Проверка тормозной жидкости
Опубликовано: Рубрика: Тормозная жидкостьАвтор: Алексей Назаров
Тормозная жидкость – основная техническая составляющая системы торможения автомобиля. Ее качество в значительной степени влияет на функциональную безопасность транспорта. Поэтому регулярная проверка тормозной жидкости – залог эффективной работы тормозов в случае экстренной остановки автомобиля.
Содержание
- Общие сведения о тормозных жидкостях
- Виды проверок и способы контроля качества тормозной жидкости
- Проверка уровня жидкости
- Проверка с помощью лакмусовой бумажки
- Проверка мультиметром
Общие сведения о тормозных жидкостях
Гидравлический тормозной привод автомобиля действует по следующему принципу. Сила, приложенная к педали в салоне машины, переносится на шток главного тормозного цилиндра. Оттуда с помощью поршня жидкость перемещается в напорный трубопровод и создает там давление равное 80–90 кгс/см2.
Вытесняемая таким образом эмульсия по магистралям перемещается в колесные цилиндры и с силой воздействует на поршни. Поршни при движении разжимают фрикционные колодки. Они прижимаются к стенкам барабана, между сегментами возникает сила трения, и происходит остановка автомобиля.
Тормозные эмульсии производят на базе гликолевых и касторовых соединений. Их эксплуатационные характеристики улучшают посредством введения в жидкости модифицирующих присадок. Растворы на основе касторовых масел хорошо взаимодействуют с резиновыми и полимерными деталями. Они имеют положительные смазывающие свойства, химически устойчивы, не гигроскопичны.
Гликолевые жидкости изготавливают на основе многоатомных спиртовых соединений. Композиты обладают высокой температурой кипения, хорошими смазывающими свойствами и стабильными вязкостными характеристиками. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность. Несмотря на это почти все производители рекомендуют использовать на своих автомобилях гликолевые тормозные жидкости.
Запрещается смешивать полигликолевые эмульсии с тормозными смесями на масляной основе. В случае нарушения этого условия жидкости будут расслаиваться и терять свои эксплуатационные качества.
Любой новый автомобиль разрабатывается под определенные виды тормозных жидкостей. Исследуется их воздействие на дополнительные конструкционные материалы. Результаты исследований отражаются в инструкции по эксплуатации автомобиля в форме рекомендаций по использованию того или иного типа жидкости.
Перед покупкой ТЖ необходимо узнать какая жидкость залита в тормозную систему автомобиля. Для этого можно заглянуть в паспорт транспортного средства, а если его нет, то воспользоваться простым и доступным способом. Открыть заливной бачок и извлечь из него в пробирку или какую-либо другую подсобную емкость несколько капель тормозной жидкости. Добавить к ним некоторое количество влаги. Дать жидкостям отстоятся и проверить их состояние. Касторовые эмульсии разделятся на несколько слоев (расслоятся), гликолевые растворятся в воде.
Жидкости, применяемые в гидравлических тормозных системах, должны отвечать следующим эксплуатационным требованиям:
- иметь высокую температуру кипения;
- стабильную вязкость;
- антикоррозионные свойства;
- низкую гигроскопичность;
- хорошую совместимость с резинотехническими деталями;
- продолжительный срок службы.
Виды проверок и способы контроля качества тормозной жидкости
Многие автолюбители под проверкой тормозной жидкости подразумевают визуальный осмотр заливного бачка с целью определения объема эмульсии в системе. Но этого недостаточно для обеспечения нормального функционирования гидропривода. Гликолевые субстанции обладают низкой гигроскопичностью. Они способны накапливать влагу в больших количествах.
Если содержание воды в тормозной жидкости превысит показатель в 3–3,5%, то ее температура кипения понизится с 250 до 150°С. На автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами, температура в зоне контакта трущихся деталей повышается до +160°C. Несоответствие температур приведет к закипанию жидкости и отказу тормозного механизма.
Кроме того, смеси, изготовленные на спиртовой основе, могут вступать в химические реакции с водными составляющими. В результате протекания окислительных процессов возможно образование осадка и появление коррозионных пятен на внутренних поверхностях трубопроводов. Своевременный уход и контроль состояния технических смесей позволит повысить безопасность движения и сохранить работоспособность гидропривода.
