Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Шины повышенной проходимости и тактические шины

Автор: Юлиюс Мацкерле (Julius Mackerle)
Источник: «Современный экономичный автомобиль» [1]

10941 0

Рис. 1 Шина повышенной проходимости

Для движения по мягкому грунту шины должны соответствовать особым требованиям. Прежде всего, необходимо большое тяговое усилие, которое зависит от коэффициента трения между материалом протектора и материалом дорожного покрытия, а также от прочности покрытия (грунта) на срез. Рисунок протектора делается очень глубоким, а расстояния между его элементами — очень большими. Колесо вдавливается в грунт и с помощью создаваемого протектором «зубчатого» зацепления катится по нему и пробуксовывает только тогда, когда «зубья» ломаются в грунте. Это относится как к сыпучему грунту, так и к глубокому слою снега.

Крупный рисунок протектора (например, типа «ёлочка») имеет небольшую площадь поверхности, определяемую оттиском протектора на ровном твердом основании. Отношение площади оттиска к площади описанного вокруг него эллипса характеризует степень использования возможной площади контакта на твердой поверхности. Чем меньше эта степень, тем больше удельное давление на поверхности контакта протектора с дорогой и, следовательно, больше степень его изнашивания при движении по твердому дорожному покрытию.

Протектор с мелким рисунком имеет большую площадь контакта и небольшое удельное давление, однако его канавки легко забиваются грунтом, и шина скользит на размокшей грунтовой дороге. Создать универсальную шину, оптимальную как для грунтовой дороги, так и для шоссе с твердым покрытием, весьма затруднительно. Эта проблема решается путем применения так называемых тактических шин, в которых можно изменять давление в процессе движения. На мягком грунте в них поддерживается низкое давление и тем самым увеличивается площадь контакта шины с поверхностью почвы.

Такие шины практически не вязнут при движении по бездорожью, а выбором рисунка протектора можно добиться уменьшения сопротивления движению на твердом покрытии.

Стоящий человек воздействует на почву с удельным давлением около 16 кПа; стоя на одной ноге, он увеличивает это давление вдвое, т. е. до 32 кПа. Такое же давление на грунт должно иметь и колесное транспортное средство высокой проходимости. На снежной целине человек должен использовать лыжи, при этом его давление на снег в этом случае будет равно 2,4 кПа, а при использовании одной лыжи — 4,8 кПа.

Для движения по снежной целине автомобиль должен оказывать на снег такое же удельное давление, как и человек, стоящий на лыжах, т. е. менее 4,8 кПа. Достичь этого значения у обычного колесного транспортного средства практически невозможно и поэтому для движения в таких условиях целесообразно использовать транспортные средства с гусеничным движителем. У гусеничных транспортных средств действуют другие правила достижения небольшого сопротивления движению.

Необходимое движение машины по бездорожью, малое ее погружение в грунт или снег достигается большой площадью гусениц. В специальных транспортных средствах для движения по снегу используются резиновые гусеницы с поперечно прикрепленными грунтозацепами. Такой снегоход, предназначенный для создания горнолыжных трасс, показан на рис. 2.

Рис. 2 Ратрак — специальная гусеничная машина для подготовки снежных трасс

Особое внимание следует уделять управлению гусеничными транспортными средствами. Обычно применяемое притормаживание одной из гусениц, приводимых в движение через дифференциал, неэкономично. При полном затормаживании одной гусеницы другая обладает только половиной тягового усилия и должна преодолевать повышенное сопротивление блокированной гусеницы. Поэтому управление целесообразно выполнять так, чтобы притормаживаемый сателлит дифференциала сохранял некоторую скорость вращения, соответствующую требуемому радиусу поворота машины.

В этих условиях обе гусеницы постоянно остаются ведущими. Схема такого дифференциала приведена на рис. 3. При прямолинейном движении машины оба тормоза выключены, и весь дифференциал вращается с тормозными барабанами 4, как единое целое. При повороте один из барабанов притормаживается тормозом 5 и замедляет вращение, вследствие чего зацепление 3 на барабане начинает вращать через шестерни 2 вал сателлита 1. Благодаря этому достигаются различные обороты ведущих валов гусениц.

