Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Затяжка ГБЦ: подробное описание и важные нюансы

Затяжка головки блока цилиндров необходима при сборке двигателя внутреннего сгорания, после того, как было произведено снятие ГБЦ. Если головка была затянута неправильно, может ухудшиться качество работы всего ДВС, поскольку головка входит в систему камеры сгорания. После того, как была произведена затяжка болтов ГБЦ, получается единая система с блоком цилиндров. При установке ГБЦ не следует забывать про уплотнительную прокладку, которая монтируется между головкой и самим блоком. Если протяжка ГБЦ сопровождалась ошибками, имеется большая вероятность повреждений уплотнительной прокладки, болтов ГБЦ, а также отверстий под них.

Иногда на месте уплотнительной прокладки возникают течи, помимо этого, если головка блока цилиндра была затянута не до конца, возможен прорыв газообразных смесей в систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Также имеется вероятность проникновения охлаждающей жидкости в масло. В итоге свойства антифриза и масла теряются, что приводит к поломке двигателя внутреннего сгорания.

По этой причине следует знать порядок протяжки ГБЦ при помощи динамометрического ключа, а также знать и уметь правильно рассчитывать силу в момент затяжки ГБЦ.

Как осуществляется затягивание ГБЦ в ДВС

Вне зависимости от того, какой двигатель внутреннего сгорания используется в транспортном средстве, дизельный или бензиновый, устройство головки блока цилиндра и порядок затяжки его одинаковый. В двигателе внутреннего сгорания монтирован механизм ГРМ, который состоит из клапанов и распределительных валов. Отличительной чертой головки блока цилиндра является тот факт, что в ней находится часть камеры сгорания. В корпусе ГБЦ монтированы специальные каналы, через которые проходит охладительная жидкость и моторное масло.

Если был соблюден порядок протяжки ГБЦ, то обеспечивается полная герметизация камеры сгорания и всех её каналов. В итоге двигатель внутреннего сгорания работает на полную мощность, тем самым экономится бензин. Если же разборка ГБЦ была произведена с неправильным усилием затяжки, имеется риск возникновения трещин на самой головке. Объясняется это тем, что головка болта изготавливается из сплавов алюминия, сами же болты создаются из стали.

Учитывая тот факт, что ДВС во время функционирования сильно разогревается, его детали под воздействием высоких температур увеличиваются в размерах. Не стоит забывать, что сталь и алюминий будут расширяться в разной степени. По этой причине, если порядок разборки был нарушен, во время работы двигателя внутреннего сгорания создаётся неравномерное напряжение. Этим и объясняется необходимость уметь правильно протягивать ГБЦ.

Как заменить головку блока цилиндра правильно

Чтобы снять ГБЦ, необходим динамометрический ключ. Помимо этого, в наличии должны иметься специальные насади для инструмента и небольшое количества моторного масла. Перед тем, как снять головку блока цилиндра, настоятельно рекомендуется ознакомиться с инструкцией по ремонты и использования конкретного транспортного средства. Объясняется такая необходимость тем, что степень усилия затяжки на разных моторах имеет разные значения. Некоторые блоки цилиндра изготавливаются из алюминия, в некоторых двигатели внутреннего сгорания полностью сделаны из чугуна.

Степень усилия затяжки может отличаться даже на двигателях внутреннего сгорания от одного производителя. В мануле также содержится информация о порядке затяжки ГБЦ. Перед тем, как протянуть головку блока цилиндра, следует помнить о последовательности каждого шага.

Главное при затяжке ГБЦ – это помнить о том, что процесс должен осуществляться равномерно. Есть несколько рекомендаций, которые помогут осуществить сборку ГБЦ без ошибок.

  1. В процессе установке и последующей затяжки нет никакой разницы, участвует в установке корпус или одна деталь.
  2. Перед тем, как поменять ГБЦ, необходимо обработать болты в районе резьбы маслом.
  3. Затем болты поочередно вставляются и закручиваются в отверстия.
  4. Затем при помощи динамометрического ключа, согласно схеме затяжки ГБЦ, элементы крепления протягиваются. Изначально они закручиваются с маленьким усилием, после этого они затягиваются ещё 1 раз.
  5. Важным моментом является не только усилие, которые прилагается в момент затяжки. Большую роль играет и алгоритм установки. Во время затягивания болта крепления ГБЦ протяжка осуществляется, как правило от центра или креста на крест. Такой алгоритм действия уменьшает риск нанести повреждения ГБЦ и уплотнительной прокладке.
  6. У некоторых ДВС затянутые болты после 500 – 1500 километров пробега необходимо ещё раз потянуть.
    Объясняется это особенностями в конструкции мотора. В тех ситуациях, когда во время протяжки эксплуатировались пружинные болты, в дополнительном протягивании нет необходимости.

Наиболее распространённые ошибки

Ошибки и просчёты, которые будут описаны ниже, приводят к серьёзным повреждениям уплотнительной прокладки и других элементов мотора. Также после затяжки могут возникнут проблемы с мотором, которые в будущем могут привести к выходу из строя ДВС. Однако такое возможно в исключительных случаях.

  • Болты были затянуты слишком сильно.
  • Во время затяжки масло проникло в отверстия для элементов крепления.
  • Не использовались насадки для динамометрического ключа.
  • Ошибочно была выбрана неправильная длина болтов.
  • Порядок протяжки болтов был нарушен.

Нередко отверстие для крепления цилиндров может быть загрязнено или быть в ржавчине. Не всегда получается избавиться от нежелательных загрязнений, которые в дальнейшем могут помешать протяжки ГБЦ с необходимым усилием. Именно для этого рекомендуется обрабатывать резьбу маслом, однако не следует допускать проникновения масла в само отверстие. Этот процесс может привести к разрушению колодца после того, как болт будет вкручен. Из-за этого весь блок цилиндров придётся отдать в ремонт или даже заменить.

Принести дополнительные проблемы может попытка протянуть головку блока цилиндра без использования динамометрического ключа. Объясняется это тем, что без этого инструмента правильно рассчитать момент затяжки довольно трудно. Последствия бывают различные, но в большинстве случаев болты ГБЦ ломаются, в итоге приходится ещё раз снимать ГБЦ, чтобы удалить обломки и восстановить работу блока цилиндров.

Болты для протяжки ГБЦ, как правило, с головкой под шестигранник. Значительно реже они имеют головку квадратной формы. Если уплотнительная насадка износилась, при затяжке болтов она может провернуться. Тем самым грани болта будут «слизаны». В вышеописанной ситуации снимая болты обратно следует быть особенно аккуратным. Данный процесс может быть сильно осложнен «слизыванием». В мануале по ремонту ДВС говорится о том, что разрешается повторно эксплуатировать болты. Но практика показала обратное. Настоятельно рекомендуется менять элементы крепления при каждом снятии головки блока цилиндров.

Объясняется это тем, что после затяжки элементов крепления, они несколько вытягиваются и увеличиваются в длине. По этой причине необходимо проверить допустимую длину болта, информацию можно найти в мануале по эксплуатации ТС. Если норма была превышена, болт будет упираться в дно отверстия, тем самым произойдёт поломка либо самого элемента крепления, либо блока цилиндров.

Если рекомендуемый порядок затяжки элементов крепления не был соблюден, в системе создается перенапряжение, к которым не приспособлена алюминиевая головка блока цилиндров. Тем самым нарушается герметичность системы сгорания и ДВС теряет свою мощность, также увеличивается расход горючего. В той ситуации, когда повреждения касаются системы охлаждения или смазки, в камеру сгорания в ДВС может попасть рабочая жидкость, а это может привести к поломке мотора.

Не стоит исключать вероятность попадания масло в систему охлаждения или обратную ситуацию. Данная неисправность требует немедленного внимания, поскольку может привести к перегреву двигателя внутреннего сгорания, что ускорит износ запчастей и приведёт к заклиниванию мотора.

Соблюдать алгоритм протяжки ГБЦ следует для того, чтобы защитить блок цилиндров от мокроты, которая объясняется утечкой моторного масла.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

болтов головки блока цилиндров, клапанной крышки, форсунок и т.д.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ

Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из важнейших узлов автомобиля. Она закрывает блок цилиндров. В ней расположены распределительные валы, клапанные крышки и другие детали газораспределительного механизма. На ГБЦ постоянно воздействуют огромные переменные силы давления и температуры. Поэтому к её резьбовому креплению предъявляются особые требования.

Головка блока постоянно должна испытывать силу сжатия, которая задаётся определённым моментом затяжки резьбового крепления. Для того чтобы сила сжатия была равномерно распределена по поверхностям стыка головки с блоком цилиндров предусмотрено большое количество стяжных болтов или шпилек с гайками. Равномерность прижатия ГБЦ к блоку цилиндров обеспечивается определённой схемой порядка затяжки резьбовых соединений. Для уплотнения стыка используется прокладка головки блока, сделанная из особого материала, устойчивого к высокой температуре. При затяжке крепления головки она даёт усадку в тысячные доли миллиметра, что обеспечивает надёжную герметизацию стыка.

Соблюдения правильного порядка затяжки болтов ГБК гарантирует правильность её прижатия к блоку цилиндров

Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

Если затяжка резьбовых соединений головки блока ведётся с превышением усилия от номинального, то сила растяжения, которая воздействует на болт или шпильку, начнёт разрушать резьбу в блоке или вытягивать тело крепёжного элемента. Наступает так называемый момент текучести, когда при дальнейшем увеличении силы затяжки сила прижатия начнёт уменьшаться. Итог: быстрое прогорание прокладки в месте наихудшего сжатия.

Если же резьба в отверстиях блока будет сильно повреждена, то она уже не сможет обеспечить необходимое прижатие головки при правильном моменте затяжки. Её потребуется восстанавливать, а это дополнительные затраты. Опытные ремонтники мотористы на практике чувствуют предельную силу затяжки, которую может выдержать резьбовое соединение. Они никогда не допустят дефектов от перетяжки болтов или гаек.

Работа динамометрическим ключом

Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

Если крепление головки выполняется с минимальным усилием, то это приведёт к слабому прижатию её к поверхности блока цилиндров. Между прокладкой и прилегающими к ней плоскостями блока и головки образуются микроскопические зазоры, которые обязательно приведут к прогоранию уплотняющего материала.

Проверка плосткости головки блока специальной линейкой

Недостаточная затяжка болтов крепления не обеспечивает нормального прилегания головки, что может вызвать коробление её стыковой поверхности.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:

  • неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
  • срыв ниток резьбы;
  • механическое разрушение тела болта;
  • проворачивание граней у гайки или головки болта;
  • разрушение гравёрных шайб.

Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров. Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.

Какое усилие нужно прикладывать

Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.

По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:

  • Нерегулируемые с постоянным моментом затяжки. Они применяются для затяжки ГБЦ на конвейерах при сборке двигателей. Их достоинства — высокая надёжность.
  • Регулируемые на предельный момент затяжки. Это так называемые трещотки с возможностью установки определённого момента затяжки. При достижении этого усилия трещотка срабатывает, и дальнейшее закручивание становится невозможным. Трещоточная насадка часто оснащается реверсом. В этом случае ей можно не только закручивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещоткой комплектуются многие наборы головок.
  • Со шкалой и стрелкой. Таким ключом можно вести затяжку резьбовых соединений с разными усилиями. Главные условия: нужно много свободного места и возможность удобного наблюдения за шкалой. Входит в набор инструментов слесарей-мотористов.
  • Цифровая индикация в компактном приборе, измеряющем приложенное усилие. Очень точный, надёжный, удобный в работе инструмент. С его помощью можно затягивать болты крепления головки блока с точностью до сотых долей Нм непосредственно на двигателе автомобиля.
  • Комбинация выставляемого усилия затяжки с контролем по цифровой или стрелочной индикации. Такие ключи защищают резьбу от прикладывания чрезмерного усилия затяжки, одновременно позволяя контролировать величину момента с помощью прибора индикации.

Фотогалерея: виды динамометрических ключей

Общие правила затяжки креплений головки блока

У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:

  1. Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
  2. Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
  3. Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
  4. Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
  5. Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
  6. В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
  7. Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
  8. Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.

Как сделать динамометрический ключ своими руками

Чтобы самостоятельно смастерить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать его устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырёхгранник под головку с воротком, в который встроен динамометр.

Динамометрический ключ несложно сделать своими руками

Для работы вам понадобятся:

  • вороток;
  • ручной динамометр с пределом взвешивания 35–40 кг;
  • удлинитель;
  • таблица предельных усилий для затяжки крепления ГБЦ.

Усилие затяжки в таблице приводится в Нм (Ньютон-метрах), а динамометр измеряет вес в кг. Поэтому сначала нужно разобраться с числами.

Длина воротка постоянна. Её легко измерить. Если в таблице предельное усилие равно 30 Нм, а длина воротка равна 0,3 м, то усилие, показываемое динамометром, должно равняться 30 : 0,3 = 100 Н.

Один кг равняется 10 ньютон. Следовательно, прибор должен фиксировать усилие, равное 10 кг.

Чтобы сделать усилие меньше, нужно длину воротка увеличить. Для этого воспользоваться удлинителем. А дальше всё просто. На конце удлинителя сверлим дырку для верхнего крючка безмена. За нижний конец весов тянем до достижения нужного усилия.

Момент затяжки и порядок затяжки болтов ГБЦ

Разным моделям двигателей требуются различные усилия для затяжки головки блока. Имеются различия и в порядке затягивания болтов крепления. Все эти сведения указаны в паспорте двигателя. Ещё раз подчеркнём важность правильного выполнения затяжки и соблюдения величины её момента.

Порядок затяжки болтов крепления ГБЦ

Начинается затяжка крепления ГБЦ всегда со средних болтов. Это правило нужно соблюдать потому, что необходимо обеспечить наиболее плотное прилегание сопрягающих поверхностей. Каждая ГБЦ клапанного двигателя должна быть установлена без перекосов и ненужного напряжения металла. Затяжка резьбовых соединений обязательно делается в несколько заходов. Важно соблюдать постоянство усилия для каждого болта в каждом заходе.

Предельные крутящие моменты для болтов

Можно ли правильно затянуть резьбовые соединения ГБЦ без динамометрического ключа

Затягивать резьбовые соединения при отсутствии соответствующего оборудования категорически не стоит автолюбителям, которые решили самостоятельно поменять прокладку головки блока или притереть клапаны.

Динамометрическим ключом не всегда пользуются при затяжке опытные слесаря-ремонтники, которые способны почувствовать на практике предел прочности любого болта. Но такая способность приходит не сразу. Для этого нужно поработать динамометрическими ключами несколько лет.

Но даже специалисты с большим стажем болты крепления головки блока цилиндров на дорогих марках легковых автомобилей затягивают динамометрическим ключом, потому что эта операция напрямую влияет на долговечность работы силового агрегата. В экстренной ситуации, когда нет возможности воспользоваться динамометрическим ключом, можно применить вариант с механическим или электронным кантором. В приведённом ниже видео опытный слесарь объясняет зрителям, как можно правильно затянуть головку блока цилиндров без ключа. При этом стоит иметь в виду, что правильность выполнения работ стоит проверить с помощью угломера.

Видео: как проверить затяжку головки блока цилиндров

Затяжка болтов крепления ГБЦ на автомобилях с пробегом — дело ответственное, трудное, специфическое. Ответственное, потому что от правильной затяжки зависит нормальная и долговечная работа двигателя. Трудное, поскольку эту работу выполнять не совсем удобно из-за тесноты и недостаточной обзорности. Специфическое — потому что нужно болты подтягивать в несколько заходов, по определённой схеме, с помощью специального динамометрического инструмента.

Головка блока цилиндров: чем важен момент затяжки болтов

Головка блока цилиндров, чье название часто сокращают до аббревиатуры “ГБЦ”,  защищает двигатель, камеры сгорания, ГРМ и свечи. В ее конструкции предусмотрены отверстия для заливки масла и замены свечей. Между блоком цилиндров и головкой проложена прокладка, которая служит для герметизации соединения.

Узнать больше о конструкции ГБЦ, функциях и наиболее часто встречающихся поломках можно на сайте etlib.ru.

Пример моментов затяжки болтов ГБЦ из мануала

Для ремонта или замены практически любой детали авто (за редкими исключениями), приходится откручивать гайки, винты, болты и тому подобное. Об этом не часто вспоминают, но многие важные узлы имеют правильные моменты затяжки болтов. Для разных авто они отличаются, поэтому всегда прописаны в дополнении к руководству по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Казалось бы, что такого? Затянул плотненько и делов то. Но не все так просто. Особенно, если речь идет о моменте затяжки болтов головки блока цилиндров — тут эта, вроде бы “ерундовина”, может значительно повлиять на работу всего силового аппарата.

Если водитель сам занимается столь серьезным ремонтом, что приходится снимать ГБЦ, он просто обязан учитывать такой нюанс, как момент затяжки. Безразличие к этом вопросу может быть только у тех, кто отдает свою машину на ремонт в сервис.

Впрочем, адептам ремонта своими руками обольщаться и полагаться на опыт в этом деле тоже не стоит, если есть практические знания снятия/установки ГБЦ на каком-нибудь древнем изделии отечественного автопрома — отнюдь не факт, что пригодятся при аналогичной процедуре на современной иномарке. Поэтому предварительно стоит изучить документацию, узнать нюансы и обязательно — момент затяжки болтов.

Чем чреват неправильный момент затяжки болтов ГБЦ? К примеру, повреждениями прокладки — если одни болты головки будут затянуты слишком слабо, а другие слишком сильно, прокладка не будет выполнять свои обязанности по уплотнению, быстрее износится и прогорит.

Регулировка затяжки болтов здесь будет актуальной и при обнаружении подтеков масла, следов влаги и конденсата в местах соприкосновения ГБЦ с блоком. В таком случае затяжку нужно привести в норму, ориентируясь на данные мануала и динамометрического ключа. Момент затяжки может нарушаться при сильном перегреве двигателя и нарушении параметров формфактора блока цилиндров, но это одной регулировкой не исправить.

Подтек масла из под ГБЦ

Что касается периодичности регулировки затяжки болтов ГБЦ, то здесь никаких предписаний нет. Хотя особо рьяные мастера предпочитают контролировать момент затяжки каждую 1000 км пробега, внося коррективы по мере необходимости.

А вот здесь вы можете прочитать о непосредственном впрыске и ГБО.

момент затяжки, схема и пошаговая инструкция, применяемые инструменты

На чтение 5 мин. Просмотров 2.3k. Обновлено

Герметизация камеры сгорания обеспечивается головкой блока цилиндров. Этот элемент представляет собой основу устройства газораспределения. Регулировка узла производится с определенным моментом затяжки болтов ГБЦ, чтобы предотвратить прогорание прокладки. В то же время недостаток герметичности приводит к растрескиванию корпуса.

Что такое момент затяжки

Перед тем как приступать к затяжке болтов и прочих крепежных материалов, следует разобраться в определении. Моментом затяжки называется усилие, прикладываемое к резьбовому соединению. Данная сила вступает в действие во время закручивания крепежного элемента. Если характеризовать момент затяжки профессиональным языком, то это величина, которая оказывает вращательное действие на твердое тело.

Особенность момента затяжки заключается в том, что это одна из важнейших величин в функционировании силовых агрегатов и прочих узлов. Все специалисты станций сервисного обслуживания и просто владельцы автомобилей стараются придерживаться точности затяжки.

Почему важна затяжка с определенным усилием

Для надежной эксплуатации транспортного средства необходимо соблюдать определенный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. При возникновении ошибок агрегат начинает работать неправильно, что в результате приводит к всевозможным поломкам. К примеру, если крепежи закручиваются с меньшим усилием, то постоянная вибрация будет ослаблять резьбовое соединение. Из-за этого уровень герметичности между деталями не будет соблюден.

Точно такая же проблема может возникнуть и в случае, если к болтам и гайкам будет приложено слишком большое усилие. После этого с большой вероятностью резьбовое соединение будет нарушено, либо срыв резьбы произойдет уже в процессе эксплуатации транспорта. Чтобы избежать критических поломок, необходимо следить за усилиями затяжки относительно класса прочности и размеров метиза.

Динамометрический ключ и его виды

Для обеспечения необходимой силы затяжки используют динамометрические ключи. Эти приспособления рассчитаны на предельные нагрузки, поэтому не стоит переживать о возможности выхода из строя ключа.

Основной характеристикой динамометрических ключей является их способность передавать максимально точный момент силы к метизам. Бывают разные типы устройств:

  • стрелочный;
  • предельный;
  • цифровой.

Первый вариант можно назвать самым простым приспособлением. Стрелочный ключ работает за счет изгиба рычага, на котором установлена специальная шкала измерения момента. Преимуществом такого устройства является низкая цена и возможность затяжки в обе стороны, так как шкала рассчитана на двустороннее измерение.

Второй вариант – предельный ключ – характеризуется наличием пружинного механизма. Конструкция устроена таким образом, что на ключе можно выставить оптимальный крутящий момент и эффективно передать его на метиз. Также присутствует храповой механизм. При необходимом значении трещотка блокируется, и усилие ограничивается достигнутым моментом.

Третий вариант стоит дороже всех остальных, однако, демонстрирует отличные измерительные характеристики. Электронная составляющая позволяет достичь минимальной погрешности в процессе затяжки.

Можно выделить еще несколько достоинств:

  • отображение крутящего момента на небольшом дисплее;
  • световое обозначение;
  • измерение крутящего момента у предварительно монтированного метиза;
  • не нужна регулировка;
  • удобная эксплуатация за счет трещотки;
  • память для сохранения данных о моменте.

Единицы измерения прилагаемого усилия

Для обозначения усилия в качестве основной величины используется Паскаль. Международная система характеризует усилие затяжки болта как единицу механического напряжения или давления. Паскаль равен давлению, которое устанавливается силой в 1 ньютон, распространяющейся по плоской поверхности в 1 м².

Моменты затяжки резьбовых соединений различных деталей двигателя автомобиля

В различных элементах двигателя используется разные моменты затяжек. Величина зависит от размеров и прочности крепежа. К примеру, болт фиксации шкива распределительного вала имеет резьбу M10. Следовательно, момент затяжки должен быть 68,0-85,0 Нм.

Резьба болта маховика имеет значение M10×1,25 – то есть затяжка должна составлять 62,0-87,0 Нм.

Затяжка шатунных болтов немного отличается от фиксации коренных вкладышей, поскольку значение должно быть меньше. Момент фиксации шатунных крепежей в среднем равен 43,0-53,0 Нм.

Порядок затяжки резьбовых соединений

Правильность фиксации основных деталей зависит от многих факторов. Однако основным критерием принято считать порядок затяжки всех болтов головки.

На конструкции головки ГБЦ присутствует два ряда винтов, которые располагаются параллельно камере сгорания. Порядок действий – от первого цилиндра к последнему. Правильный порядок выглядит следующим образом:

  • Центральные болты (2 шт.) левого и правого рядов. Четырехцилиндровые агрегаты оборудованы данными элементами между 2 и 3 цилиндрами.
  • 2 крепежа, расположенные слева от центра.
  • 2 винта справа от центра.
  • 2 крепежа слева в двух рядах.
  • 2 болта справа в двух рядах.
  • Момент составляет до 1 кгс×м.

Моменты затяжек колесных гаек и болтов

Особое значение имеет соблюдение момента затяжки колесных болтов и гаек.

При монтаже применяйте только те метизы, которые соответствуют указанным нормам.

На разных моделях авто используются различные моменты. К примеру, на машинах марки Audi используется момент в 120 Нм. На транспортных средствах немецкого производства компании BMW крутящий момент равен 100-140 Нм.

Бренды Daewoo и Chevrolet предлагают усилие в 108-120 Нм.

Последствия неправильной затяжки болтов ГБЦ и других деталей двигателя

Несоблюдение моментов приведет к прорыву прокладки и дальнейшему протеканию охлаждающей жидкости. В результате владельцам придется выполнять капитальный ремонт силового агрегата. Неправильный момент затяжки вкладышей будет причиной их проворота. А недостаточное усилие при монтаже колес и вовсе приведет к аварийной ситуации.

Нет. Требуются дополнительные ответы. Сейчас спрошу в комментариях.

38.23%

Частично.  Еще остались вопросы.  Сейчас отпишусь в комментариях.

16.2%

Показать результаты

Проголосовало: 531

Оцените полезность статьи, нам будет приятно 🙂

Зачётно520Не очень252

Установка головки блока цилиндров – Бензиновые двигатели серии JZ – Toyota MARK II & CHASER & CRESTA

  • Проверьте болты крепления головки блока цилиндров. Измерьте диаметр болта на расстоянии 50 мм от головки болта.
    Номинальный диаметр 10,8 -11,0 мм
    Минимальный диаметр 10,7 мм
  • Установите головку блока цилиндров:
    • Установите новую прокладку головки блока цилиндров, как показано на рисунке.
    • Заверните болты крепления головки блока цилиндров.
      Примечание: Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа. Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндров сломан или деформирован, замените его.
      Нанесите тонкий спой моторного масла на резьбу и под головки болтов. Установите 10 болтов крепления головки блока цилиндров и шайбы и равномерно затяните болты в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности. Момент затяжки — 35 Н*м. Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.
    • Нанесите метки краской на переднюю часть болтов крепления.
    • Затяните болты головки блока цилиндров на 90°, в указанной выше последовательности.
    • Доверните болты еще на 90°.
    • Проверьте, что нанесенная краской метка повернулась на 180 от первоначального положения.
  • Установите распределительные валы:
  • Проверьте и отрегулируйте, при необходимости, зазор в приводе клапанов.
  • Подсоедините масляную трубку №1.
  • Установите шкивы распределительных валов:
    • Совместите штифт распределительного вала с отверстием под штифт и установите зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов от руки до его полной посадки.
    • Проверьте, чтобы зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов легко поворачивался на 30°.
    • Зафиксируйте шестигранную часть распределительного вала ключом и затяните болт крепления.
  • Установите крышки головки блока цилиндров.
  • Установите ремень привода ГРМ.

Установка ГБЦ двигателей 1JZ-GE, 1JZ-GTE, 2JZ-GE : https://toyota.service-manual.company/benzinovie-dvigateli-serii-jz/ustanovka-golovki-bloka-cilindrov/

Момент зятяжки болтов ГБЦ

Сегодня рассмотрим очень важную тему – Момент затяжки болтов ГБЦ. Головка блока цилиндров притягивается к самому блоку большим количеством болтов, поэтому очень важно не только затягивать все болты по порядку, но и еще с правильным усилием. В статье «Порядок затяжки болтов», я приводил схему и порядок протяжки болтов. Сегодня будем рассматривать усилие.

Замена прокладки ГБЦ, да и вообще снятие – установка головки, процесс сложный и трудоёмкий. Неверный момент затяжки болтов ГБЦ может привести к неприятным последствиям в виде выхода из строя прокладки, сорванной резьбы или оборванного болта. Чтобы этого не случилось и потом не пришлось исправлять ошибки, нужно подойти к вопросу серьёзно. В интернете можно найти много способов, как определить можно использовать болты повторно или нет, но я рекомендую прибрести новые, так как большинство болтов ГБЦ, как и карданных, рассчитаны только на одноразовое использование.

Рассмотрим основные методы затяжки болтов ГЦБ.

Обычными ключами

В некоторых источниках рекомендуется тянуть болты до начала текучести. Я не сторонник такого метода. Обычными ключами можно легко почувствовать эту самую текучесть болта (Вы не увеличиваете усилие, а головка болта продолжает поворачиваться за счет деформации). Попробую перечислить достоинства и недостатки метода:

+ Доступно. Рожковые, накидные ключи, или набор головок с воротком может найти каждый.

+ Не требуется особых навыков.

— На первых этапах протяжки не обеспечить равномерное усилие болтов.

— Можно оборвать резьбу или болт. Пытаться определить начало текучести материала – сомнительное занятие.

Затяжка динамометрическим ключом

Тут уже появляется хоть какая-то ясность и определенность, усилие затяжки уже можно измерять в цифрах, а не по ощущениям. Стоит отметить, что затягивать динамометрических ключом следует в 3 этапа, об этом я писал в статье «Порядок затяжки болтов» и поворачивать ключ плавно, без остановок и рывков. Не забываем и про погрешность ключа. Самые простые ключи дают погрешность до 10% (стрелочные), трещотки около 5%, электронные самую низкую. В процессе эксплуатации ключа, его погрешность только увеличивается. Отличается ли момент затяжки болтов ГБЦ ВАЗ (бензиновый) от момента затяжки болтов ГБЦ дизеля иномарки при одинаковой резьбе? Вопрос спорный. Сложно найти моменты затяжки болтов для разных двигателей. Кто-то советует ориентироваться на стандартный момент затяжки болтов, кто-то категорически этого не советует. В каких-то мануалах по ремонту они прописаны, а в каких-то нет. Плюсы и минусы метода:

+ Можно контролировать усилие затяжки.

+ Обеспечивается равномерная затяжка болтов на всех этапах.

— Динамометрический ключ есть не у каждого.

— Невозможно определить реальную погрешность б/у ключа.

— На момент затяжки влияет ряд факторов: а) Качество резьбы. Рекомендую использовать новые болты и убедиться, что в резьбовых отверстиях резьба непокрыта коррозией или еще чем-то. б) Трение в резьбе и под головкой болта. Рекомендуется слегка смазать резьбу болта и под головкой. Не в коем случаи не надо пытаться смазать резьбу в отверстии в) и другие факторы.

— Сложно найти требуемый момент затяжки для конкретного двигателя. В конце статьи я приведу несколько примеров, в частности момент затяжки болтов ГБВ ВАЗ 2114 и некоторых других отечественных автомобилей.

Комбинированная затяжка

Исходя из достоинств и недостатков простой затяжки и затяжки с использованием динамометрического ключа, все популярнее становится комбинированная затяжка. Иногда её называют затяжкой с доворотом на угол. Суть этого метода заключается в том, что изначально болт затягивается динамометрическим ключом на какой-то момент, а потом поворачивается обычным ключом на определенный угол. В зависимости от узла и производителя, угол поворота может составлять от 90 до 360 градусов. Производитель иногда указывает низкий момент, при котором еще трение резьбы и головки болта практически не вносят свои коррективы, а затем указывает довернуть болт на большой угол. Некоторый механики берут стандартный момент затяжки болтов и затем докручивают каждый болт на 90 градусов. Лучше опираться на значения, указанные производителями.

+ Максимально точная и равномерная затяжка.

+ Уменьшает влияние погрешности динамометрического ключа.

+ Сложность и доступность такая же, как и при использовании динамометрического ключа, но точность выше.

— Динамометрический ключ необходим.

— Если производителем в руководстве по ремонту указан такой метод затяжки, то болты однозначно надо менять или проверять их годность по длине.

— Опять же не так просто найти момент затяжки.

В заключение привожу таблицу с некоторыми указанными моментами затяжки болтов ГБЦ.

Если для Вашей машины в таблице не указан момент, то советую искать руководство по ремонту или каталог запасных частей (в них тоже иногда указывают моменты затяжки), или же искать на форумах. Иногда такую информацию Вам могут предоставить в крупных магазинах запчастей, так как там работают по каталогам и мануалам по ремонту.

Интересные темы САПР

Установка ГБЦ Камаз- момент затяжки

Снятие установка ГБЦ на автомобиле Камаз происходит довольно часто. По причинам связанным с неисправностями двигателя. Причины могут быть самые разные. Прорыв газов через уплотнительное кольцо. Прогорание клапанов. Утечка охлаждающей жидкости через уплотнения в гильзах. Утечка охлаждающей жидкости через уплотнения между ГБЦ и блоком двигателя. Замена вкладышей. Их рекомендуют менять через каждые 125000 км. И так далее.

Содержание статьи:

Снятие ГБЦ Камаз

Снятие  гбц начинается стого что необходимо снизить уровень охлаждающей жидкости в системе. Для этого достаточно слить 10- 15 литов жидкости. Затем откручиваются  коллектора впускной, водяной выпускной.

Выпускной коллектор

Выпускной коллектор на двигателе евро прикручен непосредственно к головкам через прокладки. Трудность его снятия заключается в том что иногда не удаётся  открутить болты. Для этого необходимо применять усилие. А сами болты легко обламываются. Если резьба прикипела. И понять когда болт начинает ломаться очень тяжело. Поэтому  необходимо при возникновении усилия постоянно проверять, что болт откручивается а не заламывается. При откручивании  и возникновении усилия провернуть болт в обратную сторону. Это делать необходимо постоянно потому что болты обламываются практически не заметно. Впускной коллектор полностью снимать не нужно достаточно того что он отойдет немного от головок. Потом просто необходимо будет подставить прокладки между ним и головками

Водяной и впускной коллектора

Прежде чем снимать водяной и впускной коллектор необходимо открутить трубки высокого давления от ТНВД и форсунок. Трубки потом следует устанавливать на свои места . Путать их не желательно потов очень тяжело будет их подобрать по местам где они стояли. Лучше всего их положить в отдельное место по порядку. Сложность снятия коллекторов заключается в неудобстве раскручивания крепёжных болтов. Проще снять компрессор. Он не очень сложно устанавливается а заодно поменять на нем уплотнительные резинки. Но если очень постараться, то компрессор можно и не трогать.

После того как коллектора удалены  откручиваются  клапанные крышки. Снимать их желательно. Потому что прежде чем вытаскивать головки требуется вынуть штанги толкателей. Если снимать головки со штангами, они могут упасть внутрь двигателя и достать будет тяжело. Сняв клапанные крышки следует раскрутить крепление коромысел. Они прикручены двумя гайками на шпильках. Предварительно необходимо разогнуть концы стопорной пластины. Коромысла снимаются со шпилек и вынимаются штанги толкателей клапанов.

Болты головки блока цилиндров

Болты крепления головки блока цилиндров необходимо раскручивать поочередно согласно схемы затяжки ГБЦ. Поэтапно в несколько приёмом. Если сразу ослабить один из болтов то это может вызвать перепад натяжения болтов такт остальные будут находиться в напряжение. Это может привести в дальнейшем к обрыву головки крепежного болта. На камазах это болезнь. Незначительный перекос приводит к обрыву болта. Поэтому и нужно раскручивать болты в несколько приёмов. Собственно говоря  также как их затягивали. После того как болты раскручены головки можно снимать.

Осмотр головки

Прежде чем произвести установку ГБЦ Камаз на место после проведенного ремонта их обязательно необходимо осмотреть. По следующим причинам.

Состояние компрессионного кольца

Газовое компрессионное кольцо может просесть. Или появится люфт и кольцо будет двигаться на своем месте. В результате того что разбито посадочное место. На это обязательно необходимо обратить внимание. Кольцо должно выступать выше уровня головки  0,122-0,230 мм и разность показаний замеров по длине кольца не должна превышать 0,08 мм. В противном случае кольцо необходимо поменять. Для его снятия предусмотрены пазы с помощью которых кольцо можно вынуть с посадочного места.

Седла клапанов

Второе на что обязательно необходимо обратить внимание это состояние седел клапанов. на седлах может образоваться трещина. Или седло может просесть в своем посадочном месте и разболтаться. Для того чтобы в это убедиться необходимо распрячь клапана. Также возможно образование выработки в направляющих втулках клапанов. С этим разобраться сложнее. Замена направляющих на головках автомобиля камаз сложная задача. Они очень тяжело выпрессовываются. Делать это самостоятельно не  советую. Специалисты не охотно берутся за ремонт камазовских головок. Именно по этой причине. И назначают цену немного менее, чем стоит новая головка. Поэтому здесь горячиться не нужно. Если люфт небольшой, то направляющие лучше не трогать. Попробовать установить новые клапана . Если люфт все равно большой попробовать найти другие головки. Это будет дешевле и надёжнее.

Притирка клапанов

Клапана желательно очистить от нагара и притереть. Клапана притирают при помощи дрели. Соединение дрели с клапаном не должно быть жестким. Желательно использовать резиновый шланг. Он быстро выходит из строя и его приходится менять но это того стоит. При жестком соединение возможна не правильная посадка клапана в седло. В момент соединение клапана с седлом должен происходить удар клапана и его одновременное проворачивание.

Правильная притирка клапанов считается при помощи коловорота со стороны шляпки клапана. При этом с обратной стороны необходимо установить слабую пружину что бы клапан отрывался от седла. Это самый надёжный способ притирки, но очень неудобный. Потому что приходится придумывать какой то паз чтобы коловорот смог проворачивать клапан. Самый  простой способ это вырезать резиновый пятак с прорезью под коловорот. Для этого хорошо подходит транспортерная лента. И приклеить её к клапана при помощи расплавленной смолы. Это самый простой и доступный способ.

Посте притирки необходимо тщательно очистить клапана и седла от абразива который применялся при притирке. Бывали случаи когда забывали это сделать, в результате клапана с седлами приходили в негодность. Головку после притирки необходимо промыть и тщательно продуть воздухом. После этого клапана можно устанавливать на место. Предварительно требуется установить новые масло съёмные колпачки. И запрячь их в пружины при помощи съёмника клапанов.

Когда клапана установлены на место устанавливаются коромысла. После того как притянуться гайки необходимо их застопорить. Если гайки расслабятся то кронштейн вала коромысел начнет двигаться. В результате будут обламываться шпильки с определенной периодичностью.   

Установка ГБЦ Камаз

Собранную головку устанавливают на двигатель.

Установка прокладок ГБЦ

Предварительно требуется установить прокладки. Ранее каналы системы охлаждения уплотнялись так называемыми присосками. Они вставлялись в три водяных канала головки а плоская х часть была обращена к блоку двигателя. И также ставилась резиновая прокладка. По всей плоскости прилегания головки. Она выполняла роль пыльника. Что бы грязь и пыль не попадали под головки не вызывали коррозию.

На современных двигателях устанавливается плоска резиновая прокладка с металлическим каркасом. Она выполняет общую роль как прокладки охлаждающей жидкости так и пыльника.Единственно что осталось неизменным это резиновое колечко которое ставится в выступ масленого канала. О этом колечке не в коем случае забывать нельзя. Какие прокладки лучше старого или нового образца трудно сказать. Скорее всего дело в аккуратности при сборке. И дальнейшей эксплуатации двигателя.

Установка фторопластового кольца

На двигателях оснащенных турбокомпрессорами дополнительно устанавливается фторопластовое колечко. Его необходимо аккуратно установить внутрь компрессионного (газового) кольца. Так чтобы при переворачивании головки оно не смогло выпасть. Это кольцо служит дополнительным уплотнением. Что бы предостеречь прорыв газов.  из под газового кольца. Потому что турбины закачивают больший объём воздуха. Это приводит к более полному сгоранию топлива. И как следствие повышает температуру горения в камере сгорания. Дополнительное фторопластовое кольцо уплотняет соединение между головкой и гильзой.

После того как установлены прокладки необходимо вставить на свои места штанги толкателей. Делать это нужно аккуратно если штанга не попадет в своё посадочное место внутри двигателя может провалиться в в поддон и достать его без снятия поддона будет очень тяжело. Штангу необходимо вставить и после этого немного приподнять и опустить на свое место. Как бы убедиться что она стоит правильно.

Теперь необходимо одеть головку , так чтобы штанги вошли в свои каналы и уперлись в регулировочные винты коромысел. Также выступ масленого канала с надетой на нем резиновым колечком должен попасть в отверстие головки блока. Головка должна сесть на свое место без особого усилия. Если кулачки распредвала будут направлены на открытие впускного или выпускного клапана. Штанги упрутся в коромысла. И не дадут сразу плотно прижаться головке . ничего страшного. После того как вставятся болты крепления головки и будут закручиваться пружины клапанов сожмутся.  Клапана станут в открытое положение . Это не помешает притягиванию головки.

Можно. прокрутить коленчатый вал. Штанги опустятся вниз и головка плотно прижмется к гильзе. Самое важное на начальном этапе притягивания головки равномерно её выставить по плоскости гильзы. Если какой то болт сильнее будет притянут. То получится рычаг. И после того как будет притягиваться противоположный болт возникнет большое усилие которое может привести к отрыву головки болта. По этому первоначально нужно добиться при помощи притягивания болтов равномерного расположения головки относительно гильзы. Протяжку болтов необходимо провести с помощью динамометрического ключа.

Затяжка ГБЦ Камаз

 Схеме протяжки выглядит следующим образом   

Крест на крест протягиваются противоположные болты.

Момент затяжки ГБЦ Камаз

Затяжка производится при помощи динамометрического ключа

Первый момент  затяжки гбц  составляет  40 Н-м. протяжка производится согласно показанной выше схемы 

Момент второй затяжки гбц    составляет 120-150 Н-м

Третья окончательная затяжка производится моментом  190-210 Н-м

Чтобы более равномерно установить головку ГБЦ , коромысла на них можно сразу не устанавливать. Сначала притянуть головки. Потом аккуратно установить штанги и после этого установить и притянуть коромысла. И застопорить крепёжные гайки.

Регулировка клапанов

Остаётся поставить на свое место коллектора. Установка ГБЦ требует последующей регулировки клапанов. Страшна она тем . что нужно хорошо понимать как работает двигатель. Так же необходимо знать метод регулировки который предлагают конструктора. Разные двигатели имеют свою методику регулировки. Связано это с конструктивными особенностями. Всегда предлагается самый простой и удобный способ регулировки для конкретного двигателя. Способ регулировки клапанов автомобиля подробно описан в этой статье. Он подходит для всех V-образных моделей двигателей.

Какой момент необходим для затяжки головки блока цилиндров? — MVOrganizing

Какой момент необходим для затяжки головки блока цилиндров?

Если двигатель создает давление 1500 фунтов, а головка блока цилиндров имеет 8 болтов, то каждый болт должен быть затянут с крутящим моментом 187 фут-фунтов, чтобы прикрепить головку блока цилиндров к блоку.

Как узнать, выдерживают ли мои болты головки крутящий момент до предела текучести?

Вы можете определить застежку с ограничением текучести или растягивающуюся застежку по узкому стержню чуть ниже поверхности шайбы и до заправки резьбы.Болт этой конструкции предназначен для установки в пластиковом диапазоне и не может быть повторно использован после однократной затяжки.

Какой крутящий момент у головок Chevy 350?

Требования к крутящему моменту для болтов с головкой V8 Шевроле 350 кубических дюймов составляют 65 фунт-футов на болт при закреплении стандартной чугунной головки.

Нужно ли смазывать болты головки маслом?

Да, при установке болты с головкой нужно слегка смазать маслом. Вы не хотите, чтобы отверстия были заполнены маслом или чем-то еще, а только слегка смажьте резьбу и головки.Затягивание болта такого размера всухую даст неточный и недостаточный крутящий момент из-за трения головки болта о поверхность головки.

Можно ли повторно использовать болты головки Шеви 350?

Болт с головкой под головку нельзя использовать повторно, если резьба заедает или сильно повреждена. Преследование поврежденной резьбы болта с головкой с помощью штампа очистит резьбу, но также удалит материал (металл) и подорвет способность болта с головкой затягивать и удерживать в соответствии со спецификациями.

Всегда ли нужно заменять болты с головкой?

Когда категорически не следует использовать болты с головкой повторно Болты с любыми признаками повреждения, даже небольшими, никогда не должны использоваться повторно.В конечном итоге болты не только выйдут из строя, но и могут повредить головку блока цилиндров.

Поддаются ли болты с головкой Chevy 350 моментом затяжки?

GM перешла на болты с предельным крутящим моментом (TTY) в 1996 году, что требует немного другого подхода. Для двигателя LT вы затягиваете все болты с усилием 22 футо-фунта, затем поворачиваете короткие болты на 67 градусов, а длинные — на 80 градусов. Никогда не используйте повторно старые болты TTY, так как они постоянно растягиваются при затягивании.

Можно ли повторно использовать болты с головкой ARP?

Можно ли повторно использовать болты и шпильки ARP? да.Если крепежные детали установлены и затянуты правильно и не имеют видимых признаков повреждения, их можно использовать повторно. Если на них видны признаки истирания резьбы или коррозии, их следует заменить.

Сколько раз можно повторно использовать болты с головкой ARP?

Обычно болты / шпильки с определенным значением крутящего момента для затяжки можно использовать повторно, но болты, которые вы затягиваете, а затем поворачиваете на 1/4 оборота или несколько градусов, являются крутящими моментами для ослабления болтов и не должны использоваться повторно более одного раза.

Какая марка представляет собой болты ARP?

Все болты и шпильки ARP мелкозернистые — обычно ASTM 8 или более мелкие. 10 — лучший.

Можно ли повторно использовать болты с головкой 302?

Вы не можете использовать их повторно. Они растягиваются после первого использования. Получите руководство для вашего автомобиля. В руководстве будет сказано не использовать эти болты повторно, и будет указано, как правильно поступать.

Следует ли заменять болты головки при замене прокладки головки блока цилиндров?

да, вы хотите их заменить.Когда болты с головкой затягиваются, они должны растягиваться. Их заставляют растягиваться только один раз. если вы их повторно используете, у вас есть большая вероятность того, что один из них сломается, что вызовет большие проблемы.

Можно ли повторно использовать прокладки головки блока цилиндров?

Снятие головок и повторное использование прокладок — небезопасная практика. Не используйте их повторно. Прокладки уплотняют раздавливанием. Как только они сжаты и соответствуют головам / блоку, они готовы.

Какой лучший герметик для головных болтов?

Лучший герметик для болтов головки: июнь 2021 г. Отзывы и руководство по покупке

# Изображение
1 Loctite 1158514 Герметик для болтов головки и водяной рубашки, тюбик объемом 50 миллилитров Нажмите здесь, чтобы узнать цену
2 Permatex 59235 Высокотемпературный герметик для резьбы, тюбик 50 мл Нажмите здесь, чтобы узнать цену

Почему ломаются головные болты?

Усталостное разрушение происходит, когда болты не были должным образом затянуты или ослабли в течение срока службы.Если во время использования продукта на ослабленное соединение действует достаточная сила, изгибающие напряжения могут ослабить крепеж, что в конечном итоге приведет к его выходу из строя.

Следует ли подтягивать алюминиевые головки?

Головки обязательно нужно подтянуть. Алюминий немного подрастает, производитель сказал мне, что головы будут расти.

РЕШЕНО: Какие настройки крутящего момента болта ГБЦ для

ИСТОЧНИК: Mitsubishi

Ниже приводится вербатум из руководства по капитальному ремонту двигателя mitsu… Шаги 7 и 8 немного загадочны, но кажется, что после того, как вы затянете болты до 20 нм в ПРАВИЛЬНОМ ШАБЛОНЕ … затем вы затягиваете на 1/4 оборота по шаблону, а затем на последнюю 1/4 оборота. шаблон … НЕ затягивайте каждый болт до 20, 1/4, затем еще 1/4, прежде чем переходить к следующему болту, идея состоит в том, чтобы получить ДАЖЕ затягивание поперек головы, поэтому затяните ее три раза по шаблону! Теперь о словоблудии из руководства по ремонту Mitsu …

(1) При установке болтов головки блока цилиндров убедитесь, что длина стержня
каждого болта соответствует пределу.Если предел
превышен, замените болт. — Предел: Макс. 96,4 мм (3,79 дюйма)
(2) Установите шайбы.
(3) Нанесите моторное масло на резьбу болтов и шайбы.
(4) В соответствии с последовательностью затяжки затяните болты с моментом
75 Нм (54 фунт-футов).
(5) Полностью ослабьте болты.
(6) Затяните болты с моментом 20 Нм (14,5 фунт-футов).
(7) Затяните болты еще на 1/4 оборота (90 дюймов).
(8) Дополнительно затяните болты на 1/4 оборота (90 ”).

Разъяснение и демонстрация угла крутящего момента

Если вы когда-либо ремонтировали двигатель LS (среди прочего), вы сталкивались со спецификацией, называемой углом крутящего момента.Проще говоря, угол крутящего момента заменяет максимальное значение крутящего момента для крепежа на определенную величину вращения. После установки низкого базового крутящего момента, чтобы убедиться, что крепеж установлен, крепеж поворачивается на точную величину, чтобы установить конечное положение и нагрузку зажима.

Если все, что вас волнует, — это следовать руководству и двигаться дальше, посмотрите видео выше от Summit Racing, и все готово. Однако, если вам вообще интересно, что происходит на самом деле и почему измерение угла крутящего момента становится все более и более распространенным в руководствах по обслуживанию в отрасли, читайте дальше.

Почему угол затяжки?

Во-первых, нам нужно развеять распространенное заблуждение, прежде чем двигаться дальше. Хотя многие крепежные детали, обеспечивающие предел текучести, используемые производителями оригинального оборудования, требуют измерения угла затяжки, этот процесс не является специфическим для крепежа T-T-Y. Однако это удивительно точный способ растянуть болт на определенную величину, что абсолютно критично для крепежа с предельным крутящим моментом.

Поскольку мы возвращаемся к основам, давайте рассмотрим основное назначение застежки. Болт используется для удержания двух предметов вместе.В автомобильных приложениях часто существуют спецификации того, насколько плотно вы хотите, чтобы две конкретные детали скреплялись вместе. Слишком плотно, и вы рискуете повредить детали или сам крепеж. Слишком слабое крепление, недостаточная нагрузка зажима, и две части могут протекать или сдвигаться под нагрузкой.

Величина зажимной нагрузки (насколько застежка «сжимает» два объекта, которые она соединяет) определяется диаметром застежки, материалом и степенью растяжения застежки. Поскольку мы не можем измерить фактическое растяжение болта (за исключением стержневых болтов, обсуждаемых в связанной статье ниже), нам необходимо найти другой способ измерения растяжения болта.

В течение многих лет автомобильная промышленность использовала в качестве эталона значения крутящего момента. Мыслительный процесс заключался в том, что, вычисляя величину сопротивления вращению, можно было определить, какое усилие было приложено к нити. Хотя это все еще очень эффективный метод определения зажимной нагрузки, он может иметь некоторые недостатки и несоответствия.

Здесь вы можете увидеть, что используется недорогой измеритель угла крутящего момента. Нога слева удерживает корпус на месте, в то время как квадратный привод перемещает указатель при повороте гаечного ключа.

В предыдущих статьях (таких как эта и эта) мы обсуждали некоторые тонкости момента затяжки крепежа. Хотя с ними можно потеряться в траве, они иллюстрируют некоторые проблемы, связанные с использованием сопротивления застежки движению в качестве меры ее растяжения.

Несмотря на то, что существуют значения крутящего момента для «сухого» и «мокрого» крутящего момента, учитывающие отсутствие или наличие смазки резьбы, а также смазочные материалы для резьбы от таких компаний, как ARP, разработанные специально для устранения недостатков сухой резьбы или резьбы с использованием двигателя 30 Вт. масла, дело в том, что существует большое количество переменных, которые влияют на метод внешнего крутящего момента.Введите современных инженеров, которым требовался более точный способ обеспечить точное растяжение застежки.

Как работает угол крутящего момента

Чтобы объяснить, как работает угол крутящего момента, нам нужно работать в обратном направлении. Сначала инженеры определяют желаемую зажимную нагрузку для элементов. Как только они это узнают, они могут вычислить числа в зависимости от размера крепежа и материала, чтобы определить необходимое растяжение болта для достижения этой зажимной нагрузки. Отсюда просто нужно определить шаг резьбы застежки и определить, на сколько градусов необходимо повернуть застежку, чтобы растянуть ее на желаемую величину.

Хотя это кажется сложным, на самом деле все масштабные вычисления выполняются инженерами приложения заранее. Все, что вам нужно сделать, это точно установить крутящий момент первой ступени (который обычно относительно низкий, чтобы лучше выдерживать любые изменения условий), а затем правильно измерить вращение с этой точки вперед.

Для этого существуют инструменты на обоих концах ценового диапазона, от самодельных шаблонов, созданных с помощью транспортира, маркера и бумаги, до недорогих циферблатных индикаторов, которые помещаются между трещоткой и розеткой, вплоть до цифровые динамометрические ключи со встроенными угловыми датчиками.

Увидим ли мы, что измерения угла крутящего момента возьмут верх в автомобильной промышленности? Наверное, не скоро. Однако спецификации угла крутящего момента становятся все более и более распространенными, поэтому понимание и умение их правильно использовать будет ценным навыком в вашем мысленном арсенале.

Резьба крепежа SAE измеряется в нитях на дюйм. Предположим, это болт с мелкой резьбой диаметром 3/8 дюйма. Это будет означать, что на дюйм приходится 24 резьбы. Если мы разделим единицу на количество TPI, мы получим расстояние, которое болт проходит за один оборот (.0416 дюймов). Если инженеры подсчитали, что они хотели, чтобы болт растянулся на 0,010 дюйма сверх того, что вызвано базовой линией 15 фунт-фут, математика вычислила угол крутящего момента 86,4 градуса.

Спросите! с Джеффом Смитом: правда о показателях предела текучести и крутящем моменте крепления

В чем разница между болтом, рассчитанным на предельный крутящий момент, и болтом, предназначенным для изменения угла затяжки? Я вижу, что эти болты используются с более новыми двигателями. Это одно и то же? Я также слышал, что нельзя повторно использовать эти болты.Это правда? Спасибо

Д.Т.

Джефф Смит: Во-первых, и самое главное, давайте различим, о чем мы говорим. Ваша первая ссылка — это болт с пределом текучести. Вторая ссылка касается момента затяжки, который представляет собой не болт, а процедуру, используемую для затяжки крепежа. Итак, первое — это застежка, второе — это процесс. Что сбивает с толку, так это то, что крепежные детали TTY очень часто затягиваются методом «крутящий момент-угол».Давайте подробно рассмотрим затяжку крепежных деталей и основные различия, связанные с каждым из них. Это важно знать, если вы работаете с новыми двигателями, в которых используются другие процедуры затяжки и уникальные крепежные детали.

Давайте начнем с того, что мы пытаемся достичь, затягивая застежку. Очевидно, у нас есть два компонента, которые мы пытаемся соединить — например, головка цилиндра с блоком или крышка шатуна на шатуне . Проверенный временем подход заключался в использовании динамометрического ключа для точного определения заданной нагрузки.Рассмотрим пример затяжки болта с головкой. Величина крутящего момента, прилагаемого к крепежу , пропорциональна тому, какую нагрузку мы хотим приложить к прокладке головки, чтобы обеспечить ее герметичность. Величина крутящего момента, приложенного к головному болту, выполняет две задачи. Во-первых, он преодолевает трение между резьбой в блоке и болте, а также трение между головкой цилиндра и нижней стороной головки болта. Во-вторых, крутящий момент немного растягивает крепеж, чтобы установить и поддерживать желаемую зажимную нагрузку на прокладку.

При затяжке крепежа величина трения зависит от множества факторов. Смазка, как и моторное масло, нанесенная на резьбу и под головку болта, резко снижает количество создаваемого трения по сравнению с сухими компонентами. Использование смазки на основе молибдена также может резко изменить это значение. Инженеры компании Automotive Racing Products (ARP) обнаружили, что при использовании моторного масла величина трения изменяется, поскольку крепежная деталь затягивается в течение нескольких циклов.

Очень важно понимать, что только от 10 до 15 процентов крутящего момента, приложенного к болту, используется для создания ожидаемой зажимной нагрузки. Остальное (примерно 85 процентов) требуется для преодоления трения. Это шокирующий процент. В реальных условиях, если для болта с головкой требуется 65 фунт-футов. крутящего момента для приложения надлежащей нагрузки к прокладке головки , , то только 10 фут-фунтов. действительно нужно предварительно нагружать болт. Остальное (55 фут-фунтов) используется для преодоления трения. На самом деле это указывает на то, что использование разных смазочных материалов вызовет неконтролируемые переменные при попытке создать стабильную нагрузку, что контрпродуктивно.Если бы существовал способ устранить трение, нам нужно было бы только затянуть болты с головкой до 10 фунт-футов. и прокладка головки не будет проблемой. Это должно привлечь ваше внимание.

Это датчик угла крутящего момента, используемый на 6,0-литровом двигателе с железным блоком. Как только начальный крутящий момент достигнут, крепеж затягивается до указанного угла, например 60 или 80 градусов. В этом случае начальный крутящий момент составляет 15 фут-фунт с последующим поворотом штанги прерывателя на 80 градусов.

Требуемый предварительный натяг болта очень важен и определяется производителем болта.Для любого болта сочетание прочности его материала, диаметра, резьбы и длины играет важную роль в обеспечении надлежащего растяжения крепежа. Это желаемое растяжение представляет собой величину предварительной нагрузки, которую болт должен выдерживать и при этом возвращаться к своей исходной длине без ущерба для его прочности. Вы можете представить болт как пружину. Пока вы не растягиваете пружину слишком сильно, она всегда будет возвращаться к своей исходной форме. Если болт чрезмерно затянут и растягивается сверх своего предела, это превышает его предел текучести, что означает, что он больше не может выдерживать необходимую зажимную нагрузку и должен быть заменен.

Один из способов преодолеть огромную переменную величину трения при затяжке крепежных деталей, таких как болты с головкой, — это использовать метод, называемый углом затяжки. Это отличается от приложения простого крутящего момента. Что касается угла затяжки, первым делом необходимо установить точную начальную точку, приложив небольшой крутящий момент к болту. Например, с внутренним болтом главной крышки двигателя LS первым делом необходимо затянуть каждый болт с усилием 15 фунт-футов. На этом низком уровне трение не является основным фактором, поэтому ошибка, вызванная различными смазками, минимальна.

Второй шаг — использовать измеритель угла крутящего момента, в котором используется небольшой рычаг, соединенный с упором манометра. Когда упор упирается в твердую часть двигателя, поэтому он не двигается, шкалу можно легко установить на 0 градусов. Наконец, с помощью бруска выключателя затягивается болт, который перемещает шкалу на заданный угол — отсюда и термин «угол крутящего момента». В случае основного болта LS с предварительным натягом 15 фунт-футов угол крутящего момента для внутреннего болта составляет 80 градусов. Число градусов определяет нагрузку зажима, игнорируя фактический крутящий момент, необходимый для преодоления трения.

Таким образом, угол крутящего момента не зависит от силы трения, создаваемого трением резьбы болта под головкой. Конечно, если вы замените крепежные детали, например, на болты ARP, , то этот угол крутящего момента нельзя будет использовать, поскольку крепежные детали ARP изготовлены из гораздо более прочной стали. Вместо этого ARP предлагает определенный крутящий момент, а также собственную смазку для резьбы ARP Ultra-Torque. Использование этой смазки создает гораздо более точное и повторяемое количество трения.Это создает гораздо более точную зажимную нагрузку.

Другой переменной, которая напрямую влияет на нормальные значения крутящего момента, является точность динамометрического ключа. Обычно динамометрический ключ обеспечивает максимальную точность только в одном конкретном диапазоне крутящего момента. Именно так калибруется динамометрический ключ. Легко понять, какие большие проблемы может создать гаечный ключ, который затягивает крепежные детали примерно на 8–10 фут-фунтов. когда спецификация требует 65 фут-фунтов.

Крепежные детали

«Крутящий момент до текучести» (TTY) — это крепежные детали совершенно другого типа, которые вошли в моду с двигателями 21 st Century.Эти крепежные детали обычно затягиваются на место с использованием метода крутящего момента и угла, но на этом сходство заканчивается. Крепежные элементы TTY рассчитаны на растяжение до определенного предела текучести и не превышают этот предел нагрузки зажима. Это имеет тенденцию стабилизировать нагрузку на прокладку головки блока цилиндров, например, когда двигатель холодный, а затем он нагревается — особенно если двигатель полностью алюминиевый, где рост материала вызывает беспокойство.

Этот график от Federal-Mogul показывает, почему при правильном использовании крепежные детали TTY могут быть гораздо более эффективными и выдерживать лучшую нагрузку, чем обычные застежки.Мы не знаем ни одного способа идентифицировать застежку телетайпа, взглянув на нее.

Однако эта потенциально более постоянная зажимная нагрузка имеет свою цену, поскольку болты TTY предназначены только для одноразового использования. Например, болты головки двигателя GM LS представляют собой крепежные детали для телетайпа, которые можно использовать только один раз. Если головки сняты, необходимо использовать новые болты для обеспечения надлежащей нагрузки.

Итак, цель всего этого, помимо обучения вас крепежным деталям, заключается в том, что любой болт можно затянуть с указанием угла затяжки, но это не означает, что это обязательно болт TTY.Также не следует предполагать, что крепеж TTY всегда будет затягиваться методом крутящего момента. В 21 st Century двигатели стали намного сложнее, в том числе и то, как они собираются. Простая спецификация крутящего момента не мертва, но есть различные способы установить нагрузку, которые могут быть гораздо более точными.

Автор: Джефф Смит Джефф Смит страстно увлекался автомобилями с тех пор, как в 10 лет начал работать на заправке своего деда.После окончания Университета штата Айова со степенью журналистики в 1978 году он объединил свои две страсти: автомобили и писательство. Смит начал писать для журнала Car Craft в 1979 году и стал редактором в 1984 году. В 1987 году он взял на себя роль редактора журнала Hot Rod, прежде чем вернулся к своей первой любви к написанию технических рассказов. С 2003 года Джефф занимал различные должности в Car Craft (включая редактора), написал книги о характеристиках автомобилей Small Block Chevy и даже собрал впечатляющую коллекцию Chevelles 1965 и 1966 годов.Теперь он является постоянным автором OnAllCylinders.

Искусство затяжки болтов | РТС

Для некоторых это может быть очевидно, но для тех, кто не знает, что это избавит вас от много головной боли в будущем, правильная затяжка болтов важна для правильной герметизации прокладок и распределения давления затяжки, чтобы избежать утечек; в большинстве случаев, если вы не затягиваете в правильном порядке, прокладка обычно будет герметизировать, потому что она новая, но почти всегда выходит из строя до того, как правильно установленная прокладка начинает разрушаться.

Если вы работаете с чем-то, что имеет несколько болтов, ключ заключается в том, чтобы затянуть болт, противоположный тому, который вы только что закончили затягивать .

Возьмем, к примеру, последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров для 6-цилиндрового двигателя M20 в E30.

По последовательности чисел вы можете видеть, что, начиная с нижнего центра, вы идете в противоположном направлении, затем, когда вы идете к внешней стороне, вы следуете тому же процессу, и интуитивно я думаю, вы можете понять, что голова будет сжиматься равномерно, если вы будете следовать этому процесс.

Но это еще не все, вы все равно не хотите чрезмерно затягивать одну конкретную точку, прежде чем затянуть остальные одинаково. Вот почему во многих случаях затяжку болтов необходимо производить поэтапно. Возьмем тот же м20, вот этапы:

до 1989 года m20 собирались с помощью болтов с шестигранной головкой, затем болтов с шестигранной головкой, где использовались, если вы работаете с двигателем, вы должны заменить болты с шестигранной головкой болтами с шестигранной головкой (болты с шестигранной головкой и все болты с головкой в ​​любом случае используются один раз). Процедура затяжки объясняет, что для первого этапа вы следуете последовательности затяжки, показанной на рисунке 1, и затягиваете все болты до 22 фут-фунт, затем вы начинаете последовательность заново, начиная с положения 1, и выполняете этап 2, поворачивая каждый болт на 90 градусов, наконец. Третий этап — снова начиная с позиции 1, вы снова затягиваете каждый болт на 90 градусов.поэтому в конце затяжки всех болтов каждый болт будет затянут на 22 фунта-фунта + 180 градусов, но так, чтобы он был приложен равномерно.

Это относится не только к двигателям e30, m20 или просто двигателям, это относится ко всему, что имеет несколько точек крепления, начиная от трансмиссии и заканчивая термостатами.

Чтобы еще больше упростить, вот как каждый должен затягивать свои колесные гайки / болты.

Эта запись была опубликована 29 января 2011 г. в 18:10 и находится в разделе «Сделай сам, интересное».Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через канал RSS 2.0.

Болты с головкой и шпильки с головкой

Выбор того, использовать ли болты с головкой или шпильки с головкой в ​​автомобильном двигателе, может быть важным решением, влияющим на способ движения автомобиля. Хотя они оба являются крепежными элементами и якобы выполняют схожую функцию, есть несколько различий, которые делают шпильки и болты отличными друг от друга.

Шпильки головки и болты головки

Например, болты обычно имеют частичную или полную резьбу, в то время как шпильки обычно имеют резьбу на обоих концах и часто имеют нерезьбовую среднюю часть вала.Кроме того, у шпилек нет головки, в отличие от болтов.

При оценке различных преимуществ шпилек и болтов полезно иметь в виду ряд соображений. Важным фактором может быть простота сборки и разборки двигателя, а также давление крутящего момента, выравнивание прокладки и общая производительность двигателя. Мощность и потенциал ускорения двигателя часто определяют тип используемого крепежа головки блока цилиндров. Например, у высококлассной или гоночной модели требования к крепежу двигателя будут резко отличаться от требований к автомобилю, предназначенному для повседневного использования.

Конструкция крепления головки двигателя

Для сравнения, конструкция болта с головкой под головку имеет тенденцию к стабильности и удобству. Болты головки двигателя могут быть изготовлены в холодном состоянии для повышения их целостности и часто подвергаются термической обработке перед обработкой или нарезанием резьбы. Они обеспечивают относительно высокую прочность и долговечность и часто поставляются в комплекте с закаленными шайбами ​​или гайками. Некоторые производители производят болты с головкой и широкими фланцами, что снижает необходимость в снятии болтов или клапанного механизма при проведении технического обслуживания цилиндра.

Как и болты, шпильки с головкой также подвергаются термической обработке под высоким давлением для повышения прочности конструкции. Шпильки тщательно продуманы, чтобы сделать их концентрическими, обычно требуется серия надрезов для получения прямого сбалансированного компонента. Они могут иметь резьбу на роликах до или после термообработки, хотя резьба роликов после нагрева обеспечивает более высокую механическую прочность и устойчивость к нагрузкам в конечном продукте. Некоторые шпильки с головкой разработаны с учетом прокладки и центровки цилиндров, и они, как правило, дороже, чем эквивалентные модели болтов с головкой.

КПД крутящего момента

Во время сборки или технического обслуживания двигателя необходимо установить болт, затянув его на место. Из-за конструкции болта с головкой его необходимо повернуть в паз, чтобы зацепить резьбу и закрепить на месте. Этот процесс создает как крутящее усилие, так и вертикальное зажимное усилие, что означает, что, когда цилиндры в камере сгорания двигателя начинают накапливать нагрузку, болт будет как растягиваться, так и скручиваться. Поскольку болт должен одновременно реагировать на две разные силы, его способность удерживать головку немного снижается, и он образует менее надежное уплотнение в двигателях большой мощности.

Напротив, шпилька с головкой может быть затянута на место без какого-либо прямого зажимного усилия, приложенного посредством затяжки. Шпильку можно ввинтить в прорезь до «затяжки пальцами» или до степени затяжки вручную. После этого устанавливается головка блока цилиндров и затягивается гайка на шпильке. Крутящий момент гайки обеспечивает усилие зажима, а не крутящий момент самого крепежного элемента, и сила вращения полностью устраняется. Поскольку шпилька затягивается из расслабленного состояния, давление гайки заставляет ее растягиваться только вдоль вертикальной оси без одновременной скручивающей нагрузки.Результат — более равномерно распределенная и точная крутящая нагрузка по сравнению с болтом с головкой. В конечном итоге это означает более высокую надежность и меньшую вероятность выхода из строя прокладки головки блока цилиндров.

Головка двигателя в сборе

Одно из основных различий между головными болтами и шпильками головок связано с методами, используемыми для сборки или ремонта двигателя. Шпильки головки более высокого конца, специально разработанные с соблюдением точных допусков, способны надежно позиционировать прокладку головки и цилиндры с почти идеальным выравниванием.Эта особенность упрощает сборку двигателя с помощью шпилек. Однако болты с головкой под головку намного удобнее для разборки автомобильного двигателя или для выполнения технического обслуживания, например, для замены деталей. Многие автомобили повседневного использования имеют главные цилиндры или другие компоненты, которые выходят в моторный отсек. В соответствии с этими спецификациями болты головки позволяют снимать цилиндры без снятия всего двигателя с автомобиля, как это необходимо для шпилек головки.

Другими словами, шпильки с головкой под головку лучше подходят для высокопроизводительных автомобилей с повышенными требованиями к мощности, а болты с головкой под головку более практичны для личных, повседневных автомобилей.Поэтому было бы неверно делать вывод о том, что один тип застежки категорически превосходит другой. Скорее, предпочтение зависит от рассматриваемого автомобиля и способов его использования.

Прочие изделия для болтов

Еще из оборудования

Затяжка гаек головки цилиндров

Пожалуйста, помогите.

Я готов выполнить обслуживание 12 000 миль на моем R1150GS 2004 года, и я прочитал «Руководство по техническому обслуживанию Oilhead» (третье издание 2-25-02) и «Руководство по обслуживанию, ремонту и техническому обслуживанию Clymer BMW R1150».

Я купил этот байк, использованный 4 месяца назад, с пробегом 8 800 миль, и теперь я готов заменить жидкости, фильтры и отрегулировать клапаны.

Однако руководство Clymer в том же разделе, где обсуждается регулировка клапанов, описывает процедуру ослабления гаек головки блока цилиндров и их повторной затяжки. Порядок действий следующий: «9) На одной гайке головки блока цилиндров ослабьте ее максимум на 1/4 оборота». «10) Затяните ослабленную гайку головки блока цилиндров с предварительным крутящим моментом 20 Н * м, а затем колесом на дополнительные 180 градусов.»

Что-то здесь не так. Мои вопросы:

1) Необходима ли эта процедура для головки блока цилиндров на 12 000 миль?
2) Если необходимо, ослабьте гайку на 1/4 оборота (90 градусов ), повторно затяните его до 20 Н * м, а затем затяните еще на 180 градусов? Может ли это быть правильно?

В руководстве Oilhead не упоминается о необходимости повторной затяжки гаек головки блока цилиндров.

Я был бы признателен за любое понимание

Спасибо
______________________

hogmolly: Спасибо за информацию.У моего GS был пробег 600 миль, поэтому я не буду подтягивать головку блока цилиндров до 24k миль.
Viper6: Спасибо за отличное видео по регулировке ГБЦ и клапанов. Теперь я ЗНАЮ, что мне делать.
JimVonBaden: Спасибо за информацию, скоро я получу ваш DVD.
______________________

Ну я сделал. Оказалось, что ни один из клапанов не нуждался в регулировке (все восемь клапанов были в соответствии со спецификацией), и я не затягивал гайки ГБЦ (на всякий случай).

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *