Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Технические характеристики ГАЗ-53, история модификаций модели, узлы и детали силовой установки

В 60-х годах прошедшего века завод, именуемый сегодня «Группа ГАЗ», приступил к производству среднетоннажных грузовых автомобилей.

На грузовики устанавливались новые силовые агрегаты, механизмы трансмиссии, кабина и кузов, органы управления.

Модели серий 52, 53, 66 образовали линейку универсальных грузовиков, которые в интересах народного хозяйства обеспечивали перевозку в промышленности, для сельскохозяйственных и строительных нужд.

Модификации и история выпуска

Автомобиль являлся самым массовым грузовиком союзных республик. На дорогах страны работало 4 млн машин в обычном, самосвальном и специализированном исполнении.

В 1961-1967 гг. производился ГАЗ-53Ф. Шестицилиндровый на 82 л. с. мотор ГАЗ-11 с четырехступенчатой коробкой переключения скоростей обеспечивали перевозку 3 500 кг груза, потребляя на пробег в 100 км 24 литра низкооктанового бензина.

К планируемому времени выпуска модели не было в производстве V-образного восьмицилиндрового силового агрегата.

Для 53Ф форсировали шестицилиндровый ГАЗ-11, увеличив сжатие смеси. Не было готового гипоидного заднего моста, поэтому поставили механизм с коническими шестернями от модели 51A (автомобиль изображен на фото).

Объективно, по своим техническим характеристикам, автомобиль ГАЗ-53Ф являлся переходной моделью между серией 51A (с нагрузкой 2 500 кг) и серией САЗ-53Б (с грузоподъемностью на тонну больше), что достигалось увеличенной до 3,7 м базой и новыми шинами 8,25-20, монтируемыми на стальные диски.

Автомобиль использовали не только в качестве самосвала, но также была распространена ассенизаторская машина, бензовозы и молоковозы.

ГАЗ-53 не являлся законченной конструкцией, из-за частых выходов из строя деталей и механизмов не имел популярности среди водителей и работников ремонтных служб автотранспортных предприятий. Грузовик с явно слабым мотором и ненадежным мостом выпускался до 1967 года.

С 1964 по 1983 год на дороги выходили модели серий 53 и 53А с грузовой нагрузкой 3 500 и 4 000 кг. Более мощный силовой агрегат ЗМЗ-53 на 115 л. с. обеспечил увеличение скоростного параметра до 85 км/ч при потреблении бензина 25 литров на 100 км.

Отличия линейки 53А от 53

Модели автомобиля имеют следующие отличия:

  • усиленная передняя ось;
  • новая конструкция кардана;
  • более надежная конструкция рулевого привода;
  • новая решетка радиатора;
  • сигналы поворота дублируются повторителями на крыльях кабины;
  • наличие стеклоочистителей с электроприводом;
  • отопление кабины.

В 1973 г. модель 53А отметили Государственным знаком качества СССР.
Расширяя функциональные возможности машины, было налажено изготовление шасси 53 01 под крытые кузова и спецоборудование.

Шасси 53 02 являлось платформой для применения кузова самосвального типа и оборудовалось устройством снятия мощности для гидравлического насоса.

На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Машины охотно приобретались в Бельгии, Финляндии, в соцстранах. В Болгарии и на Кубе осуществлялась сборка грузовиков из комплектов, поступающих с ГАЗа.

Модель 53 12 производилась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. В грузовик был установлен восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-511.

Мощностной параметр в 120 л. с. позволил довести нагрузку до 4,5 т, а скоростной показатель – до 90 км/ч.

Потребление бензина повысилось до 30 литров, но была предусмотрена возможность установки оборудования для заправки сжиженным или сжатым газом.

Технические характеристики базового бортового автомобиля ГАЗ-53:

ПоказательЕд. изм. Значение
Период производства  1964-1983 гг.
Предельный размер по габариту (длина, ширина, высота)   мм 6 395, 2 380, 2 220
Расход топлива л/100 км 24
Мест всего  3
Нагрузка кг 4 000
Вес с полной загрузкой кг 7 400
База между колесными осями мм 3 700
Просвет до грунта минимальный мм 265
Скорость км/ч до 85
Силовой агрегат  ЗМЗ-53
Механизм сцепления  один диск, сухого типа, с рычажным приводом
КПП  на четыре ступени
Передача заднего моста главная  одинарная, коническая, гипоидная
Рулевая колонка  червяк глобоидной формы и ролик на три гребня
Размерность шин  8,25-20
Устройство тормозов  механизм барабанного типа по всем осям, с гидравлическим приводом  

Дизельный двигатель автомобиля

Двигатель на грузовике ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) V-образный, восьмицилиндровый (два ряда по четыре цилиндра), карбюраторного типа, работает по четырехтактному циклу.

Рабочий объем цилиндров ДВС автомобиля ГАЗ-53 – 4,25 л (при размере цилиндров в поперечном сечении 92 мм и ходах поршня 80 мм).

