конструкция устройства, проверка и замена
Коммутатор ВАЗ 2108 обеспечивает формирование управляющих импульсов, подающихся на катушку зажигания. Этот элемент электрического оборудования автомобиля представляет собой электронное устройство, обеспечивающее нормальное функционирование бесконтактной системы зажигания транспортного средства.
Этот компонент электронной системы зажигания автомобиля закрепляется на поверхности, является достаточно прочным, чтобы выдерживать высокие вибрационные и ударные нагрузки, которые могут возникать в процессе эксплуатации машины. В устройстве реализованы максимально возможные варианты защиты электронных компонентов.
Содержание
- Характеристики коммутатора
- Как отличить неисправности коммутатора
- Как проверить коммутатор
- Проверка и замена устройства
- Мнение эксперта
Вернуться к оглавлению
Характеристики коммутатора
Схема коммутатора ВАЗ построена на основе микросхемы L497, которая управляет выходным N-P-N-транзистором.
Аналогами, которые иногда используются в конструкции коммутатора ВАЗ 2108, являются микросхемы КР1055ХП1, КР1055ХП2, КР1055ХП4. Однако эти электронные компоненты встречаются в конструкции прибора достаточно редко. Основные технические параметры устройства:
- оптимальное рабочее напряжение 13,5 В;
- диапазон напряжений для нормальной работы 6-16 В;
- коммутационный ток 7,5-8,5 А;
- диапазон обеспечения бесперебойного искрообразования от 20 до 7000 оборотов коленвала.
Конструкция устройства разработана для использования в однопроводных схемах питания на автомобилях, у которых кузов играет роль отрицательной клеммы. Установка устройства, смонтированного на базе микросхемы L497, осуществляется на специально предназначенном месте с помощью штатных крепежных элементов.
Вернуться к оглавлениюКак отличить неисправности коммутатора
Неполадки зажигания всегда сопровождаются характерными симптомами, о которых должен знать каждый автовладелец. Одна из таких неисправностей связана с коммутатором.
Вот лишь самые распространенные признаки, указывающие на проблемы с работой коммутатора ВАЗ 2108.
- Невозможно запустить двигатель.
- Стартер активно крутит маховик двигателя, но искра отсутствует.
- Двигатель можно запустить, он работает на холостых оборотах, можно поднять до средних значений, но повысить обороты до максимальных невозможно.
- Мотор не работает на полную мощность.
- На холостых мотор работает исправно, но начинает глохнуть при попытке тронуться.
- Двигатель можно запустить, но он глохнет через непродолжительное время.
- Отказывается работать один из цилиндров на определённых оборотах (троит).
- Двигатель глохнет на горячую и продолжает нормально работать, когда остынет.
- Горит лампа разряда аккумулятора.
- Тахометр показывает резкие скачки оборотов двигателя.
Это лишь самые распространенные, но не единственные черты неисправного коммутатора. Существует также ряд косвенных признаков. Иногда даже опытные мастера не сразу могут определить симптомы неправильной работы этого узла системы зажигания ВАЗ 2108.
Вернуться к оглавлениюКак проверить коммутатор
В среднем стоимость этой детали не слишком высока, но многие автовладельцы по разным причинам не стремятся ее заменить. К тому же если поменять заведомо исправный коммутатор, неполадки с двигателем останутся, ведь причина сбоев в работе силовой установки может быть совершенно в другом. Поэтому оптимальным решением будет проверка детали на работоспособность.
Для точной диагностики потребуется специальное профессиональное оборудование, которое есть на любой СТО. На специальном стенде можно проверить импульс на катушке зажигания, его стабильность и цикличность. Однако возможность обратиться к специалистам есть не всегда, существует и более простой народный метод диагностики. Для проверки следует взять ключ на 8 и 12-вольтовую лампочку мощностью 3 Вт. Алгоритм действий выглядит следующим образом.
- Обесточить сеть, скинув клеммы с аккумулятора.
- Воспользовавшись ключом на 8, нужно отсоединить провод коричневого цвета, который идёт от клеммы К на катушке зажигания к клемме 1 на коммутаторе.
- Один контакт контрольной лампочки подключается к клемме на катушке зажигания, а другой – на коммутаторе. В результате контрольная лампа оказывается составной частью цепи между катушкой и коммутатором.
- Подсоединить клеммы к аккумулятору и попробовать завести двигатель (во время вращения стартером лампа должна загораться).
Загорающаяся лампочка свидетельствует об исправности коммутатора. Если этого не происходит, узел неисправен и требуется его заменить. При отключении лампочки надо обязательно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, тем самым предотвращается возможность случайного замыкания.
Местом установки прибора является перегородка, отделяющая моторный отсек авто от его салона. Устройство монтируется в подкапотном пространстве. Схема подключения коммутатора должна обеспечивать надежный контакт между основанием прибора и кузовом автомобиля. Устройство способно нормально работать до температуры нагрева в 115 °С.
Вернуться к оглавлению
Проверка и замена устройства
Осуществляя проверку и ремонт бесконтактной системы зажигания автомобиля, требуется обязательно проверить работоспособность коммутатора. Для тестирования этого прибора нужно под рукой иметь стандартный набор инструментов. Помимо этого понадобится контрольная лампочка с напряжением 12 В.
Полная проверка элемента осуществляется на специализированном стенде, который позволяет не только определять наличие импульса, но и его длительность. Использование контрольной лампы дает возможность определить наличие только импульса при тестировании прибора в домашних условиях. Для осуществления проверки работы коммутатора нужно проделать следующие операции.
- Требуется обесточить бортовую сеть машины. Это делается путем отключения отрицательной клеммы аккумуляторной батареи от электроцепи.
- При помощи рожкового ключа №8 на катушке зажигания отсоединяется клемма «К», имеющая красно-коричневый провод, подключаемый к клемме «1» контактной колодки коммутационного устройства.
- Отключенный провод соединяется со своей клеммой на катушке зажигания через лампочку, после чего минусовая клемма аккумулятора подключается к бортовой сети.
При включении стартера лампа должна мигать. Отсутствие миганий говорит о выходе коммутатора из строя.
При эксплуатации авто во избежание выхода из строя коммутатора требуется проводить периодическую очистку поверхности охлаждающего радиатора.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Профиль в VK
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Диагностику работоспособности коммутатора провести сможет каждый своими руками. А вот заниматься ремонтом этой детали без соответствующих знаний и опыта фактически невозможно. С другой стороны, в этом нет никакого смысла. Гораздо проще купить новый узел, при его относительно невысокой цене это будет лучшим решением. Подобный подход рекомендуется и при замене других сложных электронных деталей в оборудовании автомобиля. На карбюраторных моторах ВАЗ-2108 их не так уж и много. И ещё, при замене стоит учитывать, что лучше покупать модель коммутатора, рекомендуемую производителем. Так можно избежать некоторых проблем, например, некорректной работы устройства.
Электронный коммутатор 42.3734 и 6420.3734 схема, выводы разъема
Система зажигания
Auto
Электронный двухканальный коммутатор 42.3734 и 6420.3734 микропроцессорной системы зажигания имеет два выхода (канала) для подключения двух катушек зажигания. Так же, как и в бесконтактной системе зажигания, коммутатор предназначен для прерывания тока в первичных обмотках катушек зажигания. Прерывание тока происходит за счет запирания мощных высоковольтных выходных транзисторов в каждом канале.
Электронный двухканальный коммутатор 42.3734 и 6420.3734 микропроцессорной системы зажигания, схема, назначение выводов разъема, проверка работы.
Коммутатор 42.3734 и 6420.3734 по управляющим импульсам контроллера производит поочередное включение каналов и, следовательно, катушек зажигания, а также формирует импульсы тока в первичных обмотках катушек зажигания в течение времени, называемым временем накопления тока.
Внешний вид коммутатора 42.3734 и 6420.3734.
Выбор канала коммутатора происходит за счет схемы разделения каналов на основе ключевого каскада на транзисторе VT1. Коммутаторы 42.3734 или 6420.3734 также снабжены устройством формирования сигнала для управления тахометром. VD17, VD18, R46, R47 — в коммутаторе 42.3734 и VD3, VD4, R22, R23 — в коммутаторе 6420.3734.
Принципиальная схема платы управления коммутатора 42.3734.
Монтажная плата управления коммутатора 42.
![](/800/600/http/uteufo.ru/wp-content/uploads/3/4/b/34b5dabb67e46688121c98dbd39e88b3.jpeg)
Принципиальная схема силовой части коммутатора 42.3734.
Монтажная плата силовой части коммутатора 42.3734.
Принципиальная схема двухканального коммутатора 6420.3734 (ТУ37.464.008-86).
Монтажная плата двухканального коммутатора 6420.3734 (ТУ37.464.008-86).
Назначение выводов в разъеме X1 двухканальных коммутаторов 42.3734, 6420.3734 и 951.3734.
1 — Выход к катушке зажигания 2-го и 3-го цилиндров.
2 — Общий (масса).
3 — Выход на тахометр.
4 — Напряжение питания (+12 В).
5 — Вход сигнала выбора канала.
6 — Вход сигнала момента зажигания.
7 — Выход к катушке зажигания 1-го и 4-го цилиндров.
Схему, подобную принципиальной схеме двухканального коммутатора 6420.3734, имеет и коммутатор 951.3734.
Проверка коммутатора 42.3734 или 6420.3734.
Проверка работоспособности коммутатора 42.3734 или 6420.3734 производится при помощи прибора диагностики коммутаторов или двухканального электронного осциллографа путем измерения параметров входных и выходных импульсов.