схема устройства, ремонт главного цилиндра и других механизмов
Автопром до начала 2000-х не был избалован техническими новшествами, существенно упрощая жизнь автомобилистам. Тормозная система ВАЗ 2109 также не отличалась наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих удобство и высокую безопасность при передвижении транспортного средства. Хозяин «девятки» (самой популярной и авторитетной в то время модели) мог лишь мечтать о таких системах как ABS (антиблокировочная система), SBS (скандинавская тормозная система) или EBD (распределение тормозных усилий).
Тормозная система (ТС) была проста, и в этом был ее плюс и минус. Она заметно уступала лучшим образцам мирового автопрома в функциональности. Преимуществами ее были высочайшая выносливость и ремонтопригодность. «Девяточные» тормоза выдерживали езду по отечественным дорогам, а их ремонт можно было провести в частном гараже своими руками.
Содержание
- Устройство ТС ВАЗ 2109
- Главные элементы системы
- Схема тормозной системы
- Частые поломки
- Ремонт поломок в ТС
- Правила эксплуатации ТС в девятке
- Требования к тормозной системе при техосмотре
- Отличия ТС других моделей ВАЗ
- Видео о тормозах ВАЗ
Устройство ТС ВАЗ 2109
Говоря о ТС ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС.
Узлы, детали и агрегаты «девятки» были доработаны и оптимизированы, но ТС принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей. Ее главной конструктивной особенностью является диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации. За функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого — тормозной.
Своеобразное разделение «зон ответственности» позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров. Посредством перераспределения функций между контурами компенсируется риск возникновения негативных последствий при отказе одного из элементов ТС.
Основополагающим принципом схемы функционирования тормозов является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство «девяток» оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).
Главные элементы системы
ТС автомобиля включает множество вспомогательных деталей, но главным элементом конструкции является ТЦ, который создает давление в трубах. Этот элемент сделан из поршня, двигающегося по идеально плоской поверхности. Резиновые кольца используются для того, чтобы уплотнить соединения между компонентами.
Структура ТС включает еще два основных элемента: механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса, и привод, передающий преобразованное усилие на торможение от водителя к тормозному механизму. Гидравлический привод ТС «девятки» мало отличается от элемента, установленного в большинстве классических моделей Волжского автозавода.
Главные элементы системы:
- ГТЦ — главный тормозной цилиндр;
- вакуумный усилитель;
- педали;
- расширительный бак, оснащенный датчиком уровня рабочей жидкости;
- передние и задние механизмы;
- регулятор давления с рычагом и упругим рычагом привода;
- трубопроводы двух раздельных контуров;
- система гибких шлангов переднего и заднего колес;
- тормозная жидкость.
Стояночный тормоз (ручник), установленный на «девятке», имеет тросовый привод и основан на затормаживании задних колесных барабанов колодками посредством их раздвижения.
Схема тормозной системы
Схема системы тормозов ВАЗ 2109 не имеет сложных деталей, что упрощает ремонт и делает эту машину идеальной для начинающих автомобилистов.
Составные компоненты рабочей ТС автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
- Механизм переднего левого колеса (суппорт).
- Шланг.
- Трубка.
- ГТЦ
- Механизм переднего правого колеса (суппорт).
- Шланг.
- Трубка.
- Бачок ГТЦ.
- Вакуумный усилитель (ВУ).
- Педаль.
- Трубка.
- Шланг.
- Механизм заднего правого колеса.
- Регулятор давления (РД) жидкости в механизмах задних колес.
- Рычаг РД.
- Механизм заднего левого колеса.
- Шланг.
- Трубка.
Частые поломки
В «девятке» каждая из неисправностей ТС может привести к непоправимым последствиям, угрожающим жизни человека.
Основные неполадки:
- Не работает педаль тормоза. При нажатии на нее нагрузка получается слегка повышенной. Даже если водитель не сильно нажал на педаль, торможение становится слишком ощутимым. При этом автомобиль движется «скачкообразно»: сначала идет быстро вперед, а затем возвращается обратно.
- Машину заносит в сторону. Иногда во время торможения автомобиль ведет себя не так, как обычно. Его то заносит на сторону, то он быстро подается вперед. Решение этой проблемы есть. Требуется провести полную диагностику автомобиля в автосалоне.
- Длинный путь торможения. В этом случае при нажатии на педаль торможения может и не происходить.
- Колеса тормозят не одновременно. Этот случай достаточно редкий. Тормозной путь увеличивается в несколько раз, и автомобиль начинает вилять.
- Вышел из строя вакуумный усилитель. Основным признаком, который подсказывает водителю о выходе из строя этого элемента, является затруднительный ход педали. Это чревато плохим торможением, что может в экстренном случае привести к аварии. На «девятке» замена вакуумного усилителя должна обязательно проводиться. Это можно сделать либо на СТО, либо в личном гараже собственноручно.
Ремонт поломок в ТС
Во избежание внештатных ситуаций на дороге необходимо следить за ТС и проводить диагностику в положенные сроки. При обнаружении поломок проводить ремонт.
Неисправности в ТС и способы их устранения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109 и 21099.
Увеличенный рабочий ход педали тормоза | |
Утечка жидкости из цилиндров | Заменить вышедшие из строя детали цилиндров, |
Воздух в ТС | Удалить воздух из системы |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в ГТЦ | Заменить кольца и произвести прокачку системы |
Повреждены резиновые шланги гидропривода | Заменить элементы и прокачать систему |
Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм) | Отшлифовать диск. Если его толщина менее 10,8 мм, потребуется замена |
Утечка жидкости через | Заменить уплотнительные кольца |
Недостаточная эффективность торможения | |
Замасливание накладок на колодках механизмов | Зачистить накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устранить причину попадания жидкости или смазки на колодки |
Заклинивание поршней в цилиндрах | Убрать причины заклинивания, поврежденные детали заменить и прокачать систему |
Полный износ накладок и колодок | Заменить колодки |
Перегрев механизмов | Немедленно остановиться и дать остынуть механизмам |
Применение колодок с | Применять колодки, только рекомендуемые |
Неправильная регулировка РД | Отрегулировать привод РД |
Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали) | Заменить поврежденные детали, прокачать систему |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали | Отрегулировать свободный ход педали |
Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра | Отрегулировать выступание (1,25-0,2 мм) регулировочного болта |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. | Тщательно промыть всю систему тормозной жидкостью, заменить резиновые детали |
Заклинивание поршня главного цилиндра | Проверить и при необходимости заменить главный цилиндр |
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали тормоза | |
Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза | Заменить пружину |
Заедание поршня в цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра | Разобрать цилиндр, очистить и промыть детали, поврежденные заменить |
Разбухание уплотнительных колец цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. | Заменить кольца, промыть тормозной жидкостью систему гидропривода |
Нарушение положения суппорта относительно диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному | Затянуть болты крепления, при необходимости заменить |
Неправильная регулировка стояночной ТС | Отрегулировать стояночную тормозную систему |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | |
Заклинивание поршня цилиндра | Проверить и устранить заедание поршня в цилиндре, при необходимости заменить поврежденные детали, прокачать систему |
Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения | Заменить трубку или прочистить ее и прокачать систему |
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок | Очистить детали механизмов |
Неправильная регулировка привода РД | Отрегулировать привод |
Неисправен РД | Отремонтировать или заменить регулятор |
Нарушены углы установки колес | Отрегулировать углы установки колес |
Разное давление в шинах | Установить нормальное давление |
Не работает один из контуров ТС (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали) | Заменить поврежденные детали |
Правила эксплуатации ТС в девятке
При эксплуатации «девятки» необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания не только двигателя, но и ТС, а также проводить ремонт главного тормозного цилиндра (ГТЦ) ВАЗ 2109 . Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом ТС в экстремальной ситуации.
Периодически необходимо проверять состояние накладок, контролировать уровень их износа и заменять при необходимости. Тщательно надо следить за тормозами ВАЗ 2109 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники.
Сверхнормативный износ герметизирующих элементов сопровождается:
- риском недостаточного усилия в ТЦ;
- провалом педали при движении авто;
- увеличением тормозного пути.
Все перечисленное создает очень серьезные риски. ТС — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Требования к тормозной системе при техосмотре
Для того, чтобы точнее определить реальное техническое состояние автомобиля перед инструментальным контролем, лучше всего пройти диагностику на специальной станции. Это позволит установить техническое состояние автомобиля и необходимость ремонта того или иного узла.
При техосмотре особенно тщательно контролируют работу всех колес на замедление (удельная сила торможения не ниже 64%) и неравномерность их срабатывания (разброс между колесами одной оси не более 9%). Контроль осуществляется на беговых барабанах, поэтому ТС должна быть тщательно отрегулирована перед техосмотром. Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне не менее 23% без учета неравномерности действия по колесам задней оси.
Опытные специалисты утверждают, что не нужно сразу ремонтировать на станции обслуживания ТС, так как колодки должны приработаться (за 250-300 км пробега). Если усилие остается неравномерным, нужно попробовать немного притереть диск шкуркой, чтобы убрать с него большие задиры. Регулятор надо настроить так, чтобы он правильно перераспределять тормозное усилие между передней и задней осями автомобиля в зависимости от нагрузки.
Следует учитывать, что на неравномерность торможения влияет разность давления в шинах. Колесные элементы не должны быть перекачаны, так как это тоже снижает эффективность тормозов. ГОСТ сохраняет также возможность визуальной проверки ТС инспектором. В ходе процедуры автомобиль должен затормозить до полной остановки со стопроцентной блокировкой всех колес без потери прямолинейной траектории движения.
Отличия ТС других моделей ВАЗ
Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной ТС с гидравлическим приводом. В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колеса механизмов, создается с помощью ГТЦ при нажатии водителем на педаль. Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных) колодки.
Колеса автомобилей ВАЗ-2101 – 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:
- современные дисковые — на передних колесах;
- классические барабанные — на задних колесах.
Оба этих механизма относятся к фрикционным, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных механизмов заключается в положении и форме взаимодействия этих деталей.
У ВАЗ 2114 и 2115 применена рабочая ТС семейства ВАЗ 2110 с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей ТС используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобилей ваз 2110, 2111, 2112 с достаточной эффективностью. В гидравлический привод включены ВУ (указан на рисунке под цифрой 6) и двухконтурный регулятор (цифра 9) давления задних тормозов. Стояночная ТС имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
- Механизм переднего колеса.
- Трубопровод контура «левый передний-правый задний».
- Главный цилиндр.
- Трубопровод контура «правый передний-левый задний».
- Бачок главного цилиндра.
- ВУ- вакуумный усилитель.
- Механизм заднего колеса.
- Упругий рычаг привода регулятора давления.
- РД — регулятор давления.
- Рычаг привода регулятора давления.
- Педаль.
- А — гибкий шланг переднего тормоза.
- В — гибкий шланг заднего тормоза.
Видео о тормозах ВАЗ
В данном видео можно ознакомиться с ключевыми моментами при ремонте и замене тормозной жидкости.
ВАЗ 2108 / ВАЗ 2109 / ВАЗ 21099, общие сведения о тормозной системе онлайн
Главная / Каталог / Lada / Лада / ВАЗ 2108 / ВАЗ 2109 / ВАЗ 21099 c двигателями 1,1 / 1,3 / 1,5 / 1,5i / 1,6i литра, книга по ремонту в цветных фото в электронном виде / …
Показать содержание книги
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
нет тормозов ВАЗ 21099, прокачка тормозов ВАЗ 21099, схема тормозной системы ВАЗ 21099, ремонт тормозной системы ВАЗ 21099, неисправности тормозной системы ВАЗ 21099, нет тормозов ВАЗ 2109, прокачка тормозов ВАЗ 2109, схема тормозной системы ВАЗ 2109, ремонт тормозной системы ВАЗ 2109, неисправности тормозной системы ВАЗ 2109, нет тормозов ВАЗ 2108, прокачка тормозов ВАЗ 2108, схема тормозной системы ВАЗ 2108, ремонт тормозной системы ВАЗ 2108, неисправности тормозной системы ВАЗ 2108, нет тормозов LADA 21099, прокачка тормозов LADA 21099, схема тормозной системы LADA 21099, ремонт тормозной системы LADA 21099, неисправности тормозной системы LADA 21099, нет тормозов LADA 2109, прокачка тормозов LADA 2109, схема тормозной системы LADA 2109, ремонт тормозной системы LADA 2109, неисправности тормозной системы LADA 2109, нет тормозов LADA 2108, прокачка тормозов LADA 2108, схема тормозной системы LADA 2108, ремонт тормозной системы LADA 2108, неисправности тормозной системы LADA 2108
Общие сведения
Рабочая тормозная система:
- Передние дисковые тормоза.
- Задние барабанные тормоза.
- Вакуумный усилитель тормозов.
- Расширительный бачок тормозной системы.
- Главный тормозной цилиндр.
- Регулятор давления.
Автомобиль оснащен двумя тормозными системами: рабочей (основной) и стояночной.
Рабочая тормозная система – двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем.
Гидравлический привод состоит из главного тормозного цилиндра, магистралей, рабочих тормозных цилиндров (дисковых тормозных механизмов для передних колес, барабанных – для задних) и регулятора давления.
Регулятор давления тормозной жидкости контролирует тормозное усилие на задних тормозных механизмах в зависимости от загруженности автомобиля, предотвращая блокировку задних колес и, как следствие, занос автомобиля при экстренном торможении.
Каждый из двух тормозных контуров включает в себя расположенные по диагонали тормозные механизмы (например, переднего левого и заднего правого колеса). При выходе из строя одного из контуров, второй продолжает работать, обеспечивая, хотя и менее эффективное, но достаточное для остановки автомобиля, торможение.
Вакуумный усилитель тормозов использует разрежение во впускном коллекторе для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза.
На главном тормозном цилиндре установлен расширительный бачок для тормозной жидкости. Он оборудован датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости, благодаря которому водитель получает своевременную информацию об опасном падении уровня жидкости в системе.
Стояночная тормозная система включает в себя рычаг, тросовый привод и реализующий узел на тормозных механизмах задних колес. При поднятии рычага стояночного тормоза в верхнее положение, происходит принудительное разжатие тормозных колодок, фиксирующих тормозной барабан от проворачивания.
Справочные данные для обслуживания
Тип тормозной жидкости | DOT 4 |
0. 55 | |
Свободный ход педали тормоза, мм | 3~5 |
Ход рычага стояночного тормоза, щелчков | 2~4 |
Предельно допустимая толщина тормозных накладок передних колес, мм | 1.5 |
Предельно допустимая толщина тормозного диска, мм | 10.8 |
Предельно допустимое биение тормозного диска, мм | 0.15 |
Предельно допустимая толщина тормозных накладок задних колес, мм | 1.5 |
Предельно допустимый внутренний диаметр тормозного барабана | 201.5 |
Лада ВАЗ 21099 (90~04) Комплект передних больших тормозов
Размер / Вариация
Мини 4-поршневой 286×22 мм (15/16″+) + £989,00
Малый 4-поршневой 286×26 мм (15/16″+) + £989,00
Мини 4-поршневой 304×22 мм (16 дюймов+) + 1059 фунтов стерлингов. 00
Малый 4-поршневой 304×26 мм (16 дюймов+) + 1059 фунтов стерлингов
Mini 6-Pot 304×22 мм (16 дюймов+) + 1079 фунтов стерлингов
Малый 6-поршневой 304×26 мм (16 дюймов+) + 1079 фунтов стерлингов
Большой 4-поршневой 330×32 мм (17 дюймов+) + 1219 фунтов стерлингов.00
6-поршневой 330×32 мм (17 дюймов+) + 1299 фунтов стерлингов
Большой 6-поршневой 345×32 мм (17/18″+) + 1399 фунтов стерлингов
Большой 6-поршневой 356×32 мм (18 дюймов+) + 1449 фунтов стерлингов
8-поршневой 356×32 мм (18 дюймов+) + £1,499.
008-поршневой 380×32 мм (19 дюймов+) + 1619 фунтов стерлингов
Большой 8-поршневой 380×34 мм (19 дюймов+) + 1969 фунтов стерлингов
Большой 8-поршневой 405×36 мм (20 дюймов+) + 2069 фунтов стерлингов
XL 8-горшковый 430×36 мм (21 дюйм+) + £2,949.00
роторы
бурят
Щелевой
Просверленные и прорезанные
Фиксированный ротор
Плавающий ротор (330 мм+) + £250. 00
Суппорты
анодированный
Окрашенный + £80.00
Анодированные Цвета
1
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
18
Логотип
— Выберите — Логотип Без логотипа
Алюминий
Алюминий с вентиляцией + £30. 00
Нержавеющая сталь + £60.00
Нержавеющая сталь с противооткатными пружинами + £90.00
Тормозные колодки
Нет подушечек — £50.00
Уличные колодки
Спортивные колодки + £20.00
Гоночные колодки + £40.00
Тормозные магистрали
Тормозные магистрали
Кронштейны
Кронштейны
Какой привод у ВАЗ 21099?
Содержание
- Drive Lada 21099 1990, Sedan, 1 -е поколение
- Drive Lada 21099 1984, Седан
- Drive Lada 21099 2004, Sedan, 1 -е поколение
The Car Lada 2109, седан, 1 -е поколение
Передний (FF), Полный (4WD). Давайте разберемся, какой тип привода лучше всего подходит для автомобиля.
Существует только три типа привода. Передний привод (FF) — когда крутящий момент от двигателя передается только на передние колеса. Полный привод (4WD) — когда момент распределяется на колеса и переднюю и заднюю оси. Так же как и Задний (ЗР) привод, в его случае вся мощность мотора полностью отдается на два задних колеса.
Передний привод более «безопасен», переднеприводные машины проще в управлении и предсказуемее в движении, с ними справится даже новичок. Поэтому большинство современных автомобилей оснащаются переднеприводным типом. Кроме того, он недорог и требует меньше обслуживания.
Полный привод можно назвать достоинством любого автомобиля. 4WD повышает проходимость автомобиля и позволяет его владельцу чувствовать себя уверенно как зимой на снегу и льду, так и летом на песке и грязи. Однако за удовольствие придется расплачиваться, как повышенным расходом топлива, так и ценой самого автомобиля – автомобили с типом привода 4WD стоят дороже других вариантов.
Что касается заднего привода, то в современном автомобилестроении им оснащаются либо спортивные автомобили, либо бюджетные внедорожники.
Drive Lada 21099 1990, sedan, 1st generation
12.1990 — 06.2004
Packages | type of drive |
1.1MT 21099 | Front (FF) |
1.3 MT 21099-91 | Front (FF) |
1.3MT 210993 | Front (FF) |
1.5 MT 21099-00 Standard | Front (FF) |
1.5 MT 210992-01 Norm | Front (FF) |
1.5MT 21099-02 Lux | |
1.5i MT 210992-21 Norm | Front (FF) |
1.5i MT 21099-22 Lux | Front (FF) |
1,5i MT 21099-20 Стандарт | Фронт (FF) |
1,6I MT 210992-21 НОМКА | (FF FF) | 1501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501501515. Разное