Технические характеристики по мощности 115 л. с. Запуск мотора ГАЗ-53 осуществляется при помощи стартера.

Номинальные обороты коленчатого вала в минуту – 3 200. Степень сжатия смеси – 6,7.

Системы и механизмы

Блок цилиндров выполнен литьем из сплава Ал-4, после отливки герметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршневая группа отливается из сплава алюминия Ал-30. Поршень круглой формы с плоским днищем, в его теле прорезаны три канавки для маслосъемных и компрессионных колец.

Поршни делятся на 5 ремонтных групп по собственному диаметру (буквенная маркировка) и на 4 группы по диаметру отверстия поршневого пальца (цветовая маркировка).

Головки блоков выполнены из сплава Ал-4. Седла клапанов из чугуна, направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединяются резьбовыми шпильками через прокладки из асбокартона, армированного сталью.

Коленчатый вал отлит из чугуна, на нем сформированы шейки шатунов, опоры и противовесы. Вал проходит динамическую и статическую балансировку.

Осевое перемещение коленвала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке маслосгонными канавками, сальниками и асбестовой набивкой.

Механизм газораспределения с верхней установкой клапанов обеспечивает впуск в цилиндры рабочей смеси и выпуск отработанного газа.

Устройство состоит из: распределительных валов и шестерен, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин.

Распределительный вал куется из стали. Имеет пять шеек опоры, кулачки, шестеренчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

В систему питания входят: бензобак на 90 л, трубопроводы, диафрагменный насос с механическим приводом, фильтрующие устройства очистки топлива и двухкамерный карбюратор К-126 – устройство для приготовления бензовоздушной смеси.

Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый с приводом от распредвала, масляный фильтр полнопоточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.

Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Емкость – 22 литра. Система зажигания контактная.

Модель 53 12

Грузовик предназначен для транспортировки грузов весом до 4 500 кг по асфальту и грунтовым дорогам. Машина допускала эксплуатацию при температуре от +40 до -40º C.

Вариант 53 12 является глубокой модернизацией модели 53А с лучшими показателями по экономии горючего, ремонтным регламентам и безопасности.

Повышение мощности силовой установки, применение новых радиальных шин позволило увеличить динамику и проходимость машины.

Автомобили серий 53 27 и 53 19 работали на сжатом и сжиженном газе.

Силовой агрегат ЗМЗ-53-11 получил секционный маслонасос, полнопоточное фильтрующее устройство, новые головки цилиндров с повышенным параметром сжатия, вентиляция картера была переведена на закрытую схему.

У автомобиля были усилены: рессорная подвеска, рамные элементы, поперечина (балка) оси. Удалось на 19% уменьшить токсичность выхлопа.

В дальнейшем автомобиль оборудуется триплексом переднего обзора, бесконтактной системой зажигания, новой светотехникой, аварийными сигналами, гидровакуумным усилителем с распределением давления торможения по осям.

Самосвал

Грузовик выпускался для транспортировки сыпучих грузов в интересах сельского хозяйства и промышленности. За счет гидравлической системы механизировался процесс разгрузки.

Емкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров. Специальный механизм допускает механическую выгрузку на одну из рабочих сторон.

Производился самосвал на шасси ГАЗ-53 02 с укороченной в задней части на 270 мм рамой. Колесная база при этом оставалась прежней. Оборудовался валом отбора мощности.

Платформа комплектовалась гидронасосом шестеренчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трех звеньевого гидроцилиндра подъема кузова.

Задние сцепное и буксировочное устройства были перемещены на боковые части рамы.

Проблемные вопросы всей серии

Серия автомобилей имеет следующие недостатки:

  • малый ресурс сцепления и тормозной системы;
  • значительный расход топлива;
  • ненадежные: соединение частей карданной передачи, распределитель и вариатор катушки зажигания;
  • течь сальника заднего коренного подшипника двигателя.

Среднетоннажный грузовик 53-й серии показал себя технически простым, надежным автомобилем, легким в управлении. Долговечные, с неброским дизайном автомобили можно и сейчас встретить на сельских дорогах регионов.

Машина может обслуживаться и ремонтироваться в гараже частного подворья, в сельской мастерской, в «поле». Запчасти на автомобиль дешевы и недефицитны.

При замене масла и фильтрующих элементов в регламентные сроки ресурс двигателя до капремонта может превысить 400 тыс. км.

технические характеристики, грузоподъемность и ТТХ двигателя

Легендарное детище советского автопрома — ГАЗ модели 53 производился серийно Горьковским автозаводом в 1961-1993 гг. Общий тираж самой массовой в СССР машины составил 4 млн. экземпляров. Самосвал эксплуатируется и в настоящее время, а завод до сих пор выпускает к нему комплектующие и детали.

Об истории легендарного грузовика и его особенностях

Первое поколение грузовиков выпущено по 2-й половине 50-х.  Согласно проекту семейство ГАЗ отличалось грузоподъемностью 1,5-2,5 т, унифицированностью деталей. 51-ю, тестовую машину должна была заменить 52-я модель.

История и назначение

52-я модификация предназначалась для эксплуатации в условиях города и села, поэтому показатели плавности, маневренности и проходимости были важны. К середине 1950-х сотрудниками Горьковского автозавода разработано несколько образцов с измененным капотом, которые не приняли на серийный выпуск.

Вначале для грузовика хотели применять двигатель на 6 цилиндров с форкамерной блочной головкой. Параллельно занимались проектом V-образного ДВС на 6 цилиндров объемом 3,75 л и мощностью 110 лошадей. Конструкция не была реализована, вместо нее использовали мотор от «Чайки» в дефорсированном исполнении.

Мощный двигатель требовал изменения грузоподъемности до 4 т, что означало новая рама и подвеска. Модели присвоили наименование ГАЗ-52А, которое заменили на ГАЗОН модификации 53.

Новый мотор конструировался долго, но обязательство завода приурочить выпуск к началу XXII съезда КПСС привело к созданию переходной версии. ГАЗ-53Ф оснащался силовым агрегатом от старой модели и двигателем нижнеклапанного типа.

Наладить выпуск грузовика вышло только с 1964 года. Машина не сходила с конвейера до 1993 года, пережила несколько доработок:

  • в 1964 г. — производство моделей ЗМЗ-53 с грузоподъемностью 3 т, V-образным мотором и задним мостом гипоидного типа. Сняты с производства и заменены на ГАЗ модификации 53А;
  • в 1966 г. — запуск Горьковским автозаводом моделей 53Н для армейский нужд. Машина получила предпусковой подогреватель, антискользящие цепи, пилы, трос для буксира, чехол на радиатор и дополнительную емкость под горючее;
  • в 1973 г. — у автомобиля появились повторители указателей поворота и Знак Качества между фарой и подфарником;
  • в 1978 г. — самосвал оснастили выштамповками на крышах, кабина стала окрашиваться в голубой цвет;
  • в 1982 г. — Знак Качества убран с облицовочной части;
  • в 1983 г. — ГАЗ модификации 53-12 кардинально изменился — самосвал мог перевозить грузы до 4,5т, получил новый двигатель, усиленную раму, рессоры и подвеску;
  • в 1984 г. — поставлен упрощенный бампер без штамповки, в гамму цветов добавили светло-серый и защитный;
  • в 1986 г. — замены задние фонари, поставлены двухцветные подфарники, появилась аварийка, тормозной цилиндр, приборная панель, бесконтактное зажигание, гидровакуумные усилители тормозов, раздельные контуры тормозов.

Интересно знать! Производство самосвала полностью остановилось в 1997 году.

Создатели

Главным конструктором автомобиля был А. Просвирнин, ведущими — Б. Шихов, В. Запойнов. Конструкцию двигателя на ЗМЗ-53 разработал П. Сыркин.

Интерьер и экстерьер ГАЗ-53

На свое время автомобиль грузовой ГАЗ версии 53 был современным. У него — обтекаемая форма и цельная облицовка с местами под фары. Прочная и надежная рама позволяла перевозить габаритные грузы.

Бак находился под водительским сиденьем. Отверстие залива вынесено за кабину и расположено возле шоферской двери. Это обеспечивало удобство установки ГБО — под кузовом.

Машина запускалась от электрического стартера с втягивающим реле. Отопительная система работала хорошо. Стеклоочистители имели запитку от электрики.

У сидений водителя и пассажиров грузовика — цельное исполнение. Кабина просторная, в ней с комфортом размещались люди в зимней одежде. Для инструментов, деталей, личных принадлежностей есть специальные отсеки.

Экспорт автомобиля

Экспорт грузовика осуществлялся в дружественные СССР страны — Румынию, Польшу, ГДР, Югославию, Венгрию, Чехословакию, Финляндию, КНДР, Кубу, Лаос, Вьетнам, Монголию.

Интересно знать! Сборкой самосвала с 1983 по 1991 гг. занималась болгарская компания «Мадара». Серия отличалась дизелем, выпущенным по лицензии английской фирмы Perkins.

О технических характеристиках ГАЗ-53

ГАЗ версии 53 — это среднетоннажный самосвал третьего поколения, поэтому его технические характеристики требуют подробного рассмотрения.

Тип автомобиляСамосвал
Особенности приводаЗаднеприводной
Вес в снаряжении3,25 т
Нагрузка на переднюю ось1,46 т
Нагрузка на заднюю ось1,79 т
СкоростьМаксимальная — 80 км/ч
Средняя — 60 км/ч
Тип топливаОсновное — сжиженный газ
Резервное — бензин А-76
Расход газового топлива на средней скорости29,6 л/100 км
Тип двигателяЗМЗ-53-18
Объем ГБО170 л
Длина6,4 м
Ширина2,38 м
Высота2,22 м
Просвет колес26,5 см
Расстояние от передних до задних шин3,7 м
Материал дисковСталь
Объем бензобака90 л
Тип сцепленияСухое дисковое
ТормозаБарабанные, с гидроусилителем
Размеры шин240-508 мм
Мощность двигателя120 лошадей или 3200 об. /мин
Коробка передач
4 вперед+1 назад

На заметку! Технические параметры длины и ширины замеряются от бампера спереди до заднего борта и от левого до правого борта соответственно.

Устройство

Рама автомобиля предназначена для крепления кузова. Она оснащена 6-7 поперечными балками. Передняя стальная ось фиксируется впереди рамы на рессорах. На концах детали — поворотные кулаки, на которых цапфами закреплены колеса. Передние — одинарные, с телескопической амортизацией. Заднюю часть рамы усиливали балкой ведущего моста. Рессоры расположены по бокам рамы, имеют полуэллиптическую конструкцию или прикреплены к ней.

Между рамным и рессорным узлами расположена резиновая подушка. У задней подвески есть вспомогательные подрессорники. Задние колеса грузовика сдвоенные, что обеспечивает проходимость и устойчивость на любом дорожном покрытии. Система амортизации надежна, поэтому ГАЗ без проблем едет по грунтовкам и ухабам. Буксир расположен на задней части машины. Запаска — справа.

Интересно знать! Шоферы сельской местности переделывали ГАЗ в кран — убирали кузов, добавляли поперечины и прикручивали крановую часть болтами к раме. Подобные самосвалы до сих пор эксплуатируются в селах.

Габариты и эксплуатационные характеристики

Длина машины составляла 6,395 м, ширина — 2,380 м. Высота по кабине равнялась 2,22 мм. Колесная база — 3,7 м. По грунту колея передних колес равняется 1,63 м, задних — 1,69 м. Дорожный просвет при нагрузке на картер заднего моста — 26,5 см, на переднюю ось — 34,7 см.

ГАЗ серии 53 имеет следующие эксплуатационные характеристики:

  • формула колесной части — 4×2;
  • вес транспорта ГАЗ-53 в снаряжении — 3,2 тонны;
  • грузоподъемность — 4 тонны;
  • параметры шин — 8,25-20 дюймов;
  • максимальная загруженность прицепа — 4 тонны;
  • емкость топливного бака — 90 л, (армейская модификация — 105 л)
  • тип кабины — двухдверная двухместная, сделана из металла.

Затраты бензинового горючего на 100 км составляют около 24 л.

Основные размеры грузового автомобиля ГАЗ-53А
Размеры

Длина грузовой платформы равняется 3,74 м, ширина — 2,17 см. Борта по высоте 0,68 м. В режиме поворота радиус по колее наружного переднего колеса — 8 м.

Двигатель

Первая модификация 53Ф имела нижнеклапанный мотор на 82 л.с. Охлаждение было жидкостным, а система запитки — форкамерной. Устанавливался двухкамерный карбюратор. Двигатель использовался до 1964 года.

Летом 1964 года машина получила новый ДВС. Двигатель V-образного типа у ГАЗ модели 53 имеет другие технические характеристики, представленные в таблице.

НаименованиеЗМЗ-53
КонструкцияV-образный моноблок с литым блоком цилиндров
МатериалГильзы — чугун
Головка — сплав Ал-4
Поршень — алюминий
Коленвал — чугун
Тип карбюратораК-120
ЗажиганиеКонтактное
ОхлаждениеЖидкостное с водяной помпой
Объем4,25 л
Мощность115 л. с.
Крутящий момент284,5 Нм
Число цилиндров8
Сжатие7,6

До 1979 года двигатель не менялся, но после внедрения газораспределительной плиты и распределительного вала изменили характеристики мощности — показатель равнялся 120 л.с. Новый мотор грузовика ГАЗ ЗМЗ 53-11 отличался секционным насосом для масла, закрытой вентиляционной камерой, полнопоточным вентилятором.

После модернизации 1983 года мотор оснастили каналами подачи топливно-воздушной смеси, винтовые завихрители на стенках и увеличенную интенсивность на сжатия. За счет этого сократился расход топлива, а мощность осталась на уровне 120 лошадей.

Последняя модификация имела ДВС ЗМЗ-511.10 на 125 л.с. с новыми распредвалами, степенью сжатия 7,6. Помимо бензиновых вариантов, машина оснащалась силовыми агрегатами на 8 цилиндров, работающих от сжатого или сжиженного газа. Мощность моторов составляла от 100 до 105 л. с.

Устройство карбюратора ГАЗ-53

Трансмиссия

Для трансмиссии задействовалась КПП на 4 ступени и 3 хода. Шестерни на 2-й и 3-й скорости сцеплялись в постоянном режиме. Для включения 2 передачи использовалась муфта, для 3-4 — синхронизатор.

Заднюю часть моста составляли главная передача и полуось на литом картере, а также дифференциал. За счет гипоидного зацепления у автомобиля был плавный ход. Сухое однодисковое сцепление с механическим педально-пружинным приводом, карданная передача — открытая, с карданами и подшипниками игольчатого типа.

Важно! Сцепление — самый слабый узел самосвала, который регулярно ломается.

Ходовая часть

Основа ГАЗ — рама клепаного типа. Она собиралась из холодноштампованных лонжеронов. Силовое предназначение обеспечивали 6 поперечных балок и 1 — для подвешивания подшипников. Заднюю поперечину оснащали узлом для буксировки.

Подвеска — рессорная, зависимого типа. Рессоры сзади усилены подрессорниками. На подвеске переднего моста располагаются телескопические амортизаторы (2 шт.).

Коробка передач

Коробка переключения передач включает 4 передние скорости и 1 заднюю. Трехходовая КПП оснащалась синхронизаторами 3-й и 4-й передач. Карданная передача открытая, главная (ведущих мостов) — гипоидная, коническая, передаточное число равняется 6,8. Конический кулачковый дифференциал с шестеренками обеспечивал повышенное трение. Цапфы поворота — со ШРУС, фланцевые.

Рулевое управление

Машина среднего тоннажа — ГАЗ-53 имеет рулевое управление, в котором не задействуется гидроусилитель. Модели до 1965 года производства оснащались редуктором на основе червяного глобоидального вала и роликом с 2-мя гребенками для скольжения. У вала на выходе была сошка, обеспечивающая рулевую тягу.

Рулевую колонку регулировать нельзя, сам руль отличается по внешнему виду. Для вариаций 53Ф применялись белые пластиковые «баранки» со спицами из металла, позже — пластиковые.

Интересно знать! Ролик на 3 гребня введен в эксплуатацию после 1965 года.

Тормозная система

Тормозная система — гидравлическая, с добавочным гидровакуумным усилителем, который находится за кабиной на лонжероне рамы. Механизмы тормозов — барабанные. Модели до 1975 года отличались одноконтурной системой. В 1975 г. ее заменили двухконтурной, разделенной в зависимости от мостов.

С 1986 года двухконтурные тормоза прошли модернизацию, оснастились главным двухпоршневым цилиндром. Индикатор на приборной панели оповещал о неисправности контура.

В условиях стоянки используется ручной барабанный тормоз с механическим приводом. Система воздействует на хвостовик вторичного вала КПП.

Электрическая часть и оптика

Изначально применялось электрооборудование мощностью 12 Вольт. Отрицательный полюс подавался на корпус. После модернизаций модели получали генераторы мощностью 225-350 Вт. В качестве источника энергии задействовались АКБ и генератор.

Электрические узлы автомобиля включают:

  • АКБ 6СТ-75 на 75 А/ч;
  • проводку;
  • приборы в кабине;
  • стартер;
  • генератор;
  • моторы стеклоочистителя и отопления;
  • систему зажигания — тамблер, катушку, коммутатор.

Оптика представлена 2-мя поворотниками, 2-мя круглыми фарами спереди, 2-мя подфарниками, 2 задними фонарями и салонным плафоном. Оформление передней панели зависело от модели:

  • 53Ф — верхние фары и нижние подфарники;
  • 53-я модификация — трапециевидная решетка-улыбка со смещенными вниз фарами и бесцветными подфарниками;
  • с 80-х — прямоугольная радиаторная решетка и двухцветные рассеиватели крупных подфарников.

Интересно знать! С 1986 года на грузовик начали ставить двухцветные подфарники ПФ-130 и задние фонари ФП-130.

Кабина

На 1968 г. 2-х местная закрытая кабина была комфортабельной, с удобным расположением управления и хорошей обзорностью. Она изготавливалась из цельного металла. Сиденья цельные, по числу мест неразделены, спинка также общая. В кабину помещалось и 3 человека, но пассажир в центре мешал шоферу переключать передачи.

В салоне имелись места для инструментов и бумаг. Амперметр и датчик уровня масла заменяла ламповая подсветка. В кабине были и часы. Панель управления расположена перед водителем. За счет пространства шоферы самостоятельно выполняли тепло- и шумоизоляцию салона при помощи войлока и пенопласта.

Исполнение кузова было бортовым, фургонным, самосвальным, армейским. Окраска кабинной части — белая, красно-белая, голубая, синяя, серая и зеленая.

Колесные характеристики

Расстояние от передней до задней оси колес составляет 3,6 м. Колея на балке спереди — 1,63 м. Задняя ось — с колеей 1,69 м. Дорожный просвет равняется 26,5 см. Резина на колесах — толщиной от 8,25 до 20 дюймов.

Расход топлива

Завод в проектной документации указывал, что на ровном покрытии при скорости 40 км/ч машина тратит 24 л топлива на 100 км. Однако, не учитывались такие факторы, как наличие груза, погодные условия, езда в накат. В реальности самосвал «кушает» около 27 л топлива без груза. В загруженном состоянии расход горючего повышается до 30 л.

Заправочные емкости

В конструкции автомобиля использовались резервуары для:

  • моторного масла ДВС — 10 л;
  • трансмиссионного масла в КПП — 3 л;
  • трансмиссионного масла в картере заднего моста — 8,2 л;
  • воды или жидкости радиатора охлаждения — 21,5 л;
  • трансмиссионной масляной смеси рулевого управления — 0,8 л;
  • тормозной жидкости гидравлического тормоза — 0,75 л.

Объем бензобака равен 90 л.

Характеристики шасси

Двигатель грузовика — на 8 цилиндров, емкостью 4,5 л. Блочные части и головки отлиты из сплава Ал-4. Коробка переключения передач — механическая, 4-ступенчатая. Привод автомобиля — задний.

Преимущества и недостатки

53-я модификация ГАЗ отличается несколькими достоинствами:

  • легкость управления;
  • проходимость по любым дорогам;
  • надежность сборки;
  • выполнение ремонта вне зависимости от условий;
  • доступная стоимость запчастей;
  • пробег без капремонта — около 400 тыс. км.

Минусами самосвала называют:

  • слабое сцепление и тормозная часть;
  • разрыв соединений распредвала и карданного вала;
  • вытекания жидкости через сальники мотора и коренного подшипника.

В целом, шоферы отмечают хорошее качество металлических элементов машин выпуска 1980-х гг. Среднее время эксплуатации транспорта без поломок составляет 12 лет.

Модификации ГАЗ-53

За всю историю сборки автомобиля выпущено несколько вариантов:

  • 53Ф — производился с осени 1961 по зиму 1967. Бортовая модель отличалась шасси с форсированным двигателем, мощностью 82 л.с. Грузоподъемность 51-го достигала 3-3,5 тонны;
  • 53 — базовая модель, серийно выпускавшаяся в 1964-1965 гг. Двигатель ЗМЗ-53 мощностью 115 лошадей позволял развивать скорость 85 км/ч;
  • ГАЗ версии 53-а — модернизированная серия, которую можно было нагружать до 4 т, выпускалась в 1965-1983 гг.;
  • 53Б — самосвал, выпускаемый с 1966 г;
  • 53 Н — производство началось в 1966 и закончилось в 1983 г. Армейский вариант предусматривал дополнительный бак для горючего на 105 л, пусковой подогреватель;
  • 53-05 — бортовой грузовик под 2-осный прицеп, не выпускавшийся серийно;
  • 53-40 — модель с удлиненным шасси поставлялась на Курганский автобусный завод и СемАР;
  • 53-50 — изготавливалась для экспорта в тропические страны;
  • 53-70 — экспортная вариация для умеренной климатической зоны;
  • 53-12 — производился с 1983 до 1993 гг. , отличался двигателем на 120 лошадей, грузоподъемностью 4,5 т, скоростью 90 км/ч. В конструкции КПП не было синхронизаторов;
  • 53-19 — машина, которая ездила на сжиженном газе, имела мощность ДВС 105 л.с. и скорость 80 км/ч. Выпускалась в 1984-1992 гг.;
  • 53-27 — вариант под сжатый газ с мощностью мотора 100 л.с. Производилась в 1984-1992 гг.

На базе 53-й версии была создана МПР-9924. Передвижная ремонтная мастерская оснащалась шасси 53-й или 52-01 серии.

ГАЗ-53-27

Сферы применения

Самосвал эксплуатируют в сельскохозяйственной отрасли для транспортировки сыпучих материалов. Шасси применяли в качестве основы для фургонов, передвижных мастерских, пожарных лестниц и цистерн, ассенизаторского транспорта. На него ставили емкости для перевозки питьевой воды и нефтяной продукции. В армейских вариантах транспортировали боеприпасы, средства МТО, а в кабине — личное оружие, под которое было предусмотрено место.

Машина, снятая с производства 25 лет назад, до сих пор встречается в обиходе стран СНГ. Отличная проходимость, нетребовательность к эксплуатации обуславливают ее применение в сельхоз- и строительной отрасли. Правда, приобрести автомобиль можно только на вторичном рынке.

Сборка двигателя автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

Для сборки двигателя, а также для его разборки блок двигателя в сборе с картером сцепления закрепляют на стенде (см. рис. 1)

Все Детали двигателя перед сборкой проклеены, тщательно промыты, продуты сжатым воздухом и протерты чистыми салфетками

Все резьбовые соединения (шпильки, заглушки, штуцеры и т.п.), если они были отвинчены при разборке или заменены, должны быть помещены на красный свинцовые или свинцовые белила, разбавленные натуральной олифой.

Неразъемные соединения (пробки блока и головки цилиндров) помещены на нитролаке.

На ремонтируемый двигатель не допускается установка следующих :

  • — бывшие в употреблении шплинты и шплинты;
  • — пружинные шайбы, потерявшие эластичность;
  • — болты и шпильки с удлиненной резьбой;
  • — гайки и болты с изношенными поверхностями;
  • — детали с более чем двумя забоинами или вмятинами на резьбе или с обрывом резьбы;
  • — повреждены прокладки.

Соберите двигатель в порядке, обратном разборке.

О подготовке деталей к сборке двигателя можно прочитать в статье — Подготовка узлов и деталей к сборке двигателя ЗМЗ-53

Некоторые рекомендации и дополнительные требования к сборке двигателя приведены ниже.

При замене гильз цилиндров перед установкой гильза подбирается по гнезду в блоке цилиндров.

Втулки подбираются с помощью точной металлической линейки и набора щупов следующим образом:

— втулка, устанавливаемая на свое место в блоке цилиндров без прокладок, должна быть заглублена относительно привалочной поверхности блока цилиндров .

Линейка устанавливается на сопрягаемую поверхность, а щуп вставляется в зазор между линейкой и торцом втулки (рис. 2).

Толщину прокладки выбирают таким образом, чтобы после установки втулки с прокладкой ее возвышение над поверхностью блока цилиндров находилось в пределах 0,02-0,09мм.

Уплотнительные прокладки доступны различной толщины:

  • 0,3; 0,2; 0,15 и 0,1 мм. В зависимости от зазора на гильзу цилиндра надевают ту или иную прокладку, иногда необходимое значение получают набором прокладок различной толщины.

После установки в блок цилиндров гильзы фиксируются прижимными втулками (см. рис. 3).

Асбестовый шнур, пропитанный масляно-графитовой смесью, применяется в качестве заднего сальника двигателей.

Шнур длиной 140 мм укладывается в гнезда блока цилиндров и сальника.

С помощью приспособления шнур вдавливается в гнезда легкими ударами молотка, как указано на рис. 4.

Не снимая крепления, обрежьте концы шнура заподлицо с плоскостью разъема держателя сальника.

Срез должен быть ровным, не допускаются растрепывание концов и неровный срез.

При сборке коленчатого вала с маховиком и сцеплением необходимо соблюдать следующие требования.

Гайки маховика затягивают, обеспечивая момент 7,6-8,3 кгм.

При сборке сцепления ведомый диск устанавливается демпфером к нажимному диску и центрируется по подшипнику коленчатого вала (в качестве оправки можно использовать ведущий вал коробки передач).

Метки «О», выдавленные на корпусе нажимного диска и маховика возле одного из отверстий для болтов крепления корпуса, должны совпадать.

Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением должен быть динамически сбалансирован. Допустимый дисбаланс 70 Гсм.

При балансировке снять лишнюю массу с тяжелой стороны, просверлив металл маховика на расстоянии 6 мм от зубчатого венца сверлом диаметром 8 мм на глубину не более 10 мм.

Если дисбаланс собранного вала превышает 180 Гсм, вал разбирается и каждая часть балансируется отдельно.

Дисбаланс маховика не должен превышать 35 Гсм;

дисбаланс корзины в сборе с корпусом — 36 Гсм;

Дисбаланс ведомого диска — 18 Гсм.

По сборке коленчатого вала смотрим статью — Сбор коленчатого вала с маховиком и сцеплением и его установка в блок цилиндров

Крышки коренных подшипников устанавливаются так, чтобы стопорные выступы вкладышей были с одной стороны, а номера или метки, выбитые на колпачках, соответствуют номерам коек.

При установке передней крышки следить за тем, чтобы фиксирующий язычок задней шайбы упорного подшипника вошел в паз крышки, а между торцом крышки и торцом блока цилиндров не было уступа.

Затянуть гайки крепления крышек коренных подшипников (момент 11-12 кгм).

После затяжки и чеканки гаек крышек коренных подшипников коленчатый вал должен легко вращаться с небольшим усилием.

После выпрессовки шестерни коленчатого вала (рис. 5) с помощью съемника и упорной втулки проверить осевой зазор коленчатого вала, для чего прижать коленчатый вал к заднему торцу двигателя и щупом определить зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и торцом передней коренной шейки коленчатого вала (рис. 6).

Зазор должен составлять от 0,075 до 0,175 мм.

При сборке деталей шатунно-поршневой группы необходимо соблюдать следующие требования.

Поршневые пальцы подобраны к шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре (+18°С) слегка смазанный палец плавно перемещался в шатунном отверстии под небольшим усилием большого пальца.

Перед сборкой поршни нагревают в горячей воде до +70° С.

Вдавливание пальца в холодный поршень не допускается, так как это может привести к повреждению поверхностей отверстий бобышек поршня, а также к деформации самого поршня.

Шатуны и поршни при сборке ориентировать следующим образом: для поршней первого, второго, третьего и четвертого цилиндров надпись на поршне «перед» и номер, выбитый на штоке шатуна должны быть направлены в противоположные стороны, а для поршней пятого, шестого, седьмого и восьмого цилиндров — в одну сторону (рис. 7).

Стопорные кольца поршневого пальца устанавливаются в канавки бобышек поршня так, чтобы загиб усиков был направлен наружу.

Кольца поршневые подбираются по вкладышам, в которых они будут работать.

Зазор, измеренный в месте соединения кольца, помещенного во втулку, должен быть в пределах 0,3-0,5 мм для компрессионного и маслосъемного колец.

В верхнюю канавку поршня установлено хромированное компрессионное кольцо, а во вторую канавку луженое компрессионное кольцо канавкой с внутренней стороны к днищу.

Перед установкой в ​​гильзы цилиндров стыки поршневых колец следует располагать под углом 120° друг к другу, а на шатунные болты надевать защитные латунные колпачки во избежание случайного повреждения поверхности шатунных стержневые журналы.

При установке поршней в гильзы цилиндров следите за тем, чтобы надпись на поршне «вперед» была направлена ​​в сторону переднего торца блока цилиндров. Затяните гайки шатунных болтов (момент 6,8 — 7,5 кгм) и законтрите.

После напрессовки шестерни на распределительный вал (рис. 8) проверьте щупом осевой зазор между упорным фланцем и торцом шестерни распределительного вала. Зазор должен быть в пределах 0,08 – 0,2 мм.

При включении газораспределительных шестерен зуб шестерни коленчатого вала с меткой «О» должен войти в полость зубьев шестерни распределительного вала, отмеченную риской.

Шестерни необходимо заменять комплектом, так как они подобраны на заводе по боковому зазору и шуму при работе.

Боковой зазор в зацеплении должен быть в пределах 0,03-0,08 мм.

Чтобы не ошибиться при сборке и установке шестерен, необходимо учитывать, что метка на шестерне коленчатого вала находится на 12-м зубе, считая от зуба, противоположного прорези под шпонку против часовой стрелки (рисунок 11).

При установке на блок цилиндров отцентрируйте крышку распределительного механизма на переднем конце коленчатого вала с помощью конической оправки, чтобы передний сальник коленчатого вала не работал с одной стороны.

Наденьте на передний конец коленчатого вала коническую опору и прижмите ею крышку привода ГРМ к блоку цилиндров с помощью храповика, после чего затяните гайки крепления крышки.

Уплотнительная прокладка трубки маслоприемника должна располагаться в гнезде в блоке цилиндров, а не надеваться на трубку.

Перед установкой на двигатель масляный насос заполняется маслом.

При сборке ГБЦ стержни новых клапанов покрывают смесью, состоящей из семи частей коллоидно-графитового препарата и трех частей авиационного масла.

Оси коромысел собраны таким образом, что отверстия под шпильки крепления оси и стоек смещены в противоположную сторону от регулировочных болтов коромысел.

Гайки крепления впускного коллектора затягивают с умеренным усилием, так как резиновые прокладки не могут ограничивать затяжку до упора и при затягивании гаек возможно смятие резиновых прокладок.

Привод выключателя распределителя должен быть установлен в этом порядке.

Установить поршень 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия.

Вставьте привод прерывателя-распределителя в отверстие в блоке цилиндров так, чтобы прорезь в приводном валу была направлена ​​по оси двигателя и смещена влево, считая по ходу автомобиля.

Закрепите корпус привода держателем и гайкой так, чтобы скоба с резьбовым отверстием для установки прерывателя-распределителя была направлена ​​назад и повернута на 23˚ влево от продольной оси двигателя, как показано на рис. . 10.

Перед установкой прерывателя-распределителя на двигатель проверьте зазор в контактах прерывателя и при необходимости отрегулируйте его. Зазор в контактах должен быть в пределах 0,3-0,4 мм.

С помощью гаек октан-корректора повернуть корпус прерывателя-распределителя так, чтобы стрелка установилась на нулевое деление шкалы.

Поверните ротор распределителя так, чтобы он был обращен к клемме первого цилиндра. Клемма первого цилиндра на крышке распределителя зажигания помечена цифрой «1».

Наденьте крышку распределителя с проводами и подсоедините ее к свечам зажигания в порядке цилиндров двигателя (1-5-4-2-6-3-7-8). Порядок зажигания вылеплен на впускной трубе двигателя.

коленвал ЗМЗ-53 | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели

  • 3D модели
  • СолидВоркс
  • Автоматизированная индустрия

Узнайте, как скачать этот материал

Telegram бот для поиска материалов

Покупка чертежей

Подпишитесь на получение информации о новых материалах:

t. me/alldrawings

vk.com/alldrawings

Описание

коленвал ЗМЗ-53

Содержание проекта

коленчатый-вал-.sldprt [ 740 КБ ]

Аналогичные материалы

Разработка технологии ремонта коленчатого вала ЗМЗ-66 — рубрика

Коленвал ЗМЗ-409 в компасе и те карты на льду

Приспособления для обработки коленчатого вала — Чертежи

Динамический расчет ЗМЗ 4062

Водяной насос ЗМЗ-405

двигатель ЗМЗ

ЗМЗ чертеж 409 (прод+крест) + спецификация

ЗМЗ чертеж 406

Бесплатная загрузка на сегодня

Обновление через: 21 час 58 минут

Типовой проект 1.

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *