Проверка катализатора без инструментов и приспособлений
Каталитический нейтрализатор отработанных газов можно проверить простым и быстрым способом, не имея под рукой ни каких инструментов и приспособлений.
Разве что, свечной ключ.
Быстрая проверка катализатора без инструментов и приспособлений
Один из основных признаков неисправного (забитого) каталитического нейтрализатора (катализатора) — это проблемы с запуском двигателя автомобиля. Он запускается с трудом и то после нескольких попыток. В особо запущенных случаях не запускается вовсе. Попутно присутствуют нестабильные обороты холостого хода, снижение мощности и приемистости.
Все от того, что отработанные газы не могут эффективно удаляться из камер сгорания через забитый катализатор. Из-за повышения давления в выпускном коллекторе двигателя эти газы забрасываются обратно (появляется т.н. эффект противодавления) и нарушают состав топливной смеси. Такая смесь плохо горит, как следствие двигатель не запускается.
Исходя из этой информации можно допустить, что если восстановить нормальное удаление отработавших газов из камер сгорания, то двигатель запустится.
Некоторые автовладельцы для выполнения этой цели пробивают катализатор при помощи лома, делая проход для газов. Но, можно пойти более простым путем, не применяя дополнительных инструментов и приспособлений.
Для проверки исправности катализатора выворачивается одна свеча зажигания. На нее надевается наконечник ее высоковольтного провода и свеча кладется на массу (кузов, двигатель). Двигатель запускается. Если он стал работать (на трех цилиндрах), то скорее всего с катализатором имеются большие проблеме и он подлежит замене. Если двигатель как не запускался, так и не запускается, то причина неисправности в другом. Например в модуле зажигания.
Таким образом проведя такую простую и быструю проверку можно самостоятельно диагностировать неисправность каталитического нейтрализатора (катализатор забит).
Примечания и дополнения
— Еще один способ проверки катализатора — проверить т. н. противодавление в приемной трубе глушителя. Для этого в отверстие датчика кислорода вворачивают манометр и пускают двигатель. При 2500 об/мин давление должно составлять 0,2-0,3 МПа (0,2-0,3 кгс/м²). Если выше стоит задуматься о замене нейтрализатора. См. «Проверка катализатора измерением давления на выпуске».
Еще статьи по неисправностям систем автомобильного инжекторного двигателя
— Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— По каким признакам можно определить, что текут форсунки?
— Схема системы улавливания паров топлива двигателя 2111 (Евро-2)
— Признаки (симптомы) неисправности адсорбера
Подписывайтесь на нас!
Автор MechanikОпубликовано Рубрики Инжектор ВАЗ, ЭСУД ВАЗМетки двигатель не запускается, катализатор, каталитический нейтрализатор, проверка катализатора 1 964 viewsПризнаки забитого или разрушенного катализатора машины.
Методы диагностирования неисправностей катализатораРемонт авто Эксплуатация
admin 0
Мы уже говорили ранее о катализаторе (каталитический нейтрализатор) и его работе, теперь разберемся с симптомами неисправности. Любой неопытный водитель без проблем определит неисправность в выхлопной трубе, зачастую связанную с нейтрализатором. Сигналы неисправности будут идентичными как для отечественных автомобилей марки ВАЗ, так и иномарках будь то Ford, Toyota или другая марка.
Признаки неисправности забитого или разрушенного катализатора
- Автомобиль не заводится или моментально глохнет. Говорит о полной поломке нейтрализатор.
Решение: Выкрутить датчик кислорода (стоит перед катализатором). Завести двигатель, если автомобиль заработал — значит боченок катализатора неисправен, требуется замена на новый или аналог (пламегаситель). - Автомобиль плохо разгоняется и двигатель медленно набирает обороты. При движении создается впечатление что машину удерживают сзади. Значит соты забиты частично.
- Увеличился расход топлива. Тоже симптом неполадок катализатора, но не обязательный, может указывать и на другую неисправность, например топливных форсунок.
- Выхлопы слабо выходят из трубы – соты забиты.
- Выхлопы имеют сизый оттенок и едкий, неприятный запах – катализатор разрушен или оплавлен.
- При перегазовке или разгоне слышится металлический звук (как будто щебенки насыпали) — катализатор наполовину разрушен, забит блок, или возможно бочек катализатора сдвинулся с назначенного места.
