содержание .. 11 12 17 .. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ — ЧАСТЬ 1 Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями. Принципиальная схема системы питания показана на рис. 35. Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя насос распределяет топливо по трубопроводам 6 высокого давления к форсункам 5. Форсунки распыляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливо-проводам 16 и 18 отводятся в топливный бак. Рис. 35. Схема питания двигателя топливом: 1 — бак топливный; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубка топливная подводящая к насосу низкого давления; 4 — трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 5 — форсунка; 6 -трубка топливная высокого давления; 7 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 — насос топливоподкачивающий ручной; 9 — трубка топливная отводящая насоса низкого давления; 10 — насос топливный высокого давления; 11 — клапан электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 — свеча факельная; 14 — трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 15 — трубка топливная подводящая ТНВД; 16 — трубка топливная отводящая ТНВД; 17 — фильтр тонкой очистки топлива; 18 — трубка топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 — тройник крепления топливных трубок; 20 — трубка топливная сливная; 21 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 22 — труба приемная с фильтром Фильтр грубой очистки (отстойник) (рис. Стакан 2 соединен с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9. Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, поступающее из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стаканы. Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней части через фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам топливо подается к топливоподкачивающему насосу. Фильтр тонкой очистки (рис. 37), окончательно очищающий топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникшего в систему питания воздуха вместе с частью топлива через клапан-жиклер, установленный в корпусе 1. Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 38) происходит при давле- нии в полости 24,5… 44,1 кПа (0,25… 0,45 кгс/см2), а начало перепуска топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А 196,2… 235,3 кПа (2,0… 2,4 кгс/см2). Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392… 1961 кПа (4… 20 кгс/см2) и высокого более 19614 кПа (200 кгс/см2) давления. Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы которых выполнены конусообразными, прижаты накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобками и кронштейнами. Насос топливный высокого давления предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением. В корпусе 1 (рис. 39) установлены восемь секций, каждая состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной втулки 10, нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную прокладку 18 к втулке плунжера штуцером 20. Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 44 и пружины 8. Для увеличения подачи топлива плунжер 11 поворачивают втулкой 10, соединенной через ось поводка с рейкой 15 насоса. Рейка перемещается в направляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54. С противоположной стороны насоса находится винт, регулирующий подачу топлива всеми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и запломбирован. Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в корпусе оно поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров. Рис. 40. Регулятор частоты вращения: 1 — крышка задняя; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — подшипник; 5 -прокладка регулировочная; 6-шестерня промежуточная; 7 — прокладка задней крышки регулятора; 8 — кольцо стопорное; 9 — державка грузов; 10 — ось груза; 11 -подшипник упорный; 12-муфта; 13-груз; 14-палец; 15-корректор; 16-пружина возвратная рычага останова; 17-болт; 18-втулка; 19-кольцо; 20-рычаг пружины регулятора; 21-шестерня ведущая; 22-сухарь ведущей шестерни; 23-фланец ведущей шестерни; 24 — болт регулировочный подачи топлива; 25- рычаг стартовой пружины; 26 -пружина регулятора: 27 — рейка; 28 — пружина стартовая; 29 — штифт; 30 — рычаг реек; 31 — рычаг регулятора; 32 -рычаг муфты грузов; 33 — ось рычагов регулятора; 34 — болт крепления верхней крышки Характеристика топливной аппаратуры содержание . |
Конструкция питания дизеля Камаз-740.30-260
Система питания топливом обеспечивает фильтрацию топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя дозированными порциями в строго определенные моменты
На двигателе применена система питания топливом разделенного типа, состоящая из топливного бака, топливопроводов низкого давления, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопрокачивающего и топливоподкачивающего насосов, топливного насоса высокого давления (ТНВД) с электромагнитом останова, топливопроводов высокого давления, форсунок, электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного устройства (ЭФУ).
Топливный бак, фильтр грубой очистки топлива и топливопрокачивающий насос должны быть установлены на изделии, на котором применяется двигатель, все остальные элементы системы питания установлены непосредственно на двигателе.
Схема системы питания двигателя топливом показана на рисунке 1.
Топливо из топливного бака 26 через фильтр грубой очистки 29 и топливопрокачивающий насос 30 подаётся топливоподкачивающим насосом 18, по топливной трубке 13 в фильтр тонкой очистки 16.
Из фильтра тонкой очистки, по топливной трубке низкого давления 14 топливо поступает в ТНВД 21, который в соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по топливопроводам 1-8 высокого давления к форсункам 10.
Форсунки впрыскивают топливо в камеры сгорания.
Избыточное топливо, а вместе с ним попавший в систему воздух через перепускной клапан 24 и клапан 23 отводится в топливный бак.
Форсунка типа 273 закрытой конструкции, с пятью распыливающими отверстиями и гидравлическим управлением подъема иглы распылителя показана на рисунке 2.
Все детали форсунки собраны в корпусе 6. К нижнему горцу корпуса форсунки гайкой 2 через проставку 3 прижат корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла 12.
Корпус и игла распылителя составляют прецизионную пару.
Угловая фиксация корпуса распылителя относительно проставки и проставки относительно корпуса форсунки осуществлена штифтами 4.
На верхний конец иглы распылителя через штангу 5 оказывает давление пружина 11.
