Снятие и установка рулевого механизма Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112
Ремонт рулевого управления, устранение неисправностей в рулевом механизме лада 2110, регулировка рулевого управления автомобиля лада 2111, порядок снятия и установки рулевых наконечников ваз 2111, ваз 2112, ваз 2110. Регулировка рулевого управления лада 2110, ремонт рулевой рейки лада 2111 лада 2112.
Рулевой механизм ваз 2112 снимаем и разбираем для замены защитного чехла и деталей рейки.
Демонтировать его можно двумя способами – с рулевыми тягами и без них. В первом случае выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек ваз 2111. Во втором варианте отсоединяем от рейки внутренние наконечники рулевых тяг (см. Снятие рулевой тяги и наконечников).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
В салоне отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты ваз 2110 (см. Снятие рулевой колонки).
В моторном отсеке ключом «на 13» отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой…
…и левой стороны.
Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца шестерни из отверстия передка кузова и вынимаем его через отверстие в брызговике.
Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с мягкими губками.
Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма ваз 2110.
Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые).
Снимаем защитный чехол.
Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера ваз 2111.
Специальным ключом с восьмигранной головкой «на 17» отворачиваем гайку упора рейки…
…и вынимаем ее.
Извлекаем пружину…
…и стопорное кольцо.
Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Снимаем уплотнитель переднего щитка моторного отсека ваз 2112.
Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни.
Снимаем стопорную шайбу.
Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой «на 24» (диаметр отверстия под вал шестерни – не менее 18,5 мм).
Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни…
…и снимаем ее с вала.
Захватив лыску шестерни ключом «на 14» и опираясь им о монтажную лопатку, …
…вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником, …
…а затем рейку.
Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера…
…и вынимаем втулку.
Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.
Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.
Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части.
Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни ваз 2112…
…и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник.
Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник. Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера делаем два отверстия так, чтобы они выходили на кольцо игольчатого подшипника.
Через отверстия выбиваем подшипник из картера.
Промываем полость картера рулевого механизма ваз 2110.
Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности.
Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.
Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера.
ВАЗ / 2110, 2111, 2112 / ремонт / рулевое управление / регулировка / Разборка и сборка рулевого механизма
Замена и разборка рулевой рейки Ваз-2109
Снятие и разборка рулевого механизма
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Рулевой механизм снимаем и разбираем для замены защитного чехла или других деталей. Снимаем рулевой механизм вместе с рулевыми тягами.
Выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек .
В салоне отворачиваем болт клеммного соединения фланца эластичной муфты с хвостовиком шестерни.
В моторном отсеке головкой «на 13» отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой…
…и левой стороны.
Снимаем скобы крепления рулевого механизма.
Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца хвостовика шестерни из отверстия передка кузова…
…и вынимаем его через отверстие в левом брызговике.
Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Для снятия рулевых тяг расконтриваем болты, отгибая края стопорной пластины.
Отворачиваем болты головкой «на 22».
Снимаем стопорную и соединительную пластины.
Вынимаем рулевые тяги.
Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма.
Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые).
Снимаем защитный чехол.
Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера.
Специальным ключом с восьмигранной головкой «на 17» отворачиваем гайку упора рейки…
…и вынимаем ее.
Извлекаем пружину…
…и стопорное кольцо.
Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Снимаем уплотнитель щитка передка.
Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни.
Снимаем стопорную шайбу.
Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой «на 24» (диаметр отверстия под вал шестерни — не менее 18,5 мм).
Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни…
…и снимаем ее с вала.
Захватив лыску шестерни ключом «на 14» и опираясь им о монтажную лопатку,
…вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником,
…а затем рейку.
Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера.
Вынимаем втулку.
Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.
Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.
Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части.
Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни…
…и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник.
Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник.
Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера сверлим два отверстия так, чтобы они выходили на торец кольца игольчатого подшипника.
Через отверстия выбиваем подшипник из картера.
Промываем полость картера рулевого механизма.
Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, а полость над гайкой подшипника приводной шестерни заполнив смазкой УНИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности.
Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.
Между гайкой и упором рейки выставляем зазор 0,12 мм (регулировка показана на установленном в автомобиль рулевом механизме).
Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера.
Крепим рулевые тяги к рулевому механизму в положении, при котором их оси параллельны картеру рулевого механизма.
- Устройство Ваз 2109
Замена рулевой рейки. Ремонт рулевой рейки
Часто на различных форумах, посвященных автоматике, можно встретить жалобы автовладельцев на стук в руле. В этом случае лучшим вариантом будет замена рулевой рейки. Давайте посмотрим, как работает эта деталь, типичные неисправности, и обсудим возможности ремонта.
Как устроен механизм управления?
Эта деталь выполняет функцию связи между рулем и колесами автомобиля. С помощью этой детали усилие от руля передается на колеса автомобиля, в результате чего машина поворачивает.
Редуктор соединяется с колесами при помощи рулевых тяг, а также наконечников. Это часть шестерни. Шестерня, закрепленная на валу колонны, находится в зацеплении с зубьями на рейке. Когда вал вращается, шестерня перемещает эту шестерню в сторону.
В большинстве случаев конструкция механизма управления состоит из вала, уплотнений, пыльников, уплотнительных колец. Вы можете увидеть, как выглядит рулевая рейка. Фото можно увидеть ниже.
Типичные неисправности
На первом месте среди отказов стоит стук. Это самый противный и неприятный для автомобилиста из всех тех звуков, которые доносятся из-под передней оси автомобиля. Сначала этот стук едва заметен, но затем его интенсивность постоянно нарастает. Потом, через некоторое время, эти стуки отдаются в руки. Через несколько месяцев езда по неровным дорогам становится смертельной. Руль дергается в руках, как раненый зверь.
Интересно, что все это проявляется только на мелких дорожных выбоинах. Зато глубокие ямы машина проезжает спокойно. Это первый признак того, что необходим ремонт рулевой рейки.
Еще одной популярной особенностью является плотная работа механизма. Бывает, что руль очень тугой только в одном направлении. После непродолжительной стоянки под машиной можно наблюдать масляную лужу и характерный гул в ГУР. Все эти сигналы к тому, что вскоре становится машиной, которой невозможно управлять. Это касается гидравлических механизмов. Причиной таких неисправностей являются уплотнители, пришедшие в негодность.
Есть еще одна неисправность. Это обратная реакция. Вы можете почувствовать это своими руками. Рулевое колесо может свободно перемещаться вправо и влево при движении на малой скорости. При этом обязательно теряется острота и чувствительность реакций на воздействие водителя. Среди причин этого можно выделить сломанный угол зубьев редуктора и шестерни, вертикальный свободный ход подшипника, износ сайлентблоков и другие механические повреждения. Здесь лучшим решением будет замена рулевой рейки.
Еще одна особенность — плохой возврат руля в центральное нейтральное положение. Здесь, скорее всего, деформирован вал, сам шестеренчатый редуктор или его картер.
Самодиагностика
Для того, чтобы точно знать, нужна ли вам полная замена рулевой рейки, или можно обойтись простым ремонтом, стоит провести небольшие диагностические мероприятия. Это легко сделать самому.
В ремонте и регулировке можно обойтись, если слышен обычный стук. Диагностические процедуры требуют снятия рулевого колеса. Затем следует потянуть вал вверх-вниз. Если есть отчетливое движение, значит в подшипнике рейки нет смазки.
Также можно проверить уровень контакта шестерни и редуктора, а также возможный люфт во втулке. Делается это при достаточно надежном хвате, а также месте подключения тяги. Это делается следующим образом. Шарнир находится под капотом и вытягивается вал. Если движения медленные, то узлы развязались, это не страшно. Если все эти действия сопровождаются ужасным визгом и стуком, то — плохо. Ремонт рулевой рейки неизбежен.
У вас есть три возможности сохранить данные и вернуться к автоуправляемости. Это покупка ремкомплекта и самостоятельные ремонтные работы, поездка на СТО, а так же есть еще одно радикальное решение — замена рулевой рейки целиком со всеми потрохами.
Если есть определенная сумма денег, то, конечно, лучше всего установить полностью новую деталь. Восстановление в СТО будет немного дешевле, но нет гарантии, что редуктора хватит. Самостоятельный ремонт дешевле, но требует покупки ремкомплекта. Замена рулевой рейки дорого? Цена данной работы для ВАЗ 1500 рублей плюс еще цена новой детали. Получается круглая сумма.
Втулка рулевого редуктора
В конструкции редуктора имеется специальная втулка. Если вы чувствуете значительное увеличение усилия поворота руля, если вы заметили шорох со стороны механизма, если руль явно стучит, если при работе руля есть люфт, то втулка рулевой рейки необходимо заменить.
Процесс замены
Профессионалы авторемонта не рекомендуют выполнять самостоятельный ремонт данного плана, так как данный механизм имеет сложную конструкцию, и для некоторых операций может понадобиться специфический инструмент. Мы не будем слушать экспертов. Ведь для ремонтных работ достаточно обычного набора инструментов, который легко найдется в любом гараже, а также ремкомплекта.
В ремкомплект входят пыльники, а также сальники, хомуты, гофрированные кольца.
Как разобрать рейку?
Выполнять эту работу в одиночку очень сложно. Эту работу надо делать с другом, соседом, да с кем угодно. Партнер необходим на первых шагах. Затем необходимо демонтировать и разобрать рулевой механизм.
Первым делом нужно снять правую покрышку, а лучше колесо полностью. На следующем этапе откручиваем гайку с наконечника. Если гайка отдается с трудом, попробуйте замочить ее в WD-40. Далее поверните руль до упора влево.
Итак, при помощи плоской отвертки редуктор необходимо отсоединить от тяг. Чтобы работать было удобнее, нужно немного приподнять машину. На следующем этапе снимаем пластиковую заглушку и откручиваем контргайку. Также необходимо снять стопорные кольца, а затем можно снять вал и набивку снизу. Верхнее уплотнение можно снять только после того, как будет удален удерживающий его штифт.
После всех этих действий снимается стопорное кольцо, затем шестеренчатый редуктор, и теперь легко и просто демонтируется пластиковая втулка и сальник.
Аксессуары будут в грязи и масле, поэтому их нужно тщательно очистить. После очистки можно осматривать и осматривать. Втулку следует менять обязательно, если она серьезно проработана. Втулка обычно выходит из строя из-за коррозионных процессов.
Заменяем втулку
Это не сложно, но не всегда получается с первого раза. Работать нужно осторожно. Вставлять свежую втулку в посадочное место не слишком удобно. Тело этой детали имеет полукруглую плоскую форму. Вот в таком виде и нужно получить специальные «ушки» на втулке. Вместе делать это тоже удобнее. Напарник может работать рулем — тогда часть пойдет легче.
После установки втулку следует хорошо смазать. Для этого можно использовать специальный инструмент или использовать обычный литол. Затем, после сборки и выставления тяги, шарниры также нуждаются в обильной смазке.
Замена пыльника рулевой рейки
Эта маленькая деталь предотвращает попадание воды, грязи и пыли в этот механизм. По мере использования этот пыльник может прийти в негодность, например порваться — тогда его нужно менять. Понять, что порвался этот защитный кожух, получается не всегда. Для того, чтобы убедиться, что пыльник цел, следует вывернуть руль до упора вправо и осмотреть интересующую нас деталь. Затем — то же самое, но до упора влево.
Рулевое колесо следует вращать, потому что оно перемещает тягу и зубчатую часть. Вместе с этими элементами деформируется и защитный кожух.
Итак, попробуем заменить деталь без разборки. Для этого снимаем воздушный фильтр, чтобы он потом нам не мешал. Также отключите выпуск воды. Теперь откручиваем защиту механизма. Это просто делается путем закручивания нескольких гаек М10.
Затем ключом на 20 открутить тяги и снять их, открутить вилку, которая крепит механизм к кузову автомобиля.