Как пользоваться раздаткой на ниве, устройство коробки
Содержание статьи:
Относительно сложная схема распределения момента от ДВС на колеса объясняется универсальным предназначением Нива 2121 – при грамотном использовании на ней комфортно передвигаться в городе и по раскисшему проселку.
Обеспечиваются подобные свойства наличием раздаточной коробки с блокировкой межосевого дифференциала, дополняющих 4- или 5-ступенчатую «механику», в зависимости от года выпуска. Рычаг, находящийся ближе к торпедо, отвечает за отключение/включение межосевого дифференциала, второй «малый» рычаг управляет демультипликатором и имеет 3 положения: повышенный и пониженный ряды, а также нейтраль.
Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
- Корпус
- Корпус дифференциала
- Валы
- Муфты
- Сальники
- Сателлиты
- Шестерни
- Фланцы
- Рычаги
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
Фото №2
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121
Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:
- Передняя – от себя
- Задняя – к себе
Фото №3
Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Фото №4
Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.
Возможные проблемы
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- Вибрации по кузову в движении
- Вибрации при старте
- Гула
- Шума при маневрировании
- Тугого включение режимов
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
Видео управление раздаткой
nivaexpert.ru
Как переключать передачи и раздатку Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
(см. также по этой теме Езда на автомобиле и
Что такое полный привод, а также приёмы вождения Нивы)
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
Рычаги раздаточной коробки и их положения
Рычаг переключения передач в раздаточной коробке
может занимать следующие положения:
Н — низшая передача;
N — нейтральное положение;
В — высшая передача.
Рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке может занимать следующие положения:
Р — дифференциал разблокирован;
Б — дифференциал заблокирован.
ПРИМЕЧАНИЕ
Переключение передач с низшей на высшую и блокировку дифференциала можно производить в движении при выключенном сцеплении.
Низшую передачу в раздаточной коробке рекомендуется включать после полной остановки автомобиля и с отключенным от трансмиссии двигателем.
Для преодоления труднопроходимых участков дороги заблаговременно блокируйте дифференциал. Не блокируйте дифференциал в тот момент, когда колёса автомобиля пробуксовывают. После преодоления таких участков дифференциал разблокируйте — движение автомобиля по хорошим дорогам с блокированным дифференциалом сокращает срок службы механизмов силовой передачи, увеличивает износ шин и расход топлива, а при торможении автомобиля может привести к заносу.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ КПП
Схема переключения передач (нанесена также на рукоятке)
Перед началом движения проверьте положение рычагов раздаточной коробки — оно должно соответствовать дорожным условиям. Движение начинайте на первой передаче и по мере роста частоты вращения коленвала своевременно переходите на высшие передачи.
Вовремя и в соответствии с дорожной обстановкой, переходите на низшую передачу в КПП, не допуская перегрузки двигателя.
Для движения задним ходом нажмите на рычаг переключения передач, утопив его до упора и переведите в положение, соответствующее включению задней передачи. Заднюю передачу включайте только при полностью остановленном автомобиле.
Видео
lada-niva.ru
Органы управления и приборная панель Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Рис. 13. Органы управления
Расположение органов управления показано на рис. 13.
1 — выключатель звукового сигнала.
2 — щиток комбинации приборов.
3 — рулевое колесо.
4 — винт крепления щитка.
5 — переключатель наружного освещения. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения -дополнительно фары. При этом лампа в переключателе подсвечивает клавишу.
6 — переключатель электровентилятора отопителя. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включается малая скорость элек-тровентилятора,а до второго фиксированного положения — высокая скорость. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.
8 — центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.
9 — блок управления системой вентиляции и отопления салона.
10 — выключатель обогрева заднего стекла. Обогрев заднего стекла включается нажатием на плечо клавиши. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.
11 — блок контрольных ламп включения обогрева заднего стекла и включения блокировки дифференциала .
12 — заглушка.
13 — вещевой ящик.
14 — сопла обдува стекол передних дверей.
15 — полка для аптечки, журналов и газет.
16 — заглушка.
17 — выключатель задних противотуманных огней. Противотуманные огни включаются при включенном свете фар в условиях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием на плечо клавиши. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.
18 — гнездо для установки радиоаппаратуры. Установка радиоаппаратуры должна производиться только на аттестованном ПССС с обязательной отметкой в сервисной книжке.
ВНИМАНИЕ!
Произвольная установка электропотребителей может привести к перегрузке электропроводки и пожару.
19 — рычаг переключения передач.
20 — рычаг переключения передач в раздаточной коробке.
21 — пепельница.
22 — кнопка фиксации рычага стояночного тормоза.
23 — рычаг стояночного тормоза. Перемещением рычага вверх приводится в действие колодки тормозов задних колес. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите на кнопку 22 и опустите рычаг.
ВНИМАНИЕ!
Если в исключительном случае Вам придется воспользоваться стояночным тормозом во время движения, то не затягивайте его слишком сильно и постоянно держите нажатой кнопку на рычаге. В противном случае может произойти блокировка задних колес и занос автомобиля.
24 — прикуриватель. Для пользования нажмите на кнопку патрона до фиксированного положения. Примерно через 15 с патрон автоматически вернется в исходное положение, готовый к применению. При включенном освещении приборов лампа подсвечивает гнездо прикуривателя.
25 — рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке.
26 — переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включается стеклоочиститель, а до второго нефиксированного положения — дополнительно включается омыватель.
27 — рычаг переключателя очистителей и омывателей ветрового стекла и фар.
28 — педаль акселератора.
29 — выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет указателей поворота и контрольной лампы в самой кнопке. Аварийная сигнализация выключается при повторном нажатии на кнопку.
30 — педаль тормоза.
31 — выключатель зажигания.
32 — педаль сцепления.
33 — рычаг переключателя указателей поворота.
34 — блоки плавких предохранителей.
35 — рычаг привода замка капота.
36 — регулятор освещения приборов. Вращением рукоятки регулируется яркость освещения приборов и подсветка символов, если включено наружное освещение. (либо Резерв)
37 — гидрокорректор фар. Вращением рукоятки, в зависимости от загрузки автомобиля, корректируется угол наклона пучка света фар таким образом, чтобы не ослеплялись водители встречного транспорта.
Положения рукоятки в порядке увеличения диаметров кружков на шкале гидрокорректора означают:
— один водитель или водитель плюс пассажир на переднем сиденье;
— все места заняты или один водитель плюс груз в багажном отделении 100 кг для автомобиля ВАЗ-21214 и 200 кг для автомобиля ВАЗ-2131;
— все места заняты плюс груз в багажном отделении до разрешенной максимальной массы автомобиля (РММ) или один водитель плюс груз в багажном отделении при разложенном заднем сиденье 250 кг для автомобиля ВАЗ-21214 и 350 кг для автомобиля ВАЗ-2131.
При других вариантах загрузки без превышения полезной массы выбирается промежуточное положение рукоятки.
38 — рычаг переключателя света фар.
39 — комбинация приборов.
Устройство комбинации приборов, назначение ламп и датчиков
lada-niva.ru
Нива органы управления 2121
Органы управления и приборная панель Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Рис. 13. Органы управления Расположение органов управления показано на рис. 13.
1 — выключатель звукового сигнала.2 — щиток комбинации приборов.3 — рулевое колесо.4 — винт крепления щитка.5 — переключатель наружного освещения. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения -дополнительно фары. При этом лампа в переключателе подсвечивает клавишу.6 — переключатель электровентилятора отопителя. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включается малая скорость элек-тровентилятора,а до второго фиксированного положения — высокая скорость. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.7 — сопла обдува ветрового стекла.8 — центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.9 — блок управления системой вентиляции и отопления салона.10 — выключатель обогрева заднего стекла. Обогрев заднего стекла включается нажатием на плечо клавиши. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.11 — блок контрольных ламп включения обогрева заднего стекла и включения блокировки дифференциала .12 — заглушка.13 — вещевой ящик.14 — сопла обдува стекол передних дверей.15 — полка для аптечки, журналов и газет.16 — заглушка.17 — выключатель задних противотуманных огней. Противотуманные огни включаются при включенном свете фар в условиях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием на плечо клавиши. При включении наружного освещения загорается лампа подсветки символа клавиши.18 — гнездо для установки радиоаппаратуры. Установка радиоаппаратуры должна производиться только на аттестованном ПССС с обязательной отметкой в сервисной книжке.
ВНИМАНИЕ!Произвольная установка электропотребителей может привести к перегрузке электропроводки и пожару.
19 — рычаг переключения передач.20 — рычаг переключения передач в раздаточной коробке.21 — пепельница.22 — кнопка фиксации рычага стояночного тормоза.23 — рычаг стояночного тормоза. Перемещением рычага вверх приводится в действие колодки тормозов задних колес. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите на кнопку 22 и опустите рычаг.
