилиндр нагнетает гидравлическую жидкость к суппортам и колесным цилиндрам. Если вы заметили, что педаль тормоза медленно уходит в пол, возможно, вы имеете дело с неисправным главным цилиндром.
Если вы заметили, что для замедления требуется дополнительное давление на педаль тормоза, возможно, вы имеете дело с неисправным усилителем. Узнайте, как заменить его.
Работы по ремонту автомобилей, представленные в этой серии, выполняются под руководством производителя представленного продукта. Перед выполнением любого из показанных ремонтных работ на вашем автомобиле мы рекомендуем вам проконсультироваться с сертифицированным механиком или другим специалистом, который может адекватно посоветовать вам надлежащий ремонт или необходимое средство устранения неполадок. O’Reilly Automotive Stores, Inc. и ее дочерние компании («O’Reilly») не несут никакой ответственности за травмы или ущерб, возникшие в результате попытки зрителя воссоздать ремонт, показанный в этой серии.