Необходимое натяжение этой пружины осуществляется набором регулировочных шайб 9, 10, устанавливаемых между пружиной и торцом внутренней полости корпуса форсунки.
Топливо к форсунке подается под высоким давлением через штуцер 8 со встроенным в него щелевым фильтром 13, далее по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса распылителя 1 — в полость между корпусом распылителя и иглой 12 и, поднимая её, впрыскивается в цилиндр двигателя.
Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится по каналам в корпусе форсунки и сливается в бак через дренажные трубки 9 и 11, показанные на рисунке 42.
Форсунка установлена в головке цилиндра, зафиксирована скобами, которые закреплены гайкой.
Торец гайки распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной медной прокладкой.
Уплотнительное кольцо 7 (рисунок 2) предохраняет от попадания пыли и жидкостей полость между форсункой и головкой цилиндра.
Проверку и регулировку форсунок, а также замену распылителей необходимо проводить в специализированной мастерской.
Запрещается установка форсунок других моделей, кроме указанных в инструкции, ввиду возможности выхода из строя двигателя.
Топливный насос высокого давления (рисунок 3), предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты строго дозированных порций топлива под высоким давлением.
На двигатель автомобильной комплектации устанавливается ТНВД модели 337-20 с всережимным регулятором.
На двигатель автобусной комплектации устанавливается ТНВД модели 337-71 с двухрежимным регулятором.
Диаметр плунжера ТНВД -11 мм, ход плунжера -13 мм, нагнетательный клапан — грибковый, перьевой диаметром 7 мм без разгрузки.
В корпусе ТНВД 1 установлены восемь секций, состоящих из корпуса 6, втулки плунжера 8, плунжера 7, поворотной втулки 4, нагнетательного клапана 11 с седлом 10, прижатым к втулке плунжера штуцером 12.
Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 46 и пружины 3 толкателя. Толкатель 2 от проворачивания в корпусе зафиксирован сухарём 14.
Кулачковый вал вращается в роликовых подшипниках 45.
Наружные обоймы подшипников установлены в запрессованные в корпус насоса стальные кольца. От осевого перемещения кулачковый вал зафиксирован крышками.
Натяг подшипников кулачкового вала регулируется прокладками 44 и должен составлять 0,05…0,15 мм.
Для изменения подачи топлива плунжер 7 поворачивается с помощью втулки 4, соединенной через ось поводка с рейкой 5 насоса. Рейка перемещается в направляющих втулках 40.
Отверстия под направляющие втулки в корпусе ТНВД со стороны привода закрыты пробками 39.
С противоположной стороны насоса на задней крышке 20 регулятора расположен корректор подачи топлива по давлению наддувочного воздуха 24.
На переднем торце корпуса, в месте выхода топлива из насоса, установлен перепускной клапан 38, который обеспечивает давление перед впускными отверстиями плунжеров на рабочих режимах 0,13. ..0,19 МПа (1,3…1,9 кгс/см2).
Смазывание насоса циркуляционное, под давлением от общей смазочной системы двигателя.
Регулятор частоты вращения ТНВД мод. 337-20 (рисунок 4) всережимный, прямого действия, изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндры в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту вращения коленчатого вала.
Регулятор установлен в развале корпуса ТНВД. На кулачковом валу насоса установлена ведущая шестерня регулятора 16 (рисунок 3), вращение которой передается через резиновые сухари 17.
Ведомая шестерня выполнена заодно с державкой 28 грузов, вращающейся на двух шариковых подшипниках.
При вращении державки грузы 31, качающиеся на осях 29, под действием центробежных сил расходятся и через упорный подшипник 30 перемещают муфту 32 регулятора, которая, упираясь в палец 34, в свою очередь, перемещает рычаги 2, 8 и 9 регулятора (рисунок 4), преодолевая усилие пружины 5.
Рычаг 2 через штифт соединен с правой рейкой 3 топливного насоса. Правая рейка через рычаг реек 7 связана с левой рейкой 11.
Схема работы регулятора частоты вращения показана на рисунке 5.
Рычаг 16 управления регулятором жестко связан с рычагом 12. К рычагу 12 присоединена пружина 13 регулятора, а к рычагам 14 и 11 — стартовая пружина 15.
Во время работы регулятора центробежные силы грузов уравновешены усилием пружины 13.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы, преодолевая сопротивление пружины 13, перемещают рычаги 2, 4 и 9, а вместе с ними и рейки ТНВД — подача топлива уменьшается.
При понижении частоты вращения коленчатого вала центробежная сила грузов уменьшается, и рычаги с рейкой ТНВД под действием усилия пружины перемещаются в обратном направлении — подача топлива и частота вращения коленчатого вала увеличиваются.
При упоре рычага 9 регулятора в болт 6 и частоте вращения коленчатого вала менее 1800 мин-1 пружина 10 прямого корректора перемещает рейки насоса (через рычаги 2 и 4) в
сторону увеличения подачи топлива, обеспечивая требуемую величину максимального крутящего момента двигателя.
Пружина 3 обратного корректора при частоте вращения менее 1400 мин-1 перемещает рычаг 4 с рейками в сторону уменьшения подачи топлива, ограничивая максимальную дымность отработавших газов двигателя.
Подача топлива прекращается поворотом рычага 3 (рисунок 6) останова двигателя до упора в болт 5.
Поворот рычага осуществляется усилием встроенной в электромагнит останова двигателя 6 пружины при отключении удерживающей обмотки электромагнита от источника питания (ключ замка выключателя приборов и стартера в фиксированном положении «0»).
При этом рычаг 3, преодолев усилия пружин 33 (рисунок 3) и 5 (рисунок 4), через штифт 14 повернет рычаги 2,9 и 8, рейки переместятся до полного прекращения подачи топлива
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в фиксированное положение «I» подается питание на удерживающую обмотку электромагнита останова, а при дальнейшем повороте ключа в нефиксированное положение «II» питание подается и на втягивающую обмотку электромагнита, шток электромагнита, преодолевая усилие собственной пружины, выдвигается и освобождает рычаг 3 (рисунок 6).
Рычаг 3 под действием пружины 33 (рисунок 3) возвращается в рабочее положение, а стартовая пружина 6 (рисунок 4) через рычаг реек 7 вернет рейки ТНВД в положение, соответствующее максимальной подаче топлива, необходимой для пуска двигателя.
При переводе ключа замка выключателя приборов и стартера из нефиксированного положения «II» в фиксированное положение «I» втягивающая обмотка электромагнита отключается от источника питания и шток электромагнита останова остается в рабочем положении только за счет удерживающей обмотки.
Проверку и регулировку ТНВД, а также замену плунжерных пар, уплотнительных колец секций ТНВД необходимо проводить в специализированной мастерской квалифицированным специалистом.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ установка на двигатель 740.30-260 ТНВД других моделей во избежание ухудшения качества рабочего процесса двигателя, повышения токсичности и дымности отработавших газов, а также выхода двигателя из строя!
Корректор подачи топлива по давлению наддувочного воздуха (рисунок 7).
Корректор по давлению наддувочного воздуха уменьшает подачу топлива при снижении давления наддувочного воздуха ниже 40…45 кПа (0,4…0,45 кгс/см2), тем самым осуществляя тепловую защиту двигателя и ограничивая дымность отработавших газов.
В корпусе корректора 1 установлен поршень 26 с золотником 2. На поршень действует пружина 27, зафиксированная тарелкой 25 и кольцом 3.
В поршень завернута и законтрена гайкой 28 шпилька 29 с наконечником 31, являющимся номинальным упором в регуляторе.
Наконечник контрится гайкой 30. На золотник 2 действует пружина 7, предварительное натяжение которой может меняться регулировочным винтом 11.
К корпусу корректора 1 через прокладку 4 прикреплен корпус мембраны 8. В него установлен узел мембраны со штоком (детали 24,16,17,23,22, 19, 18).
Мембрана зажата между корпусом 8 и крышкой 21. В корпусе мембраны 8 на оси рычага 13 установлен рычаг корректора 12, поворот которого ограничен регулировочным винтом 15.
Корректор подачи топлива не прямого действия; при изменении давления наддувочного воздуха в полости мембраны меняется положение золотника, который, в свою очередь, определяет положение поршня корректора.
В полость «А» между корпусом корректора 1 и поршнем 26 через резьбовое отверстие и жиклер 0,7 мм в корпусе корректора (на рисунке не показаны) подается масло под давлением из системы смазки двигателя.
Поршень под действием этого давления, сжимая пружину 27, перемещается влево до тех пор, пока не откроются окна в поршне и золотнике и масло не пойдет на слив. При этом устанавливается постоянный расход масла через корректор.
При изменении положения золотника поршень перемещается вслед за ним (следящая система).
Через резьбовое отверстие крышки 21 в полость мембраны подводится воздух из впускного коллектора двигателя.
При снижении давления воздуха ниже 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) усилие пружины корректора 7, действующей на золотник становится больше усилия, создаваемого давлением наддувочного воздуха на мембрану и передающегося через шток мембраны и рычаг корректора также на золотник.
Золотник перемещается вправо до тех пор, пока не наступит равновесие сил, действующих на него.
Вслед за золотником перемещается вправо и поршень со шпилькой 29 и наконечником 31, передвигая вправо упирающийся в него рычаг регулятора 8 (рисунок 4).
Вслед за рычагом регулятора, под действием центробежных сил грузов, движутся рычаги 9,2 и 7 с рейками насоса в сторону уменьшения подачи топлива.
Корректор имеет две внешние регулировки — винты 11 и 15 (рисунок 7).
Винтом 11 изменяется предварительное натяжение пружины корректора 7, при этом меняется начало срабатывания корректора.
Если необходимо увеличить значение давления наддувочного воздуха, при котором начинает срабатывать корректор, то винт 11 заворачивают, увеличивая предварительное натяжение пружины 7.
Винтом 15 регулируется номинальная цикловая подача топлива. При выворачивании винта 15 подача топлива увеличивается.
Если возникла необходимость в снятии корректора, то предварительно необходимо замерить выступание наконечника шпильки 31 относительно заднего торца корпуса ТНВД, а после установки корректора на место восстановить величину этого выступания и законтрить наконечник гайкой 30.
Привод ТНВД показан на рисунке 8.
Он состоит из вала привода ТНВД 6 с пакетами передних 7 и задних8 компенсирующих пластин, полумуфты ведомой 2, фланца ведомой полумуфты 3, фланца центрирующего 4, полумуфты ведущей 9 и центрирующих втулок 5.