Рис. 3
Схема управляющего дифференциала гусеничного транспортного средства:
1 — вал сателлитов; 2 — приводная шестерня вала сателлитов; 3 — шестерня барабана; 4 — барабан; 5 — тормоз барабана.

Подобный принцип применяется в тяжелых гусеничных транспортных средствах, при этом радиус поворота в них меняется в зависимости от включенной ступени в коробке передач; крутые повороты возможны лишь при включении низшей передачи.

Представляет интерес схема управления гусеничного транспортного средства «Трэк Мастер», изображенная на рис.  4. В этой машине применен силовой агрегат автомобиля «Фольксваген», включающий двигатель воздушного охлаждения с коробкой передач и редуктором заднего ведущего моста. На ведущих валах 1 и 2 находятся зубчатые передачи от бесступенчатого клиноременного вариатора, состоящего из ремня 5 и двух регулируемых шкивов 3 и 4. При прямолинейном движении машины оба шкива вращаются с одинаковой частотой и цилиндрические сателлиты дифференциала не работают. Управляя с помощью рулевого колеса соотношением диаметров шкивов и тем самым определяя соотношение частот вращения ведущих валов, можно достичь желаемого радиуса поворота.

Рис. 4
Схема управления гусеничного транспортного средства «Трэк Мастер»:
1, 2 — ведущие валы; 3, 4 — регулируемые шкивы; 5 — клиновой ремень.

Колесные транспортные средства имеют меньшее сопротивление движению, чем гусеничные, поэтому их использование с экономической точки зрения более целесообразно. До известных пределов требуемые для хорошей проходимости давления на грунт могут быть снижены увеличением числа осей и колес, а также применением уже упомянутых тактических шин с регулируемым давлением воздуха.

Последнее обновление 03.02.2012
Опубликовано 26.06.2011

Наверх

Читайте также

Сноски

  1. ↺ Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль/Пер. с чешск. В. Б. Иванова; Под ред. А. Р. Бенедиктова. — М.: Машиностроение, 1987. — 320 с.: ил.//Стр. 301—305 (книга есть в библиотеке сайта). – Прим. icarbio.ru

Комментарии

Информационные статьи

ВСЕ СТАТЬИ (120)

25 Сентября 2016

Шины с универсальным протектором шины маркируются как AT (All Terrain). Канавки между составными элементами на таком протекторе довольно широкие как в поперечном, так и в продольном направлении. Шины с таким типом протектора обеспечивают хорошее сцепление с мягким грунтом.


Специально для внедорожников выпускаются шины повышенной проходимости. Их протектор может быть нескольких типов:

  • универсальный,
  • зимний,
  • грязевые шины.

Шины с универсальным протектором шины маркируются как AT (All Terrain). Канавки между составными элементами на таком протекторе довольно широкие как в поперечном, так и в продольном направлении. Шины с таким типом протектора обеспечивают хорошее сцепление с мягким грунтом. За счет своего строения эти покрышки имеют большое преимущество перед шоссейными шинами, потому что легко очищаются от грязи, оставляя при этом на грунте рельефный след.

Однако у шин с универсальным протектором есть и недостатки. Если сопоставить пробег автомобилей с одинаковой скоростью, то при использовании универсального протектора на дорогах с твердым покрытием износ шин увеличивается на 10-15% по сравнению с дорожной резиной. Помимо этого при движении по асфальту такие шины более шумные.

При использовании покрышек данного типа рекомендуется не ездить на высокой скорости.

Зимний протектор шин представляет собой блоки определенного вида, общая площадь которых в точке соприкосновения протектора шины с дорогой примерно равняется 60-70%. Зимние шины рекомендуется устанавливать при езде по грязным, рыхлым, снежным и мокрым дорогам – в тех случаях, когда дорожный или универсальный протектор не может гарантировать надежного сцепления с покрытием. Если использовать зимние шины на твердом и сухом дорожном покрытии, то износ происходит неравномерно и более интенсивно, чем на шоссейным или универсальных покрышках. Особенно это заметно летом, когда увеличивается температура резины. Кроме того, возрастает сопротивление качению, из-за чего возрастает расход топлива и шумность при езде. В некоторых моделях зимних шин предусмотрены специальные пазы для установки шипов.

Грязевые внедорожные шины имеют маркировку MT (Mud Terrain). Резина с таким типом протектора предназначена для постоянной эксплуатации автомобиля по бездорожью и проселочным дорогам. Рисунок протектора имеет небольшую площадь сцепления пятен контактов с дорожным покрытием и большую высоту грунтозацепов. Применяются грязевые шины для езды по влажной луговине, мокрому чернозему, заснеженным дорогам. Подобная резина отлично справляется с такими экстремальными поверхностями.

На основе вышеизложенного описания типов протектора специалисты НИИ шинной индустрии дают следующие рекомендации по эксплуатации:

  1. Покрышки с дорожным (шоссейным) рисунком подходят в тех случаях, когда автомобиль постоянно эксплуатируется в условиях города или на дорогах за городом, имеющих усовершенствованное покрытие.
  2. Шины с универсальным протектором подходят для смешанных условий эксплуатации с преобладанием сухого климата. Если погода сырая, дождливая, то рекомендуются покрышки с зимним рисунком протектора.
  3. Шины повышенной проходимости используются, если автомобиль постоянно эксплуатируется на проселочных дорогах и по бездорожью.

Размерность внедорожных шин обозначается в метрической или дюймовой системе. В метрической системе может быть такое обозначение:

D/E-C (205/55-16),

где D – ширина покрышки (мм), Е – высота профиля (высота боковины шины в процентном соотношении от ширины), С – посадочный диаметр диска в дюймах.

Перевод метрической системы в дюймовую осуществляется по формуле:

А = С + 2 x D x (Е/100)/25,4

В дюймовой системе это может выглядеть следующим образом:

АхВ-С (31х10,5-15),

где А – диаметр покрышки в дюймах, В – ширина покрышки в дюймах, С – посадочный диаметр диска в дюймах.

Чтобы перевести размерность из дюймовой системы в метрическую, используется формула:

D = B x 25,4

E = 100 x (A-C) / (2 x D/25,4)


ВСЕ СТАТЬИ (120)

Cross Country XC 4×4 Guide’s Guide’s Buys Under

  • Продукты

от Maxxis, DWT, Sedona, CST, Kenda, GBC, ITP, Duro & Tusk

By ATV Rider

март 28,

That ATV Rider

март 28,

очень немногие простые дополнения, которые заядлый энтузиаст бездорожья может добавить к квадроциклу, повлияют на производительность более положительно, чем новый комплект шин. Производители шин на протяжении многих лет использовали гонщиков XC высшего уровня в качестве испытательного стенда для разработки многих шин, доступных в настоящее время в очень популярной категории XC. Эта разработка позволила создать ряд выдающихся шин, которые превосходно справляются с преодолением камней, корней, грязи и других неприятных местностей. Независимо от того, заменяете ли вы комплект шин, который знавал лучшие дни, или хотите настроить свою машину для работы на более высоком уровне, наше руководство по шинам XC поможет вам!

Maxxis Bighorn Radial:

Покрышки Maxxis Bighorn довольно печально известны как одни из самых прочных покрышек для кросс-кантри, которые вы можете поставить на свой квадроцикл. Доступный как 6-слойный радиальный, он тяжелый, но дополнительный обхват делает его исключительно прочным. Рекомендуемая производителем розничная цена: 175–230 долларов США Доступные диаметры шин: 25″, 26″, 27″, 29″ Доступные диаметры колес: 12″, 14″ Контактное лицо: www. maxxis.com

Maxxis Bighorn 2.0:

Основанная на легендарном Bighorn, шина Maxxis Bighorn 2.0 представляет собой более легкую версию оригинала, которая по-прежнему имеет 6-слойный рейтинг прочности.ATV Rider

Maxxis Bighorn 2.0:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 148–199 долларов США
Доступные диаметры шин: 23″, 24″, 25″, 26″
Доступные диаметры колес: 11″, 12″, 14″
Контактное лицо: www.maxxis.com

DWT Moapa:

Доступен в 6-слойном или 12-слойном исполнении в определенных размерах. Толстая боковина, широкое пятно контакта и агрессивный разнонаправленный протектор делают Moapa отличной шиной для кросс-кантри. ATV Rider

Рекомендуемая производителем розничная цена: $92-$169
Доступные диаметры шин: 25″, 26″, 28″, 30″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контактное лицо: www.dwtracing.com

Sedona BuzzSaw XC:

Сверхпрочный 6-слойный радиальный каркас идеально подходит для тяжелых квадроциклов. Агрессивный плечевой протектор обеспечивает отличное сцепление с грязью, камнями и колеями. ATV Rider

Sedona BuzzSaw XC:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 130–165 долларов США
Доступные диаметры шин: 26″, 27″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контакт: www. sedonatires.com

Sedona Rip Saw RT:

6-слойная радиальная шина Rip Saw RT предназначена для очень агрессивной местности. Протектор глубиной 1 1/8 дюйма предназначен для очистки при езде по грязи. ATV Rider

Дископильный станок Sedona RT:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 126–200 долларов США
Доступные диаметры шин: 25″, 26″, 27″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контакт: www.sedonatires.com

CST Behemoth:

Универсальная шина Behemoth отличается агрессивным рисунком протектора, обеспечивающим превосходное сцепление при ускорении. Массивные плечевые протекторы помогают контролировать движение по колеям. ATV Rider

КСТ Бегемот:
Рекомендуемая производителем розничная цена: $146-$221
Доступные диаметры шин: 25 дюймов, 26 дюймов, 27 дюймов, 28 дюймов, 30 дюймов
Доступные диаметры колес: 12″, 14″, 15″
Контакт: www.csttires.com

CST Stag:

6-слойный радиальный протектор с ненаправленным рисунком протектора и чередующимися крюкообразными центральными выступами, которые захватывают и очищают грязь, грязь и другой мусор. ATV Rider

CST Stag:
Рекомендуемая производителем розничная цена: $146-$189
Доступные диаметры шин: 12″, 14″
Доступные диаметры колес: 25″, 26″ и 27″, 29
Контактное лицо: www. csttires.com

Kenda Bearclaw EVO:

Основанный на оригинальном Bearclaw, EVO легче, но при этом долговечнее. Новый рисунок протектора был разработан для исключительной работы на всех типах местности.ATV Rider

Кенда Медвежий коготь EVO:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 90–140 долларов США
Доступные диаметры шин: 12″, 14″
Доступные диаметры колес: 25″, 26″, 27″
Контакт: www.kendatire.com

GBC Grim Reaper:

Агрессивный скелетонизированный рисунок протектора 8-слойной модели Grim Reaper с глубокими закругленными плечевыми выступами оптимизирован для преодоления любых препятствий, от гравийных дорог до каменистой местности. .ATV Райдер

GBC Grim Reaper:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 90–150 долларов США
Доступные диаметры шин: 12″, 14″
Доступные диаметры колес: 23″, 25″, 26″, 27″, 28″, 30″, 32″
Контактное лицо: www.gbcmotorsports.com

GBC Dirt Commander:

Dirt Commander — сверхпрочная устойчивая к проколам шина с протектором с глубокими ламелями. 8-слойная диагональная шина хорошо работает на камнях, в грязи и во всем остальном XC.ATV Rider 9.0004
GBC Dirt Commander:
Рекомендуемая производителем розничная цена: $131-$220
Доступные диаметры шин: 12″, 14″, 15″
Доступные диаметры колес: 25″, 26″, 27″, 28″, 29″, 30″, 32″
Контактное лицо: www. gbcmotorsports.com

ITP Baja Cross:

8-слойная радиальная шина BajaCross — это самая прочная и долговечная шина ITP, которую они когда-либо производили. Глубокая защита обода также помогает предотвратить повреждение кромки колеса. ATV Rider

ITP Baja Cross:
Рекомендуемая производителем розничная цена: $192-$283
Доступные диаметры шин: 25″, 26″, 28″, 30″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контакт: www.itptires.com

ITP TerraCross R/T:

Дополнительный слой боковины и увеличенная толщина резины боковины и протектора обеспечивают повышенную устойчивость к проколам. Благодаря широкому пятну и отличной проходимости эта шина идеально подходит для грязи, снега и песка. ATV Rider

ITP TerraCross R/T:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 190–243 долл. США
Доступные диаметры шин: 25″, 26″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контакт: www.itptires.com

Duro PowerGrip Radial:

6-слойная радиальная рукоятка Duro обеспечивает превосходную устойчивость к проколам. Плечевые выступы улучшают тягу и сцепление на поворотах и ​​в колеях, а конструкция шины обеспечивает превосходное сцепление с грязью. ATV Rider

Радиальная рукоятка Duro PowerGrip:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 120–197 долларов США
Доступные диаметры шин: 24″, 25″, 26″
Доступные диаметры колес: 10″, 11″, 12″, 14″
Контакт: www. durotire.com

Tusk TriloBite:

Прочная 6-слойная конструкция обеспечивает плавность хода по неровным дорогам, а дополнительные выступы на плечах помогают защитить боковину и обод. Эта шина идеально подходит для езды по пустыне, грязи, камням, грязи и снегу.ATV Rider

Клык TriloBite:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 90–133 долл. США
Доступные диаметры шин: 25″, 26″
Доступные диаметры колес: 12 дюймов
Контактное лицо: www.rockymountainatvmc.com

Tusk TriloBite HD:

6-слойная шина TUSK TriloBite HD — отличный выбор для больших тяжелых квадроциклов. С тем же рисунком протектора и характеристиками, что и у оригинального TriloBite, HD имеет более прочный каркас. ATV Rider

Tusk TriloBite HD:
Рекомендуемая производителем розничная цена: 100–150 долларов США
Доступные диаметры шин: 25″, 26″, 27″
Доступные диаметры колес: 12″, 14″
Контактное лицо: www.rockymountainatvmc.com

Рисунок протектора шины и его многочисленные применения

Краткие факты: Различные типы протектора шины
  • Симметричный рисунок протектора шины обеспечивает плавность хода, высокую курсовую устойчивость и низкое сопротивление качению.
  • Направленный рисунок протектора шин обеспечивает высокую защиту от аквапланирования, отличную управляемость на снегу и грязи и очень хорошую устойчивость на дороге на высоких скоростях.
  • Асимметричный рисунок протектора шины обеспечивает отличную управляемость, высокую устойчивость на поворотах и ​​хорошее сцепление на мокрой дороге.
  • Для обеспечения оптимальной безопасности и производительности по возможности избегайте смешения рисунков протектора шин.

Протектор — это часть шины, контактирующая с поверхностью дороги. И если вы посмотрите на различные шины, представленные на рынке, вы заметите большое разнообразие рисунков их протектора.

Почему они такие разные? Потому что рисунок протектора представляет собой уникальный дизайн, улучшающий сцепление и управляемость автомобиля в конкретных условиях вождения. Как в детективном романе, вы можете определить марку шины по следам, которые она оставляет на дороге.

Протектор каждой шины состоит из четырех составных частей:

  • Ребра представляют собой приподнятую часть рисунка протектора, состоящую из блоков протектора;
  • Канавки представляют собой глубокие каналы, которые проходят по окружности и по бокам шины;
  • Блоки протектора представляют собой приподнятые резиновые сегменты, соприкасающиеся с поверхностью дороги;
  • Ламели представляют собой небольшие тонкие прорези, отлитые в блоки протектора.

В совокупности ребра, канавки, блоки протектора и ламели могут быть расположены по уникальной схеме для регулирования характеристик шины в таких критических областях, как шум, управляемость, сцепление с дорогой и износ.

Это, в свою очередь, дает производителям шин возможность разрабатывать рисунки протектора для решения конкретных задач вождения, таких как торможение на мокрой дороге, управляемость на сухой дороге, сопротивление аквапланированию (аквапланированию) и сцепление на льду и снегу.

Сколько существует рисунков протектора шин? Довольно много. Но в целом мы можем различать три категории рисунка протектора шины. Какой у твоей машины?

Симметричный рисунок протектора шины

Наиболее распространен симметричный рисунок протектора; он подходит для шин легковых автомобилей, но не для высокопроизводительного использования. Шины с такой конструкцией имеют непрерывные ребра или независимые блоки протектора по всей поверхности протектора, и обе половины шины имеют одинаковый рисунок.

Основные характеристики:

  • Плавное вождение
  • Высокая курсовая устойчивость
  • Низкое сопротивление качению

Шины с симметричным рисунком обеспечивают владельцу автомобиля максимальную гибкость при повседневном использовании, не влияя на повседневную работу. производительность. Они также тихие, долговечные и экономичные. Однако они менее приспособлены к меняющимся условиям на дороге. Таким образом, несмотря на то, что симметричный рисунок обеспечивает устойчивое сцепление на сухой дороге, он не будет таким же эффективным на мокрой дороге, как другие шины.

Направленный рисунок протектора шины

Шина с направленным рисунком протектора предназначена для движения вперед только в одном направлении. Он имеет боковые канавки, которые сходятся в середине протектора шины и напоминают форму наконечника стрелы. Однако его цель — больше, чем спортивная эстетика. V-образные канавки лучше противостоят аквапланированию (аквапланированию) на высоких скоростях за счет более эффективного вытеснения воды через рисунок протектора.

Еще одним преимуществом направленного протектора является дополнительное сцепление, которое обеспечивает превосходную управляемость на снегу или грязи. По этой причине хорошая всесезонная или зимняя шина, скорее всего, будет иметь направленный рисунок протектора. Дополнительное сцепление также полезно для высокопроизводительных шин на высокопроизводительных автомобилях.

Основные характеристики:

  • Высокая защита от аквапланирования
  • Отличная управляемость на снегу и грязи
  • Очень хорошее сцепление с дорогой на высокой скорости немного сложнее. Их можно поворачивать только вертикально – например, от передней части автомобиля к задней – в противном случае рисунок будет ориентирован в неправильном направлении при установке на колесо с другой стороны автомобиля. Это сделало бы преимущества протектора шины бесполезными.

    Вы можете следить за правильной ориентацией по стрелочному индикатору, напечатанному на боковине шины. Он находится в том же направлении, что и шаблон, указывая в нужном направлении движения.

    Асимметричный рисунок протектора шины

    Шина с асимметричным рисунком протектора имеет два отдельных рисунка протектора: один на внутренней половине, а другой на внешней половине шины. Это выглядит необычно, но обе половинки служат разным целям.

    Внутренний протектор шины отвечает за вытеснение воды и защиту от аквапланирования (аквапланирования). Внешний протектор шины имеет жесткие блоки протектора для большей поперечной жесткости, что обеспечивает высокое сцепление при прохождении поворотов и движении по сухой поверхности, а также более тихий внутренний шум. Такое сочетание характеристик делает асимметричные шины особенно популярными для использования на сверхмощных автомобилях.

    Основные характеристики:

    • Отличная управляемость
    • Высокая устойчивость на поворотах
    • Хорошее сцепление на мокрой дороге

    Однако, как и в случае с шинами с направленным рисунком, необходимо соблюдать осторожность при перестановке шин.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *