Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Все минусы ESP: когда обязательно нужно отключать систему курсовой устойчивости — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Эксплуатация

Представить современный автомобиль без электронных систем помощи водителю невозможно. Даже продукты отечественного автопрома оснащены ABS — антиблокировочной системой, которая сокращает тормозной путь автомобиля. Следующий шаг научного прогресса — система стабилизации. С чем ее едят?

Эдуард Раскин

ESP — как много в этом слове. Но первый автомобиль, укомплектованный системой курсовой устойчивости — Electronic Stability Program, был представлен широкой общественности только в 1995 году. И это был Mercedes-Benz CL600. Позже новинку Bosch и Daimler получил легендарный «кабан» — S-class в кузове W140 и SL.

Сегодня систему стабилизации устанавливают даже на бюджетные автомобили, а продажа новых машин в Старом и Новом Свете, Израиле, Австралии и Канаде без ESP и вовсе запрещена. Мы, как всегда, в очереди.

Основной функцией системы курсовой устойчивости является сохранение автомобилем вектора движения при сложном и резком маневре. Главная задача — избежать заноса при резком повороте руля или неправильно выбранной скорости. По своей сути, Electronic Stability Program является следующей генерацией тандема трэкшн-контроля и ABS: при торможении водитель сохраняет контроль над автомобилем, а при разгоне не теряет времени на пробуксовку.

Эффект достигается за счет совместной работы датчиков: ABS, которые передают в «головное устройство» скорость вращения всех колес, положения руля и перегрузок, обсчитывающих вращение авто вокруг вертикальной оси.

Электронный блок управления ESP сравнивает исходную траекторию с углом поворота руля. При возникновении расхождения, система подтормаживает одно или несколько колес тормозными механизмами, а также «приглушает» педаль газа, уменьшая скорость автомобиля. Также система стабилизации может быть агрегатирована с автоматической трансмиссией, понижая или повышая передачу в случае возникновения заноса. Electronic Stability Program работает постоянно, анализируя поведение машины каждую секунду.

Система значительно снижает риск возникновения ДТП, но автопроизводители оставили водителю шанс полного или частичного отключения ESP. Зачем? Дело в том, что электроника может вмешаться в тот момент, когда шофер не ждет от нее «помощи»: при езде по глубокому снегу или сухому песку, по бездорожью или ледяному склону, необходим весь потенциал силовой установки автомобиля.

Если в момент, пусть и медленного, но движения вперед ESP «прикусит» буксующее колесо или начнет гасить занос, закрывая дроссель, то автомобиль может окончательно застрять.

Именно по этой причине перед выездом на сложный грунт, предвидя «купание в целебной», необходимо «ослабить» или, если возможно, полностью отключить систему стабилизации. Сделать это можно, как правило, специальной клавишей с характерной пиктограммой заноса, которая находится в непосредственной близости от рулевого колеса.

А еще отключенная ESP позволяет срезать углы на скользком покрытии и даже проезжать их боком. Правда, на дорогах общего пользования пируэты лучше не совершать. Система стабилизации способна решить множество сложных задачек, даже порой спасти жизнь, но даже ее наличие не снимает с водителя ответственности: многие тяжелые ДТП «с последствиями» случаются по вине нарушившего скоростной режим, плохо знающего дорогу и недооценившего погодный аспект и свои таланты шофера.

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Чем козыряет новая версия популярного кроссовера

22910

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Чем козыряет новая версия популярного кроссовера

22910

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

безопасность дорожного движения, бездорожье, авария, ДТП, дорога, трасса, ГИБДД

Антипробуксовочная система ESP и система курсовой устойчивости ESC

Множество автовладельцев когда-нибудь то видели или слышали аббревиатуры ESP и ESC, у многих на машинах даже есть эти системы, но что же они обозначают, в чем их разница и какой принцип их работы? Давайте попробуем разобраться. Система ESP расшифровывается, как электронная программа устойчивости или Electronic Stability Program, а ESC расшифровывается, как Electronic Stability Control или электронный контроль устойчивости. Как видите суть этих систем одинаковая – не дать машине уйти в занос. Разница между понятиями ESP и ESC заключается в том, что у них разные производители. Систему ESP ставят практически на все известные марки, а систему ESC на марки Hyundai, Kia, Honda. Так же есть еще и другие название этой же системы: DSC, DTSC, VSA, VSC, VDC. Названий то много, а принцип работы один и тот же, с названиями вроде разобрались.