Проверка уровня жидкости
Количество жидкости в тормозной системе нужно контролировать ежедневно. При снижении объема необходимо обследовать соединения рабочих узлов и при обнаружении дефектов устранить причину их появления.
Бачок для жидкости традиционно располагается на главном тормозном цилиндре. Конструкция емкости может быть двух видов: прозрачная и непрозрачная. В первом случае уровень можно определить по меткам (max и min), которые наносятся на боковую часть резервуара. Если граница эмульсии находится ниже минимальной отметки, то необходимо открыть заливную пробку, и долить жидкость.
На старых моделях автомобилей емкость изготовлена из непрозрачного материала. Для проверки уровня жидкости нужно отвинтить крышку. Крышка, внутри которой находится перепускной клапан, фиксируется болтом. Отвернув болт и удалив крышку, можно увидеть уровень жидкости. В нормальном состоянии граница субстанции должна находиться на 5–6 мм ниже верхней кромки горловины.
Проверка с помощью лакмусовой бумажки
В домашних условиях исследовать качество тормозных эмульсий можно с помощью тест-полосок. Это химически активные лакмусовые бумажки, которые при контакте с жидкостью изменяют свой цвет. На упаковке продукта присутствует таблица оттенков, в которые должна окрашиваться полоска в зависимости от присутствия того или иного реагента. В основном с помощью таких индикаторов определяют наличие избыточного количества влаги в составе технической жидкости.
Последовательность измерений:
- Очищаем поверхность бачка от грязи и отворачиваем заливную пробку.
- В жидкость опускаем полоску бумаги и ждем пока намокнет (1–2 мин).
- Достаем индикатор и сверяем цвет полоски с таблицей на упаковке.
- На основании полученных результатов определяем количество влаги в тормозной жидкости.
Проверка мультиметром
Более сложные способы проверки тормозных жидкостей заключаются в использовании электронных приборов – тестеров. Перед покупкой такого оборудования нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и определить его возможности.
Аппаратура рассчитана на установление точки кипения и наличия воды в составе тормозной жидкости. Если термические параметры находятся в интервале 165–175°C, то такую смесь еще можно использовать. В случае снижения порога кипения до 165°C и ниже – тормозная эмульсия подлежит немедленной замене.
По своей конструкции электронные приборы – это портативные устройства со световой индикацией. Точность измерений и удобство использования автоматики можно определить только опытным путем.
Наибольшей популярностью среди автолюбителей пользуются следующие модели:
- Brake Fluid Tester ADD7704;
- WH-509;
- CT-2081.
ADD7704 обладает множеством настроек и режимов работы. Определяет процентное соотношение воды и эмульсии, а также предупреждает автовладельца о снижении температуры кипения жидкости. Информация о состоянии тормозной смеси выводится на экран с помощью светодиодных индикаторов.
WH-509 – профессиональный прибор. Применяется на СТО для точной диагностики тормозной жидкости. Устройство способно правильно установить количество воды в составе эмульсии и с помощью светового сигнала сообщить о необходимости ее замены.
CT-2081 – портативное устройство, главным преимуществом которого являются его размеры. При опускании прибора в жидкость на корпусе загораются разноцветные лампочки. Зеленый цвет – смесь в рабочем состоянии. Красный – требует замены.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
проверка на честность — журнал За рулем
Тестеры тормозных жидкостей – помощники или обманщики? Можно ли оценить с их помощью содержимое тормозного бачка?
Не можешь исправить тормоза – сделай громче гудок! Народная шутка
Часть производителей откровенно халтурят, подсовывая нам тормозную жидкость с низкой температурой кипения (ЗР, 2015, № 3; 2012, № 9). Ситуацию усугубляет естественная тяга любой тормозухи впитывать влагу. И чем больше в таком растворе воды, тем раньше жидкость закипит. Последствия крайне неприятные: педаль тормоза проваливается, автомобиль не останавливается – все шансы угодить в сводку ДТП.
Впрочем, на прилавках имеется россыпь тестеров, которые должны помогать в оценке реального качества тормозной жидкости. Для проверки мы купили четыре прибора разных типов, но с одинаковым принципом действия: «влажность» жидкости они оценивают по электропроводности. Чем больше воды, тем меньше сопротивление.
Brake Fluid Tester ADD7704.
Brake Fluid Tester WH-509.
По нашей просьбе в сертифицированной лаборатории подготовили три образца тормозной жидкости, «нахлебавшейся» воды: в компанию к исходной Sintec Super DOT 4 («сухая», с массовой долей воды 0,18% жидкость из потребительской тары) добавили ее «увлажненные» варианты – с массовыми долями воды 1,0; 2,0 и 3,0%. На этом материале и выполняли экспертизу тестеров. А она показала, что из них только один можно смело рекомендовать к использованию.
Дело в том, что сопротивление у разных тормозных жидкостей, даже заведомо годных к использованию, может быть изначально неодинаковым. Так, Тосол-Синтез РосДОТ 4 имеет в исходном состоянии показатели электропроводности 7–9 мкСм (микросименс), а при подмешивании воды до 2‑процентного содержания – уже 17–20 мкСм. При этом для жидкостей Federal-Mogul или Sintec Super DOT 4 прибор показывает те же 17–20 мкСм в «обезвоженном» виде. Очевидно, что оценивать качество жидкости подобным образом категорически нельзя – нужно знать исходные параметры конкретной тормозухи и сравнивать их с текущими параметрами.
Портативный тестер тормозной жидкости CT-2081.
Brake Fluid Tester ADD7703 – выбор ЗР.
А в нашей подборке только один прибор позволяет работать с начальной калибровкой, полученной при анализе заведомо годной тормозной жидкости. Погружаем щуп в тормозной бачок, калибровочным винтом добиваемся горения первого светодиода – от этого значения и танцуем. Через пару-тройку лет проводим новый замер, но уже без всяких подстроек. Только вот можете ли вы представить такую ситуацию в реальной жизни? Остальные три прибора лишены возможности начальной калибровки, а потому и вовсе бесполезны. По крайней мере, для контроля качества тормозной жидкости в автомобиле. Кстати, проходимцы, работающие в некоторых сервисных центрах, успешно этим пользуются: засовывают щуп своего прибора в бачок (бесплатно!) и показывают клиенту горящую оранжевую лампочку – дескать, жижу надо срочно менять. Да, от замены хуже не будет – но зачем понапрасну тратить деньги? В том числе и на бесполезный прибор…
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Проверка тормозной жидкости рефрактометром — AutoEdu
Проверка тормозной жидкости рефрактометром – это процедура определения содержания влаги. Тормозная жидкость имеет плохое свойство гигроскопичности, потому что она поглощает воду из атмосферы. Тормозная жидкость начинает поглощать влагу с момента ее помещения в систему. Жидкость впитывает влагу через микроскопические поры в резиновых шлангах, уплотнениях и при контакте с воздухом. Проблема больше в районах с влажным климатом.
Вода в тормозной системе снижает эффективность торможения. Даже небольшое количество влаги ослабляет передачу тормозного давления на концевые тормозные узлы, ставя под угрозу безопасность автомобиля. Также влага способствует коррозии внутренних металлических деталей тормозной системы. Поэтому производители предписывают регулярную замену тормозной жидкости каждые 2-4 года. Однако рекомендуется регулярно проверять состояние тормозной жидкости на наличие влаги. Допустимое содержание влаги в тормозной жидкости до 3%. Когда при проверке будет установлено, что доля выше допустимого значения, необходимо заменить тормозную жидкость.
Рефрактометр
Рефрактометр — это измерительный прибор, который проверяет и измеряет наличие воды в тормозной жидкости. Рефрактометр — это точный оптический прибор для измерения влажности тормозной жидкости. Быстрое и точное измерение возможно только при использовании двух капель тормозной жидкости.
Отберите пипеткой небольшую пробу тормозной жидкости из бачка. Поднимите стеклянную крышку рефрактометра и поместите одну-две капли на призму. Закройте крышку, чтобы жидкость равномерно распределилась по всей поверхности призмы без пузырьков воздуха и сухих участков. Подождите около 30 секунд, пока температура образца не сравняется с температурой окружающей среды. Направьте рефрактометр так, чтобы на образец падал дневной свет. Уровень сине-белой линии наблюдают через окуляр, который не должен превышать предельного значения содержания влаги в тормозной жидкости. После считывания осторожно поднимите крышку и очистите измерительную призму и крышку мягким полотенцем (бумажным полотенцем или мягкой тканью). После высыхания поместите рефрактометр в подходящую коробку.
Проверка тормозной жидкости рефрактометром
Рефрактометр периодически калибруется. Для калибровки используем новую тормозную жидкость из только что вскрытой упаковки. Нанесите две капли новой тормозной жидкости на измерительную призму и подождите 30 секунд, пока температура не сравняется с температурой окружающей среды. Наблюдаем за положением измерительной линии через окуляр. Установите измерительную линию в нулевое положение с помощью калибровочного винта. Теперь рефрактометр откалиброван, но только для такой температуры окружающей среды. Когда температура ниже или выше на 5°C, измерительный прибор калибруется повторно.
Для проверки тормозной жидкости с помощью рефрактометра выполните следующие действия:
Подготовка к измерению
Снимите крышку и сетку с бачка для тормозной жидкости. Внесите образец тормозной жидкости пипеткой. Поднимите стеклянную крышку и нанесите одну или две капли жидкости на измерительную призму рефрактометра. Аккуратно опустите крышку и подождите около 30 секунд.
Измерение уровня влажности
Направьте рефрактометр на источник света и посмотрите через окуляр на положение сине-белой линии на измерительной шкале. Если уровень влажности выше предельного значения, необходимо принять меры по замене тормозной жидкости.
Завершение измерения
После измерения очистите призму и стеклянную крышку влажной мягкой салфеткой. Очистите пипетку и закройте бачок с тормозной жидкостью крышкой. Когда рефрактометр высохнет, поместите его в подходящую коробку.
См. также
Видеорекомендация
Как измерить качество тормозной жидкости?
Большое значение имеет использование тормозной жидкости хорошего качества. Для определения качества на рынке существует ряд различных удобных измерительных устройств, которые позволяют определить температуру кипения и содержание влаги в тормозных жидкостях DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Однако, учитывая частые вопросы о надежности этих устройств, компания Eurol провела серию испытаний ряда устройств.
В целом температура кипения тормозной жидкости считается важным показателем при установлении ее качества. Тормозные жидкости со слишком низкой температурой кипения могут привести к снижению эффективности торможения, особенно при резком или продолжительном торможении. Чем больше влаги поглощает тормозная жидкость, тем ниже становится ее температура кипения. Тормозные жидкости гигроскопичны, что означает, что они поглощают влагу из окружающего воздуха.
Три измерителя электропроводности
Одной из представленных на рынке измерительных систем является ручка для проверки тормозной жидкости, которая измеряет электрическую проводимость жидкости. Затем он преобразует измеренную проводимость и отображает ее как содержание влаги. Теоретически это был бы хороший метод, если бы все тормозные жидкости имели одинаковый химический состав и, следовательно, одинаковую проводимость. К сожалению, состав может варьироваться от поставщика к поставщику, что часто делает результаты ненадежными.
В дополнение к измерению электропроводности как средству определения точки кипения тормозной жидкости есть устройства, которые могут сделать это непосредственно путем ее нагревания. Eurol протестировала тормозные жидкости DOT 4 от разных поставщиков с помощью двух сопоставимых измерителей проводимости и проверила их на содержание влаги с использованием официального лабораторного метода: метода Карла Фишера (ASTM D6304).
Согласно методу испытаний Карла Фишера свежие тормозные жидкости содержат в среднем 0,1% влаги. Однако измерители проводимости давали разные показания, даже если одни и те же образцы тестировались повторно. Добавление влаги к образцам также приводило к неправильным показаниям и к разным показаниям разных тестирующих устройств. В некоторых случаях добавление влаги вообще не проявлялось в показаниях, тогда как в испытуемую тормозную жидкость добавлялось значительное количество влаги (до 6%).
Устройство для определения точки кипения
Наконец, тормозная жидкость была протестирована с помощью устройства для определения точки кипения. Тестируемый нами прибор для определения точки кипения не показал каких-либо неожиданных результатов во время испытаний, даже когда в тормозную жидкость была добавлена влага.