Продажа квадроциклов, снегоходов и мототехники
second logo
Пн-Чт: 10:00-20:00
Пт-Сб: 10:00-19:00 Вс: выходной

+7 (812) 924 3 942

+7 (911) 924 3 942

Как отремонтировать сцепление автомобиля Урал

Во время эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает) или неполное выключение (сцепление ведет).

При неполном включении сцепления с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиль или (при отпущенной педали сцепления) не трогается с места, или скорость его увеличивается очень медленно,

В кабине при этом ощущается запах горелых фрикционных накладок ведомых дисков.

Ведомые диски пробуксовывают в результате:

— отсутствия зазора между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом при отпущенной педали сцепления.

При отсутствии зазора нажимной диск не полностью прижимается к ведомому диску.

Для устранения этой неисправности обеспечить зазор между подшипником муфты и упорным кольцом, проверив и отрегулировав свободный ход педали сцепления;

— замасливания дисков сцепления.

Эта неисправность возникает в результате попадания смазочного материала в полость картера сцепления через уплотнения первичного вала коробки передач или заднего конца коленчатого вала двигателя, а также при чрезмерном смазывании подшипника муфты выключения сцепления.

Попадание смазочного материала на поверхности трения дисков способствует их проскальзыванию. Сцепление необходимо снять и промыть диски бензином;

— износа фрикционных накладок и поверхностей трения маховика среднего ведущего и нажимного дисков. При небольшом — износе накладок неисправность устранить регулировкой свободного хода педали сцепления.

При повышенном износе накладок, поверхностей трения маховика и дисков изношенные детали заменить;

— усадки или поломки нажимных пружин. Заменить пружины.

При неполном выключении сцепления ощущается затрудненное включение передач, сопровождающееся ударами зубьев шестерен коробки передач. Неисправность может возникнуть по следующим причинам:

  • — наличие большого зазора между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом. Это происходит из-за того, что привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления (уменьшенный полный ход, увеличенный свободный ход педали сцепления).
    Неисправность устраняется проверкой и регулировкой полного или свободного хода педали сцепления;
  • — перекос или коробление ведомого диска, неодинаковый зазор между дисками вследствие их коробления, а в отдельных местах и отсутствие зазора. Это чаще всего возникает при перегреве сцепления в результате пробуксовки. Неисправность устранить заменой покоробленных дисков.

Разрушение и обрыв фрикционных накладок. Куски накладки заклиниваются между ведомым и ведущим дисками и не позволяют полностью выключить оцепление. Разрушенные накладки заменить;

— перекос нажимного диска. При выключении сцепления нажимной диск частью своей рабочей поверхности продолжает прижиматься к ведомому диску.

Снять нажимный диск с кожухом в сборе, установить на приспособление, проверить и отрегулировать положение упорного кольца.

 Снять коробку передач. Завернуть в резьбовые отверстия бобышек нажимного диска 12 (рис. 2) четыре стяжных болта

8 до соприкосновения головок болтов с кожухом 10. Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимной диск 5 (см. рис. 1) в сборе с кожухом.

Снять ведомые диски 3 и средний ведущий диск 2.

Регулировка положения упорного кольца сцепления. Нажимной диск в сборе с кожухом установить на приспособление 16 (см. рис. 2) или на маховик со вставкой, обеспечивающей установочный размер «А», равный 29 ± 0,1 мм.

Закрепить кожух 10 сцепления болтами.

Ослабить затяжку стяжных болтов 8, отвернув их на два-три оборота.

Разогнуть края запорных пластин 4 и отвернуть болты 2.

Снять пластины 4, 1 и стопорные шайбы 19.

Вращением гаек 3 отрегулировать положение упорного кольца 7 оттяжных рычагов.

Размер «В» после регулировки должен быть равен 54 ± 0,3 мм, биение торца Т2 упорного кольца относительно торца Т1 — не более 0,4 мм.

При этом опорные поверхности концов всех оттяжных рычагов 14 должны одновременно касаться упорного кольца.

Регулировка положения упорного кольца после установки сцепления на двигатель запрещается.

Закончив регулировку, установить (предварительно выпрямленные) стопорные шайбы 19. Установить опорные пластины 1, пластины 4 и закрепить их болтами 2.

Отогнуть концы запорных пластин 4, предотвратив этим отворачивание болтов 2. Через отверстия пластин 4 и 1 отогнуть стопорные шайбы 19.

Затянуть стяжные болты 8.

Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимный диск в сборе с кожухом с приспособления 16.

Разборка нажимного диска в сборе с кожухом

Разогнуть края запорных пластин 4 и отвернуть болты 2. Снять пластины 4, 1 и стопорные шайбы 19.

Установить нажимный диск на пресс и поджать кожух 10 сцепления. Из резьбовых отверстий бобышек нажимного диска вывернуть стяжные болты 8.

Отвернуть регулировочные гайки 3.

С помощью пресса ослабить усилие нажимных пружин и снять кожух сцепления.

Снять установленные на бобышках нажимного диска пружины 9 и шайбы 11 вместе с термоизоляционными подкладками 13, а также упорное кольцо 7, стопорные шайбы осей 18, соединяющих оттяжные рычаги 14 с нажимным диском.

Выбить оси и снять рычаги в сборе с вилками 15 и пружинами 5.

Из отверстий рычагов извлечь ролики игольчатых подшипников.

Снять стопорные шайбы осей 17, соединяющих оттяжные рычаги с вилками 15, и пружины 5 вместе с петлями 6.

Выбить оси 17 и снять вилки рычагов. Из отверстий рычагов извлечь ролики игольчатых подшипников.

Средний ведущий диск 2 (см. рис. 1) разбирать только в случае необходимости шлифования рабочих поверхностей трения или для замены деталей механизмов автоматической регулировки положения диска.

Разборка картера сцепления

Отвернуть стяжной болт рычага 19 (см. рис. 3) и снять рычаг с вала вилки выключения сцепления.

Отсоединить шланг 6 (см. рис. 1), пружины 7 муфты выключения сцепления и снять муфту 8 с направляющей крышки подшипника первичного вала коробки передач. Из резьбовых отверстий картера сцепления вывернуть масленки.

Отвернуть стяжкой болт 12 и переместить вилку 9 по валу 11.

Удалить из паза — вала сегментную шпонку.

С помощью медной выколотки выбить из отверстий картера сцепления вал II вилки выключения сцепления вместе с заглушкой.

При необходимости замены втулок выпрессовать их с помощью оправки, предварительно удалив из отверстия левой опоры картера детали сальника вала вилки выключения сцепления (крышку, войлочное и резиновое кольца).

Контроль технического состояния и ремонт

Детали сцепления после разборки промыть в керосине, просушить и определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.

В случае ослабления крепления ступиц ведомых дисков или фрикционных накладок расклепать заклепки или заменить их новыми.

При поломке пружин демпфера ведомого диска или осевом перемещении пружин в отверстиях диска заменить ведомый диск в сборе.

Замене также подлежат:

  • — фрикционные накладки ведомых дисков при наличии больших задиров, отслоения или износа до заклепок; нажимные пружины при наличии трещин и обломов;
  • — оси оттяжных рычагов, имеющие бринеллированную рабочую поверхность;
  • — изношенные ролики игольчатых подшипников. Размеры новых фрикционных накладок и отверстий в них под заклепки должны соответствовать приведенным на рис. 4.

При контроле состояния деталей проверить изменение упругости пружин муфты выключения сцепления.

Усилие при растяжении пружины до длины L = 115 мм должно быть не менее 4,4 кгс.

Не допускается эксплуатация среднего ведущего и нажимного дисков, имеющих сквозные трещины и коробление.

В то же время небольшие тепловые трещины на поверхности трения дисков не являются признаком для выбраковки.

Коробление, задиры, неплоскостность и неравномерный износ поверхностей трения среднего ведущего и нажимного дисков допускается устранять шлифованием.

Толщина металла, снятого при шлифовании нажимного диска, не должна превышать — 1,3 мм.

Толщина среднего ведущего диска после шлифования должна быть не менее 23,66 мм.

При износе втулок 2 (рис. 5) вала вилки выключения сцепления свыше диаметра 25,1 мм втулки заменить.

Заменять втулки с помощью оправок и пресса.

При запрессовке торцы втулок, имеющие фаски, направить друг к другу, а отверстия во втулках и опорах картера для смазывания совместить.

Внутренние поверхности запрессованных втулок обработать в линию до диаметра 25+0,025.

Несоосность обработанных отверстий втулок проверить калибром диаметром 24,99 мм.

Непараллельность общей оси втулок и торца «Т» должна быть не более 0,1 мм на длине 100 мм.

В случае замены подшипника муфты выключения сцепления новый подшипник напрессовать до упора внутреннего кольца в торец муфты.

Собрать картер сцепления и средний ведущий диск в порядке, обратном разборке.

При сборке среднего ведущего диска на трущиеся поверхности осей и втулок отжимных рычагов нанести смазочный материал Литол-24. После затяжки осей отжимных рычагов стопорные шайбы отогнуть с обеих сторон.

После сборки проверить работу механизмов автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.

При установке диска на плиту отжимными рычагами пружины не должны закручиваться под действием веса диска и должны возвращать диск в исходное положение после прижатия его до соприкосновения с плитой.

Устанавливая рычаг 19 (см. рис.3) на шлицы вала вилки выключения сцепления, следить, чтобы меченый зуб рычага входил в меченую впадину вала (метки b).

Сборка нажимного Диска с кожухом

Перед сборкой детали должны быть сухими и чистыми. При сборке сферические поверхности трения регулировочных гаек 3 (см. рис. 2), кожуха 10 сцепления, оттяжных рычагов 14 и рабочие пазы упорного кольца 7, а также ролики игольчатых подшипников смазать смазочным материалом Литол-24.

В процессе сборки нажимного диска и регулировки положения упорного кольца оттяжных рычагов следить за чистотой рабочих поверхностей приспособления 16.

Попадание грязи и металлической стружки на поверхность трения нажимного диска и фланец кожуха сцепления недопустимо.

Собрать нажимной диск в следующем порядке.

В отверстие оттяжного рычага 14 установить 20 роликов игольчатого подшипника оси 17.

Для облегчения сборки игольчатого подшипника на стенку отверстия оттяжного рычага нанести тонкий слой смазочного материала Литол-24 и установить в отверстие шесть — восемь роликов.

Затем вставить в отверстие рычага разрезную текстолитовую втулку (рис. 6) и установить остальные ролики.

При установке нового игольчатого подшипника комплектовать его из роликов одной размерной группы.

Совместив отверстия вилки 15 (см. рис. 2) и рычага 14, вставить ось 17, вытолкнув при этом разрезную втулку из отверстий рычага и вилки.

Аналогично с помощью разрезной втулки собрать второй игольчатый подшипник и установить оттяжной рычаг в паз бобышки нажимного диска.

Совместив отверстие рычага с отверстиями бобышки, вставить ось 18, вытолкнув при этом разрезную втулку из отверстий рычага и бобышки.

В кольцевые проточки оси 18 установить стопорные шайбы.

На ось 17 установить пружину 5 вместе с петлей 6, а в кольцевые проточки оси — стопорные шайбы.

Аналогичным образом установить и закрепить остальные оттяжные рычаги и пружины упорного кольца. Установить и петлями 6 закрепить упорное кольцо 7.

Подсобранный нажимной диск установить на приспособление 16 или маховик со вставкой, обеспечивающей установочный размер «А», равный 29 ± 0,1 мм.

На бобышки нажимного диска установить шайбы 11 вместе с термоизоляционными подкладками 13 и нажимные пружины 9.

Если рабочая поверхность нажимного диска подвергалась шлифованию, то для сохранения суммарного усилия нажимных пружин подложить под термоизоляционные подкладки металлические шайбы.

Толщина шайб должна быть равна толщине снятого в процессе шлифования диска металла.

Установить на нажимные пружины кожух сцепления. Обеспечить вертикальное положение вилок 15 оттяжных рычагов и с помощью пресса сжать пружины.

Закрепить кожух сцепления болтами. В качестве средства для обеспечения вертикального положения вилок оттяжных рычагов могут быть использованы трубки, установленные через отверстия кожуха сцепления на резьбовые концы вилок.

Завернуть гайки 3 и с их помощью отрегулировать положение упорного кольца 7 оттяжных рычагов.

Закончив регулировку, установить (предварительно выпрямленные) стопорные шайбы 19. Установить опорные пластины 1, пластины 4 и закрепить их болтами 2.

Отогнуть концы запорных пластин на грани болтов крепления. Через отверстия пластин 4 и 1 отогнуть стопорные шайбы 19.

В резьбовые отверстия бобышек нажимного диска завернуть четыре стяжных болта 8. Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимной диск в сборе с кожухом с приспособления.

Установка сцепления на двигатель

Перед установкой сцепления заложить в полость заднего конца коленчатого вала (под передний подшипник первичного вала коробки передач) 15 г смазочного материала 158.

Чистой тканью, слегка смоченной в бензине, протереть поверхности трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков.

Установить в маховике ведомый диск 3 (см. рис. 1) таким образом, чтобы более длинная часть ступицы диска была направлена к двигателю.

Нанести на рабочие поверхности трения отжимных рычагов среднего ведущего диска 2 смазочный материал Литол-24 и вставить диск в маховик. При этом шипы диска должны войти в пазы маховика.

При нажатии на диск он должен легко перемещаться в пазах маховика и возвращаться в исходное положение под действием отжимных рычагов.

Установить второй ведомый диск 3, расположив длинную часть ступицы диска в сторону от двигателя.

Ведомые диски центрировать относительно оси коленчатого вала двигателя с помощью шлицевой оправки, вставив ее конец в отверстие переднего подшипника первичного вала коробки передач.

Установить нажимной диск в сборе с кожухом и закрепить кожух сцепления болтами. Закрепив кожух, отвернуть четыре стяжных болта.

Установить и закрепить коробку передач.

Проверить качество монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800— 2000 об/мин, проконтролировав:

  • — отсутствие заеданий деталей механизма (привода) выключения сцепления;
  • — чистоту выключения сцепления при полном нажатии на педаль. В этом положении педали сцепления включение I передачи и передачи заднего хода должно производиться без скрежета, а при включенной IV передаче — отсутствовать вращение вторичного вала.

Регулировка полного и свободного хода педали сцепления. Полный ход педали 2 (рис. 3), который должен составлять 195 мм, регулировать с помощью ограничителя 12.

Для регулировки свободного хода педали сцепления отсоединить тягу 17 от рычага 19. Ослабить затяжку контргайки вилки тяги.

Вращением вилки в необходимом направлении изменить длину тяги 17 для увеличения или уменьшения зазора между торцами упорного кольца и подшипника муфты выключения сцепления.

Соединить тягу с рычагом 19 и проверить величину свободного хода педали сцепления. Если она соответствует 30—40 мм, затянуть контргайку вилки.

Допускается переставлять рычаг 19 на один шлиц вала (относительно меток b, расположенных на торцах вала и рычага), если резьба тяги 17 при регулировке использована полностью.

Так же смотрим статью «Сцепление автомобиля КамАЗ», так как сцепление в принципе одинаковое.

Регулировка механизма сцепления на Урал-4320

На уральских грузовиках модели 4320 используется механический привод выключения сцепления, который оснащается пневмоусилителем. Пневмоцилиндр данного механизма смонтирован в картере КПП. Он оказывает воздействие на рычаг вала вилки, что приводит к дезактивации сцепления.

Управлять цилиндром позволяет пневмокран, предусмотренный в конструкции. Он соединен со штатной пневматической системой транспортного средства посредством шланга, будучи установленным на тяге.

Когда водитель нажимает на педаль сцепления на шток пневмокрана через тяги и рычаг передается усилие, которое отрывает клапан. В этот момент из пневмосистемы грузовика по шлангу подается воздух под давлением, который попадает в цилиндр, тем самым, оказывая дополнительное воздействие на рычаг.

При наличии в штатной пневматической системе авто достаточного количества воздуха, регулировка момента активации пневмокрана выполняется по следующему алгоритму:

  1. Осуществить демонтаж шланга, что подразумевает его отсоединение от крана.
  2. Выкрутить болты регулировки для обеспечения зазора между штоком и болтом.
  3. Выжать педаль сцепления, это следует сделать прилагая максимальное усилие.
  4. Вкрутить болт так, чтобы открылся клапан пневмокрана, позволяя воздуху из магистрали свободно выйти.
  5. Довернуть болт регулировки на половину или полный оборот.
  6. Зафиксировать болт контргайкой.

Привод управления сцеплением и тормозным краном УРАЛ-4320: 1 — кронштейн; 2 — болт регулировочный; 3 — контргайка; 4 — рычаг привода сцепления; 5 — кран пневматический; 6, 17 — шланги; 7 — тяга педали тормоза; 8 — тяга с компенсатором; 9 — рычаг вала педали сцепления; 10 — вал педали сцепления; 11 — ограничитель хода педали сцепления; 12, 13 — оттяжные пружины педалей тормоза и сцепления; 14 — педали сцепления и тормоза; 15, 19 — рычаги тормозного крана; 16, 21 — тяги; 18 — пневмоцилиндр; 20 — рычаг вала выключения сцепления.  

Педаль сцепления должна обладать полным ходом в диапазоне 19,5-20 сантиметров. Регулировка этого параметра выполняется болтом, регулирующим ограничитель хода, который предусмотрен конструкцией педали сцепления. Выполняется данная регулировка только в том случае, когда в пневмосистеме транспортного средства формируется давление воздуха более 6кгс/см2, что соответствует давлению в 0,6МПа.

В отличие от полного хода, свободный ход рассматриваемой педали должен быть в диапазоне 5-6 сантиметров. Оптимальная величина данного параметра можно определить нажатием на педаль тогда, когда в пневмосистеме транспортного средства отсутствует давление воздуха. Начало активации сцепления будет ощутимо по заметному увеличению усилия.

Регулирование свободного хода педали сцепления выполняется за счет корректировки длины тяги. Делается это поэтапно, по следующему алгоритму:

  1. Разъединить рычаг и тягу.
  2. Отпустить контргайку с последующим выкручиванием/закручиванием вилки для повышения/снижения свободного хода.
  3. Затянуть контргайку.
  4. Осуществить сопряжение рычага с тягой.
  5. Проверить произошедшие изменения в ходе педали.

В случае, когда резьба на тяге полностью использована, требуется сменить положение рычагов, переставив их на один шлиц против часовой стрелки.

Сцеплен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *