Снятие и установка ЗМЗ-406 ГАЗ-3110
Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или на подъемник
Работу по снятию двигателя производить в следующем порядке:
- — открыть капот и снять его, отвернув четыре болта его крепления к петлям;
- — слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, отвернув пробку на радиаторе и открыв краники на блоке цилиндров и отопителе. Снять пробку расширительного бачка;
- — слить масло из картера двигателя и из коробки передач, отвернув пробки сливных отверстий. После слива масла пробки поставить на место и туго затянуть;
- — снять аккумуляторную батарею;
- — зацепить двигатель за грузовые проушины и натянуть цепь тали.
Отсоединить топливопроводы подачи и слива топлива
Снять аккумуляторную батарею.
Снять капот.
Отвернуть шесть болтов 1 и снять передний брызговик 2 двигателя.
Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
Слить масло из картера двигателя.
Слить масло из коробки передач.
Снять радиатор системы охлаждения с электровентилятором и кожухом вентилятора.
Снять катушки зажигания.
Отсоединить штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов
Отвернуть винты и отсоединить провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.
Отсоединить штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 5, указателя температуры охлаждающей жидкости 4, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 3.
Ослабить затяжку хомута и снять со штуцера 6 термостата шланг к расширительному бачку.
Ослабить затяжку хомута 1 и снять со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов.
Отсоединить штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки.
Отвернуть гайку 1 и снять «массовый» провод голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера.
Отвернуть гайку 4 и вытащить трос 3 акселератора из сектора привода воздушной дроссельной заслонки.
Отсоединить от жгута проводов штекерную колодку 2, расположенную между впускными трубами двигателя, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, установленного около зубчатого венца шкива коленвала.
Сдвинуть сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отвернуть гайку 1 крепления наконечника троса и вытащить наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад.
Затем вынуть трос акселератора из кронштейна вверх.
Отогнуть держатель троса акселератора и вынуть из него трос.
Отвести трос акселератора в сторону от двигателя.
Отсоединить провода от генератора. Нужно отметить штекера, чтобы не перепутать.
Отсоединить штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода.
Отвернуть гайку 2 и снять «массовые» провода со шпильки на заднем конце ресивера
Отсоединить штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха. Ослабить затяжку хомута 2 и снять шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя.
Отсоединить провода от стартера.
Вывернуть гайку и отсоединить от крана шланг подачи масла к масляному радиатору.
Ослабить затяжку хомута и снять шланг слива жидкости из отопителя со штуцера радиатора отопителя.
Отвернуть гайку 1, снять датчик детонации 2 и отвести его вместе с проводом в сторону от двигателя.
Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.
Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.
Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.
Зацепить двигатель талью за проушины на выпускном коллекторе и кронштейне генератора.
Отвернуть гайку и отсоединить от штуцера на картере шланг слива масла из масляного радиатора.
Снять систему выпуска отработавших газов.
Снять коробку передач.
Снять картер сцепления.
Отвернуть по два болта с каждой стороны крепления усилителя картера сцепления к блоку цилиндров.
Затем приподнять заднюю часть двигателя и снять усилитель, выведя его из-за средней тяги рулевой трапеции
Отвернуть с каждой стороны болт крепления кронштейна подвески двигателя к подушке.
Проверить, все ли шланги и электропроводка отсоединены от двигателя.
Осторожно вынуть двигатель вверх.
Устанавливают двигатель в обратном порядке.
При установке двигателя на подушки следить за тем, чтобы установочные штифты на подушках вошли в отверстия на кронштейнах двигателя, при этом должны совместиться отверстия под болты на кронштейнах и подушках.
Работы, проводимые снизу автомобиля:
- — снять карданный вал в сборе;
- — установить пробку-заглушку в отверстие удлинителя коробки передач;
- — отвернуть гайки крепления задней опоры двигателя к поперечине;
- — отсоединить поперечину от рамы автомобиля и снять поперечину;
- — отсоединить вал спидометра от коробки передач;
- — отсоединить кронштейн крепления приемных труб системы выпуска отработавших газов от коробки передач;
- — отсоединить приемные трубы от выпускного коллектора двигателя;
- — отсоединить провода от выключателя света заднего хода на коробке передач;
- — отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра привода выключения сцепления и отсоединить цилиндр от картера сцепления.
Работы, проводимые с левой стороны автомобиля:
- — отсоединить от распределителя зажигания провода высокого и низкого напряжения, идущие к катушке зажигания, провода от стартера, от датчиков давления и аварийного давления масла на масляном фильтре, от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости на корпусе термостата и датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости в крышке головки цилиндров;
- — отсоединить шланг топливопровода от топливного насоса; — отвернуть болт крепления левой подушки к кронштейну на двигателе.
Работы, проводимые с правой стороны автомобиля:
- — отсоединить провода от генератора;
- — отсоединить шланги забора теплого и холодного воздуха от воздушного фильтра, патрубков забора воздуха, термозащитного экрана выпускной трубы и снять их;
- — отсоединить шланг вентиляции картера от воздушного фильтра, крышки коромысел и снять его;
- — снять крышку и фильтрующий элемент воздушного фильтра;
- — отогнуть усы стопорных шайб и отвернуть гайки крепления корпуса воздушного фильтра, осторожно снять гайки и стопорные шайбы, исключив попадание их в двигатель;
- — снять корпус воздушного фильтра с фланцем и прокладками, закрыть карбюратор чистой салфеткой;
- — отсоединить провода от карбюратора;
- — отсоединить от карбюратора тросик привода дроссельных заслонок и тягу воздушной заслонки;
- — отсоединить от карбюратора шланг топливопровода перепуска топлива;
- — отсоединить шланги от электромагнитного клапана системы экономайзера принудительного холостого хода;
- — отсоединить два шланга отопителя от двигателя;
- — отсоединить краник слива охлаждающей жидкости;
- — отсоединить шланг вакуумного усилителя тормозов от впускной трубы;
- — отсоединить провод «массы»;
- — отвернуть болт крепления правой подушки к кронштейну на двигателе.
Работы, проводимые спереди:
- — снять решетку облицовки радиатора, ослабив болты крепления;
- — отсоединить трос замка капота;
- — отвернув болты, снять верхнюю панель облицовки радиатора;
- — отвернув болты, снять планку нижнего крепления облицовки радиатора;
- — отсоединить шланги от расширительного бачка к корпусу термостата и распределительному патрубку;
- — отсоединить шланги от радиатора и от двигателя, снять шланги;
- — отвернуть болты крепления радиатора и снять его.
Работы, проводимые внутри кузова:
- — поднять к рукоятке рычага переключения передач резиновый уплотнитель;
- — отвернуть колпак крепления рычага на горловине крышки коробки передач и вытащить рычаг вверх;
- — закрыть отверстие в горловине чистой салфеткой. Вынуть двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.
Установка двигателя на место производится в последовательности, обратной снятию.
Система охлаждения ЗМЗ-406: принцип работы
Схема системы охлаждения ЗМЗ-406
Она является закрытой, жидкостной и состоит из стандартных узлов и элементов, которые входят в систему охлаждения любого другого двигателя. Система включает в себя термостат, радиатор, патрубки, рубашку охлаждения, помпу и другие элементы.
Также есть и другие детали. Это сливной кран на блоке цилиндров, радиатор отопителя, кран отопителя и электромотор, узел подогрева дросселя, датчики температуры, вентилятор, клапаны термостата.
Особенности системы охлаждения ГАЗ-3110
Система охлаждения жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией жидкости.
Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100º С,
но при загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости (выше 105° С) двигатель должен быть остановлен и причина перегрева устранена.
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка и соединительных шлангов и трубок.
К системе охлаждения также подсоединен радиатор отопителя.
Давление в системе создает водяной насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала.
Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя.
Из рубашки жидкость поступает в термостат.
В зависимости от температуры жидкости дальше она проходит в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре), откуда, охладившись, поступает в водяной насос.
На автомобилях с двигателем ЗМЗ—4062 установлен злектрический вентилятор, закрепленный на кожухе вентилятора, который в свою очередь закреплен на радиаторе.
На автомобилях с двигателями ЗМЗ—402 или ЗМЗ—4021 вентилятор приводится в действием ремнем от коленчатого вала двигателя.
Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол—А40М.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть но метке MIN или выше её на 20 — 40 мм.
При необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
В случае частой доливки проверьте герметичность системы. При значительной утечке жидкости для восстановления уровня допускается в исключительных случаях использование воды. При этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура её замерзания. Поэтому при первой возможности следует заменить смесь свежей охлаждающей жидкостью.
Источник
Термостат
Он в системе охлаждения ЗМЗ-406 играет роль клапана, перенаправляющего охлаждающую жидкость с малого круга на большой. Двигатель рассчитан на работу при температурах от 87 до 103 градусов.
В процессе прогрева двигателя термостат закрыт, что дает возможность быстрее прогреть ДВС до его рабочей температуры. Когда охлаждающая жидкость нагреется до 60 градусов, термостат откроется и жидкость пойдет по большому кругу системы охлаждения через радиатор.
Многие водители автомобилей, оснащенных этими двигателями, считают, что термостат – это слабое звено в схеме системы охлаждения. Часто узел заклинивает и мотор подвергается перегреву либо не греется вовсе. Решением проблемы служит полная замена термостата.
Термостат распределяет потоки охлаждающей жидкости. Он имеет два клапана – байпасный и основной. Схема работы термостата следующая.
Когда мотор не прогрет, то основной клапан еще закрыт. Жидкость движется по малому кругу, который начинается в рубашке охлаждения и ГБЦ, а затем проходит мимо радиатора. При этом тосол будет возвращаться обратно к помпе.
Когда будет достигнута рабочая температура, откроется основной клапан, а байпасный закроется. Когда температура достигнет температуры 94°С, основной клапан откроется полностью. Жидкость будет двигаться по рубашке в блоке. Затем пойдет через основной клапан, а далее в радиатор. Это большой круг системы охлаждения ЗМЗ-406.
Охлаждение двигателя газель 405 инжектор
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров 6 и головки цилиндров 1, водяного насоса 5 с электромагнитной муфтой, термостата 2, сливной пробки 7, датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления 3.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала.
Насос подает жидкость в рубашку охлаждения 6 блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку 1 головки цилиндров и далее в корпус термостата 2.
Термостат 2 автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры.
Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар.
Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через отверстие на левой стороне блока цилиндров, закрытое пробкой 7.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80-90°С.
Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля.
Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры 3, размещенного в корпусе термостата.
В комбинации приборов автомобиля, с указателя температуры охлаждающей жидкости снимается информация о текущей температуре двигателя, и в случае превышения предельно-допустимого значения 105°C, производится зажигание лампы сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Цвет индикации сигнализатора — красный.
Термостат
Термостат — с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном ТС 107-05, ТР 2-01 или ТА 107-05.
Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор.
На холодном двигателе основной клапан 4 термостата закрыт, и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 2 термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре плюс 97±2 °C основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.
Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном 3. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения
При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.
Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.
Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.
Помпа
Насос заставляет охлаждающую жидкость двигаться, или же циркулировать, по системе. Находится помпа в блоке цилиндров, а в действие приводится посредством ремня. Крутящий момент забирается с коленчатого вала двигателя. Ресурс помпы для этих двигателей составляет около 100 тысяч километров. Но по причине некачественных запчастей ресурс может быть значительно меньше.
Помпа чаще всего неразборная, современная, поэтому при выходе насоса из строя следует менять узел в сборе.
Вентилятор и радиатор
Эти элементы в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 нужны, чтобы обеспечить надежное охлаждение самого мотора. Радиатор при движении автомобиля может охлаждаться от встречного потока воздуха. Но летом жарко и радиатору помогает вентилятор.
Радиатор на данных двигателях алюминиевый, 3-х рядный, чтобы обеспечить максимальное охлаждение тосола или антифриза. Вентилятор на нем включается посредством датчика температуры, который установлен в блоке цилиндров на карбюраторной версии, а на инжекторной имеется датчик в блоке и электронный блок, который также управляет вентилятором.
Датчики температуры – это одна из причин головной боли владельцев автомобилей с ЗМЗ-406.
Детали и запчасти: описание
Многие автолюбители знакомы с элементами охлаждающей системы моторов. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберём предназначение отдельных элементов системы охлаждения мотора ЗМЗ 406.
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 — 87 — 103 градуса Цельсия.
При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
А — термостат закрыт; В — термостат открыт
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установленный алюминиевый с 3-х рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров.
Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар.
Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.
Патрубки и рубашка охлаждения
Патрубки служат проводящим и соединяющим звеном между разными частями системы охлаждения. По причине изношенных патрубков тосол может уходить из системы и двигатель может перегреваться.
По рубашке охлаждения в блоке циркулирует антифриз, поглощающий тепло. Затем по ней жидкость выводится в радиатор. По причине пробоя рубашки охлаждения может случиться гидроудар. Это очень опасное явление для любого двигателя внутреннего сгорания.
Пробка расширительного бачка
Несмотря на то что пробка маленькая, роль ее в охлаждающей системе очень большая. Через нее выдавливается давление, а также кипящий тосол в случае перегрева двигателя. Внутри пробки установлен специальный клапан, за счет которого и стравливается лишнее давление.
В пробке имеется два клапана и каждый из них выполняет свою отдельную функцию. Так, выпускной клапан пробки нужен для работы с избыточным давлением, когда двигатель нагрет. Впускной откроется, если давление пониженное (то есть мотор остывает).
Принцип действия
Выше уже было рассмотрено, как устроена система охлаждения инжекторного ЗМЗ-406. Но познакомиться подробнее с принципом работы все-таки не будет лишним.
Камеры сгорания окружены рубашкой, по которой проходит тосол, антифриз или вода. Все эти жидкости отбирают тепло и переносят его к радиатору, откуда тепло передается в атмосферу. Жидкость в процессе работы постоянно циркулирует и тем самым поддерживает оптимальную температуру мотора. Тосол, антифриз и вода при работе образуют накипь, которая может серьезно мешать функционированию всей системы в целом.
Вода в принципе не может быть чистой – она включает соли, различные примеси и агрессивные вещества. Когда температура повышается, все это может выпадать в осадок и образуется накипь в системе охлаждения. Антифризы накипи не образуют, но в процессе эксплуатации разлагаются. Продукты разложения не лучшим образом виляют на механизмы.
Устройство системы охлаждения двигателя ЗМЗ-405
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров 6 и головки цилиндров 1, водяного насоса 5 с электромагнитной муфтой, термостата 2, сливной пробки 7, датчика температуры охлаждающей жидкости системы управления 3.
Рис.12 – Система охлаждения двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения 6 блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку 1 головки цилиндров и далее в корпус термостата 2.
Термостат 2 автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры.
Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар.
Слив охлаждающей жидкости из двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь осуществляется через отверстие на левой стороне блока цилиндров, закрытое пробкой 7.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80. 90 °С.
Контроль температурного режима осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов.
Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры 3, размещенного в корпусе термостата.
В комбинации приборов автомобиля, с указателя температуры охлаждающей жидкости снимается информация о текущей температуре двигателя, и в случае превышения ею предельно-допустимого значения 105 °С, производится зажигание лампы сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости. Цвет индикации сигнализатора – красный.
Водяной насос ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь – центробежного типа, с электромагнитной муфтой привода вентилятора, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров.
Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на валик подшипника 11.
Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглушкой.
Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение пар испаряется в атмосферу через отверстие 4.
В эксплуатации необходимо следить за чистотой отверстий 4 и 10, и, для предотвращения преждевременного выхода подшипника из строя, при проведении ТО-2 отверстия необходимо очищать от загрязнений.
Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 10 дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости замены водяного насоса.
Подшипник 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь фиксатором 3, который завернут до упора и закернен.
Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требует. На валик подшипника напрессована стальная, штампованная крыльчатка 8.
На переднем конце корпуса водяного насоса неподвижно на держателе установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной муфты. Ступица 1 крепления вентилятора установлена на валике подшипника водяного насоса на шариковом подшипнике.
При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой скоростью.
При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодолевая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяного насоса.
Когда напряжение с электромагнита муфты снимается, пластинчатые пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив. Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъёма 5.
Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93 ± 2 °С, выключение – при снижении ниже плюс 91 ± 2 °С.
Основные параметры электромагнитной муфты насоса ЗМЗ-405
— Напряжение питания – 10,8…15 В. — Потребляемая электрическая мощность – не более 50 Вт. — Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 В – не менее 20 Нм (2 кг/см). — Минимальное напряжение срабатывания – 10 В. — Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении – не менее 11 Нм (1,1 кгс/м). — Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2…0,5 мм.
Водяной насос ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь с электромагнитной муфтой является неремонтируемым изделием. При выходе из строя водяного насоса или электромагнитной муфты следует заменить весь узел в сборе.
Рис.13 – Водяной насос ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь с электромагнитной муфтой
Возможности для тюнинга
Различные заводские недоработки ведут к модернизации системы охлаждения ЗМЗ-406 владельцами и водителями. Существуют различные возможности для улучшения системы. Такой тюнинг сделает жизнь гораздо легче.
Так, можно принудительно включать вентилятор радиатора с индикацией. Напряжение подается на электромотор. Здесь же можно менять разъемы подключения колодки вентилятора. Также многие ставят электропомпу, которая прокачивает тосол через печку. Можно сделать так, чтобы электропомпа включалась вместе с вентилятором.
С помощью данных доработок можно получить максимальную температуру двигателя в 97 градусов. Если включать вентилятор вручную, особенно в пробках, то имеется большой запас теплоемкости. Система охлаждения ЗМЗ-406 будет работать исправно, и мотор не перегреется.
Некоторые владельцы считают электровентлиятор ненадежным и уходят от этого решения. Например, можно установить принудительное охлаждение, приводимое в действие от помпы. Надежность выше, чем у электрического аналога. Систему такую применяли за ЗМЗ-402 и на «Газелях». Если нужно модернизировать инжекторную «Газель», то просто устанавливают вентилятор системы охлаждения на карбюраторный ЗМЗ-406. Но понадобится также и помпа.
Модель двигателя 4062 ГАЗ-3110
Двигатель рядный четырехцилиндровый, оснащен интегрированной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием (КМСУД)
Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Между цилиндрами имеются каналы для охлаждающей жидкости.
Цилиндры изготавливаются без вставных гильз.
В нижней части блока находятся пять коренных подшипников коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя болтами.
Крышки подшипников расточены вместе с блоком, поэтому их нельзя менять местами. На всех крышках, кроме крышки третьего подшипника, выбиты их порядковые номера.
Крышка третьего подшипника вместе с блоком обработана по торцам под установку полушайб упорного подшипника.
Крышка цепи и сальник с уплотнениями коленчатого вала крепятся к концам блока болтами.
Масляный поддон крепится к нижней части блока. Сверху на блоке находится головка блока цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава.
Имеет впускной и выпускной клапаны. Каждый цилиндр имеет четыре клапана, два впускных и два выпускных.
Впускные клапаны находятся на правой стороне головки, а выпускные — на левой.
Клапаны приводятся в действие двумя распределительными валами через гидравлические толкатели.
Применение гидравлических толкателей избавляет от необходимости регулировки зазоров клапанов, так как они автоматически компенсируют зазор между кулачками распределительных валов и стержнями клапанов.
Снаружи на корпусе гидротолкателя имеются канавка и отверстие для подачи масла в гидротолкатель из маслопровода.
Поршень упирается в дно корпуса гидротолкателя.
Толкатель гидравлический имеет стальной корпус, внутри которого вварена направляющая втулка.
В гильзу устанавливается компенсатор с поршнем. Компенсатор удерживается во втулке стопорным кольцом.
Между компенсатором и поршнем установлена разжимная пружина, сжимающая корпус шарового обратного клапана.
Когда кулачок распределительного вала не прижимает гидротолкатель, пружина прижимает корпус гидротолкателя через поршень к цилиндрической части кулачка распределительного вала, а компенсатор к штоку клапана, при этом выбираются зазоры в приводе клапана.
Шаровой кран в этом положении открыт, и масло поступает в гидротолкатель.
Как только кулачок распределительного вала повернется и упрется в корпус толкателя, корпус опустится и шаровой клапан закроется.
Масло между поршнем и компенсатором начинает работать как единое тело.
Гидравлический толкатель движется вниз под действием кулачка распределительного вала и открывает клапан. Когда кулачок, поворачиваясь, перестает давить на корпус гидротолкателя, он под действием пружины перемещается вверх, открывая шаровой кран, и весь цикл повторяется снова.
Седла и направляющие клапанов устанавливаются в головку блока с большим натягом.
Камеры сгорания выполнены в нижней части головки блока, а опоры распределительных валов расположены в верхней части. На опоры устанавливаются алюминиевые крышки.
Передняя крышка общая для подшипников впускного и выпускного распределительных валов.
Эта крышка имеет пластиковые упорные фланцы, которые входят в канавки на шейках распределительных валов.
Крышки расточены вместе с головкой блока, поэтому взаимозаменяемы. Серийные номера выбиты на всех крышках, кроме передней.
Распредвалы чугунные. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые.
Кулачки смещены на 1,0 мм относительно оси гидротолкателей, что приводит к их вращению при работающем двигателе. Это снижает износ поверхности гидротолкателя и делает ее однородной.
Верх головки блока закрыт крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.
Поршни также отлиты из алюминиевого сплава.
В нижней части поршня имеются четыре выемки под клапаны, препятствующие ударам поршня о клапаны при нарушении фаз газораспределения.
Для правильной установки поршня в цилиндре на боковой стенке возле бобышки под поршневым пальцем отлита надпись «Передняя».
Поршень устанавливается в цилиндр таким образом, чтобы эта надпись была до дна поршня.
Кольцо маслосъемное состоит из трех элементов: двух обращенных к днищу деталей двигателя.
Каждый поршень имеет два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо.
Кольца компрессионные чугунные.
Бочкообразная рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома, улучшающего приработку кольца.
Рабочая поверхность нижнего кольца покрыта слоем олова.
На внутренней поверхности нижнего кольца имеется канавка. Кольцо необходимо установить на поршень с этой проточкой из стальных дисков и расширителя.
Поршень крепится к шатуну с помощью поршневого пальца «плавающего типа», т.е. палец не фиксируется ни в поршне, ни в шатуне.
Палец удерживается от перемещения двумя пружинными стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.
Шатуны из кованой стали с хвостовиком двутаврового сечения.
В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами.
Гайки шатунных болтов имеют самоконтрящуюся резьбу и поэтому дополнительно не стопорятся.
Крышки шатунов обрабатываются вместе с шатуном и поэтому не могут быть перемещены с одного шатуна на другой.
Номера цилиндров выбиты на шатунах и крышках шатунов.
Для охлаждения дна поршня маслом в стержне шатуна и верхней головке выполнены отверстия.
Масса поршней в сборе с шатунами не должна отличаться более чем на 10 г для разных цилиндров. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные шатунные вкладыши.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна.
Вал имеет восемь противовесов. От осевого перемещения его удерживают упорные шайбы, установленные на средней шейке.
Маховик прикреплен к заднему концу коленчатого вала.
В отверстие маховика вставляется распорная втулка и подшипник первичного вала коробки передач.
Номера цилиндров выбиты на шатунах и крышках шатунов.
Для охлаждения дна поршня маслом в стержне шатуна и верхней головке выполнены отверстия.
Масса поршней в сборе с шатунами не должна отличаться более чем на 10 г для разных цилиндров.