Регулировка зазоров клапанов | | АВТОЧАС
Практически все современные автомобили оснащены системой гидрокомпенсаторов (гидроопор), благодаря которой владельцы этих автомобилей избавлены от такой весьма недешевой и очень ответственной операции как регулировка клапанов. Однако при усложнении систем надежность и ремонтопригодность значительно снижается. Даже славящаяся своими моторами, которые считаются одними из надежнейших в мире «Хонда», все еще сохраняет свою «верность» упорному винту с контргайкой, поскольку надежное качество заводской регулировки остается практически неизменным даже при пробеге в сто тысяч километров. А если говорить о российском автопроме, то лишь немногие автомобили неклассической серии марки «Жигули» радуют своих хозяев стабильностью зазоров.
%rtb-4%
В переднеприводных автомобилях ВАЗ (то есть в механизме, которых присутствуют регулировочные шайбы), проверку зазоров достаточно делать при прохождении 30 тыс. километров при условии отсутствия посторонних звуков. Автомобили с рычажными приводами в ГРМ, такие как «Москвич», «Запорожец», «Волга», «Жигули» желательно проверять зазоры при каждом прохождении ТО. Те же самые «Хонды» требуют подобной проверки чуть реже – раз в сорок тысяч километров.
Принципы регулировки многих моторов практически идентичны. Проводится она при остывшем моторе, поскольку точность измерений напрямую зависит от температуры, указанной в мануале к автомобилю (примерно 15-25 С⁰). Увеличение температуры приводит к росту зазоров, поэтому мастера, регулирующие на неостывшем двигателе, вносят соответствующую поправку, но так как у всех двигателей такая зависимость индивидуальна, то время, в течение которого двигатель остывает можно использовать для других работ по обслуживанию транспортного средства.
%rtb-4%
Так как у многих автомобилей измерение зазора производится под регулировочным винтом, то для контроля обычно достаточно набора стандартных щупов шириной около сантиметра. В «классике» необходимо регулировать только широким щупом, поскольку узкий, по причине перекоса в рычаге клапана может выдать ошибку. Так как с точностью измерить зазоры в «Жигулях», где они равны 0,15 мм (с разбросом от 0,14 до 0,17 мм) используя один щуп очень сложно, то мастеру приходится полагаться на свой опыт и интуицию: если щуп шириной 0,15 мм с легкостью входит в зазор, то его размер слишком велик, а если гнется и не входит, то налицо пережатие клапана.
Набор щупов для измерения зазоровПри затяжке контргайки зазор может «уходить», поэтому выставить зазор точно не всегда удается. При этом размер зазора может быть увеличен по сравнению с идеальным, тогда как уменьшение его строго запрещено. Стоит учитывать, что в поправочной таблице показатели установлены для статичного двигателя, а в работающем двигателе наблюдается уменьшение зазоров, поскольку по сравнению с другими деталями газораспределительного механизма клапаны удлиняются за счет нагрева намного больше.
%rtb-4%
При «перетягивании» клапана мотор будет работать тише, однако он может перестать закрываться при некоторых режимах работы, головка цилиндров не будет получать тепло от его тарелки, и будет перегреваться все больше и больше, что, в конце концов, приведет к прогоранию клапана — двигатель начнет троить и перестанет тянуть. В некоторых случаях осколок тарелки может повредить цилиндр и поршень. Если при снятии распределительного вала на нерабочей стороне кулачков будут видны следы износа, значит, имело место «перетягивание клапана».
Клапанный механизм классического двигателя ВАЗПрактика показывает, что нерабочая поверхность кулачков распределительного вала на а/м «Жигули» зачастую неидеальна и биение достигает 0,04 мм. Это можно узнать, если проверять зазоры в разных положениях кулачка – непосредственно до открытия и сразу же после закрытия. Делается это следующим образом: при таком расположении распредвала, когда метка, расположенная на его шестерне направлена вверх, проверяются клапаны 4,6,7,8. При повороте коленчатого вала на 180 градусов, что будет соответствовать повороту распределительного вала на 90 градусов, проверяются клапаны 1,3,4,7. Следующий поворот дает возможность проверить клапаны 1,3,2,5, затем 2,5,6 и 8 клапаны. Идеальным результатом будет совпадение измерений во всех клапанах, в ином случае ориентиром при выставлении зазора будет служить самое «зажатое» место.