- Загорелся индикатор «Check Engine», низкая эффективность (ошибка P0420). Может возникнуть при других проблемах, но и сигнализирует о возможной неисправности нейтрализатора.
%rtb-4%
Как диагностировать неисправность катализатора
Удостовериться в работоспособность каталитического нейтрализатора можно самостоятельно. На крайний случай, автосервисы делают платную диагностику. Выделим 3 основных метода проверки каталитического нейтрализатора.
Визуальный
При деформации корпуса, велика вероятность повреждения сот катализатора. В таком случае наружный осмотр не даст понимания о загрязненности, потребуется снятие детали с машины. Проблема заключается в очень сложном снятии данной детали, не редко фиксаторы «прикипают», в таком случае их приходится срезать болгаркой.
Сняв нейтрализатор, внимательно осматривают на просветы. Если соты забиты грязью, их чистят или меняют на новый.Противодавление
Популярный метод, демонтаж не требуется. Используется манометр и трубка-переходник для него. Манометр устанавливают вместо кислородного датчика (лямбда-зонда). Важно создать полностью герметичное соединение. Завести двигатель, поднять обороты до 2,5-3 тысяч, поддерживать их 10-15 секунд для фиксации показания манометра. Полученные данные сравнить с нормой. У всех моделей норма разная, но можно и ориентироваться на усредненные:
· 0,3 кгс/см2 – норма;
· 0,35 кгс/см2 – норма для доработанных двигателей, иначе повышенный;
· 0,5 кгс/см2 и выше – проблема с нейтрализатором.Диагностика мотор-тестером
Мотор-тестер — комплект оборудования, помогающий определить состояние машины на основе осциллограмм. Подключается вместо свечи зажигания, при старте двигателя снимаются данные, на основе которых делают выводы неисправностях автомобиля.
Последствия эксплуатации автомобиля с разрушенным или забитым катализатором
Забитый сажей нейтрализатор можно прочистить. Но, стоит упустить этот момент и в лучшем случае автомобиль однажды не заведется или сразу заглохнет. Куда хуже, если бобина оплавится, восстановление детали будет невозможно. Куда хуже – механическое разрушение катализатора, велика вероятность попадания керамики в цилиндры, приводящее к капитальному ремонту двигателя.
Устранив своевременно неисправность каталитического нейтрализатора, можно избежать сложного и дорогостоящего ремонта, а так же снизить расход топлива.
Что такое катализатор в автомобиле?
Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле
выхлопная системадиагностика
симптомы, признаки, первопричины и рекомендации
Системы каталитической нейтрализации применяются для уменьшения количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу из выхлопной трубы автомобиля. Однако нейтрализаторы работают до тех пор, пока каталитический элемент исправен. Со временем он перестает эффективно работать. Рассмотрим подробнее, что такое катализатор, его неисправности, пути решения. Также для диагностики важно знать признаки, когда забился катализатор, симптомы проблемы.
Катализатор — что это и зачем?
На современных автомобилях это одна из важнейших частей выхлопной системы. Устройство очищает выхлопные газы от вредных веществ. Это оксиды азота, углерода, различные группы углеводородов. Внутри катализатора находятся специальные фильтры в виде сот. Они сделаны из драгоценных металлов. Это может быть иридий или платина. Именно благодаря этим металлическим сотам нейтрализуются вредные вещества. В конструкции устройства три основных элемента – это металлический кожух, несущий блок с сотами и слой теплоизоляции. Основным элементом является несущий блок. Его конструкция представляет собой основу из огнеупорного керамического материала. Структура включает в себя огромное количество ячеек, похожих на соты. Они предназначены для увеличения площади контакта с газами. На соты нанесен сплав платины и иридия. Химические реакции, происходящие при взаимодействии выхлопных газов со слоем платино-иридиевого сплава, приводят к сильному нагреву катализатора. В результате все вредные несгоревшие вещества моментально сгорают при соприкосновении с металлической поверхностью сот. В процессе горения используется кислород, остающийся в выхлопных газах после выхода из камеры сгорания. Далее в выхлопную систему, совершенно безвредные вещества — N 2 и СО 2 — оставить катализатор.
Вещества, используемые в катализаторах, и их функции
В каталитических нейтрализаторах используются несколько веществ. Это родий, платина, палладий, иридий. Первый элемент – восстановительный катализатор. Его задача восстановить NO и превратить его в самый обычный азот. Платина и палладий служат окислителями. Они должны стимулировать ускорение окисления несгоревших углеводородов, а затем превращать их в пар. СО превращается в углекислый газ.
Признаки и симптомы засорения элемента
Если катализатор забит, определить это помогут симптомы. Естественно, такая симптоматика может говорить и о других неисправностях. Но при более детальной диагностике все говорит о катализаторе. Если элемент вставлен полностью, двигатель запустится, но сразу после этого погаснет. Машина разгоняется быстрее. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, может возникнуть ощущение, что автомобиль сзади что-то держит за бампер. Это свидетельствует о наличии засора внутри нейтрализатора. Как понять, что катализатор забит? Симптомы включают повышенный расход топлива. Но это можно учитывать только тогда, когда машина потеряла мощность и отзывчивость на педаль акселератора. То есть машина перестала ехать, а расход увеличился в разы. Также при запуске холодного двигателя может появиться едкий и неприятный запах.
Check Angin
Это универсальная функция, поэтому сначала нужно узнать код ошибки, который выдала система. Расшифровка этих кодов есть в инструкции к автомобилю. Но следует учитывать, что такая лампа загорится только в том случае, если в выхлопной системе автомобиля установлены два лямбда-зонда. Первый обычно находится перед нейтрализатором. Он предназначен для регулировки количества топлива, подаваемого в двигатель. Второй датчик необходим для контроля работы нейтрализатора. Именно этот лямбда-зонд выдаст ошибку. Например, если есть все симптомы забитого катализатора на Форд Фокус 2, а ЭБУ выдает ошибку Р0420, то это говорит о проблемах с нейтрализатором. Ошибка указывает на низкую эффективность газового разряда.
Особенности чеканки элементов на разных автомобилях
Рассмотрите разные автомобили, оборудованные каталитическими нейтрализаторами, для более точной диагностики поломки. Начать стоит с отечественных моделей от АвтоВАЗа. Это ВАЗ-2110, -2114, «Калина». Помимо того, что машина будет медленно разгоняться, есть и другие признаки и неисправности забитого катализатора. Итак, появляется звук, который появляется из-под машины. Такое ощущение, что в корпус нейтрализатора насыпали щебень. Этот звук является сигналом, сигнализирующим о механическом разрушении керамической подложки. Если говорить об импортных автомобилях, то на Форд Фокус идентичные симптомы забитого катализатора. ВАЗ-21124 также оснащен таким элементом очистки. Если говорить об отечественной «двенадцатке», то внутри элемента происходит точно такое же снижение мощности и шума. В общем, выявить и определить засорение или каталитическое оплавление очень сложно. Все эти признаки также указывают на проблемы с датчиками, неполадки в системе питания, неисправность зажигания. Отметим, что сбои в двух последних системах являются причиной засорения катализатора. Симптомы подтверждаются. Если автомобиль заправляется некачественным топливом, топливная смесь не приготовлена должным образом. При наличии пропусков зажигания смесь сгорает в камерах сгорания не полностью. Из-за этого отходящие газы содержат большое количество сажи. Именно по этой причине вам часто приходится менять эти узлы. Соты в катализаторе быстро забиваются и расплавляются.
Причины неисправности
Узел служит более 200 тыс. км. Но в российских условиях этот период сокращается. Катализаторы выходят из строя из-за плохого качества топлива, большого расхода масла, неправильно отрегулированной системы зажигания, механических повреждений.
Как диагностировать?
Давайте посмотрим, как определить, не забился ли катализатор. Методы доступны каждому и не требуют специальных навыков и знаний. Необходимо завести машину и набрать обороты двигателя до максимума. Также двигатель крутит на низких, средних и высоких частотах. В каждом режиме педаль резко вдавливается в пол. Мотор не должен выходить из строя, а, наоборот, резко реагировать. Если наблюдается слабый отклик или двигатель не хочет раскручиваться более чем до 5000 оборотов, стоит задуматься о замене нейтрализатора. Вот еще один способ проверить катализатор.
Признаки и симптомы подтвердились, пора убедиться, что элемент сломан. Для диагностики поднесите руку к выхлопной трубе. Выхлопные газы приводятся в движение импульсами. Вы можете точно почувствовать рукой, как по очереди из каждого цилиндра они выталкиваются. Если на холостом ходу поток ровный и постоянный, это говорит прямо о забитом нейтрализаторе. Если нажать на спусковой крючок, а потом заглушить мотор, они будут гаснуть медленно. Это газы, которые скопились из-за забитого катализатора.