Все знают маленький вазовский автомобильчик Ока, ставший бюджетным средством передвижения для молодежи, пенсионеров, инвалидов и просто небогатых россиян 1990-х и начала «нулевых». В конце 1980-х была и другая Ока – производства Брянского автозавода, которая могла стать одним из главных козырей советской «оборонки», но оказалась неуместной в наступившую эпоху большой дружбы с Западом.
В начале 1970-х годов СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина приступило к реализации опытно-конструкторской темы «Основа», которая в военных документах носила кодовое обозначение «Вощина». В это обширное семейство вошли плавающие и сухопутные четырехосные автомобили-шасси новой концепции с колесной формулой 8х8. Впоследствии оно пополнилось следующими поколениями, созданными под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина.
В машинах гаммы «Основа» впервые были упразднены важнейшие конструктивные принципы московского конструктора Виталия Грачева. Брянские автомобили получили один силовой агрегат (вместо двух, как это принято у Грачева) и сближенные передние и задние пары ведущих колес на независимой торсионной подвеске, но легендарная бортовая трансмиссия сохранялась вплоть до прекращения их выпуска.
Первым и наиболее известным автомобилем в семействе «Основа» стало принципиально новое плавающее корпусное шасси БАЗ-6944, с самого начала рассчитанное на несение совершенно секретного ракетного комплекса Ока, впоследствии неожиданно получившего широкую мировую огласку.
Комплекс Ока в софийском Военно-историческом музее (фото A. Dragnes, Норвегия)Плавающие шасси БАЗ-6944 семейства «Основа» (1979 – 1989 гг.)
Несколько прототипов плавающего 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным, собраны в 1979 – 1980 годах и затем прошли заводские, пробеговые и полигонные испытания. Первые образцы снабжались приземистым открытым сварным несущим корпусом с удлиненной остроносой передней частью. Опытные машины второго выпуска получили укороченный передок с узкой водоотражающей панелью и более вместительный корпус с кабиной повышенного расположения и раздельными нишами для двух пар колес. Третий вариант с расширенной передней панелью и укрупненными выемками для световых блоков стал основой предсерийного автомобиля. В 1980-м доработанную машину приняли на вооружение, и завод приступил к ее мелкосерийному изготовлению.
Остроносый прототип шасси БАЗ-6944 с несущим корпусом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)Герметизированный цельнометаллический корпус амфибии имел три отсека: переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше, задний открытый грузовой (монтажный) отсек и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался огромный безнаддувный дизельный двигатель V8 мощностью 400 л. с. с углом развала цилиндров 120°. Для БАЗ-6944 совместно с НАМИ была создана так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической пятиступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. Для повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что часто приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали.
В состав трансмиссии входили раздаточная коробка с дифференциалами и коробки отбора мощности на электрогенератор, гидронасос, водооткачивающие насосы и два водомета. При полной массе свыше 29 т пустая машина на шоссе достигала скорости 70 км/ч, с полной нагрузкой — 65 км/ч, на плаву — 8 км/ч.
В первую серию «Основа» входила опытная трехосная семитонная амфибия БАЗ-5947 с двумя передними парами управляемых колес, объединенными в четырехколесную тележку, и одиночным задним ведущим мостом. Конструктивно она представляла собой укороченное шасси БАЗ-6944 и была рассчитана на монтаж зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования. Военным эта машина не пригодилась, но в истории советской военно-автомобильной отрасли она приобрела известность благодаря своей необычной компоновочной схеме.
Трехосный прототип БАЗ-5947 c одиночным задним мостом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ) Доработанное шасси БАЗ-5947 для зенитно-ракетных систем (из архива 21 НИИЦ)Главным и единственным предназначением БАЗ-6944 являлась работа в качестве пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) Ока. По своим конструктивным решениям и тактико-техническим данным он не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания высокой обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением тактического превосходства над Западом.
Ракетный комплекс Ока (1979 – 1987 гг.)
Плавающий ракетный комплекс 9К714 Ока повышенной скрытности и точности обладал способностью передвигаться по пересеченной местности и форсировать широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Он снабжался ракетами серии 9М714 с разными боевыми частями, включая ядерную мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы 300–400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения — 350 м, а боеголовка с самонаведением допускала отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м.
Автомобиль БАЗ-6944 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)
Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П71 комплекса Ока на специально подготовленном шасси БАЗ-6944 была закончена в 1979-м и через четыре года принята на вооружение. Автомобиль снабжался четырьмя гидравлическими домкратами и высоким закрытым корпусом с грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задними скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема в стартовое положение стрелы с заправленной ракетой и направляющими для ее запуска. Для полной автономности имелся отдельный дизельный агрегат для привода гидронасоса, а в аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракеты применялся ручной насос.
Вся эта стройная конструкция позволила довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с маскировкой ракетной системы, скрытностью ее перемещения и дезориентированием противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета и другие спецсистемы были скрыты от посторонних глаз внутри корпуса. В результате общий силуэт и внешность машины практически не отличались от базового шасси, а с первого взгляда можно было даже спутать мощную боевую систему с крупным автофургоном. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевое не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 секунд до пуска.
Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т230 применялся такой же корпус, но без верхних створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного пятитонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека.
Опытные образцы обеих машин собирал волгоградский завод «Баррикады», в дальнейшем их комплектацией занимался «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» в Казахстане. До 1987 года он изготовил 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в Советскую армию и ряд стран Варшавского договора.
Но… К моменту постановки на вооружение комплекса Ока в СССР началась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент Михаил Горбачев подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). В целом для Советского Союза он сокращал угрозу со стороны американских средств передового базирования, но заодно привел к фактическому уничтожению не только Оки, но и десятков других уже принятых на вооружение и проектируемых советских систем вооружения.
Плавающая установка 9П71 комплекса Ока в боевой готовности (из архива БАЗ)
Как рассказывают свидетели заключения договора, в первоначальный вариант документа Ока не входила, так как формально не соответствовала его критериям, но НАТОвская сторона настояла на отдельном упоминании комплекса в нем. Считается, что Горбачев был не сведущ в перспективных оборонных разработках и не стал согласовывать текст договора с военными советниками, «подмахнув» его, как есть. Бывшие советские офицеры, знающие подоплеку не понаслышке, сейчас в частных беседах называют это откровенным предательством и часто сопровождают рассказы непечатными выражениями.
В конце 1980-х в СССР с энтузиазмом было подорвано более 200 ракет системы Ока и выведены из строя и утилизированы 102 пусковые установки и большинство ТЗМ, а с ними — практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах, в частности – Словакии и Болгарии – комплекс Ока оставался на вооружении до 2003 года, но затем порезали на металл и их. Сегодня несколько чудом уцелевших грозных машин Ока сохранились только в военных музеях.
Демонтаж стрелы пусковой установки 9П71. ГДР, 1990 год (фото R. Patzold) Машина БАЗ-6944 в процессе утилизации в Болгарии. 2002 год (из архива А. Андреева) Демилитаризованная ТЗМ 9Т230 на аукционе военной техники в Москве (фото автора)Незадолго до этих событий в Брянске подготовили к производству 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для фронтового ОТРК Ока-М. По общей концепции машина не отличалась от БАЗ-6944, но относилась уже к первой серии третьего поколения Основа-1 и потому вновь обрела двухмоторную компоновку с дизелями КамАЗ-740 мощностью по 210 л. с. и двумя трансмиссиями с уже известной цепочкой бортовых передач на колеса и водометы. Нововведением на ней была вспомогательная несущая рама из Z-образных профилей.
Двухмоторное шасси БАЗ-69441 для комплекса Ока-М. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)Прототип появился в 1987-м, потом, успев пройти государственные испытания, поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный комплексу Ока, заставил заморозить все дальнейшие разработки и по теме Ока-М. Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате вместо постановки на производство и вооружение, перспективное шасси БАЗ-69441 вмиг превратилось в железный хлам, стоивший стране гигантских денег. В то же время была спроектирована новая ракетная система Ока-У, для транспортировки которой в Брянске разработали оригинальное сухопутное шасси БАЗ-69481, сходное с амфибией БАЗ-6944. Но это уже тема нашей следующей статьи.
Опрос
Вам жалко «Оку»?
Всего голосов:
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 Ока
В состав комплекса входят:
- ракета 9М714;
- пусковая установка (ПУ) 9П71 (фото1, фото2, фото3, фото4, фото5)
- транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 ;
- транспортная машина 9Т240 ;
- контрольно-проверочная машина 9В69;
- вспомогательное оборудование.
9М714 — твердотопливная одноступенчатая ракета с отделяемой боевой частью. Корпус ракеты изготовлен из армированного углепластика с термозащитным покрытием. Боевые части — различного типа (ракета 9М714 могла оснащаться в т.ч. и ядерной боеголовкой мощностью в 10-50 килотонн). Ракета с обычной БЧ имела индекс 9М714К, с ядерной 9М714В. Стыковка ракетной части с головной частью была выполнена на специальных защелках с фиксаторами, которые при отделении головной части перешибались пиропатронами. Смена головных частей производилась на стартовой позиции за 15 минут. Ракета 9М714 оснащена турбо-генераторным источником питания.
Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Командно-гироскопический прибор представляет собой гиростабилизированную платформу, где в качестве датчиков угла используются ДУСУ — датчики угловых скоростей и ускорений, а в качестве датчиков боковой скорости, а так же для начального горизонтирования платформы используются НИС — нуль-индикаторы скорости. В нижней части платформы расположена призма, при помощи которой осуществляется точное прицеливание ракеты. Смысл процесса прицеливания заключается в совмещении плоскости полёта ракеты, которая является плоскостью прицеливания, с направлением на цель. Прицеливание «Оки» происходит в горизонтальном положении ракеты и представляет собой разворот гиростабилизированной платформы командно-гироскопического прибора на рассчитанный угол. До старта система управления ракеты сопряжена с навигационным комплексом ПУ. Прицеливание осуществляется в два этапа. На первом этапе серводвигателем производится разворот платформы на угол, представляющий собой разницу между дирекционным углом направления заезда пусковой установки (совпадает с осью ракеты) и дирекционным углом в направлении цели. На втором этапе осуществляется точный доворот платформы относительно ближайшей грани призмы командно-гироскопического прибора. После старта ракета отрабатывает введённый угол, разворачиваясь в полёте в направлении цели. Сектор стрельбы для «Оки» составляет 180°, то есть ракета может развернуться после старта в направлении цели на угол до 90° влево или вправо.
На начальнoм учаcтке тpаектopии ракета 9М714 pазвивала cкopocть в 4 pаза пpевышающую cкopocть звука. Управление на начальном участке траектории осуществлялось поворотом сопел двигателя и решетчатыми аэродинамическими рулями в хвостовой части ракеты. Выcoта баллиcтичеcкoй тpаектopии в наивыcшей тoчке дocтигала 120 км. Cиcтема управления пoзвoляла упpавлять пoлетoм pакеты на вcем егo пpoтяжении, отделение головной части происходило на нисходящем участке траектории в плотных слоях атмосферы. На нисходящем участке траектории скорость полета ракеты достигала 10М, при этом головная часть после отделения падает на цель практически вертикально. Высокая траектория, большая скорость полета и наличие комплекса средств преодоления ПРО делало задачу перехвата ракеты 9М714 практически невыполнимой.
Комплекс «Ока-У» мог использоваться в составе разведывательно-ударного комплекса, в этом случае целеуказание на пусковую установку поступает непосредственно с источника разведывательной информации (например, самолета дальней радиолокационной разведки), что позволяет производить оперативное перенацеливание ракеты.
Наpяду c вышеперечисленным отличительными особенностями «Оки» являлись: малoе вpемя подготовки к пуску, автoнoмнocть бoевыx cpедcтв, выcoкая cтепень автoматизации пpедпуcкoвoй пoдгoтoвки, дocтатoчнo выcoкая эффективнocть пpименения неядеpнoгo бoевoгo ocнащения.
ПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 однотипны, выполнены на самоходном шасси БАЗ-6944. В передней части корпуса БАЗ-6944 расположена кабина управления, за ней — моторный отсек, остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. В моторном отсеке установлен V-образный дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. Крутящий момент от двигателя к колесам передается посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой гидромеханической передачи, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. В схему трансмиссии включен также дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек каждого борта. Машина имеет восемь ведущих колес с широкопрофильными шинами переменного давления. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и второй пар — управляемые. Автомобиль способен преодолевать водные преграды. Движение машины на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей.
Все стартовое оборудование находилось внутри боевых машин. Средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование обслуживалось расчетом из 3-х человек. Система навигации и топопривязки в кабине выведена на планшет, где местоположение пусковой установки указывается пересечением двух линий, а координаты высвечиваются на табло. Готовность к пуску с марша составляла менее 5 минут. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществляется за 20 секунд. Работа бортовой аппаратуры и гидравлики пусковой установки была возможна как от маршевого двигателя, так и от отдельного дизельного агрегата питания, расположенного над третьей осью, который через муфту был соединен с гидронасосом. При неработающем двигателе или в аварийной ситуации для открывания верхних створок ракетного отсека и подъема направляющей без ракеты можно было воспользоваться ручным гидравлическим насосом.
Перевозка ракеты осуществлялась с помощью транспортной машины 9Т240 в специальном контейнере 9Я249 отдельно от боевой части. Для перевозки боевой части использовался контейнер 9Я251.
Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий, враждующие стороны стремятся максимально ограничить противостояние на переднем крае. Борьба ведется во вторых эшелонах. Такая стратегия позволяет сохранить живую силу и в подходящий момент нанести противнику решающий удар. Это возможно благодаря применению авиации. Однако использование боевых самолетов ограничивают погодные факторы. Поэтому одним из самых эффективных средств поражения считается ракетный комплекс.
В течение нескольких десятилетий подобные орудия состоят на вооружении развитых государств. В Советском Союзе долгое время защиту от вероятного противника обеспечивала ракета «Ока». Описание, предназначение и технические характеристики данного комплекса представлены в статье.
Знакомство
Ракета «Ока», или ОТР-23 (ГРАУ 9К714), является советским оперативно-тактическим комплексом армейского звена. В НАТО он значится как SS-23 Spider. Разработан Коломенским конструкторским бюро под руководством С.П. Непобедимого.
О требованиях к ОТР
Из-за сложившейся в 70-е годы общественно-политической ситуации в первых разработках тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов использовалось исключительно ядерное боевое оснащение. Ракеты, такие ТРК и ОТРК, отличались низкой точностью попадания. Кроме того, они, как утверждают специалисты, теоретически не всегда могли успешно преодолевать средства противоракетной обороны противника. Измененная вскоре военно-политическая ситуация стала толчком к использованию в ТРК и ОТРК обычного (неядерного) оснащения. Специалистами были сформулированы основные требования, которые следовало учитывать в производстве комплексов. В соответствии с данными требованиями, боевые машины должны быть:
- Автономными, мобильными, маневренными и обладать высокой проходимостью.
- Способными обеспечивать скрытую подготовку с дальнейшим нанесением ракетных ударов.
- Приспособленными к использованию на инженерно и топогеодезически неисследованных стартовых позициях.
- Надежными и удобными в эксплуатации.
- Независящими от температурного режима.
Кроме того, ОТРК должны обладать высокой вероятностью преодоления средств, противоракетной обороны противника. В них желательно максимально автоматизировать процессы подготовки и запуска ракеты, а также уменьшить время на развертывание самоходных пусковых установок и подготовку к запуску ракеты.
История создания
Советская ракета «Ока» разрабатывалась с 1973 года. ОТР-23 планировали заменить ракетный комплекс 9К72. В Московском институте теплотехники с 1972-го велись конструкторские работы по оперативно-тактической ракете «Уран». По завершению эскизный проект был передан в Конструкторское бюро машиностроения в городе Коломне. Министром оборонной промышленности С.А. Зверевым в марте 1973 года было подписано постановление №169-57 о начале работ по новому оперативно-тактическому ракетному комплексу СССР. Ракета «Ока» создавалась на базе ОТР «Уран».
Обустройство полигона
С 1975-го велись подготовительные работы к летным испытаниям ракеты «Ока», местом для которых стал полигон Капустин Яр, а именно площадка № 231. Перед тестированием подготовили стартовую позицию, отремонтировали монтажно-испытательный корпус, оснастив его 15-метровым навесом. Сверху на него постелили маскирующее покрытие «Ворс», задача которого – обеспечивать защиту от вражеских средств космической разведки. Полигон был полностью готов в 1977 году.
Об испытании
1977-й стал годом первых летных испытаний ракеты СССР «Ока». Порядок проведения тестирования, задачи и обязанности членов комиссии были согласованы на совещании, которое проходило в сентябре в КБ Машиностроения. Всего планировалось запустить 31 ракету «Ока». Тестирование государственного уровня производилось в период с 1978-го по 1979-й. Были испытаны такие характеристики ракеты «Ока», как воздействие на комплекс электромагнитных излучений и особенности работы ОТР в жарком и холодном климатах. Первый запуск был произведен в октябре 1977 года. Ракета «Ока» совершила небольшой перелет. По мнению специалистов, старт комплексом был выполнен нормально, а перелет на 8 тыс. метров произошел по причине сбоя бортового процессора.
О предназначении
Советская ракета «Ока» способна эффективно уничтожать малоразмерные и площадные цели противника: ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойную артиллерию, вражескую авиацию, расположенную на аэродромах, командные пункты, важные узлы связи, базы и арсеналы. Кроме того, как утверждают специалисты, при помощи комплекса ОТР-23 можно уничтожать важнейшие объекты промышленной инфраструктуры противника.
О составе комплекса
ОТР-23 представлял собой систему из следующих компонентов:
- Твердотопливной ракеты 9К714.
- Систем, отвечающих за наведение ракеты на цель и управление во время ее полета.
- Самоходной пусковой установки.
- Шасси.
- Транспортно-заряжающей машины.
- Учебных средств.
- Машины техобслуживания.
О системе наведения и управления
Коррекцию траектории боевой ракеты «Ока» на активном участке полета осуществляла система 9Б81. Управление производили специальные поворотные двигательные сопла и решетчатые аэродинамические рули. Управляющее оборудование было представлено следующими составными:
- Командно-гироскопическим прибором (КГП) 9Б86. Для ОТР-23 предусмотрена гиростабилизированная платформа, на которой размещены датчики скоростей и ускорений.
- Цифровым вычислительным устройством 9Б84.
- Аналоговым вычислителем 9Б83.
- Блоком автоматики.
- Блоком 9Б813, осуществляющим регулировку электропитания.
- Оптико-электронной системой 9Ш133, отвечающей за прицеливание. Аналогичной системой оборудована также ОТР «Точка».
Как работала система 9Б81?
Наведение ракеты осуществлялось, когда она находилась в вертикальном положении в пусковой установке. Для этого в сторону цели нужно было повернуть гиростабилизированную платформу. Стартовав, ракета начинала движение к заданному объекту под предусмотренным для нее углом. Даже после того, как она преодолевала активный участок, управленческая система не прекращала своей работы. Повышение точности ракеты обеспечивались аэродинамическими рулями, которые начинали функционировать в плотных атмосферных слоях.
Преодоление противодействия средств ПРО противника было возможно путем применения следующих техник:
- Маневрирования сразу после запуска ракеты.
- Установления высокой траектории полета.
- Придания ракете большой скорости.
- Оснащения головной части специальным термозащитным покрытием.
- Запуска несколько активных и пассивных помех после отсоединения боевой части (БЧ). Их задача – имитировать боевые части орудия.
Как утверждают специалисты, теоретически наведение противоракетных средств обороны противника было бы затруднено, если бы ракета заправлялась топливом со специальными присадками. Однако реализовать данную версию на практике не представилось возможным.
О СПУ и шасси
Комплекс оснащен самоходной пусковой установкой (СПУ) 9П71. Изготовителем опытных образцов стал завод «Баррикады». Серийное производство осуществлялось в Казахстане работниками Петропавловского завода тяжелого машиностроения им. Ленина. Самоходную пусковую установку с двумя ракетами установили на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ 9Т230) с шасси БАЗ-6944. Местом управленческой кабины стала передняя часть шасси. БАЗ состояла из моторного отсека и грузового отделения. Для восьмиколесного шасси предусмотрена независимая торсионная подвеска и широкопрофильные шины с переменным давлением. Повороты выполняли первые две пары колес. Кроме того, на машине имелись два водометных движителя, при помощи которых, БАЗ преодолевала водные преграды. Располагались ракеты на СПУ открыто, без использования транспортно-пусковых контейнеров. Местом для расположения стартового и испытательно-пускового оборудования, средств связи и систем, обеспечивающих прицеливание, стала внутренняя часть СПУ.
О транспортной машине
Транспортировались ракеты в специальных контейнерах 9Я249. Для этой цели использовались транспортные машины 9Т240. Для перевозки боевых частей ракет предназначались отдельные контейнеры 9Я251.
О 9К714
Комплекс оснащался твердотопливной ракетой 9К714, для которой была характерна одноступенчатая схема исполнения. Кроме того, ракета «Ока» (фото представлено в статье) имела отделяемую головную часть. В производстве ракетных блоков использовался армированный углепластик.
Сверху на поверхность наносили специальный теплозащитный слой. Компоновка ракеты представлена следующими отсеками:
- Двигательным. В нем были расположены сопловый блок и аэродинамические рули.
- Приборным.
- Переходным. Представлял собой конусообразное изделие, соединяющее ракетный блок и БЧ. Масса переходника составляла 80 кг.
Кроме того, в комплексе имелась отделяемая боевая часть. Процедура отделения БЧ происходила путем отстрела пироболтов, после чего в ракетном блоке включался тормозной двигатель.
Местом тормозной двигательной установки являлась хвостовая часть блока. Данную установку испытывали в течение 1978-1983 гг. В 9К714 использовали инерциальную управленческую систему. Перед запуском на замену головной части уходило не более 15 минут. На активном участке полета 9К714 способна была развить скорость 4М. Серийное производство твердотопливных ракет было осуществлено Воткинским машиностроительным заводом.
О боевом оснащении
9К714 была представлена следующими вариантами:
- 9К714Б. Содержала ядерную головную часть АА-75. Показатель ее максимальной дальности действия составлял 500 тыс. метров.
- 9М714Ф. Для ракеты был предусмотрен осколочно-фугасный тип головной части. Масса ГЧ не превышала 450 кг. Максимальная дальность действия ракеты не более 450 тыс. метров.
- 9М714К. Для ракет были предусмотрены кассетные головные части. Весили ГЧ в пределах 715 кг. В них содержались суббоеприпасы по 95 единиц, весом по 4 кг. По достижении твердотопливной ракетой 3-км высоты происходило вскрытие ее головной части. Поражались площади до 100 тыс. м.кв.
Кроме вышеперечисленных вариантов, головные части ракет 9К714 могли также содержать химические отравляющие вещества.
Об основных тактико-технических характеристиках ракеты «Ока»
- ОТР-23 является оперативно-тактическим ракетным комплексом, состоящим на вооружении армии РФ в 80-е годы прошлого века.
- Был рассчитан на минимальную дальность стрельбы 15 тыс. м.
- Показатель максимальной дальности полета ракеты составлял 120 тыс. м.
- Отличался высокоточной стрельбой.
- Показатель стартовой массы комплекса составлял 2010 кг.
- Подготовка к запуску ракеты занимала не более 2 мин.
- Вес ПУ с 9К714 — 181 145 кг.
- Пусковая установка по ровной поверхности двигалась со скоростью 60 км/ч, вплавь – 8 км/ч.
- Полностью загруженная боевая машина обладала топливным запасом хода на 650 км.
- Технически БМ была рассчитана на преодоление не менее 15 тыс. м.
- Экипаж состоял из трех человек.
- Твердотопливная ракета исправно функционировала в температурном диапазоне от -40 до +50 градусов.
- Эксплуатационный срок 9К714 составлял не более 10 лет.
- Масса боевой части ракеты — 482 кг.
- Вес ракеты без БЧ – 3990 кг.
Годы службы
ОТР-23 был принят на вооружение в 1980 году. Серийное производство оперативно-тактических ракетных комплексов осуществлялось в течение 1979-1987 гг. В 1987-м, после советско-американской встречи в Вашингтоне, состоявшейся в декабре, руководством СССР было принято решение о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Поскольку комплекс «Ока» обладал дальностью до 400 тыс. метров, он, по мнению специалистов, не должен был попасть в этот список. Тем не менее, несмотря на соответствие общепринятым критериям, ОТР-23 стал одним из сокращаемых комплексов.
Наши дни
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, предприятиями, обеспечивающими нужды оборонно-промышленного комплекса России, используются конструкторские наработки ракеты «Ока». «Искандер», сменивший советский ОТР-2, по мнению российских и американских экспертов, сегодня считается самым перспективным. Ввиду высокой точности и дальности полета ракет, данный комплекс является эффективным военно-политическим инструментом, используемым при расстановке сил и предотвращении начала любого конфликта.
В самом деле, опасения натовцев имели под собой основания: «Смонтированный на плавающем высокомобильном шасси БАЗ-6944 с мощным 400-сильным двигателем «Паук» мог наносить неожиданные высокоточные удары, в том числе с применением ядерных и химических боевых частей. Теперь уже точно известно, что разрекламированный «Пэтриот» был бессилен против советского супероружия», пишет автор материала Даниил Родионов.
Поэтому, не удивительно, что американцы стали упрашивать руководство СССР эти комплексы уничтожить. «Хотя SS-23 не подпадали под договор об ограничении ракет средней и малой дальности (ни разу не испытывались на дальностях более 400 км), руководствуясь «новым мышлением», было решено уничтожить 102 пусковые установки и более 200 ракет к ним. Боеспособности армии был нанесен колоссальный урон», – говорится в статье.
Впоследствии оказалось, по недомыслию или злому умыслу, про секретные ракетные комплексы, находившиеся на вооружении стран Варшавского договора, «забыли». Одна только ГДР стала хозяйкой 18 установок (уничтожены в 1990 г.). Такое же количество было у Болгарии. Примерно 10 машин осталось в Словакии и еще 4 – в Румынии.
Позднее руководство этих стран все советские военные секреты, к которым оно имело доступ, передало командованию НАТО. Так, «Пауки» оказались на американских полигонах, где отрабатывались противоракетные системы.
Известно также, что США скупали в бывших социалистических странах Европы, в том числе на Украине старые ракетные комплексы «Эльбрус», «Луну» и более новые «Точки».
«Судя по всему, характеристики SS-23 серьезно напугали натовцев, раз они в начале XXI века потребовали у Словакии полного уничтожения всех имевшихся в ее распоряжении комплексов. Успокоился по этому поводу блок лишь, когда была взорвана последняя ракета», – заключает автор.
Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.)
Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3 – 7,5 м и стартовой массой 4,4 – 4,6 т с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300 – 400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м, причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.
Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 с до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм, что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе «Баррикады», а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.
Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». 1983 год
Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса «Ока» на шасси БАЗ-6944. 1986 год
По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М. С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и «подмахнуть» Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 – 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.
Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы «Ока», началась разработка фронтового ОТРК «Ока-М» для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант «Ока-У» на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С. Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю. И. Мосина. По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения «Основа-1» и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем. Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения «Роса-2».
Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса «Ока-М». 1987 год
Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву – 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива – 60 л на 100 км, эксплуатационный – до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.
Прототип шасси БАЗ-69441 появился в 1987 году, на следующий год успел пройти цикл государственных испытаний и в 1989-м официально поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный в далекой Америке комплексу «Ока», заставил заморозить все дальнейшие разработки и по системе «Ока-М». Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате, вместо постановки на производство, перспективное шасси 69441 в один миг превратилось в опытный образец, и все работы по нему пришлось прекратить.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ОТРК «Искандер» (9К720) | ОТРК «Ока» (9К714) | ||
Тип | Оперативно-тактический ракетный комплекс | Оперативно-тактический ракетный комплекс | |
Статус | Эксплуатируется | Снят с вооружения | |
Принят на вооружение | 2006 | 1980 | |
Эксплуатация | С 2006 по н.вр | 1980-1987 (в СССР) | |
Произведено (пусковых установок/транспортно-заряжающих машин/ракет) | ~24/н.д./н.д. | 106/88/208 | Во время разваливающейся экономики СССР за 7 лет было произведено в 4 раза больше ПУ, чем за 5 лет развитой экономики России. |
Состав комплекса | |||
Самоходная пусковая установка | (9П78, 9П78Э) — предназначена для хранения, транспортировки, подготовки и запуска по цели двух ракет 9М723К1 (в экспортном варианте 1 ракета). СПУ может реализовываться на базе специального колёсного шасси МЗКТ-7930 производства Минского завода колесных тягачей (Белоруссия) . Полная масса 42 т, полезная нагрузка 19 т, скорость передвижения по шоссе/грунтовой дороге 70/40 км/ч, запас хода по топливу 1000 км. Расчёт 3 человека. | 9П71 выполнена на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, с V-образным двигателем УТД25 мощностью 400 л. с. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе. Для преодолевания водных преграды машина оснащалась двумя водометными движителями.Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Все стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трех человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска. | |
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) | 9Т250 (9Т250Э) — предназначена для транспортировки дополнительных двух ракет. Реализована на шасси МЗКТ-7930, оснащена погрузочным краном. Полная боевая масса 40 т. Расчёт 2 человека. | 9Т230 выполнялась на самоходном шасси БАЗ-6944. На ТЗМ осуществлялась перевозка двух ракет. | |
Командно-штабная машина (КШМ) | 9С552 — предназначена для управления всем комплексом «Искандер». Реализована на колёсном шасси КАМАЗ-43101. Радиостанция Р-168-100КАЕ «Акведук». Расчёт 4 человека. | Отсутствует, функции выполнялись в СПУ | |
Машина регламента и технического обслуживания (МРТО) | предназначена для проверки бортовой аппаратуры ракет и приборов, для проведения текущего ремонта. Реализована на колёсном шасси КамАЗа. Масса 13,5 тонн, время развёртывания не превышает 20 минут, время автоматизированного цикла регламентной проверки бортовой аппаратуры ракеты — 18 минут, расчёт 2 человека. | Отсутствует, проверка ракеты проводилась на СПУ. | |
Пункт подготовки информации (ППИ) | 9С920, КАМАЗ-43101) — предназначена для определения координаты цели и подготовки полетных заданий для ракет с последующей их передачей на СПУ. ППИ интегрирован со средствами разведки и может получать задания и назначенные цели из всех необходимых источников, в том числе со спутника, самолета или беспилотника. Расчет 2 человека. | Отсутствует, все проводилось в СПУ | |
Машина жизнеобеспечения (МЖО) | предназначена для размещения, отдыха и приёма пищи боевых расчётов. Реализована на колёсном шасси КамАЗ 43118. Машина имеет в своем составе: отсек отдыха и отсек бытового обеспечения. Отсек отдыха имеет 6 спальных мест вагонного типа с откидными верхними лежаками, 2 рундука, встроенные шкафчики, открывающееся окно. Отсек бытового обеспечения имеет 2 рундука с сидениями, складной подъемный стол, систему водоснабжения с баком на 300 литров, бачок для подогрева воды, насос для перекачки воды, систему слива, мойку, сушилку для одежды и обуви. | Отсутствовует | Как говорил один из командиров 22 ОРБр (ОТРК «Эльбрус»)полковник Давыдов И.В.: «Если наша бригада сделает хотя бы один пуск, то мы все получим звание Героя Советского Союза…Посмертно!» |
Транспортная машина | 9Т240, на которой осуществлялась перевозка ракет отдельно от боевой части в специальном контейнере 9Я249. Боевые части перевозились отдельно в в контейнере 9Я251. | Почему-то в наше время о доп. Запасе ракет и ГЧ не задумались… | |
Ракета 9M714К/9М714Б | |||
Стартовая масса ракеты (кг) | 3800 | 4630 / 4400 | |
Масса боевой части(кг) | 480 | 715 / 375 | |
Длина (м) | 7.2 | 7,516 / 7,315 | |
Дальность стрельбы, км | 50-500 (280 Искандер-Э) | 50-400 | |
Круговое вероятное отклонение (м) | 1-30 | 35 | |
Ракета комплекса 9М723К1 имеет одну ступень с твердотопливным двигателем. Траектория движения квазибаллистическая, ракета управляется на протяжении всего полёта при помощи аэродинамических и газодинамических рулей. Изготовлена с применением технологий понижения радиолокационной заметности (аналог технологии малой заметности стран НАТО «Стелс»): малая поверхность рассеивания, специальные покрытия, малый размер выступающих частей. Бо́льшая часть полета проходит на высоте около 50 км. Ракета ведет интенсивное маневрирование с перегрузками порядка 20-30 единиц на начальном и конечном участках полёта. Система наведения смешанная: инерциальная на начальном и среднем участке полёта и оптическая (с использованием ГСН разработки ЦНИИ автоматики и гидравлики, ЦНИИАГ) на конечном участке полёта, чем достигается высокая точность. Возможно использование GPS/GLONASS в дополнение к инерциальной системе наведения. | Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. В ракете использовалась инерциальная система управления. Для повышения точности попадания на комплексе «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения. Ракета оснащалась как обычными головными частями, так и ядерной, мощностью 10-50 кт. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Управление осуществлялось с помощью хвостовых решетчатых аэродинамических рулей. Высота наивысшей точки баллистической траектории — 120 км. Ракета оснащалась комплексом преодоления ПРО (КСП ПРО), созданным в ГосЦНИРТИ под руководством И. Куприянова. Использование КСП ПРО уменьшало вероятность перехвата зенитными ракетными комплексами. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей (благодаря КВО 30 метров). |
ОТР-23 (Ока́) | |
---|---|
индекс ГРАУ 9K714, по ификации НАТО SS-23 Spider | |
Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга | |
Тип | оперативно-тактический ракетный комплекс |
Статус | снят с вооружения |
Разработчик | Головной: КБМ СПУ, ТЗМ, ТМ и НТО: ЦКБ «Титан» |
Главный конструктор | Непобедимый, Сергей Павлович |
Годы разработки | С 1973 года[1] |
Начало испытаний | 1976 год (ГИ: 1977—1979 гг[1].) |
Принятие на вооружение | 1980 год |
Производитель | Ракеты: Воткинский машиностроительный завод |
Годы производства | 1979-1987[1][2] гг. |
Единиц произведено | 106 СПУ, 88 ТЗМ[1] и 208 ракет (По данным Steven J. Zaloga — 239 ракет) |
Годы эксплуатации | 1983-2003 гг. |
Основные эксплуатанты | ВС СССР |
Другие эксплуатанты | |
Модификации | Ока-У |
↓Все технические характеристики | |
Медиафайлы на Викискладе |
Это отслеживание глаз
- Дом
- Контакты
- Поиск
Около
- Это отслеживание глаз
- Бизнес-единицы и сферы использования
- Управление Группой
- Совет директоров
Корпоративное управление
- Структура корпоративного управления
- Общие собрания
- Комитет по назначениям
- Работа Совета
- Комитеты Совета
- Вознаграждение
- Аудитор
- Устав
- Устойчивость
- Награды и заслуги
- История Тобии
- Разнообразие
инвесторы
- Финансовый обзор
Поделиться
- Поделиться График
- Уставной капитал
- Акционеры
- Дивидендная политика
- Аналитическое покрытие
- Финансовые отчеты
- Финансовые презентации
- Пресс-релизы
- Календарь
- ИК контакт
- Бонд
Карьера
- Job Hub
- Студенты и выпускники
- Наши ценности
Новости и СМИ
- Пресс-релизы
- Галерея изображений
- Новости
контакты
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Что говорят эксперты
| ||||||||||||
Скриншоты
| ||||||||||||
Типичные сценарии и использование
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Copyright 2016-2020 Security Eye Software. |