%rtb-4%
Большую точность, чем щуп при проверке и регулировке зазоров на горячем двигателе «Жигулей» обеспечат специально предназначенные устройства с часовым индикатором. Хотя практика показывает, что эти устройства не всегда подходят при регулировке одновременно двух клапанов, так как индикаторные отверстия не соответствуют осям регулировочных болтов, следствием чего является смещение от середины рычага ножки индикатора. Вследствие того, что рычаг в свободном состоянии зачастую имеет небольшой перекос, в измерениях может быть небольшая, но ошибка. Некоторые приспособления требуют дополнительной доработки, например небольшого стачивания, так как головки винта могут упираться в индикатор.
Точность регулировки в двигателях автомобилей наподобие вазовской «восьмерки», где зазор легко регулировать подбором шайб, обеспечивается гораздо легче, причем допускная возможность на «неклассических» моделях в 3 раза больше, чем на «классике». Для них размеры зазоров следующие: на впускных клапанах 0,2 миллиметра с погрешностью в 0,05 миллиметра, и на выпускных 0,35 миллиметра с той же погрешностью. Регулировка зазоров обязательна, при условии того, что на выпускных клапанах щуп в 0,3 мм не проходит в зазор между распредвалом и шайбой, или щуп в 0,4 мм свободно проходит. Размеры щупов на впускных клапанах соответствуют 0,15 и 0,25 миллиметра. В этом случае необходимо другое приспособление, которое крепится штатными гайками с шайбами на шпильках крепления крышки на головке цилиндров.
%rtb-4%
Устанавливаем коленвал в такое положение, когда кулачок клапана, который вы регулируете, смотрит вверх. Из углубления, находящегося вблизи толкателей маленьким шприцом отсасываем машинное масло, чтобы было удобнее извлечь шайбу и сориентировать толкатель. С помощью тонкой отвертки или шила нужно повернуть толкатель в такое положение, чтобы прямоугольный вырез «смотрел» прямо на вас. Утопим толкатель и устанавливаем между распредвалом и его бортиком фиксатор, предварительно нажав на рычаг приспособления, затем пинцетом извлекаем шайбу, подцепив ее шилом. Будьте аккуратны при этом действии, иначе при случайном выскакивании фиксатора толкателя можно получить очень серьезную травму. Чтобы подобрать новую шайбу (ее размер вымаркирован на поверхности), нужно измерить толщину установленной с помощью микрометра. Если старая изношена не очень сильно, то она вам может пригодиться в ремонте других клапанов автомобиля. Устанавливать новую шайбу в толкатель следует маркировкой вниз, затем с помощью приспособления снова утапливаем толкатель и достаем фиксатор.
Для наибольшей точности замеров необходимо дождаться остывания двигателя до 15-25 градусов, использовать два вида щупов – «непроходной» и «проходной» и проводить замеры не менее двух раз при повернутом на полный оборот распредвале.
autoshas.ru
Регулировка зазоров клапанов
Если регулировка зазоров клапанов производится на двигателе, установленном на автомобиле, что чаще всего и происходит при общих проверках зазоров клапанов, необходимо выполнить предварительные работы для обеспечения доступа к клапанам. Для этого необходимо снять весь узел крышки головки цилиндров.
Рис. 262 Установка кожуха зубчатого ремня.
1 Верхний кожух
2 Нижний кожух
3 Шпильки
4 Распорная втулка
• Поднять одно переднее колесо и включить повышенную передачу. При этом двигатель при регулировке может проворачиваться за переднее колесо.
• Подготовить таблицу для записи измеренных значений зазоров клапанов, показанную на рисунке 263.
Рис. 263 Таблица для регулировки зазоров клапанов.
Строка 1 = измереннее значение зазора клапана Строка 2 = разность между измеренным и собственно зазором Строка 3 = предписанное значение зазора клапана
• Проворачивать двигатель за переднее колесо, вращая его в направлении движения вперед. Для измерения зазора клапана соответствующий ему кулачок распределительного вала должен быть установлен вертикально вверх, то есть другой клапан того же цилиндра должен быть открыт.Первый цилиндр расположен со стороны маховика. Зазор измерять введением щупа между кулачком и толкателем клапана.
• Записать значение в строку 1 таблицы, в данном примере 0,26 мм.
• Проворачивая двигатель каждый раз на пол-оборота в направлении движения вперед замерить зазоры всех клапанов и сделать соответствующие записи в таблице. Заданное значение зазора составляет для впускных клапанов 0,15 мм и для выпускных клапанов 0,30 мм. Если измеренный зазор отличается от заданного значения, он корректируется установкой между толкателем клапана и стержнем клапана другой регулировочной шайбы. При повышенном зазоре устанавливается более толстая шайба, при пониженном зазоре устанавливается шайба меньшей толщины. На рисунке 264 представлен процесс регулировки.
Рис. 264 Зазор «S» измеряется в указанном месте.
Регулировка зазоров клапанов довольно сложна и всегда следует принимать решение о самостоятельной регулировке. Распределительный вал снимается следующим образом:
Если требуется регулировка:
• Снять крышку головки цилиндров.
• Снять верхний и нижний кожухи зубчатого ремня.
• Провернуть коленчатый вал до установки отверстия под блокирующий стержень (1) на рисунке 265 по середине между отверстиями в головке цилиндров.
Рис. 265 Положение зубчатого шкива распределительного вала при снятии распределительного вала.
1 Положение блокирующего болта
2 Четырехгранное отверстие
3 Болт крепления
4 Болт крепления
• Снять вакуумный насос или ослабить и снять приводной ремень. •
• Отвернуть болты (3) и (4) на рисунке 265 крепления натяжного ролика.
• Вставить в четырехгранное отверстие (2) на рисунке 265 четырехгранник (из комг^екта головок ключей с переходником 3/8 дюйма) и отжать натяжной ролик наружу до сжатия пружины.
• Затянуть болт (3) в этом положении (удерживая отжатый натяжной ролик).
• Осторожно снять и положить зубчатый ремень в безопасное место.
• снять зубчатый шкив распределительного вала. При отворачивании болта удерживать зубчатый шкив, как было описано выше.
• Пометить керном расположение крышек подшипников распределительного вала и отвернуть крышки
• Вынуть распределительный вал.
• Вынуть первый толкатель клапана и расположенную под ним регулировочную шайбу (Рисунок 266), очистить регулировочную шайбу и измерить ее толщину.
Рис. 266 Снятие толкателя (2) и регулировочной шайбы (1).
Толщина новой регулировочной шайбы определяется следующим образом: поправка = измеренный зазор минус требуемый зазор. На рисунке 267 приведен пример расчета.
Рис. 267 Таблица для регулировки зазоров клапанов.
Строка 1 = измерение значение зазора клапана
Строка 2 = разность между измеренным и собственно зазором
Строка 3 = предписанное значение зазора клапана
Поправка может быть положительной или отрицательной. При положительной поправке должна быть установлена шайба большей толщины; при отрицательной поправке — более тонкая шайба.
В качестве заданного значения принимается среднее значение из поля допуска.
Толщина новой шайбы = измеренная толщина шайбы + поправка.
• Подобрать шайбу с толщиной, наиболее близкой к рассчитанному значению. Имеются регулировочные шайбы толщиной от 2,425 до 3,550 мм с шагом 0,075 мм. При приобретении новой шайбы обязательно указывать, что нужна шайба именно для дизельного двигателя. Перед замером и установкой очистить и обезжирить регулировочную шайбу.
• Провести аналогичную работу с остальными клапанами, нуждающимися в регулировке их зазоров.
• Перед установкой смазать регулировочную шайбу моторным маслом и вставить в углубление в чашку пружины.
При замене распределительного вала или толкателей обязательно следует устанавливать регулировочные шайбы толщиной 2,425 мм (номинальной толщины) независимо оттого, какой толщины шайбы были установлены прежде.
• Смазать моторным маслом и установить толкатели клапанов. После установки толкатели нельзя вытаскивать, так как при этом нарушается положение регулировочных шайб. Если толкатель все-таки приподнимается, его следует вытащить полностью, чтобы снова установить регулировочную шайбу.
• Смазать моторным маслом и установить подшипники распределительного вала таким образом, чтобы 4-й и 6-й кулачки (считая от маховика) прилегали к соответствующим толкателям.
• Покрыть контактные поверхности крышек обоих крайних подшипников уплотняющей массой «Recti — joint» и поставить обе крышки в соответствии с их маркировкой. После этого равномерно затянуть все крышки с моментом затяжки 20 нм.
• Смазать моторным маслом оба сальника распределительного вала и осторожно запрессовать их с помощью стержня соответствующего диаметра. При этом не допускать деформации сальников.
• Надеть зубчатый шкив распределительно вала и ввернуть болт с шайбой. Затянуть болт моментом 45 нм, удерживая вал от проворачивания.
• Провернуть распределительный вал не менее, чем на два оборота (очень медленно) и еще раз измерить зазоры клапанов. Для этого вставлять щуп, как показано на рисунке 268. Произвести возможно требующиеся коррекции.
Рис. 268 Контроль зазоров клапанов с помощью щупа (1). Распределительный вал поворачивается с помощью поворотного приспособления (2).