Каждый пакет компенсирующих пластин состоит из 5-ти пластин толщиной 0,5 мм каждая.
Все болты в приводе ТНВД должны быть класса прочности R100 и затягиваться моментом 65…75 Нм (6,5…7,5 кгс м).
Затяжку всех болтов необходимо проконтролировать динамометрическим ключом. Перед установкой болтов проверить наличие центрирующих втулок.
Деформация (изгиб) передних и задних компенсирующих пластин не допускается.
Стяжной болт 10 ведущей полумуфты должен затягиваться в последнюю очередь.
Фильтр тонкой очистки топлива показан на рисунке 9. Он предназначен для окончательной очистки топлива от мелких частиц перед поступлением в ТНВД.
Фильтр установлен в самой высокой точке системы питания топливом для сбора и удаления в бак воздуха вместе с частью топлива через клапан (рисунок 10), установленный на перепуске из фильтра,
При замене фильтрующих элементов необходимо строго соблюдать правила обслуживания системы питания топливом.
Не допускайте попадания загрязнений в систему и применяйте фильтрующие элементы только следующих моделей 740.1117040-01, 740.1117040-02, 740.1117040-04.
Клапан представлен на рисунке 10.
При достижении давления в полости «А» подвода топлива 25…45 кПа (0,25…0,45 кгс/см2), происходит перемещение шарика 4 и перетекание топлива из полости «А» в полость «Б» через жиклер 5 клапана.
При давлении 200…240 кПа (2…2,4 кгс/см2) обеспечивается полное открытие клапана и перепуск топлива в топливный бак через полость «Б”.
Насос топливоподкачивающий 13 (рисунок 3) поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки и топливопрокачивающий насос к впускной полости ТНВД.
Насос установлен на задней крышке регулятора, привод его осуществляется от эксцентрика 19, расположенного на заднем конце кулачкового вала ТНВД.
В корпусе насоса размещены поршень, пружина поршня, втулка штока 47 и шток 48 толкателя, впускной и нагнетательный клапаны с пружинами.
Эксцентрик 19 через ролик 49, толкатель 15 и шток 48 сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное движение.
Схема работы насоса показана на рисунке 11.
При опускании толкателя 9 поршень 1 под действием пружины 4 движется вниз.
В полости «А» создается разрежение и впускной клапан 2, сжимая пружину 3, пропускает топливо в полость «А».
Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости «В», вытесняется в магистраль «Г», при этом клапан 5 под действием пружины 6 закрывается, исключая перетекание топлива из полости «В» в полость «А».
При движении поршня 1 вверх, топливо, заполняющее полость «А», через нагнетательный клапан 5 поступает в полость «В» под поршнем, при этом впускной клапан закрывается.
При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не совершает полного хода вслед за толкателем, а остается в положении, которое определяется равновесием силы давления топлива с одной стороны и усилия пружины — с другой.
Насос топливопрокачивающий 10 (рисунок 11) поршневого типа служит для заполнения топливной системы топливом перед пуском двигателя и удаления из нее воздуха.
Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, впускного и нагнетательного клапанов.
Топливную систему следует прокачивать при помощи поршня насоса, предварительно расстопорив его поворотом против часовой стрелки.
При движении поршня 11 вверх в пространстве под ним создается разрежение.
Впускной клапан 12, сжимая пружину 14, открывается, и топливо поступает в полость «Д» насоса.
При движений поршня вниз впускной клапан закрывается и открывается нагнетательный клапан 13, топливо под давлением поступает в нагнетательную магистраль, обеспечивая удаление воздуха из топливной системы двигателя через клапан ФТОТ и перепускной клапан ТНВД.
После прокачивания системы необходимо опустить поршень и зафиксировать его поворотом по часовой стрелке. При этом поршень прижмется к торцу цилиндра через резиновую прокладку, уплотнив полость всасывания топливопрокачивающего насоса.
Не допускается пускать двигатель при незафиксированном поршне ввиду возможности подсоса воздуха через уплотнение поршня.
Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого давления — 0,4…2 МПа (4…20 кгс/см2) и высокого давления более 20 МПа (200 кгс/см2).
Топливопроводы низкого давления изготовлены из стальной трубы сечением 10 мм с паяными наконечниками.
Топливопроводы высокого давления равной длины (1=595 мм), изготовлены из стальных трубок внутренним диаметром 2+0,05 мм путем высадки на концах соединительных конусов с обжимными шайбами и накидными гайками для соединения со штуцерами ТНВД и форсунок.
Во избежание поломок от вибрации, топливопроводы закреплены скобами к впускным коллекторам
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейший производитель грузовых автомобилей в Российской Федерации. ПАО «КАМАЗ» входит в двадцатку крупнейших мировых производителей большегрузных автомобилей. Он занял 14-е место по объемам производства большегрузных автомобилей полной массой более 16 тонн в 2020 году и 10-е место среди мировых производителей грузовиков полной массой 6 тонн и выше в 2021 году.
Производственная мощность — 71 тыс. автомобилей в год. За все время работы компании с конвейера сошло около 2,3 млн грузовиков.
Компания входит в состав Госкорпорации Ростех.
Уставный капитал КАМАЗа составляет 35,36 млрд рублей. Крупнейшие пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Единая производственная база Группы организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет в себе весь цикл производства грузовой техники, начиная от проектирования, изготовления, сборки автомобилей и комплектующих и заканчивая реализацией готовой продукции и сервисным обеспечением.
Группа технологического процесса включает в себя несколько крупных заводов, занимающихся производством грузовых автомобилей. На промплощадке в Набережных Челнах расположены следующие производства: Кузнечно-литейный завод, Завод двигателей, Прессово-штамповочный завод, Автосборочный завод, Ремонтно-инструментальный завод, Индустриальный парк «Мастер». Крупнейшими дочерними предприятиями, расположенными за пределами Набережных Челнов, являются ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «ТЗА» (Республика Башкортостан).
В группу компаний «КАМАЗ» входит более 100 организаций, базирующихся в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Среднесписочная численность технологической группы КАМАЗ на 1 квартал 2022 года составляет 31 931 человек.
Производство в 2021 году составило 44 136 единиц, что на 18 % больше, чем в предыдущем году (37 345 единиц). В марте 2022 года произведено 4 023 автокомплекта, что на 7,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (4 347 ед.). С начала текущего года 11,39Произведено 8 машинокомплектов (+16% до 9 796 единиц произведено за аналогичный период прошлого года).
Также в 2021 году изготовлено 47 949 двигателей и силовых агрегатов (40 848 шт., +17% к уровню прошлого года). Завод двигателей и СП CUMMINS KAMA произвели и поставили заказчикам в общей сложности 4 267 двигателей и силовых агрегатов в марте и 12 436 единиц за весь первый квартал 2022 года (SPLY — 4 682 (-9%) и 10 803 единицы (+15%). , соответственно).
Запчастей для автомобилей КАМАЗ на 2021 год отгружено на сумму 30,7 млрд рублей (SPLY — 25,04 млрд рублей, +22,6%), а в марте 2022 года — на сумму 3,25 млрд рублей, с начала года — 7,89.млрд рублей (SPLY — 2,98 млрд (+9%) и 6,71 млрд рублей (+16%) соответственно).
Консолидированная выручка Группы «КАМАЗ» на конец 2021 года составила 271 822 млн рублей (по МСФО), превысив уровень предыдущего года на 25%. Чистая прибыль в 2021 году составила 4 633 млн руб. Значительные темпы роста выручки обусловлены увеличением продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке, стабильным спросом на первую модель последней линейки автомобилей К5 – КАМАЗ-54901 и увеличением продаж пассажирского транспорта (автобусы, электробусы).
Группа «КАМАЗ» продемонстрировала положительный операционный денежный поток в размере 4 621 млн руб., что, в том числе, позволяет реализовать программы реинжиниринга производства и развивать новый модельный ряд. Инвестиции в модернизацию и разработку новых технологий составили 17 млрд рублей, или 6% от выручки.
Доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой более 14 тонн остается стабильно высокой и в первом полугодии 2022 года составила 47%.
ПРОДУКТЫ
ПАО «КАМАЗ» выпускает различную тяжелую технику: грузовые автомобили (более 60 базовых моделей, более 1500 комплектаций, праворульные автомобили), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различные инструменты. КАМАЗ всегда занимал прочные позиции на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. Линейка автомобилей за последние годы расширилась за счет новых моделей: от столичных развозных автомобилей до автомобилей повышенной вместимости для работы в составе автопоездов полной массой до 120 тонн. Кроме того, в 2018 году стартовало серийное производство электробусов КАМАЗ. В 2020 году на рынок вышла одна из новинок КАМАЗ. Это был КАМАЗ-54901 грузовой автомобиль, первый представитель автомобилей поколения К5. В 2021 году линейка К5 была расширена.
КАЧЕСТВО
Эта цель сформулирована в Политике качества ПАО «КАМАЗ», закрепляющей основные принципы, на которых строится деятельность компании по обеспечению качества.
Инструментом, позволяющим ПАО «КАМАЗ» достигать поставленных Компанией целей в области качества, является система менеджмента качества.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» признана соответствующей требованиям международных и российских стандартов:
— ISO 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в части проектирования, разработки, производства и реализации грузовых автомобилей, шасси грузовых автомобилей и автобусов, автомобильных компонентов, запасных частей и автокомплектов, литья и штамповки, инструментов и принадлежностей, грузовых автомобилей техническое обслуживание.
— ГОСТ РВ 0015-002-2012 в части проектирования, разработки, производства, испытаний и реализации транспортных средств.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» охватывает все этапы жизненного цикла продукции от маркетинга и проектирования до сервисного обслуживания готовой техники производителем.
В 2011 году КАМАЗ получил уровень 5 звезд в Европейском конкурсе EFQM за модель Recognized Excellence , что подтверждено сертификатом; Компания внесена в Европейский реестр успешных организаций.
В 2013 году ПАО «КАМАЗ» стало победителем IX Международного турнира качества среди стран Центральной и Восточной Европы.
В 2015 году ПАО «КАМАЗ» было награждено дипломом как один из претендентов на соискание премии Правительства РФ в области качества.
В 2019 году ПАО «КАМАЗ» стало лауреатом конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества.
СБОРОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ПАО «КАМАЗ» ведет сборочные работы в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Индии, Вьетнаме.
Завод в Узбекистане собирает автомобили КАМАЗ с дизельными и газовыми двигателями от крупноузловой сборки, поставляемой ПАО «КАМАЗ».
В сентябре 2021 года на заводе КАМАЗ в Казахстане собраны первые пять автомобилей нового поколения К5 – КАМАЗ-54901.
КЛИЕНТСКАЯ БАЗА
Нашими клиентами являются предприятия всех отраслей экономики, где используется грузовой транспорт, автоперевозчики, региональные и городские автопарки России и стран исторического присутствия Компании, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения. Крупнейшими потребителями продукции КАМАЗ в этой стране являются ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ, СУЭК, ТНК и другие.
РЫНКИ
В 2021 году продукция КАМАЗ экспортировалась более чем в 50 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки. Общий объем экспорта автомобилей, комплектов ЧКД и СКК КАМАЗ составил 5 822 ед., что на 33,6% больше, чем в 2020 году (4 359 ед.
Наиболее значимыми экспортными рынками в 2021 году для ПАО «КАМАЗ» были Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Вьетнам. Выручка от реализации на экспорт составила почти 23 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей от экспорта запасных частей. В структуре экспорта ПАО «КАМАЗ» на 2021 год доля комплектных автомобилей составила 46%, а более половины объема экспорта (54%) обеспечили поставки комплектов узлов и агрегатов на сборочные предприятия Казахстана, Узбекистана. , Литва, Азербайджан.
По итогам первого квартала 2022 года КАМАЗ экспортировал 1 258 единиц автомобилей, мелкоузловыми и крупноузловыми узлами. Основными рынками сбыта в 2022 году являются Казахстан, Узбекистан, Беларусь.
ДИЛЕРСКАЯ И СЕРВИСНАЯ СЕТЬ
Торгово-сервисная сеть ПАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также исторически сложившиеся зарубежные рынки. КАМАЗ продолжает активно расширять свою сбытовую и сервисную сеть в России и за ее пределами.
По состоянию на 1 октября 2021 года дилерская сеть в Российской Федерации насчитывает 176 дилерских центров. Это 63 дилера со статусом 3S (продажа грузовых автомобилей, продажа запчастей, сервисная поддержка), 34 дилера со статусом 2S автомобилей (продажа грузовых автомобилей и сервисная поддержка), 25 дилеров со статусом 2S запчастей (продажа запчастей и сервисная поддержка), 36 дилеров со статусом 1S статусные дилеры (только сервисная поддержка), 18 дистрибьюторов по продаже запчастей.
В основе системы обслуживания лежат принципы единого стиля и максимального приближения послепродажного обслуживания к клиенту. Развертывание сервисной сети идет по двум направлениям: строительство новых сервисных центров и реконструкция существующих СТО. В философии своих дилерских отношений Компания придерживается специального внутреннего документа «Руководство для дилеров ПАО «КАМАЗ» », в котором изложены все требования, а также условия, которым должны соответствовать дилеры. Сертификация дилерских центров и станций технического обслуживания в соответствии с Руководство для дилеров ПАО «КАМАЗ» , позволяет обеспечить единый формат обслуживания и повысить узнаваемость авторизованных дилеров клиентами, формализовать требования по организации основных бизнес-процессов дилера.
В 2020 году построено и введено в эксплуатацию пять новых дилерских центров ПАО «КАМАЗ» в городах Санкт-Петербург, Наро-Фоминск, Екатеринбург, Иркутск, Тверь. Все они соответствуют стандартам Руководства для дилеров КАМАЗ ПТК и Руководство по фирменному стилю ПАО «КАМАЗ» .
В 2020 году восемь дилерских центров провели реконструкцию своих зданий и сооружений. В целом дилеры КАМАЗ вложили около 700 млн рублей в приведение их в соответствие с требованиями
В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию шесть новых дилерских центров, соответствующих стандартам КАМАЗ. Два из них уже начали работу – в Брянске и в Перми.
Дилерская и сервисная сеть ПАО «КАМАЗ» за рубежом включает дистрибьюторов и дилеров по продаже автомобилей и запасных частей, а также сервисные центры, в том числе: 66 организаций в странах СНГ и 35 организаций дальнего зарубежья.
ЛИЗИНГ
ООО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (бренд «КАМАЗ-ЛИЗИНГ») — одна из крупнейших лизинговых компаний России, 100%-ное дочернее предприятие ПАО «КАМАЗ», специализирующееся на реализации автомобилей КАМАЗ и автомобилей специального назначения на базе шасси КАМАЗ под программа Производитель .
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» работает на рынке лизинга с 2002 года. Является трехкратным лауреатом премии «Компания года », в том числе премии в номинации «За финансовую устойчивость и стабильность на рынке лизинговых услуг» и присвоение почетного звания «Лидер лизинга» , лауреат премий RUSSIAN LEASING AWARDS в 2017 году и LEADER LEASING AWARDS в 2018 году. международная премия LEADER LEASING AWARDS-2019 в номинации За Финансы Устойчивость и Стабильность на рынке лизинговых услуг , победитель ежегодного конкурса «Лучший риск-менеджмент в России-2019» в номинации «Лучшая система управления рисками предприятия» , лауреат Национальной премии в области лизинга «Лизинговая сделка года 2020» . В 2021 году Лизинговая компания «КАМАЗ» получила следующие награды: «Лизинговая сделка года» в номинации «За развитие лизинговых транспортных средств со сниженными выбросами парниковых газов» и Премия Объединенной лизинговой ассоциации в номинации За вклад в развитие лизинговой отрасли в части формирования рекомендаций ФСБ Аренда . Номер один на рынке лизинга в грузовом сегменте по версии Эксперт РА. Компания является членом Объединенной лизинговой ассоциации. Он принимает участие во всех государственных программах по субсидированию отрасли.
За годы работы на рынке лизинга «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» реализовал более 68 тысяч единиц автотранспорта. По состоянию на конец 2021 года лизинговый портфель Лизинговой компании «КАМАЗ» составляет 77,7 млрд рублей.
Клиентами Лизинговой компании «КАМАЗ» являются представители всех сегментов бизнеса, от крупных компаний до малого и среднего бизнеса.
КАМАЗ-МАСТЕР
В 2021 году команде «КАМАЗ-мастер» исполнилось тридцать три года. Это до сих пор единственная российская заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте. Многократный призер и девятнадцатикратный победитель супермарафона «Дакар». «КАМАЗ-мастер» — лучшая в мире команда по гонкам на грузовиках.
В команду «КАМАЗ-мастер», сформированную только из камазовцев, входят 5 победителей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России, 16 мастеров спорта. Возглавляет гоночную команду Владимир Чагин, семикратный победитель ралли «Дакар», мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России. КАМАЗ уверенно превращает свой победный послужной список в Дакаре в успех своего бизнеса.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПАО «КАМАЗ»
- Простые в обслуживании, надежные, качественные грузовики с низкими эксплуатационными расходами по хорошим ценам;
- Удовлетворение любых требований заказчика;
- Широкая и обширная география продаж: автомобили КАМАЗ эксплуатируются в любых дорожных и погодных условиях, в районах Крайнего Севера, тропиков, пустынь и высокогорья;
- Разветвленная сервисная сеть в России и странах СНГ, предоставление гарантийного обслуживания.
Все это позволяет Компании совершенствовать автомобили КАМАЗ и доводить их до уровня мировых лидеров отрасли. На внутреннем рынке ПАО «КАМАЗ» проводит активную, взвешенную и независимую ценовую политику, ориентируясь в первую очередь на рыночный спрос и оптимальное соотношение цены и качества.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 2021 ГОДА
Начало года ознаменовалось триумфом команды «КАМАЗ-мастер». Экипажи Дмитрия Сотникова, Антона Шибалова и Айрата Мардеева заняли первые три места среди грузовых автомобилей на ралли «Дакар-2021». Таким образом, команда стала 18-кратным победителем сложнейшего международного ралли-марафона.
В 2021 году КАМАЗ вывел на рынок новые модели автомобилей поколения К5 — грузовой автомобиль КАМАЗ-65659 и два самосвала — КАМАЗ-65951 (8х4) и КАМАЗ-65952 (6х6), предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов. Также на выставке MiningWorld Russia-2021 был представлен самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 тонн и грузоподъемностью 65 тонн.
Изготовлены опытные образцы газовых двигателей Р6 и автомобилей (грузовые автомобили КАМАЗ-54901). КАМАЗ-549Грузовые автомобили 01 оборудованы криогенными резервуарами для хранения сжиженного природного газа (СПГ), что обеспечивает большую дальность проезда.
Главным достижением в разработке дизельного двигателя КАМАЗ Р6 является разработка версии с рабочим объемом 13 л.
Кроме того, в 2021 году КАМАЗ представил новинки в линейке городского пассажирского электротранспорта: сочлененный низкопольный электробус особо большого класса (автобус-гармошка) и троллейбус КАМАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом.
В апреле 2021 года на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве открыто сборочное (отделочное) производство электробусов КАМАЗ. Уже в июне первые экземпляры, собранные на СВАРЗе, начали курсировать по столичным маршрутам.
В мае 2021 года КАМАЗ заключил очередной контракт на поставку почти пятисот низкопольных городских автобусов НЕФАЗ-5299-40-52 для нужд ГУП «Мосгортранс». Кроме того, компания подписала четвертый контракт на поставку в Москву 350 электробусов КАМАЗ-6282. В рамках этого соглашения впервые были поставлены электробусы, собранные прямо в российской столице.
В июне на прессово-рамном заводе в присутствии премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и членов совета директоров КАМАЗа было запущено новое производство рам. К концу года здесь будет освоено производство рам для автомобилей поколения К5. После 2021 года планируется начать выпуск рам для поколения К4. Позже новая технология будет применена при производстве рам поколения К3. Производственная мощность составляет 65 000 рам в год.
Внедрена новая система подготовки квалифицированных кадров мирового уровня. Обучение выведено из производственных процессов, основные виды обучения рабочих локализованы на новых корпоративных учебных площадках – в МЦПК (Многофункциональный центр прикладных квалификаций в машиностроении), Учебно-технологическом комплексе. Благодаря этому все виды обучения теперь максимально приближены к требованиям реального производства.
В 2021 году инженеры КАМАЗа приступили к разработке автомобилей, работающих на водороде. Первые результаты их работы были представлены на выставке Comtrans 2021 в Москве. КАМАЗ представил широкой публике свою первую цистерну для воды – КАМАЗ-6290. Кроме того, КАМАЗ и GreenGT представили 44-тонный прототип грузовика на водородных топливных элементах мощностью 170 кВт с двумя батареями по 85 кВт каждая.
Кроме того, впервые был показан уникальный самосвал с шарнирно-сочлененной рамой КАМАЗ-6561 («Геркулес»), предназначенный для автономной разработки карьеров. Еще одной яркой новинкой и одним из самых привлекательных экспонатов, представленных КАМАЗом на выставке «Комтранс 2021», стал грузовик поколения К6 – КАМАЗ-54907 (КОНТИНЕНТ).
ПЛАНЫ И ЗАДАЧИ КОМПАНИИ НА 2022 ГОД
Совет директоров утвердил бизнес-план Группы «КАМАЗ» на 2022 год. Планируемые продажи грузовых автомобилей в 2022 году составят 45 тыс. единиц, из которых 39 тыс. автомобилей пойдут на рынок России, а 6 тыс. автомобилей будут экспортированы. План по выручке около 270 миллиардов рублей. Планируется, что объем инвестиций в 2022 году составит 17 млрд рублей. Из них на развитие модельного ряда будет направлено 12,6 млрд рублей, на НИОКР — более 1 млрд.
Основными целями ПАО «КАМАЗ» на 2022 год являются:
вывести на рынок новые модели поколения К5 с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4 и 6х6;
расширить модельный ряд и локализовать среднетоннажные автомобили Compass;
сертифицировать линейку грузовиков и двигателей Евро 6;
разработать модельный ряд газомоторных автомобилей на СПГ и КПГ;
9№ 0176 о внедрении новых пассажирских транспортных средств (автобусов и сочлененных электробусов большого размера).

Будет продолжена реализация долгосрочной программы роботизации производства. В рамках этой программы в первую очередь будут роботизированы заготовительные производства, где больше всего ощущается «кадровый голод»: литейный, кузнечный и прессово-штамповочный заводы. Робототехнические комплексы будут внедрены и на других производствах, в том числе на главной сборочной линии и автобусном производстве.
Продолжится активная работа в области создания беспилотных грузовиков и грузовиков с ADAS. Из наиболее актуальных КАМАЗ внедряет систему помощи водителю ADAS на грузовой автомобиль 54901. В рамках проекта «Маяк» планируется провести испытания автономных грузовых автомобилей на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург.
Будет развиваться и водородный транспорт. Параллельно с разработкой автомобилей ведутся работы над топливными элементами КАМАЗ мощностью от 40 до 200 кВт. Для этого планируется создать комплекс лабораторий (или центр водородных технологий) на базе научно-производственного центра электроники и аккумуляторов в г. Набережные Челны.
С учетом роста объемов и, соответственно, роста темпов сборки в 2022 году предприятие должно повысить производительность труда относительно достигнутых показателей, чтобы не снижать, а планомерно увеличивать темпы производства. Цель на 4 квартал 2022 года – 220 грузовиков в сутки.
ПАО «КАМАЗ» никогда не сотрудничал, не сотрудничает сейчас и не будет сотрудничать в будущем с лицами, компаниями, странами, на которые наложены санкции ООН.
Руководство по ремонту КамАЗ PDF
КамАЗ, электрические схемы, мастерские, руководства по ремонту и обслуживанию, каталоги запчастей, коды ошибок в PDF скачать
Титул | Размер файла | Ссылки для скачивания |
КамАЗ 16с151 (1315051712) Каталог запчастей [PDF] | 1. | Скачать |
Камаз 5490 Руководство по эксплуатации [PDF] | 8.1Мб | Скачать |
КамАЗ 6х6 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию rus [PDF] | 115.7Мб | Скачать |
Электрические схемы КамАЗ [PDF] | 32. | Скачать |
Руководство по ремонту КамАЗ рус [PDF] | 35.9Мб | Скачать |
Каталог запчастей КамАЗ — Раздаточная коробка [PDF] | 549.8кб | Скачать |
Руководство по ремонту КамАЗ-4310 [PDF] | 58. | Скачать |
КамАЗ-4310 Учебник для курсантов общеобразовательных учреждений рус [PDF] | 47.6Мб | Скачать |
КамАЗ-5320 Гидравлическое рулевое управление [PDF] | 935.8кб | Скачать |
КамАЗ-5460 Электросхемы [PDF] | 720. | Скачать |
Камаз — российская компания, основанная в 1969 году и специализирующаяся на производстве дизельных грузовиков, автобусов и двигателей. КамАЗ в 2017 году выпустил 38 192 автомобиля, что на 11% больше, чем в 2016 году (34 432 шт.).
«Камаз» — один из производителей автомобилей, переживших распад Советского Союза с прибылью.
Сейчас в каталоге около тридцати моделей как гражданского, так и профессионального или военного назначения. В 2006 году Камаз произвел 47,937 автомобилей, в том числе 89,4 % большегрузных автомобилей2. В тяжелом весе В этом сегменте КамАЗ в том же году представлял 54,4 % российского производства, но только 6,6 % европейского производства и 1,46 % мирового производства.
Камаз 65115 Помимо российских заводов в Набережных Челнах, Татарстане и Нефтекамске, в Бачкирии, КамАЗ имеет производственные линии в Польше, Казахстане, Азербайджане, Украине, Эфиопии, Иране (в
партнерство с Рахш Ходро) и Вьетнам.