Далее систему курсовой устойчивости будем называть ESP, так как это наиболее известное название системы. Итак, суть ESP состоит в контроле поперечной динамики машины и этим выручает водителя, когда авто пытается уйти в занос, снос или боковое скольжение. Система позволяет сохранить курсовую устойчивость, когда Вы выполняете какой-то маневр, а особенно она востребована на приличных скоростях и на скользком, мокром дорожном покрытии. Немного истории ESP. Система на самом деле не из новых, название ESP было зарегистрировано еще в далеком 1959 году, правда воплотить систему в жизнь получилось только в 1994 году, а с 1995 года на купе Mercedes-Benz CL 600 данная система начала ставиться уже серийно. Потом ее установили на S-class а теперь, в настоящее время, даже бюджетные иномарки имеют эту систему и никто уже ей особо не удивляется.

Как работает система ESP

Система ESP постоянно в работе, когда заведена машина, в независимости от того, что происходит: разгон, замедление или движение накатом. ESP напрямую связана с антиблокировочной системой ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, без них она просто не способна функционировать. У системы ESP есть свой электронный блок, он все время считывает сигналы с большого количества различных датчиков и их обрабатывает, причем все время – это до нескольких десятков раз в одну секунду и решение этот блок принимает молниеносно, менее, чем за секунду. Дополнительные данные на блок приходит с датчиков: ABS, рулевого колеса и давления в тормозной системе. А самая нужная, самая необходимая и важная информация приходит только с 2-х специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (обычно его называют G-сенсор). Эти 2 основных датчика и отслеживают боковое скольжение машины на вертикальной оси, далее оценивают его значимость и посылают сигнал электронному блоку ESP. Система курсовой стабилизации в любое время знает, какая скорость у машины, на сколько градусов повернуто рулевое колесо, какие обороты у мотора, происходит занос или нет, в общем, контролирует машину полностью.

Когда тревожные сигналы приходят с датчиков на блок управления ESP, он сразу сравнивает поведение машины в данный момент со своей программой, и если вдруг данные расходятся, то электронный блок понимает, что это экстремальная ситуация и начинает ее исправлять. Чтобы вернуть машину на правильную траекторию ESP начинает притормаживать одно или два, три, четыре колеса, какое именно колесо или колеса необходимо притормозить система определяет самостоятельно, в зависимости от сложившейся ситуации. Само притормаживание колеса происходит при помощи гидромодулятора ABS, который нагнетает давление в тормозной системе. Так же система может понизить крутящий момент путем подачи меньшего количества топлива, используя блок управления двигателем. Рассмотрим ситуацию, допустим Вы проходите поворот на огромной скорости и, в следствии, скользкого дорожного покрытия машину начинает заносить, что же начинает происходить в этот момент? В этот момент на блок управления двигателем подается команда, что надо уменьшить подачу топлива, для снижения крутящего момента, сказано-сделано, крутящий момент уменьшили, но бывает, что и этого не хватает для стабилизации машины, тут то и происходит подтормаживание колес при помощи ABS. Принцип работы системы ESP, как видите достаточно простой и понятный. Так же, если на автомобиле установлена автоматическая трансмиссия с электронным управлением, то система ESP может переключать передачу вниз или даже включать, так называемый “зимний” режим, если конечно он есть у коробки. На картинке ниже показано, как поведет себя автомобиль на скользком покрытии с системой ESP и без нее во время внезапного объезда какого-либо препятствия на дороге в повороте. В данной ситуации препятствие стали дорожные работы и Вы можете сказать, что такое редко бывает, может это и так, но есть и другие похожие ситуации, например, выбежит лось на дорогу или резко выедет машина, поэтому готовым нужно быть ко всему.

Может ли система ESP мешать водителю?

На самом деле для опытных водителей, которые любят ездить на пределе своих возможностей (хотя обычно это гонщики на гоночных треках, но бывают и исключения), система курсовой устойчивости может мешать. Мешать она может в ситуации, если для того, чтобы вытянуть машину из заноса необходимо дать много газу, а электронная система просто не дает этого сделать, по программе она не подает много топлива и уменьшает крутящий момент, который так нужен в этот момент. Для таких водителей в большинстве современных машинах есть кнопка отключения системы ESP, хотя бывает и не кнопка, бывает, что нужно провести целый ряд действий для ее отключения. Так же есть ESP, которые срабатывает не мгновенно, а с маленькой задержкой, давая тем самым водителю немного пошалить на дороге. Конечно, если Вы не гонщик и не слишком опытный водитель, то систему курсовой устойчивости лучше не отключать, безопасность на дороге превыше всего, сами понимаете. С системой ESP можно чувствовать себя на дороге уверенно, куда Вы выворачиваете руль туда машина и едет, хоть ему и придется для этого много чего сделать, но не стоит забывать о том, что данная система не волшебная и обмануть законы физики невозможно, поэтому не нужно лишний раз рисковать. Посмотрев видео ниже, Вы можете увидеть, как ведет себя автомобиль с включенной и отключенной системой ESP:

Avtochanel

Как работает система курсовой устойчивости автомобиля

Электронная система курсовой устойчивости (ESC), также называемая электронной программой курсовой устойчивости (ESP), динамической системой курсовой устойчивости (DSC) или системой курсовой устойчивости (VSC), в зависимости от производителя автомобиля и рынка, на котором она используется. предлагается в. Подводя итог, VSC использует тормоза транспортного средства, чтобы помочь управлять транспортным средством во время проскальзывания или возможного раскручивания. Торможение применяется к колесам индивидуально для противодействия избыточной или недостаточной поворачиваемости. Большинство систем VSC также автоматически снижают мощность двигателя во время этих операций для дальнейшего улучшения тяги. Toyota называет свои системы VSC или Vehicle Dynamics Integrated Management (VDIM).

Около одной трети дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом можно было бы избежать, если бы использовалась система VSC, по данным Института страхования дорожной безопасности (IIHS) и Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA). С 2009 года система ESC обязательна для автомобилей с полной массой 10 000 фунтов или менее, продаваемых в Соединенных Штатах по шкале проката, при этом все автомобили такого размера должны быть оснащены ею после ноября 2013 года.

ESC и VSC впервые появились в серийные автомобили в 1995. В том же году его одновременно представили Mercedes-Benz, BMW, Volvo и Toyota. Среди поставщиков были Bosch и ITT Automotive (сейчас принадлежит Continental Automotive). К концу 2009 года и Ford (получивший свои ESC от Volvo), и Toyota сделали ESC/VSC стандартом для всех автомобилей, продаваемых в Северной Америке, а Toyota к 2011 году внедрила их во все свои бренды (включая Scion).

Как работает VSC

В фоновом режиме, когда автомобиль движется, VSC постоянно отслеживает предполагаемое водителем направление (руление) с фактическим направлением движения автомобиля (поперечное ускорение, рысканье и скорость вращения колес). Когда они расходятся, а предполагаемое водителем направление не совпадает с фактическим направлением движения автомобиля, система VSC вмешивается соответствующим образом.

Чаще всего система VSC срабатывает при непродуманном прохождении поворотов (недостаточная или избыточная поворачиваемость из-за превышения скорости), уклонении от поворота и аквапланировании. Он работает на всех покрытиях и доказал свою эффективность в качестве средства поддержания контроля над автомобилем и снижения аварийности.

Система работает за счет комбинации датчиков автомобиля, управления антиблокировочной тормозной системой (ABS) и системами контроля тяги (TSC/ASR) для ведущих колес. В отличие от этих отдельных систем, VSC учитывает действия водителя, чтобы повысить устойчивость или скорректировать потерю рулевого управления.

Компьютер VSC, обычно расположенный в главном блоке предохранителей автомобиля или являющийся частью компьютера системы ABS, непрерывно измеряет рыскание (вращение вокруг вертикальной оси или вращение влево-вправо), скорость вращения отдельных колес и сцепление с дорогой. На большинстве автомобилей Toyota с VSC в эту систему встроены четыре датчика:

  • Датчик угла поворота рулевого колеса
  • Датчик скорости рыскания
  • Датчик поперечного ускорения
  • Датчик скорости вращения колеса

предотвращение опрокидывания. Входные данные от этих датчиков определяют, что должен делать VSC, если что-либо, на основе сравнения компьютером данных с общим «пространством состояний» транспортного средства (уравнения, используемые для моделирования динамики транспортного средства в режиме реального времени). Команды выдаются соответствующим компонентам автомобиля, таким как ABS. Гидравлический модулятор в каждом колесе измеряет и динамически регулирует тормозное давление индивидуально для каждого колеса в соответствии с инструкциями компьютера VSC. Угол наклона рулевого колеса водителя, а также датчик тяги используются для определения необходимой коррекции.