• Установить вакуумный насос, пользуясь рисунком 269. В указанных местах устанавливаются два новых сальника (2). Болты насоса затянуть моментом 25 нм.
Рис. 269 При установке вакуумного насоса (1) обязательно заменяются сальники (2).
• Установка остальных деталей производится в обратной последовательности. Установка зубчатого ремня производится в соответствии с указаниями, приведенными выше.
autopushkino.ru
Проверка и регулировка зазоров клапанов (по необходимости)
Проверка и регулировка зазоров клапанов (по необходимости)Проверка и регулировка зазоров клапанов (по необходимости)
ПРОВЕРКА
Необходимость в регулировке клапанных зазоров возникает лишь после замены или ремонта компонентов клапанного механизма.Простейшим способом проверки клапанов является прослушивание двигателя при открытом капоте. На необходимость проведения регулировки указывает повышенный шумовой фон, издаваемый клапанным механизмом.
Проверка и регулировка клапанных зазоров должны производиться при холодном двигателе.
Регулировка
4-цилиндровые двигатели
|
Двигатели V6
|
Проверка и регулировка зазоров клапанов
Проверка и регулировка зазоров клапанов
Ежегодно или каждые 20000 км пробега
Зазоры клапанов на всех двигателях регулируется в прогретом состоянии, однако двигатель не должен работать. Чтобы задать двигателю после ремонта необходимые рабочие зазоры клапанов, в Спецификациях даны значения для холодного состояния. Однако зазоры всех клапанов нужно будет проверить и после охлаждения двигателя. При необходимости регулировки зазоров клапанов, должны быть выполнены подготовительные работы, т. е. снята крышка головки цилиндров, вывинчены свечи зажигания и т. д.
Зазор клапана измеряется между концом толкателя и кулачком распредвала. Регулировка осуществляется следующим образом:
|
carmanz.com
Руководства по ремонту: Регулировка зазоров клапанов
В двигателях, не имеющих гидравлических толкателей, требуется периодически проверять и по мере надобности регулировать зазор клапанов. Зазор этот замеряется щупом между кулачком распредвала и регулировочной пластиной. Распредвал должен занять такое положение, чтобы над данным толкателем находилась самая низкая часть кулачка (см. рис. 221). Зазор клапанов можно мерить на теплом или холодном двигателе, помня о разности величин зазоров:
— теплый двигатель 0,20-0,30 мм для впускного клапана 0,40-0,50 мм для выпускного клапана холодный двигатель 0,15-0,25 мм для впускного клапана 0,35-0,40 мм для выпускного клапана. Как правило, данный зазор выставляется на холодном двигателе. После пробега 1000 км зазор необходимо проверить и, в случае необходимости, отрегулировать.
Размещение клапанов показано на рис. 220.
Рис. 220. Клапаны двигателя:
А — выпускные; Б — впускные
Если зазор больше или меньше допустимого, то необходимо определить величину корректировки и провести регулировку следующим образом:
Снимите крышку клапанов.
Поршень 1-го цилиндра установите в ВМТ. Оба кулачка займут тогда положение, показанное на рис. 221. Для поворота коленвала используйте болты шкива. Шкив распредвала вращать нельзя, так как это вызовет растяжение зубчатого вала ремня.
Рис. 221. Положение кулачков 1-го цилиндра, установленного в ВМТ
Измерьте зазор для обоих клапанов (первый — выпускной) и запишите результат.
Поверните вал трижды на пол-оборота, после первого поворота измерьте зазоры клапанов третьего цилиндра, затем — четвертого цилиндра, после четвертого — второго цилиндра. Запишите результаты измерений.
Сравните полученные значения с рекомендуемыми.
Определите, какие клапаны требуют регулировки. С толкателя клапана, который требует регулировки, удалите регулировочную шайбу. Для этого проверните распределительный вал так, чтобы кулачки были направлены в противоположную от толкателя сторону. Поверните толкатели так, чтобы они заняли положение, показанное на рис. 222.
Рис. 222. Правильная установка толкателей перед снятием регулировочных шайб
Для замены регулировочной шайбы необходимо использовать приспособление 2078 или аналогичное. Способ его применения следующий:
— Вставьте приспособление под распределительный вал и надавите с его помощью на толкатель вниз (рис. 223).
Рис. 223. Снятие регулировочных шайб с помощью приспособлений
— Щипцами 10-208, вставленными в обе канавки толкателя, захватите регулировочную шайбу и удалите ее.
Если у вас отсутствует вышеуказанное приспособление, то удаление регулировочной шайбы будет затруднено.
На нижнем торце извлеченной шайбы указана ее толщина; сравните ее с измеренным зазором.
Подберите регулировочную шайбу необходимой толщины. Толщину шайбы надо обязательно проверить микрометром. Вложите новую шайбу на толкатель обозначением толщины вниз.
Шайбы выпускают толщиной 3,00-4,25 мм. Бывшие в употреблении шайбы можно снова использовать, если они не повреждены и не изношены. Ниже в табл. 13 приведен пример, как можно определить толщину шайбы.
Таблица 13
Размер | Выпускной клапан | Впускной клапан |
Рекомендованный размер | 0,4-0,5 мм | 0,2-0,3 мм |
результат измерений | 0,35 мм | 0,35 мм |
величина зазора | +0,05 мм | -0,05 мм |
Иногда не удается установить зазор, используя даже самую тонкую шайбу. Такая ситуация может случиться после фрезерования седла клапана, когда высота головки еще находится в допустимых размерах.
Для этого случая выпускаются клапаны, укороченные на 0,5 мм.
Ниже в табл. 14 приведены данные о номенклатуре применяемых регулировочных шайб.
Таблица 14
Регулировочные шайбы и их номера для заказа
Толщина, мм | Номер заказа | Толщина, мм | Номер заказа |
3,00 | 056109555 | 3,65 | 056109568 |
3,05 | 056109556 | 3,70 | 056109569 |
3,10 | 056109557 | 3,75 | 056109570 |
3,15 | 056109558 | 3,80 | 056109571 |
3,20 | 056109559 | 3,85 | 056109572 |
3,25 | 056109560 | 3,90 | 056109573 |
3,30 | 056109561 | 3,95 | 056109574 |
3,35 | 056109562 | 4,00 | 056109575 |
3,40 | 056109563 | 4,05 | 056109576 |
3,45 | 056109564 | 4,10 | 056109577 |
3,50 | 056109565 | 4,15 | 056109578 |
3,55 | 056109566 | 4,20 | 056109579 |
3,60 | 056109567 | 4,25 | 056109580 |
Задать вопрос, обсудить статью
meluk.ru
Проверка и регулировка зазоров клапанов
Проверка и регулировка зазоров клапанов
Ежегодно или каждые 20 000 км пробега
Эта процедура не относится к двигателю М10, который имеет автоматические регуляторы. |
Зазоры клапанов можно проверять как при разогретом, так и при холодном двигателе, но имейте ввиду, что полученные величины должны различаться в зависимости от температуры двигателя. Если Вы собираетесь провести процедуру проверки и регулировки зазоров при разогретом двигателе, необходимо запустить его, прогреть до нормальной рабочей температуры и затем выключить.
Если зазоры клапанов регулируются при разогретом двигателе, следует быть особенно осторожными, чтобы избежать ожогов. |
|
carmanz.com
3.1.2.1.2. Проверка и регулировка зазора клапанов
3.1.2.1.2. Проверка и регулировка зазора клапанов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Зазор клапанов следует регулировать только в случае обнаружения неправильной регулировки, замены или притирки клапанов, замены толкателей или распределительного вала.
Проверка
МОДЕЛИ 1905 см3 И 1998 см3 C 16 КЛАПАНАМИ
Модели 1905 см3 и 1998 см3 с 16 клапанами имеют автоматическую регулировку зазоров клапанов.
ОСТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Зазор клапанов проверяется щупом между кулачком и толкателем.
Перед проверкой зазора двигатель при открытом капоте должен остывать по крайней мере 2 часа.
Пример вычисления толщины регулировочной пластинки клапана
I — впускной клапан, E — выпускной клапан, 1 — измеренный зазор, 2 — различие между 1 и 3, |
3 — необходимый зазор, 4 — толщина установленной пластинки, 5 — толщины новой пластинки |
Расположение клапанов
ADM — впускные клапаны, ECH — выпускные клапаны, 1 — маслопровод смазки подшипников распределительного вала |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||
|
Рабочий зазор клапанов (холодный двигатель):
— впускной клапан: 0,20 мм;
— выпускной клапан: 0,40 мм;
— допуск: ∓0,05 мм.
Один из методов последовательности проверки зазора клапанов
Довести до полного открытия выпускной клапан цилиндра |
Отрегулировать зазор следующих клапанов |
1 |
впускной 3 цил., выпускной 4 цил. |
2 |
впускной 4 цил., выпускной 2 цил. |
3 |
впускной 2 цил., выпускной 1 цил. |
4 |
впускной 1 цил., выпускной 3 цил. |
Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
carmanz.com