Сколько электромобилей в России в 2018 году? Их количество выросло в 2,71 раза за 1,5 года
Долгие годы количество электромобилей в России росло слишком медленно. Китай, Норвегия, Штаты — все эти страны вполне успешно начали переход на электротранспорт. Мы же — тормозили. Но, судя по всему, ситуация меняется. Резко и кардинально.
Динамика такова: за полтора года, с января 2017 до июля 2018, количество электромобилей в России выросло больше, чем в 2,5 раза. По данным «Автостата», в стране было зарегистрировано 920 электрокаров — а стало больше 2 500.
Конечно, эти цифры пока не так велики, как у той же Норвегии (140 000 электромобилей на данный момент). Но здесь важна динамика. Потому что если такой темп роста сохранится, то мы вдвое превысим нынешний уровень Норвегии уже через 8 с небольшим лет.
Навигация по статье
- Какие электрокары есть в России?
- Тройка лидеров по популярности.
- Какие еще электромобили представлены в России?
- Сколько электромобилей по регионам России?
- Почему количество электромобилей в России может быть недооценено?
- «Порочный круг» разомкнут?
Какие электрокары есть в России?
Тройка лидеров по популярности
- Самый популярный электромобиль России — Nissan Leaf. Ну еще бы. Практичный городской электромобиль. С одной стороны, позволяет в разы экономить на топливе и расходниках, с другой — имеет бешеную динамику, недоступную большинству бензиновых автомобилей. Сейчас в России 1 800 Nissan Leaf.
- Второе место — Mitsubishi i-MiEV. Особый электромобиль в российской автоистории. До 2014 года он был единственным электромобилем, официально продаваемым в России. По классу он подобен Nissan Leaf. Сейчас в России 294 Mitsubishi i-MiEV.
- Третье место —
Какие еще электромобили представлены в России?
«Автостат» также сообщает о:
- 93 не вполне удавшихся с точки зрения спроса российских электромобилей Lada Ellada.
- 88 кроссоверов Tesla Model X.
- 27 двухместных городских Renault Twizy.
- 11 хэтчбэков BMW i3.
- 1 новейшей Tesla Model 3.
Сколько электромобилей по регионам России?
Но статистика по маркам — в принципе не новость. Понятно, что она должна быть именно такой. А вот что может реально удивить, так это статистика по регионам. Нынешний тренд — впереди всей страны по электромобилизации находится Дальний Восток. Почти четверть российских электромобилей зарегистрирована в Приморье.
Вот точная статистика по количеству зарегистрированных электромобилей в лидирующих по этому показателю регионах:
- 586 электромобилей — Приморский край.
- 369 — Москва.
- 98 — Московская область.
- 73 — Санкт-Петербург.
Но почему так? Первенство Приморья по количеству электрокаров наметилось вот только что, до этого привычно вела Москва. Причина — активизировавшийся импорт подержанных «Лифов» из Японии и Китая.
Вы знаете — за последние 50 лет эти страны совершили мощный рывок, вырвавшись в лидеры мировой экономики. Конечно, обратным концом эта победа ударила по их экологии
А сейчас прошли первые годы и многие из тех, кто покупал электромобили — как раз эти самые «Лифы» — когда волна еще только начинала подниматься, уже заменяют их на более новые модели электрокаров. Соответственно, первые «Лифы» уходят на вторичный рынок. В том числе и в Россию.
Почему количество электромобилей в России может быть недооценено?
В то же время есть мнение, что собранная «Автостатом» статистика зарегистрированных электромобилей и реальное количество электромобилей, купленных россиянами — могут различаться.
В последние годы у россиян часто возникают проблемы с регистрацией ввозимых электромобилей. Это из-за нового требования обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на все автомобили. Была, например, ситуация, когда барнаулец, ввозивший Nissan Leaf из Японии, ждал его с таможни 5 месяцев. Такова была очередь на установку обязательного в России блока. На тот момент во Владивостоке работала только одна компания, имеющая право устанавливать этот блок. А без «ЭРЫ-ГЛОНАСС» машину нельзя поставить на учет.
Соответственно, возникают вопросы. Сколько купленных электромобилей сейчас ждут своей очереди на регистрацию? А сколько электромобилей ввезены «по-тихому», чтобы не участвовать в этом?
Так или иначе, количество компаний, устанавливающих блоки «ЭРА-ГЛОНАСС» растет — и, соответственно, упрощается ввоз электромобилей. Кроме того, компании-производители начинают заходить в Россию с производством электромобилей. Например, курсирует информация о скором начале производства Nissan Leaf второго поколения в Петербурге. Это будет огромный шаг вперед.
«Порочный круг» разомкнут?
Изначально электромобили оказались в «порочном круге». Их ведь нужно где-то заряжать, верно? Но для того, чтобы владельцы общественных мест устанавливали электрозаправки — нужно, чтобы электромобилей уже было довольно много. Но чтобы электромобилей стало много — нужно, чтобы каждый покупатель четко представлял, где будет заряжать свой электромобиль. А электрозаправок не хватает, потому что… И так далее.
Этот «порочный круг» размыкается.
Количество электромобилей растет достаточно быстро и скоро приблизится к критическому порогу, за которым электрозаправки начнут устанавливать повсеместно. А когда каждый автовладелец будет видеть на обычных маршрутах своего следования достаточное количество электрозаправок — он будет готов попробовать новую экономию и новую динамику электромобилей. А обратно с электромобилей на бензин уже практически не переходят. Почему? Попробуйте, чтобы понять.
К 2040 году количество электромобилей в мире превысит 400 млн
Количество электромобилей в мире растет. Многие аналитики считают, что начинается новая эра, в которой электрокары ознаменуют конец эпохи нефти. Вместе в тем, несмотря на растущую популярность этого альтернативного вида транспорта, век «черного золота» продлится еще долго, уверена другая сторона. Технологии добычи нефти становятся все более передовыми, тогда как недостатки электрокаров не позволяют рынку в полной мере принять их.
К 2040 году количество электромобилей в мире превысит 400 млн, рассказал в рамках Российской энергетической недели (РЭН) глобальный руководитель аналитики S&P Global Platts Крис Миджли. Для сравнения, по разным оценкам, в 2018 году число электромобилей составило около 5,5 млн.
«Электромобили пока не могут конкурировать на коммерческом уровне с привычным транспортом. Двигатель внутреннего сгорания пока еще не сошел со сцены. Мы верим в большой рост числа электромобилей, тем не менее, если посмотреть на процент проданных машин и на пройденные мили, это совсем другая история – пробег таких автомобилей гораздо меньше», — сказал Миджли.
По его словам, 55% продаваемых электромобилей производятся в регионах, где качество электричества низкое и зачастую получаемо из угля, например в Китае. Соответственно, и выбросы CO₂ в этих регионах значительные.
«В итоге по сути мы не снижаем выбросы CO₂, переходя на электромобили», — пояснил Миджли.
Мировой рынок электромобилей быстро расширяется и, по всем прогнозам, будет расти. Например, Acumen Research and Consulting предполагает, что рост составит в среднем 25,6% в период с 2019 по 2026 год.
Озабоченность по поводу парниковых газов также подхлестнула спрос на электромобили по всему миру.
Рост числа электромобилей вызывает беспокойство в сфере мировой энергетики. Бурный рост спроса на электрокары не может не влиять на нефтяную промышленность. Хотя сегодняшняя глобальная экономика по-прежнему неразрывно связана с состоянием нефтяной промышленности, все острее становится вопрос о том, представляют ли электромобили серьезную угрозу для этой индустрии.
По итогам 2018 года количество электромобилей в мире выросло до 5,6 млн, что на 64% больше, чем в конце предыдущего года. В январе-июле этого года глобальный рынок электромобилей сохраняет рост — на 35%.
По итогам текущего года рынок электрокаров вырастет на 23-48%, прогнозирует Sanford C. Bernstein.
Вместе с тем будущее электромобилей и их влияние на спрос на нефть не понятно, отмечают в S&P.
По данным Международного энергетического агентства, более 90% мирового автопарка по-прежнему работает на нефтепродуктах.
При этом МЭА не исключает и сценария, при котором бум на электромобили продолжится, а цены на нефть упадут. В таком «агрессивном» сценарии указано, что к 2040 году на дорогах будет 930 миллионов электромобилей или около половины мирового автопарка по сравнению с 5 миллионами в 2018 году. Спрос на нефть для автомобильного транспорта будет на 18 миллионов баррелей ниже, чем сегодня.
BP также ожидает увеличения использования электромобилей. Правда, их прогнозы гораздо скромнее — к 2040 году число электрокаров составит 350 миллионов.
На растущий спрос влияет и снижающаяся цена на электрокары. Цены упали более чем на 65% с 2010 года.
«Мы ожидаем, что большой сдвиг в освоении электромобилей начнется в начале 2020-х годов, когда производители автомобилей начнут выпускать новые модели, ассортимент аккумуляторов улучшится, время зарядки сократится, а стоимость электромобиля будет соответствовать стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания», — говорил вице-президент BP Рой Уильямсон.
Сами производители нефти более оптимистичны в отношении своих долгосрочных перспектив. Они отмечают, что нефть и газ будут и впредь играть ключевую роль в мировой энергетической структуре в течение будущих десятилетий.
Да, число электромобилей в мире растет, но при этом не учитывается рост всего мирового парка автомобилей, сказал в ходе дискуссии на РЭН руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефть» Сергей Вакуленко.
По его словам, дизельный транспорт тоже покажет растущую тенденцию, а электрокары не смогут абсорбировать этот рост и, соответственно, не займут лидирующую позицию на рынке.
«Это вовсе не угроза для бензинового и дизельного транспорта», — заключил он.
Электромобили при этом по-прежнему имеют множество недостатков.
Нехватка станций подзарядки, ограниченный диапазон расстояния и все еще высокая стоимость не позволяют по-настоящему захватить рынок.
Тем временем и нефтяные компании встают на защиту своего бизнеса. Недавнее исследование Оксфордского университета показало, что более 90% патентов, поданных нефтяными компаниями в 2018 году, относятся к технологиям, нацеленным на то, чтобы сделать ископаемое топливо более эффективным. Технологические достижения позволили компаниям исследовать и добывать нефть еще быстрее.
При этом многие европейские нефтяные компании сейчас владеют или инвестируют в стартапы по зарядке электромобилей. Так, например, Shell купила First Utility в Великобритании.
Вместе с тем, рынок нефти и газа может позволить себе роскошь не зависеть от ценовой эластичности спроса, пишет Energy Central. Пока население планеты растет, спрос тоже будет расти независимо от того, насколько высока цена на нефть.
Учитывая, что уровень жизни в развивающихся странах по статистике повышается, все больше людей заходят иметь автомобиль. Это приведет к росту спроса на нефть и газ, учитывая ограниченное предложение электромобилей во всем мире, пишет издание.
При этом аналитики не исключают дефицита нефти в будущем.
«Спрос на нефть будет оставаться на прежнем уровне, за исключением возможных колебаний на рынке. О дефиците нефти сейчас говорить сложно, но полезные ископаемые не вечны и значимый дефицит возможен ближе к 2040 году»,
— сказал «Газете. Ru» генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment Алексей Буянов.
Что касается электромобилей, они могут вытеснить автомобили с ДВС в течение 5-10 лет, полагает эксперт.
«Экологичный электрический транспорт – технология будущего, позволяющая не только сэкономить денежные средства населения на содержание автомобиля, но и позволяющая сократить выбросы угарных газов в атмосферу. Поэтому считаю, что вытеснение автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с рынка возможно и будет происходить органически, постепенно, но процесс займет длительное время, более 20 лет», — сказал «Газете.Ru» управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.
При этом эксперт отмечает, что для прорыва инфраструктура нуждается в больших инвестициях.
«Ускорить смену авто с ДВС на электрокары сможет инновационная технология, позволяющая уменьшить конечную стоимость электрического автомобиля и увеличивающая запас хода на одном электрическом заряде, но такие технологии только разрабатываются и войдут «в обиход» еще не скоро», — отметил аналитик.
Другие страницы — Страница не найдена
Рейтинги и награды Руководство Экспертный совет Лицензии и аккредитации Отзывы и благодарности Управление устойчивым развитием и ESG Сотрудничество Корпоративный венчурный фонд
О компании ›
Сопровождение заключения СПИК Антикризисный консалтинг Налоговый консалтинг Аудит РСБУ / МСФО Финансовый консалтинг Due diligence Инвестиционный консалтинг и оценка Кадровый консалтинг Управленческий консалтинг Юридический консалтинг Бухгалтерский консалтинг Переход на ФСБУ Управление интеллектуальной собственностью Привлечение инвестиций
Услуги и практики ›
Нефть и газ Строительство и девелопмент Горное дело и геологоразведка Медицина и фармацевтика Энергетика Транспорт и логистика Пищевая промышленность и сельское хозяйство Инфраструктурное строительство Машиностроение Металлургия IT-индустрия Ритейл Легкая промышленность Финансовый сектор Наука и инновации Управляющие компании Телекоммуникации и связь Химическая промышленность Лесная промышленность и деревообработка Производство
Все отрасли ›
Новости компании Новости законодательства Публикации экспертов Аналитические исследования
Пресс-центр ›
Вакансии Команда Стажировка Alumni
Карьера ›
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
Принять
Пока количество электромобилей в России растет, они остаются редкостью
Зарядка Беллоны для электромобилей в Мурманске. 1 кредит
С каждым годом количество электромобилей, продаваемых в России, растет в геометрической прогрессии, но пока рано говорить о том, что в стране происходит электромобильная революция.
По данным McKinsey, к концу 2019 года по всему миру было продано 2,2 млн электромобилей.. Российский рынок электромобилей за прошлый год вырос вдвое и составил 353 новых электромобиля. Хотя это небольшое число, оно на 145 процентов больше, чем в предыдущем году, когда было продано 144 новых электромобиля.
Но рынок подержанных электромобилей — это то место, где цифры взрываются. По данным российского информационно-аналитического агентства «Автостат», на долю подержанных электромобилей в 2019 году пришлось 3303 проданных электромобиля. Это на 48 процентов больше, чем 2237 проданных автомобилей в 2018 году. кроссовер Jaguar I-Pace и Nissan Leaf. Тесла сильно отстал. В то время как в прошлом году автопроизводитель продал по всему миру 387 000 автомобилей, в России он продал только 81 автомобиль9.0003
В целом самым популярным электромобилем в России в прошлом году по-прежнему остается Nissan Leaf. Всего в 2019 году в России было продано 3123 автомобиля Nissan Leaf. Подавляющее большинство из них — 3051 единица — праворульные модели, импортированные из Японии. По количеству проданных новых электромобилей лидирует Москва – 115 автомобилей. Дальневосточный Приморский край делит второе место с Московской областью – административной территорией, прилегающей к столице, но не включающей ее, – по 25 штук в каждой. Санкт-Петербург занял третье место с 18 новыми электромобилями.
Что касается того, куда исчезают бывшие в употреблении электромобили, то лидером рынка является сибирская Иркутская область. В прошлом году ключи от таких автомобилей получили 405 местных жителей. В Приморском крае подержанные электромобили приобрели 387 человек. Третьим по величине рынком сбыта подержанных электромобилей стал юг Краснодарского края, где было продано 235 автомобилей. Далее следует Хабаровский край (124) и Красноярский край (114). Москва, как ни странно, оказалась лишь седьмой в списке проданных подержанных электромобилей (122). Подмосковье — восьмое (109).. В остальных регионах количество подержанных электромобилей не превышало 100.
Tesla Model X на зарядном устройстве Беллоны в Мурманске. Предоставлено: Park Inn by Radisson.
Ия Гордеева, возглавляющая Российскую ассоциацию развития электрического, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ), заявила, что, несмотря на впечатляющие показатели роста электромобилей в России, количество проданных электромобилей вряд ли сравнится с продажами традиционных автомобилей.
«В основном россияне покупают электромобили как вторую семейную машину, — говорит она. Но если бы Россия выработала системный подход к переходу на электромобили, говорит Гордеева, ситуация могла бы измениться. В нынешнем российском законодательстве не удалось создать стимулы для владельцев электромобилей, как это произошло в большинстве европейских стран.
«Пока у нас действительно нет ни налоговых льгот, ни дотаций, и зарядная инфраструктура отстает», — говорит Гордеева. — Но главная причина — это, конечно же, высокая стоимость электромобилей».
В разных странах проводятся различные мероприятия по стимулированию продаж электромобилей. Евросоюз, например, ввел серьезные ограничения на выбросы углекислого газа, которые с каждым годом ужесточаются. Многие страны также объявили о планах запретить двигатели внутреннего сгорания, некоторые в течение десятилетия.
Многие страны также предлагают субсидии покупателям электромобилей. В Германии покупатели электромобилей получат до 6000 евро обратно от стоимости электромобиля в виде налоговых льгот. В Китае все больше и больше городов делают использование электромобилей более удобным. В Соединенных Штатах водители электромобилей получают налоговый вычет на сумму до 7000 долларов за покупку электромобилей. Тем временем одиннадцать штатов США присоединились к программе Zero Emissions Vehicle, или ZEV, которая требует от автопроизводителей продавать электромобили в своих юрисдикциях. Норвегия остается мировым лидером по количеству электромобилей на дорогах — позиция, которую она заняла благодаря щедрой государственной политике в пользу электромобилей, которая делает владение транспортными средствами, работающими на газе, обременительным и дорогим.
«У нас в стране есть одни стимулы и разрабатываются другие, — говорит Гордеева. Москва, в частности, отменила плату за парковку и транспортный налог для владельцев электромобилей, говорит она. Но Ульяновская область, расположенная в 800 км к востоку от Москвы, вышла на новый уровень.
«Мало того, что отменили транспортный налог, — говорит Гордеева. «Создали рабочую группу, которая выполнит целый комплекс мероприятий — весь служебный транспорт будет электрическим, весь транспорт будет работать на электрической тяге, планируют развивать сеть зарядных станций».
Но ничего не стоит, что в России количество электромобилей не всегда зависит от количества зарядных устройств для их зарядки.
«Нельзя напрямую сравнивать электромобили и зарядные станции, — говорит Гордеева. Во Владивостоке, например, всегда было самое большое количество электромобилей в России, несмотря на то, что общественных зарядных станций там почти не было. Большинство этих автомобилей с правым рулем импортированы из Азии и остаются недорогими для российских потребителей. Теперь, благодаря увеличению количества подержанных электромобилей, во Владивостоке и других близлежащих городах появилось 10 новых зарядных станций.
«Это большая новость для региона и дополнительный стимул для горожан пересаживаться на электромобили. В этом районе самое большое количество электромобилей», — говорит Гордеева.
Но в Санкт-Петербурге иная ситуация. Пока в северной столице на каждую общественную зарядку приходится по два электромобиля, количество электромобилей в городе не растет.
Аналогичный пример есть в Мурманской области. В 2017 году «Беллона» установила зарядную станцию в городской гостинице «Парк Инн-Полярные Зори». В течение следующих нескольких лет после этого на пороге отеля возник постоянный поток иностранных туристов на электромобилях. При этом количество электромобилей у мурманчан не увеличилось.
Эти примеры, казалось бы, доказывают, что в России количество зарядных станций в лучшем случае является неточным показателем того, сколько электромобилей есть в данной местности. Но любую из этих ситуаций можно было бы улучшить, если бы были введены некоторые льготы для поддержки владения электромобилями — льготы, такие как налоговые льготы и другие субсидии, общие для других европейских стран. При этом стоимость электромобилей продолжает падать. Но пока электромобили в России остаются уделом тех энтузиастов, которые видят в них будущее.
Ежегодный рост продаж электромобилей в России
Электромобили в Сибири. Предоставлено: Россети Сибирь
Еще один год подряд Россия устанавливает рекорды по продажам электромобилей, которые, как это ни удивительно, опережают показатели своих голодных до электромобилей скандинавских соседей. Хотя фактическое количество автомобилей с нулевым выбросом вредных веществ на российских дорогах все еще невелико, постоянное ежегодное увеличение числа их владельцев просто примечательно, когда энергетическая политика Москвы не совсем «зеленая».
По состоянию на 1 января в России было зарегистрировано 10 836 электромобилей, что на 71% больше, чем в прошлом году.
«Это более-менее значимая цифра, электромобили уже можно увидеть на наших дорогах, — говорит Сергей Целиков, директор российского автомобильного аналитического агентства «АВТОСТАТ».
Подсчитать количество станций для зарядки этих автомобилей немного сложнее. Различные эксперты и организации сообщают, что цифры колеблются от 600 до 1000.
По данным агентства, в 2020 году в России было продано 687 новых электромобилей, что на 95 процентов больше, чем в 2019 году. Лидером рынка являются автомобили Tesla с долей 32 процента. Половина этих новых электромобилей зарегистрирована в европейской части России. Еще 8% зарегистрированы на Дальнем Востоке России.
Москва лидирует по новым продажам: в 2020 году было приобретено 240 новых электромобилей. Далее следует Санкт-Петербург с 69, а Московская область, включающая пригороды столицы, но не саму столицу, весит 60. Южнее , в Черноморском Краснодарском крае зарегистрировано 36 новых электромобилей. В Дальневосточном Приморье на тихоокеанском побережье России зарегистрирован 31 новый электромобиль. В сибирских регионах Свердловской и Новосибирской областях закупили 21 и 20 новых электромобилей соответственно. Всего в Пермской, Иркутской, Тюменской и Челябинской областях было продано 10 электромобилей.
Еще одним неожиданным событием стали данные о продажах подержанных электромобилей. К концу 2020 года по всей стране было продано 5 237 таких автомобилей, что на 60% больше, чем в предыдущем году. Из этих автомобилей 93% — Nissan Leaf, большинство из которых — автомобили с правым рулем, импортированные на Дальний Восток России из Японии.
«Цена интересная, людям нравится», — сказал Целиков во время онлайн-пресс-мероприятия. «Стоит отметить, что электрификация страны идет не с запада, а с востока. Дальний Восток здесь на первом месте, Сибирь на втором, а уже потом центральные районы России».
Учитывая рост продаж электромобилей за последние несколько лет, Целиков сказал, что ожидает, что рынок продолжит расти со скоростью от одного до полутора раз в год.
В прошлом году на российский рынок также поступило большое количество электромобилей. Если в 2018 году в России было предложено всего восемь марок, то к концу 2020 года это число почти удвоилось и составило 18 различных моделей от 12 производителей. Хотя этот выбор все еще невелик, автопроизводители планируют увеличить эти цифры к концу этого года.
Конечно, соседняя Европа все еще затмевает Россию. По данным Nissan Manufacturing RUS, на конец 2019 года мировой рынок электромобилей составлял более семи миллионов единиц, последний год, за который доступны данные. Ожидается, что к 2030 году на дорогах стран ЕС будет не менее 30 миллионов электромобилей. в планах перейти на электро. Планы General Motors отказаться от производства автомобилей с газовыми двигателями к 2035 году вызвали волновой эффект среди других автопроизводителей, пытающихся сделать то же самое.
Jaguar заявляет, что к 2030 году будет полностью электрическим, а Ford, крупнейший конкурент General Motors в Детройте, заявляет, что к 2030 году прекратит продажи двигателей внутреннего сгорания в Европе. скромные меры, призванные исследовать популярность электромобилей, включая временную отмену налогов на импорт электромобилей, которая продлится до этого года. Хотя эти меры далеко не так щедры, как виды субсидий, принятые в Скандинавии и большинстве других европейских стран, они, тем не менее, предлагают более щедрые рамки для внедрения электромобилей на российские дороги, чем это было еще несколько лет назад.
Тем не менее, во многих российских СМИ продолжают звучать скептические голоса, выдвигающие многие знакомые и опровергнутые аргументы против электромобилей.
Вот некоторые из наиболее часто слышимых:
– «Электромобили не заводятся в холодную погоду». Тем не менее, по данным Автостата, Сибирь занимает второе место в стране по количеству вновь зарегистрированных подержанных электромобилей.
– «Батарейки – большая экологическая проблема». Такой проблемы пока нет, но мировое сообщество, которое переходит на безуглеродную экономику, готовится к появлению б/у аккумуляторов. На сегодняшний день используется несколько способов утилизации отработанных аккумуляторов, создаются кластеры по переработке аккумуляторов, в том числе с российскими компаниями.
– «Электромобили очень дорогие». Отчасти это верно, если вы говорите о новой Тесле. Но, когда мы смотрим на Nissan Leaf и другие относительно бюджетные электромобили, то цены сопоставимы с ценами на автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
«Действительно, голоса скептиков становятся все громче, — говорит старший советник мурманского офиса «Беллоны» Юрий Сергеев. «Есть материалы, в которых излагаются аргументированные, но достаточно однобокие факты против электрификации транспортных средств и громко заявляют, что у этого процесса нет будущего. К сожалению, есть ряд факторов, которые подпитывают подобные обвинения».
Сергеев отмечает, что электромобиль по-прежнему остается недоступным для типичного российского потребителя, что, по его словам, подбадривает скептиков. Но он настаивает на том, что время для электромобилей в России настало.
«В любой сфере инновации сталкиваются с противодействием сторонников консервативного пути развития, — говорит он. «Всегда находятся те, кто доказывает, что инновации ничего хорошего не принесут. И чем ближе массовое принятие нового, тем сильнее их голоса. Тем не менее, я уверен, что 2030-е станут переломным моментом в автомобильной промышленности, и нам всем нужно готовиться к новой реальности уже сейчас. «
Быстрый старт национальной индустрии электромобилей
Коротко
Правительство РФ утвердило Концепцию производства и использования электромобилей до 2030 года (« Концепция »). Под электромобилями подразумевались автомобили, работающие от электрических батарей и водородных топливных элементов (EV), в том числе легковые автомобили, грузовики и аналогичные транспортные средства. 1
Основные выводы
Концепция направлена на: (i) запуск производства и стимулирование более широкого использования электромобилей; (ii) развивать производство их компонентов и инфраструктуры зарядки; (iii) максимально использовать потенциал драгоценных металлов и других сырьевых ресурсов России, таких как литий, никель, медь, кобальт и алюминий, с учетом их спроса в отрасли электромобилей; (iv) запуск совершенно новых продуктов, связанных с электромобилями, таких как постлитиевые батареи на основе натриевых и водородных топливных элементов, в том числе для тяжелых транспортных средств; (v) развивать сквозные технологии в области переработки аккумуляторов, новых материалов, кибербезопасности, навигации, умного вождения и различных ИТ-решений.
Реализация Концепции открывает возможности для многих отраслей, включая автомобилестроение, производство оборудования, горнодобывающую промышленность, а также исследования и разработки.
Основные этапы и цели
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа. Первый этап продлится с 2021 по 2024 и должен привести к запуску не менее 25 000 электромобилей местного производства и 9 400 станций электронной зарядки, из которых не менее 2 900 должны быть с быстрой зарядкой.
Второй этап будет запускаться с 9 0081 с 2025 по 2030 и должно привести к:
- доля электромобилей составит не менее 10% от общего объема производства автомобилей;
- запуск производства элементов для тяговых аккумуляторов ,
- запуск производства катодных и анодных материалов ;
- запуск не менее 72 000 станций электронной зарядки , в том числе 28 000 станций быстрой зарядки ;
- запуск не менее 1000 водородных зарядных станций ;
- не менее 39 000 высококвалифицированных рабочих мест в электрохимии, электромеханике, электронике и производстве электромобилей .
Рыночные прогнозы
В дополнение к вышеуказанным целям, Концепция предусматривает три сценария развития рынка электромобилей к 2030 году:
- Медленное реагирование: предполагает отсутствие стимулов для электромобилей и инфраструктуры. В этом случае к 2030 году в России будет производиться около 100 000 электромобилей. Общее количество электромобилей не превысит 540 000 – это 5% от общего числа электромобилей на рынке;
- Сбалансированный: подразумевает максимальное стимулирование инфраструктуры и спроса на электромобили в первые три года реализации соответствующих проектов. В этом случае к 2030 году в России будет производиться около 220 000 электромобилей. Общее количество электромобилей превысит 1 400 000 – это 15% от общего числа электромобилей на рынке;
- Ускоренный: подразумевает активные стимулы для инфраструктуры и спроса на электромобили, а также ограничения для двигателей внутреннего сгорания. В этом случае к 2030 году в России будет производиться около 220 000 электромобилей. Общее количество электромобилей составит около 3 230 000, что составляет 30% от общего числа электромобилей на рынке.
По данным СМИ, на реализацию Концепции потребуется 591 млрд рублей (около 6,8 млрд евро). Правительство ожидает, что частный сектор профинансирует более 80% этой суммы, а именно 499 млрд рублей (около 5,7 млрд евро).
Льготы
Концепцией предусмотрено, что органы власти могут стимулировать развитие рынка, в частности, посредством:
- специальных инвестиционных контрактов (СПИК) , которые они могут заключать с инвесторами в локализованное производство электромобилей, их двигателей, батареи, водородные топливные элементы, катодный и анодный материал, различная электроника и другое оборудование. СПИК может предоставить инвесторам право стабилизировать регуляторный и налоговый режим своих проектов, а также право на определенные субсидии и другие льготы;
- стимулирование потребительского спроса для отечественных электромобилей за счет федеральных и региональных стимулов, таких как более низкие ставки транспортного налога, плата за парковку, бесплатный проезд по платным дорогам и более низкие процентные ставки по потребительским кредитам на покупку электромобилей;
- устранение нормативных барьеров путем усовершенствования технических регламентов и стандартов.
Инвестиционная перспектива
Помимо СПИК 2 , Россия в настоящее время стимулирует крупные капитальные вложения за счет других механизмов, которые могут способствовать стабилизации режимов регулирования проекта, получению налоговых и таможенных льгот, доступа к земельным участкам и некоторым инфраструктурам, льготных квот для иностранных работников и другие стимулирующие меры.
Такие льготы могут быть получены от соглашений о защите и поощрении инвестиций (СЗИП), региональных соглашений о реализации особо приоритетных или крупных инвестиционных проектов, а также от резидентства в особых экономических зонах, территориях опережающего развития и территориях с уникальным статусом.
Россия также предлагает ряд специальных нормативных правовых актов для НИОКР, например, для резидентов Инновационного центра «Сколково», инновационных научно-технических центров (также называемых технологическими долинами), участников государственной Национальной технологической инициативы и нормативных песочниц для цифровые инновации.