ВНИМАНИЕ!Если в исключительном случае Вам придется воспользоваться стояночным тормозом во время движения, то не затягивайте его слишком сильно и постоянно держите нажатой кнопку на рычаге. В противном случае может произойти блокировка задних колес и занос автомобиля.
24 — прикуриватель. Для пользования нажмите на кнопку патрона до фиксированного положения. Примерно через 15 с патрон автоматически вернется в исходное положение, готовый к применению. При включенном освещении приборов лампа подсвечивает гнездо прикуривателя.25 — рычаг блокировки дифференциала в раздаточной коробке.26 — переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. При нажатии на плечо клавиши до первого фиксированного положения включается стеклоочиститель, а до второго нефиксированного положения — дополнительно включается омыватель.27 — рычаг переключателя очистителей и омывателей ветрового стекла и фар.28 — педаль акселератора.29 — выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет указателей поворота и контрольной лампы в самой кнопке. Аварийная сигнализация выключается при повторном нажатии на кнопку.30 — педаль тормоза.31 — выключатель зажигания.32 — педаль сцепления.33 — рычаг переключателя указателей поворота.34 — блоки плавких предохранителей.35 — рычаг привода замка капота.36 — регулятор освещения приборов. Вращением рукоятки регулируется яркость освещения приборов и подсветка символов, если включено наружное освещение. (либо Резерв)37 — гидрокорректор фар. Вращением рукоятки, в зависимости от загрузки автомобиля, корректируется угол наклона пучка света фар таким образом, чтобы не ослеплялись водители встречного транспорта.Положения рукоятки в порядке увеличения диаметров кружков на шкале гидрокорректора означают:- один водитель или водитель плюс пассажир на переднем сиденье;- все места заняты или один водитель плюс груз в багажном отделении 100 кг для автомобиля ВАЗ-21214 и 200 кг для автомобиля ВАЗ-2131;- все места заняты плюс груз в багажном отделении до разрешенной максимальной массы автомобиля (РММ) или один водитель плюс груз в багажном отделении при разложенном заднем сиденье 250 кг для автомобиля ВАЗ-21214 и 350 кг для автомобиля ВАЗ-2131.При других вариантах загрузки без превышения полезной массы выбирается промежуточное положение рукоятки.38 — рычаг переключателя света фар.39 — комбинация приборов.
Устройство комбинации приборов, назначение ламп и датчиков
lada-niva.ru
органы управления нива | Автолюбители
Органы управления автомобиля Ваз-21213ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Органы управления
1 – выключатель звукового сигнала;2 – щиток комбинации приборов;3 – рулевое колесо;4 – винт крепления щитка;5 – переключатель наружного освещения;6 – переключатель электровентилятораотопителя;7 – сопла обдува ветрового стекла;8 – центральные сопла системы вентиляциии отопления салона;9 – блок управления системой вентиляции иотопления салона;10 – выключатель обогрева заднего стекла;11 – заглушка;12 – выключатель задних противотуманныхогней;13 – вещевой ящик;14 – сопла обдува стекол передних дверей;15 – полка для аптечки, журналов и газет;16 – заглушка;17 – заглушка;18 – гнездо для установки радиоприемника;19 – рычаг переключения передач;20 – рычаг переключения передач враздаточной коробке;21 – пепельница;22 – кнопка фиксации рычага;23 – рычаг стояночного тормоза;24 – прикуриватель;25 – рычаг блокировки дифференциала враздаточной коробке;26 – переключатель очистителя иомывателя заднего стекла;27 – рычаг переключателя очистителей иомывателей ветрового стекла и фар;28 – педаль акселератора;29 – контрольная лампа прикрытиявоздушной заслонки карбюратора;30 – рукоятка прикрытия воздушнойзаслонки карбюратора;31 – выключатель аварийнойсигнализации;32 – педаль тормоза;33 – выключатель зажигания;34 – педаль сцепления;35 – рычаг переключателя указателейповорота;36 – блоки плавких предохранителей;37 – рычаг привода замка капота;38 – заглушка;39 – регулятор освещения приборов;40 – гидрокорректор фар;41 – рычаг переключателя света фар;42 – комбинация приборов
Выключатель звукового сигнала
Находится под напряжением постоянно, независимо от положения ключа в выключателезажигания.
Переключатель наружного освещения
При нажатии на нижнее плечо клавиши до первого фиксированного положениявключаются габаритные огни, а до второго фиксированного положения – дополнительноставятся под напряжение цепи фар. Специальная лампа в переключателе при этомподсвечивает клавишу.
Переключатель электровентилятора отопителя
Находится под напряжением при включенном зажигании. При нажатии на нижнее плечоклавиши до первого фиксированного положения включается малая скоростьэлектровентилятора, а до второго фиксированного положения – высокая скорость.Специальная лампа в переключателе при этом подсвечивает клавишу.
Выключатель обогрева заднего стекла
Находится под напряжением при включенном зажигании. Обогрев заднего стеклавключается нажатием на нижнее плечо клавиши. Если включено освещение приборов,лампа оранжевого цвета подсвечивает клавишу выключателя.
Выключатель задних противотуманных огней
Находится под напряжением при включенном свете фар. Противотуманные огнивключаются в условиях ограниченной видимости (туман, снег, ливень) нажатием нанижнее плечо клавиши.
Рычаг стояночного тормоза
Перемещением рычага вверх приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Длявозвращения рычага в исходное положение нажмите на кнопку 22 и опустите рычаг.
Прикуриватель
Для пользования нажмите кнопку до фиксированного положения. Примерно через 15 спатрон автоматически вернется в исходное положение, готовый к применению. Привключенном освещении приборов специальная лампа подсвечивает гнездоприкуривателя.
Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла
Находится под напряжением при включенном зажигании. При нажатии на нижнее плечоклавиши до первого фиксированного положения включается стеклоочиститель, а довторого нефиксированного положения – дополнительно включается омыватель.
Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора
Загорается оранжевым светом при включении зажигания когда вытянута на себярукоятка 30.
Выключатель аварийной сигнализации
При нажатии на кнопку включается мигающий св
motorsmarine.ru
ВАЗ 21213 | Управление автомобилем
Управление автомобилем
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ РКПП
Схема положений рычага управления РКПП нанесена сверху на его рукоятке. |
Для включения 5-й передачи необходимо отвести рычаг вправо, преодолевая сопротивление, затем подать его вперед.
Включение задней передачи производится только при неподвижно стоящем автомобиле и никак не раньше чем через три секунды после выжимания педали сцепления.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ РЕЖИМОВ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
При помощи рычага управления раздаточной коробкой водитель имеет возможность выбора между обычным и полноприводным режимами движения.
При выборе полноприводного режима («4Н» или «4l») на приборном щитке автомобиля загорается контрольная лампа (16) |
|
Возможные положения рычага управления обозначены сверху на его рукоятке. |
Раздаточная коробка не имеет нейтрального положения, поэтому рычаг ее управления всегда должен быть надежно установлен в одно из возможных трех положений («2h», 4Н или «4l»).
Режим «2Н» предназначен для движения автомобиля по нормальному дорожному покрытию, обеспечивает максимальную экономию расхода топлива и минимальный шумовой фон. При включении данного режима необходимо отключить ручную блокировку ступиц передних колес (модели с ручной блокировкой ступиц — см. ниже).
Режим «4Н» обеспечивает оптимальные условия для движения по влажному или обледенелому дорожному покрытию. Не забудьте включить ручную блокировку ступиц передних колес. Скорость движения автомобиля не должна превышать 100 км/ч (60 миль/ч).
Режим «4l» обеспечивает максимальную мощность отдачи двигателя и предназначен для использования при движении автомобиля в условиях горного рельефа, по бездорожью, песку, грязи или глубокому снегу. Ручная блокировка ступиц передних колес должна быть включена. Скорость движения автомобиля не должна превышать 40 км/ч (25 миль/ч).
Переключение рычага управления раздаточной коробки не требует выжимания педали сцепления.
Переключение из режима «2Н» в режим «4Н» на ходу возможно лишь в случае когда ручная блокировка ступиц передних колес уже включена (модели с ручной блокировкой ступиц).
Предупреждение
Ни в коем случае не переключайте
раздаточную коробку из режима «2Н» в режим «4Н» на ходу, если
ручная или автоматическая блокировка ступиц передних колес не включена!
Переключение коробки из режима «4Н» в режим «2Н» может производиться при любых скоростях движения автомобиля, при этом нет необходимости в выжимании педали сцепления.
Предупреждение
Переключение раздаточной коробки
из режима «4Н» в режим «4l» и обратно должно производиться
только на неподвижно стоящем автомобиле!
Модели с автоматической блокировкой ступиц передних колес
На ступицах передних колес таких моделей нанесена соответствующая маркировка. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Когда раздаточная коробка включена в режим «4h» или «4l», отключение блокировки ступиц происходит мгновенно с обратным включением ее при изменении направления движения.
Модели с ручной блокировкой ступиц
На ступицах передних колес таких моделей нанесена соответствующая маркировка. |
Для отключения блокировки муфты следует повернуть против часовой стрелки и привести в положение «free» (см. там же).
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Движение по трассе в холодное время года
Повышенное сцепление с дорожным покрытием полноприводных моделей обеспечивает
автомобилю лучшую управляемость при движении в тяжелых дорожных условиях, в
частности при глубоком снеге и сильном обледенении. Тем не менее, полный привод
никоим образом не обеспечивает противоюзовую защиту. Более того, зачастую вывод
из заноса заднеприводного или переднеприводного автомобиля производится проще
чем в случае моделей «4wd». Ввиду вышесказанного, не следует злоупотреблять
включением полноприводных режимов при движении по неглубокому снегу или ледяной
корке.
– В зависимости от конкретных условий переключите раздаточную коробку
в режим «4l» или «2h»;
– Запустите двигатель, включите низшую передачу и начинайте двигаться
с минимально возможными оборотами, манипулируя педалями газа и сцепления;
– Старайтесь не допускать сильной пробуксовки сцепления;
– Постарайтесь как можно быстрее перевести трансмиссию на высшую
передачу и следите за тем, чтобы чрезмерно не поднимались обороты двигателя.
Движение по бездорожью
Когда ухудшение качества дорожного покрытия дает основания для включения полноприводного
режима, старайтесь соблюдать следующие основные требования:
– Двигайтесь достаточно медленно, на низших передачах, принимая
во внимание дорожные и погодные условия;
– Для управления автомобилем старайтесь использовать педаль газа,
сведя к минимуму пользование тормозами;
– Старайтесь не допускать пробуксовки сцепления
и проворачивания колес;
– Избегайте резких поворотов руля.
Старайтесь принимать во внимание все погодные и дорожные факторы — руководствуйтесь
здравым смыслом и старайтесь трезво оценивать возможности автомобиля. Прежде
чем отправляться в длительную поездку, заблаговременно выработайте маршрут движения.
Перед отправлением проверьте техническое состояние автомобиля.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Старайтесь не заезжать в глубокую воду.
Прежде чем приступать к переправе, изучите донный рельеф преграды, выберите
наиболее пологий въезд в воду.
Переключите раздаточную коробку в положение «4l» и включите первую
передачу.
Старайтесь не допускать скачков оборотов двигателя во избежание попадания воды
в систему выпуска, если срез выпускной трубы находится ниже поверхности. Двигайтесь
со скоростью не более 5 км/ч (3 миль/ч) и попытайтесь не создавать
много брызг.
Старайтесь не двигаться против течения. Если такая возможность отсутствует,
постарайтесь развернуть автомобиль под таким углом к вектору течения, чтобы
набегающая вода не заливалась в двигательный отсек.
Избегайте попадания брызг в двигательный отсек во избежание останова двигателя
вследствие увлажнения компонентов системы зажигания.
Следите, чтобы вода не попала в воздухозаборник двигателя, так как это может
привести к заклиниванию последнего и необходимости проведения дорогостоящего
ремонта.
После успешного преодоления водной преграды проверьте исправность функционирования
тормозов.
Для ускорения просушки рабочих поверхностей тормозных механизмов, несколько
раз притормозите автомобиль, двигаясь на невысокой скорости.
При первой возможности проверьте не попала ли вода в фильтрующий элемент воздухоочистителя,
в двигатель, трансмиссию, картеры мостов и салон автомобиля.
Замените все смазывающие жидкости, приобретшие молочнообразную консистенцию,
являющуюся свидетельством попадания в масло воды.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ПОЛНОПРИВОДНЫХ РЕЖИМАХ
При движении в режимах «4wd» следует соблюдать некоторые специальные
меры предосторожности.
Во избежание выхода из строя компонентов трансмиссионной линии и риска потери
управления избегайте использования автомобиля в полноприводных режимах с заблокированными
ступицами передних колес при движении по сухому твердому дорожному покрытию
(асфальт).
На моделях с автоматической блокировкой ступиц передних колес не предусмотрен
ни какая сигнализация, извещающая водителя о включении блокировки, поэтому при
отсутствии уверенности в состоянии блокираторов (например, при смене водителя)
на всякий случай следует произвести процедуру отключения блокировки.
Не забывайте, что центр тяжести внедорожников обычно находится достаточно высоко
над землей, что должно учитываться при выборе манеры вождения — не пытайтесь
совершать развороты с такой же высокой скоростью, как делаете это на обычных
автомобилях.
Сильный боковой ветер также может оказывать заметное влияние на управляемость
автомобиля. Старайтесь снижать скорость движения во время особенно сильных шквалов.
automn.ru
Приёмы и особенности вождения Нивы (часть1)
Мы планируем опубликовать серию материалов, подготовленных для нас Сергеем Мишиным — ведущим специалистом Отдела специальных испытаний Генерального департамента развития АвтоВАЗа. Тема этих публикаций должна, по нашему мнению, заинтересовать многих: речь пойдет об особенностях управления автомобилями семейства Лада-Нива в условиях бездорожья. Идея публикации «школы внедорожной езды» на самом популярном российском внедорожнике возникла не случайно, ибо реальная проходимость Нивы определяется не только конструктивными особенностями машины, но и квалификацией водителя, его навыками, умением и знанием специальных приемов вождения. Как сказал нам Сергей, этот материал не претендует на статус всеобъемлющего учебника внедорожной езды, а отображает личную позицию автора, подкрепленную многолетним опытом.
ЧТО ТАКОЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОД?
Прежде, чем начать разговор об особенностях управлений Нивы, давайте попробуем разобраться в том, что из себя представляет полноприводный автомобиль. Лучше всего это сделать с помощью несложных теоретических выкладок.
Итак, за счет чего движется автомобиль?
Потенциальные возможности движения определяет сила тяги, развиваемая двигателем. Для движения автомобиля надо, чтобы она по своей величине была как минимум равной сумме сил сопротивления движению. Для того, чтобы автомобиль мог тронуться с места, сила тяги должна непременно превосходить все «сопротивляющиеся» силы.
С другой стороны, сила тяги при движении автомобиля реализуется через ведущие колеса и ограничивается их сцеплением с дорогой: недостаток тягового усилия заставит двигатель заглохнуть, а избыток приведет к неизбежному проскальзыванию (буксованию) ведущих колес.
Сила сцепления колес с дорогой определяется весом, приходящимся на ведущие колеса (именно они реализуют силу тяги), умноженным на величину коэффициента сцепления покрытия. Для сухого асфальта он, к примеру, составляет 0,8, а для льда — 0,1. То есть реализуемая сила тяги на льду в 8 раз меньше. Вот почему в зимних условиях возникают проблемы с троганием. Впрочем, и с торможением тоже.
Для автомобиля с колесной формулой 4×2 (всего колес — 4, ведущих — 2), вес, приходящийся на ведущие колеса, составляет от 40 до 60% общего веса автомобиля. Для автомобиля с колесной формулой 4×4 на ведущие (читай — все) колеса приходится 100% веса. Именно поэтому у полноприводного автомобиля реализуемое тяговое усилие примерно в два раза больше, чем у машины с колесной формулой 4×2.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НИВЫ. ПОСТОЯННЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД
Давайте разберемся, насколько Нива приспособлена к возможностям движения вне дорог, определим ее «вездеходный статус». Но прежде сделаем небольшое, но очень важное отступление.
По своей сути описываемый нами автомобиль является вездеходом примерно на 25, максимум на 30 процентов, ибо несмотря на свои внедорожные способности, он, главным образом, рассчитан на езду по твердым дорогам. Поэтому ни в коем случае не следует безвылазно гонять Ниву по тяжелому бездорожью — она этого просто не выдержит.
Итак, Нива имеет постоянный привод на все колеса или, как говорят, постоянный полный привод. Это значит, что крутящий момент от двигателя постоянно подводится и к передней, и к задней оси. Почему передний мост сделали неотключаемым? Такой вопрос задают многие автолюбители.
Концепция постоянного полного привода покоится на «трех китах».
«Кит» первый — проходимость. Водителю нет необходимости думать и гадать, надо ли подключать второй мост и когда его лучше выключить: Нива всегда готова к преодолению препятствий.
«Кит» второй — управляемость. Дело в том, что частым следствием резкого маневра на скользкой дороге для автомобиля с задними ведущими колесами является занос задней оси, а для переднеприводного — снос передней. Занос и снос — явления различные и требуют неодинаковых приемов по их предупреждению, контролю и устранению. Как правило, грамотные водители такими приемами владеют, но лишь на тех автомобилях, за рулем которых им приходится ездить. Попробуйте, например, после длительной езды по зимним дорогам пересесть с ВАЗ-2108 на «пятерку». Разницу почувствуете сразу!
У полноприводного автомобиля возможен как занос, так и снос. Соотношение вероятности их возникновения не постоянно, так как определяется характеристиками управляемости, которые, в свою очередь, зависят от режима движения, коэффициента сцепления дорожного покрытия, загрузки автомобиля, состояния шин и давления в них и многих других факторов. Так что водитель полноприводного автомобиля обычно знаком и с первым, и со вторым явлением. Если же прекратить передачу крутящего момента на переднюю ось (как говорят, «отключить мост»), то автомобиль превращается в заднеприводный. Критическое явление управляемости здесь, как мы уже выяснили, — занос. С ним-то водитель и привыкает бороться, совершенно не подозревая о возможности соскальзывания передней оси.
Теперь представьте себе ситуацию, когда требуется проехать скользкий участок. Водитель переводит трансмиссию в полноприводный режим и на повороте, приготовившись откорректировать занос задней оси, сталкивается вдруг со сносом передка — явлением, доселе ему неведомым. Нет необходимости доказывать, что любое неожиданное поведение автомобиля может привести к непоправимым последствиям. Так что в этом смысле постоянный полный привод безопаснее, и его обладатель — Нива — в большинстве случаев не меняет характера управляемости.
«Кит» третий — возможности производства. Здесь все идет под девизом максимального использования деталей от машин семейства ВАЗ2101-2106.
Полная масса Нивы заметно больше (1550 кг), чем самого тяжелого из Жигулей — 2106 (1450 кг). К тому же суммарное передаточное число трансмиссии на первой передаче на 20% больше, выше и величина крутящего момента, который передается на редуктор и полуоси. Постоянное распределение момента между двумя осями позволяет снизить нагрузки на эти узлы и детали. Поэтому совершенно неправы те владельцы Нив, которые экономят, сняв один из карданных валов: эксплуатация машины в таком варианте приводит к интенсивному износу и быстрому выходу из строя деталей трансмиссии — от шарниров карданного вала до полуосей. Помните: в трансмиссии Нивы применяются детали от легковых автомобилей!
Чтобы избежать паразитных моментов, возникающих в трансмиссии при движении по твердым дорогам (на поворотах и при переезде неровностей все четыре колеса, как известно, проходят разные пути и, соответственно, имеют разные скорости вращения), между осями установлен дифференциал. Выполняет он те же функции, что и межколесные — дает возможность вращаться с различными скоростями (не прерывая передачи крутящего момента) деталям, между которыми он находится. Называется такой дифференциал межосевым и расположен он в раздаточной коробке.
Для того, чтобы избавиться от известного недостатка межосевого дифференциала, когда при заметной разнице в коэффициенте сцепления дорожного покрытия буксует та ось, колеса которой находятся на более скользком покрытии, а на колеса, стоящие на твердом грунте, крутящий момент не передается, существует режим блокировки дифференциала. Крутящий момент при этом распределяется между осями поровну — между ними как бы вводится жесткая связь. Блокировкой межосевого дифференциала целесообразно пользоваться в следующих случаях:
— на скользких подъемах;
— при движении по сильно пересеченной местности, когда есть вероятность вывешивания одного из колес;
— при трогании с места при условии, что колеса одной из осей находятся на покрытии с низким коэффициентом сцепления.
Не следует использовать блокировку дифференциала при движении по твердым дорогам. Помните, что это средство повышения проходимости и при наличии жесткой связи между осями всегда идет более интенсивный износ шин и деталей трансмиссии.
ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ
Бывают случаи, когда силы тяги не хватает. Такое возможно на крутом подъеме, вязких и сыпучих грунтах. При движении по сухому песку, например, к ведущим колесам необходимо приложить силы в 20(!) раз большие, чем при движении по ровному асфальту. Для того, чтобы обеспечить возможность движения в таких условиях, в дополнение к основной коробке передач на Ниве имеется раздаточная коробка. Это, по сути, вторая коробка передач, поставленная последовательно с основной. Ее использование дает возможность удвоить передаточный ряд : коэффициент редукции 1,2 используется для «верхнего» ряда, 2,13 — для «нижнего». Особенность Нивы состоит в том, что передаточные числа первой «верхней» и второй «нижней» очень близки — 4,40 против 4,47, поэтому основных рабочих ступеней получается не восемь, а семь (речь идет о модификациях с четырехступенчатой коробкой передач).
Грамотное использование всей гаммы передач позволяет подобрать наиболее подходящую для конкретных дорожных условий. Как правило, необходимость использования «нижнего» ряда раздаточной коробки возникает при нехватке крутящего момента на первой передаче «верхнего» ряда, то есть, когда двигатель «задыхается», и автомобиль не едет. Такое может быть при движении по песку, снегу, глубокой грязи, на крутых подъемах, кроме этого, применение «нижнего» ряда трансмиссии оправдано и на твердых дорогах: при буксировке тяжелого прицепа, начале движения в зимнее время сразу после запуска двигателя и, наконец, в случае маневрирования в тех местах, где требуется особая осторожность.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ
Прежде, чем начать активно эксплуатировать автомобиль на пересеченной местности, необходимо уяснить для себя такие понятия, как геометрические параметры проходимости. Чаще всего оперируют тремя из них. Передний свес автомобиля (расстояние от передней оси до крайней точки передка) определяет угол въезда, то же, но применительно к задней части машины — угол съезда. Эти углы ограничивают крутизну подъема или спуска, которые автомобиль может преодолеть без задевания за грунт наружными элементами кузова. Следует иметь в виду, что установка буксирного устройства, лебедки, защитных дуг непродуманной конструкции уменьшает эти углы и отрицательно сказывается на проходимости.
Чем меньше свесы (части, выступающие вперед и назад относительно осей) автомобиля, тем более крутые спуски и подъемы ему доступны.
Большое колесо, встретив выбоину, меньше опускается.
Чем больше колёса, тем более высокие препятствия они позволяют преодолевать. Кроме того, с ними машина плавнее перекатывается через небольшие неровности, что позволяет ехать с боль шей скоростью. Особенно это преимущество заметно на щебёночной, или гравийной дороге.
Обратите внимание, что сцепное устройство может сыграть далеко не лучшую роль на бездорожье (красный автомобиль)
Угол въезда «работает» не только на крутых подъемах, но и на предельных спусках, когда есть риск утыкания передним бампером (зеленый автомобиль)
Угол рампы определяет максимальную крутизну поперечного косогора, который автомобиль в состоянии преодолеть без контакта с грунтом (желтый автомобиль)
База автомобиля и дорожный просвет формируют третий угол — угол рампы. Данный параметр определяет максимальный поперечный перегиб дорожного профиля, который автомобиль способен преодолеть, не касаясь его верхнего перелома.
С. МИШИН, Рис. Ю. Морозова
Видео
lada-niva.ru
Раздатка НИВА. Управление рычагами Раздатки во всех режимах. Практика. Дифференциалы НИВЫ 1ч
Опубликовано 29 Августа 2016
Автор: Андрей Лапочкин
Не включается блокировка на НИВЕ. Что делать? Сколько можно ехать на блокировке и пониженном режиме раздатки НИВЫ? Как включать блокировку межосевого дифференциала НИВЫ. Как включать пониженный и повышенный режимы раздатки. Заклинила коробка передач на 4-ой или 5-ой передачи. Как проехать 1500 км. с заклинившей коробкой передач на 5 передачи (скорости). Что такое межколёсный дифференциал и межосевой дифференциал. Зачем нужен межколёсный и межосевой дифференциал и как они работают. На эти и другие вопросы я не только отвечаю, но и показываю всё на практике в своём роликах: « Раздатка НИВА. Управление рычагами Раздатки во всех режимах. Теория и Практика. Дифференциалы НИВЫ. 1ч.»
Подписаться на канал Андрея Лапочкина: «Сами Для Себя».
Здесь вы найдёте много полезного по обслуживанию и ремонту автомобиля НИВЫ ВАЗ 21214, ВАЗ 21214м, ВАЗ 21213, Chevrolet Niva . Много советов и тюлек, которые не увидите на других каналах. Все ролики сняты в подробном стиле освещения темы ремонта или поиска причин неисправностей автомобиля НИВЫ и не только НИВЫ. Есть ролики для новичков НИВОводов. Как преодолевать препятствия и опасные участки на НИВЕ.
На канале есть и другие интересные видео про путешествия и приключения. Отдых на Чёрном море. Рыбалка, путешествия. Подводные съёмки. Туризм. Приколы, смешные истории. Аналитика курса доллара. Поиск золота, поиск кладов. Как накачать своё тело в домашних условиях и успеть подготовиться к пляжному сезону с очень маленькими затратами сил, времени и денег.
На канале вы найдёте много видео как начать делать покупки на AliExpress ( АЛИЭКСПРЕСС). Тактика общения с продавцами на AliExpress ( АЛИЭКСПРЕСС). Как начать работать с видео камерой SJ4000, SJ5000. Как сделать настройки видео камеры SJ4000, SJ5000. Как снимать видео- камерами. И многое другое на разные темы.
videoremont-mashin.ru