Ручная «ока» — журнал За рулем
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/СОЦИУМ
РУЧНАЯ «ОКА»
АВТОМОБИЛЬ, ЗАМЕНИВШИЙ НОГИ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ВИКТОР КОНОП
СеАЗ, ведущий родословную с 1939 года, выпускает машины с ручным управлением почти полвека — с 1953-го. Эволюция транспорта для инвалидов налицо — взгляните на таблицу и фото. Тем не менее он далек еще от потребности массы людей, лишенных возможности управлять обычными автомобилями.
Получив приглашение поучаствовать в заводских краткосрочных контрольных испытаниях* (ККИ) продукции СеАЗа, мы, не раздумывая, выбрали «Оку» с полностью ручным управлением.
НАЧНЕМ С САЛОНА
Мрачную черную винилискожу прежних машин сменила приятная матерчатая обивка дверей, боковин и сидений. Только задняя поверхность спинок и низ дверей из светло-серого «кожзама», но это оправдано.
Изменился профиль подушек и спинок передних кресел — сидеть стало удобнее (на годовалой редакционной «Оке» в крутых поворотах с сиденья сползаешь, словно с табуретки). Впрочем, сильно развитая боковая поддержка затрудняет вход-выход из машины. Заводу, половина продукции которого — автомобили с ручным управлением, это нельзя не учитывать. Попробуйте-ка из глубокого «ковша» перебраться на кресло-каталку — поймете сами. Нынешний вариант подходит всем.
Зеркало заднего вида с противоослепляющим покрытием приятного голубого оттенка, без рычажка переключения режимов «день-ночь». Мелочь, но жизнь облегчает.
Передние ремни безопасности — инерционные. В нижней части у них своеобразный противовес, сдвигающий ветвь ремня из дверного проема. Теперь, пробираясь на заднее сиденье, в силках не запутаешься.
Аккуратно сделаны рычаги и приводы ручного управления. Тяги не болтаются, траектории движения продуманы, рукоятки рычагов из вспененного полиуретана в меру мягкие. Места под рулевой колонкой предостаточно — педалей-то нет. Только изгиб рычага аварийного привода сцепления закрывает блок предохранителей — замена их будет трудна.
Теперь не о столь приятном. Левый ремень безопасности оказался заклинен. Возможно, при монтаже сместили механизм, и его маятник заблокировал ремень. Оставили все, как есть — заводчане разберутся. А у правого ремня нижний болт был затянут так, что противовес не работал. Ослабили, и посадка на заднее сиденье стала легка и приятна. Вот бы распорную втулку сделать подлиннее!
Плохо, что в нашу комплектацию не входит правое наружное зеркало. Неужели его цена имеет решающее значение? Не помешала бы и простенькая полочка над багажником и пробка бензобака с замком.
НА «ЧЕТВЕРКУ»
Кузов на совесть обработан антикором, а зазоры между кузовными панелями стали равномернее. Под капотом, на первый взгляд, все в порядке. Лишь позже, в поездках, проявился «барабашка». На холодном двигателе оба шланга радиатора потеют «Тосолом». На горячем — сухо. Подтяжка штатных червячных хомутов не помогает (да и не тянутся они толком!). Забава эта известна по многим вазовским машинам — меняют шланги и хомуты, пока сами собой не подберутся подходящие либо само пройдет.
Заглянем под машину. Слой упругого пластизоля на днище и крыльях внушал доверие. По привычке проверили затяжку крепежа — лишь одна из трех гаек кронштейна рычага задней подвески сдвинулась на полграни.
Огорчила система выпуска… Хомуты затянуты, а в телескопических соединениях все же заметны следы прорыва выхлопных газов. Подушки крепления глушителя и выпускной трубы нагружены явно неравномерно. Похоже, геометрия системы далека от расчетной. И если, как сказали на заводе, проблема герметичности близка к окончательному решению (заканчивается подготовка производства к переходу на фланцевые соединения), то по «кривизне» с поставщиками придется всерьез работать.
Что ж, твердую российскую «четверку» за качество сборки автомобиля поставить можно. Подвели ремни и выпускная система.
ПРЕМУДРОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Знать их полезно и тем, кто будет править машиной, и тем, кто движется рядом в транспортном потоке.
Наша «Ока» — с автоматизированным электровакуумным приводом сцепления (ЭПС). Коробка передач, сцепление и трос выключения остались штатными. А на педаль, вернее, короткий рычаг, оставшийся от нее, действует через дополнительную тягу вакуумная камера. Разрежение — от двигателя, команда на выключение — от рукоятки переключения передач. Управляет процессом электронный блок, обрабатывающий сигналы от рукоятки, датчика скорости автомобиля, коммутатора и катушки зажигания, датчиков положения дроссельной и воздушной заслонок карбюратора. ЭПС работает в двух режимах — для нормальных и тяжелых (пересеченная местность, рыхлые грунты, троганье на крутом подъеме) условий.
Внешне управление коробкой простое и легкое: чтобы тронуться, включаешь передачу и плавно прибавляешь газ. Когда надо переключиться, переводишь рычаг в нужное положение. Как на обычном автомобиле, только сцепление трогать не надо. Почти автоматическая коробка.
В ГОРОДСКОЙ СУЕТЕ
Если все делать не спеша и плавно, проблем нет. Но в нервном московском ритме движения поневоле приходится торопиться. А разработчики в расчете на среднего водителя и среднюю интенсивность движения заложили в «мозги» системы средние же задержки. Разгон затягивается. Но время включения сцепления после отпускания рукоятки КП — 2,5-4 с, а после нажатия на газ — 0,5-1 с. Поэтому, переключив передачу и сняв правую руку с рычага, одновременно плавно нажимаем левой на акселератор. Тогда получается приемлемо. Тем не менее, временные задержки при торможении двигателем лучше бы сократить.
Другая особенность — большое (7,5- 8 кгс) рабочее усилие на рычагах газа. Это мешает точно дозировать открытие дроссельной заслонки: не рассчитал — машина дергается. Специалисты говорят, что у людей с ограниченными возможностями ног руки становятся сильнее. Им сложнее приспособиться к мягкому газу.
При служебном торможении до полной остановки с включенной четвертой передачей двигатель в последний момент глохнет. На третьей — дергается, но продолжает работать. К сожалению, нынешний блок управления парировать это не может. Скоро должна появиться новая, микропроцессорная система — плод совместной работы СеАЗа и калужского завода «Авто-электроника». Ее возможности гораздо шире. А пока остается выключать четвертую передачу заранее.
Впрочем, все сказанное досаждает лишь в пределах Садового кольца в час пик. Стоит выбраться в спальный район или областной город, претензии к поведению машины исчезают.
Вообще, руки водителя перегружены, даже с ЭПС. Ведь кроме руля они должны управлять и тормозом, и газом (без ЭПС — еще и сцеплением!). И как бы разработчики ни старались, оптимального алгоритма для всех дорожных ситуаций не получается.
К примеру, остановившись на подъеме или спуске, удерживаешь машину служебным тормозом (правой рукой). Чтобы тронуться, если была включена не первая передача, надо переключиться. Все той же занятой правой рукой! Приходится, не отпуская тормоз, левой затянуть ручник, потом правой включить передачу и начать движение. Неудобно, сложно, долго? Да, и это с помощником — ЭПС. Без него еще и рычаг сцепления двигать надо. Тогда чем руль держать?
Кстати, сдавать задним ходом проще по-грузовому, ориентируясь по наружным зеркалам заднего вида. Вот почему правое необходимо! Если смотреть через заднее стекло, правой рукой до рычага тормоза не достанешь.
Управляя ручным автомобилем, надо заранее рассчитывать свои действия и не суетиться (кто спешит, пусть объезжает). В час пик лезть в левые ряды и вести силовую борьбу не стоит. А окружающим водителям не к лицу подрезать спецмашину, стремясь вклиниться на свободное место.
Движение по асфальту освоили, а какова машина на проселке?
В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ…
Сначала — песчаный подъем в обоих режимах. В «тяжелом» — ощутимо легче, будто включили пониженную передачу. Осмелев, подобрали длинный грунтовый подъем и усложнили задачу: тронуться на горизонтальном участке, на подъеме разогнаться, переключиться на вторую передачу и на ней доехать до конца горы. В «нормальном» режиме трюк не удался — на второй передаче машина скисает, дергается и не едет. В «тяжелом» — легко выполняет условия.
Затем на ровном неукатанном песчаном поле в «нормальном» режиме движемся до зарывания ведущих колес в песок. Выталкиваем машину и снова пытаемся тронуться. В «нормальном» режиме не удается — буксует и зарывается снова. А в «тяжелом» — без проблем. Полезная оказалась опция.
В ФИНАЛЕ
За 1080 км испытаний «Ока» не подвела ни разу. Ничего не отвалилось, не застучало, не потекло. В кузове уютно и сухо. Даже в длительных поездках и стоянках под дождем вода в салон и багажник не попадала. А главное — машина научила нас понимать дрессировщиков ручных автомобилей. Удачи им на дорогах.
МНЕНИЕ БЫВАЛЫХ
Ольга Борисовна Есенина, стаж управления ручными машинами 30 лет: «Качество сборки важнее материала обивки. Ресурс большинства узлов мал, а качество запчастей низкое. На моей «Оке», кроме мелочей, бензопровод сгнил за три зимы, за 35 тыс. км дважды меняли ШРУСы и шаровые опоры. Главное — чтобы машина не ломалась, ходила от ТО до ТО без отказов. Чтобы разделить «грехи» завода и сервиса, завод должен предупреждать покупателей о реальной эксплуатационной ходимости узлов».
МНЕНИЕ БЫВАЛЫХ
Евгений Борисович Кипербанд, преподаватель, инструктор по вождению, стаж управления ручными автомобилями — 30 лет, общий — 37 лет: «Ручное управление «Окой» удобнее, чем у других машин. Плохо, что до’роги запчасти и мал реальный ресурс. Хотелось бы поворачиваемое сиденье водителя и обязательно — поручень над левой дверью».
*ККИ — краткосрочные контрольные испытания. Проводятся ОТК завода раз в квартал контрольным осмотром и пробегом до 3000 км в нормальной эксплуатации. Машину берут наугад в состоянии, в котором она уйдет к потребителю.
МНЕНИЕ БЫВАЛЫХ
Евгений Вазгенович Степанян, бывший водитель-испытатель ЗИЛа шестого разряда, стаж управления ручными машинами — 5 лет, общий — 42 года: «К нашей электронике отношусь недоверчиво — сомневаюсь в ее надежности. У «Оки» нестабильны углы установки передних колес, слабые диски. Низкое качество глушителя. Хотелось бы улучшить свет в салоне — «светлячок» над дверью слаб. Нужны закрывающиеся «бардачки». Низко стоит звуковой сигнал — быстро ржавеет и перегорает».
Слева — вакуумная камера, справа — ресивер системы ЭПС.
Блок управления ЭПС — справа от коммутатора системы зажигания. РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ АО «СЕАЗ», ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ» И МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛУБ ИНВАЛИДОВ ЗА УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.
adx00070xxx SDS Exclusive . Цена, фото, характеристики, применимость.
Найти фото товара в интернете
0 из 10
SDS Exclusive
ADX00070XXX
Показать все характеристики для SDS Exclusive ADX00070XXX
Показать для каких автомобилей подходит SDS Exclusive ADX00070XXX
Оригинальные номера производителей аналогом которых является SDS Exclusive ADX00070XXX
Комплект сцепления1 из 10
Производитель: Krafttech
Артикул: W00160E
Диаметр: 160 мм
Профиль ступицы: 15. 2×17.3
Число зубцов: 20
Дополнительный артикул / дополнительная информация 2: с диском сцепления
Дополнительный артикул / дополнительная информация 2: с выжимным подшипником
Дополнительный артикул / дополнительная информация 2: без махового колеса
Дополнительный артикул / Дополнительная информация: с нажимным диском сцепления
Поставщик — дилер данного бренда
4 037 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Поставщик — дилер данного бренда
4 133 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
(18)
Корзина сцепления без выжимного0 из 10
Производитель: Trialli
Артикул: FS 811
Диаметр: 200 мм
Вес: 3,3 кг
Количество: 1
1 дн
Показать сроки доставки
2 199 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Поставщик — дилер данного бренда
0 дн
Показать сроки доставки
2 230 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
(11)
Корзина сцепления без выжимного0 из 10
Производитель: Fenox
Артикул: PP60001C3
0 дн
Показать сроки доставки
2 260 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Другие предложения (10)
Комплект сцепления0 из 10
Производитель: Trialli
Артикул: FR 711
4 дн
Показать сроки доставки
3 479 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
0 дн
Показать сроки доставки
3 594 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Другие предложения (29)
Комплект сцепления0 из 10
Производитель: MILES
Артикул: GE09104
Диаметр: 160 мм
Профиль ступицы: 15. 2×17.3
Число зубцов: 20
Поставщик — дилер данного бренда
0 дн
Показать сроки доставки
3 594 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Другие предложения (9)
Найти фото товара в интернете
Диск сцепления нажимной (корзина) для ам ВАЗ Ока 1111 и мод.0 из 10
Производитель: Пекар
Артикул: 1111-1601085
6 дн
Показать сроки доставки
2 448 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
5 дн
Показать сроки доставки
2 672 ₽
Купить аналог SDS Exclusive ADX00070XXX
Другие предложения (1)
Срок поставки
Сегодня2 230 ₽
Завтра2 199 ₽
Вторник3 479 ₽
3-5 дней2 672 ₽
Более 5 дней2 448 ₽
Доступное количество
Производители
Fenox2 260 ₽
Krafttech4 037 ₽
Trialli2 199 ₽
Пекар2 448 ₽
MILES3 594 ₽
Eye Clutch — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.
Пожалуйста, обновите до последней версии.Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 977 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Приобрести клатч с солнечными часами-поводырем
Ваша корзина пуста.
Включить файлы cookie для использования корзины
Продолжить покупкиДополните свой образ
Цельный кусок тонны | Черный
Слитный купальник Tonne — это костюм 3 в 1, который вам нужен в этом купальном сезоне. С 3
- Обычная цена
- 198,00 долларов США
- Цена продажи
- 198,00 долларов США
- Обычная цена
-
198,00 долларов США - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Список ожидания
Плетеный клатч Gigi | Bone
Плетеный клатч Gigi — идеальное сочетание практичности и стиля. Его нейтраль
- Обычная цена
- $398,00
- Цена продажи
- $398,00
- Обычная цена
-
$398,00 - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Список ожидания
Кошелек для монет Marisa | Bone
Кошелек для монет Marisa отлично подходит для хранения любых вещей
- Обычная цена
- $88.00
- Цена продажи
- $88.00
- Обычная цена
-
$88. 00 - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Список ожидания
Выходные | Абстрактное солнце
Абстрактное солнце выходного дня
- Обычная цена
- $398,00
- Цена продажи
- $398,00
- Обычная цена
-
$398,00 - Цена за единицу товара
- /за
Продажа Список ожидания
Клатч Aleza из макраме | Цвет слоновой кости
Клатч Aleza Macrame — идеальное сочетание практичности и стиля.