«Выключатель» системы VSC

Большинство спортивных моделей автомобилей и некоторые автомобили для бездорожья оснащены переключателями, позволяющими водителю отключить систему VSC. Во многих условиях спортивного вождения, например, на трассе, в ралли и некоторых тяжелых условиях бездорожья, VSC может мешать продвинутым методам вождения. Например, снос на поворотах, характерный как для гоночных, так и для бездорожных автомобилей GT, противостоит VSC и, таким образом, противоречит желаниям спортивного водителя. Боковое скольжение также иногда используется в качестве инструмента маневрирования при вождении по бездорожью, чтобы избежать препятствий или получить сцепление с дорогой.

Кроме того, на некоторых автомобилях система VSC может мешать использованию запасного колеса меньшего размера, что часто приводит к другой скорости вращения колеса по сравнению с другими колесами автомобиля. Однако некоторые новые Toyota автоматически компенсируют небольшой запас, если ощущаемая разница постоянна (как и должно быть при нормальном вождении). VSC также автоматически отключается, когда любой из четырех датчиков скорости колеса отключен, поэтому многие работники магазинов и эвакуаторов отключают датчик скорости колеса на колесе, на котором временно установлена ​​​​запаска.

Электронный контроль устойчивости: краткая история технологии на всех автомобилях, продаваемых в Соединенных Штатах, но так было не всегда. Фактически, хотя его происхождение восходит к 1920-м годам, а сама технология была изобретена в 1989 году, она использовалась только в автомобилях класса люкс и премиум-класса.

Однако преимущества электронного контроля устойчивости с точки зрения безопасности были сочтены настолько важными, что Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) сделало его обязательным.

Авария для предотвращения аварий

Общеизвестно, что машины не всегда реагируют так, как хочет водитель. Например, во время экстренного торможения заблокированные тормоза исключают любое подобие контроля — прямо противоположное намерениям водителя.

Интересно, что антиблокировочная тормозная система (ABS) появилась еще в 1920-х годах, когда она была разработана для шасси самолета. По данным Road & Track, автомобили с ABS впервые появились в начале 19 века.70-е годы. ABS интерпретирует намерения водителя, предотвращая блокировку тормозов и сохраняя контроль водителя. Именно это пришло в голову инженеру по безопасности Mercedes-Benz в 1989 году, когда он оказался застрявшим в сугробе на севере Швеции. Во время тест-драйва Mercedes-Benz Франк-Вернер Мон съехал с обледенелой дороги, едва не задев несколько деревьев, когда к нему пришло озарение: что, если бы ABS могла помочь ему сохранить контроль над автомобилем?

Приводы были, но требовался новый способ определения движения автомобиля и выполнения намерений водителя. Гироскопический датчик модели вертолета был хорошим началом, но недостаточно быстрым. Гироскопический датчик ракетной программы сделал свое дело, помогая новой электронной системе контроля устойчивости чувствовать и реагировать на движение автомобиля. Используя индивидуальное управление тормозами и дроссельной заслонкой, ESC обеспечила безопасное удержание своенравного автомобиля на дороге без вмешательства водителя.

Как тормоза влияют на электронный контроль устойчивости

По некоторым оценкам, с момента внедрения технологии Франка-Вернера Мона было спасено более миллиона жизней. Предотвращая заносы, опрокидывания и заносы, ESC может даже спасти вам жизнь, но только в том случае, если ваш автомобиль находится в хорошем состоянии. Конечно, один из лучших способов поддерживать автомобиль в отличной форме — это регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт. Проблемы с двигателем или трансмиссией могут привести к отключению ESC и ABS, что сделает их бесполезными.

Кроме того, своевременное техническое обслуживание шин и тормозов позволит системам ESC и ABS работать в полную силу. Низкое давление в шинах, недостаточная глубина протектора, ненормальный износ шин, остекление тормозных колодок, залипание тормозных суппортов или тормозные колодки могут сделать электронный контроль устойчивости и антиблокировочную систему тормозов бесполезными. Качественные детали, такие как тормозные колодки, обеспечат вашему автомобилю время, необходимое для быстрой реакции на изменения на дороге.

Поддержание двигателя, трансмиссии, шин и тормозов в хорошем состоянии может стать ключом к вашей безопасности в следующий раз, когда ESC или ABS потребуют вмешательства, чтобы помочь вам избежать аварии. В конце концов, авария, которую вы избегаете, является самой легкой для выживания.

Ознакомьтесь со всеми продуктами для тормозных систем, доступными в NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания AutoCare в NAPA для планового технического обслуживания и ремонта.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *