Спидометр и одометр – что это за приборы?
Устройство автомобиля
18.03.2019
0 2 минуты на прочтение
Автомашина, пусть даже не самая современная – достаточно сложный технический агрегат, и для управления ею необходимо учитывать показатели приборов, расположенных на панели перед водительским креслом.
Наиболее важными для каждого водителя являются показатели скорости движения, измеряемые спидометром. Но вот на вопрос, что такое одометр, сможет ответить далеко не каждый автолюбитель, хотя этот прибор находится ежедневно перед его глазами. Итак, спидометр и одометр – что это за приборы, и каковы их основные особенности?
Спидометр и его особенности
Необходимость в измерении скорости, с которой движется транспортное средство, возникла практически сразу после изобретения автомобиля. Хотя первые модели двигались немногим быстрее обычной конной повозки, специалистам было ясно, что конструкция обладает огромным потенциалом и будет совершенствоваться.
Поэтому уже в 1901 году был изобретён первый вариант спидометра, который устанавливался на автомобилях Oldsmobile. В дальнейшем предлагались и другие конструкции – в частности, в 1916 году свою версию спидометра запатентовал Н. Тесла, причём его конструкция используется в некоторых авто и сегодня.
До недавнего времени в автомобилях устанавливались только механические, или аналоговые приборы, но сегодня их повсеместно заменяет цифровая техника. Что характерно, даже электронные спидометры часто предлагаются в привычном виде циферблата с круглой шкалой и стрелкой, хотя это всего лишь изображение на экране. Измеряемая скорость представлена обычно в километрах в час (км/ч), хотя приборы некоторых импортированных авто измеряют скорость движения в милях в час.
Показания спидометра сложно назвать безошибочными, определённая погрешность измерения присутствует всегда. В заднеприводных моделях они выводятся из скорости вращения вторичного вала КПП, причём на колебания стрелки влияет диаметр шин и передаточное число редуктора, не говоря о точности изготовления самого прибора.
Для переднеприводных машин основой для работы спидометра служит вращение привода левого переднего колеса, поэтому на результат замеров влияет, помимо прочего, закругление дороги.
Одометр – что это за прибор?
Отыскать на приборной панели одометр очень просто: нужно взглянуть на спидометр и опустить взгляд чуть ниже стрелки, на табло, показывающее пробег машины в километрах. Это и есть одометр, который приводится в действие общим приводом со спидометром. Его показания зависят от числа оборотов, совершаемых колесом машины, поэтому конструкторы объединили оба прибора в одном корпусе.
Одометр устроен чрезвычайно просто, его действие основано на том, что для преодоления одного километра дороги машина совершает строго определённое число оборотов колеса. Прибор при помощи маленьких шестерёнок «отсчитывает» нужное число оборотов и прибавляет к числу на табло единицу, проворачивая колёсико с цифрами вперёд. В электронных устройствах показания одометра базируются на электронных датчиках вращения и программном обеспечении микропроцессорного блока.
Сегодня в автомобилях можно встретить как механические, так и электронные одометры, а также приборы смешанного принципа действия. Механические приборы не особенно точны, их погрешность достигает 3-5%, а если устройство эксплуатируется длительное время, то ошибка в измерении может вырасти до 10%. Погрешность электронного одометра не превышает 2%.
Скручивание показаний одометра
Ни для кого не секрет, что работники автомастерских и домашние умельцы частенько прибегают к «корректировке» показаний одометра, уменьшая показания прибора. Чаще всего величину пробега снижают перед продажей подержанной машины, чтобы создать у потенциального покупателя впечатление менее изношенной техники, чем на самом деле.
Для человека, сведущего в автомеханике, сделать это несложно: необходимо снять тросик одометра с привода вала коробки передач, после чего с помощью обычной электродрели или шуруповёрта отмотать колёсики цифрового табло до желаемого результата. Изменить показания электронного прибора сложнее, для этого необходимо специальное программное обеспечение и соответствующие приборы.
Статьи по теме
Спидометр и одометр — Мониторинг-Плюс
Спидометр
|
Спидометр — одна из самых важных частей приборной панели автомобиля. Глаз даже опытного водителя в долгой поездке «замыливается», и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом, а ведь знание реальной скорости максимально важно при вождении. Скорость, о которой мы говорим, «мгновенная». Это она важна при экстренном торможении или энергичном маневре. Но спидометр включает и одометр с точностью измерения до километра, иногда и до 100 метров. А вот для еще более точных данных необходима навигационная система по типу GPS. |
Такие спидометры приводятся в действие от трансмиссии «гибким валом» – особым тросиком, который хорошо передает вращение. На разных автомобилях могут быть одинаковые спидометры, поэтому в их приводе используют простейший редуктор, а его передаточное число подбирается к типу автомобиля.
На заднеприводном авто показания спидометра зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.
Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя обычно «обслуживают» привод левого колеса после главной пары. Таким образом к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: скорость будет меньше на поворотах влево и больше на поворотах вправо.
Как сказываются на этом шины нештатного размера? Замена шины 175/70R13 на шину 165/70R13, или наоборот, меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра и его редуктора, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление уменьшает радиус качения. Деформация «хитрая», а плата за нее – рост расхода топлива, падение максимальной скорости, хотя при этом сами показания спидометра оказываются завышены!
|
Механический спидометр устроен просто: поверх магнитного диска 1, приводимого тросом, расположен с небольшим зазором вращающийся на оси алюминиевый колпак (картушка) 2 со стрелкой и возвратной пружиной 3 (см. Когда диск вращается, его магнитные силовые линии возбуждают в картушке токи, создающие свое магнитное поле. При взаимодействии двух полей картушка увлекается за диском, но пружина ограничивает ее поворот углом, размер которого зависит от скорости вращения диска. Циферблат отградуирован в соответствии с тарировкой прибора, зависящей от жесткости возвратной пружины. Любые изменения ее жесткости недопустимы – показания спидометра будут искажены. |
Одометр
Одометр – прибор для измерения количества оборотов колеса, который представляет собой набор барабанчиков с цифрами (еще их называют «декадами»). Каждый из них связан с соседним зубчатой передачей с отношением 1:10. С началом движения крайний барабанчик отсчитывает единицы километров. Когда он сделает один оборот, соседний 10-километровый покажет в своем окошке единицу. Через 100 км первый оборот завершит 10-километровый барабанчик.![]() |
К сожалению, работоспособность механического спидометра сильно зависит от износа его собственных деталей и привода. Важно проложить гибкий вал без резких перегибов, иначе трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит, но не на каждом автомобиле это удается. Тросовый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. В конце концов, от троса отказались – спидометр стал электронным и работает он по сигналу датчика скорости. Показанный датчик совмещен с редуктором, который можно установить и на старую машину с тросовым приводом. Для этого необходимо отвинтить колпачок с накаткой и прикрутить трос. У нас электронные спидометры впервые появились на ГАЗ-3110 и ВАЗ-2110, также ими комплектовали последние варианты «ИЖ-Ода».
|
По внешним признакам первые электронные спидометры трудно было отличить от механических: стрелка на месте, барабанчики с цифрами тоже. Но теперь стрелка – деталь электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорционален числу импульсов в единицу времени. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю. Эти приборы несколько точней механических, но все же погрешность 5–7% у них случается, так как они избавились только от слабых мест самой механики (люфтов, капризов троса, картушки, возвратной пружинки т.п.). |
Полностью электронные приборы более совершенны, но и здесь привычные стрелки на своих местах: большинство людей понимают их лучше, чем цифры на дисплее. Такой приборный щиток можно встретить на «самарах» ВАЗ-2113…2115 и части машин «десятого» семейства. С обратной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Дисплеи одометра и температуры воздуха жидкокристаллические. |
При всех возможностях электроники, в основе все равно остается механизм контроля вращения ведущего колеса с шиной. Поэтому и связанные с этим ошибки измерений неизбежны, а разработчики «продвинутых» спидометров, похоже, не интересуются возможностью их тонкой подстройки. Почему – вопрос открытый. Вряд ли это неразрешимая проблема, ведь эта функция предусмотрена у маршрутных компьютеров. На фото один из них. В числе задач МК – учет расхода топлива и тут не обойтись без измерений пройденного расстояния. Как учесть ошибки измерения? Компьютер позволяет вводить поправку, а порядок действий описан в инструкции к нему. «Базой» является путь, измеренный по километровым столбам – они вкопаны с такой точностью,которой нет и во многих спидометрах. В наше время положение реперных точек легко проверить современными навигационными средствами.
Кстати, в Европе не редкость придорожные табло, где высвечивается скорость вашего автомобиля с высокой точностью. Если показания спидометра и компьютера будут сильно расходиться, не удивляйтесь, ведь спидометр прибор очень «приблизительный».
| Руководитель представительства Игорь Алексейчук Одесса +38 (067) 635-89-72 [email protected] |
| Отдел продаж Николай Демченко Днепропетровск |
Разница между одометром и спидометром
Термин «одометр» происходит от греческого слова «hodos», означающего «дорога» или «путешествие». Как упоминалось ранее, термин «метр» означает устройство или инструмент для измерения. Итак, одометр или одограф используется для измерения расстояния, пройденного транспортным средством, таким как велосипед или автобус.
Первые одометры, разработанные в 1600-х годах, использовались для измерения расстояний, пройденных повозками и другими конными повозками.
Термин «спидометр» происходит от германо-греческого гибрида «скорость» и «метр». Сам термин «метр» означает устройство или инструмент для измерения. Итак, спидометр или спидометр используется для измерения скорости транспортного средства. Хотя спидометр использовался как альтернатива в начале 20 века и как качественный гаджет с 19 века10 и далее, теперь он используется во всем мире в автомобилях.
Одометр
Хотя и одометр, и спидометр в автомобиле присутствуют как единый прибор, каждый из них играет свою уникальную роль. Роль одометра заключается в измерении расстояния путем записи количества оборотов колеса на каждую милю в зависимости от диаметра колеса. Миля записывается, когда количество оборотов достигнуто, счетчик щелкает. Раньше счетчики состояли из пяти цифр, в отличие от современных, которые состоят из шести цифр. Одометры могли быть электронными, механическими или и теми, и другими, то есть электромеханическими.
Спидометр
Спидометр выглядит как циферблат, расположенный прямо над счетчиком одометра на приборной панели автомобиля. Он измеряет скорость автомобиля. Ранние римляне использовали отметки на колесах своих колесниц для измерения и расчета расстояния и скорости. Теперь наука намного более продвинута, реализуя использование кабелей, магнитов, датчиков или даже более новых электронных систем, таких как технические генераторы, которые используются для измерения скорости движущегося транспортного средства. Спидометр имеет разные названия для разных транспортных средств — это колодец для лодки; для самолета это индикатор воздушной скорости. Чарльз Бэббидж первым использовал спидометр в локомотивах. В 1988 хорват Йосип Белушич первоначально назвал его измерителем скорости.Различия между одометром и спидометром
Одометр прикреплен к колесу транспортного средства, которое измеряет пройденное расстояние, тогда как спидометр измеряет и указывает текущую скорость этого конкретного транспортного средства.
| Одометр | Спидометр |
| Спидометр предназначен для отслеживания скорости движения автомобиля | Функцией одометра является ведение учета общего пробега автомобиля в течение его срока службы, а также подсчет общего расстояния, пройденного самим транспортным средством |
| Когда автомобиль полностью останавливается, спидометр обнуляется и постепенно увеличивается по мере движения автомобиля | Когда автомобиль останавливается, одометр остается на самом последнем отсчете и увеличивается, когда автомобиль продолжает движение |
| Мили в час или километры в час являются единицами измерения скорости | Мили или километры являются компонентами для измерения расстояния |
| Спидометры в мощных и быстрых автомобилях имеют более высокие показания и могут достигать скорости до 800 миль в час (500 километров в час) | Показания на всех автомобилях обычно одинаковы, максимум шесть цифр (999 999) |
Роль спидометров
Спидометр используется для измерения скорости транспортного средства в любой момент времени, который известен как мгновенная скорость.
В настоящее время широко используются цифровые спидометры, которые показывают более точные показания. Обычно он находится на приборной панели автомобиля или комбинации приборов велосипеда. Механические спидометры связаны с выходом коробки передач, который обеспечивает выход на колеса и находится после коробки передач.
Магнит связан со спидометром. Над этим магнитом находится скоростная чашка, которая остается чуть выше без какой-либо физической связи. С помощью чашечки скорости и индикаторного стержня соединяется с волосковой пружиной. С индикаторным стержнем соединен корпус индикатора, который показывает скорость снаружи на спидометре.Заключение
Двумя факторами, определяющими стоимость автомобиля при перепродаже, являются состояние автомобиля и показания одометра. Расчет пробега не только помогает рассчитать экономию топлива в км/литр, но и дает приблизительное представление о том, сколько топлива необходимо заправить перед тем, как отправиться в путь. Прогнозирование срока службы существующей шины заключается в постоянном использовании всего, что приводит к ее износу.
Точно так же шина известного производителя обычно служит около 50 000 км. Следовательно, можно проверить на самом одометре после каждой замены и после 50 000 км пробега в одометре, когда шину необходимо заменить. Таким образом, вам не нужно время от времени проверять состояние шины, ожидая, пока она окончательно не сломается. Техническое обслуживание и ремонт рекомендуемое прохождение пробега, необходимость обслуживания, о чем легко узнать по показаниям одометра после каждого обслуживания.Гонки на моторометре | Спидометр Aftermarket Metric MPH KMH KPH для автомобилей и грузовиков Цифровой, Aanlog, GPS, механический, электронный
Перейти к содержимому
АМАЗОН МАГАЗИН
ТИПЫ ДАТЧИКОВ
Спидометр — это датчик, который измеряет и отображает мгновенную скорость автомобиля. Общий спидометр измеряет скорость путем косвенного контакта с шиной, поэтому возможны ошибки. GPS-спидометр использует чисто математические методы для измерения скорости автомобиля, поэтому он более точен, чем обычные спидометры.

рис.).
С обратной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Дисплеи одометра и температуры воздуха жидкокристаллические.