Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Содержание

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 Ока

]]>]]> Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 "Ока", разработанный в КБ машиностроения (г.Коломна) под руководством главного конструктора Непобедимого С.П., должен был прийти на смену комплексу ]]> 9к72]]> в звене армия-фронт. Первые пуски "Оки" приходятся на 1976 год, на вооружение комплекс был принят в 1983 году.

В ГосЦНИРТИ под руководством Игоря Куприянова для ракеты “Ока” был создан комплекс средств преодоления ПРО . В начале 1980-х гг. на вооружение в СССР и США были приняты две системы - “Ока” и “Patriot”. Применение зенитного ракетного комплекса ]]> "Patriot"]]> против комплекса с баллистической ракетой “Ока”, оснащенной средствами защиты головной части, случись оно реально, было бы совершенно неэффективным. После принятия на вооружение “Оки” ЗРК “Patriot” потерял качество противоракетного оружия.

Ракетный комплекс "Ока" по принятым техническим решениям и их исполнению являлся уникальным и не имел аналогов в мире.

В декабре 1987 г. Горбачев и Рейган подписали Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Оценки этого документа весьма противоречивы. Он прекращал гонку континентальных ядерных вооружений и снижал для СССР угрозу американских средств передового базирования. В то же время вследствие ряда политических ошибок советского руководства под ограничения попали жизненно важные для обороноспособности системы вооружения. Первой среди них была "Ока", которая фигурировала в договоре под индексом ОТР-23. В 1989 г. было уничтожено более 200 ракет и 102 пусковые установки.

Заметим, что в пакете документов, связанных с Договором РСМД, не указывалась дальность "Оки". Это было не случайным. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км и в соответствии с этим общепринятым критерием не должна была попасть в число ограничиваемых систем. Включение ее в Договор не имело под собой объективных оснований.

В 1987 г. были прекращены работы и над уже готовым к испытаниям РК "Ока-У", который отличался от предшественника существенно более высокой точностью, широким спектром боевого оснащения и возможностью использования в составе разведывательно-ударных комплексов.

Однако, с уничтожением «Оки» в СССР ее история не закончилась. Лишь после распада Союза выяснилось, что 18 таких установок осталось в Германии, еще столько же - в Болгарии, около десятка - в Словакии, а четыре - в Румынии. США легко договорились с Германией об уничтожении SS-23, а вот с Румынией и Словакией переговоры затянулись. Особенно упорной оказалась Братислава: пока власть в стране оставалась в руках Владимира Мечьяра, Словакия и слышать не хотела об отказе от своих ракетных амбиций. И лишь полная смена состава в словацком руководстве, произошедшая осенью 98-го, и последовавшее за этим объявление о намерении вступить в НАТО уже в 2002 году привели к уничтожению этих комплексов.

На западе комплекс получил обозначение SS-23 " Spider" ("Паук").

Состав

]]>]]>В состав комплекса входят:

  • ракета ]]>9М714]]>;

  • пусковая установка (ПУ) 9П71 (]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>, ]]>фото3]]>, ]]>фото4]]>, ]]>фото5]]>)

  • транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 ;

  • транспортная машина ]]>9Т240]]> ;

  • контрольно-проверочная машина 9В69;

  • вспомогательное оборудование.

9М714 - твердотопливная одноступенчатая ракета с отделяемой боевой частью. Корпус ракеты изготовлен из армированного углепластика с термозащитным покрытием. Боевые части - различного типа (ракета 9М714 могла оснащаться в т.ч. и ядерной боеголовкой мощностью в 10-50 килотонн). Ракета с обычной БЧ имела индекс 9М714К, с ядерной 9М714В. Стыковка ракетной части с головной частью была выполнена на специальных защелках с фиксаторами, которые при отделении головной части перешибались пиропатронами. Смена головных частей производилась на стартовой позиции за 15 минут. Ракета 9М714 оснащена турбо-генераторным источником питания.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Командно-гироскопический прибор представляет собой гиростабилизированную платформу, где в качестве датчиков угла используются ДУСУ - датчики угловых скоростей и ускорений, а в качестве датчиков боковой скорости, а так же для начального горизонтирования платформы используются НИС - нуль-индикаторы скорости. В нижней части платформы расположена призма, при помощи которой осуществляется точное прицеливание ракеты. Смысл процесса прицеливания заключается в совмещении плоскости полёта ракеты, которая является плоскостью прицеливания, с направлением на цель. Прицеливание "Оки" происходит в горизонтальном положении ракеты и представляет собой разворот гиростабилизированной платформы командно-гироскопического прибора на рассчитанный угол. До старта система управления ракеты сопряжена с навигационным комплексом ПУ. Прицеливание осуществляется в два этапа. На первом этапе серводвигателем производится разворот платформы на угол, представляющий собой разницу между дирекционным углом направления заезда пусковой установки (совпадает с осью ракеты) и дирекционным углом в направлении цели. На втором этапе осуществляется точный доворот платформы относительно ближайшей грани призмы командно-гироскопического прибора. После старта ракета отрабатывает введённый угол, разворачиваясь в полёте в направлении цели. Сектор стрельбы для "Оки" составляет 180°, то есть ракета может развернуться после старта в направлении цели на угол до 90° влево или вправо.

На начальнoм учаcтке тpаектopии ракета 9М714 pазвивала cкopocть в 4 pаза пpевышающую cкopocть звука. Управление на начальном участке траектории осуществлялось поворотом сопел двигателя и решетчатыми аэродинамическими рулями в хвостовой части ракеты. Выcoта баллиcтичеcкoй тpаектopии в наивыcшей тoчке дocтигала 120 км. Cиcтема управления пoзвoляла упpавлять пoлетoм pакеты на вcем егo пpoтяжении, отделение головной части происходило на нисходящем участке траектории в плотных слоях атмосферы. На нисходящем участке траектории скорость полета ракеты достигала 10М, при этом головная часть после отделения падает на цель практически вертикально. Высокая траектория, большая скорость полета и наличие комплекса средств преодоления ПРО делало задачу перехвата ракеты 9М714 практически невыполнимой.

Комплекс "Ока-У" мог использоваться в составе разведывательно-ударного комплекса, в этом случае целеуказание на пусковую установку поступает непосредственно с источника разведывательной информации (например, самолета дальней радиолокационной разведки), что позволяет производить оперативное перенацеливание ракеты.

]]>]]>

Наpяду c вышеперечисленным отличительными особенностями "Оки" являлись: малoе вpемя подготовки к пуску, автoнoмнocть бoевыx cpедcтв, выcoкая cтепень автoматизации пpедпуcкoвoй пoдгoтoвки, дocтатoчнo выcoкая эффективнocть пpименения неядеpнoгo бoевoгo ocнащения.

ПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 однотипны, выполнены на самоходном шасси БАЗ-6944. В передней части корпуса БАЗ-6944 расположена кабина управления, за ней - моторный отсек, остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. В моторном отсеке установлен V-образный дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. Крутящий момент от двигателя к колесам передается посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой гидромеханической передачи, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. В схему трансмиссии включен также дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек каждого борта. Машина имеет восемь ведущих колес с широкопрофильными шинами переменного давления. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и второй пар - управляемые. Автомобиль способен преодолевать водные преграды. Движение машины на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей.

Все стартовое оборудование находилось внутри боевых машин. Средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование обслуживалось расчетом из 3-х человек. Система навигации и топопривязки в кабине выведена на планшет, где местоположение пусковой установки указывается пересечением двух линий, а координаты высвечиваются на табло. Готовность к пуску с марша составляла менее 5 минут. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществляется за 20 секунд. Работа бортовой аппаратуры и гидравлики пусковой установки была возможна как от маршевого двигателя, так и от отдельного дизельного агрегата питания, расположенного над третьей осью, который через муфту был соединен с гидронасосом. При неработающем двигателе или в аварийной ситуации для открывания верхних створок ракетного отсека и подъема направляющей без ракеты можно было воспользоваться ручным гидравлическим насосом.

Перевозка ракеты осуществлялась с помощью транспортной машины 9Т240 в специальном контейнере ]]>9Я249]]> отдельно от боевой части. Для перевозки боевой части использовался контейнер ]]>9Я251]]>.

Тактико-технические характеристики

Ракетный комплекс "Ока"
Год принятия на вооружение 1983
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Изготовитель Воткинский машиностроительный завод
Ракета 9М714К / 9М714В
Количество ступеней, шт 1
Максимальный диаметр, м 0.970
Длина, м 7.516 / 7.315
Стартовый вес ракеты, кг 4630 / 4400
Дальность стрельбы максимальная, км 400 / 300
Дальность стрельбы минимальная, км 50
Максимальная высота траектории, км 120
Точность стрельбы (КВО), км 0.35
Вес боевой части,кг 715 / 375
Пусковая установка 9П71/Транспортно-заряжающая машина 9Т230
Колесная формула 8x8
Полная масса,кг 29100 / 29985
Длина, м 11.760 / 11.800
Ширина, м 3.130 / 3.000
Высота, м 3.000
Скорость на суше , км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 700
Мощность двигателя УТД-25, л.с 400

rbase.new-factoria.ru

Ока (ОТРК) - это... Что такое Ока (ОТРК)?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.
Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.

На странице обсуждения должны быть пояснения.

Ока́ (ОТР-23, индекс ГРАУ 9K714, по классификации НАТО SS-23 Spider (англ. паук)) — советский оперативно-тактический ракетный комплекс разработки Коломенского КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого

История создания

Разработка армейского ракетного комплекса «Ока» началась в середине 1970-х годов в КБМ под руководством Непобедимого С. П.. Комплекс предназначался для замены ракетного комплекса 9К72 (Scud).

Летные испытания комплекса начались пусками в 1978 году на полигоне Капустин Яр. Государственные испытания проводились в 1977—1979 году, во время которых были осуществлены пуски 26 ракет[1][3]. На государственные испытания были поставлены 3 СПУ, 2 ТЗМ и 2 ТМ, тренажёр и технологическое оборудование. Комплекс принят на вооружение в 1980 году.

Состав комплекса

ОТР-23 представляет из себя одну пусковую установку, которая полностью автономна, способна преодолевать любое бездорожье, в том числе вплавь и водную преграду, легко и надёжно маскируется. Её можно перебросить в любую точку земного шара — по воздуху, железнодорожным и морским транспортом. Комплекс предназначался для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям (ракетным комплексам, реактивным системам залпового огня, дальнобойной артиллерии, авиации на аэродромах, командным пунктам и узлам связи, важнейшим объектам промышленной инфраструктуры, по базам и арсеналам).

Ракета

Ракета 9М714 комплекса 9К714 «Ока» в музее полигона «Капустин Яр», г. Знаменск

Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. В ракете использовалась инерциальная система управления. Для повышения точности попадания на комплексе «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения. Ракета оснащалась как обычными головными частями, так и ядерной, мощностью 10-50 кт. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Управление осуществлялось с помощью хвостовых решетчатых аэродинамических рулей. Высота наивысшей точки баллистической траектории — 120 км.

Тормозной РДТТ для отделения головной части ракеты 9М714 в музее «Капустин Яр»

Ракета оснащалась комплексом преодоления ПРО (КСП ПРО), созданным в ЦНИРТИ под руководством И. Куприянова. Использование КСП ПРО уменьшало вероятность перехвата зенитными ракетными комплексами. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей (благодаря КВО порядка 30 метров).

Серийный выпуск ракет производился на Воткинском машиностроительном заводе.

Варианты боевого оснащения
  • 9М714Б — ракета оснащенная ядерной ГЧ АА-75 (Индек ГРАУ: 9Н63) с максимальной дальностью действия до 500 км.
  • 9М714Ф — ракета оснащенная ГЧ осколочно-фугасного типа, массой около 450 кг и максимальной дальностью действия до 450 км.
  • 9М714К — ракета оснащенная кассетной ГЧ (Индек ГРАУ: 9Н74К) массой около 715 кг содержащая 95 суббоеприпасов массой по 3,95 кг. Вскрытие ГЧ происходило на высотах порядка 3 000 м, при этом площадь поражения составляла от 80 000 до 100 000 м². Максимальная дальность действия — до 300 км.

В дополнение к указанным типам боевого оснащения, ракета 9М714 могла оснащаться головными частями снаряженными химическими отравляющими веществами.

СПУ и Шасси

Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П71 выполнена на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, с V-образным двигателем УТД25 мощностью 400 л. с. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе. СПУ было разработано СКБ-221, опытные образцы изготавливались на заводе «Баррикады», а серийным производством занимался Петропавловский завод тяжёлого машиностроения им. Ленина (Казахстан). Как и СПУ 9П71, транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 выполнялась на самоходном шасси БАЗ-6944. На ТЗМ осуществлялась перевозка двух ракет.

Кабина управления БАЗ-6944 расположена в передней части, за ней расположен моторный отсек, а остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности и состоявшей из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. Между колесами передней и задней тележек устанавливался дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь. Шасси оснащалось восемью ведущими колесами с независимой торсионной подвеской и широкопрофильными шинами переменного давления. Поворотными являлись колеса первой и второй пар. Для преодолевания водных преграды машина оснащалась двумя водометными движителями.

Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Все стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трех человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска.

В комплекс также входила транспортная машина 9Т240, на которой осуществлялась перевозка ракет отдельно от боевой части в специальном контейнере 9Я249. Боевые части перевозились отдельно в в контейнере 9Я251.

Модификации

«Ока-У»

Экспериментальное сопло ракеты комплекса «Ока-У» в музее полигона «Капустин Яр».

НИОКР по модернизированному комплексу 9К714У «Ока-У» с ракетой 9М714У (По классификации НАТО KY-19) начаты в 1982 году в КБМ и ЦНИИАГ.

В процессе модернизации ракета оснащалась радиолокационной головкой самонаведения и управляемой боевой частью с аэродинамическими рулями для обеспечения наведения на конечном участке траектории с КВО от цели — порядка 30 метров. Таким образом, система наведения модернизированной «Оки-У» позволяла управлять полетом ракеты на всем его протяжении. Также, предполагалось реализовать возможность применения ракеты в составе разведывательно-ударных комплексов с получением целеуказания с удаленного источника информации. То есть, предусматривалась возможность оперативного переприцеливания ракеты на другой объект поражения в ходе её полёта, по командам с самолета дальней радиолокационной разведки типа «А-50» (по другим данным — с самолета разведки и целеуказания М-55 «Геофизика») видящего и цель и ракету.

Техническое задание на СПУ и ТЗМ для «Оки-У» КБМ выдало в ЦКБ «Титан» в конце 1982 года. Новые СПУ и ТЗМ были спроектированы на неплавающем шасси БАЗ-69481 (8х8) с двумя двигателями КамАЗ. На самоходной пусковой установке предусматривалось размещение одной ракеты, на транспортно-заряжающей машине — две. СПУ оснащалась автоматическим основанием АГК и системой вывешивания с винтовыми домкратами. Опытная пусковая установка в 1987 году была направлена на испытания. Однако, принятие договора о ликвидации РСМД, не позволило закончить работу и запустить модернизированный комплекс в производство[1].

«Сфера» / «Сфера-М»

Проект геофизической ракеты-носителя разработанный на основе задела по ракетам «Ока» и «Ока-У», впервые демонстрировался в марте 1993 года на одной из аэрокосмических выставок.

Тактико-технические характеристики

Основные характеристики
Ракетный комплекс 'Ока'
Год принятия на вооружение 1980
Разработчик КБ машиностроения г. Коломна
Изготовитель Воткинский машиностроительный завод
Ракета 9M714К/9М714Б
Количество ступеней, шт 1
Максимальный диаметр, м 0.970
Длина, м 7,516 / 7,315
Стартовый вес ракеты, кг 4630 / 4400
Вес боевой части, кг 715 / 375
Дальность стрельбы, км 50-400
Максимальная высота траектории, км 120
Точность стрельбы (КВО), км 0,035
Максимальная скорость 10М (на конечном этапе полёта БЧ)[4]
Пусковая установка 9П714/Транспортно-заряжающая машина 9Т230
Масса, кг 29100 / 29985
Длина, м 11,760 / 11,800
Ширина, м 3.130 / 3.000
Высота, м 3.000
Колесная формула 8x8
Скорость на суше, км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 700
Мощность двигателя УТД-25, л.с 400

Эксплуатанты

Также, в 1987—1989 гг. до заключения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, планировались поставки в Сирию.

Оценка комплекса

Достоинства

Недостатки

Снятие с вооружения и уничтожение

Комплекс «Ока» был ликвидирован СССР после подписания Договора по ликвидации ракет средней и малой дальности с США (1987), хотя формально под условия договора не подпадал, так как имел дальность пуска 400 км.[5][6]

В соответствии с этим общепринятым критерием комплекс не должен был попасть в число ограничиваемых систем.

В 1987 году после подписания этого договора были прекращены также испытания усовершенствованного комплекса «Ока-У». После распада СССР 18 ракет осталось в Германии, столько же — в Болгарии, около десятка — в Словакии и четыре — в Румынии. США легко договорились с Германией об их уничтожении. Переговоры с Румынией и Словакией затянулись. До осени 1998 года, пока в Братиславе у власти оставался Владимир Мечьяра, Словакия не хотела отказываться от своих ракетных амбиций. Только после смены руководства и объявлении о намерении вступить в НАТО комплексы были уничтожены к 2002 году. В 2003 году Болгария уничтожила последние 8 ПУ и 24 ракеты.

Примечания

Литература

  • Первов, М. Отечественное ракетное оружие 1946-2000. — Москва: АКС-Конверсалт, 1999. — 141 с.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6
  • Широкорад, А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4

Ссылки

Русскоязычные ссылки

Иноязычные ссылки

dic.academic.ru

Боевая ракета "Ока": фото, технические характеристики

Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий, враждующие стороны стремятся максимально ограничить противостояние на переднем крае. Борьба ведется во вторых эшелонах. Такая стратегия позволяет сохранить живую силу и в подходящий момент нанести противнику решающий удар. Это возможно благодаря применению авиации. Однако использование боевых самолетов ограничивают погодные факторы. Поэтому одним из самых эффективных средств поражения считается ракетный комплекс.

В течение нескольких десятилетий подобные орудия состоят на вооружении развитых государств. В Советском Союзе долгое время защиту от вероятного противника обеспечивала ракета «Ока». Описание, предназначение и технические характеристики данного комплекса представлены в статье.

Знакомство

Ракета «Ока», или ОТР-23 (ГРАУ 9К714), является советским оперативно-тактическим комплексом армейского звена. В НАТО он значится как SS-23 Spider. Разработан Коломенским конструкторским бюро под руководством С.П. Непобедимого.

О требованиях к ОТР

Из-за сложившейся в 70-е годы общественно-политической ситуации в первых разработках тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов использовалось исключительно ядерное боевое оснащение. Ракеты, такие ТРК и ОТРК, отличались низкой точностью попадания. Кроме того, они, как утверждают специалисты, теоретически не всегда могли успешно преодолевать средства противоракетной обороны противника. Измененная вскоре военно-политическая ситуация стала толчком к использованию в ТРК и ОТРК обычного (неядерного) оснащения. Специалистами были сформулированы основные требования, которые следовало учитывать в производстве комплексов. В соответствии с данными требованиями, боевые машины должны быть:

  • Автономными, мобильными, маневренными и обладать высокой проходимостью.
  • Способными обеспечивать скрытую подготовку с дальнейшим нанесением ракетных ударов.
  • Приспособленными к использованию на инженерно и топогеодезически неисследованных стартовых позициях.
  • Надежными и удобными в эксплуатации.
  • Независящими от температурного режима.

Кроме того, ОТРК должны обладать высокой вероятностью преодоления средств, противоракетной обороны противника. В них желательно максимально автоматизировать процессы подготовки и запуска ракеты, а также уменьшить время на развертывание самоходных пусковых установок и подготовку к запуску ракеты.

История создания

Советская ракета «Ока» разрабатывалась с 1973 года. ОТР-23 планировали заменить ракетный комплекс 9К72. В Московском институте теплотехники с 1972-го велись конструкторские работы по оперативно-тактической ракете «Уран». По завершению эскизный проект был передан в Конструкторское бюро машиностроения в городе Коломне. Министром оборонной промышленности С.А. Зверевым в марте 1973 года было подписано постановление №169-57 о начале работ по новому оперативно-тактическому ракетному комплексу СССР. Ракета «Ока» создавалась на базе ОТР «Уран».

Обустройство полигона

С 1975-го велись подготовительные работы к летным испытаниям ракеты «Ока», местом для которых стал полигон Капустин Яр, а именно площадка № 231. Перед тестированием подготовили стартовую позицию, отремонтировали монтажно-испытательный корпус, оснастив его 15-метровым навесом. Сверху на него постелили маскирующее покрытие «Ворс», задача которого – обеспечивать защиту от вражеских средств космической разведки. Полигон был полностью готов в 1977 году.

Об испытании

1977-й стал годом первых летных испытаний ракеты СССР «Ока». Порядок проведения тестирования, задачи и обязанности членов комиссии были согласованы на совещании, которое проходило в сентябре в КБ Машиностроения. Всего планировалось запустить 31 ракету «Ока». Тестирование государственного уровня производилось в период с 1978-го по 1979-й. Были испытаны такие характеристики ракеты «Ока», как воздействие на комплекс электромагнитных излучений и особенности работы ОТР в жарком и холодном климатах. Первый запуск был произведен в октябре 1977 года. Ракета «Ока» совершила небольшой перелет. По мнению специалистов, старт комплексом был выполнен нормально, а перелет на 8 тыс. метров произошел по причине сбоя бортового процессора.

О предназначении

Советская ракета «Ока» способна эффективно уничтожать малоразмерные и площадные цели противника: ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, дальнобойную артиллерию, вражескую авиацию, расположенную на аэродромах, командные пункты, важные узлы связи, базы и арсеналы. Кроме того, как утверждают специалисты, при помощи комплекса ОТР-23 можно уничтожать важнейшие объекты промышленной инфраструктуры противника.

О составе комплекса

ОТР-23 представлял собой систему из следующих компонентов:

  • Твердотопливной ракеты 9К714.
  • Систем, отвечающих за наведение ракеты на цель и управление во время ее полета.
  • Самоходной пусковой установки.
  • Шасси.
  • Транспортно-заряжающей машины.
  • Учебных средств.
  • Машины техобслуживания.

О системе наведения и управления

Коррекцию траектории боевой ракеты «Ока» на активном участке полета осуществляла система 9Б81. Управление производили специальные поворотные двигательные сопла и решетчатые аэродинамические рули. Управляющее оборудование было представлено следующими составными:

  • Командно-гироскопическим прибором (КГП) 9Б86. Для ОТР-23 предусмотрена гиростабилизированная платформа, на которой размещены датчики скоростей и ускорений.
  • Цифровым вычислительным устройством 9Б84.
  • Аналоговым вычислителем 9Б83.
  • Блоком автоматики.
  • Блоком 9Б813, осуществляющим регулировку электропитания.
  • Оптико-электронной системой 9Ш133, отвечающей за прицеливание. Аналогичной системой оборудована также ОТР «Точка».

Как работала система 9Б81?

Наведение ракеты осуществлялось, когда она находилась в вертикальном положении в пусковой установке. Для этого в сторону цели нужно было повернуть гиростабилизированную платформу. Стартовав, ракета начинала движение к заданному объекту под предусмотренным для нее углом. Даже после того, как она преодолевала активный участок, управленческая система не прекращала своей работы. Повышение точности ракеты обеспечивались аэродинамическими рулями, которые начинали функционировать в плотных атмосферных слоях.

Преодоление противодействия средств ПРО противника было возможно путем применения следующих техник:

  • Маневрирования сразу после запуска ракеты.
  • Установления высокой траектории полета.
  • Придания ракете большой скорости.
  • Оснащения головной части специальным термозащитным покрытием.
  • Запуска несколько активных и пассивных помех после отсоединения боевой части (БЧ). Их задача – имитировать боевые части орудия.

Как утверждают специалисты, теоретически наведение противоракетных средств обороны противника было бы затруднено, если бы ракета заправлялась топливом со специальными присадками. Однако реализовать данную версию на практике не представилось возможным.

О СПУ и шасси

Комплекс оснащен самоходной пусковой установкой (СПУ) 9П71. Изготовителем опытных образцов стал завод «Баррикады». Серийное производство осуществлялось в Казахстане работниками Петропавловского завода тяжелого машиностроения им. Ленина. Самоходную пусковую установку с двумя ракетами установили на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ 9Т230) с шасси БАЗ-6944. Местом управленческой кабины стала передняя часть шасси. БАЗ состояла из моторного отсека и грузового отделения. Для восьмиколесного шасси предусмотрена независимая торсионная подвеска и широкопрофильные шины с переменным давлением. Повороты выполняли первые две пары колес. Кроме того, на машине имелись два водометных движителя, при помощи которых, БАЗ преодолевала водные преграды. Располагались ракеты на СПУ открыто, без использования транспортно-пусковых контейнеров. Местом для расположения стартового и испытательно-пускового оборудования, средств связи и систем, обеспечивающих прицеливание, стала внутренняя часть СПУ.

О транспортной машине

Транспортировались ракеты в специальных контейнерах 9Я249. Для этой цели использовались транспортные машины 9Т240. Для перевозки боевых частей ракет предназначались отдельные контейнеры 9Я251.

О 9К714

Комплекс оснащался твердотопливной ракетой 9К714, для которой была характерна одноступенчатая схема исполнения. Кроме того, ракета «Ока» (фото представлено в статье) имела отделяемую головную часть. В производстве ракетных блоков использовался армированный углепластик.

Сверху на поверхность наносили специальный теплозащитный слой. Компоновка ракеты представлена следующими отсеками:

  • Двигательным. В нем были расположены сопловый блок и аэродинамические рули.
  • Приборным.
  • Переходным. Представлял собой конусообразное изделие, соединяющее ракетный блок и БЧ. Масса переходника составляла 80 кг.

Кроме того, в комплексе имелась отделяемая боевая часть. Процедура отделения БЧ происходила путем отстрела пироболтов, после чего в ракетном блоке включался тормозной двигатель.

Местом тормозной двигательной установки являлась хвостовая часть блока. Данную установку испытывали в течение 1978-1983 гг. В 9К714 использовали инерциальную управленческую систему. Перед запуском на замену головной части уходило не более 15 минут. На активном участке полета 9К714 способна была развить скорость 4М. Серийное производство твердотопливных ракет было осуществлено Воткинским машиностроительным заводом.

О боевом оснащении

9К714 была представлена следующими вариантами:

  • 9К714Б. Содержала ядерную головную часть АА-75. Показатель ее максимальной дальности действия составлял 500 тыс. метров.
  • 9М714Ф. Для ракеты был предусмотрен осколочно-фугасный тип головной части. Масса ГЧ не превышала 450 кг. Максимальная дальность действия ракеты не более 450 тыс. метров.
  • 9М714К. Для ракет были предусмотрены кассетные головные части. Весили ГЧ в пределах 715 кг. В них содержались суббоеприпасы по 95 единиц, весом по 4 кг. По достижении твердотопливной ракетой 3-км высоты происходило вскрытие ее головной части. Поражались площади до 100 тыс. м.кв.

Кроме вышеперечисленных вариантов, головные части ракет 9К714 могли также содержать химические отравляющие вещества.

Об основных тактико-технических характеристиках ракеты «Ока»

  • ОТР-23 является оперативно-тактическим ракетным комплексом, состоящим на вооружении армии РФ в 80-е годы прошлого века.
  • Был рассчитан на минимальную дальность стрельбы 15 тыс. м.
  • Показатель максимальной дальности полета ракеты составлял 120 тыс. м.
  • Отличался высокоточной стрельбой.
  • Показатель стартовой массы комплекса составлял 2010 кг.
  • Подготовка к запуску ракеты занимала не более 2 мин.
  • Вес ПУ с 9К714 - 181 145 кг.
  • Пусковая установка по ровной поверхности двигалась со скоростью 60 км/ч, вплавь – 8 км/ч.
  • Полностью загруженная боевая машина обладала топливным запасом хода на 650 км.
  • Технически БМ была рассчитана на преодоление не менее 15 тыс. м.
  • Экипаж состоял из трех человек.
  • Твердотопливная ракета исправно функционировала в температурном диапазоне от -40 до +50 градусов.
  • Эксплуатационный срок 9К714 составлял не более 10 лет.
  • Масса боевой части ракеты - 482 кг.
  • Вес ракеты без БЧ – 3990 кг.

Годы службы

ОТР-23 был принят на вооружение в 1980 году. Серийное производство оперативно-тактических ракетных комплексов осуществлялось в течение 1979-1987 гг. В 1987-м, после советско-американской встречи в Вашингтоне, состоявшейся в декабре, руководством СССР было принято решение о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Поскольку комплекс «Ока» обладал дальностью до 400 тыс. метров, он, по мнению специалистов, не должен был попасть в этот список. Тем не менее, несмотря на соответствие общепринятым критериям, ОТР-23 стал одним из сокращаемых комплексов.

Наши дни

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, предприятиями, обеспечивающими нужды оборонно-промышленного комплекса России, используются конструкторские наработки ракеты «Ока». «Искандер», сменивший советский ОТР-2, по мнению российских и американских экспертов, сегодня считается самым перспективным. Ввиду высокой точности и дальности полета ракет, данный комплекс является эффективным военно-политическим инструментом, используемым при расстановке сил и предотвращении начала любого конфликта.

fb.ru

Ока (ОТРК) — Википедия. Что такое Ока (ОТРК)

Ока́ (ОТР-23, индекс ГРАУ 9K714, по классификации НАТО SS-23 Spider (с англ. — «паук»)) — советский оперативно-тактический ракетный комплекс разработки Коломенского КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого

История создания

Разработка армейского ракетного комплекса «Ока» началась в середине 1970-х годов в КБМ под руководством Непобедимого С. П.. Комплекс предназначался для замены ракетного комплекса 9К72 (Scud).

Летные испытания комплекса начались пусками в 1978 году на полигоне Капустин Яр. Государственные испытания проводились в 1977—1979 году, во время которых были осуществлены пуски 26 ракет[1][3]. На государственные испытания были поставлены 3 СПУ, 2 ТЗМ и 2 ТМ, тренажёр и технологическое оборудование. Комплекс принят на вооружение в 1980 году.

Состав комплекса

ОТР-23 представляет из себя одну пусковую установку, которая полностью автономна, способна преодолевать любое бездорожье, в том числе вплавь и водную преграду, легко и надёжно маскируется. Её можно перебросить в любую точку земного шара — по воздуху, железнодорожным и морским транспортом. Комплекс предназначался для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям (ракетным комплексам, реактивным системам залпового огня, дальнобойной артиллерии, авиации на аэродромах, командным пунктам и узлам связи, важнейшим объектам промышленной инфраструктуры, по базам и арсеналам).

Ракета

Ракета 9М714 комплекса 9К714 «Ока» в музее полигона «Капустин Яр», г. Знаменск

Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. В ракете использовалась инерциальная система управления. Для повышения точности попадания на комплексе «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения. Ракета оснащалась как обычными головными частями, так и ядерной, мощностью 10-50 кт. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Управление осуществлялось с помощью хвостовых решётчатых аэродинамических рулей. Высота наивысшей точки баллистической траектории — 120 км.

Тормозной РДТТ для отделения головной части ракеты 9М714 в музее «Капустин Яр»

Ракета оснащалась комплексом преодоления ПРО (КСП ПРО), созданным в ЦНИРТИ под руководством И. Куприянова[4]. Использование КСП ПРО уменьшало вероятность перехвата зенитными ракетными комплексами. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей (благодаря КВО порядка 30 метров).

Серийный выпуск ракет производился на Воткинском машиностроительном заводе.

Варианты боевого оснащения
  • 9М714Б — ракета, оснащённая ядерной ГЧ АА-75 (Индекс ГРАУ: 9Н63) с максимальной дальностью действия до 500 км.
  • 9М714Ф — ракета, оснащённая ГЧ осколочно-фугасного типа, массой около 450 кг и максимальной дальностью действия до 450 км.
  • 9М714К — ракета, оснащённая кассетной ГЧ (Индекс ГРАУ: 9Н74К) массой около 715 кг содержащая 95 суббоеприпасов массой по 3,95 кг. Вскрытие ГЧ происходило на высотах порядка 3000 м, при этом площадь поражения составляла от 80 000 до 100 000 м². Максимальная дальность действия — до 300 км.

В дополнение к указанным типам боевого оснащения, ракета 9М714 могла оснащаться головными частями снаряжёнными химическими отравляющими веществами.

СПУ и Шасси

Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П71 выполнена на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, с V-образным двигателем УТД25 мощностью 400 л. с. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе. СПУ было разработано СКБ-221, опытные образцы изготавливались на заводе «Баррикады», а серийным производством занимался Петропавловский завод тяжёлого машиностроения им. Ленина (Казахстан). Как и СПУ 9П71, транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230 выполнялась на самоходном шасси БАЗ-6944. На ТЗМ осуществлялась перевозка двух ракет.

Кабина управления БАЗ-6944 расположена в передней части, за ней расположен моторный отсек, а остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности и состоявшей из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колёсных редукторов. Между колёсами передней и задней тележек устанавливался дифференциальный механизм, исключающий жёсткую кинематическую связь. Шасси оснащалось восемью ведущими колёсами с независимой торсионной подвеской и широкопрофильными шинами переменного давления. Поворотными являлись колеса первой и второй пар. Для преодолевания водных преграды машина оснащалась двумя водомётными движителями.

Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Все стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трёх человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы. Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска.

В комплекс также входила транспортная машина 9Т240, на которой осуществлялась перевозка ракет отдельно от боевой части в специальном контейнере 9Я249. Боевые части перевозились отдельно в контейнере 9Я251.

Модификации

«Ока-У»

Экспериментальное сопло ракеты комплекса «Ока-У» в музее полигона «Капустин Яр».

НИОКР по модернизированному комплексу 9К714У «Ока-У» с ракетой 9М714У (По классификации НАТО KY-19) начаты в 1982 году в КБМ и ЦНИИАГ.

В процессе модернизации ракета оснащалась радиолокационной головкой самонаведения и управляемой боевой частью с аэродинамическими рулями для обеспечения наведения на конечном участке траектории с КВО от цели — порядка 30 метров. Таким образом, система наведения модернизированной «Оки-У» позволяла управлять полётом ракеты на всем его протяжении. Также, предполагалось реализовать возможность применения ракеты в составе разведывательно-ударных комплексов с получением целеуказания с удалённого источника информации. То есть, предусматривалась возможность оперативного переприцеливания ракеты на другой объект поражения в ходе её полёта, по командам с самолёта дальней радиолокационной разведки типа «А-50» (по другим данным — с самолёта разведки и целеуказания М-55 «Геофизика») видящего и цель и ракету.

Техническое задание на СПУ и ТЗМ для «Оки-У» КБМ выдало в ЦКБ «Титан» в конце 1982 года. Новые СПУ и ТЗМ были спроектированы на неплавающем шасси БАЗ-69481 (8х8) с двумя двигателями КамАЗ. На самоходной пусковой установке предусматривалось размещение одной ракеты, на транспортно-заряжающей машине — две. СПУ оснащалась автоматическим основанием АГК и системой вывешивания с винтовыми домкратами. Опытная пусковая установка в 1987 году была направлена на испытания. Однако, принятие договора о ликвидации РСМД, не позволило закончить работу и запустить модернизированный комплекс в производство[1].

«Сфера» / «Сфера-М»

Проект геофизической ракеты-носителя разработанный на основе задела по ракетам «Ока» и «Ока-У», впервые демонстрировался в марте 1993 года на одной из аэрокосмических выставок.

Тактико-технические характеристики

Основные характеристики
Ракетный комплекс 'Ока'
Год принятия на вооружение 1980
Разработчик КБ машиностроения г. Коломна
Изготовитель Воткинский машиностроительный завод
Ракета 9M714К/9М714Б
Количество ступеней, шт. 1
Максимальный диаметр, м 0,970
Длина, м 7,516 / 7,315
Стартовый вес ракеты, кг 4630 / 4400
Вес боевой части, кг 715 / 375
Дальность стрельбы, км 50-400
Максимальная высота траектории, км 120
Точность стрельбы (КВО), км 0,035
Максимальная скорость 10М (на конечном этапе полёта БЧ)[5]
Пусковая установка 9П714/Транспортно-заряжающая машина 9Т230
Масса, кг 29100 / 29985
Длина, м 11,760 / 11,800
Ширина, м 3,130 / 3,000
Высота, м 3,000
Колесная формула 8x8
Скорость на суше, км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 8-10
Запас хода, км 700
Мощность двигателя УТД-25, л. с. 400

Эксплуатанты

Также, в 1987—1989 гг. до заключения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, планировались поставки в Сирию.

Оценка комплекса

Достоинства

Недостатки

Снятие с вооружения и уничтожение

Комплекс «Ока» был ликвидирован СССР после подписания Договора по ликвидации ракет средней и малой дальности с США (1987), хотя формально под условия договора не подпадал, так как имел дальность пуска до 400 км.[6][7]

В соответствии с этим общепринятым критерием комплекс не должен был попасть в число ограничиваемых систем, однако был включён в перечень сокращаемых по договору вооружений волевым решением руководства СССР.

В 1987 году после подписания этого договора были прекращены также испытания усовершенствованного комплекса «Ока-У». После распада Варшавского договора, 18 ракет осталось в Германии (к тому времени уже объединённой), столько же — в Болгарии, около десятка — в Словакии и четыре — в Румынии. США легко договорились с Германией об их уничтожении. Переговоры с Румынией и Словакией затянулись. До осени 1998 года, пока в Братиславе у власти оставался Владимир Мечьяра, Словакия не хотела отказываться от своих ракетных амбиций. Только после смены руководства и объявлении о намерении вступить в НАТО комплексы были уничтожены к 2002 году. В 2003 году Болгария уничтожила последние 8 ПУ и 24 ракеты.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 56-59. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
  2. ↑ Армейские и фронтовые оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) (рус.). Портал «Военный паритет». Проверено 15 ноября 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  3. ↑ Широкорад на стр. 454. говорит что есть разночтения и в некоторых источниках указывается проведение 31 пуска
  4. ↑ Смирнов Г.И. Ракетные системы РВСН: От Р-1 - к Тополю-М. / Свердловск. 2006
  5. ↑ Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К714 Ока — SS-23 SPIDER
  6. 1 2 Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока»
  7. 1 2 Кремлёвские похороны. Сергей Ахромеев
  8. Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Т.: Издательство Томского университета, 2013. — С. 278. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  9. ↑ Словакия // "Зарубежное военное обозрение", № 7 (640), 2000. стр.57

Литература

  • Первов, М. Отечественное ракетное оружие 1946-2000. — Москва: АКС-Конверсалт, 1999. — 141 с.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
  • Широкорад, А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.

Ссылки

Русскоязычные ссылки

Иноязычные ссылки

wiki.sc

Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.). Секретные автомобили Советской Армии

Ракетный комплекс «Ока» (1979 – 1987 гг.)

Уникальный автономный ОТРК 9К714 «Ока» повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3 – 7,5 м и стартовой массой 4,4 – 4,6 т с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300 – 400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м, причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс «Ока» приняли на вооружение.

Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 с до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм, что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе «Баррикады», а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.

Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». 1983 год

Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса «Ока» на шасси БАЗ-6944. 1986 год

По своим революционным техническим решениям ОТРК «Ока» не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М. С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс «Ока» не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс «Ока» по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и «подмахнуть» Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 – 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы «Ока», а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.

Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы «Ока», началась разработка фронтового ОТРК «Ока-М» для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант «Ока-У» на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С. Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю. И. Мосина. По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения «Основа-1» и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем. Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения «Роса-2».

Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса «Ока-М». 1987 год

Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву – 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива – 60 л на 100 км, эксплуатационный – до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.

Прототип шасси БАЗ-69441 появился в 1987 году, на следующий год успел пройти цикл государственных испытаний и в 1989-м официально поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный в далекой Америке комплексу «Ока», заставил заморозить все дальнейшие разработки и по системе «Ока-М». Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате, вместо постановки на производство, перспективное шасси 69441 в один миг превратилось в опытный образец, и все работы по нему пришлось прекратить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Как секреты ОТРК «Ока» стали известны американцам » Военное обозрение

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9K714 «Ока», получивший на Западе название SS-23 «Spider» («Паук») был гордостью Советской армии. Генералы НАТО считали его одним из самых опасных образцов оружия СССР и Варшавского договора, пишет Вестник Мордовии.
В самом деле, опасения натовцев имели под собой основания: «Смонтированный на плавающем высокомобильном шасси БАЗ-6944 с мощным 400-сильным двигателем "Паук" мог наносить неожиданные высокоточные удары, в том числе с применением ядерных и химических боевых частей. Теперь уже точно известно, что разрекламированный "Пэтриот" был бессилен против советского супероружия», пишет автор материала Даниил Родионов.

Поэтому, не удивительно, что американцы стали упрашивать руководство СССР эти комплексы уничтожить. «Хотя SS-23 не подпадали под договор об ограничении ракет средней и малой дальности (ни разу не испытывались на дальностях более 400 км), руководствуясь "новым мышлением", было решено уничтожить 102 пусковые установки и более 200 ракет к ним. Боеспособности армии был нанесен колоссальный урон», – говорится в статье.

Впоследствии оказалось, по недомыслию или злому умыслу, про секретные ракетные комплексы, находившиеся на вооружении стран Варшавского договора, «забыли». Одна только ГДР стала хозяйкой 18 установок (уничтожены в 1990 г.). Такое же количество было у Болгарии. Примерно 10 машин осталось в Словакии и еще 4 – в Румынии.

Позднее руководство этих стран все советские военные секреты, к которым оно имело доступ, передало командованию НАТО. Так, «Пауки» оказались на американских полигонах, где отрабатывались противоракетные системы.

Известно также, что США скупали в бывших социалистических странах Европы, в том числе на Украине старые ракетные комплексы «Эльбрус», «Луну» и более новые «Точки».

«Судя по всему, характеристики SS-23 серьезно напугали натовцев, раз они в начале XXI века потребовали у Словакии полного уничтожения всех имевшихся в ее распоряжении комплексов. Успокоился по этому поводу блок лишь, когда была взорвана последняя ракета», – заключает автор.

topwar.ru

брянские ракетные системы, жертвы перестройки

Все знают маленький вазовский автомобильчик Ока, ставший бюджетным средством передвижения для молодежи, пенсионеров, инвалидов и просто небогатых россиян 1990-х и начала «нулевых». В конце 1980-х была и другая Ока – производства Брянского автозавода, которая могла стать одним из главных козырей советской «оборонки», но оказалась неуместной в наступившую эпоху большой дружбы с Западом.

В начале 1970-х годов СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина приступило к реализации опытно-конструкторской темы «Основа», которая в военных документах носила кодовое обозначение «Вощина». В это обширное семейство вошли плавающие и сухопутные четырехосные автомобили-шасси новой концепции с колесной формулой 8х8. Впоследствии оно пополнилось следующими поколениями, созданными под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина.

В машинах гаммы «Основа» впервые были упразднены важнейшие конструктивные принципы московского конструктора Виталия Грачева. Брянские автомобили получили один силовой агрегат (вместо двух, как это принято у Грачева) и сближенные передние и задние пары ведущих колес на независимой торсионной подвеске, но легендарная бортовая трансмиссия сохранялась вплоть до прекращения их выпуска.

Первым и наиболее известным автомобилем в семействе «Основа» стало принципиально новое плавающее корпусное шасси БАЗ-6944, с самого начала рассчитанное на несение совершенно секретного ракетного комплекса Ока, впоследствии неожиданно получившего широкую мировую огласку.

Корпусное шасси БАЗ-6944 в Центральном музее Вооруженных сил России (фото автора)Комплекс Ока в софийском Военно-историческом музее (фото A. Dragnes, Норвегия)

Плавающие шасси БАЗ-6944 семейства «Основа» (1979 – 1989 гг.)

Несколько прототипов плавающего 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным, собраны в 1979 – 1980 годах и затем прошли заводские, пробеговые и полигонные испытания. Первые образцы снабжались приземистым открытым сварным несущим корпусом с удлиненной остроносой передней частью. Опытные машины второго выпуска получили укороченный передок с узкой водоотражающей панелью и более вместительный корпус с кабиной повышенного расположения и раздельными нишами для двух пар колес. Третий вариант с расширенной передней панелью и укрупненными выемками для световых блоков стал основой предсерийного автомобиля. В 1980-м доработанную машину приняли на вооружение, и завод приступил к ее мелкосерийному изготовлению.

Остроносый прототип шасси БАЗ-6944 с несущим корпусом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)Второй вариант БАЗ-6944 с узкой водоотражающей панелью корпуса (из архива 21 НИИЦ)Водные испытания второго прототипа с открытым корпусом (из архива Н. Щербакова)Третий прототип БАЗ-6944 с закрытым монтажным отсеком (из архива Н. Щербакова)

Герметизированный цельнометаллический корпус амфибии имел три отсека: переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше, задний открытый грузовой (монтажный) отсек и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался огромный безнаддувный дизельный двигатель V8 мощностью 400 л. с. с углом развала цилиндров 120°. Для БАЗ-6944 совместно с НАМИ была создана так называемая диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической пятиступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. Для повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что часто приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали.

В состав трансмиссии входили раздаточная коробка с дифференциалами и коробки отбора мощности на электрогенератор, гидронасос, водооткачивающие насосы и два водомета. При полной массе свыше 29 т пустая машина на шоссе достигала скорости 70 км/ч, с полной нагрузкой — 65 км/ч, на плаву — 8 км/ч.

Предсерийный образец с расширенной передней панелью. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)Испытания БАЗ-6944 с корпусом со сдвижными створками крыши (из архива автора)Серийный 12-тонный плавающий автомобиль-шасси БАЗ-6944. 1983 год (фото автора)

В первую серию «Основа» входила опытная трехосная семитонная амфибия БАЗ-5947 с двумя передними парами управляемых колес, объединенными в четырехколесную тележку, и одиночным задним ведущим мостом. Конструктивно она представляла собой укороченное шасси БАЗ-6944 и была рассчитана на монтаж зенитного вооружения и радиоэлектронного оборудования. Военным эта машина не пригодилась, но в истории советской военно-автомобильной отрасли она приобрела известность благодаря своей необычной компоновочной схеме.

Трехосный прототип БАЗ-5947 c одиночным задним мостом. 1979 год (из архива 21 НИИЦ)Доработанное шасси БАЗ-5947 для зенитно-ракетных систем (из архива 21 НИИЦ)

Главным и единственным предназначением БАЗ-6944 являлась работа в качестве пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) Ока. По своим конструктивным решениям и тактико-техническим данным он не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания высокой обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением тактического превосходства над Западом.

Оперативно-тактический комплекс Ока на 400-сильном шасси БАЗ-6944 (фото M. Gyurosi)Пусковая установка комплекса Ока на боевом дежурстве (из архива БАЗ)

Ракетный комплекс Ока (1979 – 1987 гг.)

Плавающий ракетный комплекс 9К714 Ока повышенной скрытности и точности обладал способностью передвигаться по пересеченной местности и форсировать широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Он снабжался ракетами серии 9М714 с разными боевыми частями, включая ядерную мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы 300–400 км они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения — 350 м, а боеголовка с самонаведением допускала отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м.

Автомобиль БАЗ-6944 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П71 комплекса Ока на специально подготовленном шасси БАЗ-6944 была закончена в 1979-м и через четыре года принята на вооружение. Автомобиль снабжался четырьмя гидравлическими домкратами и высоким закрытым корпусом с грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задними скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема в стартовое положение стрелы с заправленной ракетой и направляющими для ее запуска. Для полной автономности имелся отдельный дизельный агрегат для привода гидронасоса, а в аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракеты применялся ручной насос.

Боевые машины Ока пятого ракетного полка вооруженных сил Словакии (фото M. Gyurosi)Пусковая установка 9П71 с повышенным закрытым корпусом (фото автора)Размещение ракеты 9М714 в корпусе с раздвинутыми створками крыши (фото M. Gyurosi)

Вся эта стройная конструкция позволила довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с маскировкой ракетной системы, скрытностью ее перемещения и дезориентированием противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета и другие спецсистемы были скрыты от посторонних глаз внутри корпуса. В результате общий силуэт и внешность машины практически не отличались от базового шасси, а с первого взгляда можно было даже спутать мощную боевую систему с крупным автофургоном. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевое не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 секунд до пуска.

Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т230 применялся такой же корпус, но без верхних створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного пятитонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека.

ТЗМ 9Т230 с открытым грузовым отсеком на две ракеты (фото M. Smisek)Перегрузка боеголовки из грузовика на ТЗМ 9Т230 с пятитонным краном (из архива автора)

Опытные образцы обеих машин собирал волгоградский завод «Баррикады», в дальнейшем их комплектацией занимался «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» в Казахстане. До 1987 года он изготовил 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в Советскую армию и ряд стран Варшавского договора.

Но… К моменту постановки на вооружение комплекса Ока в СССР началась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент Михаил Горбачев подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). В целом для Советского Союза он сокращал угрозу со стороны американских средств передового базирования, но заодно привел к фактическому уничтожению не только Оки, но и десятков других уже принятых на вооружение и проектируемых советских систем вооружения.

Плавающая установка 9П71 комплекса Ока в боевой готовности (из архива БАЗ)

Как рассказывают свидетели заключения договора, в первоначальный вариант документа Ока не входила, так как формально не соответствовала его критериям, но НАТОвская сторона настояла на отдельном упоминании комплекса в нем. Считается, что Горбачев был не сведущ в перспективных оборонных разработках и не стал согласовывать текст договора с военными советниками, «подмахнув» его, как есть. Бывшие советские офицеры, знающие подоплеку не понаслышке, сейчас в частных беседах называют это откровенным предательством и часто сопровождают рассказы непечатными выражениями.

В конце 1980-х в СССР с энтузиазмом было подорвано более 200 ракет системы Ока и выведены из строя и утилизированы 102 пусковые установки и большинство ТЗМ, а с ними — практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах, в частности – Словакии и Болгарии – комплекс Ока оставался на вооружении до 2003 года, но затем порезали на металл и их. Сегодня несколько чудом уцелевших грозных машин Ока сохранились только в военных музеях.

Демонтаж стрелы пусковой установки 9П71. ГДР, 1990 год (фото R. Patzold)Машина БАЗ-6944 в процессе утилизации в Болгарии. 2002 год (из архива А. Андреева)Демилитаризованная ТЗМ 9Т230 на аукционе военной техники в Москве (фото автора)

Незадолго до этих событий в Брянске подготовили к производству 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для фронтового ОТРК Ока-М. По общей концепции машина не отличалась от БАЗ-6944, но относилась уже к первой серии третьего поколения Основа-1 и потому вновь обрела двухмоторную компоновку с дизелями КамАЗ-740 мощностью по 210 л. с. и двумя трансмиссиями с уже известной цепочкой бортовых передач на колеса и водометы. Нововведением на ней была вспомогательная несущая рама из Z-образных профилей.

Двухмоторное шасси БАЗ-69441 для комплекса Ока-М. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)

Прототип появился в 1987-м, потом, успев пройти государственные испытания, поступил на вооружение под военным кодом «Вощина». Между тем смертный приговор, вынесенный комплексу Ока, заставил заморозить все дальнейшие разработки и по теме Ока-М. Формирование для нее СПУ и ТЗМ завершено не было. В результате вместо постановки на производство и вооружение, перспективное шасси БАЗ-69441 вмиг превратилось в железный хлам, стоивший стране гигантских денег. В то же время была спроектирована новая ракетная система Ока-У, для транспортировки которой в Брянске разработали оригинальное сухопутное шасси БАЗ-69481, сходное с амфибией БАЗ-6944. Но это уже тема нашей следующей статьи.

Опрос

Вам жалко "Оку"?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

Автолюбителям

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о