Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

первый русский автомобиль — журнал За рулем

115 лет назад, 19 июля (7 июля по старому стилю) 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде состоялась первая публичная демонстрация самодвижущегося экипажа А.Е. Яковлева и П.А. Фрезе.

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки, 1896 год. То самое знаменитое фото Максима Дмитриева. Предоставлено Дмитрием Дашко.

На демонстрации высочайше соизволили присутствовать Его Императорское Величество Николай Второй. Вот что писал «Нижегородский листок» от 20 июля 1896 года: «Осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор».

Ярмарки, выставки в ту пору были чрезвычайно популярны. На них свозили новейшие достижения в самых разных областях. Многие из новшеств воспринимались публикой скептически. За три дня до высочайшего визита будущий пролетарский писатель, а тогда репортер «Нижегородского листка» Максим Горький в одном из павильонов Нижегородской ярмарки, морщась, всматривается в кадры синема братьев Люмьер: «Вчера я был в царстве теней… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней».

Фрагмент задней обложки журнала «За рулем», №1 за 1983 год с изображением первого русского автомобиля позволит также ознакомиться с описанием этой машины. Художник – Александр Захаров.

Если светоч пролетарской мысли (кстати, погодок царя) Алексей Пешков не оценил значимости кинематографа, то можно ли обвинять в недальновидности российского императора? Государь был молод, недавно взошел на престол, и у него имелось немало более важных дел, чем знакомство с пролеткой, способной передвигаться самостоятельно. В частности, на ярмарке его внимание больше занимал павильон крымских вин. Словом, демонстрация первого русского автомобиля прошла для власти незамеченной.

Пропуск на Нижегородскую выставку Максима Петровича Дмитриева (1848 – 1948 гг.), с правом посещения всех мест, где будут находиться Их Императорские Величества. Фото: Wikipedia

Нижегородская ярмарка была крупнейшим событием такого рода в России. По совпадению, на мероприятии сопоставимого размаха – Чикагской всемирной выставке 1893 года – произошла встреча будущих создателей первого русского автомобиля Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. Первый являлся отставным лейтенантом военно-морского флота, владельцем машиностроительного, чугунного и меднолитейного завода в Петербурге, по адресу Б.Спасская ул., д.28. Второй – горный инженер, действительный статский советник – владел в Петербурге преуспевающей экипажной фабрикой (адрес: Эртелев пер., д.8). Совсем не совпадение, что на Чикагской всемирной выставке 1893 года присутствовал Готлиб Даймлер. Один из праотцов автомобиля привез в Чикаго экспозицию газовых двигателей.

Еще один пропуск, на этот раз выписанный Готлибу Даймлеру для посещения Чикагской всемирной выставки 1893 года.

Теоретически можно представить встречу собравшихся открыть новое дело Яковлева и Фрезе с опытным Даймлером, однако первый русский автомобиль оказался больше похож не на самодвижущийся экипаж Daimler-Motorwagen, а на машину его соперника Карла Бенца. В этом сходятся все эксперты, занимавшиеся исследованием русской конструкции. В частности, Валерий Иванович Дубовской, проделавший немалый объем исследовательской работы. В одном с Валерием Ивановичем можно поспорить: в качестве отправной точки при создании своей конструкции Яковлев и Фрезе выбрали не Benz Velo, а более крупную модель Benz Victoria.

Автомобиль Benz Victoria 1893 года, послуживший прототипом для первого русского автомобиля. Сравним габариты: 3200х1650х1750 мм (Benz Victoria) против 3200х1530х1440 мм («Яковлев и Фрезе») и колесную базу: 1650 мм и 1370 мм соответственно.

Впрочем, делать какие-либо выводы можно по единственной фотографии первого русского автомобиля. Других свидетельств о нем не сохранилось. Фотографию сделал известный нижегородский мастер Максим Петрович Дмитриев, имевший от полицмейстера официальное разрешение на запечатление посещения Государем Нижегородской выставки. Дмитриева считают основоположником жанра публицистической журналистики. Это был «Гиляровский от фотографии», с удивительной меткостью и выразительностью запечатлевавший поволжские типы. Приехав в 1877 году в Нижний Новгород из тамбовской глубинки, Дмитриев очень быстро освоился и спустя десять лет уже завел собственную фотомастерскую, которая пользовалась успехом среди горожан. На Нижегородской выставке 1896 года Дмитриев работал с универсальной дорожной складной фотокамерой, выпущенной московской мастерской «Н.К. Клячко и Д.П. Езучевский» – самым, пожалуй, компактным аппаратом в тот момент. Его размеры 84х71х84 см. Камера снимала на стеклянные фотопластинки 45х55 см. Удивительно, что среди огромного числа фотографий Дмитриева (часть из них хранится в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде, часть – в архиве Горьковской области) не обнаружено снимков посещения царем выставки 1896 года. Возможно, их изъяли у автора в 1930-е годы. Странно, получая разрешение на такую съемку, не сделать ни одного снимка? Сфотографировать первый русский автомобиль единственный раз, без его изобретателей, без высочайших особ – тоже выглядит странно. Косвенно на то, что снимков может обнаружиться еще несколько, указывает факт, что в рекламном «Иллюстрированном вестнике культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенном издателем Шустовым в сентябре 1900 года, помещено изображение автомобиля Яковлева и Фрезе, сделанное в том же месте, но с другого ракурса.

Первый автомобиль России

Приветствуя новое производство в России, столь желательное при современном положении условий передвижения, пожелаем ему успешного развития и усовершенствования, на что, как кажется, имеются основательные данные, так как за дело принялись фирмы, известные своими фабриками во всей России».

Несмотря на всю важность события, не сохранились ни сам автомобиль, ни подробная информация о нем, поэтому сегодня мы можем увидеть лишь его копию, тщательно воссозданную в реставрационном центре по уцелевшим фотографиям к 100-летию российского автомобиля. Намного больше информации сохранилось о людях, построивших первый автомобиль в России.

Евгений Яковлев родился в 1857 г. в небогатой дворянской семье. После службы на флоте, дослужившись до звания лейтенанта, в 1883 г. он вышел в отставку и женился, взяв за женой хорошее приданое. Именно на эти деньги в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице был основан «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева».

Предприятие было одним из первых отечественных заводов, строивших двигатели внутреннего сгорания. Все свои моторы Яковлев сконструировал сам. К началу 90-х гг. XIX в. его завод уже имел солидную репутацию, а сам владелец обладал несколькими привилегиями (патентами) на свою продукцию. В 1893 г. в Чикаго состоялась Всемирная промышленная выставка, посвященная 400-летию открытия Америки, на которую съехались производители со всего мира. Вероятнее всего, именно в Чикаго Яковлев и познакомился со своим будущим компаньоном Фрезе.

Петр Фрезе родился в 1844 г. в Петербурге и после окончания Горного института связал свою судьбу с экипаже-

строением, поступив на работу на фабрику Неллиса. Фрезе быстро сделал карьеру: вскоре стал управителем фабрики, а затем и совладельцем. Стареющий Карл Неллис, владелец фирмы, наблюдая деловые качества молодого компаньона, постепенно передавал бразды правления в его руки. В конце XIX в. фирма уже называлась «Фрезе и Неллис», а впоследствии — «Фрезе и KV Авторитет фирмы был настолько велик, что в 1893 г. ей предложили представлять Россию на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. Экипажи Фрезе и двигатели внутреннего сгорания Яковлева были отмечены бронзовыми медалями и почетными дипломами выставки. Там же российские машиностроители обратили внимание на опытный «Бенц-Вело», который, по всей видимости, и повлиял на их решение создать свой автомобиль. Первый показ результата этого сотрудничества и состоялся на Нижегородской выставке в 1896 г.

В 1898 г., после безвременной смерти Евгения Яковлева, Фрезе заключил договор с французской фирмой «Де Дион-Бутон», позволявший начать самостоятельное производство моторов. Лебединой песней Петра Александровича стала Петербургская международная промышленная автомобильная выставка 1910 г.

, на которой его фирма была награждена большой золотой медалью. После выставки Фрезе отошел от автомобильных дел и в апреле 1918 г. в возрасте семидесяти четырех лет скончался в Петрограде.

Первый автомобиль, построенный в России: Яковлев и Фрезе

История российского автомобилестроения нам малоизвестна, хотя еще в 1896 году на Нижегородской художественной выставке был выставлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Важная веха, которая не получила должного признания.

Как это часто бывает в истории автомобилей, его происхождение связано с Benz Velocipede, который был выставлен Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 189 году.3.

 

Евгений Яковлев

 

Евгений Яковлев, 1859 года рождения, сделал блестящую карьеру в российском флоте до 1884 года, когда он уволился по семейным обстоятельствам. Он был изобретателем и имел несколько патентов на керосиновые и газовые двигатели, прежде чем начал экспериментировать со своим собственным двигателем внутреннего сгорания.

Первый отечественный двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе показал на VIII съезде Российского общества естествоиспытателей. Двигатель имел успех и в том же году получил два десятка заказов.

В 1891 году Яковлев основал в Петербурге моторный завод. Через три года, в 1894 году, компания достигла оборота в 770 000 рублей. Завод производил двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе, газе и бензине, для промышленного отопления и вентиляции.

Он представил свою продукцию на знаменитой Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где был удостоен бронзовой медали. И именно здесь познакомились Яковлев и Петр Фрезе, российский кузовщик. Они оба были настолько впечатлены Benz Velocipede, что тут же решили работать вместе, чтобы построить свой собственный автомобиль.

 

Яковлев-Фрезе

 

Автомобиль Яковлева и Фрезе (также пишется как Яковлев-Фрезе) представлял собой четырехколесное транспортное средство (два передних немного меньше), оснащенное горизонтальным моноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. двигатель в задней части автомобиля. Двигатель, который был очень похож на Benz, производил 2 л.с. и имел водяное охлаждение с помощью двух медных теплообменников, расположенных по бокам в задней части автомобиля. Зажигание было электрическим от инновационной сухой батареи и запатентованной свечи зажигания. Тягу обеспечивала шина с несколькими слоями резины и ткани (вместо традиционной кожаной шины), а трансмиссия имела переднюю и заднюю передачи. Автомобиль вмещал двух пассажиров.

Тормозных систем было две: одна ножная, которая воздействовала на трансмиссионный вал, и другая ручная, которая прижималась к шинам задних колес с помощью резиновых палочек. Колеса, как и у конной повозки, были сделаны из деревянных спиц и имели прочные резиновые шины. Он мог развивать скорость до 21 км/ч (13 миль в час). Он весил около 300 кг и имел полный бак с автономностью около 10 часов.

После показа автомобиль был прорекламирован и доработан. Однако вскоре после этого, в 189 г.8 января Яковлев неожиданно скончался, а с ним прекратился и дальнейший успех этой автомобильной марки.

Насколько нам известно, оригинальных автомобилей Yakovlev & Freze на сегодняшний день не существует, только реплики.

 

Источники: Русская жизнь, Книга: Автомобили легенд: первые автомобили в истории Хорхе Лусендо, Википедия и Pos1t1ve.

 

Опубликовано:

13 сентября 2021 г.

Комментарии

Ajoutez un commentaire


Первый автомобиль, построенный в России: Яковлев и Фрезе

История российского автомобиля нам малоизвестна, хотя еще в 1896 году первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Нижегородская художественная выставка. Важная веха, которая не получила должного признания.

Как это часто бывает в истории автомобилей, его происхождение связано с Benz Velocipede, который был выставлен Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 189 году.3.

 

Евгений Яковлев

 

Евгений Яковлев, 1859 года рождения, сделал блестящую карьеру в российском флоте до 1884 года, когда он уволился по семейным обстоятельствам. Он был изобретателем и имел несколько патентов на керосиновые и газовые двигатели, прежде чем начал экспериментировать со своим собственным двигателем внутреннего сгорания.

Первый отечественный двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе показал на VIII съезде Российского общества естествоиспытателей. Двигатель имел успех и в том же году получил два десятка заказов.

В 1891 году Яковлев основал в Петербурге моторный завод. Через три года, в 1894 году, компания достигла оборота в 770 000 рублей. Завод производил двигатели внутреннего сгорания, работающие на жидком топливе, газе и бензине, для промышленного отопления и вентиляции.

Он представил свою продукцию на знаменитой Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где был удостоен бронзовой медали. И именно здесь познакомились Яковлев и Петр Фрезе, российский кузовщик. Они оба были настолько впечатлены Benz Velocipede, что тут же решили работать вместе, чтобы построить свой собственный автомобиль.

 

Яковлев-Фрезе

 

Автомобиль Яковлева и Фрезе (также пишется как Яковлев-Фрезе) представлял собой четырехколесное транспортное средство (два передних немного меньше), оснащенное горизонтальным моноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. двигатель в задней части автомобиля. Двигатель, который был очень похож на Benz, производил 2 л.с. и имел водяное охлаждение с помощью двух медных теплообменников, расположенных по бокам в задней части автомобиля. Зажигание было электрическим от инновационной сухой батареи и запатентованной свечи зажигания. Тягу обеспечивала шина с несколькими слоями резины и ткани (вместо традиционной кожаной шины), а трансмиссия имела переднюю и заднюю передачи. Автомобиль вмещал двух пассажиров.

Тормозных систем было две: одна ножная, которая воздействовала на трансмиссионный вал, и другая ручная, которая прижималась к шинам задних колес с помощью резиновых палочек. Колеса, как и у конной повозки, были сделаны из деревянных спиц и имели прочные резиновые шины. Он мог развивать скорость до 21 км/ч (13 миль в час). Он весил около 300 кг и имел полный бак с автономностью около 10 часов.

После показа автомобиль был прорекламирован и доработан. Однако вскоре после этого, в 189 г.8 января Яковлев неожиданно скончался, а с ним прекратился и дальнейший успех этой автомобильной марки.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *