Особенности конструкции системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, -2111
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка
Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
Он открывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2 .
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112).
Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.
В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.
При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства.
На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.
Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик.
С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.
Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
— Возможные неисправности
Диагностика
Методы устранения
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
— Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя
Осмотр.
Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см2)
Замените поврежденные детали.
Подтяните хомуты на шлангах
— Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости
Осмотр
Замените насос в сборе
— Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров
При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.
Возможно появление обильного белого дыма из глушителя. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
— Неисправен термостат
См. Снятие и проверка термостата
Замените неисправный термостат
— Низкая температура воздуха (ниже –15°С)
Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.
Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):
— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях
Горит лампа «Check еngine». Датчик и цепи проверяются омметром
Неисправный датчик замените
— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Проверка автотестером
Неисправное реле замените
— Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи
Проверьте блок или замените заведомо исправным
Замените неисправный блок
— Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора
При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать
Замените термовыключатель
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне):
— Неисправен термостат
См. Снятие и проверка термостата
Замените неисправный термостат
— Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.
На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор
Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость
— Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка
Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.
Воздух не должен выходить из-под пробки
Замените пробку и/или бачок
— Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения
— Загрязнены ячейки радиатора
Осмотр
Промойте радиатор струей воды под давлением
— Неисправен насос охлаждающей жидкости
Разберите насос, осмотрите, измерьте детали
Замените изношенные детали или насос в сборе
— Не включается электровентилятор системы охлаждения
Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).
Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
— Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки двигателя
Устраните причину нагарообразования.
Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
— Неправильная установка момента зажигания
См. Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110
Отрегулируйте угол опережения зажигания
— Неисправен коммутатор
Замените коммутатор заведомо исправным
Неисправный коммутатор замените
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера
Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.
Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ.
Корпус насоса алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.
В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя.
Насос рекомендуется заменять в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.
На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.
При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.
Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN».
В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Двигатель перегревается
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке — Долейте охлаждающую жидкость
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) — Замените термостат
Неисправен водяной насос — Проверьте насос и в случае неисправности замените
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми — Промойте снаружи сердцевину радиатора
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями — Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрической цепи датчика, выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора — Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчик, реле или электровентилятор в сборе
Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) — Замените пробку расширительного бачка
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя — Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) — Замените термостат (смотрим статью – «Замена и проверка термостата»)
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен радиатор — Замените радиатор
Негерметичен расширительный бачок — Замените расширительный бачок
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов — Подтяните хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение водяного насоса — Замените водяной насос
Повреждена уплотнительная прокладка корпуса водяного насоса — Замените уплотнительную прокладку
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой и блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) — Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом
Негерметичен радиатор отопителя — Замените радиатор отопителя
Как и чем промыть радиатор печки автомобиля.

С наступлением холодов автовладельцы очень часто обнаруживают, что система отопления работает неэффективно. На первый взгляд все правильно, но поступающий от дефлекторов воздух недостаточно теплый. Это может свидетельствовать о том, что радиатор отопителя автомобиля засорился и не способен пропустить через себя необходимый объем нагретой охлаждающей жидкости. Что делать в такой ситуации — заменить ТЭН или попытаться его отремонтировать? Не прибегайте к кардинальным мерам. Если радиатор не течет, его еще можно восстановить. Об этом далее в статье.
Содержание
- Автомобильная печка, устройство и назначение
- Не греет печка автомобиля, причины
- Инструменты, приспособления, расходные материалы
- Чем промывать радиатор автомобильной печки кислотой без снятия духовки, пошаговая инструкция
- Промывка коки радиатора Колой
- Промывка печи радиатора специальным раствором на кислотной основе
- Плюсы и минусы каждого способа, возможные риски
- Советы по недвижимости: Зачем нужно знать, из какого металла сделан радиатор
Автомобильная печка, устройство и назначение
Назначение автомобильного отопителя (в народе он называется «печка») понятно каждому – это устройство предназначено для поддержания тепла в салоне автомобиля. Но, функция отопителя чуть шире — кроме комфорта, печка нужна для того, чтобы автомобильные стекла не заливались. Такая ситуация складывается не только зимой, но и осенью, и весной, когда проблема отопителя сводится только к решению задач подобного рода.
Конструкция отопителя состоит из вентилятора, заслонки, воздуховодов, регулятора расхода жидкости, патрубков циркуляции охлаждающей жидкости, радиатора. За передней панелью находится радиатор отопителя, к которому крепятся две трубки. По ним охлаждающая жидкость и поступает в радиатор. Эта жидкость специальным насосом циркулирует как по системе охлаждения двигателя, так и по системе отопления автомобиля.
При нагреве двигателя осуществляется теплообмен. Антифриз охлаждает мотор, отбирая у него тепло. Горячий антифриз попадает в радиатор отопителя, который греется как обычная батарея. Вентилятор отопителя в это время гонит через радиатор холодный воздух. Снова происходит теплообмен – воздух охлаждает радиатор, а радиатор отдает тепло воздуху, который дует в салон. Затем охлажденный антифриз снова оказывается в моторе и охлаждает его. Эта система отопления является наиболее эффективной и распространенной.
Чтобы Салон зимой прогревался, примерно градусов 30 должно быть на выходе из печки. Такая температура не только сильно прогреет салон, но и не позволит поворачивать окна. Положение закрылка регулируется переключателем нижнего положения, расположенным на панели приборов. Эти клапаны направляют воздушные потоки в определенную сторону – лобовое стекло, ноги, лицо. Направление воздуха на лобовое стекло требуется практически постоянно. Это необходимо, чтобы в салоне возникало избыточное давление, при котором пыль и грязь не смогут попасть в салон, а стекло не будет гореть.
Печка автомобиля не греет, причины
Причинами засорения радиатора печки могут быть:
- В систему охлаждения попали химически активные вещества (топливо, масло) или различный мусор (грязь).
- Радиатор изготовлен из металла, состав которого не соответствует техническим требованиям.
- Использование некачественной охлаждающей жидкости или воды с большим количеством солей в составе.
- Долгий срок службы, в результате чего на трубках (медных или алюминиевых) откладывается своеобразная накипь.
Инструменты, приспособления, расходные материалы
- Насос или компрессор.
- Изолента.
- Два шланга.
- Зажимы.
- Емкость для слива антифриза.
- Моющее средство.
Чем промыть радиатор печки автомобиля
В этом случае параметры установлены. Некоторые используют специальные жидкости для очистки системы охлаждения, которые можно найти в любом магазине автомобильных запчастей. Другие пользуются старыми народными средствами, по эффективности не уступающими приобретенным. Рассмотрим самые распространенные средства, используемые для очистки внутренней поверхности радиатора печки:
- «Кока-Кола».
- Молочная сыворотка.
- Раствор едкого натра.
- Раствор лимонной кислоты.
- Средство для прочистки канализационных коммуникаций («Крот», «Комета», «Тир» и так далее).
- Специальное средство для промывки системы охлаждения.
Несомненно, лучше отдать предпочтение специальным средствам, состав которых способен идеально очистить каналы обогревателя, тем самым не подвергая их губительному химическому воздействию. Кухонные средства типа «комета» и «крот» вполне способны составить им конкуренцию, но гарантировать, что они не навредят, никто не может.
Как промыть печку в машине лимонной кислотой, не снимая духовку, пошаговая инструкция
При приготовлении раствора необходимо придерживаться определенного соотношения – десять литров воды на килограмм лимонной кислоты, но вполне достаточно и семи литров жидкости, и, соответственно, 700 граммов кислоты. Далее сливаем охлаждающую жидкость из системы и заливаем в нее заранее приготовленный раствор кислоты. Затем необходимо давать небольшую нагрузку (можно проехать небольшое расстояние), но, при этом, следить за температурой – она должна колебаться в пределах 70-80 градусов по Цельсию. Минут через сорок сливаем раствор, после чего хорошо промываем всю систему.
Промыть систему, залить в нее чистую воду, прогреть машину и слить. Последнюю процедуру необходимо проделать несколько раз. На последнем этапе – заливаем новую охлаждающую жидкость.
Промывка радиатора Coca Koloy
Стоит отметить, что промывка системы с помощью Coca-Cola на сегодняшний день пользуется большой популярностью. В этом случае технология аналогична описанной выше, только для прогрева мотора достаточно пяти минут. Главное, в конце не забыть пару раз промыть радиатор, так как «Кока-Кола» помимо кислоты содержит еще и сахар для полоскания.
Промывка радиаторной печи специальным раствором на кислотной основе
При использовании специальных чистящих средств, подходящих для радиатора отопителя, промывка системы отопления производится по технологии, фактически аналогичной вышеописанным методам.
Плюсы и минусы каждого способа, возможные риски
Промывка радиатора лимонной кислотой:
Преимущества — небольшая стоимость, высокая эффективность.
Недостатки — если передвигаться с кислотой, то это может привести к достаточно неприятным последствиям — с кислотой может испортить резиновые и пластмассовые элементы системы. Лимонная кислота отличается большой степенью агрессивности, поэтому такую промывку радиатора отопителя вы проводите на свой страх и риск.
Промывка радиатора «Кока-колой»:
Преимущества — малая стоимость, скорость, высокая эффективность (в «Кока-Коле» содержится так называемая ортофосфорная кислота, с которой эффективно борется наука).